Курсовые на тему конституционное право рф

Курсовые на тему конституционное право рф

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

по дисциплине «Конституционное праву Российской Федерации»

для студентов 1 курса очной, заочной, 2-го высшего форм обучения

1. Конституционные основы системы органов государственной власти субъектов РФ

2. Субъекты конституционно-правовых отношений как юридические лица

3. Международно-правовые нормы как источник конституционного права Российской Федерации: теория и практика

4. Конституционно-правовой статус Российской Федерации как члена Союза Независимых Государств.

5. Многонациональный народ Российской Федерации как источник всей власти в Российской Федерации: проблемы и пути их решения

6. Порядок изменения и пересмотра Конституции РФ: основные проблемы и решения

7. Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г . Проекты новой Конституции РФ: сравнительный анализ

8. Основные характеристики конституционного строя РФ по Конституции РФ 1993 г .

9. Принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ 1993 г .

10. Референдум в России: конституционно-правовые основы и практика (общая характеристика российских референдумов 17 марта 1991 г ., 25 апреля 1993 г ., 12 декабря 1993 г .)

11. Конституционные основы политического плюрализма и идеологического многообразия в России.

12. Конституционные основы свободы совести и религиозного вероисповедания

13. Общественные объединения в России: конституционно-правовой статус, проблемы создания и деятельности

14. Конституционные основы статуса и деятельности политических партий в России

15. Конституционные основы современной экономической и социальной системы России

16. Гражданство Российской Федерации: основные характеристики.

17. Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России

18. Конституционные основы статуса беженцев и лиц без гражданства

19. Конституционно-правовые основы регулирования въезда, пребывания иностранцев, внешней миграции в Российской Федерации

20. Основные права и свободы граждан РФ в области личной жизни, индивидуальной свободы и безопасности.

21. Основные права и свободы граждан РФ в публично-политической сфере.

22. Основные права граждан РФ в социальной сфере

23. Основные права граждан в экономической сфере

24. Основные права граждан РФ в области образования и культуры

25. Конституционные обязанности граждан РФ

26. Проблемы регламентации ограничений прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

27. Гарантии реализации и охраны основных (конституционных) прав и свобод, исполнения обязанностей граждан Российской Федерации

28. Категория «абсолютных» конституционных прав граждан Российской Федерации: понятие, классификация, особенности.

29. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: современное развитие и взгляд в будущее

30. Развитие России как федеративного государства. Федеративный договор 1992 г .

31. Конституционные основы федеративного устройства РФ. Принципы федерации в России

32. Проблемы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ: конституционно-правовое регулирование, принципы, порядок

33. Виды и правовой статус субъектов РФ: общее и особенное

34. Конституционные основы взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: формы влияния, взаимодействия, возможности и механизмы разрешения споров

35. Российская Федерация – ассиметричная федерация.

36. Конституционно-правовой статус уполномоченного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе в Российской Федерации

37. Конституционно-правовой статус сложносоставных субъектов Российской Федерации: проблемы взаимодействия и возможные пути их решения.

38. Федеральные конституционные законы как источник конституционного права России

39. Участие субъектов Российской Федерации в федеральном законотворческом процессе.

40. Место законодательства субъекта Российской Федерации в системе законодательства Российской Федерации

41. Законодательство субъектов Российской Федерации: общее и особенное

42. Проблемы изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ

43. Проблемы обеспечения всеобщего равного, прямого избирательного права, тайны голосования и свободы выборов.

44. Избирательный процесс в Российской Федерации

45. Особенности организации и проведения предвыборной агитации в РФ

46. Проблемы финансирования выборов в РФ

47. Ответственность в избирательном праве

48. Возникновение и эволюция института Президента в РФ

49. Президент РФ в системе разделения властей

50. Проблемы отрешения Президента РФ от должности: основы правового регулирования, основания и порядок

51. Проблемы участия Президента РФ в законодательном процессе

52. Помилование – конституционное право Президента Российской Федерации

53. Конституционно-правовой статус администрации Президента Российской Федерации: понятие, назначение, компетенция.

54. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации

55. Двухпалатная структура Федерального Собрания Российской Федерации

56. Проблемы формирования и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ

57. Проблемы роспуска Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

58. Законопроекты, подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: классификация, проблемы правового регулирования

59. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

60. Законодательный процесс Российской Федерации: основные проблемы и решения.

61. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: основные проблемы и решения

62. Конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)

63. Конституционно-правовой статус законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

64. Парламентское расследование: основания, формы и порядок проведения.

65. Проблемы ответственности Правительства РФ перед Президентом РФ и Государственной Думой Федерального Собрания РФ

66. Конституционно-правовая ответственность: понятие, виды, особенности

67. Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации

68. Правовая природа Конституционного Суда и его место в системе органов государственной власти

69. Решения Конституционного Суда РФ как источник конституционного права Российской Федерации

70. Конституционное правосудие в Российской Федерации: понятие, формы, особенности.

71. Конституционно-правовой статус конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

72. Конституционный контроль и надзор в Российской Федерации

73. Общие принципы организации и осуществления местного самоуправления в России

74. Проблемы разграничения сфер государственной власти и местного самоуправления.

75. Органы местного самоуправления в Российской Федерации.

76. Формы осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.

77. Местное сообщество как основа местного самоуправления в Российской Федерации

78. Классификация конституционно – правовых норм

79. Источники конституционного права России

80. Закон как источник конституционного права России

81. Парламентский контроль

82. Конституционно – правовая ответственность

83. Конституционно – правовые нормы: понятие, особенности, классификация

84. Конституция: понятие, сущность, юридические свойства

85. Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ

86. Референдум РФ: понятие, принципы участия, стадии

87. Конституционно – правовые отношения

88. Принципы гражданства

89. Краснодарский край как субъект РФ

90. Республики как субъект РФ

91. Автономная область, автономные округа как субъекты РФ

92. Избирательное законодательство Краснодарского края

93. Референдум Краснодарского края

94. Правовое регулирование муниципальных референдумов в Краснодарском крае

Курсовая работа на тему “Конституционное право в Российской Федерации”

Пример курсовой работы студента 4 курса юридического факультета Московского государственного университета

Содержание

Введение
Глава 1. Исторические условия и этапы принятия Конституции РФ 1993 г.
1.1. Понятие конституции
1.2. Исторический путь принятия Конституции 1993 г.
Глава 2. Характерные особенности Конституции РФ 1993 г.
2.1. Основные черты Конституции РФ
2.2. Юридические свойства Конституции РФ
2.3. Порядок внесения изменений и пересмотра Конституции РФ
Глава 3. Конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права РФ
3.1. Конституции (уставы) субъектов РФ
Заключение
Список использованных источников

Введение

В основе развития Российского общества лежат нормы Конституции Российской Федерации. Вся политическая система Российского государства базируется на основе этих конституционных норм.

Содержание Конституции, а так же ее основные сущностные черты, определяются именно тем, что она регулирует важнейшие отношения между обществом, гражданами, государством и законом. Закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. В данном случае является фундаментальной основой для правовой и политической системой государства.

Принятие Конституции, а в дальнейшем последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений, а так же устанавливает равноправие граждан, определяет права и свободы, ограничивает полномочия государства, его должностных лиц и представителей, тем самым пресекая его произвол.[1]

Конституция, выполняет роль, так называемого «главного регулятора», осуществляя при этом регламентацию, в большей степени массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, так как регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, настоящей социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат совокупность нормативных выражений принципов внутренней и внешней политики государства.

Саму Конституцию, в общем, ее виде, можно определить, как основной закон государства, который выражает интересы и волю народа в целом или отдельных слоев населения, при этом закрепляя в их интересах самые важные начала общественного строя и государственной организации страны.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что Конституция РФ 1993 г. для становления новой Российской государственности, дала мощный импульс, а так же приняла особую устойчивость. [2]

Так как Конституция обладает высшей юридической силой, то имеет социально политическую сущность. Она заключается в том, что имеет соотношение политических сил. Своего рода общественный договор, в котором согласованны политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть – класс, социальный слой, территориальная, национальная общественность защищает в политической борьбе свои социальные интересы и степень, в которой их удается согласовать, получает отражении в Конституции.

Без сомнений можно сказать, что ее влияние на развитие всей правовой системы, а так же всего российского законодательства только укрепилось. Ведь за прошедшие времена законодательство РФ потерпело немало изменений и стало занимать ведущее положение в регулировании государственно – общественных отношений. Конституция отразила в себе изменения в социальной политике государства, был исключен классовый подход к различным слоям населения, отсутствует упоминание о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся, при построении общенародного государства, как активной части политической системы. Тем не менее закреплены институты частной собственности и свободного развития предпринимательства, которые в основном характерны для экономики, основанной на свободной рыночном хозяйстве.

Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы касается всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.

Основной целью курсовой работы является изучение самой сущности Конституции РФ, как основного закона государства, имеющего высшую юридическую силу.

Исходя из основной цели курсового проекта, были поставлены следующие задачи:

  1. Дать основное определение Конституции РФ
  2. Рассмотреть и раскрыть основные черты Конституции РФ.
  3. Дать характеристику юридическим свойствам Конституции РФ.
  4. Рассмотреть процедуру изменения и порядок пересмотра действующей Конституции РФ 1993 г.
  5. Проанализировать Конституцию (основные уставы) субъектов РФ, как источник конституционного права РФ.

Глава 1. Исторические условия и этапы принятия Конституции РФ 1993 г.

1.1. Понятие конституции

Конституция РФ – это правовой акт, который имеет высшую юридическую силу, своеобразный признак государственности с юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, а так же является главным источником национальной системы права. Данный правовой акт на высшем уровне регулирует общественные отношения, определяющие организацию власти, права и свободы, а так же обязанности человека и гражданина, формами правления государственного устройства.

Конституция – это основной признак правового государства, который основывается на отрицании произвола власти и бесправия им подвластных.

Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма, которая охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы – социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Любая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Основное воздействие на формирование сторон общественно – государственной жизни, а так же на политическую, экономическую, социальную и духовную, оказывают основные нормы Конституции, а так же само право в целом. Конституцию можно рассматривать, как юридический каркас, на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан. [3]

Конституция, считается основным законом государства, который выражает волю всего общества в целом, при этом закрепляя основы общественного и государственного строя, а так же права и свободы граждан. Сам термин “конституция” означает “установление”, “устройство”.

Конституция, так как является Основным законом государства, устанавливает политическую форму существования общества, систему государственных органов, порядок их формирования и способ функционирования.

Конституция закрепляет в себе основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы, и обязанности человека и гражданина, организует систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Эти основы, являются основными критериями для установления деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Данные критерии применяются при формировании федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, и других правовых актов субъектов Федерации, включая при этом их локальные конституции и уставы.

Нормы Конституции должны соблюдаться всеми органами власти, гражданами, а так же не резидентами РФ. Это позволяет контролировать правопорядок, а так же предавать большую значимость законам. Ведь норма Конституции первичны по отношению ко всем правовым нормам. Законодатель придает статус прямого и непосредственного действия, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав, в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.

При формировании того, или иного законодательства должны закрепляться наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, при этом Конституция служит правовой базой. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения Конституции. Следует уточнить, что при этом законодательство не должно развивать или дополнять Конституцию, а только лишь должно наполнять ее положения конкретным содержанием. При этом Конституционные сохраняют свою высшую юридическую силу, по отношению к нормам законодательства.

Тем не менее, Конституция в отличие от обычных законов характеризуется стабильностью и долговечностью. Ведь она не изменяется, а лишь раскрывается более полно тот, или иной аспект общественно – государственных отношений.

1.2. Исторический путь принятия Конституции 1993 г.

Самая первая Конституция была принята в 1918 г. Она изначально законодательно закрепляла итоги Великой Октябрьской социалистической революции. В государственном строе учреждалось государство диктатуры пролетариата. Правами и свободами наделялись лишь трудящиеся классы, а остальное население было лишено этих прав.

После образования, в 1922 г. Советского Союза Конституции РСФСР лишь повторяли положения союзных конституций. Так, были приняты Конституции РСФСР 1925 года,1937 года и 1987 года. Несмотря на провозглашение в этих конституциях РСФСР суверенным государством, на практике Россия не обладала полным суверенитетом. В построении системы государственной власти и управления конституции РСФСР исходили из принципов. Противоположных общепринятым принципам правового государства: верховенство прав человека. Разделение властей, парламентаризм. Вместо этого провозглашались принципы классовости в представлении прав и полновластия Советов. Однако на практике власть была тесно связана с политикой большевистской партии.[4]

Далее, началось развитие создание Основного Закона. 16 июня 1990 г. первый Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление об образовании Конституционной комиссии для разработки новой Конституции России. Конституции предстояло закрепить за собой новую модель организации государственной власти, а так же новую социальную систему. На съезде было решено, что Комиссия должна состоять только из народных депутатов РСФСР. Председателем комиссии стал Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин, его заместителем – первый заместитель Председателя Верховного Совета Р.И.Хасбулатов, ответственным секретарем – О.Г.Румянцев.

Для комиссии был определен регламент решения следующих задач:

  • подготовка проекта новой Конституции РФ и проведение конституционной реформы,
  • подготовка самостоятельно либо с заинтересованными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета проектов изменений и дополнений Конституции после ее принятия;
  • предварительное рассмотрение и дача заключений съезду и Верховному Совету на другие законодательные инициативы, связанные с изменением и дополнением Конституции.

Для работы над проектом Конституции была сформирована рабочая группа Конституционной комиссии. В ее состав вошли депутаты от разных фракций: Л.Б.Волков, С.А.Ковалев, А.В.Ковлягин, И.В.Федосеев, Ф.В.Цанн-Кай-Си, В.Л.Шейнис, а также эксперты Е.А.Данилов, В.Д.Зорькин, В.А.Кикоть, В.И.Лафитский, Л.С.Мамут, Б.А.Страшун. На разных этапах в работе Конституционной комиссии участвовали Э.М.Аметистов, И.П.Ильинский, Т.Ф.Морщакова, В.М.Савицкий, Ю.А.Тихомиров и другие авторитетные ученые-правоведы.

Первый проект Конституции был подготовлен уже к осени 1990 года. Сразу же развернулось его широкое обсуждение в средствах массовой информации, в государственных органах, учебных и научных учреждениях.

В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию и основные положения проекта Конституции. Проект был поддержан и Президентом России.

Конституционная комиссия выпустила свой вариант, предложенный на рассмотрение. В мае 1993 г. Президент, так же представил свой вариант на рассмотрение Конституционной комиссии. В ходе бурных споров и обсуждение, совместная доработка предложенных проектов, привела к существенному сближению этих положений.[5]

5 октября 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Голосование было назначено на 12 декабря. В этот же день прошли выборы депутатов федерального парламента.

В начале ноября 1993 г. проект Конституции был вынесен на всенародное голосование, в котором приняли участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей (58,8%).

На референдуме 12 декабря Конституция получила требуемое большинство голосов. За принятие проекта Конституции России проголосовало 32 927 630 избирателей (58,4%), против – 23 431 333 человека (41,6%). Таким образом, фактически за Конституцию России проголосовала лишь четверть россиян.

Официальная дата вступления в силу Конституции России – 25 декабря 1993 г. Указом от 19 сентября 1994 года, Президент объявил 12 декабря государственным праздником – Днем Конституции Российской Федерации.

Глава 2. Характерные особенности Конституции РФ 1993 г.

2.1. Основные черты Конституции РФ

Конституция – Основной закон суверенного Российского государства, принятый на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она собрала в себя, основные достижения первой правовой науки. Из – за того, что данный закон был принят в условиях жесткого политического противоборства исполнительной и законодательной властей, все же не лишена недостатков, и в дальнейшем, вполне вероятно, будет нуждаться в изменениях и доработках. Особенностью Конституции 1993 г. является ее гуманистическая направленность. В качестве высшей ценности закреплены права и свободы человека и гражданина. А главной обязанностью государства становится их признание, соблюдение и защита. И все же, Конституция 1993 года закрепила в себе смешанную форму правления – презедентско – парламентскую, указав акцент на властные полномочия в сторону исполнительной власти, а именно президента, премьер – министра и самого правительства.[6]

Функции, которые выполняет Конституция:

1) Политическая функция Конституции состоит в том, что она определяет правила политической борьбы и обеспечивает политическим силам равные условия в борьбе за государственную власть. Государство не вмешивается в дела гражданского общества и его организаций: политических партий, общественных организаций, объединений ;

2) Правовая функция выражается в том, что, выступая ядром правовой системы, Конституция устанавливает общие правовые принципы, которые являются исходными для различных отраслей права. Обладая высшей юридической силой, Конституция обеспечивает надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне не противоречивых актов государства;

3) Гуманистическая функция Конституции определяется тем, что в ней нашли отражение общепризнанные нормы и общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. На государство возложена обязанность обеспечения достойных условий существования человека.

Основные черты характеризуют Конституцию, как своего рода реальность, которая оказывает мощное воздействие на общественные отношения. При этом являясь политическим выражением общества, уровнем его развития. Конституция регулирует основные сферы жизнедеятельности государства. Всем этим и характеризуется Конституция.

Характерной чертой так же является ее адекватность, которая учитывает общественные отношения, которые так долго складывались многонациональным народом. В ней нашли свое отражение многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, которое основывается на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местного самоуправления, определение полномочий должностных лиц. Так же Конституция является основоположением для формирования и закрепления законодательства, как общего, так и локального.

При всем, выше перечисленном, нормы, установленные в Конституции РФ 1993 года, направлены на прямодействие. Это закреплено в 15 статье Конституции РФ. В соответствии с данной статьей, конституционные нормы, не нуждаются в каком либо дополнительном правовом подтвыерждении. Именно это и придает им высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что “признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства” (ст.2). При этом особо подчеркивается, что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”. В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17).

2.2. Юридические свойства Конституции РФ

Юридические свойства конституции – это правовые признаки ее как основного закона государства.

К юридическим свойствам Конституции относятся:

– база текущего законодательства,

Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства – парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, – учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.[7]

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства . Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Юридическое верховенство конституций обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., “Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”. Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

Стабильность Конституции – важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной. [8]

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

Конституция как ядро правовой системысвоими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она — основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права.

К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства , определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

“Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер”.

Наряду с этим конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих ее положения. Так, Конституция РФ делает это следующими методами:

– прямо указывает виды федеральных конституционных законов или федеральных законов, требуемых для регулирования определенных вопросов. Конституция конкретно предусматривает принятие и многих федеральных законов – о гражданстве (ст. 6), о военной службе (ст. 59), об альтернативной гражданской службе (ст. 59) и др.;

– использует указание на то, что определенные общественные отношения регулируются “федеральным законом”, не называя конкретный по наименованию или содержанию акт. В соответствии с ч. 5. ст. 37, где закреплено право граждан на отдых, “работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск”;

– говорит о необходимости дополнительного регулирования общественных отношений либо закрепления гарантий для их участников в акте текущего законодательства, оставляя на последующее разрешение вопроса о виде акта и принимающем его органе. Например, в ст. 43 говорится, что Российская Федерация “устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты” – понятно, что для этого необходим соответствующий нормативный акт.

Конституция РФ зачастую содержит такие формулировки статей, что из текста очевидна обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы. Так, согласно ст. 46, “решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд” – то есть применение нормы без специального закона попросту невозможно.

Также Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Например, ч. 1 ст. 35 гласит: “Право частной собственности охраняется законом”. Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

“Таким образом, проблема соотношения конституции и текущего законодательства довольно многогранна, и она решается с учетом как роли конституционных идей, так и формально-правовой зависимости от конституции многих правовых актов”.[9]

Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.[10]

К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерации является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).

Президент вправе приостанавливать действие актов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов, как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

2.3. Порядок внесения изменений и пересмотра Конституции РФ

Конституция – акт долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность. Юридической гарантией стабильности российской Конституции служит особый (жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционных поправок, предусмотренный гл. 9 Конституции РФ.

Первый способ применим к положениям гл. 1, 2 и 9; второй используется для принятия поправок к гл. 3-8; третий и четвертый определяют порядок внесения изменений в некоторые положения ст. 65 (содержится в гл. 3 Конституции РФ) и, следовательно, являются исключениями из второго способа.

Первый способ внесения поправок

Положения гл. 1, 2, 9 в соответствии со ст. 135 Конституции РФ изменяются в наиболее затрудненном порядке.

Во-первых, внесение любой минимальной поправки в эти главы возможно только посредством принятия новой Конституции. Дело в том, что нормы гл. 1, 2, 9 Конституции РФ составляют «фундамент» всех иных конституционных норм. Любая норма названных глав находится в системной связи с другими конституционными положениями, задавая глубинное содержание последним. Поэтому даже незначительное изменение упомянутой нормы предполагает пересмотр в соответствии с ее новым содержанием конституционного текста в целом.

Во-вторых, принятие новой Конституции относится к компетенции специально созываемого для этого Конституционного Собрания, а не Федерального Собрания РФ. Однако только Федеральное Собрание может по предложениям субъектов права конституционной инициативы (перечислены в ст. 134 Конституции РФ) возбуждать вопрос о пересмотре положений гл. 1,2 и 9. Для этого требуется, чтобы внесенное предложение было поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и таким же большинством голосов депутатов Государственной Думы.

Конституционное Собрание по инициативе Федерального Собрания либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который самостоятельно принимает 2/3 голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование (референдум). Соответственно консти туционный порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ уточняется в федеральных конституционных законах о референдуме в Российской Федерации и о Конституционном Собрании, последний из которых еще не принят.[11]

Второй способ внесения поправок

Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ в соответствии с ее ст. 136 принимаются в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона (ст. 108), и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. При раскрытии содержания упомянутых статей законодатель в Федеральном законе от 4 марта 1998 г. № ЗЗ-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» исходит из их толкования Конституционным Судом РФ. Конституционный Суд РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. № 12-П указал, что поправки к гл. 3-8 Конституции по смыслу ее ст. 136 принимаются в форме особого правового акта — закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, имеющего особый правовой статус и отличающегося как от федерального закона, гак и от федерального конституционного закона. Тогда положение ст. 136 Конституции РФ о том, что поправки к гл. 3-8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает, что к закону о поправке к Конституции применима лишь процедура принятия федерального конституционного закона, а не форма последнего. Как полагает Конституционный Суд РФ, в отличие от поправок к Конституции федеральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции и не может изменять ее положения, а также не может стать ее составной частью.

Процедура принятия закона о поправке к Конституции отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона, что нашло отражение в анализируемом законе.

Во-первых, если круг субъектов права законодательной инициативы по внесению проектов федеральных конституционных законов перечислен в ст. 104 Конституции РФ, то круг субъектов права законодательной инициативы по внесению законов о поправках к Конституции установлен в ст. 134 Конституции РФ. Об этом говорится в ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона.

Во-вторых, ст. 7 этого Закона предусматривает, что в срок не позднее пяти дней со дня принятия закона о поправке к Конституции Председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации. Аналогичная публикация федеральных конституционных законов не предусмотрена.

В-третьих, принятые федеральные конституционные законы в течение 14 дней подлежат подписанию Президентом РФ и обнародованию (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ). Естественно, что такой порядок к законам о поправках к Конституции не применим — после принятия они направляются на одобрение в органы законодательной власти субъектов Федерации, а не на подписание. Статья 136 Конституции РФ ничего не говорит о сроке, в течение которого законодательные органы субъектов Федерации обязаны рассмотреть вопрос об одобрении либо о неодобрении закона о поправке к Конституции. Этот срок установлен в ст. 9 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Законодательный орган субъекта Федерации самостоятельно обязан рассмотреть такой закон в срок не позднее одного года со дня принятия.

Далее Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения закона о поправке в законодательных органах субъектов Федерации, устанавливает результаты этого рассмотрения в форме постановления (ст. 11 Федерального закона). Законодатель в данной статье предусматривает право Президента РФ и законодательных органов субъектов Федерации в течение семи дней со дня принятия названного постановления обжаловать его в Верховный Суд РФ. Одобренный закон в течение семи дней со дня установления Советом Федерации результатов его рассмотрения законодательными органами субъектов Федерации направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ. Далее подписывается и опубликовывается им не позднее 14 дней со дня получения закона (ст. 12 Закона).

После вступления в силу закона о поправке к Конституции необходимо еще включить соответствующую поправку непосредственно в текст Конституции, а значит, нужно осуществить официальную публикацию текста Конституции. Президент РФ в течение месяца со дня вступления в силу закона о поправке официально публикует Конституцию с внесенной в нее поправкой, а также с указанием даты вступления данной поправки в силу.

Представляется, что при опубликовании поправки должны выделяться в тексте. Стоит подумать также над введением эталонного экземпляра Конституции, который бы на каждый данный момент содержал действующий официальный ее текст. Режим работы с эталонным экземпляром и его хранения должен стать предметом специального законодательного регулирования.

Третий способ пересмотра Конституции

Часть 1 ст. 137 Конституции РФ гласит, что изменения в ст. 65 Конституции РФ, предусматривающие принятие в Российскую Федерацию нового субъекта или образование в ее составе нового субъекта Федерации, а также изменение конституционно-правового статуса действующего субъекта Федерации, вносятся на основании федеральных конституционных законов. Особенности принятия таких федеральных конституционных законов (за исключением изменения конституционно-правового статуса субъектов Федерации) установлены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Способ внесения изменений — официальное опубликование Президентом РФ Конституции РФ в новой редакции в течение месяца со дня вступления в силу соответствующих федеральных конституционных законов.

Четвертый способ пересмотра Конституции

Все три изложенных способа изменения Конституции относятся, хотя и в разной мере, к числу жестких. Однако внесение изменений в действующую Конституцию возможно и в упрощенном порядке на основании указов Президента РФ. Речь идет о включении в ст. 65 Конституции РФ новых наименований субъектов Федерации. Президент издаст указы на основании решений субъектов Федерации об утверждении ими своих новых наименований.

Приведенный вариант изменения Конституции в ней не оговорен — он предусмотрен в постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ.[12]

Конституционный Суд РФ указал, что Президент РФ на основании ст. 80 (ч. 1 и 2) Конституции РФ является главой государства и гарантом Конституции. Из этого вытекает и его обязанность обеспечить включение в конституционный текст поправок и изменений посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137 Конституции РФ. Правовым основанием такого действия является решение субъекта Федерации об изменении собственного наименования, принятое в соответствии с федеральным законодательством и законодательством данного субъекта.

Анализ норм гл. 9 Конституции РФ, как полагает Суд, показывает, что предусмотренный ч. 2 ст. 137 упрощенный порядок включения в ст. 65 нового наименования субъекта Федерации допустим только в тех случаях, когда переименование не связано с возможными отступлениями от смысла иных конституционных норм. Новое наименование субъекта Федерации не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Федерации, Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренную Конституцией, затрагивать ее целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические или этнические традиции.

Конституционный Суд РФ особо указал, что предложенное им толкование ст. 137 Конституции РФ не исключает возможности дополнительного урегулирования порядка применения ч. 2 ст. 137 федеральным законом. Названный аспект не получил развернутой законодательной детализации.

Гарантией стабильности российской Конституции служит особый порядок её принятия, изменения и дополнения.

В действующей Конституции, в отличие от предшествующих, отсутствует положение о том, что право принятия Конституции относится к компетенции какого-либо органа государственной власти. Устанавливается, что принятие и изменение Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Федерации (ст. 71). Тем самым была принята концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной, законодательной властью.

Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменение или принятия новой Конституции. Это Президент РФ. Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы (ст.134 Конституции).

Установлено, что положения глав 1,2, и 9 – «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотры Конституции» – не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав Конституции поддержано 3/5 голосов от общего числа членов каждой из палат, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на конституционный референдум.[13]

Поправки к главам 3-8 Конституции РФ (Федеративное устройство, Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ. Судебная власть, Местное самоуправление), принимаются Федеральным Собранием по процедуре, установленной для федерального конституционного закона. Поправка должна быть одобрена большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (300 голосов) и не менее трех четвертей голосов членов Совета Федерации (103) голоса. Принятая таким образом поправка вступает в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Эти законы не подлежат отлагательному вето Президента РФ. Изменения в ст.65 вносятся в упрощенном порядке (состав федерации – на основе федерального конституционного закона о принятии или образовании нового субъекта РФ, изменение статуса и.д. вводятся Указом Президента).

В 2008 году президент РФ в соответствии со статьей 134 Конституции и статьей 3 Федерального закона “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации” внес в Государственную Думу проекты законов о поправках к Конституции России «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и «О контрольных полномочиях Государственной думы в отношении Правительства Российской Федерации». 30 декабря 2009 года в Основной закон были внесены поправки, предусмотренные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года. Был увеличен срок полномочий президента РФ и депутатов нижней палаты российского парламента. Согласно Основному закону глава государства стал избираться на шесть лет (ранее — на четыре года), а депутаты Госдумы — на пять лет (ранее — на четыре года). Кроме того, правительство стало обязано отчитываться перед Госдумой о своей работе.

За предыдущие годы в Конституцию были внесены изменения лишь в связи с укрупнением субъектов федерации, число которых сократилось с 89 до 83.

Глава 3. Конституции (уставы) субъектов РФ как источник конституционного права РФ

3.1. Конституции ( уставы) субъектов РФ

Конституция (устав) субъекта Российской Федерации — это основной закон субъекта Российской Федерации, принимаемый им самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и устанавливающий систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, принципы местного самоуправления, административно-территориальное устройство, экономические и финансовые основы данного субъекта Российской Федерации, а также регулирующий ряд других вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации к ведению субъекта Российской Федерации.

Правовая природа конституции (устава) субъекта Российской Федерации проявляется в следующем:

  1. конституция (устав) субъекта РоссийскойФедерации является основным законом данного субъекта Российской Федерации. Иные законы субъекта Российской Федерации не могут издаваться в форме конституции (устава);
  2. конституция (устав) субъекта Российской Федерациинаряду с Конституцией Российской Федерации определяет статус данного субъекта Российской Федерации;
  3. конституция (устав) субъекта Российской Федерацииимеет прямое действие на всей территории данного субъекта Российской Федерации;
  4. конституция (устав) субъекта Российской Федерации имеетвысшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным правовым актам данного субъекта Российской Федерации.

К ряду новелл конституционного регулирования российского федерализма можно отнести следующее.[14]

Во-первых, Конституция закрепила юридическое равноправие всех субъектов федерации. Во-вторых, к числу субъектов федерации были отнесены бывшие до этого лишь административно-территориальными единицами края, области и города федерального значения.

В то же время ст.5 федеральной Конституции закрепляет определенные различия между субъектами Российской Федерации. Так, республики она относит к государствам, тогда как остальные субъекты РФ выступают в качестве квазигосударственных образований.

Конституция Российской Федерации определила не только положение Основного Закона России, но и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Конституция (устав) субъекта федерации получил статус учредительного документа. Конституция (устав) признается базовым актом, закрепляющим конституционно-правовой статус субъектов. [М.В. Баглай Указ соч. С.719].

Конституции республик и уставы областей (краев) выражают принцип равенства субъектов, т.е. уровень их соответствия Конституции РФ должен быть один и тот же. Конституция РФ устанавливает тот особый порядок, который должен обеспечивать соответствие Конституции Российской Федерации конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Обратимся к положениям ст. 72 Конституции Российской Федерации по этому вопросу.

Согласно п. “а” ч. 1 ст. 72 Конституции к совместному ведению федеральных и региональных органов государственной власти относится обеспечение соответствия конституций (уставов) субъектов РФ Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В чем заключается обеспечение соответствия, и каковы в этой системе деятельности полномочия Российской Федерации, с одной стороны, и полномочия ее субъектов, с другой?

Конституция Российской Федерации исходит из того, что эти полномочия устанавливаются в Конституции России и федеральных законах. Но они могут содержаться и в договорах органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов [ст. 11].

Конституция Российской Федерации устанавливает [статьи 5, 66, 72, 76] весьма высокий статус конституций (уставов) субъектов РФ.

Согласно ст. 5 и 66 Конституции РФ конституции (уставы) имеют собственный предмет правового регулирования. Характер этого предмета таков, что в определении его правовых параметров соучаствуют Российской Федерации и субъекты федерации. Следовательно, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, как юридические документы, выражающие волю законодателей России и ее субъектов, выполняют функцию ограничения действия конституционно-правовых установлении Российской Федерации.

Практически все уставы и многие конституции субъектов РФ приняты их законодательными органами (парламентами). В то время, как путем референдума приняты только конституции ряда республик, таких как Татарстан, Ингушетия и некоторых других. Конституции Дагестана, Калмыкии были приняты специальным органом – Конституционным Собранием.

Конституции республик и уставы субъектов РФ имеют высшую юридическую силу на территории своего региона. В некоторых из этих основных законов указывается также и их “прямое действие”. Например, статья 9 часть 3 Устава города Москвы гласит: “Устав имеет прямое действие и применяется на всей территории Москвы”.

Аналогичные положение содержатся в конституциях Бурятии [ст. 11], Ингушетии [ст. 7], республики Коми [ст. 7].

Одним из важнейших элементов правового статуса субъекта РФ является наличие учредительной власти. Учредительная власть характеризуется правом субъекта самостоятельно принимать собственные основные законы (конституцию, устав) и законодательство. Источником учредительной власти, как и любой другой государственной власти, является народ.

В частности, именно народ как носитель суверенитета и источник государственной власти закреплен в Конституциях Бурятии [ст. З], Дагестана [ст. 4], Ингушетии [ст. 4], Калмыкии [ст. 5] и некоторых других республик. В большинстве республик установлен также и порядок осуществления власти народом – непосредственно и через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также через органы местного самоуправления. Такие нормы содержатся в Конституциях Бурятии [ст. З], Карелии [ст. З], Коми [ст. 2], Дагестана [ст. 4] и других республик.

Практически во всех республиканских конституциях высшим непосредственным выражением воли народа признаются референдум и свободные выборы. В уставах краев, областей, автономных округов, иных субъектов РФ также закрепляется источник власти. Но если в конституциях республик народ признается источником власти и носителем суверенитета, то в уставах иных субъектов РФ “народ” является лишь источником власти.

Так, статья 7 пункт 1 Устава Тамбовской области гласит: “Единственным источником власти в области является народ”; статья 3 Устава Ханты-Мансийского автономного округа указывает: “Народ автономного округа осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления”. В Уставе Читинской области (статья 3) под народом понимаются граждане РФ, проживающие на территории области. Учредительная власть субъекта РФ проявляется также и в праве самостоятельно вносить изменения и дополнения в учредительные документы. Процедура внесения поправок к конституции (уставу) также различна в разных субъектах РФ. Конституции республик изменяются либо парламентом республики (Ингушетия, Коми), либо специально созданным органом, таким как Конституционное Собрание в Бурятии и Дагестане, либо референдумом (Мордовия, Удмуртия). Следует отметить, что Конституционное Собрание созывается лишь для изменения статей и глав конституций, закрепляющих основы конституционного строя республики, основные права, свободы и обязанности граждан, а также порядок изменения и дополнения самой Конституции. [Евдокимов В. Б. О Конституциях и Уставах субъектов Российской Федерации Чиновник. – 1998. – № 3].[15]

В некоторых республиках предусматривается народная законодательная инициатива. Так, в Туве с предложением об изменении основного Закона республики может выступить группа избирателей численностью не менее 1 тысячи человек, в Ингушетии – не менее 10 тысяч, в Удмуртии – не менее 50 тысяч. Решение о необходимости изменения (дополнения) Конституции практически во всех республиках принимается квалифицированным большинством, как правило, в 2/3 голосов членов парламента.

Порядок изменения уставов областей (краев) и других субъектов несколько проще. Специальный орган для изменения устава не создается. Поправки в устав могут вноситься не только квалифицированным, но и простым большинством депутатов парламента, как, например, в Москве, Тюменской области. Можно отметить также особенность Устава Ярославской области, согласно которому раздел 9, предусматривающий порядок внесения изменений и дополнений в Устав, вообще не может быть пересмотрен.

Таким образом, становится очевидным, что процедура изменения основных Законов в республиках более сложная, но и более демократичная (референдум, народная инициатива), чем в областях или краях.[16]

Согласно п. “б” ч. 2 ст. 125 Конституции Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации «конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с п. 1 ст. 85 Конституции Российской Федерации устанавливает право Президента обращаться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта федерации с представлением о приведении конституции (устава) в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. Однако федеральные законы, например, «О прокуратуре Российской Федерации» дают многим субъектам возможность оспаривать любую норму конституции (устава) в суде общей юрисдикции.

В связи с этим, Конституционный суд России в своём постановлении от 18.07.2003 г. признал противоречащими Конституции России ряд положений Гражданского Процессуального Кодекса РФ и закона “О прокуратуре РФ”, дозволявшим прокурорам обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании противоречащими федеральным законам Конституций и Уставов субъектов РФ.[17]

Конституционный суд согласился, с позицией заявителей: “Конституция (устав) субъекта РФ – это целостный единый акт, имеющий высшую юридическую силу в системе региональных правовых актов”. Конституционные принципы федеративного устройства не должны нарушаться текущим федеральным регулированием посредством законов.[18]

В постановлении особо подчеркивается, что уставные документы субъектов РФ являются учредительными и имеют особую правовую природу, что и предопределяет различия в порядке их судебной проверки. В связи с этим, подчеркивается в постановлении, проверка уставных документов может быть осуществлена только в порядке конституционного, а не административного или гражданского судопроизводства.

Заключение

При обосновании цели курсового проекта был определен перечень основных моментов, которые требовалось рассмотреть. Исходя из проведенного исследования Конституции 1993 года, можно сделать ряд выводов:

После принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, в жизненной истории государства начался новый этап государственной реформы. Так как, Основной Закон принимался всенародным голосованием, он сыграл заметную, положительную роль, для закрепления демократических преобразований в России, в том числе и в сфере федеративных отношений.

Конституция 1993 года – является первым в истории страны полноценной конституцией, которая признает важность и ценность основных прав и свобод человека и гражданина. Предусматривает демократизм в организации публичной власти, а так же ее правовой характер. Проблемой остается ее полная реализация, для обеспечения адекватности трактования и исполнения для развития в России государственной и общественной жизни.

Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации – бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.

Из чего следует сделать вывод, что: юридическая природа Конституции РФ проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции РФ характеризует определенный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена.[19]

Юридические свойства характеризуют правовую природу Конституции а так же, ее особое место в правовой системе. К ним относятся:

а) верховенство конституции;

б) высшая юридическая сила конституции;

в) конституция — ядро правовой системы, юридическая база законодательства;

г) особая правовая охрана конституции;

д) особый порядок принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Основные черты и юридические свойства Конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания Конституции. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о Конституции РФ в целом.

Процедура пересмотра Конституции и внесения в нее поправок весьма сложна. Для принятия поправок к гл. 3 – 8 действующей Конституции требуется согласие квалифицированного большинства депутатов палат Федерального Собрания и не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Достичь такого согласия даже в условиях гражданского мира очень трудно, особенно когда речь идет о принципиальных изменениях. Еще более сложна реализация поправок к главам Конституции, закрепляющим основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина. Она возможна только путем разработки проекта новой Конституции, который принимается квалифицированным большинством специально для этой цели созываемого Конституционного Собрания либо всенародным голосованием.[20]

Список использованных источников

Нормативно правовые акты
1. Конституция РФ 1993 года.
2. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации”//”Российская газета” от 10 марта 1998 г.
3. Конституции и конституционные акты РСФСР (1918-1937)
Специальная литература
4. Политология на фоне политических реалий современной России. Учебное пособие (книга) 2011, Муштук О.З., Евразийский открытый институт
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации // “Российская газета” от 9 ноября 1995 г.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // “Российская газета” от 14 декабря 1995 г.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 г. № 13-П по делу о проверке конституционности статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26б 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан // Российская газета, 29.07.2004.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.
9. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. – М.: РЮИД, “Сашко”, 2000.
10. Конституция и суд в современном мире. Часть 1. Материалы Международного научно-практического форума «Конституция и суд в современном мире», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, 21–22 апреля 2015 г. (книга)
11. Конституция СССР 1924 года (книга) 2015, Чистяков О.И., Зерцало-М
12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. – М.: Норма, 2007.
13. Евдокимов В. Б. О Конституциях и Уставах субъектов Российской Федерации // Чиновник. – 1998. – № 3.
14. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография.- М.: Народный учитель, 2002.
15. Комментарий к Конституции Российской Федерации” (постатейный). / Под ред. Л.А. Окунькова. -М.: Издательство БЕК, 1999.
16. Конституционное право. Энциклопедический словарь./Ответ. редактор С.А. Авакьян. – М.: Изд. Норма. 2000.
17. Кравец А. Верховенство конституции – принцип конституционализма // “Журнал российского права”, 2002, N 7.
18. Лассаль Ф. О сущности конституции.- С-Пб., 1996.
19. Применение Конституции Российской Федерации судами общей юрисдикции: актуальные вопросы теории и практики. Монография (книга) Конституция РСФСР 1918 года (книга) 2015, Чистяков О.И., Зерцало-М
20. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации:учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. – М.:Норма, 2007.С.80.
21. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. – С.382.
22. Кравец А. Верховенство конституции – принцип конституционализма//”Журнал российского права”, 2002, N 7.
23. Учреждение и пересмотр конституций 1918, Изд. М. и С. Сабашниковых, Боржо, Шарль (1861-), М.
24. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.
25. Лассаль Ф. О сущности конституции. С-Пб., 1996. С. 45.
26. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. – М.: РЮИД, “Сашко”, 2000. С. 124
27. АвакьянС.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//”Журнал российского права”, 2003, N 11.
28. Конституции и конституционные акты РСФСР (1918-1937)
1940, Ведомости Верховного Совета РСФСР, ред. Вышинский А.Я., Москва, Свердловск
29. Теория государства и права. Учебное пособие (книга) 2015, Колоткина О.А., Ягофарова И.Д., Уральский институт коммерции и права.
30. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») (книга) 2014, Алжеев И.А., Власенко И.Б., Догадайло Е.Ю., Доронина О.Н., Крылова Е.Г., Мамитова Н.В., Матвеев Д.Ю., Матвеева Т.Д., Мельников С.А., Носов С.И., Павликов С.Г., Хутинаев И.Д., Чепунов О.И., Чепус А.В., Яценко И.С., Статут
31. Проблема субъектов российского развития. Материалы Международного форума «Проекты будущего. Междисциплинарный подход» 16-19 октября 2006, г. Звенигород (книга) 2006, Лепский В.Е., Авксентьев В.А., Аксюмов Б.В., Когито-Центр