Кто осуществляет исполнение судебных решений

Принудительное исполнение решения суда

После того как решение суда вступает в законную силу, должник-ответчик должен добровольно его выполнить. Принудительное исполнение решения суда осуществляется при отказе должника добровольно выполнить решение суда.

Исполнение судебных решений регулируется Гражданско-процессуальным Кодексом Российской Федерации, Арбитражно-процессуальным Кодексом и федеральным законом «Об исполнительном производстве». После вступления судебного решения в законную силу взыскателю (организации либо гражданину) выдается исполнительный лист на руки, либо по его просьбе данный лист может быть направлен судом непосредственно для исполнения. Исполнительный лист может быть предъявлен для исполнения в течение трех лет.

Сила решения суда регламентирована законодателем: такое решение становится обязательным для любых органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан. Неисполнение судебного решения влечет за собой административную ответственность в виде штрафа, а злостное неисполнение — уголовную ответственность.

В нашем государстве существует специальный государственный орган – Федеральная служба судебных приставов, профессионально занимающаяся исполнением решений суда, и действующая на основании закона «Об исполнительном производстве».

Исполнительный лист предъявляется в службу судебных приставов или в отделение судебных приставов по месту жительства должника, адрес которого указан в самом исполнительном документе. Исполнительный лист и заявление взыскателя о принудительном исполнении судебного решения также может быть направлено приставам для исполнения заказным письмом с уведомлением.

Судебный пристав-исполнитель при поступлении исполнительного листа должен в течение трех календарных дней возбудить исполнительное производство и вынести постановление о возбуждении исполнительного производства, которое направляется сторонам исполнительного производства.

Законодательством установлен срок исполнения судебного решения: со времени возбуждения исполнительного производства и до его окончания — два месяца. Но следует учитывать, что данный срок не является окончательным.

Федеральная служба судебных приставов не единственная, которая должна в силу закона принудительно выполнять судебные решения.

Исполнительный лист о взыскании денежных средств может быть направлен взыскателем в банк либо другую кредитную организацию. Получив подобный документ, банк должен произвести взыскание и перечислить денежные средства, имеющиеся в наличии на счетах должника на счет, указанный взыскателем, в течение трех дней.

К тому же, кроме банков и иных кредитных организаций, для исполнения судебных решений могут быть привлечены лица, выплачивающие гражданину-должнику периодические платежи. Такими лицами может быть организация — работодатель либо страховая компания.

Раздел 4. Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных решений по административным делам.

Статья 254. Вступление судебного решения в законную силу.
1. Постановление либо определение суда первой инстанции, если иное не установлено настоящим Кодексом, вступает в законную силу по истечении срока подачи заявления об апелляционном обжаловании, установленного настоящим Кодексом, если такое заявление не было подано.
2. Если было подано заявление об апелляционном обжаловании, но апелляционная жалоба не была подана в срок, установленный настоящим Кодексом, постановление либо определение суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении этого срока.
3. В случае подачи апелляционной жалобы судебное решение, если оно не отменено, вступает в законную силу после окончания апелляционного рассмотрения дела.
4. Если срок апелляционного обжалования будет восстановлен, то считается, что постановление либо определение суда не вступило в законную силу.
5. Постановление либо определение суда апелляционной либо кассационной инстанции по результатам пересмотра, постановление Верховного Суда Украины вступают в законную силу с момента провозглашения.
6. Определения суда, которые не могут быть обжалованы, вступают в законную силу с момента провозглашения.

Статья 255. Последствия вступления в законную силу судебного решения.
1. Постановление либо определение суда, вступившее в законную силу, является обязательным для лиц, участвующих в деле, для их правопреемников, а также для всех органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных либо служебных лиц, других физических лиц и подлежит исполнению на всей территории Украины.
2. Обстоятельства, которые были установлены постановлением, вступившим в законную силу, по одному административному делу не могут оспариваться в другом судебном деле с участием тех же сторон.

Статья 256. Постановления суда, которые исполняются немедленно.
1. Немедленно исполняются постановления суда о:

  1. присуждении выплаты пенсий, других периодических платежей из Государственного бюджета Украины или внебюджетных государственных фондов — в пределах суммы взыскания за один месяц;
  2. присуждении выплаты заработной платы, иного денежного содержания в отношениях публичной службы — в пределах суммы взыскания за один месяц;
  3. восстановлении на должности в отношениях публичной службы;
  4. прекращении полномочий должностного лица в случае нарушения им требований по несовместительству;
  5. уточнении списка избирателей;
  6. ограничении по реализации права на мирные собрания;
  7. устранении ограничений в реализации права на мирные собрания.

2. Суд, принявший постановление, по заявлению лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе может обратиться к немедленному исполнению постановления:

  1. в случае взыскания всей суммы долга при присуждении платежей, определенных пунктами 1 и 2 части первой настоящей статьи;
  2. о временном запрещении (приостановлении) отдельных видов или всей деятельности объединения граждан; о принудительном роспуске (ликвидации) объединения граждан;
  3. о принудительном выдворении иностранца либо лица без гражданства.

3. Суд рассматривает заявление об обращении постановления к немедленному исполнению в трехдневный срок в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле. Неприбытие в судебное заседание лиц, которые были надлежащим образом извещены, не препятствует судебному рассмотрению.
4. Определение суда по результатам рассмотрения заявления об обращении постановления к немедленному исполнению может быть обжаловано в общем порядке.

Статья 257. Порядок исполнения судебных решений по административным делам.
1. В случае необходимости способ, сроки и порядок исполнения могут быть определены в самом судебном решении. Также на соответствующих субъектов властных •полномочий могут быть возложены обязанности по обеспечению исполнения решения.
2. Судебное решение, которое вступило в законную силу или которое надлежит исполнить немедленно, является основанием для его исполнения.
3. В случае восстановления судом апелляционной инстанции срока апелляционного обжалования одновременно разрешается вопрос о приостановлении исполнения постановления или определения. Исполнение постановления или определения может быть приостановлено также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
4. Принудительное исполнение судебных решений по административным делам осуществляется в порядке, уста-новланном Законом Украины «Об исполнительном производстве».
5. Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных решений по административным делам, разрешает судья административного суда единолично, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Статья 258. Обращение судебных решений по административным делам к принудительному исполнению.
1. По каждому судебному решению, которое вступило в законную силу или которое надлежит исполнить немедленно, по заявлению лиц, в пользу которых оно принято, выдается один исполнительный лист. Если судебное решение принято в пользу нескольких истцов либо против нескольких ответчиков, суд имеет право выдать несколько исполнительных листов, точно указав, какую часть судебного решения необходимо исполнить по каждому исполнительному письму.
2. Исполнительный лист о взыскании судебного сбора направляется судом в местные органы государственной налоговой службы.

Статья 259. Оформление исполнительного листа, исправление ошибки в нем и признание исполнительного листа не подлежащим исполнению.
1. Исполнительный лист должен соответствовать требованиям исполнительного документа, установленным законом «Об исполнительном производстве».
2. Суд, выдавший исполнительный документ, может по заявлению взыскателя или должника исправить ошибку, допущенную при его оформлении и выдаче, или признать исполнительный лист не подлежащим исполнению, и взыскать в пользу должника безосновательно полученное взыскателем по исполнительному листу.
3. Суд рассматривает заявление в десятидневный срок в судебном заседании с уведомлением взыскателя и должника и постановляет определение. Неприбытие в судебное заседание взыскателя и должника, которые были надлежащим образом уведомлены о дате, времени, месте рассмотрения, не препятствует судебному рассмотрению. До рассмотрения заявления суд имеет право своим определением приостановить взыскание по исполнительному листу. А также истребовать исполнительный лист.
4. Суд определением вносит исправления в исполнительный лист, а в случае если он был выдан ошибочно или обязанность должника отсутствует полностью или частично в связи с его приостановлением, добровольным исполнением должником или другим лицом или по иным причинам, суд признает исполнительный лист не подлежащим исполнению полностью или частично. Если взыскание по такому исполнительному листу уже состоялось полностью или частично, суд одновременно по требованию должника взыскивает в его пользу безосновательно полученное взыскателем по исполнительному листу.
5. Определение суда по результатам рассмотрения заявления об исправлении ошибки в исполнительном листе, о признании исполнительного листа не подлежащим исполнению и о взыскании в пользу должника безосновательно полученного взыскателем по исполнительному листу может быть обжаловано в общем порядке.
(В ред. от 15.03.2006)

Статья 260. Выдача дубликата исполнительного листа.
1. Вместо утраченного оригинала исполнительного листа административный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя или представлению государственного исполнителя может выдать его дубликат.
2. Суд рассматривает заявление (представление) о выдаче дубликата в десятидневный срок в судебном заседании с извещением взыскателя или государственного исполнителя, обратившихся с заявлением (представлением), и лиц, участвующих в деле. Неприбытие в судебное заседание лиц, которые были должным образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, не препятствует судебному разбирательству.
3. Определение суда по результатам рассмотрения заявления (представления) о выдаче дубликата исполнительного листа может быть обжаловано в общем порядке.
4. За выдачу дубликата исполнительного листа взимается плата в размере, установленном Кабинетом Министров Украины.

Статья 261. Восстановление пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.
1. Взыскателям, пропустившим срок для предъявления исполнительного листа к исполнению по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
2. Заявление о восстановлении пропущенного срока подается в административный суд, выдавший исполнительный лист, или в административный суд по месту исполнения.
3. Суд рассматривает заявление о восстановлении пропущенного срока в десятидневный срок в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле. Неприбытие в судебное заседание лиц, которые были должным образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, не препятствует судебному разбирательству.
4. Определение суда по результатам рассмотрения заявления о восстановлении пропущенного срока может быть обжаловано в общем порядке.

Статья 262. Примирение сторон в процессе исполнения.
1. Мировое соглашение, заключенное между сторонами исполнительного производства, или заявление взыскателя об отказе от принудительного исполнения в процессе исполнения решения подается в письменной форме государственному исполнителю, который не позднее трехдневного срока передает его в суд по месту исполнения решения. Мировое соглашение может касаться только прав, свобод, интересов и обязанностей сторон и предмета административного иска.
2. Суд рассматривает мировое соглашение или заявление взыскателя об отказе от принудительного исполнения в десятидневный срок в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле. Неприбытие в судебное заседание лиц, которые были должным образом извещены, не препятствует судебному рассмотрению.
3. По результатам рассмотрения мирового соглашения или заявления взыскателя об отказе от принудительного исполнения суд может постановить определение о признании мирового соглашения между взыскателем и должником или о принятии отказа взыскателя от принудительного исполнения и об окончании исполнительного производства.
4. Суд не признает мировое соглашение или не принимает отказ взыскателя от принудительного исполнения, если это противоречит закону или нарушает чьи-либо права, свободы или интересы.
5. Определение суда по результатам рассмотрения мирового соглашения или заявления взыскателя об отказе от принудительного исполнения может быть обжаловано в общем порядке.

Статья 263. Отсрочка и рассрочка исполнения, изменение либо установление способа и порядка исполнения судебного решения.
1. При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения (отсутствие средств на счету, отсутствие присужденного имущества в натуре, стихийное бедствие и т. п.), государственный исполнитель может обратиться в административный суд, выдавший исполнительный лист, с представлением, а сторона исполнительного производства — с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения, изменении либо установлении способа и порядка исполнения судебного решения. Вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, изменении либо установлении способа и порядка исполнения судебного решения может быть рассмотрен также по инициативе суда.
2. Суд рассматривает вопросы об отсрочке или рассрочке исполнения, изменении либо установлении способа и порядка исполнения судебного решения в десятидневный срок в судебном заседании с извещением государственного исполнителя или стороны исполнительного производства, обратившихся с представлением (заявлением), и лиц, участвующих в деле, и в исключительных случаях может отсрочить или рассрочить исполнение, изменить либо установить способ и порядок исполнения решения. Неприбытие в судебное заседание лиц, которые были должным образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, не препятствует судебному разбирательству.
3. Определение суда по результатам рассмотрения вопроса об отсрочке или рассрочке исполнения, изменении либо установлении способа и порядка исполнения судебного решения может быть обжаловано в общем порядке.

Статья 264. Замена стороны исполнительного производства.
1. В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства по представлению государственного исполнителя или по заявлению заинтересованного лица суд может заменить сторону исполнительного производства ее правопреемником.
2. Суд рассматривает вопрос о замене стороны исполнительного производства в десятидневный срок в судебном заседании с извещением государственного исполнителя или заинтересованного лица, обратившихся с представлением (заявлением), и лиц, участвующих в деле. Неприбытие в судебное заседание лиц, которые были должным образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, не препятствует судебному разбирательству.
3. Определение суда по результатам вопроса о замене стороны исполнительного производства может быть обжаловано в общем порядке.

Статья 265. Поворот исполнения судебных решений.
1. Вопрос о повороте исполнения судебного решения разрешает суд апелляционной либо кассационной инстанции, если, отменив судебное решение, он прекращает производство по делу, оставляет исковое заявление без рассмотрения или отказывает в удовлетворении административного иска либо удовлетворяет исковые требования в меньшем размере.
2. В случаях, установленных частью первой настоящей статьи, суд, принимая новое судебное решение, должен обязать истца возвратить ответчику безосновательно взысканное с него по отмененному судебному решению либо определить иной способ и порядок осуществления поворота исполнения.
3. Если вопрос о повороте исполнения судебного решения не был разрешен судом апелляционной либо кассационной инстанции, заявление ответчика о повороте исполнения рассматривается административным судом, в котором находится дело. Заявление о повороте исполнения может быть подано в течение Одного года со дня возникновения оснований для поворота исполнения.
4. За подачу заявления о повороте исполнения судебный сбор не уплачивается.
5. Суд рассматривает заявление о повороте исполнения в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, и постановляет определение, которое может быть обжаловано в общем порядке. Неприбытие в судебное заседание лиц, которые были надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, не препятствует судебному рассмотрению.

Статья 266. Особенности поворота исполнения в отдельных категориях административных дел.
Поворот исполнения постановления о возмещении ущерба, причиненного субъектом властных полномочий увечьем, иным повреждением здоровья или смертью физического лица, постановления о присуждении выплаты пенсий либо иных периодических платежей из Государственного бюджета Украины или внебюджетных государственных фондов, а также постановления о присуждении выплаты заработной платы либо иного денежного содержания в отношениях публичной службы допускается, если отмененное постановление было обосновано на сообщенных истцом заведомо ложных сведениях или представленных им подложных документах.

Статья 267. Судебный контроль за исполнением судебных решений по административным делам.
1. Суд, принявший судебное решение по административному делу, имеет право обязать субъекта властных полномочий, не в пользу которого принято судебное решение, представить в установленный судом срок отчет об исполнении судебного решения.
2. По результатам рассмотрения отчета или в случае его непоступления в установленный срок суд может постановить частное определение.
3. Судебный контроль за исполнением судебных решений по административным делам осуществляется также в порядке, установленном статьей 181 настоящего Кодекса.

Исполнение судебных решений: проблемы и подводные камни работы государственных исполнителей

Вести бизнес с честными и порядочными контрагентами несложно, чего не скажешь о сотрудничестве с контрагентами проблемными. Потратив нервы, время и деньги на правовую помощь, суды, апелляции, получив положительное решение суда, проблемы не заканчиваются, поскольку возникает совсем другая проблема – принудительное выполнение решения суда. Среди юристов бытует мнение, что выигранный судебный процесс – это еще далеко не победа, ведь принудительное выполнение судебного решения до полного и фактического бывает длительной, сложной и проблемной, а зачастую и совсем невыполнимой задачей.

Совсем недавно в рамках реформирования Министерства юстиции были приняты несколько законопроектов, призванных реформировать систему старого советского образца, усовершенствовать ее и сделать всю процедуру прозрачной – Закон Украины «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» и «Об исполнительном производстве». Новшеством указанных документов есть ввод института частных исполнителей, то есть лиц, которые на равне с государственными коллегами будут осуществлять исполнения судебных решений. В остальном в законопроектах старым нормам нашлось много места: часть была объединена под одни статьи, другие же были детализированы, некоторые предписания убрали, но появились и новые нормы. Хотя идея реформы и новаторская для украинских реалий, но ее реализация требует времени, поэтому еще не скоро новый институт частных исполнителей получит доверие общества, а эффективность процедурных изменений в процессе исполнительного производства покажет время.

Сейчас правоотношения между государственным исполнителем, взыскателем и должником регулируется Законом Украины «Об исполнительном производстве» и другими специальными нормативно-правовыми актами. В действующем законе уже в первой статье нормативно-правового акта завуалировано говорится, что сами собой и по воле ответчика судебные решения выполняются крайне редко, ведь «исполнительное производство – завершающая стадия судебного производства», несмотря на закрепленную тезу в Конституции: «судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными для исполнения на всей территории Украины». Сам по себе данный Закон на первый взгляд кажется простым, ведь он, по сути, небольшой, состоит всего из 90 статей. Но исполнение решений таит в себе много подводных камней.

Уже на стадии подачи заявления об открытии исполнительного производства могут возникнуть различные проблемы, начиная от безосновательного отказа в открытии исполнительного производства, до дальнейшего бездействия должностного лица, на которое положены функции государства в сфере принудительного выполнения судебных решений. Заставить государственного исполнителя выполнять свою работу надлежащим образом достаточно просто, начиная от постоянного напоминания о себе, заканчивая обжалованием бездействия должностных лиц Государственной исполнительной службы в судебном порядке. Корень всех проблем лежит глубоко в кипах бумаг, которые обступают государственного служащего со всех сторон. Сюда можно отнести большую загруженность государственных исполнителей, бюрократию, малое материальное обеспечение, возможность процессуальных диверсий, которыми Ваш должник затягивает процесс выполнения судебного решения.

При отсутствии у должника имущества, на которое можно обратить взыскание, действующим методом для побуждения должника выполнить надлежащим образом свои обязанности является временное ограничение должника в праве выезда за пределы Украины до выполнения обязательств по решению. В обязанностях и правах государственных исполнителей предусмотрено, что в случае уклонения должника от выполнения обязательств, возложенных на него судебным решением, такой исполнитель обращается в суд за установлением временного ограничения в праве выезда должника (физического лица или руководителя должника – юридического лица) за пределы Украины до выполнения обязательств по решению. Свобода передвижения есть фундаментальным конституционным правом лиц, проживающих на территории Украины. Исключительный список оснований для временного ограничения граждан Украины в праве выезда за границу определен в статье 6 Закона Украины «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины», одним из которых является случай уклонения от исполнения обязательств, возложенных на него судебным решением до выполнения обязательств. Статьей 377-1 Гражданского процессуального кодекса Украины определен порядок решения судом вопроса о временном ограничении в праве выезда должника за пределы Украины. Также рассмотрение дела происходит без вызова или сообщения сторон и других заинтересованных лиц при участии государственного исполнителя.

В соответствии с установившейся судебной практикой государственный исполнитель должен предоставить доказательства того, что должник намерен покинуть территорию Украины с целью уклонения от исполнения судебного решения о взыскании долга, привести судье доводы, которые могут охарактеризовать личность должника с отрицательной стороны, представить доказательства получения должником заграничного паспорта, а также указать случаи пересечения последним государственной границы Украины.

Поскольку взыскатель не будет присутствовать на судебном заседании и не сможет представить судье доводы о том, что должник не исполняет свои обязательства надлежащим образом, для предстоящего удовлетворения представления государственного исполнителя с установлением временного ограничения в праве выезда должника (физического лица или руководителя должника – юридического лица) за пределы Украины до выполнения обязательств по решению следует контролировать процесс сбора документов.

Стоит активно пользоваться своими правами, предусмотренными Законом Украины «Об исполнительном производстве», путем подачи заявлений и ходатайств в отдел государственной исполнительной службы, представлять доказательства того, что должник намерен покинуть территорию Украины. Хорошей и аргументированной доказательной базой для суда может служить то, что юридическое лицо – должник – ведет хозяйственную деятельность с иностранными контрагентами, в том числе из СНГ, факты пересечения государственной границы должником в прошлом.

Также не стоит забывать, что ч. 6 ст. 12 Закона Украины «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник обязан: воздерживаться от совершения действий, которые делают невозможным или затрудняющих исполнение решения; предоставлять в срок, установленный государственным исполнителем, достоверные сведения о своих доходах и имуществе, в том числе об имуществе, которым он владеет совместно с другими лицами, о счетах в банках или других финансовых учреждениях; письменно сообщать государственному исполнителю об имуществе, которое находится в залоге или у других лиц, а также о средствах и имуществе, которые принадлежат должнику и находятся у других лиц. Поэтому, пользуясь данной нормой, совместно с исполнителем необходимо «подловить» должника в совершении действий, направленных на уклонение. Так зачастую должники – юрлица – после наложения ареста на счета открывают множество новых расчетных счетов в других банковских учреждениях.

Не стоит забывать, что граждане Украины могут въезжать в Республику Беларусь по паспортам граждан Украины (внутренний паспорт), для въезда в другие государства СНГ необходим паспорт гражданина Украины для выезда за границу (загранпаспорт). Для въезда граждан Украины в Туркменистан, Соглашением между Кабинетом Министров Украины и Правительством Туркменистана введен визовый режим поездок, во все другие страны СНГ – безвизовый. Из этого следует, что для получения запрета на выезд не всегда ключевым и определяющим фактором есть наличие у должника паспорта гражданина Украины для выезда за границу.

В любом случае, лучше доверить решение своих правовых проблем профессионалам, ведь каждое дело индивидуальное и нуждается в глубоком анализе для позитивного решения поставленной задачи.

Ключевые моменты при принудительном выполнении решения суда должником–контрагентом при взыскании дебиторской задолженности.

Пока не вступили в силу законопроекты, призванные реформировать систему принудительного исполнения судебных решений, проблема взаимоотношения взыскателя и должника стоит очень остро и остается актуальной.

1. Почему стоит «переживать» о процедуре исполнительного производства?

Хотя исполнительное производство – завершающая стадия судебного производства, а принудительное выполнение решения суда возложено на государство, принудительное фактическое выполнение судебного решения бывает длительным, сложным и проблемным, исполнительная служба таит в себе много подводных камней.

Зачастую государственные исполнители допускают процессуальные ошибки, которые дают Вашему должнику возможность затягивания процесса выполнения судебного решения.

2. Какие ошибки часто допускают государственные исполнители при выполнении своих должностных обязанностей?

Законом Украины «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что документы исполнительного производства отправляются сторонам заказным письмом с уведомлением о вручении, но на практике данная норма не соблюдается.

Длительная проверка имущественного состояния должника, непривлечение должностных лиц к административной ответственности в случае игнорирования требований государственных исполнителей в получении конфиденциальной информации относительно должника.

Несвоевременное наложение арестов на выявленное имущество должника, денежные средства на счетах, что дает возможность для вывода активов.

Длительная процедура реализации описанного и арестованного имущества должника, а именно – проведение описи, назначение экспертизы оценки, изъятия имущества, передача на хранение, подготовка и подача документов на реализацию, передача движимого имущества должника организатору публичных торгов.

3. Как контролировать действия служебных лиц органов Государственной исполнительной службы?

Активно пользоваться своими правами, предусмотренными Законом Украины «Об исполнительном производстве», путем ознакомления с материалами производства, подачи заявлений, ходатайств и жалоб.

Доверить решение проблемы профессионалам, которые возьмут контроль над действиями исполнителя на себя, организуют проведение исполнительных действий (опись и арест имущества должника, его хранение и соблюдение процедуры дальнейшей реализации), не допустят совершения процессуальных ошибок для исключения возможности уклонения и затягивания должником процесса.

4. Действующие методы, гарантирующие полное фактическое выполнение судебного решения.

Арест всего имущества должника и объявления запрета на его отчуждение при открытии исполнительного производства. Законом предусмотрена возможность «абстрактного» ареста имущества должника, ведь в случае отсутствия активов в данном промежутке времени, должник может приобрести имущество, которое автоматически попадет под запрет на его отчуждение в будущем.

Временное ограничение должника (физического лица или руководителя должника – юридического лица) за пределы Украины до выполнения обязательств по решению за представлением государственного исполнителя в судебном порядке.

Пользоваться наиболее популярными способами защиты прав в договорных отношениях: неустойкой, поручительством, гарантией, задатком и залогом. Одной из форм залога, при которой закладываемое недвижимое имущество остается в собственности должника, а кредитор в случае невыполнения последним своего обязательства приобретает право получить удовлетворение за счёт реализации данного имущества, является ипотека. В случае дальнейших проблем при выполнении условий договора, можно обратить взыскание на уже заранее оговоренное имущество, либо использовать поручительство. При отсутствии у должника имущества, на которое можно обратить взыскание, у поручителя могут оказаться активы, за счет которых можно погасить задолженность.

Обратиться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного производства по факту мошенничества, либо уклонения от выполнения решения суда.

Заключить договор факторинга либо цессии (продать право требования к должнику) юридическим лицам, специализирующимся на взыскании проблемной задолженности.

Но самое действующее, главное и правильное решение в любом случае – доверить свои правовые проблемы профессионалам, ведь каждое дело индивидуальное и нуждается в глубоком анализе для позитивного выполнения поставленной задачи.

Новые правила принудительного исполнения судебных решений

Ранее мы освещали вопрос введения в Украине института частных исполнителей, однако, изменения коснулись не только введение новой категории лиц, уполномоченных принудительно исполнять судебные решения, но и в целом сферы принудительного исполнения.

Так, вместе с введением института частных исполнителей, законодатель обновил и Закон Украины «Об исполнительном производстве» (далее – Закон), регулирующий сам порядок исполнения решения судов, а также других документов.

Первое, что можно сказать о последствиях таких изменений, — защита своих прав взыскателями станет достаточно дорогим удовольствием. Если Вы взыскатель, то сначала оплатите судебный сбор при обращении в суд. Позже, после того, как пройдет эйфория, вызванная получением положительного решение суда с исполнительным листом и придёт понимание того, что никто добровольно его выполнять не собирается, возникнет необходимость обратиться за принудительным исполнением. На этом этапе Вы еще заплатите авансовый взнос в размере 2% от суммы взыскания (однако не более 14 500,00 грн.) искренне надеясь, что все потраченные средства когда-то Вам возместятся за счет должника. Если же Вы решите обратиться к частному исполнителю – будете обязаны оплатить ему еще и вознаграждение.

Вместе с тем, что Закон в основных нормах дублирует действующий нормативный документ, в нем есть и существенные изменения:

  • во-первых, увеличено срок для предъявления судебного исполнительного документа к исполнению до 3-х лет.
  • во-вторых, в имущественных спорах теперь нет срока для добровольного исполнения. Ранее, при открытии исполнительного производства, исполнитель назначал срок для добровольного исполнения решения суда и если Вы погасили долг до его истечения – с вас не взимался исполнительный сбор. По новым правилам вместе с открытием исполнительного производства исполнителем будет взыскано с должника исполнительный сбор, а освобождение от его оплаты предусмотрено только в том случае, когда должник докажет, что оплатил задолженность до момента открытия производства. Поэтому, если взыскание долга с Вас неизбежно – рациональнее оплатить его не доводя дела до суда и принудительного исполнения.

Вместе с тем, Закон содержит понятие добровольного исполнения как направление исполнительного документа о взыскании периодических платежей на предприятие (учреждение или организацию), в котором работает должник. Данная процедура не является предъявлением исполнительного документа к принудительному исполнению, однако вряд ли можно назвать ее добровольным исполнением. Предприятие обязано осуществлять издержку средств согласно полученному исполнительному документу и перечислять их взыскателю.

  • в – третьих, достаточно подробно в новом законе прописано критерии конфликта интересов при которых исполнитель не имеет возможности осуществлять выполнение решений и должен отказаться от выполнения или заявить себе отвод. Также на данных основаниях отвод исполнителю может быть заявлен и участниками исполнительного производства.

Законом установлены основания для возвращения исполнительного документа взыскателю, однако, в данном контексте присутствуют несогласованные между собой положения. Так, если с государственными исполнителями все более — менее понятно, то в отношении частных исполнителей имеются вопросы. Дело в том, что, по сути, частный исполнитель предоставляет услугу взыскателю согласно договоренности и заключенному между ним договору. Однако, закон не содержит в себе нормы о возможности возвращения частным исполнителем документа взыскателю в случае не заключения с ним договора.

Вместе с этим для частного исполнителя предусмотрен запрет проведения взыскания в случае, если доля исполнительных производств о взыскании периодических платежей, заработной платы или коммунальных услуг превышает 20 % от общего количества находящихся в его производстве. Предположим, что Вы частный исполнитель, который только начал свою деятельность и принял к исполнению исполнительный лист о взыскании задолженности по коммунальным услугам. Как следует из данной нормы, Вы автоматически не можете принимать другие исполнительные документы, пока не выполните этот. По моему мнению, законодателю следовало уточнить, что в данном случае речь идет о возвращении исполнительного документа о взыскании именно периодических платежей, иначе в имеющейся редакции подлежит возвращению любой исполнительный документ.

Одним из интересных нововведений будет автоматизированная система исполнительных производств, которая должна обеспечить формирование и хранение документов исполнительного производства. Закон в действующей редакции не содержит информации о том, кто и в каком объеме будет иметь доступ к документам данной системы. Вместе с тем указано, что Единый реестр должников (далее – Реестр) как ее составляющий элемент будет открытым и общедоступным в сети интернет.

Именно это нововведение может кардинально изменить подход к обеспечению исполнения решения и предотвращения отчуждения должниками активов. Так, новый Закон содержит норму, которая определяет, что перед проведением сделок по отчуждению имущества нотариус или любой другой регистратор, обязан проверить наличие информации об отчуждателе в данном Реестре. В случае, если он является должником, сделка не осуществляется, а регистратор направляет сообщение об имуществе исполнителю по производству данного должника.

Кроме этого, Закон содержит норму, что совершенная сделка может быть признана недействительной. Однако, она содержит не совсем понятны ограничения во времени, привязываясь к определенному сроку, в то время как границы его не совсем четко прописаны.

По моему мнению, целесообразно было бы четко установить, что признание сделки недействительной возможно, если она была совершена в период, когда сведения о должнике имелись в Реестре.

Кроме этого не совсем корректной является еще одно условие для признания сделки недействительной, а именно если она привела к невозможности удовлетворить требования взыскателя. Фактически документально такую невозможность можно подтвердить только после возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью исполнения. Как вывод возникает логичный вопрос: намеренно ли законодатель допустил данную коллизию?

Сейчас в сообществе юристов и предпринимателей идут дискуссии по поводу законности открытости вышеуказанного Реестра, как еще одной возможности незаконного распространения персональных данных. Однако, с другой стороны, таким способом участники сделок могут проверить своих контрагентов на предмет наличия неисполненных обязательств, что особенно актуально при ведении предпринимательской деятельности.

Отдельно следует отметить как положительный момент, что в новом Законе появилось упоминание об обращении взыскания на имущество, право на которое не зарегистрировано. Так, установив принадлежность такого имущества должнику, исполнитель обращается в суд с заявлением об обращении взыскания на него. Теоретически можно будет обратить взыскание на имущество, если оно принадлежит должнику, но не зарегистрировано за ним. Каким образом и насколько эффективно эта норма будет действовать покажет время.

Также некоторые изменения коснулись и процедуры продажи имущества, на которое обращено взыскание. Ранее, если имущество не продалось на торгах, государственный исполнитель самостоятельно проводил его переоценку и определял процент скидки в пределах, установленных законом. Теперь Законом установлены четкие ставки в процентном соотношении к первичной цене, по которым имущество будет выставляться на вторые или третьи торги.

Одним из наиболее положительных изменений, предусмотренных анализируемым Законом, является установление предельных сроков для действий исполнителя. Так, например, арест на имущество должен быть наложен в течение 1 дня с момента его выявления, платежные требования о списании средств со счета должны быть направлены в банк на следующий день после установления наличия средств, а опись имущества сделана в течение 5 дней с момента его обнаружения.

Подводя итог вышеизложенного, хочется вспомнить время, когда скептики сомневались можно ли предоставлять частным нотариусам более широкие полномочия. Время доказало их эффективность и существующие злоупотребления не затмевают тех позитивных изменений, которые произошли в этой части.

Надеюсь, что введение института частных исполнителей со временем разгрузит государственною исполнительную службу и устранит основания для большей части злоупотреблений со стороны служащих этого органа. Наличие же альтернативного способа принудительного исполнения заставит исполнителей действовать быстро и эффективно.

Ющенко Алексей

Руководитель корпоративной практики АО «АФ «ДОМИНАНТА»