Конституционно-правовые гарантии прав и свобод граждан

Содержание:

Конституционное право Украины

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина » Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина

Конституционные гарантии — это предусмотренные Основным Законом Украины условия, средства, методы и механизмы, которые обеспечивают реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Гарантии конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, разделяются на общие (экономические, политические, идеологические) и юридические.

До основных экономических гарантий принадлежат развитие экономической системы, свобода предпринимательской и хозяйственной деятельности, экономическая многообразность, социальная направленность экономики и тому подобное.

Политические гарантии — это политика государства, которое направлено на создание условий для всестороннего развития человека, обеспечения ее прав и свобод. Политика Украинского государства наиболее четко выражена в положении ч. 2 в. 3 Конституции, что утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства, что государство отвечает перед человеком за свою деятельность.

К идеологическим гарантиям следует отнести идеологическую многообразность общественной жизни, недопустимость признания государством ни одной идеологии обязательной, запрещение цензуры.

Юридические гарантии воплощаются в таких конституционных положениях: права и свободы человека и гражданина защищаются судом (ст. 55); каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, нанесенного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий (ст. 56); каждому гарантируется право знать свои права и обязанности (ст. 57); законы и другие нормативно правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица (ст. 58); каждый имеет право на правовую помощь (ст. 59); никто не обязан выполнять явно преступные распоряжения или приказы (ст. 60); никто не может быть дважды притягнений к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение (ст. 61); лицо считается невиноватым в совершении преступления и не может быть подданной криминальному наказанию, пока ее вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда (ст. 62); лицо не несет ответственность за отказ давать показание или объяснение относительно себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом (ст. 63).

Гарантии конституционных прав и свобод содержатся не только в статьях Конституции, а также в нормах отраслевого законодательства.

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод граждан

Права и свободы человека и гражданина является одной из важнейших общественных ценностей, главным объектом большинства конституционно-правовых отношений. Эффективность их исполнения, использования и с соблюдения в определяется, в конце их реальность зависят от уровня их защищенности, гарантированности.

Следовательно, важным элементом конституционно-правового статуса человека и гражданина являются гарантии. ЭТИХ прав и свобод. Под гарантиями конституционных прав и свобод человека и гражданина принято понимать систему усло ов и средств, юридических механизмов обеспечения надлежаще реализации определенных. Конституцией и законами Украины прав и свобод человека и гражданин.

Система гарантий конституционных прав и свобод представлена?. Общими и специальными (юридическими) гарантиями. Общие гарантии определяются уровнем развития основных сфер общественной и государственное и жизни я — политической, экономической, социальной, культурной (духовной) и дру.

К политических гарантий конституционных прав и свобод относятся прежде всего такие основные политические институты, как институт народного суверенитета, форм непосредственной демократии, политическог го и идеологических ческого плюрализма, многопартийности и др. Экономические гарантии конституционных прав и свобод. Представлены институтами собственности, экономического плюрализма, свободы предприним ательской и хозяйственной деятельно сти тд. Социальные гарантии конституционных прав и свобод предусматривают наличие развитого гражданского общества, социального государства, общественного контроля и тп. Культурные (духовные) гарантии конс титуцийних прав и свобод выраженный в наличии развитой. Национальной культуры и культуры национальных меньшинств, уважение прав и свобод как в традиционных духовн ых ценностей тощощощощо.

Общие гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина. Имеют значительны, а иногда и определяющее влияние на реализацию. ЭТИХ прав и свобод, поскольку они определяют готовность общества и и государством. Ави реализовать. Указанные права и свободы. Любой, даже самый юридический механизм реализации конституционных прав и свобод бессильным при низкого уровня политического и социально-эконо м ического развития общества и государства, отсутствие традиций правовой культур.

Специальные юридические гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в Украине. Представлены нормативно-и организационно-правовыми механизмами реализации. ЭТИХ прав и свобод

Нормативно-правовые гарантии основных прав и свобод человека и гражданина. Представлены системой норм конституционного права, устанавливают и закрепляют основные права и свободы, определяют принципы и и пути их реализации. Нормативные гарантии находят свое объективное отражение в системе действующего законодательства Украины в сфере прав 1 свобод человека и гражданина, а именно — в. Конституции Украины ны, зако нах Украины и подзаконных нормативно-правовых акта.

Например, избирательное право и принципы и механизмы его реализации закрепляются в статьях 38,69,70,71,76. Конституции Украины, законах Украины «О выборах народных депутатов Украины «от 25 марта 200 4 апреля г, «О выборах. Президента Украины «от 5 марта 1999 p, «О выборах депутатов. Верховной рады. Автономной. Республики. Крым, местных советов, сельских, поселковых, городских голов «от 6 апреля 2004 p, «О. Центральной избирательное комиссии «от 30 июня 2004, постановление. Верховной рады Украины, указах. Президента Украины, решениях и выводах конституционного. Суда Украины, решениях и сообщениях. Это нтральной избирательное комиссии достойной подзаконных актах в сфере избирательно права. Похожие нормативно-правовые гарантии создают условия для надлежаще реализации достойной конституционных прав и свобод человека и гражданина в Украинраин.

Конституция Украины также устанавливает общие принципы нормативно-правовых гарантий частности, в 57. Основного. Закона определяет, что законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права гражд дан. Должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом. В противном случае такие нормативно-правовые акты является недействительным.

При этом конституционные права и свободы человека и гражданина,. Согласно ст 64. Основного. Закона, не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных. Конституцией Украины. Отдельные ограничения пр рав и своб бод с указаниями срока действия. ЭТИХ ограничений могут устанавливаться исключительно в условиях военного или чрезвычайного состояниян.

Организационно-правовые гарантии. Представлены системой основных субъектов конституционного права, включая народ Украины, территориальные общины, органы государственное власти и органы местного самоуп правления я и их должностные и служебные лица, политические партии, общественные организации и тп. Эти субъекты конституционного права. Уполномоченные определять основные права и свободы человека и граж дань, закрепл мех анизм их реализации и осуществлять судебный и внесудебный защиту конституционных прав и свобод человека и гражданинна.

Особое внимание в механизме организационно-правовых гарантий уделяется судебного и внесудебному защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина соответствие со ст 55. Конституции Украины. Суде ебная и защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется системой судов общей юрисдикции Украины. Государство гарантирует каждому право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельном сти органов государственное власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц, нарушающих права и свободы человека и гражданина. В случае использования всех национальных средств суде бной защиты. Своих прав и с вобод лицо может. Обратиться в международные судебные учреждения, например в. Европейский суд по правам человека. На сегодня Украина. Занимает третье место по количеству обращен й граждан Украины в эту важно и международной судебной учрежденийанов.

Каждый имеет право. Обратиться за защитой. Своих прав и свобод к внесудебным субъектов, уполномоченных защищать конституционные права и свободы человека и гражданина. В Украине для этого существует спец циально ство. Орен орган -. Уполномоченные. Верховной рады Украины по правам человека, порядок деятельности которого определяется. Законом Украины «Об уполномоченного. Верховной рады Украины по правам чело века «от 23 декабря 1997. В случае, когда национальные внесудебные средства защиты прав человека исчерпан, лицо имеет гарантированное. Конституцией Украины право. Обратиться к. Международным правозащитны м организациям (в 5555.

Учитывая современную теорию и практику юридического гарантирование конституционных прав и свобод человека и гражданина, наряду с национальными нормативно-и организационно-правовыми гарантиями, следуе ет выделять международные гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в Украине. Международные специальные правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина принято разграничивать на нормативные и ин туцийних.

Нормативные международные гарантии. Представлены системой. Международных договоров, соглашений и рамочных конвенций в области основных прав и свобод человека и гражданина. К основным. Международных актов в в. Этой сфере отн носят всеобщую декларацию прав человека 1948 p. Европейскую. Конвенцию о защите прав и основных свобод человека. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года,. Конвей нцию об охране культа рноы. И природного наследия 1972 года и ряд других. Институциональные международные гарантии. Представлены системой. Международных учреждений и организаций, уполномоченных осуществля во судебный и внесудебный защиту основн их прав и свобод человека и гражданинянин.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод граждан

1. Гарантии прав и свобод человека

Одного декларирования прав человека не достаточно для их обеспечения и выполнения. Поэтому государство должно еще обеспечить и защитить права и свободы человека. Такую роль выполняют гарантии. Гарантии прав, свобод и обязанностей человека — это система социально-экономических, политических и юридических условий, средств и способов, которые обеспечивают их фактическую реализацию, охрану и защиту. В юридической науке различают две основные группы гарантий – общесоциальные и юридические.

К общесоциальным гарантиям относятся политические гарантии, социально-экономические и культурные гарантии (духовные, некоторые ученые называют их еще идеологическими). Такими гарантиями являются соответствующие общественные системы – политическая, социально-экономическая и культурная (духовная), которые сложились и функционируют в нашем обществе.

Политические гарантии связаны с различными формами осуществления власти народа (выборы), проведение референдумов, разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), многопартийность, свободная оппозиция, участие граждан в управлении государственными делами непосредственно или через представителей. Возможность пользоваться своими правами и свободами, защищать свои интересы и тому подобное.

Социально-экономическими гарантиями прав и свобод является единство социально-экономического пространства, свобода экономической деятельности, существующая система форм собственности и рыночных отношений, защита конкуренции в предпринимательской деятельности, существование социального государства и т. д.

Духовными (идеологическими) гарантиями выступают идеологическое разнообразие, запрет монополизации идеологии, а также существующая система ценностей в обществе, уровень культуры, система образования, наука и пр.

Юридические гарантии – это нормы права, которые предусматривают в своей совокупности правовой механизм, призванный оказывать содействие реализации законов. Качественная характеристика юридических гарантий предусматривает оценку всей действующей системы права в целом с точки зрения полноты охвата правовым инструментарием всех наиболее важных взаимоотношений государственных органов и граждан, а также граждан между собою. Юридические гарантии являются специфическим правовым способом обеспечения, реализации, охраны и защиты прав человека и гражданина; первоочередное значение они приобретают при практической реализации субъективных прав гражданина. Таким образом, юридические гарантии – это предусмотренные законом специальные (специфические) способы практического обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Юридические гарантии – это установленные законом специальные механизмы практического обеспечения, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Общей юридической гарантией является существование правового государства. Юридические гарантии разделяются на нормативно-правовые и институционные (организационно-правовые) гарантии.

К нормативно-правовым гарантиям относятся нормы-принципы материального и процессуального характера, юридические обязанности, юридическая ответственность.

Институционные гарантии – это наличие института власти, который должен выступать гарантом.

Гарантии материального характера – отображенные в материальных нормах права, это т. н. декларативные нормы, которые закрепляют принципы правового статуса, правосубъектность. Правовое ограничение как элемент (последствие) юридической ответственности можно рассматривать и как самостоятельный эффективный способ правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Ведь путем применения специальных нормативно-правовых ограничений создаются условия, которые принуждают конкретных лиц к неуклонному выполнению конституционных обязанностей. Кроме того, выполнение юридических обязанностей может обеспечиваться путем поощрения, материального стимулирования и т. д.

Конституцией Украины предусматриваются такие принципы правового статуса личности:

принцип свободы и равенства людей в своем достоинстве и правах – все люди являются свободными и равными в своих правах и достоинстве (ст. 21);

принцип неотчуждаемости и незыблемости прав и свобод человека (ст. 21);

принцип неисчерпаемости прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией; объем прав и свобод человека и гражданина, закрепленный этим документом, может увеличиваться (ст. 22);

принцип гарантированности и постоянства прав и свобод – конституционные права и свободы не могут быть упразднены (ст. 22);

принцип права на свободное развитие личности – каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других лиц, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие личности (ст. 23);

принцип равенства конституционных прав и свобод граждан и их равенства перед законом – не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по признаку языка и др. (ст. 24);

принцип гражданства и свободы его изменения – гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права изменить гражданство (ст. 25);

принцип национального режима для иностранцев и лиц без гражданства, это значит, что иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, пользуются такими же правами и свободами, а также несут те же обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины (ст. 26).

Конституция Украины является гарантом прав гражданина, поскольку она гарантирует каждому человеку широкий круг политических, социальных и экономических прав и свобод. Среди них важную роль играют и процессуальные нормы. Гарантии процессуального характера – это процессуальные нормы, которые закрепляют порядок реализации и защиты прав и свобод человека. К ним относятся:

право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц (ст. 55) – самая главная юридическая гарантия защиты прав человека;

право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, который причинен незаконными решениями, действиями или бездействиеморганов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий (ст. 56);

право знать свои права и обязанности – законы и прочие нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом; законы и прочие нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, но не доведенные до сведения населения в установленном законом порядке, являются недействительными (ст. 57);

принцип недопустимости обратного действия закона – законы и прочие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия в времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица; никто не может отвечать за деяние, которое на время его совершения не признавалось законом как правонарушение (ст. 58);

право на невыполнение явно преступного распоряжения или приказа (ст. 60);

принцип недопустимости двойного привлечения к юридической ответственности одного вида (уголовной, административной и т. д.) за одно и то же правонарушение (ст. 61);

презумпция невиновности лица – человек считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнут уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда; никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления (ст. 62);

принцип освобождения от ответственности за отказ давать показания или объяснение – лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснение относительно себя, членов своей семьи или близких родственников, круг которых определяется законом (ст. 63);

принцип недопустимости ограничения конституционных прав и свобод – конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины (ст. 64).

Наряду с нормативно-правовыми гарантиями, которые содержатся в Конституции и законах Украины, чрезвычайно важную роль играют также институционные гарантии. Основными институционными гарантами прав и свобод человека и гражданина, согласно Конституции Украины, являются:

Верховная Рада Украины, которая исключительно законами Украины определяет права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод, основные обязанности граждан (ст. 92);

Кабинет Министров Украины, министерства и прочие центральные органы исполнительной власти. В частности, Кабинет Министров Украины предпринимает меры относительно обеспечения прав и свобод человека и гражданина (ст. 116);

Местные государственные администрации, которые на соответствующей территории обеспечивают соблюдение прав и свобод граждан (ст. 119);

Суды, которые защищают права и свободы человека и гражданина (ст. 53);

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека (ст. 55);

Прокуратура, которая осуществляет представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом (ст. 121);

Органы местного самоуправления (ст. 143);

Адвокатура, которая обеспечивает право на защиту и предоставляет правовую помощь при рассмотрении дел в судах и иных государственных органах (ст. 59);

Политические партии и общественные организации, осуществляющие и защищающие права и свободы граждан, которые объединяются в них (ст. 36);

Международные судебные учреждения и соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина (ст. 55).

К юридическим гарантиям стоит отнести также юридические обязанности и юридическую ответственность. Под юридической ответственностью понимается установленная законодательством и обеспеченная государством юридическая обязанность правонарушителя понести лишение определенных благ, ценностей, которые ему принадлежат (лишение свободы или ограничение в правах, лишение прав на имущество путем его конфискации, взыскание штрафов и пр.). Это форма влияния на нарушителей, реакция государства на нарушение правовых норм, прав и свобод человека. Гарантом прав и свобод человека и гражданина является также государство в целом, поскольку, в соответствии со ст. 3 Конституции Украины, права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, государство отвечает перед человеком за свою деятельность, утверждение и обеспечение прав и свобод человека является обязанностью государства. И, конечно, гарантом прав и свобод человека и гражданина является само лицо – человек и гражданин, которое может защищать свои права и свободы в порядке и границах, предусмотренных Конституцией и законами.

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации Хазов, Евгений Николаевич

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Хазов, Евгений Николаевич. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации : диссертация . доктора юридических наук : 12.00.02 / Хазов Евгений Николаевич; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ].- Москва, 2011.- 500 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-12/65

Содержание к диссертации

Глава 1. Теоретические основы конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в России 26

1. Юридические гарантии как необходимый элемент реализации прав и свобод человека и гражданина 26

2. Место гарантий в структуре конституционно-правового статуса человека и гражданина 57

3. Возникновение и развитие концепции конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина 111

4. Содержание современной концепции конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина 140

Глава 2. Понятие, классификация и содержание отдельных видов гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в России 154

1. Понятие и классификация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина 154

2. Понятие, содержание и особенности политических гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина 165

3. Понятие, содержание и особенности экономических гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина 221

4. Понятие, содержание и особенности социально-нравственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина 230

Глава 3. Механизм реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в России 277

1. Содержание юридического механизма конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина 277

2. Нормативно-правовое регулирование механизма конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина 288

3. Система органов публичной власти, участвующих в реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина 297

Глава 4. Формы обеспечения механизма реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в деятельности отдельных органов публичной власти в России 336

I. Реализация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти общей компетенции 336

2. Реализация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных органов 371

3. Реализация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов местного самоуправления 428

4. Реализация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в исполнении решений ЕСПЧ 441

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью проблемных организационно-правовых вопросов, связанных с процессом интеграции России в мировое сообщество, теоретической и практической значимостью роли правоохранительных органов в реализации конституционных гарантий основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.

Конституционный императив ст. 2 Основного закона РФ о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» выступает методологически исходным при исследовании всего комплекса проблем, связанных с реализацией конституционных гарантий прав человека в российском обществе. При том, что в понятие прав, свобод и обязанностей человека и гражданина ученные и политики в России и за рубежом вкладывают неодинаковый смысл, конструкция признания, закрепления, соблюдения, охраны и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина со стороны государства признается всеми без исключения как одно из важнейших условий цивилизованного развития общества.

Отечественная конституционная практика последних десятилетий претерпела существенные изменения в гуманитарной сфере: Россия провозгласила права, свободы и обязанности человека в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. В 1993 г. эти права получили более глубокое развитие в Конституции Российской Федерации, которая весьма органично вписала в российскую правовую систему международно-правовые стандарты. При этом Конституция Российской Федерации увязала права, свободы и обязанности с общепризнанными принципами и нормами международного права, т.е. международно-правовыми стандартами.

Исторически основные вехи, когда имелась реальная возможность изменения ситуации с правами человека в России, сводятся к следующим: неудавшиеся реформы начала царствования Александра I; преобразования Александра II, когда страна была близка к осуществлению конституционных преобразований, и их трагический финал — убийство императора; наконец, начало XX в., ознаменовавшееся принятием Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. – первой российской Конституции, содержавшей специальный раздел о правах и свободах граждан. Однако государственно-правовая практика существенно расходилась с юридическими намерениями. Слабыми в этой связи выглядели усилия и Временного Правительства. В то же время, очевидно, правомерным будет вывод о том, что конец ХХ – начало ХХ1 вв., несомненно, отражали прогресс в развитии некоторых политических и гражданских прав и свобод в России.

События октября 1917 г. прервали путь эволюционного конституционно-правового развития. Своеобразием с этой точки зрения отличались первые конституционные акты Советского государства — Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (принятая 12 января 1918 г. 3-м Всероссийским съездом Советов), а также Конституция РСФСР 1918 г., продекларировавшие отказ от признания системы гражданских и политических прав и свобод. В то же время впервые в мире конституционно было заявлено о признании за всеми трудящимися комплекса социально-экономических и культурных прав.

Конституции СССР 1936 г. и 1977 г. содержали специальные нормативные разделы о правах и свободах человека, мало чем отличающиеся от аналогичных структурных частей конституций зарубежных стран. Однако принципиальное расхождение (несовместимость) между юридической и фактической конституцией (реальностью конституционных установлений), обусловленное спецификой государственного режима, системой государственного и общественного устройства, исключали на практике возможность реального пользования гражданами декларированных Основным законом прав и свобод. Господствовавшая патерналистская идеология взаимоотношений государства и гражданина, согласно которой государство «даровало» права и свободы гражданину и определяло его жизненные стандарты, одновременно означала, что объем и сферы реализации прав и свобод определяются дискреционно, усмотрением государственной власти.

Понятно, что главным условием действенности Конституции является соответствие ее норм объективным законам развития регулируемых отношений. Конституция является «законом, который принимает народ, для того чтобы определить условия передачи и осуществления власти и отношения между управляющими и управляемыми», и вместе с тем, по мнению судьи Конституционного Суда РФ В.О. Лучина, Конституция России, закрепившая волю ее создателей, а не большинства народа, несет в себе внутренние противоречия и предпосылки собственного неприятия и даже отчуждения. «Она не обеспечивает единства интересов и целей основных участников конституционного процесса, а многие конституционные ценности остаются недоступными для значительной части граждан России». С мнением авторитетного профессионала-конституционалиста трудно не согласиться. Тем более, это подтверждают реальные события, современниками которых мы являемся.

Комплексное исследование Конституции РФ является задачей, которую можно решить совместными усилиями представителей различных общественных наук. Понятно, что ведущую роль при этом должна играть юридическая наука, и особенно наука конституционного права, ориентированная на анализ конституционных норм и отношений.

Реальность предполагает соответствие юридической конституции фактической, т.е. тем общественным отношениям, которые в действительности сложились между классами, нациями, народом и государством по поводу власти, суверенитета и свободы личности.

С распадом СССР Россия вступила в новую фазу своего исторического развития, а переживаемый страной общий глубокий кризис породил много до сих пор не разрешимых проблем, связанных с реальным осуществлением прав и свобод, о чем свидетельствует колоссальный рост преступности, прогрессирующие нарушения норм административного, земельного, гражданского, трудового, экологического права, норм и институтов других отраслей российского законодательства.

Жизнь поставила перед юридической наукой и практикой конкретные задачи, связанные с необходимостью исследования порядка реализации прав и свобод человека, среди которых на первое место выходит многоплановая и сложная проблема реализации конституционных гарантий прав и свобод личности, без решения которой сами права и свободы (как бы они не расписывались в законодательных актах) остаются декларативными. «Недостаточно иметь хорошую Конституцию, надо создать условия и механизмы, чтобы она не оказалась в забвении, чтобы она была реальным и действенным фактором общественного развития».

Рост числа научных работ и статей за последние несколько лет однозначно свидетельствует о неподдельном интересе исследователей и ученых к проблеме должной реализации конституционных норм. Например, Ю.И. Гревцов справедливо указывает на необходимость создания правовых и иных гарантий для последовательного проведения в жизнь прямого порядка действия основных конституционных норм; В.И. Червонюк в системе конституционных прав и свобод выделяет специальное их подразделение – процессуальные права – комплекс конституционных установлений, закрепляющих специальные гарантии гражданских (личных) прав и свобод граждан.

Правоприменительная практика последнего времени свидетельствует, с одной стороны, о привыкании законодателя к решению возникающих проблем «на ходу», с другой — о приспосабливании граждан к подобным экспериментам. Усугубляется это тем, что в России не накоплен достаточный опыт быстрого и эффективного решения проблем, упорядоченной реализации и гарантированности норм права.

В ряде работ, опубликованных в 1990-х годах, можно встретить утверждения о том, что недемократические исторические традиции сформировали в сознании населения России особый комплекс политических установок, включая и специфическое, сопряженное со страхом и пассивностью перед государственной машиной, и во многом недоверчивое отношение к демократии и к правам человека. Однако в истории встречаются исключения из этого правила. Например, вершиной развития вечевого порядка организации жизни был древний Новгород, в котором избирался даже Новгородский архиепископ. Г.П. Федотов в своей статье-завещании «Республика Святой Софии» пишет о демократических основах русской культуры, которые были заложены в ее новгородском русле. Его статья заканчивается призывом к тому, что необходимо возродить древний дух Новгорода, где «были уже элементы народного представительства и избрания».

В правовом положении личности все составляющие ее элементы не только тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, но каждый из них имеет свое назначение, сущность, выполняет определенную функцию. Это, на взгляд диссертанта, в полной мере относится к конституционным гарантиям прав человека и гражданина.

Степень научной разработанности проблемы. Многоаспектный характер темы диссертации предопределил необходимость обращения к различным отраслям знаний, в частности к работам в области философии, политологии, социологии, общей теории государства и права, теории и истории прав человека, различных отраслей права, прежде всего, конституционного права.

Вопросы правового положения личности, обеспечения и защиты прав на общетеоретическом и отраслевом уровнях достаточно обстоятельно разработаны в ряде монографий, сборниках и материалах научных конференций и симпозиумов. По данной проблематике широко известны работы Е.В. Аграновской., С.С. Алексеева, П.В. Анисимова, Л.И. Антоновой, А.А. Белкина, А.Г. Бережнова, Н.С. Витрука, Л.Д. Воеводина, В.Е. Гулиева, И.Н. Глебов, В.М. Горшенева, Ю.А. Дмитриева, А.В. Зарицкого, И.Н. Зубова, В.Н. Карташева, В.Я. Кикотя, В.В. Копейчикова, В.Н. Кудрявцева, В.М. Курицына, О.Е. Кутафина, В.А. Кучинского, Е.А. Лукашевой, В.П. Малахова, А.В. Малько, О.Е. Малеина, М.Н. Малеиной, Н.И. Матузова, А.С. Мордовца, В.С. Нерсесянца, М.Ф. Орзиха, С.М. Петрова, А.С. Прудникова, Ю.В. Пуздрача, Т.Н. Радько, И.В. Ростовщикова, Ф.М. Рудинского, В.А. Рыбакова, В.Н. Синюкова, Л.С. Страшуна, А.В. Стремоухова, В.А. Туманова, И.Е. Фарбера, П.М. Филиппова, В.И. Червонюка, Г.Г. Черемных, В.Е. Чиркина, В.М. Чхиквадзе, В.С. Шадрина, Б.С. Эбзеева и многих других авторов.

Основы современной концепции прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также конституционных гарантий прав и свобод были заложены в многочисленных трудах выдающихся российских и зарубежных ученых: сторонниками теории естественных прав Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, а также российскими сторонниками этой теории В.С. Соловьевым, Б.Н. Чичериным, И.А. Кистяковским.

Важную роль в развитии концепции прав человека и гражданина сыграл категорический императив И. Канта, провозгласивший свободу и равенство в качестве важнейших элементов достоинства человека.

Большое значение в развитии теоретических основ прав, свобод и обязанностей человека и гражданина имеют труды зарубежных и российских ученых по философии и юриспруденции: Г. Гроция, Г. Еллинека, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, А. Валицкого, Т. Пейна, С. Пуфендорфа, А. Швейцера, А.Д. Сахарова. В отечественной государствоведческой литературе дореволюционного периода эти проблемы разрабатывались в трудах М.Н. Гернета, В.М. Гессена, Г. Гурвича, В.Ф. Дерюжинского, Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П. Новгородцева, С.В. Познышева, Н.С. Таганцева.

Вопросы формирования гражданского общества правовой государственности как предпосылки полноценного осуществления провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и обязанностей широко исследованы в трудах Е.В. Аграновской, В.В. Бойцовой, В.Е. Гулиева, Ю.П. Еременко, А.В. Зиновьева, Д.А. Керимова, Е.А. Лукашевой, В.О. Лучина, Л.А. Николаевой, И.Л. Петрухина, В.П. Сальникова, Л.И. Спиридонова, Л.Б. Тиуновой, Н.Ю. Хаманевой.

Общетеоретические подходы к понятию основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России и гарантий их реализации разработали отечественные ученые-правоведы М.В. Баглай, Н.С. Бондарь, А.Г. Бережнов, И.А. Боброва, А.Д. Бойков, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Г.А. Гаджиев, М.С. Гринберг, А.И. Денисов, И.Ш. Килясханов, М.И. Ковалев, Б.И. Кожохин, Л.О. Красавчикова, О.Е. Кутафин, В.А. Кучинский, В.В. Лазарев, Л.Н. Линник, О.Е. Малеин, М.Н. Малеина, А.В. Малько, Н.И. Матузов, Р.А. Мюллерсон, В.М. Николайчик, В.А. Патютин, А.А. Пионтковский, А.С. Прудников, В.И. Рохлин, Ф.М. Рудницкий, Ю.П. Соловей, П.Р. Стависский, М.С. Строгович, Ю.М. Ткачевский, Б.Н. Топорин, И.Е. Фарбер,В.И. Черванюк, В.М. Чиквадзе, М.Д. Шаргородский, Б.С. Эбзеев, Л.С. Явич, Ц.А. Ямпольская.

Изучению теории и практики международно-правовой защиты прав и свобод человека посвящены, в частности, труды Э.М. Аметистова, И.П. Блищенко, Г.К. Дмитриева, Н.В. Захарова, В.А. Карташкина, И.А. Кузнецова, Б.Г. Манова, А.П. Мовчана, Р.А. Мюллерсона, Ю.А. Решетова, С.В. Черниченко и др. Немаловажную роль в становлении и развитии теории механизма обеспечения и защиты прав личности сыграли работы зарубежных правоведов, таких как Х.-П. Гассер, А. Герлох, В. Бюхнер-Удер, К. Кольяр, Ф. Люшер, К. Оффе, Ж. Пикте, Г. Радбрух, Р. Рисдал, Х. Рогерман, К. Хессе, Э. Цоллер и др. Наиболее обстоятельно гарантии прав личности при реализации юридической ответственности исследовались в трудах Н.В. Березиной, А.Д. Бойкова, В.П. Божьева, М.В. Заднепровской, Н.Я. Калашниковой, Э.Ф. Куцовой, В.З. Лукашевича, Е.Г. Мартынчика, М.С. Строговича. Особое внимание данной проблеме уделяется и в отраслевых юридических науках (работы Б.Т. Безлепкина, Н.И. Газетдинова, В.В. Глянцева, С.Е. Донцова, В.Г. Смирнова, В.В. Похмелкина и др.). Особое значение в развитии теоретических основ прав, свобод и обязанностей человека и гражданина имеют труды Н.А. Бердяева, А. Валицкого, Г. Гроция, Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, Ф. Кафки, А.Д. Сахарова, Л.Н. Толстого, И.Г. Фихте, Э. Фромма, А. Швейцера, А. Шопенгауэра и др.

Вместе с тем, до сих пор в российской юридической науке отсутствует комплексное теоретико-правовое исследование понятия, классификации и механизма реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Теоретической базой разработки понятия гарантий и механизма реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России явились работы С.С. Алексеева, Л.И. Антоновой, В.М. Баранова, В.М. Горшенина, Ю.И. Гревцова, Ю.С. Решетова, И.С. Самощенко, В.Д. Сорокина, Р.О. Халфиной, А.И. Экимова. Различные аспекты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина отражены также в работах зарубежных авторов: А. Дайси, Х. Крамера, С. Крэга, Р. Пруссара, И. Сабо, Д. Харисона. Однако утверждать, что тема исследована достаточно полно, нельзя, поскольку все имеющиеся по данной теме научные разработки носят далеко не исчерпывающий характер.

Цель настоящего исследования состоит в формировании теоретических основ конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина и формулировании на этой основе современной концепции конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в России.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:

— изучение юридических гарантий как необходимого элемента реализации прав и свобод человека и гражданина;

— определение места гарантий в структуре конституционно-правового статуса человека и гражданина;

— определение этапов возникновения и развития концепции конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, а также содержания этой концепции;

— изучение понятия и классификация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина (политических; экономических; социально-нравственных);

— выявление и изучение содержания юридического механизма конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, системы их нормативно-правового регулирования в Российской Федерации;

— выявление и анализ системы органов публичной власти, участвующих в реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина;

— определение особенностей реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти общей компетенции; правоохранительных органов; органов местного самоуправления;

— выявление проблем реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в исполнении решений Европейского Суда по правам человека и предложение путей их решения.

Объектом исследования является комплекс урегулированных правом общественных отношений, возникающих в процессе реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в современной России.

Предметом исследования является теоретическое осмысление норм конституционного права и практики их применения, формирующих основы механизма реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Методологическую основу диссертации составили современные общенаучные и специальные методы познания, в частности анализ, синтез, системный, социологический, историко-юридический методы, метод сравнительного правоведения, анализа документов и т.д. Их применение в сочетании с новейшими достижениями юридической, философской, политологической и социологической мысли позволило выявить и проанализировать содержание, сущность и особенности реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Эмпирическую базу исследования составили:

1. Предметное интервьюирование специалистов (124 работников правоохранительной системы г. Москвы) на тему: «Эффективность реализации конституционных гарантий прав человека в современных российских условиях» (март-июнь 2007 г.).

2. Исследование в виде анкетирования на тему: «Прямое действие конституционных норм и их применение в деятельности органов государственной власти». В исследовании приняли участие 94 федеральных судей гг. Москвы и Санкт-Петербурга (октябрь 2008 г.).

3. Исследование в виде выборочного опроса 158 сотрудников 13 российских некоммерческих общественных организаций (декабрь 2008 г.) на предмет эффективности реализации конституционных гарантий и деятельности некоммерческих общественных организаций по защите прав и свобод человека и гражданина в современной России (февраль-апрель 2009 г.).

4. Изучение, обобщение и анализ 125 уголовных дел на предмет соблюдения правоохранительными органами Российской Федерации конституционных прав и свобод человека и гражданина (май-август 2009 г.).

5. Анализ нормативного правового материала и материалов судебной практики высших судов Российской Федерации, посвященных механизму реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации и за ее пределами (2008-2011 гг.).

Источниковедческую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов по теории и истории государства и права, конституционному праву, теории и истории прав человека, отраслевым юридическим наукам, политологии, социологии, философии, этике, психологии и др. Исследованию подвергалось конституционное законодательство, международно-правовые документы, утратившее силу и действующее российское отраслевое законодательство, документы, в том числе: Декларация прав человека и гражданина 1991 г., Конституция Российской Федерации 1993 г., конституции советского периода, конституции республик в составе России, конституции зарубежных государств. Были исследованы следующие международно-правовые акты: всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и факультативные протоколы к ней, ряд других фундаментальных актов. В работе широко использованы материалы судебной практики, включая практику Европейского Суда по правам человека.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в российской юридической науке последнего десятилетия предметом отдельного комплексного исследования стали конституционные гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина с учетом современного законодательства РФ и современной судебной практики толкования конституционных норм. В данной работе впервые определено содержание и особенности реализации конституционных гарантий путем сопоставления современного российского законодательства с действующими международно-правовыми актами в области прав и свобод человека и гражданина.

В работе выявлены и другие существенные аспекты юридических гарантий основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также механизма реализации этих гарантий:

уточнено место юридических гарантий в системе общих гарантий;

определена взаимосвязь и взаимообусловленность процессов их реализации;

сформулировано понятие системы гарантий, названы и исследованы их виды, дана классификация;

поставлены и разработаны теоретические проблемы реализации юридических гарантий, роль и значение которых постоянно возрастает;

выявлены особенности реализации юридических гарантий основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, показана роль органов государства, должностных лиц, общественно-политических организаций;

сделан акцент на раскрытие содержания деятельности международного сообщества по соблюдению, охране и защите прав и свобод человека;

особое место отведено исследованию роли органов внутренних дел по соблюдению, охране и защите основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

проанализированы правовые основы деятельности органов внутренних дел по соблюдению, охране и защите прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Обширная проблема конституционных гарантий и механизма реализации основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина осталась невостребованной. В отечественном государствоведении имеются несколько теоретических работ, которые посвящены данной проблеме, но все они касаются гарантий отдельно взятого права или группе прав.

Соответственно основная цель предпринятого исследования — выявление и поиск решения актуальных теоретических и практических проблем в области конституционных гарантий основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и механизма их реализации.

Основой методологии стала научная теория прав человека и правового государства, гуманистические, философские и этические учения прошлого и современности, достижения теории государства и права, конституционного права и других юридических наук. В основу работы положены фундаментальные нормативные правовые акты внутригосударственного и наднационального уровня:

— Декларация прав человека и гражданина 1991 г., Конституция Российской Федерации 1993 г., конституции субъектов Федерации, конституции советского периода, а также конституционное законодательство зарубежных государств;

— международно-правовые документы: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ратифицированные Российской Федерацией 14 протоколов к ней;

— российское отраслевое и текущее законодательство, внутриведомственные нормативные акты, приказы, инструкции Прокуратуры, Министерства внутренних дел, судебная практика.

Особое внимание автор уделил роли органов внутренних дел в соблюдении, охране и защите прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, в том числе месту и роли учрежденной полиции в механизме Российского государства.

В ходе работы над диссертацией осуществлен сбор и анализ эмпирического материала, судебной практики, работы органов Прокуратуры, Министерства внутренних дел в области борьбы с преступностью. При этом выявлен ряд особенностей, наиболее часто присущих обстоятельствам нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В настоящем диссертационном исследовании изучены особенности реализации юридических гарантий в процессе осуществления сотрудникам органов внутренних дел правоохранительной деятельности. При этом выдвинут ряд предложений по совершенствованию их деятельности, соблюдению, охране и защите прав свобод и обязанностей человека и гражданина, а также совершенствованию правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, показано возрастание роли и значение юридических гарантий в период проведения радикальных реформ в стране.

На защиту выносятся следующие положения:

1. По своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Каждое из этих понятий означает юридически признанную возможность человека избирать вид и меру своего поведения. Анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата.

2. Гарантии прав человека в Российской Федерации — это совокупность социально-экономических, политических, юридических, нравственных, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов. Юридическими гарантиями прав и свобод граждан выступают лишь те нормативные установления, которые связаны исключительно с закреплением юридически определенных средств и способов обеспечения беспрепятственного пользования правами, защитой прав и свобод и восстановлением их в случае нарушения.

3. Под юридическими гарантиями следует понимать признание и закрепление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Конституции и других нормативных актах государства и обеспечение их реализации всей правоохранительной деятельностью данного государства, общественно-политическими организациями, их должностными лицами и самой личностью.

4. Основным принципом построения системы юридических гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина является их всеобщность, основанная на праве каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом и не противоречащими закону. Важнейшим принципом обеспечения гарантий реализации статуса личности является комплексность и полнота гарантий. Этим принципом должны руководствоваться в своей деятельности все государственные органы, органы местного самоуправления, общественно-политические организации и должностные лица.

5. Доказывается целесообразность классифицирования юридических гарантий по отраслям права. В соответствии с делением системы права на отдельные отрасли права можно выделить следующие виды юридических гарантий: конституционно-правовые, административно-правовые, административно-процессуальные, гражданско-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, финансово-правовые, трудовые, семейно-правовые, земельно-правовые, экологическо-правовые, международно-правовые гарантии.

6. Юридический механизм реализации состоит из следующих элементов:

— правовые нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

— юридические факты, влекущие возникновение готовности, процесса самой реализации и прекращения основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

— деятельность специальных органов и субъектов права, призванных обеспечивать права, свободы и обязанности;

— непосредственная деятельность суда и правоохранительных органов;

— специальные юридические процедуры;

— институт юридической ответственности;

— уровень правовой культуры населения и самого носителя прав, свобод и обязанностей.

Действенность юридического механизма реализации зависит от бесперебойного и эффективного функционирования всей совокупности элементов. Рассматривая элементы механизма реализации автор приходит к выводу, что процесс реализации проходит следующие четыре стадии: возникновения, готовности, непосредственной реализации и прекращения реализации основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

7. Механизм реализации зависит от правовой культуры и самих носителей прав, свобод и обязанностей. Каждый человек и гражданин должен знать свои права, свободы и обязанности, правильно ими пользоваться. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав, свобод и обязанностей других людей.

8. Под конституционными гарантиями прав человека и гражданина в Российской Федерации предлагается понимать закрепленную в Конституции РФ 1993 г. совокупность (но еще не систему) экономических, социальных, политических и идеологических условий, которые предопределяют реальность исполнения и механизмы реализации всех прав и свобод человека и гражданина, являются решающей предпосылкой формирования у личности заинтересованности в их реализации.

В процессе рассмотрения конституционных гарантий основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина была дана авторская классификация конституционных гарантий, проанализирована каждая гарантия, определено их место в системе гарантий.

9. Проблема соотношения прав и обязанностей человека не разработана ни на международном, ни на национальном уровне, что породило ряд негативных последствий. Отсутствие закрепления обязанностей человека на том же уровне, что и его прав, приводит к недооценке обязанностей, что на практике отрицательно сказывается на обеспечении прав и свобод человека. Такой подход способствует искажению личной ориентации, не исключает нарушения прав и свобод человека.

Автор предлагает включить в главу 2 Конституции РФ статьи об обязанностях человека и гражданина в России и изменить название главы 2 Конституции РФ на «Права, свободы и обязанности человека и гражданина».

10. Особое внимание уделяется конституционной ответственности, делается примерный перечень ее видов, перечисляются органы, организации и должностные лица, к которым могут применяться санкции конституционной ответственности. Автор обосновывает необходимость принятия специального нормативного акта (помимо Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации») — Конституционно-процессуального кодекса Российской Федерации, который призван регламентировать деятельность органов конституционного судопроизводства.

11. Всесторонне изучив государственные органы власти и общественно политические организации, участвующие в реализации юридических гарантий, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, необходимо сделать следующие выводы:

11.1. Механизм реализации юридических гарантий основных прав, свобод и обязанностей человека гражданина делится на внутригосударственный и внешний международный механизм реализации.

11.2. Анализируя Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», диссертант сделал вывод о том, что недостаточно высокая эффективность деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ обусловлена отсутствием у него властных полномочий. Для повышения результативности деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ и его аппарата предлагается предоставить (законодательно закрепить) Уполномоченному по правам человека в РФ:

а) полномочие на возбуждение дисциплинарных и административных производств по фактам нарушений прав человека;

б) полномочие привлечения к административной и дисциплинарной ответственности руководителей организаций и должностных лиц, которые нарушают права и свободы человека и гражданина.

12. Изучив деятельность органов внутренних дел по соблюдению, охране и защите прав, свобод и обязанностей граждан, необходимо сделать следующие выводы и внести следующие предложения:

12.1. Процесс нравственного воспитания сотрудника органов внутренних дел включает ряд направлений:

а) передачу сотрудникам органов внутренних дел новых знаний о правилах, принципах, идеалах и признаках нравственного и этического поведения;

б) создание в трудовых коллективах атмосферы доверия и одобрения нравственного этического поведения и осуждения любых отклонений от установленных норм, т.е. нарушения дисциплины;

в) целенаправленное влияние на личность путем использования педагогических приемов, способных формировать у сотрудников необходимые моральные и этические качества на основе индивидуального подхода к ним;

г) воздействие силой положительного примера на сотрудников;

д) поощрение сотрудников, отличившихся в службе и общественной работе;

е) сплочение коллектива через общие мероприятия: спорт, художественная самодеятельность, экскурсии, театр и т.д.

12.2. Деятельность органов внутренних дел подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя сторона деятельности заключается в том, чтобы сами органы и их сотрудники не нарушали прав и свобод человека и гражданина, стояли на страже исполнения ими своих обязанностей.

Внешняя сторона деятельности органов внутренних дел состоит из четырех основных направлений:

— осуществлять эффективную профилактическую деятельность по предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина;

— своевременно пресекать нарушение прав и свобод человека и гражданина;

— своевременно раскрывать нарушения основных прав и свобод человека и гражданина;

— принимать своевременные меры к возможно полному восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

13. Утверждение начал законности и гуманизма в УК РФ и УПК РФ, регулирующих деятельность правоохранительных органов, изменение задач уголовного судопроизводства с целью превращения традиционно репрессивных органов предварительного следствия и суда в подлинно правоохранительные органы, признание приоритета интересов личности над так называемыми публичными интересами — одно из важнейших гуманистических направлений соблюдения прав человека и гражданина в России.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется малоисследованностью проблемы конституционных гарантий основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и механизма их реализации. В связи с этим данная работа должна восполнить пробел, существующий в юридической науке, и в конституционном праве в частности. Поскольку исследуются природа, содержание, классификация и место конституционных и юридических гарантий в системе гарантий, содержащиеся в работе выводы немаловажны для юридической науки. Предлагаемое исследование основано на фундаментальных актах, включая Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1991 г., действующую Конституцию Российской Федерации, конституционное законодательство, признавших и закрепивших основные права, свободы и обязанности человека и гражданина и их гарантированность.

Теоретическая разработка проблемы конституционных гарантий основных прав, свобод и обязанностей составляет определенный вклад в разработку общей концепции прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России и имеет значение для юридической науки в целом.

В работе рассматриваются некоторые вопросы, связанные с реализацией основных прав, свобод и обязанностей, через различные органы и общественные организации как внутри государства, так и за его пределами на международном уровне.

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и предложения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы: при совершенствовании российского законодательства, посвященного соблюдению, охране и защите прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; в правоприменительной и правоохранительной деятельности органов внутренних дел и других правоохранительных органов Российской Федерации; в учебном процессе высших, средних специальных и средних учебных заведений при изучении вопросов, связанных с правами, свободами и обязанностями человека и гражданина, их гарантированности механизмом реализации.

Тема раскрывается, исходя из новых современных юридических подходов, основанных на изучении прав, свобод и обязанностей человека и гражданина как особенной ценности российского общества, мировой цивилизации. Новая трактовка основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина позволяет расширить и углубить представление о гарантиях, содержании и формах реализации основных прав, свобод и обязанностей, в теоретическом аспекте выявить различия между основными правами, свободами и обязанностями человека и гражданина.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебников и учебных пособий, а также в преподавании дисциплин «Конституционное право Российской Федерации» и «Права человека».

Апробация результатов исследования проходила в форме обсуждения диссертационных материалов на научно-практических конференциях и семинарах, внедрения научных разработок в учебный процесс и практическую деятельность государственных органов и общественных объединений.

Концептуальные выводы и предложения диссертационного исследования докладывались автором на конференциях и семинарах, в частности: на научно-практической конференции «Юридическая наука и практика России: итоги и перспективы развития» (г. Москва, 19 декабря 2002 г.), третьей научной конференции аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета (г. Москва, 28 ноября 2003 г.), электронной конференции «Конституционные права и свободы человека и гражданина» (г. Тирасполь, 16 марта 2005 г.), международной научно-практической конференции «Обеспечение прав и свобод человека и гражданина» (г. Тюмень, 17-19 ноября 2005 г.), научно-практической конференции «Социально-правовые гарантии прав и законных интересов граждан в Российской Федерации» (г. Оренбург, 1 марта 2006 г.), всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки в условиях развития современной России» (г. Нижний Новгород, 18 мая 2007 г.).

Основные положения диссертации опубликованы диссертантом в 85 научных публикациях общим объемом более 145 п.л., в том числе в монографических работах и научных статьях в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России. Отдельные результаты исследования нашли применение в учебном процессе Московского университета МВД России.

Некоторые научные результаты внедрены диссертантом в практическую деятельность федеральных и региональных органов государственной власти и управления.

Структура и объем диссертации. Исследование состоит из введения, четырех глав, объединяющих 15 параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативных правовых актов.

Основные выводы проведенного исследования представлены в диссертации по параграфам.

Юридические гарантии как необходимый элемент реализации прав и свобод человека и гражданина

Одной из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающей различные стороны индивидуального и общественного бытия, являются права человека— определенные нормативно структурированные свойства и особенности личности, которые выражают ее свободу, являясь необходимыми способами и условиями взаимоотношений с обществом и государством. В демократическом государстве права человека представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, объективно выступающий мерилом достижений общества, его «визитной карточкой». Этот показатель служит средством-доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, волеизъявления, и в то же время это— непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса и независимости.

Действующая Конституция России впервые за многолетнюю историю признает высшей ценностью права и свободы человека. Все остальные общественные ценности по отношению к ним занимают иной уровень и не могут им противоречить.1 В России (и не только в ней) проблема свободы личности по отношению к государству — проблема неразрешимая и вечная. Граждане часто не осознают, на что они могут и вправе претендовать, не знают своих законных прав, гарантированных государством. Кстати, право знать свои права возникло сравнительно недавно, в XX в. Впервые оно было закреплено в рамках Хельсинкского процесса в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.)-1

Современная система прав человека, зафиксированная в международно-правовых документах и конституциях правовых государств, — результат длительного исторического становления эталонов и стандартов, ставших впоследствии нормой современного мирового сообщества.

Однако прежде чем перейти к рассмотрению сложившихся и общепризнанных поколений прав человека ответим на два вопроса: чем отличаются понятия «права» и «свободы» человека и чем отличаются понятия «основные» и «конституционные» права.

По своей юридической природе и системе гарантий права и свободы, в принципе, идентичны. Каждое из этих понятий означает юридически признанную возможность человека избирать вид и меру своего поведения как личности, іражданина государства.2 Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные возможности человека в различных сферах. Вместе с тем анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода» призван подчеркнуть более- широкие- возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания» (ст. 28 Конституции РФ); «каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ст. 29 Конституции РФ); «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (ст. 37 Конституции РФ). Термин «право» определяет конкретные действия человека, например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным. Повторим, что разграничение между этими понятиями весьма условно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют «свободами». Различие в терминологии является скорее данью традиции, сложившейся еще в XVIII—XIX вв.

Необходимо внести ясность в такие понятия как «основные» и «конституционные» права, поскольку в Конституции Российской Федерации часто используются обе формулировки. Основные права индивида — это и есть конституционные права. К такому выводу можно; прийти, сопоставив, например, ст. 17 и ст. 55 Конституции РФ. В ст. 55 закреплено, что перечисление основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В ч. 2 ст. 17 Конституции РФ речь идет об основных правах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства— неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения). В то же время согласно 4.1 ст. 17 Конституции РФ «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. в соответствии с настоящей Конституцией». Таким образом, установленные Конституцией основные права — суть конституционные.

Традиционно конституционные права и свободы подразделяются на несколько групп: личные (гражданские); политические; экономические и социальные; культурные.

Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделение носит условный характер.

Первым поколением прав человека традиционно признаются либеральные ценности, приобретенные в результате буржуазных революций в Европе, затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических государств.

Понятие и классификация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина

Известно, что основные права, свободы и обязанности человека и гражданина гарантируются всей системой права. Из комплекса юридических гарантий в особую группу следует выделить конституционные гарантии, так как именно конституционные гарантии являются связующим звеном между общими и юридическими (специальными) гарантиями, содержащимися в отдельном (отраслевом) законодательстве. Конституционно-правовые нормы, гарантирующие систему прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, определяют наиболее общие установки ориентации личности.2

По справедливому мнению Н.А. Бобровой, конституционные гарантии представляют собой обобщенное- выражение наиболее важных, ведущих социально-правовых институтов, методов и средств обеспечения и защиты основных прав и свобод граждан, активного исполнения ими конституционного долга, обязанностей. Конституционные гарантии являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституционным гарантиям уже целиком можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере, обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем конституционным (у автора — советским) строем.1

Конституционно-правовые гарантии могут содержаться в нормах всех источников конституционного права, а не только в- Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. Однако конституционно-правовые гарантии, содержащиеся в конституционных нормах, занимают особое место, так как они регулируют наиболее важные общественные отношения, которые предопределяют коренные черты всех общественных отношений. Подобно тому, как конституционное право занимает главенствующее место в. системе Российского права, так и конституционно-правовые гарантии играют ведущую роль во всей системе юридических гарантий.2

Для того, чтобы в полной, мере раскрыть сущность конституционно-правовых гарантий в системе юридических гарантий основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, прежде всего необходимо рассмотреть их понятие и особые юридические свойства.

Под конституционно-правовыми гарантиями следует понимать совокупность общих социально-политических, социально-экономических, духовно-нравственных условий, предпосылок реальности (осуществимости) субъективных прав и свобод личности, а также специальных юридических средств обеспечения реализации, охраны и защиты субъективных прав, закрепленных в Конституции РФ; международно-правовых актах, федеральных конституционных и федеральных законах, конституциях и уставах субъектов РФ.1

Следует заметить, что высокий уровень абстрактности конституционно-правовых норм не является свидетельством их ущербности, несовершенства. В этом проявляется особенность конституционно-правовых отношений, порождаемых данными нормами, которые призваны регулировать общественные отношения путем закрепления- наиболее общих установок социальной ориентации личности. Это вызывает необходимость их конкретизации в нормах с меньшим уровнем абстрактности, в переводе содержания нормы конституционного права «на иной логический уровень»2.

Специфика норм конституционного права, в- том- числе и норм, гарантирующих социально-экономические права человека и гражданина, состоит также в том, что все они, независимо от степени абстрактности, являются- нормами прямого действия. Это относится и к нормам, получившим в юридической литературе наименование «нормы-принципы», «нормы-состояния»3. Данная группа норм не требует конкретных конституционно-правовых отношений, так как отраженные в этих нормах состояния «есть аксиомы нашей жизни»4. И- в этом смысле можно говорить о их прямом действии. Примером может служить ч.1 ст.З Конституции РФ 1993 года, где закрепляется: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Однако основная особенность конституционно-правовых норм, в сравнении с другими отраслевыми нормами, состоит в том, что большинство норм не имеют санкций. Поэтому для нормального функционирования конституционно-правовых норм требуются нормы, других отраслей Российского законодательства. С их помощью определяется мера ответственности в случае нарушения норм конституционного права.

Положение гарантий в механизме правового регулирования общественных отношений, связанных с правовым статусом граждан, не всеми рассматривается однозначно.

Одни ученые полагают, что гарантии следует включать в правовой статус человека и гражданина в качестве его составного элемента, другие -что гарантии входят в механизм реализации правового статуса. На наш взгляд, конституционные гарантии (а также юридические гарантии вообще) можно представить в качестве связующего элемента, «надежного мостика» (по выражению профессора Л.Д. Воеводина), соединяющего права и их фактическую реализацию, поэтому гарантии не следует однозначно включать ни в правовой статус, ни в механизм его реализации. Более того, на наш взгляд, сами по себе конституционные права и свободы входят в более общий (обширный) институт конституционного гарантирования нрав и свобод граждан.

Конституционные гарантии (и юридические гарантии вообще) нельзя однозначно отнести ни к правовому статусу человека и гражданина, ни к механизму реализации правового статуса. Юридические гарантии являются связующим звеном между этими двумя социально-юридическими сущностями.

Содержание юридического механизма конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина

Общепризнанным вюридичсской литературе является тезис о том, что права, свободы и обязанности граждан- .в:, отсутствие системы их гарантирования (обеспечения) есть «пустой-звук»,, ничем не подкрепленная декларация, пустая формальность и т.д: Современная реальность показывает, однако, что простое отсутствие норм-гарантий; реализации прав и свобод есть еще только половина.беды: гораздо;большйй вред демократии и правам личности могут нанести псёвдо-гарантии;- нормы, с фасада направленные на обеспечение реализации правового статуса,. а в. действительности скрыто препятствующие правомерной реализации, затрудняющие ее процесс.1

В- советское время в; отечественном, праве бытовала теория «народного» государства;, интересы которого- не могли не совпадать с интересами конкретных граждан. Как утверждали, например, авторы учебника «Курс советского государственного права» (1971 г.), «в социалистическом обществе сложились совершенно новые отношения между гражданами и государством. Советское государство стоит на страже прав и свобод граждан СССР, создает все условия для их фактической реализации и привлекает к строгой ответственности тех, кто их нарушает».

В другом учебнике говорилось, что «социалистический, характер прав и свобод советских людей и их основных обязанностей вытекает из сущности нашего общественного строя, где народу принадлежит государственная власть и все богатство страны. Поэтому права и обязанности граждан имеют своей задачей удовлетворение не только личных, но и общественных интересов. Чем шире и полнее используют граждане свои права и выполняют свои обязанности, тем прочнее наш общественный строй, тем успешнее решаются задачи строительства коммунизма».

Другими словами, реальность, гарантированность прав и свобод советских людей резюмировалась заранее, утверждалось, что с течением времени степень гарантированности правового статуса, как и его широта, наполненность новыми правами и свободами, будут только возрастать.

Однако, такая «реальность», как мы теперь понимаем, была уже тогда далека от действительности. Постсоветское время ознаменовалось рядом неблагоприятных тенденций в ситуации с правами и свободами: гарантии сокращались, законность неуклонно снижалась, что приводило к умалению реального характера основных неотъемлемых прав человека и гражданина.

Сегодня большая часть населения в России не может утверждать, что ее конституционный правовой статус полностью обеспечен и гарантирован государством, за исключением отдельных личностей, чьи доходы столь высоки, что позволяют их обладателям не нуждаться ни в каких государственных гарантиях.

Отсутствие полноценных юридических гарантий прав и свобод, либо возможностей их осуществления на практике, либо и того и другого для подавляющего большинства населения страны зачастую означает попранное достоинство, нарушенное здоровье, и т.п., а также нереализованные потребности, неудовлетворенные надежды, а для части населения, живущего за чертой бедности, и более того — голод и нехватку самого необходимого в быту.

Таким образом, следует признать актуальным анализ современных проблем конституционного гарантирования реальности прав и свобод личности, который в целом практически не разработан в теории права, в то время как отдельные его элементы — например, конституционные права и свободы человека и гражданина, их сущность, классификация, особенности, система общих и юридических гарантий прав и свобод — давно и успешно исследуются учеными-юристами. Кроме того, указанные элементы, взятые по отдельности, не могут гарантировать беспрепятственное осуществление правового статуса личности на практике, для чего важно учитывать все могущие при этом возникнуть взаимосвязи между ними.

В научной правовой литературе термин «механизм» прочно укоренился в составе таких словесно-юридических конструкций, как «механизм правового регулирования» («взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения»),1 «юридический механизм реализации прав личности»,2 «социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина», «социально-юридический механизм реализации . », «механизм защиты. », «социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан»,4 «механизм охраны»,5 и т.д.

Термин «механизм» указывает, как мы полагаем, на наличие «узловых» элементов системы конституционного гарантирования реальности и осуществимости прав- и свобод личности, приводящих в действие всю данную нормативно-правовую систему, превращающих ее в реально действующий и беспрепятственно функционирующий процесс. Данные элементы закреплены в нормах в качестве конституционно-правовых средств обеспечения реальности прав и свобод.

Реализация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти общей компетенции

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательные органы олицетворяют демократические начала государства, выступают гарантами демократии. Этим обусловлен набор их властных полномочий, роль и значимость в системе органов государственной власти. Законодательные органы влияют на развитие Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, создают условия для идеологического многообразия и многопартийности, определяют компетенции других государственных органов, способствуют развитию политической и правовой активности граждан. Они участвуют в обеспечении территориальной целостности Российской Федерации, определении правового статуса ее субъектов.

Несмотря на столь значимую роль законодательных органов, уровень конституционно-правового регулирования их формирования и деятельности в определенной степени противоречив и явно недостаточен. В Конституции РФ не закреплена система законодательных органов, в связи с чем комментируемая глава Конституции РФ в названии указывает не законодательную власть в целом, а только федеральный орган законодательной власти — Федеральное Собрание.

Кроме того, не определен должный баланс «сдержек и противовесов» совместной деятельности Федерального Собрания, Президента РФ и Правительства РФ. В России имеет место значительный перекос в сторону исполнительной власти, которая через Президента РФ как ее фактического руководителя доминирует над остальными ее ветвями.

Статус Федерального Собрания Российской Федерации должен регулироваться не просто федеральным, а федеральным конституционным законом. Это связано, в том числе, с тем, что федеральный конституционный закон имеет особую процедуру принятия— 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думой и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. Такой усложненный порядок принятия способствует его стабильности.

В настоящее время: разработан проект, направленный на. определение статуса Федерального Собрания Российской Федерации, его компетенцию и вопросы ведения, структуру, организационные формы и условия его деятельности1.

Федеральное Собрание является двухпалатным органом. Такая структура закреплена в ст. 11 гл. 1 Конституции РФ, что означает недопустимость се изменения-!- в рамках действия Конституции РФ. Двухпалатная структура парламента является характерным признаком федеративных государств мира: «»»

Анализируя природу обеих палат Федерального Собрания РФ, необходимо отметить их неоднозначность. Особенно четко это прослеживается на примере Совета Федерации, природа которого такова, что позволяет говорить минимум о двух значениях данной палаты российского парламента. До настоящего времени дебатируется главный вопрос о целесообразности Совета Федерации. Так, в марксистской теории двухпалатная структура парламента рассматривается как нежелательное явление, поскольку зачастую верхняя лапата парламента входит в компромисс с нижней, что препятствует продуктивной работе парламента. В настоящее время в большинстве стран верхние палаты не пользуются сколько-нибудь значительными полномочиями. В Великобритании, например, палата лордов очень редко выдвигает возражения против законопроектов, принятых палатой общин. В современных условиях верхняя палата, рассматривается скорее как орган, призванный обеспечить всестороннюю, взвешенную оценку законопроекта .

Первый вице-спикер Государственной Думы О.В. Мороз полагает, что вопрос о рол» и. месте Совета Федерации- пока не нашел своего политического и правового решения, а-потому по Прошествии некоторого времени может появиться повод для; более серьезного и. глубокою рассмотрения вопроса о том; нужен; ли России двухпалатный парламент . Представляется, что это довольно спорное заявление.

Говоря о целесообразности второй палаты, известный французский государствовед М. Прело.подчеркивал, что бикамеральное устройство имеет естественную основу только в федеративных государствах. Такая конструкция органично вписывается в конституционные традиции современных федераций. «В федеральном государстве, — указывает бельгийский профессор А. Ален — двухпалатная система далеко не лишняя, поскольку при федеральном устройстве с однопалатной системой парламент рассматривается как представитель территориальных единиц и является одним из элементов центробежных сил. Отсюда участие территорий в принятии решений на общенациональном уровне, особенно по вопросам их статуса, что является существенной чертой федерального государства.