Акты федерального собрания и его палат конституционное право

Конституционное право России

Учебники для вузов

7.3.8. Акты Федерального Собрания Российской Федерации

Основными актами Федерального Собрания Российской федерации являются законы (порядок принятия Федеральным Собрание законов будет рассмотрен ниже).

Конституция РФ содержит перечень законов, принимаемых на уровне Федерации, — это федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ.

Юридическая сила принимаемых Федеральным Собранием законов неодинакова. Первое место в иерархии законов занимают законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ. Они имеет такую же юридическую силу, что и сама Конституция РФ. На втором месте стоят федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и не могут ей противоречить. Третье место отводится федеральным законам, принимаемым по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к предметам исключительного ведения Российской Федерации и к предметам совместного ведения Российской федерации и ее субъектов. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Конституция РФ в силу федеративного характера государственного устройства России закрепляет принцип верховенства федерального закона по отношению к законам субъектов Федерации. Так, законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральному закону, принятому по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В то же время Конституция РФ гарантирует верховенство закона субъекта Федерации, принятого по вопросам, не отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации и предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ (ст. 102, 103), принимают постановления. Постановления принимаются палатами большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, если Конституцией РФ не предусмотрен иной порядок. Постановлениями палат Федерального Собрания оформляются также принятие Регламентов, изменения и дополнения к ним; результаты голосования об избрании Председателей и освобождении их от занимаемых должностей; другие решения, принимаемые палатами по вопросам их внутренней организации.

По общеполитическим, социально-экономическим и международным вопросам Совет Федерации и Государственная Дума могут выступать с заявлениями и обращениями. Заявления и обращения палат Федерального Собрания имеют не юридическое, а скорее политическое значение и выражают позиции палат по вышеперечисленным вопросам.

Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального Собрания определяется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после их принятия. Официальным опубликованием акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Акты Федерального Собрания и его палат. Законодательный процесс.

Необходимо различать федеральные и иные законы, издаваемые российским парламентом, и акты его палат.

Важнейшая роль отводится ФКЗ, перечень которых установлен конституционными нормами. Они посвящены:

а) конкретным государственно-правовым институтам (ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»)

б) особым правовым режимам (ФКЗ «О военном положении»)

в) федеративным отношениям и их субъектам (ФКЗ «О порядке принятия в состав РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ»)

г) официальной государственной символике (ФКЗ «О флаге РФ).

ФКЗ отличаются содержанием, высшей юридической силой и особым порядком принятия и введения в действие.

К ФКЗ примыкают законы РФ о поправках к Конституции РФ.

Следующими по значимости актами, принимаемыми Федеральным Собранием, являются федеральные законы, издаваемые в порядке текущего законотворчества по различным отраслям права.

Кроме вышеуказанных актов, палаты парламента издают постановления по предметам своего ведения и по вопросам внутренней организации. Они принимаются большинством от общего числа депутатов (членов) палаты.

Государственная Дума принимает постановления по таким вопросам, как: об одобрении проекта закона РФ о поправках к Конституции, проекта ФКЗ, о принятии ФЗ; о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; о недоверии Правительству РФ; об объявлении амнистии и др.

Порядок принятия постановлений определен Конституцией (ст. 102 ч. 3 и ст. 107 ч. З) и регламентными нормами.

Большое общественно-политическое значение имеют официальные заявления и обращения, принимаемые парламентом в том же порядке, что и постановления палат. Однако они не являются нормативно-правовыми актами.

Самостоятельное значение имеют Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, содержащие нормы материального и процессуального права, и утвержденные постановлениями палат.

Лекция 12. Законодательный процесс в РФ

1. Понятие и участники законодательного процесса

Законодательный процесс – это строго регламентированная процедура, включающая в себя ряд последовательных стадий, которые обеспечивают принятие нормативно – правовых актов. Эта процедура регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Принципы законодательного процесса:

1) поэтапность (последовательное движение законопроектов);

3) публичное обсуждение законопроектов;

4) правовое обеспечение;

5) согласование спорных решений;

7) демократизм и законность.

Цели законодательного процесса:

— принятие поправок к действующей Конституции РФ;

— принятие ФКЗ и ФЗ;

— внесение изменений и дополнений в действующие законы СССР и РФ.

В законодательном процессе участвуют Президент РФ, Совет Федерации и другие субъекты права законодательной инициативы (согл. ст.104), Государственная Дума, органы официального опубликования законов. В этом процессе участвуют также полномочные и официальные представители Президента в Государственной Думе и Совете Федерации, представители Правительства РФ в палатах Федерального Собрания, представители федеральных министерств (статс-секретарь в ранге заместителя министра), работники Администрации Президента РФ, аппаратов Правительства РФ и палат Федерального Собрания, ученые, эксперты.

Конституция выделяет два вида федеральных законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов — федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (ст. 76).

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76). К правовым актам субъектов Федерации отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Все правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15), федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ст. 4).

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией.

Конституция предусматривает принятие федеральных законов, затрагивающих практически все сферы государственной, экономической, социально-культурной жизни. Федеральный закон от 4 марта 1998 г, «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» предусматривает еще одну форму нормативного правового акта, а именно закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Следует иметь в виду, что законы и другие правовые акты, которые действовали на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 года, применяются в части, не противоречащей ей.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 54 ; Нарушение авторских прав

Акты Федерального Собрания РФ и его палат

Правовыми формами реализации компетенции Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые им акты. Основные акты Федерального Собрания – это законы.

Закон характеризуется рядом черт. Он принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа Российской Федерации. Закон содержит правовые нормы и потому является нормативным актом. Он обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов. Закон имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации. Он является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой но сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить.

В соответствии с Конституцией (ст. 76) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3).

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. К их числу относятся: чрезвычайное положение (ст. 56); принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта (ст. 65); изменение статуса субъекта Российской Федерации ( ст. 66); описание и порядок официального использования Государственных флага, герба и гимна Российской Федерации (ст. 70); референдум (ст. 84); режим военного положения (ст. 87); введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88); порядок деятельности Правительства Российской Федерации (ст. 114); установление судебной системы Российской федерации (ст. 118); установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов (ст. 128); созыв Конституционного Собрания (ст. 135).

Порядок опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания установлен ФЗ от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изменениями от 22 октября 1999 г.).

Юридическая сила законов и актов Федерального Собрания в РФ связывается с их официальным опубликованием, т. е. применяться могут только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Общее правило вступления в юридическую силу нормативных актов независимо от их формы – по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

Официальному опубликованию подлежат не только вновь принятые федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания, а также все внесенные в них изменения или дополнения, при этом весь измененный нормативный акт может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Официальное опубликование законов и актов палат Федерального Собрания – их первая публикация (в редакции, принятой Федеральным Собранием РФ, без каких-либо изменений и поправок) в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Допускается публикация федеральных конституционных и федеральных законов и актов палат Федерального Собрания в иных печатных изданиях, информирование правоприменителей посредством компьютерных систем «Гарант» и «Консультант Плюс», а также их обнародование по телевидению и радио, направление их государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, издание их в виде отдельного книжного издания.

Именно день официального опубликования признается днем принятия федеральных законов и актов Федерального Собрания. Датой же принятия ФКЗ считается день одобрения палатами Федерального Собрания.

Срок официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Федерального Собрания и международных договоров РФ различен:

1) все законы подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ, именно он направляет федеральные конституционные законы и федеральные законы для официального опубликования;

2) акты палат Федерального Собрания публикуются в течение 10 дней после дня их принятия, они направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем;

3) международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в вышеперечисленных печатных изданиях одновременно на всей территории РФ, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (вступление закона или акта с момента опубликования, при наступлении определенных событий или по истечении более длительного срока).

Дополнение:

АКТЫ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — решения, принимаемые палатами Федерального Собрания — Государственной Думой и Советом Федерации по вопросам их ведения. Согласно ст.ст. 102 и 103 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума, осуществляя свои полномочия, принимают решения в форме постановлений. Постановлением палаты оформляется и принимаемый палатой закон, и политическое заявление или обращение. При этом каждая из палат принимает постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ, а также по вопросам организации своей внутренней деятельности.

По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации и Государственная Дума могут выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палат. Обе палаты Федерального Собрания могут принять постановление в целом, могут принять проект постановления за основу. В последнем случае дальнейшее обсуждение и голосование проводятся по пунктам и (или) частям проекта постановления. После принятия в целом всех пунктов, частей проекта постановления проводится голосование по принятию постановления в целом.

Постановления принимаются большинством голосов (т.е. не менее чем 50% плюс один голос) от общего числа членов (депутатов) палаты, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Например, решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; при несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации об отклонении принятого ею федерального закона последний считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов этой палаты. Не менее 2/3 голосов требуется при принятии постановления об одобрении федерального конституционного закона. Постановление о поддержке предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 3 Конституции РФ должно набрать 3/5 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Акты федерального собрания и его палат конституционное право

Глава 5. Федеральное Собрание

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

§ 8. Акты Федерального Собрания Российской Федерации

Основными актами Федерального Собрания РФ являются законы. В Конституции РФ используется понятие “федеральный закон”. Федеральный закон — это закон, принимаемый федеральным парламентом по вопросам, отнесенным Конституцией к совместной компетенции Федерации и ее субъектов1. Понятие “федеральный закон”, впервые введенное Конституцией РФ 1993 г., используется ею в двух значениях. Одно из них указывает на понятие федерального закона как охватывающего все законодательные акты, издаваемые на уровне Федерации, а именно: обычные федеральные законы, федеральные конституционные законы, а также законы о конституционных поправках (см. § 7). В другом значении федеральный закон понимается как акт текущего законодательства, в отличие от особого вида законов — федеральных конституционных законов, а также законов о конституционных поправках.

Обычные федеральные законы принимаются в порядке, предусмотренном ст. 105-107 Конституции РФ. Вместе с тем ст. 105 Конституции РФ охватывает оба вида законов: федеральные законы и федеральные конституционные законы. Однако в отношении последних действуют особые правила, предусмотренные в ст. 108 Конституции РФ. Порядок принятия законов о конституционных поправках на конституционном уровне регулируется ст. 136, кроме поправок к ст. 65 Конституции РФ, а также Федеральным законом “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации” от 4 марта 1998 г. В соответствии с вышеназванными положениями определяется иерархия федеральных законов. Закон о конституционных поправках имеет ту же юридическую силу, что и сама Конституция. Федеральный конституционный закон не может противоречить Конституции РФ, но стоит выше федерального обычного закона, так как последний не может ему противоречить (ч. 3 ст. 76). Неодинаково решается Конституцией вопрос о действии федеральных законов. Федеральные конституционные законы и обычные федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ, имеют прямое действие на всей территории РФ (ч. 1 ст. 76). В отношении федеральных законов, принимаемых по предметам совместного ведения, такой оговорки нет, так как они могут быть конкретизированы соответствующими законами субъектов Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции).

1 См.: Конституция Российской Федерации. Энциклопедический словарь. С. 296.

В связи с этим можно также выделить несколько основных конституционных свойств закона, принимаемого парламентом Российской Федерации.

Закон Российской Федерации:

принимается только палатами Федерального Собрания Российской Федерации;

содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом;

обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами РФ;

имеет прямое действие на всей территории РФ;

является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами всех государственных органов, кроме Конституции РФ, которой он не может противоречить.

Как было отмечено, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 76) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, последние не могут противоречить федеральным конституционным законам. При этом федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К их числу относятся:

чрезвычайное положение (ч. 2 ст. 56);

принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта (ч. 2 ст. 65);

изменение статуса субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 66);

описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна РФ (ч. 1 ст. 70);

референдум (п. “в” ст. 84);

режим военного положения (ч. 3 ст. 87);

введение на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88);

деятельность Уполномоченного по правам человека (п. “д” ч. 1 ст. 103);

порядок деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114);

установление судебной системы РФ (ч. 3 ст. 118);

установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ч. 3 ст. 128);

созыв Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135).

Признание Федерального Собрания органом законодательной власти, принимающим законы, означает, что ни один закон Российской Федерации не может быть принят, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает развернутой компетенцией в сфере законодательства в рамках полномочий Российской Федерации. В главе “Федеральное Собрание” не говорится, что парламент является единственным законодательным органом Российской Федерации. Конституция, однако, не называет другие органы, которые могут выполнять функции законодательного органа.

Демократическая организация государства предполагает, что носителем законодательной власти всегда выступает парламент. Положения о том, что парламент олицетворяет законодательную власть и принимает законы, закреплены в конституциях демократических правовых государств. Так, в Конституции США записано: “Все законодательные полномочия, сим установленные, принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей” (раздел 1 ст. 1). Конституция Франции 1958 г. на этот счет содержит простую, но четкую формулу: “Законы принимаются парламентом” (ст. 34). Трактовка законодательных полномочий парламента в Великобритании практически беспредельна: ему дозволяется принять закон по любому вопросу, без всяких ограничений. Никакому другому органу не дано право принимать акты, стоящие над законами парламента. В то же время в ряде государств при определенных условиях допускается как прямое, так и делегированное законодательствование со стороны исполнительных структур (президент и правительство).

Конституция РФ исходит из общего демократического принципа всех федеративных государств верховенства федерального закона по отношению к законам субъекта Федерации. Конституция РФ также устанавливает, что федеральные законы принимаются по предметам ведения РФ и ее субъектов. Она закрепляет верховенство федерального закона на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4). Этот принцип конкретизируется в ст. 76, предусматривающей, что законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральному закону, принятому в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76, т. е. по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В то же время Конституция РФ гарантирует верховенство закона субъекта Федерации, принятого по вопросам, отнесенным к его исключительной компетенции, т. е. не входящим в предметы ведения самой Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Вместе с тем отсутствие четко определенного круга вопросов, по которому законодательствует Федеральное Собрание, позволяет другим органам, осуществляющим государственную власть в РФ, издавать нормативные акты, регулирующие, в том числе, наиболее важные общественные отношения, которые должны по сути попадать в сферу правового регулирования законом. Это имеет отношение, прежде всего, к нормотворческой деятельности Президента РФ, имеющего конституционное право издавать нормативные указы, а также Правительства РФ, издающего постановления и распоряжения. Круг вопросов, по которым Президент РФ принимает нормативные указы, как известно, чрезвычайно широк, а по значимости многие из них сравнимы с законом. С одной стороны, это положение можно объяснить недостатками в законодательной деятельности парламента, подчас не успевающего принимать необходимые законы и отстающего в законодательном регулировании наиболее важных общественных отношений. Разумеется, это связано как с недоработками в сфере законодательной техники, так и в области планирования законодательной деятельности Федерального Собрания.

Другим видом актов, принимаемых палатами Федерального Собрания, являются постановления. Они относятся к числу особых нормативных актов, имеющих подзаконный характер и издаваемых по преимуществу по вопросам индивидуального характера, не требующих законодательного оформления. Круг таких вопросов, отнесенных к ведению палат, закрепляется в соответствующих статьях Конституции РФ. В отношении Совета Федерации вопросы, отнесенные к его ведению, по которым палата принимает постановления, закреплены в ст. 102 Конституции РФ. Круг аналогичных вопросов, по которым постановления принимает Государственная Дума, установлен в ст. 103 Конституции РФ. Регламенты палат также предусматривают, что палаты принимают постановления по вопросам, отнесенным к их ведению. Постановления, принимаемые как Советом Федерации, так и Государственной Думой, не требуют утверждения какими-либо иными государственными органами.

Постановления принимаются палатами большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации (в соответствии с ч. 3 ст. 102, а также ч. 3 ст. 103 Конституции РФ). Однако названные парламентские процедуры действуют, если Конституцией РФ не предусмотрен иной порядок. Например, в соответствии со ст. 93 Конституции РФ решение об отрешении Президента РФ от должности принимается двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации. В другом случае, в процедуре пересмотра Конституции РФ Федеральное Собрание выступает лишь в качестве инициатора, принимая постановление, содержащее предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9. Такое постановление принимается квалифицированным большинством каждой палаты — тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (ч. 1 ст. 135 Конституции РФ). Регламентами палат Федерального Собрания предусматривается принятие постановлений и по ряду других вопросов, касающихся организации их деятельности. Например, в соответствии с регламентами решения об образовании комитетов палат и положения о них утверждаются постановлениями палат. Избрание Председателей по регламентам также оформляется постановлениями палат.

По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации и Государственная Дума могут выступать с заявлениями и обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления. Постановления Совета Федерации часто посвящены актуальным вопросам жизни страны, в них отмечаются недостатки деятельности Правительства, содержатся обращения к Государственной Думе принять необходимые законодательные акты. Заявления и обращения Государственной Думы многообразны и принимаются чаще, чем Советом Федерации. Им присуща гораздо более острая политическая форма. Это характерно для обращений к Президенту РФ по вопросам внутриполитического и экономического положения в стране. Вместе с тем заявления и обращения Государственной Думы, так же, как заявления и обращения Совета Федерации, не содержат обязательных указаний для Президента и Правительства и имеют морально-политическое значение. Более значимыми являются заявления Государственной Думы по международным вопросам, которые дают оценку важным внешнеполитическим действиям зарубежных государств.