Политический режим как система методов осуществления политической власти

Политический режим как система методов осуществления политической власти

Выберите верные суждения о политических режимах и общественно-политических движениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Любой недемократический режим характеризуется стремлением к монополизации власти и бесконтрольному её осуществлению каким-либо субъектом политики.

2) Недемократические режимы от демократического отличает наличие оппозиции.

3) Тип политического режима определяется состоянием прав и свобод человека, возможностями политического участия граждан.

4) К признакам политического режима относят систему методов осуществления политической власти.

5) Политические режимы различаются в зависимости от характера использования принудительных ресурсов власти.

Политический режим — способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

Выборность — происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов.

Разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга.

Гражданское общество — граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций.

Равноправие — все имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты.

Плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры.

Согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например, в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

1) Любой недемократический режим характеризуется стремлением к монополизации власти и бесконтрольному её осуществлению каким-либо субъектом политики — да, верно.

2) Недемократические режимы от демократического отличает наличие оппозиции — нет, неверно.

3) Тип политического режима определяется состоянием прав и свобод человека, возможностями политического участия граждан — да, верно.

4) К признакам политического режима относят систему методов осуществления политической власти — да, верно.

5) Политические режимы различаются в зависимости от характера использования принудительных ресурсов власти — да, верно.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Найдено 15 определений термина ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Политический режим

система конституционных порядков и конкретное воплощение этой системы на практике.

Режим политический

совокупность форм и методов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы в обществе.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

от лат. regimen — управление) — способ функционирования политической системы, характерные способы и методы осуществления власти.

Режим политический

совокупность средств и методов реализации политической власти: это система взаимоотношений государства, общества и личности.

Политический режим

система методов, приемов, форм осуществления политических отношений в обществе, способ функционирования всей политической системы общества.

Политический режим

совокупность методов и способов осуществления политической власти. Ядром ПР является деятельность государственных 96 органов и политических партий. Выделяются три типа ПР – тоталитаризм, авторитаризм и правовая политическая система.

Режим политический

тип политической власти с характерными способами, формами и методами ее осуществления. Политический режим обычно отражает способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью, которые различаются степенью свободы в этих отношениях. Как правило, исследователи выделяют демократический, тоталитарный и авторитарный режимы.

РЕЖИМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

фр. regime — управление) — функциональный аспект политической системы; совокупность методов, средств и способов реализации политической власти. Для анализа современных политических систем принята классификация политических режимов, исходящая из их разделения на демократические и недемократические (автократические). К основным разновидностям автократических режимов относят тоталитаризм и авторитаризм.

РЕЖИМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

фр. regime порядок, система правил, государственный строй) — тип, формы и методы осуществления политической власти, принципы организации ветвей и конкретных институтов власти. Понятие «Р.п.» раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками Р.п. являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

от лат. regimen — управление) — обозначение совокупности способов и средств осуществления власти в данном государстве. Кроме этого в понятие политического режима входят представления о специфике политических отношений, форм идеологии, типе политической культуры общества. В публицистике (на образном уровне) термин политический режим употребляется в оценочно-негативном смысле для характеристики недемократических, антигуманных государств и правительств. Нередко данное понятие фигурирует в персонифицированной форме по имени его главы (напр., режим Пол Пота и Иенг Сари), либо для указания на элиту, господствующую в государстве (режим номенклатуры). Как правило, выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические Р. п. С точки зрения формы правления различаются парламентские, президентские, монархические, аристократические, республиканские политические режимы.

Режим политический

способ осуществления власти в государстве. Различают тоталитарный политический режим — полное огосударствление всей жизни общества, абсолютная политическая, идеологическая (а подчас и экономическая) монополия. государства с опорой на разветвленную структуру силовых, надзорных и идеологических органов; авторитарный политический режим, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или властного органа, и при котором, в той или иной степени ограничиваются не личные, не экономические, а прежде всего политические права; этот режим опирается в основном на армию, традиционную религию, а не на политические партии и идеологии; демократический политический режим характеризуется признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений с учетом интересов меньшинства, выборностью государственных органов, соблюдением прав и свобод.

Политический режим

обозначение способов осуществления власти в данном государстве. Различают тоталитарный политический режим — полное огосударствление всей жизни общества, абсолютная политическая, идеологическая (а подчас и экономическая) монополия государства с опорой на разветвленную структуру силовых, надзорных и идеологических органов; авторитарный политический режим, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или властного органа, и при котором, в той или иной степени ограничиваются не личные, не экономические, а прежде всего политические права; этот режим опирается в основном на армию, традиционную религию, а не на политические партии и идеологии; демократический политический режим характеризуется признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений с учетом интересов меньшинства, выборностью государственных органов, соблюдением прав и свобод.

РЕЖИМ политический

одна из форм государства (наряду с формой правления и формой территориальной организации), характеризующая пути, формы, средства и методы реализации политической власти.

В рамках одной и той же формы правления (республика, монархия и др.), которая обычно достаточно стабильна, политическая жизнь в разных странах и на различных этапах развития одной и той же страны может существенно отличаться по ее содержанию и характеру, а также достаточно динамично меняться. Общество и государство могут быть открытыми, закрытыми и промежуточными; демократическими, тоталитарными и авторитарными; военными, гражданскими и смешанными; клерикальными, теократическими и др. Все это отражает различный характер отношений между личностью, обществом и государством и тем самым принципиальные основы реально существующей политической власти в стране и выражается в своеобразии ее Р.п. В этом плане Р.п., как государственная форма, более тесно, полно и непосредственно связан с сущностью государства, чем др. его формы. В целом за последние десятилетия в масштабах всего мира можно говорить об общей тенденции к демократизации Р.п.

РЕЖИМ политический

совокупность способов и методов осуществления государственной власти, отражающих характер взаимоотношений ее органов с населением, меру реальной свободы и демократии в обществе. Он обусловлен характером политической системы и взаимоотношений между всеми политическими силами общества, может выражать консенсус политической элиты на основе признания демократического правопорядка, а может сложиться в результате объединения одних политических сил для подавления других. Различают три вида Р.п.: демократический, авторитарный и тоталитарный. Характер режима никогда прямо не указывается в конституциях государств. Закрепление в конституции широкого перечня прав и свобод человека и системы взаимоотношений органов государственной власти, соответствующей принципу разделения властей, еще не означает установления подлинно демократического строя. Многое зависит от политических методов и средств осуществления власти. Эти методы могут обеспечивать утверждение демократии и права либо диктатуры и произвола. С точки зрения форм правления различают режимы парламентского типа, президентского правления, монархические, республиканские. Р.п. позволяет создавать образ страны, государства, тип правления без их конкретного анализа (абсолютистский, царский режим), нередко просто в персонифицированной форме, по имени главы государства (гитлеровский режим). Поэтому Р.п. — типологическая, стилистическая и образная характеристика государства.

Политический режим

реально сложившиеся в обществе формы, методы и способы осуществления политической власти. Все общества можно сравнивать по следующим параметрам, характеризующим формы и способы осуществления политической власти: 1. Степень автономности индивида: стремится ли государство к полному контролю над личностью, или оно предоставляет ей свободу в рамках закона и право самостоятельно решать свои личные проблемы. 2. Объем отношений политической власти в обществе: обладает ли государство Правом и реальными возможностями осуществлять управление и контролировать экономику, социальную и культурную сферы общества, или в обществе существуют и успешно развиваются островки самоорганизации индивидов в виде самостоятельно действующих, не ждущих указаний от государства организаций, учреждений, объединений граждан. 3. Характер отношений между государственными должностными лицами и гражданами: носит ли он произвольный характер, когда правящая элита практически не ограничена в праве принимать любые управленческие решения, мобилизовывать для их осуществления любые социальные группы, или существует правовая защищенность граждан и действия государственных должностных лиц ограничены рамками закона. 4. Способ государственного управления обществом: будет ли он основан на признании за государством или за правящей политической группой исключительного права на определение целей и приоритетных направлений развития общества, или! гражданам предоставляется право самим ставить цель, а регулирующее воздействие государства сводится лишь к разработке, принятию единых для всех норм и правил и контролю за их соблюдением. 5. Структура органов государственно-политического управления: существует ли концентрация власти в одних руках, или складывается разделение властей и утверждается политический плюрализм в обществе. Влияние масс на формирование политической элиты и на принятие политических решений: оторвана ли правящая группа от масс, или существуют в обществе институты, позволяющие гражданам осуществлять реальный контроль за действиям государственных должностных лиц. В каждой стране перечисленные способы и формы осуществления политической власти имеют свои особенности, что обусловлено конкретно-историческими условиями, культурой, сложившимися традициями политической жизни. Вместе с тем, несмотря на многообразие реальных форм политических режимов, принято выделять тоталитарные, авторитарные и демократические политические режимы (см. Авторитарный режим, Демократический режим, Тоталитарный режим).

Найдено схем по теме ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ — 0

Найдено научныех статей по теме ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ — 0

Найдено книг по теме ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ — 0

Найдено презентаций по теме ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ — 0

Найдено рефератов по теме ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Политический режим как способ осуществления государственной власти

Изучив содержание данной главы, бакалавр должен:

знать

• сущность политического режима, его значение в системе осуществления государственной власти;

• типы политических режимов;

• особенности демократических, тоталитарных и авторитарных политических режимов;

• специфические проявления политического режима в современной России;

уметь

• разбираться в содержании политических режимов современных государств, осуществлять их сравнительный анализ;

• понимать взаимодействие объективных и субъективных факторов функционирования политических режимов;

• правильно оценивать социальную роль того или иного политического режима;

владеть

• научной методологией исследования социальной природы, содержания и роли различных политических режимов;

• пониманием путей совершенствования того или иного политического режима в интересах большинства граждан государства.

Понятие «политический режим» служит важной характеристикой всей системы власти и функционирования политической системы общества, которая определяет характер политической жизни в государстве. Политический режимэто система методов осуществления государственной власти, степень реализации прав и свобод граждан, отношение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью общества. Политический режим включает в себя совокупность приемов и методов государственного властвования, состояние внутренних и международных политических отношений, прав и свобод граждан, уровень законности, степень политической активности, определенный политический климат, существующий в данном государстве.

История развития государств знает три основных типа политических режимов, которые изучаются политологией: демократический, тоталитарный и авторитарный. Наиболее обобщающим критерием выделения основных политических режимов является уровень политической свободы в отношениях «власть (государство) – общество«, «власть – личность«. Эмпирические измерения позволяют, сравнивая эти режимы, фиксировать принципиально различный уровень свободы в этих отношениях в условиях тоталитаризма (минимум свободы), демократии (максимум свободы), авторитаризма (в одних сферах наличие свободы, в других сферах ее отсутствие). Таким образом, выделяя различные типы политических режимов, политология ставит в центр внимания проблему границ (пределов) власти, т.е. в какой мере в том или ином обществе существуют пределы деятельности государства, как соотносятся в том или ином обществе свобода и власть.

Самый сложный и многогранный по формам реализации тип политического режима – демократический. Слово «демократия» впервые получило широкое распространение в Древней Греции и обозначало «власть народа» (от греч. demos – народ, и kratos – власть). Оно раскрывало содержание политической жизни ее городов-государств в условиях непосредственного правления народа, свободных жителей полиса. Созданную греками политическую систему можно назвать первичной демократией или демократией городского собрания.

Современная демократия – это более сложное, организованное явление, имеющее не столько общие, сколько принципиально отличные от греческой демократии признаки.

Современный демократический политический режим возможен только там, где имеется развитое гражданское общество, где обеспечивается высокая степень участия граждан в различных сферах общественной жизни, осуществляется действенный контроль народа за реализацией власти представителями народа при верховенстве закона.

При демократическом режиме верховенство закона является определяющей чертой. Перед законом равны все. Закон – связующая нить общества с его плюрализмом интересов и государства, выражающего с помощью закона равнодействующую общезначимых, групповых и индивидуальных интересов. Однако следует подчеркнуть принципиальное отличие понимания закона в условиях демократии и его трактовки в других режимах. Современная демократия исходит из принципа приоритета того закона, который основан на верховенстве и неотъемлемости прав и свобод человека (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, равную защиту законом и др.). Такое понимание права пронизывает всю общественную ткань и выливается в конкретное законодательство в экономической, социальной, политической, семейной, экологической, этнической и прочих областях. В итоге человек оказывается защищенным законом от несправедливости, неравноправия, привилегированности одних за счет других.

Демократический политический режим пронизан принципом плюрализма. Он проявляется во всех сферах жизни. Это и функционирование различных форм собственности в экономике, и широкий спектр общественно-политических организаций, партий и движений, и ориентация на бесконечное разнообразие духовных потребностей. Принцип плюрализма узаконен и является одной из важных форм осуществления прав человека. В плюрализме демократический режим имеет инструмент влияния на конкретную политику сил, находящихся в данный период у власти.

Плюрализм обеспечивается свободой слова, открытостью, возможностью публично высказывать любые взгляды, отстаивать самые разные позиции, за исключением пропаганды национальной, расовой и социальной вражды, пропаганды войны и идей, угрожающих здоровью человека.

Демократический политический режим, опирающийся на принцип плюрализма, включает в себя многопартийность, которая обеспечивает сменяемость партий у власти и партийную оппозицию. Современные западные политологи находят, что партийные системы влияют на стабильность общества. Наибольшую стабильность они связывают с двухпартийной системой, меньшую – с наличием множества партий.

В условиях демократии весомую роль играет политическая оппозиция. Каждое общество порождает всякого рода недовольство существующими обстоятельствами жизни и желание их изменить. Па этой базе возникает оппозиция правящим политическим силам, ставящая своей задачей приход к власти с целью изменения существующих условий, вплоть до замены государственного строя. Наличие оппозиции – обязательный элемент демократической политической системы. Оппозиция может быть конструктивной, которая своей объективной критикой и конкретными предложениями способствует развитию страны. Но оппозиция может быть и деструктивной, открыто выступающей против демократических преобразований и реформ, пропагандирующей даже противозаконные методы борьбы для свержения конституционного строя и установления собственной власти. Такая оппозиция подрывает устойчивость общества.

Таким образом, современный демократический режим имеет ряд общих черт и структурных атрибутов:

1) общепризнанная законность и участие народа в контроле над властью;

2) конкурирующая политика. Главным при демократии является процесс представительства интересов и смены власти посредством честной и всеобъемлющей конкуренции (соревновательные выборы);

3) наличие политических партий – основного механизма, обеспечивающего процесс формирования воли народа, его осмысленного выбора и влияния на правительство;

4) гражданские, политические и социальные права.

Демократический политический режим – это на сегодняшний день наиболее эффективная форма взаимодействия государства и общества, власти и гражданина, которая постоянно совершенствуется под воздействием изменяющейся политической среды и глобальных преобразований в мире.

Другим является тоталитарный режим, который по своим основным характеристикам противоположен демократическому. До XX в. никогда ранее в мировой истории не было правления, аналогичного тоталитарному режиму. На это обращали внимание такие известные специалисты по тоталитарным режимам, как Ф. Хайек (Австрия), X. Арендт (Германия), Р. Арон (Франция), Ж. Желев (Болгария) и др.

При тоталитарном режиме в государстве создается политическая система особого рода. Тоталитаризм – это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества. Здесь имеется минимум свободы для проявления творческой природы человека. Для ограничения свободы используются: жесткий контроль государства над экономикой, однопартийная система, тотальная идеология, монополия на СМИ, система террористического полицейского контроля и организованного насилия. Историческими причинами возникновения такого режима выступали: революции, поражение в войнах, обострение внутренних противоречий в стране, навязывание режима извне и др.

Первая мировая война и революция стали причиной возникновения тоталитарного режима в России. Поражение в Первой мировой войне и внутренние противоречия послужили причиной становления такого режима в Германии в 1933 г. После завершения Второй мировой войны Советский Союз (СССР) навязал тоталитарные режимы ряду государств Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. После распада СССР в мире сократилось количество политических режимов такого типа.

Рассматривая тоталитаризм как исторический феномен, исследователи выделяют три его взаимосвязанных и взаимообусловленных признака:

• абсолютная власть, полное господство идеологической и социально-политической системы над человеком, государства над обществом;

• небывало мощное и целенаправленное внушение населению необходимых для данного режима политических стереотипов с использованием всех современных СМИ;

• принципиальная аморальность и полное презрение к человеку, его правам и свободам со стороны власти.

Абсолютный контроль над человеком делает невозможным существование гражданского общества, предполагающего самостоятельность людей в повседневной жизни, свободу индивидуума и его организаций от государственной опеки. Государственная власть формирует систему тотального контроля, сопровождаемого репрессиями, уничтожающими попытки проявления свободы человека.

Характерной чертой тоталитаризма является абсолютное господство определенной идеологии, широко распространенный мифологизм в духовной жизни общества.

Идея всеобщего огосударствления реализуется через централизованное планирование и государственное управление в экономике. Тотальное огосударствление делает функционирование общества похожим на муравейник: каждый выполняет свое дело, сомневающихся изолируют, несогласных уничтожают.

При тоталитаризме государственная власть стремится к тому, чтобы определяющую роль в жизни общества играла одна правящая партия. В отличие от многопартийности демократического режима тоталитарному обществу присуща, как правило, однопартийная система. Правящая партия не знает конкуренции, поскольку запрещена любая политическая оппозиция. Огосударствлению подлежат все общественные организации. Если же и допускается существование иных политических структур, то это чистая формальность. Ибо они могут функционировать только в рамках программы правящей партии. Как правило, другие партии являются символическими величинами, начиная с несопоставимой с правящей партией численности и кончая действительным влиянием на общественную жизнь.

Особенностью правящей партии в условиях тоталитаризма является ее срастание с государством. Партия пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, держит в своих руках и хозяйственный механизм, и политические процессы, и духовную сферу. Она срастается с бюрократией, узурпируя всю власть. Абсолютное господство партии через усиленную идеологическую обработку масс воспринимается как факт.

Тоталитарный строй держится не законами, а указаниями, распоряжениями и инструкциями правящей партии. Не существует законов о тайной полиции, подотчетности суда и прокуратуры, о контроле над судопроизводством, господствует телефонное право. Механизм тотального партийного управления предельно прост: любые общественные институты, даже органы защиты государства, пронизаны партийными структурами, руководящие комитеты которых принимают политические решения.

Партийно-государственная пирамида государственной власти в условиях тоталитаризма венчается диктатурой вождя, что невозможно в демократическом обществе. Утверждение диктатуры вождя сопровождается культовым восхвалением, массовой истерией. Как правило, личность диктатора обладает негативными чертами характера, но они тщательно скрываются посредством искусного манипулирования массовым сознанием. Тоталитарный режим проводит, как правило, жесткий внешнеполитический курс. Имперская, гегемонистская внешняя политика, открытая агрессия с целью реализации амбициозных планов – это характерные признаки политики тоталитарного режима на международной арене.

Мировая практика позволяет выявить две разновидности тоталитарного режима: правую и левую.

Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами – итальянским фашизмом и германским национал-социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности и использовали механизмы экономического саморегулирования в своих целях.

С 1922 г. установление фашизма в Италии происходило на основе идеи возрождения былого могущества Римской империи. Этому способствовала реакция общества, особенно мелкой и средней буржуазии, на отставание процесса формирования сильной национальной экономики, складывания целостности страны.

Классической формой правого тоталитаризма служит национал-социализм в виде фашизма, пришедшего к власти в Германии в 1933 г. Его установление было ответом на кризис либерализма и утрату социально-экономической и национальной идентичности. Возрождение могущества и величия Германии фашисты пытались совершить путем объединения общества на основе идей превосходства арийской расы и покорения других народов. Массовой социальной базой фашистского движения являлись: мелкая и средняя буржуазия, значительная часть рабочего класса, социальное положение которых стало унизительно нетерпимым в результате глубокого экономического кризиса 1929–1933 гг. Вследствие этого участие в фашистском движении для мелкой и средней буржуазии, части рабочих и служащих представлялось возможностью создать новый социальный порядок и приобрести в нем новый статус и преимущества – в зависимости от личных заслуг перед фашистским режимом. Следует отметить, что на рост национального и социального самосознания немцев существенное влияние оказывало поражение в Первой мировой войне (1914–1918).

Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные ему режимы в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался (а в ряде стран, где сохранился тоталитаризм, до сих пор опирается) на распределительную плановую экономику. И уничтожает рынок, если тот существует.

Таким образом, формирование коллективной цели в виде идеала «светлого будущего», который, как казалось, воплощал мечты о справедливом и совершенном обществе, совпадало с ожиданиями широких слоев тех стран, где установился тоталитаризм. Предполагалось, что осуществить этот идеал можно только с помощью сильного государства.

«Тоталитарный синдром» как реакция на отставание в развитии, а также как реакция массового человека на проявления индивидуализма сохраняет свою актуальность и сегодня в странах с незрелым гражданским обществом, низкой политической культурой. Преодоление данного синдрома требует активного введения в политическую жизнь принципа свободной конкуренции с обязательными условиями – уважением всеми участниками политической борьбы «правил игры», законопослушанием, с усвоением гражданами демократической системы ценностей.

Такой вид политических режимов, как авторитаризм имел место в ряде государств мира. При авторитаризме политическая власть осуществляется, как правило, конкретным лицом, представляющим интересы определенной семьи, политической партии или класса при минимальном участии народа.

Авторитаризм обычно характеризуется как такой тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Он проявляется в функционировании множества совершенно различных политических форм (левые и правые военные диктатуры, как в Латинской Америке, и др.), что затрудняет анализ и вызывает разночтения в его оценках.

Анализ имеющихся точек зрения позволяет выявить следующие основные черты авторитаризма.

1. Как и при тоталитаризме, государство осуществляет властные функции через принуждение и насилие. Это проявляется прежде всего в усилении исполнительной власти за счет представительной. Формальное функционирование представительной власти может сохраняться. По авторитарный режим может приобретать форму военной или полувоенной диктатуры, запрещая на определенный срок всякий парламентаризм (например, режим А. Пиночета в Чили, военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии во второй половине XX в.).

2. Авторитаризм ограничивает права и свободы граждан юридически и практически. Это может происходить и в области политики, и в экономике, и в этнической, и в других сферах. Однако чаще всего конституции не отменяются, хотя в них могут вноситься существенные дополнения в сторону усиления исполнительной власти.

3. Негосударственные у самодеятельные организации населения допускаются лишь в меру их лояльности по отношению к режиму. Логика действия государственной власти понятна: чем меньше инициативы и самостоятельности исходит от граждан, тем больше их пассивность, тем устойчивее кажется авторитарная власть.

4. Хотя принуждение и насилие являются основными способами осуществления авторитарной власти, все же они не принимают массового характера. Репрессируются только активные противники политического режима. Население, пассивно воспринимающее происходящее и добровольно подчиняющееся властям, репрессиям не подвергается.

5. Четко выраженных идеологических принципов авторитарный режим не формулирует; политические программы, если они имеют место, достаточно расплывчаты, главная их направленность – популизм. Не существует жестко разработанной, обязательной для всех идеологии; допускается «ограниченный плюрализм». В авторитарных условиях идеологию могут замещать религия, традиция, культура, которые не только наделяют определенной легитимностью лидера, но и служат ограничителями, пусть порой очень слабыми, его власти.

6. Ограниченный плюрализм является самым показательным элементом авторитаризма. Его ограничение может происходить юридически или фактически, с большей или меньшей эффективностью, касаться исключительно политических объединений или же групп интересов. Некоторые авторитарные режимы согласны даже на политическое участие в осуществлении государственной власти независимых групп, символических партий, но их деятельность контролируется сверху. Полуоппозиционные группы могут позволить себе частную критику режима, одновременно признавая его традиционную легитимность.

7. Авторитет политического лидера (хунты, клики) является основой для полного контроля лидером исполнительной власти. Политический класс авторитарного режима – это разнородная группировка с ограниченным числом профессиональных политиков, выдвинутых по принципу назначения или наследования – из бюрократии, армии, технократии, экономических, социальных (в узком смысле), религиозных и других групп интересов.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Если политической системой называется весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то политический режим демонстрирует, как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократические или недемократические). Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из политического режима судят о подлинной картине политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Всякие изменения, происходящая в сути государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет как на форму правления и форму государственного устройства. Иногда «политический режим» и «государственный режим» рассматриваются как тождественные, однако это неправильно, поскольку понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», поскольку включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий, общественных объединений, организаций. К числу существенных относятся:

1. Признаки политического режима:

— доминирование определенных методов (убеждение, принуждение) при осуществлении политической власти;

— принципы взаимодействия власти и общества;

— степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

— политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур (армии, органов госбезопасности);

— мера политического плюрализма, в т.ч. многопартийности;

— осуществление реальных механизмов привлечения к ответственности должностных лиц, в том числе высших;

— соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

— характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении должностных лиц и граждан;

— характер политического лидерства;

— учет интересов большинства при принятии политических решений;

— тип политического поведения граждан;

— место и роль государственных структур в политической системе;

— прозрачность функционирования государственного аппарата;

— гарантии прав и свобод личности, положение СМИ в обществе;

— степень участия граждан в механизмах формирования политической власти и ее реального осуществления.

Таковы в совокупности признаки, составляющие содержание понятия политического режима.

2. Типы политических режимов. В зависимости от особенностей набора методов средств политического (государственного) властвования различают три типа политических режимов – демократический, авторитарный, тоталитарный.

3. Демократический режим. Понятие демократии, как известно, означает народовластие. Однако ситуация, при которой весь народ осуществляет политическое властвование пока нигде не реализовано. Скорее это идеал, к которому следует стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в указанном направлении больше других (Швеция, Швейцария, Франция, Финляндия).

К числу существенных черт, признаков демократического политического режима относятся:

— разделение на независимые друг от друга исполнительную, законодательную и судебную власть;

— обладание гражданами большим объемом прав и свобод реально существующими, а не только декларируемыми.

Действует принцип «все, что не запрещено – разрешено»;

— действие легальной политической оппозиции, обладающая всеми правами и свободами;

— функционирование многопартийной системы, при которой реализуется законная смена у власти одной партии другой;

— действие свободных от цензуры СМИ;

— основные функции по поддержанию правопорядка принадлежит не армии, а полиции и судам;

— наличие в обществе идеологического плюрализма, отсутствие официальной моноидеологии;

— наличие в обществе различных форм собственности;

— дисциплина покоится не на принуждении, а на личном интересе;

— соблюдение в полном объеме во всех сферах общества прав национальных меньшинств;

— легитимность государственной власти;

— наличие правового государства и гражданского общества.

4. Тоталитарный политический режим. Понятие «тоталитаризм» происходит от латинского слова totalis (полный, целый) и означает стремление власти контролировать все сферы жизни, в том числе и личную жизнь. Характерными чертами этого режима являются:

— экономика находится под твердым контролем государства;

— власть держится на насилии;

— функционирует только официальная идеология;

— армия, спецслужбы, полиция помимо своих прямых функций выполняют функцию карательных органов;

— существует строгая цензура;

— признается право на существование одной правящей партии;

— официальная политическая оппозиция отсутствует;

— политические права и свободы граждан не реализуются, хотя и зафиксированы формально;

— имеет место всеобщая политизация и идеологизация общества.

— действует принцип «запрещено все, что не приказано».

5. Авторитарный политический режим. Характерные черты авторитаризма:

— реальная политическая власть осуществляется доминирующей группировкой, в руках которой сосредоточена исполнительная власть;

— полномочия парламента урезаны;

— ограничены права и свободы граждан. Закон действует на стороне государства;

— политическая оппозиция всемерно ограничена;

— действует многопартийность, но существенной роли в политической системе партии не играют;

— существует цензура над всеми СМИ;

— силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и осуществляют карательные функции;

— доминирует одна официальная идеология, но допускаются и другие идейные течения;

— гражданское общество может иметь место, но находится под контролем государства;

— функционируют различные формы собственности, государственный сектор контролируется;

— права национальных меньшинств существенно урезаны;

— имеют место унитарная форма государства, с централизованной властью.

1. Матвеев С.А. и др. Политология: Учеб. пособие. – Харьков, 2003. – С. 135-182.

2. Соловьев А.И. Политология: Учеб. для вузов. – М., 2000. – С. 239-245.

3. Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. – М., 1998. – С. 42-56.

4. Трошахин В.В., Шилов В.Н. Социология и политология: Учеб. пособие. – М., 2000. – С. 171-175.

5. Зеркин Д.П. Основы политологии. – Ростов н/Д, 1997. – с. 161-170.