Права и обязанности пассажира по договору перевозки пассажиров и багажа

Права и обязанности пассажира по договору перевозки пассажиров и багажа

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова

Права и обязанности пассажиров в договоре перевозки

Договор перевозки пассажира представляет собой одну из разновидностей гражданско-правовых договоров. В повседневной жизни он является наиболее применяемым, поскольку каждый день огромное количество людей, отправляясь на работу, командировку, на базы отдыха, пользуются услугами различных видов транспорта.

По договору перевозки пассажиров и багажа одна сторона — перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу, а другая сторона — пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа ( п. 1 ст. 690 Гражданского Кодекса Республики Казахстан).

Следовательно, основное содержание договора перевозки пассажиров, заключается в принимаемой на себя перевозчиком обязанности доставить пассажира и его багаж в пункт назначения [1;6].

Перевозка пассажиров осуществляется железнодорожным, речным, морским, воздушным и автомобильным транспортом, а в городах – трамваями и троллейбусами. Регулирование перевозок по сухопутным, водным и воздушным путям сообщения производится на основе специальных норм, учитывающих специфику техники операций каждого вида транспорта [2;65].

Договор перевозки пассажира может включать в себя и обязанностъ перевозки его багажа. Багажом являются вещи и иные материальные ценности, которые отправляются пассажиром для личных бытовых целей за отдельную плату на основе проездного документа (билета) пассажира. Перевозка багажа не рассматривается в Гражданском Кодексе Республики Казахстан (далее ГК РК) как разновидность договора перевозки. Она неотделима от перевозки пассажира, так как потребовать принять от него багаж вправе лишь пассажир, т.е. лицо, получившее проездной билет и тем самым уже вступившее в договор пассажирской перевозки со своим контрагентом.

Особенностью рассмотрения правового регулирования данных отношений является то, что они не охватываются полностью нормами Гражданского Кодекса Республики Казахстан, а также регулируются законодательными актами о транспорте и изданными в соответствии с ними правилами.

Форма договора перевозки пассажиров и багажа письменная, он оформляется, как говорилось ранее, соответственно проездным билетом и багажной квитанцией. Договоры перевозки пассажиров в основном разовые, заключаются в целях однократного проезда тем или иным транспортом. Когда речь идет о перевозках пассажиров городским и пригородным транспортом, то применяются и договоры перевозки, заключаемые на определенный срок, в течение которого организация – перевозчик обязуется перевозить пассажира. Такие договоры могут носить и личный характер, например, когда перевозчик осуществляет перевозки определенной категории лиц на льготных условиях. Разовый пассажирский билет может быть выдан как индивидуально, так и на перевозку группы лиц, заключенный таким образом договор перевозки не носит личного характера, однако, после начала перевозок он действителен только по отношению к лицу, группе лиц начавших путь следования по билету. Передача, перепродажа в пути следования проездных билетов запрещается. При воздушной же перевозке договор приобретает личный характер, перепродажа и передача билета другому лицу запрещается. В случае установления факта перепродажи или передачи билет аннулируется, и стоимость его не возвращается. Заключение договора (выдача билетов) производится на основании документа, удостоверяющего личность пассажира (п.8 Временных правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Республики Казахстан).

По заключенному договору пассажир имеет право занять место в транспортном средстве в соответствии с билетом. Это касается как категории места, так и конкретного места в транспортном средстве .

Гражданину может быть отказано в перевозке только в случаях, когда: а) на транспортном средстве не окажется свободных мест; б) перевозка пассажиров приостановлена по распоряжению правительства или в иных случаях, предусмотренных законодательством РК; в) пассажир не подчиняется правилам, действующим на соответствующем виде транспорта.

Пассажир имеет право перевозить с собой ручную кладь. На воздушном транспорте, городских и пригородных автобусных перевозках устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 20 кг. На железнодорожном, морском, внутреннем водном транспорте, а также в междугородных автобусах устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 35 кг. Перевозчики вправе по своему решению увеличивать вес бесплатно перевозимого на всех видах транспорта багажа. Так, например, на воздушном транспорте вес и размеры багажа ограничиваются в зависимости от вида самолета и класса обслуживания. Обычно это 30 кг для первого класса и 20 кг для остальных классов. При железнодорожных перевозках пассажир имеет право сдавать по проездному документу багаж для бесплатной провозки весом не свыше 36 килограмм в межгосударственном сообщении.

Одна из важных гарантий прав пассажира — предоставляемая ему возможность отказаться от поездки, т.е. от исполнения заключенного договора. При заблаговременной сдаче проездных документов перевозчику пассажир получает стоимость билета. Это условие действует на всех видах транспорта. Считая договор расторгнутым по инициативе пассажира, транспортные организации удерживают при этом (в зависимости от момента расторжения договора) определенную сумму. Цель удержания — не возместить потери, а взыскать заранее объявленную штрафную неустойку за односторонний отказ от исполнения договора [3; 15].

Когда от продолжения перевозки отказывается перевозчик, он обязан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру расторжением договора. В обес печение причитающейся ему провозной платы и других платежей пе ревозчик вправе удерживать переданный ему для перевозки багаж, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, догово ром перевозки и не вытекает из существа обязательства (п. 4 ст. 697 ГК).

Обязательство по перевозке багажа заключается в том, что перевозчик обязуется провезти багаж в указанном пассажиром направлении, обеспечивая при этом сохранность багажа с момента принятия его к перевозке и до выдачи покупателю. При перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом багаж обычно принимается для размещения его в багажном отделении автобусов. Аналогично багаж перевозится водным, воздушным транспортом. Однако не исключается перевозка несопровождаемого багажа, который будет перевозиться не на том же транспорте, что и пассажир. При железнодорожных перевозках обязаны принять багаж к перевозке и отправить в том же или ближайшем поезде соответствующего назначения, в котором имеется багажный вагон. В удостоверение приема багажа к перевозке на всех видах транспорта будет выдаваться багажная квитанция.

Опоздание отправления пассажира или прибытия соответствую щего транспортного средства в пункт назначения по сравнению со сроками отправления или прибытия, указанными в расписании, означает нарушение перевозчиком условий договора перевозки пассажи ра. Поэтому за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным законодательством (ст. 704 ГК РК), если не докажет, что задержка или опоздание произошли вследствие непреодолимой силы. Пассажир в указанных случаях имеет право отказаться от перевозки, и тогда перевозчик обязан возвратить провозную плату в полном размере, а также возместить пассажиру понесенные им в связи с задержкой убытки.

В соответствии с ч.2 ст.18 Закона РК «О транспорте» при задержке перевозки пассажира по вине перевозчика (когда пассажир все же воспользовался услугами перевозчика) последний должен уплатить пассажиру штраф в размере 3 процентов от стоимости билета за каждый час задержки, помимо возмещения убытков пассажиру, если последние имели место. Сумма подлежащего при этом уплате пассажиру штрафа не может превышать стоимости приобретенного билета. Если происходит задержка рейсов на 10 часов и более, то перевозчик обязан за свой счет предоставлять пассажирам места в гостинице и питание. По запросу пассажира ему будет выдаваться официальный документ или должна производиться отметка в его билете о причине задержки перевозки.

При добровольном отказе пассажира от перевозки возврат де­нежных сумм производится, если:

1) перевозка не была вы­полнена ни на одном участке, то пассажиру возвращается вся сум­ма, уплаченная за перевозку, с удержанием служебных сборов;

2) перевозка была выполнена частично, то возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, соответ­ствующей стоимости выполненной части перевозки, с удержани­ем относящихся к выполненной части перевозки сборов.

Перевозчик несет имущественную ответственность, если при перевозке был причинен вред здоровью или жизни пассажира. Все транспортные средства можно отнести к источникам повышенной опасности, кроме того, перевозчик, как правило, субъект предпринимательской деятельности. Вследствие этого предусматривается безвиновная ответственность перевозчика, и он может быть освобожден от возмещения причиненного здоровью и жизни пассажира вреда, только если перевозчик докажет, что вред был причинен из-за умысла потерпевшего или действия непреодолимой силы.

Отправитель багажа (равно как и отправитель груза) будет нести ответственность за вред, причиненный перевозчику или третьему лицу, перед которым перевозчик несет ответственность, если он в транспортных документах указал неправильные, неточные или неполные сведения. Причем в отличие от ответственности перевозчика, ограниченной размером реального ущерба, для отправителя предусматривается полная ответственность, которая должна включать в себя и убытки, понесенные перевозчиком (ч.3 ст.19 Закона РК «О транспорте»). Она представляется дискриминационной для контрагентов перевозчиков – отправителей. Следует ограничить ее размер реальным ущербом перевозчика [4; 98 ] .

При опоздании на поезд (кроме пригородного) в течение трех часов, а вследствие болезни или несчастного случая – в течение 3 суток с момента отправления поезда, на который был приобретен проездной документ, пассажир имеет право возобновить действие этого проездного документа на другой поезд, доплатив стоимость плацкарты. Кроме того, пассажир имеет право получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.

При прекращении поездки в пути следования (при железнодорожных перевозках) пассажир имеет право получить обратно стоимость проезда за непосредственное расстояние за вычетом стоимости плацкарты.

Если при железнодорожной перевозке пассажиру не предоставляется место согласно купленному билету, железная дорога обязана предоставить пассажиру при его согласии место в другом вагоне хотя бы и более высокой категории, но без взимания доплаты. Когда пассажиру будет предоставлено место, оплачиваемое ниже стоимости купленного им проездного документа, ему должна быть возвращена и разница в стоимости проезда.

В ГК названы наиболее важные права пассажира, при надлежащие ему на любом виде транспорта. Каждое из этих прав кон кретизируется применительно к определенному виду транспорта.

Так, пассажир имеет право:

— перевозить с собой детей бесплатно (не старше 7 лет на железно дорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспор тах, а на международных перевозках — до 5 лет без права предоставления ему отдельного места в автобусах, не старше 2 лет — на воздушном транспорте) или с оплатой по льготному тарифу (от 7 до 15 лет — на желёзнодорожном, морском, внутреннем водном, автомобильном транспортах от 2 до 12 лет — на воздушном транспорте);

— провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установлен ных норм (они предусмотрены правилами перевозки пассажиров и багажа, действующими на отдельных видах транспорта);

— сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Что же касается обязанностей пассажира, то, помимо внесения платы за проезд, о чем говорилось ранее, пассажир обязан соблюдать общественный порядок, правила пользования транспортными средст вами и помещениями транспорта, бережно относиться к имуществу транспортной организации.

Сп исок литературы:

1. Гусева Л.Р. Транспорт – стратегический ресурс повышения конкурентоспособности Казахстана.//Казахстан-спектр.2006. №3. 47с.

2. Витрянский В.В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки //Хозяйство и право. 2001.№1. 80 с.

3. Ахметова Г. Внесение изменений и дополнений в правила перевозки пассажиров и багажа автотранспортом.//Досье бухгалтера.2007.№2. 45 с.

4. Жайлин Г.А. Гражданское право Республики Казахстан. Часть Особенная. Учебник, в 3 –х томах, том II. Алматы: «Данекер», 2002г. 353 с.

Права и обязанности пассажира по договору перевозки пассажиров и багажа

В связи с тем, что договор перевозки пассажира является двусторонним, то у каждой из сторон есть права и обязанности, установленные действующим транспортным законодательством. В зависимости от вида транспорта эти права и обязанности могут быть различны. Рассмотрим основные из них.

Итак, перевозчик имеет право:

1. требовать внесения определенной платы пассажиром за перевозку. Плата за перевозку определяется тарифами, которые устанавливаются соответствующими департаментами на каждом виде транспорта отдельно. В широком понимании тариф — система ставок, определяющих размер оплаты различных услуг или за совершение определенных действий. Транспортный тариф – это система цен (ставок), по которой взимается плата за перевозки. [1] Транспортные тарифы подразделяются на грузовые и пассажирские.

Пассажирские тарифы — часть общей системы розничных цен на продукцию личного потребления. Например, на железнодорожном транспорте они дифференцированы по видам сообщений (дальнее, пригородное), категориям поездов (скорые, пассажирские), типам вагонов (мягкие, жёсткие, купированные, общие и т. д.). Наиболее низкими являются абонементные пригородные транспортные пассажирские тарифы, которые покрывают лишь 20-30% расходов на перевозки. [2] Льготные тарифы сберегают пассажирам определенные денежные средства каждый год. Тарифы дальнего сообщения и разовые билеты для поездок в пригородном сообщении в целом обеспечивают необходимую рентабельность пассажирских перевозок. На морском транспорте тарифы дифференцированы по судам, классам кают и их расположению на судне. Широко применяется особый тариф для туристов. Примерно такие же принципы построения пассажирских тарифов на речном транспорте. На воздушном транспорте пассажирские тарифы, как и грузовые, дифференцированы по двум поясам. Существует 2 основных тарифных пояса: первый относится к районам, обеспеченным железнодорожным транспортом, второй — к отдалённым районам, в которых себестоимость перевозок по ряду причин выше. В среднем тарифы второго пояса на 70% выше первого . Тарифы на городском транспорте (метро, троллейбус, автобус, трамвай) подразделяются на единые (одноставочные) независимо от расстояния перевозки, и поучастковые.

В основе пассажирских тарифов лежат издержки транспорта и цена производства, включающие прибыль. В современных условиях ослабление монопольного положения железных дорог и усиление конкуренции автомобильного и воздушного транспорта влияют на уровень тарнспортных тарифов, что относится в первую очередь к частным транспортным предприятиям. В ряде стран (Франции, ФРГ, Великобритании и др.), в которых транспорт является государственной собственностью, тарифы на перевозки многих массовых грузов убыточны. Дефицит железных дорог покрывается за счёт госбюджета.

Государственное регулирование тарифов сегодня осуществляется путем установления предельного (максимально допустимого) уровня тарифов на перевозки пассажиров. Основанием для пересмотра действующих предельных тарифов на перевозки пассажиров являются обращения органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров.

2. право требовать от пассажира соблюдения правил перевозки. Так, перевозчик имеет право отказать в перевозке, если:

— если это необходимо для обеспечения безопасности и здоровья пассажиров (в случае стихийных бедствий и т.п.);

— в связи с отказом пассажира выполнять требования правил, инструкций и указаний перевозчика;

— в связи с болезнью пассажира, если его состояние здоровья создает опасность для самого больного или окружающих;

— когда пассажир имеет неправильно оформленные документы;

— лицам, создающим опасность или могущим причинить вред другим лицам или их собственности;

— пассажиру, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

— пассажиру, действия которого нарушают установленные правила пользования воздушным транспортом;

— в иных случаях прямо предусмотренных транспортным законодательством (ст. 189 КТМ, ст. 54 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», ст. 11 Правил воздушных перевозок пассажиров, п. 2.20 Правил перевозки пассажиров железнодорожным транспортом).

В обязанности перевозчика входит:

— содержать транспортное средство в надлежащем техническом и санитарном состоянии, обеспечивать их своевременную подачу для посадки пассажиров и отправления;

— перевезти пассажира из пункта отправления в пункт назначения, указанного в проездном документе, предоставив место в транспортном средстве согласно с приобретенным проездным документом;

— обеспечить своевременность перевозки, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в транспортных средствах. Естественно, что понятие качества является оценочным и поэтому ссылаться на качество работы перевозчика можно только в случае совершения им грубого нарушения, в частности, задержки отправления транспортного средства на 3-4 часа.

Так, своевременность перевозки обеспечивается составленными и утвержденными графиками (расписаниями) движения транспортных средств. Следует отметить, что качество перевозок зависит от регулярности движения и своевременности доставки пассажиров. Кроме этого следует иметь в виду, что транспортное средство является источником повышенной опасности, и поэтому перевозчик несет ответственность за любой вред, причиненный здоровью и имуществу пассажира.

С. возвращался из Киева домой в Херсон. Поезд «Киев — Севастополь» прибыл на станцию Херсон в то утро с опозданием на 30 минут. На вокзале С. Должен был встретиться с Н., поезд которой по прибытии С. уже отправился.

Согласно гражданскому законодательству и Уставу железных дорог нарушение графика движения поездов является и нарушением договора между пассажиром и железной дорогой.

На следующий день С. С исковым заявлением обратился в Суворовский районный суд Херсона. Гражданин С. потребовал от территориального объединения Юго-западной и Одесской железных дорог возмещения ему морального ущерба, оценив его в 1000 гривень.

Юго-западная железная дорога, признавая, что 16 минут опоздания произошли по ее вине, в качестве оправдания выдвинула «форс-мажорные» обстоятельства: якобы в тот день на станции Кагарлык 28-й скорый задержали, чтобы пропустить состав, доставляющий гуманитарную помощь в Закарпатье. Одесская железная дорога ссылалась на то, что на станцию Мироновка (расположенную на стыке двух железных дорог) поезд № 28 пришел уже с опозданием на 16 минут, поэтому двигался по участку Одесской железной дороги, «выбившись» из графика.

Суд, рассмотрев в открытом заседании исковое заявление гражданина С., пришел к выводу, что его требования подлежат частичному удовлетворению.

И вот почему. «Согласно ст. 358 Гражданского кодекса Украины 1963 г. между истцом и ответчиками был заключен договор перевозки, условия которого изложены в проездном документе. Пассажир-истец оплатил услуги перевозки. В соответствии со ст. 12 Закона Украины «О транспорте» предприятие транспорта обязано обеспечить качественную и своевременную перевозку пассажира, а согласно ст. 13 указанного Закона наступает ответственность в случае ненадлежащего выполнения обязательств перед пассажирами.

Немалую роль при рассмотрении дела сыграл Устав железных дорог, 120-я статья которого четко предписывает: «Железные дороги должны обеспечивать движение всех пассажирских поездов строго по расписанию».
Свидетели, ехавшие в купе с С., подтвердили, что в связи с опозданием истец нервничал, переживал. Медицинская карточка подтвердила, что истец, приехав в Херсон, обратился в лечебное учреждение, где ему был установлен диагноз: сосудистая дистония, криз. С учетом всего этого суд обязал взыскать 200 гривень с двух железных дорог в пользу истца. [3]

— предоставлять пассажирам необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах. Указанная информация на станциях, на вокзалах, в самих транспортных средствах и в других местах обслуживания пассажиров предоставляется на украинском языке, а также может предоставляться на других языках с учетом интересов местного населения.

Так, например, железная дорога обязана обеспечивать своевременной и достоверной информацией пользователей услуг железнодорожного транспорта, которым предоставляются следующие сведения:

а) перечень работ и услуг, их стоимость;

б) время отправления и прибытия поездов;

в) стоимость проезда пассажиров и провоза излишней ручной клади, а также перевозки грузов, багажа и грузобагажа;

г) работы и услуги при продаже проездных документов (билетов);

д) сроки продажи проездных документов (билетов);

е) предметы и вещи, запрещенные к перевозке в виде ручной клади, багажа и грузобагажа;

ж) предметы и вещи, запрещенные к хранению в виде ручной клади;

з) время работы билетных и багажных касс, товарных контор, камер хранения;

и) время прибытия на станцию назначения багажа, следующего без перегрузки в пути следования;

к) расположение вокзальных помещений, мест общего пользования железнодорожных станций, мест взвешивания ручной клади;

л) порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка;

м) категории граждан, которым в соответствии с законодательством Украины предоставляются льготы и преимущества;

н) порядок обязательного и добровольного страхования;

о) сервисные услуги, входящие в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности;

п) наименование и юридический адрес железной дороги, которая уполномочена принимать претензии.

Указанная информация предоставляется на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей на украинском языке, а также может предоставляться на других языках с учетом интересов местного населения.

Железная дорога обязана предоставлять по запросам пользователей услуг железнодорожного транспорта для ознакомления Правила перевозки пассажиров железнодорожным транспортом.

Расписание движения пассажирских поездов, в том числе пригородных, указывается на афишах и в справочниках. Обо всех изменениях в расписании движения пассажирских поездов своевременно объявляется на железнодорожных станциях и железнодорожных вокзалах (п. 11.3 Правил перевозки пассажиров железнодорожным транспортом).

Как видно из вышеизложенного, в отношении пассажирских перевозок на всех видах транспорта применяется система расписаний, однако перевозчик вправе переносить, при наличии уважительных причин, объявленные им сроки отправления. При отсутствии установленных сроков исполнения договора перевозки транспортировка должна быть выполнена в разумный срок, который должен определяться с учетом всех обстоятельств. [4]

— оформить выдачу билетов при наличии свободных мест в транспортном средстве до указанных пассажирами пунктов назначения согласно установленному тарифу с учетом предусмотренных законодательством Украины льгот и преимуществ для граждан определенных категорий. При этом льготы распространяются только на оплату стоимости проезда таких граждан.

— принять от пассажира багаж для перевозки к пункту назначения, указанного в проездном документе, или находящимся по маршруту следования пассажира.

Багаж — вещи, предметы, которые пассажир берет с собой или сдает для перевозки в порядке, установленном соответствующими транспортными организациями. Более полное понятие багажа дают нам Правила воздушных перевозок пассажиров: «Багаж – это такие предметы и иная личная собственность пассажира, которые являются необходимыми для личного пользования, комфорта или обеспечения удобств в связи с его поездкой. Если иное не определено, то багаж включает в себя зарегистрированный багаж и ручную поклажу (незарегистрированный багаж) пассажира» (ст. 1 указанных Правил).

Каждый из транспортных уставов (кодексов) устанавливает свои специальные требования к багажу. Так, например, Правила перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в п 4.1. указывают, что к перевозке багажом принимаются вещи пассажира, упакованные в закрытые чемоданы, небольшие ящики, фанерные коробки, а также корзины или паки, перевязанные железной лентой или веревкой. Масса отдельного места не должна быть более 75 кг, а длина более трех метров, при условии, что погрузка багажа в багажный вагон может провозиться без трудностей.

Перевозчик не обязан (может отказаться) брать под свой контроль и нести ответственность за товары или предметы, которые он отказался принимать в качестве багажа (п 12.2 Правил воздушных перевозок пассажиров).

— осуществить обязательное страхование пассажира согласно действующему законодательству. О данной обязанности перевозчика нами более подробно будет сказано ниже.

В зависимости от вида транспорта права и обязанности перевозчиком могут варьироваться. Например, на автомобильном транспорте шофер (кондуктор) обязан отправлять автобус от остановки только в закрытыми дверями, после высадки и посадки пассажиров, четко и правильно объявлять остановки, а при изменении маршрута следования автобуса объявлять об этом на каждом остановочном пункте. Переполнение салона автобуса сверх установленной общей вместимости для данного типа автобусов не допускается (п. 31 Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта). Согласно ч. 4 ст. 189 КТМ перевозчик вправе задержать отход судна, изменить маршрут перевозки, место посадки или высадки пассажира, если такие действия будут необходимы вследствие стихийного бедствия, неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий в порту отправления, назначения или по маршруту перевозки, а также других событий и явлений, не зависящих от перевозчика и делающих невозможным исполнения договора морской перевозки пассажира.

[1] Транспортное право Украины / Сост. В.В. Сунцов, — X.: Фирма «Консум», 1998. — С. 274.

[2] Система пассажирских тарифов на транспорте СССР и пути ее совершенствования / Под ред. Чупрова А.И. — М., 1969. – С. 42.

Договоры перевозки пассажира и багажа

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Министерство науки и образования Российской Федерации.

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования.

Восточно-Сибирский государственный технологический университет.

Кафедра «Гражданско-правовых дисциплин».

Курсовая работа на тему:

Договоры перевозки пассажира и багажа.

Выполнила: студентка 3 курса

Проверил: Дондоков М. Д-Ц.

Глава 1. Общая характеристика договора перевозки пассажира и багажа

Понятие, виды и содержание договоров перевозки пассажиров и

Ответственность за нарушение договора перевозки

Глава 2. Анализ законодательства в сфере перевозки пассажира и багажа

2.1. Пробелы правового регулирования в сфере перевозки пассажира и

Пути и методы решения пробелов правового регулирования

перевозки пассажира и багажа…………………………………………..23

Договор перевозки пассажира и багажа является наиболее распространенным и важным видом среди договоров, так как транспорт играет основную роль в жизнедеятельности государства. Он не создает новых материальных ценностей, а его продукцией является упорядоченная деятельность по территориальному перемещению грузов или людей. Термин «перевозка» используется как в транспортном, так и в правовом контексте. В первом случае перевозка — это техническое и технологическое действие по перемещению в пространстве пассажира (либо груза) с использованием транспортного средства. Во втором случае перевозка — это особые договорные отношения, регулируемые гражданским законодательством.

Перевозки пассажиров можно разделить на три типа:

перевозки пассажиров, выполняемые в порядке предоставления возмездных и безвозмездных услуг. Примерами таких услуг являются коммерческие перевозки пассажиров автобусами, таксомоторами, железнодорожным подвижным составом, судами и воздушными судами.

перевозки пассажиров, выполняемые в процессе деятельности различных организаций и органов управления, но не являющиеся услугами по перевозке в правовом понимании. Такие перевозки называют служебно-технологическими. К ним относятся: перевозки работников организаций и органов управления на служебных автомобилях; перевозки рабочих к месту работы без взимания провозной платы. Если за подобные перевозки взимается плата (например, путем удержания некой суммы из заработной платы работника), то налицо оказание услуг по перевозке пассажиров;

перевозки пассажиров, осуществляемые гражданами в быту при использовании принадлежащих им, доверенных им или арендованных ими транспортных средств. Главные правовые признаки таких перевозок пассажиров — отсутствие коммерческой основы и удовлетворение личных интересов. В зависимости от того, какая именно перевозка имела место, будет наступать определенная ответственность перевозчика (водителя) за вред, причиненный пассажиру, его ручной клади и багажу при перевозке. Об ответственности перевозчика более подробно будет сказано ниже.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций

Цель данного исследования — проанализировать правовое регулирование договора перевозки пассажира и багажа железнодорожным транспортом, а так же рассмотреть структуру и сущность данного договора.

Поставленная цель достигается с помощью следующих задач.

Исследовать теоретические аспекты договора перевозки пассажира и багажа

Раскрыть содержание договора перевозки пассажиров и багажа.

Рассмотреть ответственность по договору перевозки пассажира и багажа.

Объектом данного исследования является договоры перевозки пассажира и багажа.

Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе перевозки пассажира.

Структура работы: Работа состоит из двух глав. В первой главе описываются теоретические аспекты договоров перевозки пассажира и багажа. Во второй главе проводится анализ законодательства в сфере перевозок пассажира и багажа, рассматриваются существующие правовые пробелы и предлагаются методы их решения.

Транспорт является связующим звеном экономики России, которое охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена, железнодорожные перевозки пассажиров и багажа остаются самыми доходными для государства и самыми популярными у граждан нашей страны. По сравнению с другими видами транспорта эти перевозки сравнительно недороги и менее опасны, чем скажем перевозки воздушным транспортом.

Мало наверно кто из пассажиров знает, что простой проезд его на поезде от одного места к другому регламентируется целым комплексом правовых актов. Фактически, покупая билет, гражданин вступает в правоотношение с транспортной организацией, в котором обе стороны наделены определенными правами и обязанностями.

Глава 1. Общая характеристика договоров перевозки пассажира и багажа.

1.1. Понятие, виды и содержание договоров перевозки пассажира и багажа.

Договор перевозки пассажира — взаимный, возмездный и консенсуальный, что отличает его от договора перевозки груза. Кроме того, договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным. Перевозка пассажиров регулируется в общей форме ГК, транспортными уставами и кодексами, а также действующими Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров. Поскольку стороной этого договора выступает гражданин-потребитель (пассажир), на этот вид перевозок распространяются Закон о защите прав потребителей и другие правовые акты.

По договору перевозки пассажира одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти другую стороны (пассажира) в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его лицу, которое имеет право на получение багажа, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа 1 .

Перевозка пассажиров осуществляется железнодорожным, речным, морским, воздушным и автомобильным транспортом, а в городах – метрополитеном, трамваями и троллейбусами. Существуют автомобильные городские, пригородные перевозки пассажиров и городские автобусные, а также перевозки маршрутными и грузопассажирскими таксомоторами. Регулирование перевозок по сухопутным, водным и воздушным путям сообщения производится на основе специальных норм, учитывающих специфику техники операций каждого вида транспорта.

Действующее законодательство предусматривает письменную и устную форму договоров. Покупая тот или иной товар в магазине, человек совершает тем самым договор купли-продажи в устной форме. Однако для отдельных категорий договоров закон предусматривает обязательную письменную форму.

Транспортное законодательство также устанавливает, в каких случаях договор заключается письменно, в каких — устно. Например, при перевозке пассажиров (как разовых, так и длительных) договор заключается устно. Однако, в случае перевозки организованной группы лиц (например, туристов) допускается только письменная форма договора.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом 2 . Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. На всех видах транспорта (за исключением воздушного и железнодорожного в поездах дальнего следования) проездные билеты являются предъявительскими документами: транспортная организация обязана исполнить договор перевозки в отношении любого пассажира, предъявившего билет или его аналог при посадке. Однако после начала перевозки передача проездного билета не допускается. Договоры перевозки пассажиров могут быть разовые (для однократного проезда) и длительные.

Последние применяются при перевозках городским и пригородным транспортом и заключаются путем приобретения абонементного билета. Разовые договоры могут заключаться для проезда в одном, а иногда и в обратном направлении (туда и обратно) и имеют установленный срок действия (срок годности), в пределах которого пассажир имеет право делать остановки в пути, т. е. прерывать перевозку.

Провозная плата, будучи ценой договора, на транспорте общего пользования определяется тарифами, а в остальных случаях — соглашением сторон. Тарифы на перевозки устанавливаются федеральными и местными (для городского и пригородного транспорта) органами исполнительной власти. Тарифы зависят от вида перевозки, ее расстояния, рода (типа) перевозочных средств и категории (класса) занимаемого в них места.

Существуют общие и льготные тарифы для некоторых пассажиров. В установленных законом случаях пассажир вообще может быть освобожден от внесения провозной платы (пенсионеры в городском транспорте и др.). Понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Основная обязанность пассажира — уплата провозных платежей. Приобретение билета и означает исполнение данной обязанности, если пассажиру не предоставлено право бесплатного проезда. Пассажир обязан хранить билет до окончания поездки и предъявить его в пути следования по первому требованию должностных лиц, уполномоченных на проверку проездных документов. Пассажир, обнаруженный в поезде (на судне, в самолете) без билета или с билетом, не дающим право на проезд в данном поезде (на судне в самолете), обязан уплатить штраф в установленном размере и, кроме того, стоимость проезда до ближайшей станции (порта). Затем он либо приобретает билет для дальнейшего следования, либо удаляется из поезда (снимается с рейса). Пассажиры обязаны соблюдать установленные правила перевозок.

Пассажир имеет право занять место в соответствии с билетом. В случае непредоставления пассажиру места согласно билету перевозчик обязан предоставить ему место хотя бы и более высокой категории без взимания доплаты. При согласии пассажира занять место меньшей стоимости ему возвращается разница. Если пассажир отказывается от предложенной ему замены, перевозчик возвращает стоимость проезда. Пассажир вправе также бесплатно провозить с собой вещи (ручную кладь) в пределах установленных весовых норм. Сверх этих норм ручная кладь может провозиться в качестве багажа за отдельную плату.

Пассажир вправе сделать одну остановку в пути, предупредив о том перевозчика, с продлением срока годности билета на установленное время, а в случае болезни — на время болезни (при наличии справки из лечебного учреждения). В случае прекращения договора в пути следования пассажиру возвращается стоимость проезда за непроследованное расстояние. Во всех случаях возврата проездных документов с пассажира взыскивается установленный сбор.

Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством. Эти сроки фиксируются в утвержденных перевозчиком расписаниях движения транспортных средств (полетов). Перевозчик несет ответственность за задержку отправления пассажира, а также за опоздание прибытия транспортного средства, перевозящего пассажира, в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях). Ответственность перевозчика наступает при наличии его вины и состоит в уплате неустойки (штрафа) в размере, установленном транспортным уставом или кодексом 3 .

Багажом являются вещи и иные материальные ценности, которые отправляются пассажиром для личных бытовых целей за отдельную плату на основе проездного документа (билета) пассажира и перевозятся вмести с ним в багажном вагоне 4 или в ином багажном помещении. Договор перевозки багажа взаимный возмездный, но в отличие от договора перевозки пассажира всегда реальный так как считается заключенным в момент сдачи багажа к перевозке. Как и договор перевозки пассажира, договор перевозки багажа транспортом общего пользования является публичным, а к отношениям, связанным с такой перевозкой, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Обязанность перевозки багажа для транспортной организации вытекает из договора перевозки пассажира, но оформляется она дополнительным соглашением к нему. Поэтому багаж принимается к перевозке только при предъявлении проездного билета. Прекращение договора перевозки багажа допустимо ранее окончания срока действия договора перевозки пассажира и не оказывает влияния на действие последнего. Перевозка багажа оформляется выдачей пассажиру багажной квитанции 5 , по которой впоследствии выдается багаж, а на проездном билете ставится отметка (штемпель и т. п.). В отличие от грузовой накладной багажная квитанция обычно является документом на предъявителя, поэтому право на получение багажа принадлежит всякому держателю квитанции.

5. Обязанности пассажира по договору о его перевозке

Основная обязанность пассажира по договору перевозки пассажира состоит в уплатите им перевозчику установленной платы за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. Как правило, эту обязанность пассажир исполняет, приобретая проездной документ (билет), т.е.

35 См., например: Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 471 (авторы главы — Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов); Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. С. 322.

Транспортное законодательство возлагает на пассажира и ряд иных обязанностей — надлежащего поведения и соблюдения интересов других пассажиров. В частности, на железнодорожном транспорте пассажир может быть удален из поезда работниками органов внутренних дел, если при посадке в поезд или в пути следования он находится в состоянии опьянения и нарушает правила проезда и общественный порядок, распивает спиртные напитки, мешает спокойствию других пассажиров. При этом деньги в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимость перевозки багажа не возвращаются.

На воздушном транспорте невыполнение пассажиром обязанностей, возлагаемых на него законодательством, в определенных случаях также может служить причиной прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика (п. 1 ст. 107 ВК)36.