Кто является юридическим лицом в казахстане

Кто является юридическим лицом в казахстане

Понятие, признаки юридических лиц и их классификация в соответствии с законодательством Республики Казахстан

1.2.1 Понятие и признаки юридического лица

Одним из основных субъектов гражданского права Республики Казахстан являются юридические лица. Статья 33 ГК РК определяет юридическое лицо как организацию, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо имеет печать со своим наименованием. [11]

Указанная статья закрепляет следующие признаки юридического лица как субъекта права:

1) имущественная обособленность;

2) самостоятельная имущественная ответственность;

3) выступление в гражданском обороте от своего имени.

Имущественная обособленность — важнейший признак юридического лица и выражается в обладании им вещного права на имущество: права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Имущество юридического лица отражается в его самостоятельном балансе.

Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица базируется на имущественной обособленности, по своим обязательствам юридическое лицо несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом. Имущество юридического лица обособлено от имущества учредителей (участников) именно для того, чтобы оно несло ответственность этим имуществом.

государственная регистрация юридическое лицо

Самостоятельная имущественная ответственность, по общему правилу, исключает ответственность учредителей (участников) по долгам юридического лица. Одновременно юридическое лицо не несет ответственность по обязательствам его учредителей и участников. Однако, законодательными актами или учредительными документами юридического лица может быть предусмотрена ответственность учредителей и участников по обязательствам юридического лица.

Положения, конкретизирующие рассматриваемый признак юридического лица, содержатся в статье 44 ГК. Так, если по общему правилу, юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, то учреждение, а также казенное предприятие, согласно части 2 пункта 1 статьи 44 ГК, отвечает по обязательствам лишь находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности (а значит субсидиарную) ответственность по обязательствам учреждения и казенного предприятия несет собственник имущества. [12, c.119]

Исключения из правила о самостоятельной имущественной ответственности юридических лиц могут быть установлены законодательными актами. В частности, следующие исключения предусмотрены ГК:

1) ответственность собственника имущества учреждения казенного предприятия по обязательствам последних при недостаточности у них денежных средств для удовлетворения требований кредиторов (часть 2 п.1 ст.44 ГК);

2) ответственность участников полного товарищества и коммандитного товарищества по обязательствам соответствующего товарищества (п.1 ст.63, п.1 ст.72 ГК);

3) ответственность членов производственного кооператива по обязательствам кооператива (п.3 ст.96 ГК);

4) ответственность учредителя по обязательствам юридического лица, если банкротство последнего вызвано действиями учредителя (п, 3 ст.44 ГК);

5) ответственность материнской компании по сделкам дочерней (часть 2 п.2 ст.94 ГК), а также в случае банкротства дочернего хозяйственного товарищества по вине материнской компании (часть 3 п.2 ст.94 ГК);

6) ответственность участника товарищества с ограниченной ответственностью, не внесшего полностью вклад, по обязательствам товарищества (часть 2 п.1 ст.77 ГК) и в других случаях. [13, c.68]

Выступление в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность быть истцом и ответчиком в суде, возможность от своего имени заключать договоры, совершать односторонние сделки. Юридическое лицо согласно пункту 2 статьи 33 ГК должно иметь печать со своим наименованием.

Итак, изложенное выше позволяет сформировать понятие и выявить признаки юридического лица в действующем законодательстве Республики Казахстан.

1.2.2 Организационно-правовые формы юридических лиц

ГК различает следующие виды юридических лиц в зависимости от целей деятельности:

Коммерческое юридическое лицо — организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческое юридическое лицо — организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Приведенная классификация имеет большое практическое значение, поскольку каждый из видов юридических лиц подчинен особому правовому режиму.

Важные новеллы содержатся в нормах статьи 34 ГК РК, посвященных формам юридических лиц. Так, согласно пункту 2 указанной статьи юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть создано только в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, производственного кооператива.

Предусмотренный Гражданским кодексом перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц, таким образом, является исчерпывающим и не может быть дополнен иным законодательным актом.

В соответствии с действующим законодательством выделяют следующие методы классификации юридических лиц:

— по форме собственности;

— по цели деятельности;

— по составу учредителей;

— по характеру прав участников;

— по порядку образования. [13, c.77]

Рассмотрим каждый из методов подробней.

По форме собственности. В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические лица. В данной классификации можно усмотреть прямую аналогию с принятым за рубежом делением организаций на юридические лица публичного и частного права.

По цели деятельности. Коммерческие и некоммерческие организации разделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли, а также ее распределение между участниками, либо иные цели, не связанные с предпринимательством. По общему правилу, некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками.

По составу учредителей. В зависимости от состава учредителей можно выделять: юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица, только государство, или же любые, за отдельными исключениями, субъекты права (все остальные юридические лица).

По характеру прав участников. Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать:

— организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право;

— организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества, акционерные общества и кооперативы;

— организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав: общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц.

По объему вещных прав организации. В зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество можно различать:

— юридические лица, обладающие правом оперативного у правления на имущество;

— юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество;

— юридические лица, обладающие правом собственности на имущество.

По порядку образования. Порядок создания юридического лица также может выступать в качестве критерия классификации: в таком случае юридические лица делятся на образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке. [14, c.25]

В соответствии с описанными выше методами классификации, в Республике Казахстан выделяют следующие виды юридических лиц:

1. хозяйственные товарищества;

2. акционерные общества;

3. производственные кооперативы;

4. государственные предприятия;

5. некоммерческие организации.

Итак, для того, чтобы выявить различия и определить особенности того или иного вида юридического лица, необходимо рассмотреть каждый из перечисленных видов юридических лиц в отдельности.

Хозяйственные товарищества — это родовое понятие, обозначающее несколько самостоятельных видов коммерческих юридических лиц, общим для которых является то, что их уставный капитал разделяется на доли. Именно это отличает хозяйственные товарищества от других коммерческих организаций.

Законодательством РК предусматриваются следующие виды хозяйственных товариществ: полное, коммандитное, с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью.

Как и любая коммерческая организация, хозяйственное товарищество должно обладать уставным (складочным) капиталом, образующим имущественную базу его деятельности и гарантирующим интересы кредиторов. Уставный капитал — это зафиксированная учредительными документами и оцененная в тенге сумма всех вкладов, которые учредители (учредитель) решили объединить при создании юридического лица.

В качестве вклада в уставный капитал может выступать любое оборотоспособное имущество, включая и имущественные права. Основным критерием допустимости тех или иных вкладов в уставный капитал является их способность увеличивать сумму активов общества.

Основные права и обязанности участников хозяйственных обществ и товариществ в общем виде закреплены ГК РК и могут дополняться в учредительных документах. Участники имеют право управлять делами фирмы в той или иной форме, получать информацию о ее деятельности, участвовать в распределении прибыли и получать часть имущества, оставшегося после ликвидации предприятия (т. н. ликвидационный остаток). В то же время они обязаны участвовать в образовании имущества предприятия и не разглашать конфиденциальную информацию о его деятельности [6, c.89].

Полным признается товарищество, участники которого при недостаточности имущества полного товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Оно возникает на основе договора между несколькими участниками (полными товарищами), в качестве которых могут выступать только предприниматели — индивидуальные или коллективные.

Коммандитным признается товарищество, которое включает наряду с одним или более участниками, несущими дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), также одного или более участников, ответственность которых ограничивается суммой внесенного ими вклада в имущество товарищества (вкладчиков) и которые не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Аналогично полному товариществу фирменное наименование товарищества на вере должно содержать имена (названия) всех или, по крайней мере, одного полного товарища (в последнем случае — с добавлением слов -«. и компания»).

Исторически эта форма коммерческого предприятия возникла еще в эпоху средневековья и получила широкое распространение как способ привлечения к ведению торгового промысла капиталов анонимных вкладчиков. Образно говоря, товарищество на вере как бы включает в себя две относительно самостоятельные структуры: полное товарищество и группу (или одного) товарищей-вкладчиков. С одной стороны, коммандитисты полностью отстранены от участия в управлении и ведении дел товарищества. С другой — они распоряжаются своими вкладами совершенно независимо от полных товарищей.

Коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам и несущими риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов, называется товариществом с ограниченной ответственностью. [12, c.102]

Учредительными документами товарищества с ограниченной ответственностью являются устав и учредительный договор (последний не может заключаться, если в обществе всего один участник). Фирменное наименование товарищества строится по общим правилам.

Наличие доли в уставном капитале, конечно, не означает каких-либо вещных прав на имущество предприятия. Права участников по отношению к товариществу (на участие в управлении, информацию, долю прибыли, ликвидационный остаток и т.п.) реализуются в рамках единого обязательства, которое можно охарактеризовать как долевое обязательство с активной множественностью лиц, поскольку его обязанной стороной выступает само товарищество, а управомоченной — все участники. Поэтому передача доли в уставном капитале означает на самом деле уступку доли в едином комплексе прав, принадлежащих всем участникам, вместе взятым, т.е. цессию.

Высшим органом управления обществом является общее собрание его участников, количество голосов пропорционально долям участников. Исключительная компетенция общего собрания перечислена в ГК и включает: изменение устава общества и размера его уставного капитала, образование и прекращение исполнительных органов общества, утверждение годовых отчетов и балансов, распределение прибылей и убытков, реорганизацию и ликвидацию общества, избрание его ревизионной комиссии (ревизора) [12, c.97].

Органами общества как юридического лица могут быть как единоличный орган (директор, президент и т.п.), так и коллегиальный (правление, дирекция и т.п.), либо оба вместе.

Изменения персонального состава участников общества с ограниченной ответственностью, равно как и их имущественного положения, не приводят к его ликвидации. Общество продолжает функционировать, даже если в нем остался всего один участник.

Товариществом с дополнительной ответственностью признается товарищество, участники которого отвечают по его обязательствам своими вкладами в уставный капитал, а при недостаточности этих сумм дополнительно принадлежащим им имуществом в размер, кратном внесенным ими вкладам. [15, c.17]

Специфика товарищества с дополнительной ответственностью состоит в особом характере имущественной ответственности участников по его долгам. Эта ответственность является субсидиарной, а значит, требования к участникам могут быть предъявлены лишь при недостаточности имущества общества для расчетов с кредиторами. Общий объем ответственности всех участников определяется учредительными документами как величина, кратная (двух-, трехкратная и т.п.) размеру уставного капитала. [16, c.14]

Акционерным обществом признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности. Акционеры акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Основное отличие акционерного общества от других юридических лиц заключается в способе закрепления прав участника по отношению к обществу: путем удостоверения их акциями. Это, в свою очередь, обусловливает специфику осуществления прав по акции и их передачи.

Уставный капитал АО равен номинальной стоимости приобретенных акционерами акций — обыкновенных и привилегированных. Внесение вклада в уставный капитал общества означает в то же время совершение договора купли-продажи акции. Продавцом в этом договоре выступает само общество, которое не вправе отказаться от его заключения с учредителем. Одной из особенностей договора купли-продажи акций является то, что просрочка оплаты акции сверх сроков, определенных уставом АО или решением о размещении дополнительных акций, автоматически приводит к расторжению договора.

Увеличение уставного капитала АО производится либо путем увеличения номинальной стоимости существующих акций, либо путем размещения (выпуска) дополнительных акций.

Производственный кооператив — это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения.

В производственном кооперативе решающее значение имеет личное участие его членов в деятельности организации. Но нормы о хозяйственных товариществах сконструированы в основном в расчете на то, чтобы обеспечить полным товарищам возможность непосредственного личного участия в предпринимательской деятельности. В отношении же производственных кооперативов акцент делается на непосредственном трудовом участии, предполагающем включение участника в состав трудового коллектива кооператива. Решение имущественных вопросов и управление в производственном кооперативе также обладают значительной спецификой. [17, c.182]

Участниками производственного кооператива являются, по общему правилу, граждане. Причем, в отличие от полных товарищей, им абсолютно не требуется статуса индивидуального предпринимателя.

Говоря об участии в кооперативе, необходимо отметить, что термин «членство» может употребляться в разных значениях: как синоним вообще участия в организации (и в этом смысле можно говорить, например, о членстве в АО) и как специфическая форма личного участия, совершенно не связанного с участием имущественным. ГК РК понимает членство в кооперативе именно в последнем его значении. Членство в узком смысле слова означает также, что взаимные правовые связи между членами устанавливаются не напрямую (как это происходит, например, на основе учредительного договора), а опосредуются кооперативом, который выступает своеобразным центром системы этих связей.

Имущество кооператива первоначально складывается из паевых взносов его членов, которые не идентичны долям в уставном капитале хозяйственных обществ и товариществ. Права члена в отношении кооператива отнюдь не обусловлены величиной его пая. Так, независимо от величины пая каждый член кооператива имеет один голос на общем собрании участников. Распределение прибыли и ликвидационного остатка между членами кооператива обычно производится в соответствии с их трудовым участием.

Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по всем его обязательствам в порядке и размерах, установленных уставом и законом о производственных кооперативах.

Система кооперативных органов состоит из общего собрания его членов (высший орган), наблюдательного совета (образование которого не обязательно) и исполнительных органов: правления и (или) председателя.

Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п.1 ст.102 ГК РК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право [12, c.110].

Учредительными документами государственных предприятий являются решение собственника (как правило, его представителя в лице соответствующего органа министерства государственного имущества) и устав, утвержденный указанным лицом. Если иное специально не установлено собственником в уставе, они вправе совершать всякие сделки, необходимые им для достижения целей, предусмотренных в уставе. Так, государственное предприятие вправе передать с согласия собственника часть своего имущества в аренду, если это не помешает основному производству и позволит изыскать дополнительные источники финансирования. Тем не менее систематическая сдача своего имущества в аренду явно выходит за рамки специальной правоспособности государственного предприятия, ибо его цель — производство продукции, а не услуги по предоставлению вещей внаем.

Природа государственных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие от других предпринимательских юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Государственное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения создается по решению уполномоченного на то государственного органа и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Характер имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со ст. 196 ГК РК.

Правовое положение государственного предприятия, основанного на праве оперативного управления, весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных казной. Таким образом, правоспособность казенного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение».

В силу прямого указания закона (п.6 ст.104 ГК РК) Республика Казахстан несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Таким образом, государство принимает на себя риски, связанные с деятельностью предприятия, и в дополнительном порядке отвечает за его долги всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание [13, c.94].

Некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками.

Установление в законе сразу двух критериев, характеризующих некоммерческую организацию, безусловно, оправданно. В сегодняшнем Казахстане большинство некоммерческих организаций, не исключая и финансируемые собственником учреждения, просто вынуждено заниматься предпринимательством, чтобы свести концы с концами. Законодатель должен обеспечить такой правовой режим их деятельности, при котором неизбежное и необходимое ведение коммерции не превратится в самоцель. Зарубежный опыт показывает, что именно запрет распределять полученную прибыль между участниками юридического лица является самым действенным способом отсечения некоммерческих организаций от профессионального бизнеса [18, c.91].

Филиалы и представительства — это территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. В принципе и филиалы, и представительства схожи со всеми остальными функциональными элементами организационной структуры юридического лица (отделы, цеха и т.п.) с той лишь разницей, что они расположены вне места нахождения юридического лица.

Представительства и филиалы выполняют различные функции. Представительства выступают в гражданском обороте от имени создавшего их юридического лица, т.е. представляют его интересы и обеспечивают их защиту. Предмет деятельности филиалов гораздо шире: они и представляют интересы, и выполняют основные функции (все или часть) юридического лица. Так, представительство может заключать договоры, контролировать их исполнение, заниматься рекламой своей организации. Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Впрочем, и представительства, и филиалы могут создаваться некоммерческими организациями, что соответствующим образом определит характер деятельности филиала [19, c.120].

Представительства и филиалы не могут иметь прав юридического лица и, следовательно, выступать в обороте от своего имени. Их руководители действуют от имени юридического лица на основании доверенности.

Таким образом, современное законодательство Республики Казахстан позволяет в полной мере классифицировать юридические лица, что позволяет определить особенности правовой природы каждого из них, провести параллели, а также провести различия.

Юридические лица по Гражданскому кодексу Республики Казахстан. Понятие и общая характеристика (Басин Ю.Г., Заслуженный деятель науки Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор)

Юридические лица по Гражданскому кодексу Республики Казахстан.
Понятие и общая характеристика

Юрий Григорьевич Басин

Заслуженный деятель науки Республики Казахстан,

доктор юридических наук, профессор

ими юридических лиц

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

ГЛАВА 1. Понятие юридического лица

Помимо граждан (физических лиц) субъектами гражданских правоотношений могут быть организации — юридические лица. Согласно статье 33 ГК Республики Казахстан юридическим лицом признается организация, имеющая свое обособленное имущество, которым она отвечает по своим обязательствам, приобретающая и осуществляющая от своего имени имущественные и личные неимущественные права и обязанности, могущая быть истцом и ответчиком в суде.

Основополагающий признак юридического лица — его имущественная обособленность и вытекающая из этого самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам.

Юридические лица образуются во всех сферах общественной и хозяйственной деятельности, но необходимость и важность этого института прежде всего определяется тем, что он позволяет отделить образуемого субъекта имущественных отношений от тех, кто образовал юридическое лицо. И, поскольку юридическое лицо — это самостоятельный и имущественно обособленный субъект прав и обязанностей, его учредители, как правило, не отвечают по его долгам (равно как и юридические лица не отвечают по долгам создателей).

Учредители юридического лица имеют возможность ограничить свой предпринимательский риск суммами, какие они считают для себя допустимыми. Таким образом, практическое значение юридическое лицо имеет прежде всего для имущественных гражданско-правовых отношений.

Статья 33 ГК называет юридическое лицо организацией, ему свойственно организационное единство, то есть внутренняя структура и взаимосвязь всех входящих в состав юридического лица подразделений, система должностных лиц и органов с разграниченной между ними компетенцией, определенный внутренний распорядок деятельности и т.п.

Имущественная обособленность юридического лица проявляется в том, что за ним закреплено имущество, которым юридическое лицо вправе владеть, пользоваться и распоряжаться, хотя в некоторых случаях право распоряжения ограничивается. Форма закрепления — различна. Чаще всего такая форма, при которой имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности, поэтому юридическое лицо имеет в отношении этого имущества все права и все обязанности, свойственные собственнику. В других случаях имущество принадлежит юридическому лицу на праве хозяйственного ведения. Таковыми могут быть только государственные предприятия. Поскольку право собственности на то же имущество принадлежит собственнику, право юридического лица распоряжаться этим имуществом имеет определенные ограничения. Право же владения и пользования принадлежит юридическому лицу в полной мере.

Наконец, за некоторыми юридическими лицами, также в большинстве своем — государственными, имущество закрепляется на праве оперативного управления. Такие права в части распоряжения являются еще более ограниченными, даже по сравнению с правом хозяйственного ведения.

Но во всех случаях имущество:

а) принадлежит юридическому лицу;

б) служит материальной базой его самостоятельной деятельности;

в) служит источником погашения задолженности и материальной ответственности юридического лица по его обязательствам с другими субъектами.

г) фиксируется самостоятельным балансом данного юридического лица (самостоятельной сметой);

От самостоятельного баланса следует отличать отдельный баланс, который учитывает имущество внутренних подразделений юридического лица с целью индивидуализации результатов их хозяйственной деятельности, и сводный баланс, охватывающий имущество целой системы юридических лиц для учетной цели.

Самостоятельная смета — это надлежаще утвержденный перечень финансовых поступлений для содержания юридического лица и перечень его целевых расходов. Самостоятельная смета применяется для определения пределов имущественных правомочий юридического лица, финансирование деятельности которых осуществляется не за счет собственных доходов, а за счет средств, выделяемых государством либо иными субъектами. Самостоятельная смета, например, применяется для финансирования бюджетных учреждений.

По своим обязательствам юридическое лицо отвечает всем принадлежащим ему имуществом, то есть не только тем, что принадлежит ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, но и тем, какое охватывается его обязательственными правомочиями, например, денежными средствами, которые должны юридическому лицу другие лица. Исключения могут устанавливаться законодательными актами.

Общее правило здесь таково: ни учредители, ни работники юридического лица, ни другие юридические лица, ни государство не отвечают по долгам данного юридического лица, которое, в свою очередь, не отвечает по долгам своих учредителей, работников, других юридических лиц или государства.

Из этого общего правила, однако, законом предусмотрен ряд исключений, направленных на усиление защиты интересов кредиторов. Но и при этих исключениях по долгам юридического лица прежде всего отвечает само юридическое лицо, и лишь при недостаточности его имущества — другие субъекты.

Прежде всего это — финансируемые собственниками учреждения и казенные предприятия, которые отвечают по долгам кредиторов своим имуществом и то не всем, а лишь имеющимися у них денежными средствами. Остальная часть долгов должна погашаться собственниками имущества упомянутых юридических лиц (пункт 6 статьи 104, пункт 3 статьи 207 Гражданского кодекса).

Такая ответственность собственника является субсидиарной, то есть дополнительной.

Субсидиарная ответственность по долгам юридического лица возможна и в силу статей 63 (по долгам полного товарищества), 84 (по долгам товарищества с дополнительной ответственностью), 96 (по долгам производственного кооператива), 96, 108 (ответственность членов кооператива по долгам кооператива), 330-332 ГК (ответственность, принятая на себя гарантом по обязательствам юридического лица).

Это все случаи, когда другие лица отвечают по долгам юридического лица независимо от того, виновны ли они в возникновении долгов. Но закон (статья 44 ГК) предусматривает и виновную ответственность учредителей по долгам созданного ими юридического лица. Так, если неплатежеспособность вызвана действиями учредителя, например, его указаниями о том, какие сделки, с кем и на каких условиях должны заключаться юридическим лицом, то правомерные интересы кредиторов в случае банкротства этого юридического лица обеспечиваются дополнительной ответственностью учредителя.

Аналогична ответственность основного хозяйственного товарищества по долгам его дочернего хозяйственного товарищества (пункт 2 статья 94 ГК).

В развитие этого положения пункт 6 статьи 69 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 2 мая 1995 года «О хозяйственных товариществах» применительно к акционерному обществу гласит: «В случае принудительной ликвидации общества должностные лица общества несут имущественную ответственность перед кредиторами по обязательствам общества при недостаточности имущества общества для оплаты его обязательства в случае, если должностные лица виновны в грубой небрежности при выполнении своих обязанностей или их невыполнении и если указанное выполнение или невыполнение ими своих обязанностей непосредственно привело к принудительной ликвидации общества».

Дополнительная ответственность учредителей (участников) юридических лиц по долгам последних может быть установлена учредительными документами. При этом учредительный договор и (или) устав могут предусматривать более высокую ответственность, но не могут ограничивать ее ниже тех пределов, какие установлены императивными правилами закона.

Однако никакие учредительные документы открытого акционерного общества не вправе возлагать дополнительную ответственность по долгам акционерного общества на акционеров.

Общий юридический статус юридического лица не допускает его ответственности по личным долгам его учредителей, участников, работников. Но на то имущество юридического лица, на которое имеют обязательственное право его учредители (участники, работники), ответственность может быть обращена в добровольном или (по решению суда) в принудительном порядке. Так, взыскание по долгам работника может быть обращено на его неполученную заработную плату; взыскание по долгам участника хозяйственного товарищества или члена кооператива — на долю этого члена товарищества (члена кооператива) в имуществе юридического лица (см. статьи 69, 83, 100 ГК).

Это общее правило нуждается в некоторой корректировке. Во-первых, рассмотренная ответственность юридического лица может быть только субсидиарной. Во-вторых, акционерное общество не может нести даже дополнительную ответственность по личным долгам акционера.

Юридическое лицо выступает в гражданском обороте, то есть во всех имущественных (в ряде случаев — и неимущественных) правоотношениях от своего имени. Юридическое лицо не может действовать от имени своего руководителя, или создателя, или государства, но только от своего имени — от имени юридического лица как такового. Это имеет важное практическое значение, ибо позволяет точно определить истинного субъекта и прав, и обязанностей, и ответственности.

Так, по одному арбитражному делу было установлено, что директор совхоза выдал от имени совхоза гарантийное обязательство. Через некоторое время директор совхоза был заменен другим лицом. Когда наступила необходимость исполнять гарантийное обязательство, новый директор заявил о недействительности гарантийного письма, подписанного его (директора) предшественником. Арбитражный суд в решении по делу указал, что директор является органом юридического лица, которое выступает в гражданском обороте от своего имени; обязательство возникло не у директора, а у юридического лица; отвечать по обязательству должен не директор, а юридическое лицо. Поэтому замена директоров не влияет ни на действительность обязательства, ни на его исполнимость, ни на ответственность за неисполнение.

Юридическое лицо должно иметь печать со своим наименованием. Печать подтверждает в необходимых случаях, что документ действительно выдается данным юридическим лицом, поэтому она служит средством индивидуализации юридического лица в гражданском обороте.

Ни одно коллективное образование, не обладающее вместе взятыми признаками имущественной обособленности, организационного единства, самостоятельной имущественной ответственности и правом выступать в обороте от своего имени, не может быть признано юридическим лицом, то есть не может быть субъектом гражданских правоотношений. Исключение составляет возможность участия государства и административно-территориальных единиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (см. статьи 111-114 ГК), но тогда к ним применяются нормы о юридических лицах.

Закон говорит о юридическом лице как об организации. Обычно организация понимается как коллектив граждан, группа граждан, поэтому она (организация) противопоставляется индивидуальному субъекту, физическому лицу. Прежний Гражданский кодекс не допускал существования юридического лица, состоящего из одного участника. Действующий Кодекс изменил это правило и признал возможность образования некоторых юридических лиц, имеющих только одного участника (см. статьи 58, 77, 85).

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

ГЛАВА 2. Виды и организационно-правовые

формы юридических лиц

Статья 34 Гражданского кодекса различает два вида юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации.

Для коммерческого юридического лица основной целью является извлечение прибыли. Сама прибыль может быть частично использована и на некоммерческие (например, благотворительные) цели, но основным направлением деятельности служит прибыль.

Некоммерческие юридические лица, напротив, создаются для достижения управленческих, гуманитарных, политических, духовных и иных социальных целей. Прибыль иногда может быть получена при осуществлении сопутствующей деятельности. Высшее учебное заведение, например, создает платные курсы для подготовки выпускников средней школы к конкурсному поступлению в вуз.

Проведение полного разграничения между коммерческими и некоммерческими организациями бывает на практике затруднительным. Во-первых, потому, что коммерческие юридические лица нередко, особенно в первые годы после их образования, все получаемые доходы расходуют на развитие материальной базы, совершенствование технологии и т.п. Во-вторых же, некоторые некоммерческие юридические лица ведут весьма активную предпринимательскую деятельность и тоже получают доходы.

Самым надежным критерием разграничения служит возможность распределения прибыли между участниками. Если юридическое лицо вправе в силу закона или учредительных документов распределять прибыль между участниками (выплачивать дивиденды), то оно должно быть признано коммерческой организацией, независимо от того, производятся или не производятся очередные выплаты дивидендов. Если же юридические лицо в силу законодательства или учредительных документов не вправе выплачивать дивиденды, оно должно быть признано некоммерческой организацией. И вся его прибыль, если таковая появляется, должна быть направлена на достижение уставных целей.

Казахстанское законодательство последовательно проводит такое разграничение. Гражданский же кодекс Российской Федерации допускает отклонения. Например, статья 116 ГК РФ устанавливает возможность распределения между членами потребительского кооператива, который относится к некоммерческим организациям, доходов, полученных от деятельности кооператива.

В терминологии актов законодательства и официальных документов нередко различаются государственные и негосударственные юридические лица. Под государственными следует понимать только такие юридические лица (предприятия и учреждения), имущество которых не разбито на доли или акции и полностью как единое целое принадлежит на праве собственности государству (см. статью 102 Гражданского Кодекса).

Все остальные юридические лица относятся к негосударственным. Даже те, в уставном капитале которых государство имеет какие-то доли, какое-то количество акций.

Статья 34 ГК определяет исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться коммерческие юридические лица. Это: государственное предприятие, хозяйственное товарищество и производственный кооператив. Необходимость такой организационно-правовой четкости вызвана нередким стремлением предпринимателей создавать различные нестандартные и комбинированные экономические образования (например, фирма, МЧП, корпорация, трест, трастовая компания, холдинг и т.п.) без точного наименования их организационно-правовой формы. Поскольку же права, обязанности, внутренняя структура, компетенция органов и ответственность по обязательствам во многом зависят от организационно-правовой формы, особенности которой, как правило, определяются «своим» законом, создание «бесформенных» юридических лиц затрудняет определение их подлинного юридического статуса. Поэтому Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года «О введении в действие Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть)»установлено, что юридические лица, образованные до официального опубликования Гражданского кодекса (общая часть) в организационно-правовых формах, не предусмотренных Гражданским кодексом (общая часть), подлежат преобразованию в организационно-правовые формы, предусмотренные Гражданским кодексом (общая часть), до 1 января 1998 года.

Название организационно-правовой формы должно быть включено в регистрируемое наименование юридического лица. Но в наименование по желанию учредителей юридического лица могут включаться и другие определяющие термины.

Что же касается организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, то они возможны в более широких вариантах, нежели те, какие названы статье 34 ГК (учреждение, общественное объединение, потребительский кооператив, общественный фонд, религиозное объединение), но и они должны определяться не бесконтрольным желанием учредителей, а соответствующими законными границами.

Специально следует определить место среди юридических лиц предприятий с иностранным участием. О них говорит Положение «О порядке создания и деятельности на территории Казахской ССР предприятий с иностранными инвестициями», утвержденное Постановлением Кабинета Министров Казахской ССР от 31 октября 1991 г. № 661. Постановление различает совместные предприятия и иностранные предприятия.

В обиходной практике словами «совместное предприятие» обозначают иногда предприятия, созданные несколькими субъектами, независимо от их государственной принадлежности. Такое обозначение не содержит никакой специальной юридической характеристики. Но и для предприятий с иностранным участием термины «СП» или «иностранное предприятие» характеризуют лишь участие иностранного капитала, но не их организационно-правовую форму, которая должна подчиняться правилам статьи 34 ГК. На практике предприятия с иностранным участием образуются в Республике Казахстан либо в форме товарищества с ограниченной ответственностью, либо в форме акционерного общества.

Юридические лица вправе создавать объединения, которые сами становятся юридическими лицами.

Правовое положение подобных объединений определяется теми юридическими лицами, которые их образуют (см. статью 110). Юридическое лицо, вошедшее в состав объединения, сохраняет полную самостоятельность, добровольно уступая объединению лишь те свои права, какие считает целесообразным. Юридическое лицо во всякое время вправе выйти из состава объединения.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

ГЛАВА 3. Правоспособность и дееспособность

Правоспособность юридического (как и физического) лица — это его способность приобретать права и обязанности в различных сферах общественной жизни. Поскольку же гражданские права и обязанности возникают в результате юридических фактов, прежде всего — имущественных сделок, совершаемых юридическими лицами, содержание и границы правоспособности во многом определяются кругом сделок, какие вправе совершать юридические лица.

Хорошо известно, что прежде действовавшее законодательство запрещало всем юридическим лицам совершать не разрешенные им сделки, то есть сделки, не соответствующие установленным целям их деятельности (статья 27 Гражданского кодекса Казахской ССР). Нарушение данного правила вело к недействительности подобных сделок (статья 48 старого ГК). Общепринятым поэтому было мнение, что юридические лица в отличие от граждан, обладавших общей правоспособностью, наделялись правоспособностью специальной.

С принятием нового Гражданского кодекса положение радикально изменилось. Коммерческие юридические лица могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, кроме тех, что прямо запрещены в общей форме или специально для каких-либо видов юридических лиц. Запреты могут содержаться в законодательных актах или учредительных документах. В остальных случаях коммерческое юридическое лицо вправе совершать любые не запрещенные законом сделки, даже если они не отвечают видам деятельности, зафиксированным учредительными документами. Следовательно, коммерческие юридические лица, как правило, обладают общей и равной правоспособностью.

В особом положении находятся государственные предприятия. Предприятия, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения, обладают более узкой правоспособностью, нежели та, которой обладают негосударственные коммерческие юридические лица (см. статью 200 ГК, также Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 19 июня 1995 года «О государственном предприятии»).

Предприятия же, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления (казенные предприятия), создаются для осуществления лишь определенных для них видов деятельности и потому должны признаваться субъектами со специальной правоспособностью (см. главу 3 того же Указа от 19 июня 1995 года).

Такое же положение с некоммерческими юридическими лицами. Поскольку они вправе совершать лишь то, что предусмотрено их уставами, их правоспособность является специальной.

Помимо общих границ правоспособности, которые применимы ко всем юридическим лицам, образованным в той или иной организационно-правовой форме, закон для некоторых видов юридических лиц ограничивает правоспособность с учетом содержания их деятельности. Ограничение проводится либо путем разрешения заниматься той или иной деятельностью только определенным юридическим лицам, либо, напротив, путем запрета юридическим лицам, указанным законодательством, заниматься определенными видами деятельности.

Например, статья 1.3 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» запрещает любым юридическим лицам, не получившим официального статуса банка, именовать себя банком и заниматься банковской деятельностью.

Напротив, статья 8 того же Указа Президента определяет виды деятельности, которыми банкам заниматься запрещено.

Правоспособность юридических лиц в сфере предпринимательства может ограничиваться системой лицензирования определенных видов деятельности.

Как сказано в статье 10 ГК, производство и продажа ряда товаров и услуг по соображениям государственной безопасности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан могут осуществляться только по государственным лицензиям. Перечень видов деятельности, требующих лицензирования, а также порядок выдачи лицензий установлены Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 17 апреля 1995 года «О лицензировании» с последующими изменениями и дополнениями.

Указом от 17 апреля 1995 года установлены также законодательные основания для отказа в выдаче лицензии, ее отзыва, приостановления и прекращения ее действия. Лицензия, как и всякий юридический акт, может быть признана недействительной.

Особенности лицензирования деятельности по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды устанавливаются специальным законодательством.

Необходимость лицензирования некоторых видов деятельности требует уточнения времени возникновения и прекращения правоспособности юридических лиц, а также определения ее границ.

Как говорится в статье 35 ГК, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент его ликвидации. Но права совершать действия, требующие лицензирования, в содержание такой правоспособности не входят. Лишь после получения лицензии указанные права вводятся в содержание правоспособности, расширяя ее границы. При истечении срока действия лицензии, признании ее недействительной, ее досрочном прекращении, отзыве либо приостановлении ее действия содержание правоспособности юридического лица возвращается в его прежние общие границы.

Лицензии непередаваемы и неотчуждаемы, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.

Так, Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 27 января 1996 года «О недрах и недропользовании» устанавливает, что лицензия на разведку недр и добычу полезных ископаемых выдается, как правило, на основе конкурса. Передача права недропользования лицом, получившим лицензию, другому лицу либо передача этого права в залог допускается только с разрешения лицензионного органа (статья 14 Указа).

Если условием выдачи лицензии является определенный состав участников юридического лица, получившего лицензию, изменение состава участников без разрешения лицензионного органа прекращает действие лицензии. При отсутствии такого условия, либо получении требуемого согласия лицензионного органа, либо переходе лицензии к другому юридическому лицу в порядке универсального правопреемства лицензия подлежит соответствующему переоформлению без изменения даты ее первоначальной выдачи (статья 39).

Тем же Указом (статья 34) допускается продление срока действия лицензии.

В соответствии со статьей 37 ГК дееспособность юридического лица (то есть способность осуществлять свои права и обязанности) реализуется действиями органов юридических лиц, а в предусмотренных законодательными актами случаях — также через своих участников и представителей.

К органам юридического лица относятся должностные лица и коллективные звенья юридического лица, уполномоченные законодательством или учредительными документами решать вопросы, определяющие правовое положение юридического лица, а также выступать от имени юридического лица перед другими субъектами и органами государства.

Орган юридического лица не является самостоятельным субъектом права. Поэтому он лично (если это физическое лицо), действуя в качестве органа, не приобретает для себя никаких прав и обязанностей. Таковые непосредственно приобретает юридическое лицо.

Отсюда вывод: смена конкретных физических лиц, осуществляющих функции органа юридического лица, а также реорганизация самих органов не влечет изменения или прекращения тех прав и обязанностей, которые уже приобретены юридическим лицом через действия органов.

Органы юридического лица могут быть индивидуальными (директор, президент, управляющий) либо коллективными (коллегиальными). Так, в акционерном обществе органами могут быть: общее собрание акционеров, наблюдательный совет, директор и т.п.

Здесь возникает задача разграничения компетенции органов. Если законом или учредительными документами установлено, например, что какие-либо сделки заключаются директором только при согласии на это наблюдательного совета, то такие сделки директор самостоятельно заключать не должен.

При этом следует учитывать, что пункт 4 статьи 44 устанавливает, что юридическое лицо несет ответственность за деятельность своих органов, даже превысивших свои полномочия, кроме, конечно, случаев, когда орган, будучи физическим лицом, действует от своего имени, но не от имени юридического лица.

Это весьма важное правило, которого не было в прежних нормах о юридических лицах: об ответственности юридического лица перед третьими лицами по обязательствам, принятым органом юридического лица с превышением полномочий. Целесообразность включения данной нормы в Гражданский кодекс была определена затруднениями выяснения точных пределов полномочий органа юридического лица при заключении им (органом) сделок с третьим лицом, особенно, если эти пределы устанавливаются уставом юридического лица либо общим собранием его участников без должного информирования об этом третьих лиц.

Так, президент закрытого акционерного общества по договору с банком заложил здание, принадлежащее акционерному обществу, в обеспечение кредита, выданного банком третьему лицу, которое, получив банковский кредит, скрылось. Когда же по требованию банка на заложенное здание было обращено взыскание с целью погашения указанного кредитного долга, в банк был представлен протокол общего собрания акционеров, датированный днем раньше, нежели был подписан залоговый договор, и содержащий решение о запрете президенту закладывать имущество без разрешения общего собрания акционеров, чего в данном случае не было.

Подобные случаи и вызывают необходимость включения в Гражданский кодекс данного правила.

Но ответственность юридического лица за действия его органа, превысившего полномочия, установлена только для случаев, когда границы компетенции органа определены учредительными документами или решениями общего собрания.

На те же случаи, когда полномочия органа определены непосредственно законодательством, правило механически распространяться не должно, так как речь будет идти о сделках, нарушающих требования законодательства.

Орган юридического лица не является представителем последнего, поэтому выполнение функций органа не требует какой-либо доверенности. Достаточно предъявления служебного документа, подтверждающего должностное положение.

Юридическое лицо может приобретать гражданские права и обязанности через представителей. Границы уполномочия представителей определяются обычно доверенностью (см. статьи 163-171 ГК). Но полномочия представителей могут также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (например, кассир или продавец в магазине).

Обязанности юридического лица могут также вытекать из действий его работников, которых нельзя считать ни органами юридического лица, ни его представителями. Так, юридическое лицо обязано возместить вред, причиненный действиями его работников при исполнении ими своих трудовых (служебных) обязанностей (см. пункт 2 статьи 126 Основ гражданского законодательства).

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

ГЛАВА 4. Права учредителей (участников) на имущество созданных ими

Юридические лица осуществляют свою деятельность на материальной имущественной базе, образованной создателями юридического лица и его последующими доходами. Какие же права на это имущество имеют создатели и участники юридического лица?

На этот вопрос отвечает статья 36 Гражданского кодекса.

Здесь возможны три варианта ответов:

а) обладают вещными правами(прежде всего — правом собственности);

б) обладают обязательственными правами;

в) не обладают ни вещными, ни обязательственными правами.

Вещными правами (правом собственности) обладает государство в отношении имущества государственных предприятий и учреждений. Именно государство как собственник может в определенных границах распоряжаться имуществом государственных предприятий и учреждений. К государству же (собственнику) это имущество возвращается при ликвидации государственных юридических лиц.

Сами же государственные юридические лица имеют на закрепленное за ними имущество право хозяйственного ведения или право оперативного управления.

Названные права неотделимы от государственной собственности. Это означает, что приобретение каким-либо государственным юридическим лицом того или иного имущества ведет к одновременному возникновению на это имущество как права хозяйственного ведения или оперативного управления (у государственного юридического лица), так и права государственной собственности. Причем это распространяется и на случай, когда имущество попадает к государственному юридическому лицу по договору дарения или по завещанию. См. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 19 июня 1995 года «О государственном предприятии».

Продажа или иное отчуждение своего имущества каким-либо государственным юридическим лицом негосударственному субъекту ведет к одновременному прекращению права государственной собственности на имущество.

Государственные предприятия в порядке, установленном законодательными актами, могут создавать в качестве самостоятельных юридических лиц дочерние предприятия. Порядок их образования и их правовое положение определены главой 4 Указа Президента о государственном предприятии.

Учредителем дочернего предприятия выступает основное государственное предприятие. Поэтому учредитель имеет на имущество дочернего предприятия право хозяйственного ведения. Дочернее же предприятие имеет на свое имущество производное право хозяйственного ведения. Собственником и имущества основного предприятия, и имущества дочернего предприятия является государство.

Имущество государственного предприятия как объект государственной собственности является неделимым (статья 102 настоящего Кодекса) и не может складываться из долей или паев, принадлежащих каким-либо другим субъектам. Поэтому законодательство Российской Федерации именует государственные предприятия унитарными предприятиями.

Можно продать какое-либо конкретное имущество государственного предприятия, но нельзя продать долю в таком имуществе, ибо таковой нет.

В отношении имущества хозяйственного товарищества или кооператива его создателям (учредителям, участникам) принадлежит только обязательственное право, но не право собственности. Это значит, что любой участник может претендовать при выходе из состава участников выделения своей доли в суммарном выражении либо выкупа такой доли, но не может требовать передачи ему части здания, какой-либо машины, земельного участка и т.п. Право же собственности на все имущество принадлежит хозяйственному товариществу или кооперативу как юридическому лицу.

Нужно четко себе представлять, что имущество хозяйственного товарищества или кооператива — это не общая собственность членов товарищества (кооператива), а моносубъектная собственность юридического лица. Поскольку, однако, юридическое лицо является, как правило, объединением нескольких или многих участников, в его имуществе, в отличие от имущества государственного предприятия, можно при необходимости выделить доли или паи обязательственного характера, на которые вправе претендовать участник хозяйственного товарищества или кооператива.

Но есть и такой вид товарищества, участники которого имеют на его имущество более сложные правомочия, нежели обязательственные. Это акционерные общества.

Член акционерного общества не имеет права собственности на имущество акционерного общества, но и обязательственные права акционера по отношению к обществу весьма ограничены и сводятся к получению доли при разделе имущества ликвидированного АО. Основной же элемент имущественных прав акционера — право собственности на ценные бумаги — акции. Акционер вправе продавать их, передавать по наследству, закладывать и т.п. Но это характеризует его права и обязанности по отношению к новым приобретателям акций, но не к самому акционерному обществу, которое никаких обязанностей перед акционером по выкупу акций или их денежной компенсации не несет.

Особый случай возникает, когда в акционерное общество преобразуется государственное предприятие, причем государство оставляет за собой контрольный пакет акций либо даже все акции.

Кому же принадлежит право собственности на имущество такого акционерного общества?

Нередко считают, что даже будучи преобразованным в акционерное общество, такое предприятие принадлежит государству. Его так и называют: государственное акционерное общество.

Но, говоря строго юридически, это — неправильно. Акционерное общество, даже образованное государством, становится субъектом права собственности на свое имущество, государство же в лице того, кто управляет акциями, превращается в собственника акций. Экономически это не ослабляет власти государства над имуществом юридического лица, так как, обладая большинством акций, государство, давая указания тому, кто управляет акциями от имени государства, имеет возможность принимать через органы акционерного общества любое решение по распоряжению имуществом. Но юридически подобное распоряжение осуществляется не через административные решения министерства (ведомства, Госкомитеты), а через решение органов управления акционерного общества.

Аналогичным образом осуществляется управление имуществом дочернего юридического лица со стороны основной (родительской) фирмы.

Существуют и такие юридические лица, учредители (участники) которых вовсе не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на имущество юридического лица. Они названы пунктом 4 статьи 36 ГК. Это общественные объединения, общественные фонды и религиозные объединения. Это значит, что члены, организаторы, учредители, участники общественных объединений, общественных фондов и религиозных объединений не вправе предъявлять никаких имущественных претензий к названным объединениям, в том числе — и о возврате денежных средств, переданных в виде вступительных или членских взносов, пожертвований и пр.