Классный час права и обязанности ребенка 4 класс

Содержание:

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Начальная школа. Другое
  • Мы изучаем права и обязанности (классный час во 2 классе)

Мы изучаем права и обязанности (классный час во 2 классе)

Классный час во 2а классе (2013/2014 уч.год)

Мы изучаем права и обязанности

Зацаренская Е.П.,
классный руководитель

Цель:познакомить детей с «Конституцией» России, «Конвенцией о правах ребенка», всеобщей «Декларацией о правах человека».

Задачи: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;

обобщить знания детей об основных правах ребёнка; способствовать развитию мотивации детей к использованию правовых знаний в жизни.

формировать уважительное отношение друг к другу, воспитывать у учащихся чувство гражданской ответственности

Оборудование: Словарь С.И. Ожегова, ребусы, карточки с опорными словами, выставка рисунков, презентация.

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Актуализация опорных знаний. Определение задач.

— И сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в замечательную страну права, постараемся определить вместе с вами права и обязанности учащихся.

Представьте, что мы находимся на корабле, и являемся единой командой. Мне интересно знать, какое настроение у команды.

— Вот разноцветные флажки, выберите тот флажок, который соответствует вашему настроению (красный, зелёный, синий, жёлтый, чёрный, коричневый).
(Каждый ученик выбирает себе цветной флажок).
— Кораблю необходим флаг. (На доску вывешивается флаг с эпиграфом к мероприятию). Пусть девизом сегодняшней нашей встречи будет высказывание:

«Жизнь человека полноценна только тогда, когда ее озаряют права человека»

— Как понимаете эти слова? (высказывания учащихся)

3. Вступительное слово учителя

— Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать по отношению друг к другу и что не могут? На что имеют право и на что не имеют? (Слайд 2).

И люди взялись за решение этих вопросов. В беседах между собой они пытались об этом договориться и установить правила жизни в человеческом обществе. Эти правила записаны во Всеобщую декларацию прав человека. В ней изложены права взрослых людей (Слайд 3).

Дети тоже являются полноценными членами общества людей. У них тоже есть права и обязанности. Люди из разных стран собрались вместе, договорились и приняли одинаковые права для всех, независимо от того, в каком государстве живет маленький человек. В 1989 году Организация Объединенных Наций создала и приняла документ, в котором прописаны права и обязанности детей. Этот документ называется Конвенция о правах “ребенка” (Слайд 4).

В каждой стране есть еще и своя Конституция это основной закон, по которому должны жить граждане страны (Слайд 5).

Права взрослого и права ребенка важно знать. Не менее важно помнить, что кроме прав и у взрослых и у детей есть обязанности, которые необходимо выполнять.

_Сегодня мы поговорим о том, почему важно знать права и обязанности и зачем их надо выполнять.

4. Беседа по теме

— Давайте порассуждаем; как вы понимаете, что такое права, права человека?
(Это правила, по которым мы можем жить).

— Попробуем выделить права ребенка из прав человека, т.е. ваши права. Как вы считаете, на что вы имеете права?

(Учитель вешает карточку со словом «Права» в центре доски и записывает ответы учеников, стремясь их по возможности систематизировать).

— уважение своей личной жизни, своего достоинства (слайды 6-14)

— на учебу, образование защищенность в жизни (когда есть помощь)
общение и дружбу со сверстниками

— права на семью, жилье, хорошие отношения в семье (когда родители не кричат на меня)
благополучную обстановку в школе (нет злых учителей) на собственность

— Как, по-вашему, почему мы специально выделили права ребенка из прав человека?

(Потому что ребенок нуждается в особой защите: он слабее взрослых; он еще много не знает и не умеет).

5. Конкурс «Кто больше вспомнит»

«Конкурс «Кто больше вспомнит».

Работа в группах. (обсуждения)

(класс разделился на 5 групп, детям предложены названия произведений, необходимо обсудить какие права героя или героев нарушены) (вспоминаем правила работы в группах)

1 группа-«Колобок»: (у героя хотят отнять жизнь лиса, волк и др.);
«Терем-теремок»: (медведь отнимает дом);
2 группа- «Волк и ягненок» (басня):( волк покушается на жизнь ягненка);
«Красная шапочка»: (волк покушается на жизнь бабушки и Красной шапочки);
3 группа — «Муха-цокотуха»(паук хотел убить муху).

«Гадкий утёнок» (обижали маленького утёнка, право относится ко всем одинаково, не зависимо от цвета кожи, внешнего вида и общения на другом языке.)

4 группа– «Приключения Буратино» (держал кукол в рабстве Карабас Барабас)

«Золушка» ( несчастной девушке было запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер, не имела права на отдых и досуг)

5 группа – «Приключения Буратино» (главный герой не воспользовался правом на бесплатное образование)

«Волк и семеро козлят» (Волк не имеет права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно).

Вывод:

— Вы заметили, что во многих сказках одни герои покушаются на жизнь других. И причем зло всегда наказывается, т.к. жизнь человека (как и любого другого живого существа) – это самое дорогое, что у него есть.

ФИЗМИНУТКА

6. Изучение обязанностей учащихся.

— Разговаривая о правах, нельзя не говорить об обязанностях.
Обязанности неразрывно связаны с правами. Все вы на сегодняшний день – ученики, учащиеся. Учеба – это ваш первый и главный труд. И чтобы ваш труд давал хорошие результаты, необходимо выполнять определенные обязанности. А какие, давайте прочитаем.

Работа в парах ( на столах карточки)

«Обязанности учащихся»:

1.Посещать все уроки, не опаздывая на них.

2.На уроках вести себя в соответствии с правилами поведения в школе.

3.Успевать по всем предметам школьного курса.

4.Во время перемен, в столовой, на общественных мероприятиях соблюдать культуру поведения.

5.Соблюдать культуру внешнего вида.

6.Бережно относиться к школьному, общественному имуществу.

— И каждый из вас должен подумать, какие обязанности он нарушает, какие выполняет. Сравните свои поступки с этими обязанностями.

— Наверное, каждый знает о себе, кто любит опаздывать в школу, как себя ведет на переменах и уроках; какие оценки получает по предметам; и насколько опрятен в отношении своего внешнего вида и личных вещей.

И сейчас задайте себе такой вопрос: «Если я буду нарушать права и обязанности, что будет?»

Давайте подумаем вместе и ответим на этот вопрос.

— Как будут относиться к вам учителя, если вы будите прогуливать уроки, или опаздывать на них?

(Не будет понимания с учителями; будут конфликты; записи, замечания в дневниках).

— Если не успевать по всем предметам, приносить плохие оценки домой, какова будет реакция родителей? (Будут часто наказывать).

— Если не соблюдать культуру поведения на уроках, переменах, в столовой, на общественных мероприятиях? (Будут конфликты и ссоры).

— Если не соблюдать культуру внешнего вида, к вам потянутся люди, с вами захотят дружить? (Нет, не будет друзей).

-Вы хотите, чтобы у вас были конфликты и наказания со стороны учителей и родителей? (Нет).

— Хотите иметь в дневниках только отрицательные отметки (Нет).

— Хотите жить без друзей (Нет).

Вывод:

— Значит, вам на сегодняшний день жизненно необходимо выполнять обязанности учащихся и, конечно же, уважать права других людей.

Итог

Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

Мы с вами говорили о правах, обязанностях детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

7. Практическое задание (индивидуально)

( на парте листочки зелёного цвета с тестом)

Тест:

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов — вы порядочный человек. Продолжайте действовать, так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов — вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов — здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над

8. Игра «Встретимся с друзьями!»

Содержание игры: учащимся раздают кусочки разрезанных на четыре части открыт­ки, по сигналу учащиеся начинают общаться для поиска «своей открытки», побеждают те, кто быстрее соберут свою открытку , однако игра завершается, когда все участники собе­рут открытки — найдут друзей.

9. Итог

Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

10. Рефлексия

— Кого заставил задуматься сегодняшний классный час? (смайлики)

— И в завершение нашего классного часа, дарю «Памятку школьнику» (буклет)

Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников.

  • Добросовестно учись.
  • Соблюдай дисциплину
  • Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.
  • Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.
  • Школа — твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы. (К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность).
  • Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.
  • Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
  • Если потребуется твоя помощь, не раздумывай — помоги. В следующий раз помогут тебе.
  • В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Итог занятия:
— Спасибо за работу! Считаю, что мы плодотворно и с пользой работали над этой темой.
— Молодцы! Все были активными!

Классный час (4 класс) на тему:
я-школьник. права и обязанности школьников 4 класс

классный час на тему «права и обязанности школьников.Конституция России»

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС «Права и обязанности школьников» 4 КЛАСС

Показать единство прав и свобод.

Доказать, что права и обязанности нужны каждому человеку.

Способствовать формированию правовой грамотности и осознанному нравственному поведению.

Развивать мышление и воображение.

Цели для учащихся:

Убедиться (поверить) и запомнить, что у любого человека нет прав без обязанностей.

Понять, что обязательный человек — это успешный человек.

Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point.

1. Сообщение темы и цели классного часа (Слайд 2)

Тема нашего классного часа «Права и обязанности школьников»

— Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: «Что люди могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?» Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества.

Все мы разные, но одно у нас общее — это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

2. Обобщение понятий «права» и «обязанности» школьника.

— Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право? (Ответ детей. Слайд 3)

Право — это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.

— Где права, там и обязанности. Что значит — обязанности? (Слайд 4)

— Обязанность — это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.

— В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?

(Ответ детей. Слайд 5)

— Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.

(Ответы учащихся. Слайд 6,7, 8)

— Как вы думаете, права — отдельно, обязанности — отдельно?

(Слайд 9 -Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право — нарушить порядок. Нарушить порядок — нарушить обязанности)

-Кроме Устава школы ваши права и обязанности прописаны в

« Декларации прав ребёнка», (слайд10)

международном соглашении «Конвенции о правах ребёнка» (слайд 11)

и Основном законе нашей страны Конституции Российской Федерации(слайд12)

— Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья, учителя

Самая маленькая форма государства — это семья, в ней, так же, как и в государстве, человек имеет свои права и обязанности.

3. Работа по карточкам

Из предложенного списка выберите , что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.

право свободно выражать свои взгляды и мнения

право на образование

право жить с родителями

право на защиту от насилия

помогать по дому

заботиться о старших

стараться самому обслуживать себя

заботиться о младших

не обсуждать поступки родителей с посторонними

4. Работа с ституациями

-Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя)

— Вспомните, что иногда случается на уроках.

(Слайд 14)- Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения)

— А теперь давайте разбираться. Что же происходит? У тебя есть право на свободу передвижения, а учитель недоволен, сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твое право? Право, которое защищают все законы и все документы!

— Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать учиться другим , ты нарушаешь права других ребят.

— Посмотрите, как это можно изобразить . (Слайд 15)

(Слайд 16) — объясни

(Слайд 17) — Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова)

(Слайд 18) — объясни

(Слайд 19) — На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями)

(Слайд 20) — объясни

(Слайд 21) — Кто имеет право ограничить ваши права

Вывод: Твои права заканчиваются там, где начинаются права других людей. ( Слайд22)

(Слайды 23,24) — Правила законопослушных людей

5. Решение кроссворда . (Слайды 25-38)

1. Норма, правило, установленное и охраняемое государством.

2. Знают взрослые и дети

Права нет важней на свете.

В школе, ВУЗе, ПТУ

Я всегда его найду.

3. У взрослых право на работу,

А у детей есть на ::

4. У всех есть право на.

Я маму так свою люблю.

Люблю братишку сорванца

И очень я люблю отца.

5. Вот, к примеру, право.

Как же им не дорожить.

Она прекрасна и сложна,

Она нам всем нужна.

— Прочитай в кроссворде, какие права есть у детей.

6. Итог КЛАССНОГО ЧАСА

— Обязанность — обязательный человек — это какой человек? (Ответы детей).

— Это тот, кто выполняет свои обязанности, кто не нарушает законы.

Это законопослушный человек. Стать законопослушным, обязательным человеком очень важно для вашей будущей самостоятельной жизни. В любом учреждении, училище, заводе, фирме, где вы будете учиться или работать вам предложат подписать контракт — трудовой договор или договор о выполнении устава училища.

— После нарушения трудовых обязательств следует увольнение с работы, исключение из училища. Необязательный, невоспитанный, неаккуратный работник не нужен на производстве. Помните об этом.

Классный час права и обязанности ребенка 4 класс

Войти через uID

Войти через uID

Костюм дает представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях. Костюм может служить ключом ко многим загадкам ушедших эпох.

Конспект классного часа «Казачий костюм»

Единый Всекубанский классный час «Краснодарскому краю — 80 лет: история и современность» включает презентацию и сценарный материал.

Единый Всекубанский классный час «Краснодарскому краю — 80 лет: история и современность»

Интерактивная игра-викторина по правовому воспитанию «С Солнышком и барсёнком Ирби»; младшие классы

Классный час: «Права и обязанности детей в семье».
Цель:
1. Дать детям представление о правах и обязанностях в семье.
2. Познакомить с понятиями «право», «обязанность»;
3. Познакомить с документами, в которых отображены права и обязанности.
4. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.
в семье».

Презентация «Права и обязанности детей в семье»; 2 класс

Презентация на тему «Конвенция о правах ребенка»

Презентация на тему «Конвенция о правах ребенка»

Классный час для 2 класса: «Я имею право …»

Классный час для 2 класса «Я имею право»

Классный час проводится к дню знаний, по теме «Наши права». Детей и родителей знакомят с пятью правами, записанными в Конвенции. На протяжении всего времени с детьми проводятся игры на знакомства, разгадывание ребусов, беседы по сказкам. прослушивание музыкальных фрагментов. В работу так же вовлекаются родители. Дети легко знакомятся с терминологией прав детей в Конвенции.

Конспект классного часа по теме «Наши права» для 2 класса

Современная школа наряду с формированием нравственной культуры, обязана обучать правовой культуре учащихся. Знакомство учащихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей — формированию ответственности. Актуальность данного вопроса и объясняет выбор темы классного часа: «Я имею право!»

Классный час для 3-4 классов по теме: » Я имею право!»

Благинина Екатерина Александровна
Презентация к классному часу , посвященному 1 декабря — всемирному дню борьбы со СПИДом.

Презентация для классного часа «Дети со знаком плюс»

Цель: в игровой форме познакомить учащихся с декларацией прав человека; способствовать формированию у учащихся стремления понять этот документ.

  • текст «Всеобщей декларации прав человека»;
  • костюмы для инсценировок;
  • слайды, фрагменты мультфильмов.

Классный час «Всеобщая декларация прав человека»

2007-2018 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, [email protected]
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

сервис вебинаров

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Классный час (4 класс) по теме:
Права и обязанности

Классный час для учащихся 4 класса. Ведущая идея педагога – формирование социальной компетентности обучающихся, т.е. формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Содержание классного часа отвечает возрастным и психологическим особенностям учащихся начальной школы.

Использование интерактивных форм и методов позволит учителю добиться положительного результата при усвоении новой информации

Предварительный просмотр:

Классный час в 4 классе

« ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

-познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

-обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.

-учить применять правовые знания в повседневной жизни.

-формировать уважительное отношение к правам других людей.

-способствовать формированию активной гражданской позиции.

Оборудование: памятка «Мои права и обязанности» (на каждого ребенка), карточки к игре «Юридическая консультация», карточки с ситуациями из жизни литературных героев, памятки о правах и обязанностях, компьютер, мультимедио

Форма: беседа с элементами игры.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

2. Постановка и решение проблемного вопроса.

— Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола.

А звали красавицу….

— Золушка – главная героиня сказки… («Золушка»), которую написал…

— Послушайте фрагмент из этой сказки:

«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой.

Сами они жили в неге и довольстве.

Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры.

Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.

В конце концов приготовления закончились и сестры с матерью отправились на бал.

Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой платье…»

— Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке? (Выслушиваются ответы детей).

— Почему они не правы? (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)

3. Объявление темы и постановка цели занятия .

Учитель: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? ( Заслушиваются предположения детей)

Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности». Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство

4. Обзорное знакомство с «Конвецией о правах ребенка».

Учитель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

— А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (З аслушиваются ответы детей. )

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело — конвенция ; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год была принята и в нашей стране Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на доску. (Комментарии учителя по ходу показа данных иллюстраций).

2)Знакомство с правами детей.

Учитель: В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

— Право на имя при рождении.

— Право на медицинскую помощь.

— Право на образование.

— Право на отдых и досуг.

— Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).

— Право свободно выражать свои взгляды.

— Право на свободное перемещение.

— Право на заботу и воспитание родителями.

— Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).

— Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

— Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

— Скажите, какие из этих прав были нарушены в сказке «Золушка»?

— Ребята, а кто еще проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Только ли государство? ( ответы детей )

— Конечно, это ваши родители. Семья – важная часть общества. Семья для каждого из нас — самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.

3)памятки для учащихся

-Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мои права». Рассмотрите ее. ( Учитель раздает памятки«Мои права» (см. Приложение 1 ) .

5.Практическая часть классного часа

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация — это совет, разъяснение, а юристы — это люди, которые хорошо знают законы. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите в памятку , подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка». » (см. Приложение 2).

1 . Работа в группах .

— Не случайно я ваш класс разбила на две группы. Одна группа вначале будут юристы, а другая группа дети, которые обратились за помощью к юристам, а затем поменяемся. Каждая группа рассмотрит по пять примеров. (в помощь детям памятки о правах)

-Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.

(Во время игры дети читают задание из карточки, а «юристы» комментируют, какие права были нарушены в данном случае). Ответ должен начинаться со слов: «Согласно Конвенции о правах ребенка …»

( один пример приводит учитель )

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? ( Согласно Конвенции о правах ребенка — Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

— Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.

Какая статья Конвенции была нарушена?( Согласно Конвенции о правах ребенка — Право на личную жизнь, неприкосновенность и свободу)

— Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Согласно конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет права на личное имущество.)

-Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок… (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)

-Волк: «Козлятушки — ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)

-Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша…(Согласно Конвенции о правах ребенка, запрещена эксплуатация детского труда.)

-Тигр Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица… (Согласно Конвенции оправах ребенка, каждый ребенок имеет право воспитываться и жить в семье, где о нем заботятся и любят.)

— Снежная Королева похитила Кая. Кай… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право проживать в своей семье со своими родителями и никто не праве разлучить их.)

-Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море. Князь Гвидон … (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на жизнь.)

— Злая мачеха послала бедную падчерицу в декабре за подснежниками. Падчерица … (Согласно Конвенции оправах ребенка государство должно защищать всех детей.)

-Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?» (Согласно Конвенции о правах ребенка, дети любых национальностей, пола, расы имеют равные права и обеспечиваются защитой до 18 лет.)

6. Обязанности. Анализ ситуаций

Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).

вы сейчас прочитаете и запомните.

Заботиться о родителях.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

— Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

— С грязными руками за стол?! Помой руки!

— Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

— Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

— Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

— Помой посуду, сынок.

— Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

— Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

— Это проявление жестокости, папа.

Учитель: Что получилось в этой семье? (ответы детей)

-Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

— Какая самая главная обязанность у вас в семье?

-Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

— А откуда вы это знаете? (Устав школы).

Где могут быть записаны обязанности учеников?

-Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся.

На память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями , которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

5. Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.

Учитель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.

Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».

Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете показывать соответствующий знак – разрешается правая рука или запрещается левая рука .

1.Вот в углу стоит мальчонка,

Бить, наказывать ребенка

2. С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

3. Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

4. Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться,

5. Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

В детстве тяжкая работа (запрещается).

6. Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

7. Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

6. Подведение итогов беседы. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Внимание на экран. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.

Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения (обязанность).

Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал ( Конвенция).

Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе (права).

Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).

До какого возраста человек считается ребенком ( до 18 лет)?

Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?

Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

Закончить нашу встречу можно такими словами:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности