Приказ ввод в эксплуатацию пожарной сигнализации

Приказ ввод в эксплуатацию пожарной сигнализации

Одним из важных этапов в рамках установки пожарной сигнализации выступают пуско-наладочные работы, вслед за которыми должен быть произведен ввод всей смонтированной системы в эксплуатацию.

Приемка АСПС в эксплуатацию должна осуществляться рабочей комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия (организации)-заказчика.

В состав рабочей комиссии включают представителя заказчика (председатель комиссии), генподрядчика, проектной, монтажной и пуско-наладочной организации, а также организации, осуществляющей ТО и Р, представителя ГПС.
Рабочая комиссия должна:
— проверить качество и соответствие выполненных монтажно-наладочных работ проектной документации, СНиП, ПУЭ, НПБ, технической документации предприятий-изготовителей;
— провести комплексные испытания автоматической установки пожаро­тушения в соответствии с программой приемочных испытаний. После прове­дения комплексных испытаний составляется акт.

При обнаружении рабочей комиссией несоответствия выполне­нных монтажно-наладочных работ проекту, требованиям нормативной документации составляется протокол с указанием выявленных недо­статков и сроков их устранения, а также ответственных за это органи­заций. После устранения указанных в протоколе недостатков монтажно-наладочная организация должна вновь предъявить установку к сдаче.

Производство работ по монтажу, наладке, испытаниям и сдаче в эксплуатацию систем и комплексов охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации регламентируется РД 78.145-93 (данный документ является рекомендательным)

Состав исполнительной документации
на автоматические установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре

1. Журналы
-Общий журнал работ;
2. Исполнительные схемы
-Исполнительный чертеж сетей пожарной сигнализации;
3. Акты освидетельствования скрытых работ:
-Прокладка сетей пожарной сигнализации (по стенам, потолкам, в полу; канализация; в земле);
4. Акты испытаний и ведомости:
— Акты входного контроля;
-Акт передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж;
-Акт обследования здания;
-Акт готовности зданий и сооружений к производству монтажных работ;
-Протокол измерения сопротивления изоляции электропроводок;
-Акт об окончании монтажных работ;
-Ведомость смонтированных ПКП (СПУ) и извещателей;
-Акт испытания защитных трубопроводов с разделительными уплотнениями на герметичность (составляется при монтаже технических средств сигнализации во взрывоопасных зонах)
-Акт об окончании пусконаладочных работ;
-Акт проведения комплексных испытаний автоматической установки пожарной сигнализации;
-Акт приемки технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в эксплуатацию после комплексного опробования
-Акт приемки технических средств пожарной сигнализации в эксплуатацию;
5. Сертификаты и паспорта качества на применяемые материалы и оборудование, санитарно-эпидемиологические заключения, сертификаты пожарной безопасности; Техническая документация предприятий изготовителей, инструкции по эксплуатации оборудования;
6. Комплект рабочих чертежей на системы пожарной сигнализации и оповещения.

Бухгалтерский учёт сигнализации

Автоматизированные системы безопасности — неотъемлемая составляющая каждого офиса. Как охранная, так и пожарная сигнализация — это различные электротехнические «организмы», которые часто образуют целый комплекс систем и устройств: централей, пультов, сирен, передатчиков, установок пожаротушения и дымоудаления, проводов и других электротехнических элементов, которые не редко подключены к электронно-вычислительным машинам. Поэтому в данном материале мы рассмотрим варианты бухучета и налоговые нюансы операций по установке «дозорных-ревунов».

Нужна сигнализация? Установим быстро и недорого.

Как классифицировать установку сигнализации

В данном случае есть два основных варианта. Как правило, установку сигнализации можно рассматривать: либо как улучшение помещения, в котором ее монтируют; или же ее нужно классифицировать как отдельный объект основных средств (далее — ОС), либо даже несколько объектов ОС или малоценных необоротных матактивов (далее — МНМА). От этого и будет зависеть порядок отражения в бухучете операции по установке пожарной и/или охранной сигнализации. Рассмотрим возможность классификации сигнализации как отдельного объекта ОС.

Согласно п.4П(С)БУ7 «Основные средства» объект ОС — это, в частности:

законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему; конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

обособленный комплекс конструктивно объединенных предметов одинакового или разного назначения, имеющих для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Как видим, приобретенную и установленную в помещении сигнализацию вполне можно поставить на баланс как отдельный объект ОС. Ведь в зависимости от функционала она может подпадать под каждую из этих категорий. Более того, если она состоит из конструктивно обособленных предметов, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций и/или имеющих разный срок полезного использования (например, централизованный пульт управления сигнализацией), то каждую из этих частей можно признавать в бухучете как отдельный объект ОС или МНМА (п. 4 П(С) БУ 7).

В свою очередь, могут быть и основания признать установку сигнализации улучшением офисного помещения. Условием для этого является ожидание руководством предприятия, в частности, повышения технико-экономических возможностей объекта в связи с установкой в нем сигнализации, что в будущем повлечет увеличение экономических выгод от его использования (п.п. 29, 31 Метод рекомендаций № 561, п. 14 П(С) БУ 7 «Основные средства»). Так, примерами улучшения, в частности, являются:

— модификация, модернизация объекта ОС (в данном случае — помещения) для продления срока его полезной эксплуатации или увеличения его производственной мощности;

— достройка (надстройка) здания, что увеличит количество мест (площадь) здания, объемы и/или качество выполняемых работ (услуг) или условия их выполнения.

Поэтому, очевидно, установка сигнализации может соответствовать и условиям для признания работ по ее монтажу улучшением. Таким образом, бухгалтер предприятия фактически может столкнуться с дилеммой, когда сигнализация одновременно может попасть как под определение понятия ОС, так и рассматриваться как улучшения. И здесь не может быть безапелляционно правильного или неправильного решения. На наш взгляд, логично было бы прежде всего рассматривать сигнализацию с точки зрения возможности отражения ее на балансе как отдельного объекта (объектов) необоротных активов. И только если существуют определенные сомнения по поводу классификации ее именно обособленным объектом, то ее следует классифицировать как улучшение.

Например, сигнализацию логично считать самостоятельным объектом ОС, если при необходимости ее можно, в частности, отделить от помещения. То есть, переезжая в другой офис, ее можно демонтировать и установить в другом помещении (без значительных повреждений сигнализации и помещения). Когда же сигнализация функционально приспособлена только для этого помещения и может работать исключительно в нем, то есть отделить ее при переезде было бы невозможно или экономически нецелесообразно (например, ее демонтаж нанес бы значительные повреждения помещению), то установку сигнализации логично классифицировать как улучшение помещения.

На практике вполне возможен даже комбинированный вариант. Если часть работ по установке признается улучшением помещения, а некоторое оборудование поставлено на баланс как объект ОС или МНМА (или же «разбито» на целый ряд таких объектов). То есть, например, если центральный пульт управления сигнализацией фактически представляет собой обособленную электронно-вычислительную машину, то, считаем, не будет ошибкой признать его отдельным объектом ОС. В то же время стоимость установки различных приспособлений, встроенных (вмонтированных) в стены и потолок помещения, классифицировать как его улучшение.

В любом случае право сделать финальный вывод, классифицировать сигнализацию как отдельный объект ОС или отражать как улучшение помещения, остается за предприятием. И решение нужно принять исходя из конкретных функциональных характеристик сигнализации и своих профессиональных суждений.

Как учитывать установку «дозорных-ревунов»

Если пожарную или охранную сигнализацию классифицировали как отдельный объект ОС, то все расходы, связанные с ее приобретением и установкой, необходимо капитализировать (п. 8 П(С) БУ 7). Сам объект ОС в общем случае целесообразно учитывать на субсчете 104 «Машины и оборудование». При этом следует принимать во внимание нормы п. 4 П(С) БУ 7, в котором указано: если один объект ОС состоит из частей с разным сроком полезного использования (эксплуатации), то каждая из них может признаваться в бухучете как отдельный объект ОС. Тогда, если это экономически целесообразно, предприятие вполне может «разделить» общий комплекс сигнализации на несколько конструктивно обособленных объектов и признать каждый из них объектом ОС.

Кроме того, в зависимости от установленных на предприятии стоимостных критериев для МНМА некоторые из этих объектов имеют все шансы оказаться в когорте малоценки. Такие объекты надлежит учитывать на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы». То есть, если предприятие в целях бухучета «разобьет» сигнализацию на отдельные объекты ОС, то здесь уже возможны варианты их размещения на разных субсчетах учета активов в зависимости от функционального назначения и стоимости каждого из таких объектов (кроме уже упомянутых субсчетов, определенные приспособления могут «поселиться» даже на субсчете 106 «Инструменты, приборы и инвентарь» или 109 «Прочие основные средства»).

Посему все расходы необходимо собрать воедино на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств» (и/или 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов»), а при вводе в эксплуатацию сигнализации произвести записи: Дт 104 (106,109) Кт 152 или Дт 112 Кт 153. Поскольку имеем дело с объектами, установленными в офисном помещении, то начисленную на них амортизацию следует относить на счет 92 «Административные расходы». Если же установка сигнализации классифицирована как улучшение, то порядок учета зависит также от того, в каком офисе ее монтируют: собственном или арендованном по договору операционной аренды.

  • Сигнализацию устанавливают в собственном офисе

Тогда в соответствии с п. 14 П(С) БУ 7 первоначальную стоимость офисного помещения следует увеличить на сумму понесенных расходов. То есть все расходы надлежит сгруппировать по дебету субсчета 152 «Приобретение (изготовление) основных средств», а затем списать на субсчет, на котором числится офисное помещение (Дт 103 «Здания и сооружения» Кт 152). Амортизировать объект исходя из увеличенной стоимости нужно начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором осуществлено улучшение.

  • Сигнализация установлена в арендованном офисе

Если установку сигнализации классифицировали как улучшение арендованного помещения, что приводит к увеличению будущих экономвыгод, которые первоначально ожидались от его использования, то порядок бухучета понесенных расходов будет следующий. В соответствии с п. 8 П(С)БУ 14 «Аренда» арендатор отражает такие расходы как капинвестиции в создание прочих необоротных матактивов. Иными словами, в таком случае все расходы вам надлежит сначала аккумулировать в дебете субсчета 153, а при вводе сигнализации в эксплуатацию списать проводкой: Дт 117 «Прочие необоротные материальные активы» Кт 153. Амортизируют в бухучете объект прочих необоротных матактивов в период срока его полезной эксплуатации.

На наш взгляд, последний не должен превышать срок действия аренды, так как это максимальный период времени, в течение которого планируется получать экономвыгоды от арендованного помещения. При продлении срока аренды можно заодно пересмотреть и срок полезного использования этого «условного» объекта. Если же договор аренды расторгнут, то недоамортизированную часть «условного» объекта нужно списать в бухрасходы. Поскольку речь идет об офисном помещении, то начисленную амортизацию на такой объект учитываем по дебету счета 92.

Документальное оформление

Если сигнализацию классифицируют как отдельный объект (объекты), ввод его в эксплуатацию оформляют типовыми формами учета ОС, утвержденными приказом № 352, — ф. № 03-1, ф. № 03-3, ф. № 03-6. Также предприятие может использовать в учете необоротных активов и свежие формы актов, утвержденные приказом № 8184. При осуществлении улучшения, согласно п. 28 Методрекомендаций №561, такие операции оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизованных объектов. Для этого можно воспользоваться Актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизованных объектов (ф. № 03-2, утвержденная приказом № 352) или же Актом передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств и Актом приемки отремонтированных, реконструированных и модернизованных основных средств, формы которых утверждены приказом № 818.

Налоговые аспекты установки сигнализации

Налог на прибыль

Если предприятие не исчисляет налоговые разницы согласно р. ІІІ НКУ, то в налогово-прибыльных целях оно всецело будет руководствоваться бухправилами. То есть бухрасходы на установку сигнализации уменьшат объект обложения налогом на прибыль через начисленную на соответствующий объект (объекты) амортизацию. Особенности налогово-прибыльного учета офисной техники будут лишь у прибыльщиков, осуществляющих налоговые корректировки согласно р. III НКУ.

Если сигнализация классифицирована как необоротный актив, то прежде всего необходимо определиться — подпадает ли он под «налоговое» понятие ОС. Стоимостный передел для признания ОС в целях налогового учета определен пп. 14.1.138 НКУ и составляет 6000 грн. (без НДС). Поэтому если стоимость соответствующих объектов необоротных активов переваливает этот предел — дело имеем с налоговыми ОС. И относительно таких объектов следует осуществлять налоговые корректировки согласно п.п. 138.1,138.2 НКУ. По ним, в частности, бухфинрезультат увеличивают на сумму начисленной амортизации в соответствии с П(С)БУ или МСФО, а уменьшают — на сумму рассчитанной амортизации с учетом ограничений п. 138.3 НКУ. Надлежащие суммы указывают в строках 1.1.1 и 1.2.1 AM приложению PI к Декларации № 897 соответственно. При этом в целях проведения этих корректировок предприятию необходимо определиться с налоговой группой для таких ОС. Среди предусмотренных пп. 138.3.3 НКУ наиболее логичной конечной остановкой была бы группа 4 «Машины и оборудование» с минимальным сроком налоговой амортизации 5 лет (в некоторых случаях — 2 года).

Однако в случае «разбивки» конструктивно обособленных элементов сигнализации для учета на отдельные объекты, конечно, возможно отнесение некоторых из них и к какой-то иной налоговой группе, предусмотренной пп. 138.3.3 НКУ. Вместе с тем, если стоимость определенных необоротных активов не превышает стоимостной предел в 6000 грн., то имеем дело с налоговыми МНМА. По ним налоговые корректировки, согласно п.п. 138.1,138.2 НКХне осуществляют (см., например, письма ГФСУ от 28.10.16 г.№ 23357/6/99- 99-15-02-02-15, от 06.05.16 г. № 10168/6/99-99-15-02- 02-15 и от 18.07.16 г. № 15389/6/99-99-15-02-02-15).

Если установка сигнализации классифицирована как улучшение помещения, в котором ее монтируют, то, опять же, налогово-прибыльные аспекты будут зависеть от того, собственное это помещение или арендованное. Так, если помещение арендованное, то созданный в бухучете объект необоротных активов попадет в налоговую группу 9 «Прочие основные средства» с минимальным сроком налоговой амортизации в 12 лет. К такому объекту также будут применяться налоговые корректировки, предусмотренные п.п. 138.1,138.2 НКУ. Если же офис принадлежит непосредственно предприятию, ему следует учитывать то, что «необоротные» корректировки относительно такого помещения согласно п.п. 138.1,138.2 НКУ осуществляют с учетом расходов на улучшение в стоимости такого ОС. Налог на добавленную стоимость НДС, уплаченный в составе стоимости установки охранной или пожарной сигнализации в офисе компании, в общем порядке проследует в налоговый кредит (разумеется, при условии оформления и регистрации в ЕРНН налоговой накладной) (п. 198.6 НКУ).

Особенности сдачи-приемки в эксплуатацию систем пожарной автоматики: автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения, установки пожаротушения

Пожалуй, самый ответственный этап работы проектно-монтажной (монтажной) организации – сдача объекта в эксплуатацию.
Для автоматических систем пожаротушения, пожарной сигнализации и оповещения существуют «Правила приемки и контроля. Методические указания». В них изложены основные требования, определяющие эффективность и безопасность автоматических систем пожаротушения (АПТ), автоматических систем пожарной сигнализации (АПС) и автоматических систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ).

Приемка АПС, АПТ, СОУЭ в эксплуатацию осуществляется рабочей комиссией, назначаемой приказом руководителя предприятия. В состав рабочей комиссии входят представители заказчика, генподрядчика и государственной противопожарной службы МЧС РФ.
Комиссия проверяет качество и соответствие монтажных работ проекту и действующим нормативным документам, а также проводит испытания установленных систем. Если у комиссии замечаний к монтажу и к работе систем нет (что бывает крайне редко), то подписывается акт ввода объекта в эксплуатацию. Появлению комиссии на объекте предшествуют события, сравнимые со штормовым предупреждением, когда все силы подрядчика мобилизуются для отражения неминуемого удара стихии. Приближение срока сдачи нарушает размеренный ритм работы организации. Офис становятся похожими на улей в июльский день, работа на объекте закипает, она организовывается без выходных и в несколько смен. И все равно к сроку не успеть. Прежде всего такая ситуация характерна для крупных объектов. На крупном объекте, как правило, реализуется множество систем, в работе задействовано несколько субподрядных организаций, а, как известно, чем сложнее механизм, чем больше в нем деталей, тем выше вероятность сбоя. Грабли ломаются реже трактора. Здесь и задержки поставок, и рассогласованность действий, и вынужденные простои – субподрядчикам приходится ждать друг друга. Например, пока маляры не покрасят потолок, на него нельзя устанавливать датчики, а маляров, в свою очередь, могут задержать электрики, которые прежде должны провести в штробе проводку. Электрики же не могут приступить к работе, скажем, из-за того, что им вовремя не привезли кабель. Эти факторы формируют каскад ожиданий. Руководство старается минимизировать простои и перераспределить работу, но полностью избежать накладок невозможно.
Тем не менее сдача объекта заявлена в план и она неотвратима. С подобной ситуацией я столкнулась несколько лет назад, когда работала в компании, участвующей в реконструкции очень важного городского объекта. Это была большая стройка, на которой трудилось полгорода. А когда такая прорва народа работала слаженно? В итоге объект был готов к сдаче лишь отчасти. Раньше, чем архитекторы не закончат в залах лепнину, а художники не нарисуют на стенах фрески, извещатели монтировать нельзя. Без проложенных субподрядчиками труб и организованных ими же кабельных люков провода не прокинуть. Поэтому, как бы хорошо ни работала одна организация, она вынуждена ждать, пока не выполнят работу другие организации. Движение вперед парализуется, как в автомобильной пробке: кто-то ищет объездные пути, немного выигрывая время, но в целом все вынуждены продвигаться со скоростью потока.
Помнится, накануне приезда комиссии монтажники в пять утра развешивали извещатели. Благо стояли белые ночи, позволяющие работать круглосуточно. Подключить извещатели монтажники, конечно же, не успели. Но этого уже никто и не требовал – висят они, и ладно. Все всё понимали, в том числе и заказчик. Установка извещателей была символичной и означала, что они закуплены, поставлены и на объекте будут.
Готов объект к сдаче или нет – составляется акт испытания системы. В нем указываются все недостатки, список которых может быть бесконечным. В этом случае смысл акта – предъявить заказчику хоть какой-то результат и оформить его документально. На основании этого акта подрядчик должен в оговоренный срок устранить замечания и вновь предъявить объект к сдаче. Алая ленточка перерезана, банкет окончен, гости разъехались. Можно сдавать объект системами (а точнее, частями). То есть сдаются системы в отдельных сооружениях: зданиях, строениях, ангарчиках. Поэтому, проектируя систему, важно строить ее гибкой, чтобы она работала независимо от того, подключено оборудование в других зданиях или нет.
Итак, что требуется для сдачи системы? Прежде всего, исполнительная документация, в том числе, акты выполненных и скрытых работ и паспорта оборудования.
Исполнительную документацию предоставляет монтажная организация. Паспорта оборудования – его поставщики. Чтобы комиссия приняла систему, потребуется продемонстрировать ее работу, т. е. провести испытания. Испытания проводятся согласно методике испытаний. Методика испытаний содержит перечень действий, которые требуется выполнить.
Сначала производится внешний осмотр системы, при котором проверяются:
– соответствие размещения оборудования рабочим чертежам проекта;
– правильность установки и соединений оборудования;
– соответствие монтажа электротехнического оборудования ПУЭ;
– качество и соответствие выполненных монтажно-наладочных работ проектной документации, СНиП, ПУЭ, НПБ, технической документации предприятий-изготовителей;
– соответствие адресов пожарных извещателей проектной документации;
– отсутствие у насадков, баллонов с огнетушащим газом, извещателей, оповещателей механических повреждений;
– наличие и хранение модулей со 100%-ным резервным запасом газового огнетушащего вещества, достаточным для восстановления работоспособности установки, в любом из защищаемых помещений;
– обеспечение приемно-контрольных приборов электропитанием: соответствие выходных параметров резервных источников постоянного тока с паспортными данными этих приборов и обеспечение бесперебойного питания в течение не менее 24 часов в дежурном режиме и 3 часов в режиме «Пожар»;
– наличие в помещении пожарного поста световой и звуковой сигнализации в соответствии с требованиями СП 5.13130.2009;
– целостность пломб завода изготовителя и отсутствие механических повреждений на смонтированном оборудовании;
– монтаж шлейфов и линий связи на соответствие проекту и требованиям РД 78.145-93. Тип, количество и расположение смонтированных приборов должны соответствовать проектной документации;
– правильность расположения приборов систем оповещения людей о пожаре;
– соответствие электропитания установки 1-й категории надежности согласно ПУЭ (наличие и соответствие проекту встроенных аккумуляторов в пожарных приборах);
– качество монтажа шлейфов и линий связи на соответствие проекту и требованиям РД 78.145-93, при этом особое внимание обращается на выполнение следующих требований: соединения проводов «скруткой» недопустимы; установка в шлейф «дополнительных» электрорадиоэлементов, не предусмотренных заводом-изготовителем, недопустима;
– качество выполнения сварных работ;
– правильность крепления трубопроводов;
– соответствие окраски трубопроводов требованиям ГОСТ14202-69.

Автоматическая система пожарной сигнализации
Методика испытаний АПС включает в себя:
– измерение сопротивления шлейфа сигнализации и электропроводок;
– устойчивость системы при переходе с основного питания на резервное; – проверку выдачи извещения «Пожар» при воздействии на извещатель имитаторами факторов пожара;
– проверку выдачи извещения «Неисправность» при обрыве или коротком замыкании шлейфа сигнализации и соединительных линий управления;
– проверку работоспособности станционного оборудования;
– проверку работоспособности АПС в автоматическом режиме;
– проверку работоспособности АПС в ручном режиме.

Автоматическая установка газового пожаротушения
Во избежание пуска установки пожаротушения ее испытания производятся при отключенном питании от модулей газового пожаротушения. Вместо модулей подключаются имитаторы. При испытании системы осуществляется:
– проверка автоматического, местного (ручного) и дистанционного пуска установки;
– проверка отключения и восстановления автоматического пуска установки;
– проверка формирования сигналов и команд во внешние цепи;
– проверка времени задержки выпуска газа и включения устройств оповещения о включении установки;
– проверка автоматического переключения электропитания установки с основного источника на резервный;
– проверка работоспособности приборов управления системы пожаротушения.

Автоматическая установка водяного пожаротушения
Перед проведением испытаний заполняются водой все элементы и узлы установки, емкости, подлежащие заполнению водой.
Автоматический водопитатель, заполненный расчетным количеством воды, должен быть закачан воздухом до рабочего давления, указанного в проекте.
Наполнение установки водой проводят в следующем порядке:
– проверяют возможность выпуска воздуха из верхних точек;
– открывают устройства для выпуска воздуха;
– медленно наполняют водой установку;
– закрывают все устройства для выпуска воздуха.
Испытания правильности работы узлов управления спринклерных установок следует проводить путем открытия крана на спускном трубопроводе, предназначенного для проверки работы установки, при этом должны вскрыться клапан и сработать сигнальное устройство.
Испытания правильности работы узлов управления дренчерных установок следует проводить при закрытой задвижке, установленной выше клапана, путем открытия крана на побудительном трубопроводе, при этом должен вскрыться клапан и сработать сигнальное устройство.
Емкости, работающие под давлением, должны быть зарегистрированы и испытаны в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением».
Гидравлические испытания емкостей, работающих без давления, необходимо проводить с соблюдением следующих требований:
– запорная арматура должна быть закрыта и должно быть обеспечено отсутствие течи через затворы, сальники и т. д.;
– залив воды производится в два этапа.
На первом этапе емкость необходимо залить на высоту одного метра и выдержать в течение суток для проверки герметичности днища. На втором этапе емкость необходимо залить до проектной отметки.

Автоматическая система оповещения и управления эвакуацией при пожаре
При испытании системы осуществляется проверка:
– параметров линий оповещения;
– работоспособности пожарной автоматики;
– работоспособности СОУЭ.
Также должно быть проверено:
– двусторонняя связь с диспетчерским пунктом;
– трансляция сигналов ГО и ЧС;
– трансляция информации из диспетчерского пункта через микрофонные панели;
– имитация неисправности всех вышеперечисленных подсистем.
В необходимых случаях комиссия проводит и другие проверки параметров, оговоренные техническими условиями на аппаратуру. Испытания могут проводиться в полном объеме или выборочно по согласованию с органами Ростехнадзора и по решению приемочной комиссии.
Кроме этого, проводятся испытания всех противопожарных систем в комплексе.
Системы автоматического пожаротушения, система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре считаются принятыми в эксплуатацию, если в ходе испытаний установлено:
– проектная документация оформлена в порядке, установленном СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий, сооружений»;
– монтажные и пусконаладочные работы выполнены в соответствии с требованиями СП 5.13130.2009, ПУЭ, РД 78.145-93 и технической документацией предприятий-изготовителей;
– правильная работоспособность системы;
– производится выдача сигнала «неисправность» с указанием адреса;
– производится включение резервного источника электропитания при отключении основного;
– срабатывание автоматических установок пожаротушения обеспечивает передачу необходимых извещений на главный дистанционный прибор индикации и управления с указанием адреса;
– время задержки срабатывания установки газового пожаротушения соответствует времени эвакуации людей (30 сек.);
– происходит отключение автоматического пуска при открывании дверей в помещениях, оборудованных автоматической установкой газового пожаротушения;
– происходит отключение системы вентиляции и кондиционирования при срабатывании автоматических установок водяного и газового пожаротушения;
– закрытие огнезадерживающих клапанов в помещениях, защищаемых газовым автоматическим пожаротушением, при срабатывании автоматической установки газового пожаротушения;
– включение резервного источника электропитания при отключении основного;
– комплексные испытания работоспособности технических средств дали положительные результаты.

Эксплуатация противопожарных систем
Ответственность за организацию эксплуатации противопожарных систем возлагается на руководителей объектов. При этом на предприятии назначаются:
– лицо, ответственное за эксплуатацию установки;
– дежурный персонал для круглосуточного контроля за работоспособным состоянием установок.
Дежурный персонал должен иметь и заполнять «Журнал учета неисправностей установки». Предприятие, осуществляющее техническое обслуживание и ремонт противопожарных систем, должно иметь лицензию МЧС на «Монтаж, наладку, ремонт и техническое обслуживание оборудования и систем противопожарной защиты».
Допускается проведение технического обслуживания и ремонта специалистами объекта, имеющими соответствующую квалификацию. В помещении диспетчерского пункта должна быть инструкция о порядке действия дежурного. Также на объекте должна быть эксплуатационная документация, которая выполняет служба эксплуатации в соответствии с ГОСТ 2.601-2006 и ГОСТ 2.610-2006.

Внимание! Копирование материалов, размещенных на данном сайте допускается только со ссылкой на ресурс http://www.tzmagazine.ru

Рады сообщить нашим читателям, что теперь нашем сайте работает модуль обратной связи. Нам важна ваша оценка наших публикаций! Также вы можете задавать свои вопросы.Наши авторы обязательно ответят на них.
Ждем ваших оценок, вопросов и комментариев!
Комментарии:

Пакет документов по пожарной сигнализации

Добрый день!
Нашей организацией на ОСНО в мае 2013 года были заключены следующие договоры с ООО «А» (на УСН) :
1) разработка рабочего проекта «Автоматизированная пожарная сигнализация (АПС)»;
2) разработка рабочего проекта «Система оповещения и управления эвакуацией (СОиУЭ)»;
3) выполнение пуско-наладочных работ АПС и СОиУЭ.

В июне 2013 заключены гражданско-правовые договоры:
1) С Ивановым на монтаж АПС;
2) С Петровым на монтаж АПС;
3) С Петровым на пуско-наладку АПС.

В наличии документы от ООО «А»:
1) Лицензия ООО «А»;
2) Рабочий проект АПС;
3) Рабочий проект СОиУЭ;
4) Пояснительная записка;
5) Накладная на рабочий проект АПС;
6) Накладная на рабочий проект СОиУЭ;
7) Акт на разработку рабочего проекта АПС;
8) Акт на разработку рабочего проекта СОиУЭ;
9) Акт готовности зданий и сооружений к производству монтажных работ;
10) Акт о проведении входного контроля (АПС);
11) Акт о проведении входного контроля (СОиУЭ);
12) Акт об окончании монтажных работ АПС;
13) Акт об окончании монтажных работ СОиУЭ;
14) Акт о выполнении работ Ивановым;
15) Акт о выполнении работ Петровым;
16) Ведомость смонтированного оборудования АПС;
17) Ведомость смонтированного оборудования СОиУЭ;
18) Акт окончания пусконаладочных работ АПС;
19) Акт окончания пусконаладочных работ СОиУЭ;
20) Акт о приемке технических средств в эксплуатацию АПС (подписан 27.06.2013 комиссией в составе:
a. председатель комиссии — зам.директор;
b. члены комиссии – главный энергетик и ген.директор ООО «А»);
21) Акт о приемке технических средств в эксплуатацию СОиУЭ (подписан 27.06.2013 комиссией в составе:
a. председатель комиссии — зам.директор;
b. члены комиссии – главный энергетик и ген.директор ООО «А»).
Отсутствует приказ, подписанный директором, о вводе в эксплуатацию ОС «АПС» и ОС «СОиУЭ».

В наличии документы от Иванова и Петрова:
1) Акты выполненных работ по монтажу и пуско-наладке.

Информация о наличии лицензий и Иванова и Петрова на монтаж и пуско-наладку отсутствует.

Достаточно ли данных документов или необходимы еще приказ директора на ввод в эксплуатацию и лицензии на монтаж и пуско-наладку от Иванова и Петрова?

Прошу прощения, если данный вопрос будет расценен как 2 разные темы

Установка пожарной сигнализации. Налоговый и бухгалтерский учет

Общие требования относительно мер по обеспечению пожарной безопасности регламентированы Законом о пожарной безопасности, Правилами пожарной безопасности и обязательны для исполнения всеми предприятиями. Одно из таких требований — обязательное наличие в зданиях предприятий установок пожарной сигнализации. Так, согласно пп. 6.1.2 п. 6.1 Правил пожарной безопасности, здания, помещения и сооружения должны быть оборудованы установками пожарной сигнализации согласно Перечню №779, а также перечням, строительным нормам, правилам, стандартам и другим нормативным документам, которые в установленном порядке согласованы с органами государственного пожарного надзора.

Не вошедшее в Перечень №779 здание, помещение, сооружение найти очень трудно, поэтому наличие пожарной сигнализации обязательно практически для всех предприятий.

Обеспечение пожарной безопасности — составная часть производственной и иной деятельности должностных лиц, работников предприятий. Согласно положениям ст. 2 Закона о пожарной безопасности, это должно быть отражено в уставах предприятий.

Вообще-то вопрос установки пожарной сигнализации должен быть решен еще до того, как обеспечение пожарной безопасности перейдет в компетенцию руководителя предприятия. Дело в том, что, согласно пп. 1.1 Перечня №779, его требования распространяются на объекты, которые проектируются, строятся, эксплуатируются, реконструируются, технически перевооружаются, расширяются. Обеспечение пожарной безопасности при проектировании и застройке населенных пунктов, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении предприятий, зданий и сооружений возлагается на органы архитектуры, заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации (см. ст. 2 Закона о пожарной безопасности). Запрещается строительство, реконструкция, техническое переоснащение объектов производственного и иного назначения без предварительной экспертизы (проверки) проектной и иной документации на соответствие нормативным актам по пожарной безопасности. Без разрешения органов государственного пожарного надзора также запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных производственных, жилых и прочих объектов, аренда 1 любых помещений (см. ст. 10 Закона о пожарной безопасности).

1 Как указано в письме Главного управления государственной пожарной охраны МВД Украины от 27.03.2001 г. №12/1/III-68 и в письме Госпредпринимательства от 31.10.2001 г. №1-222/6450, в тех случаях, когда на части арендованного помещения не образовывается новое предприятие, а также не вводятся в эксплуатацию новые и реконструированные объекты, разрешение на аренду этой части не оформляется. При этом запрещается перепланировать помещение или изменять его функциональное назначение без предварительного согласования с органами государственного пожарного надзора.

Кроме того, в ст. 10 Закона о пожарной безопасности указано, что вновь созданные предприятия могут начать свою деятельность только после получения на это разрешения в органах государственного пожарного надзора.

Основанием для выдачи разрешения является заключение, которое оформляется по результатам экспертизы противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения, проводимой органом государственного пожарного надзора или другим юридическим (физическим) лицом, получившим лицензию на проведение такой экспертизы, как это предусмотрено п. 4 Порядка №150.

И если в помещениях вновь созданного предприятия по каким-либо причинам отсутствует пожарная сигнализация или ее состояние требует замены, то орган государственного пожарного надзора должен выдать временное разрешение 2 с указанием срока устранения нарушения. Если же в установленные сроки помещение не будет оборудовано соответствующей пожарной сигнализацией, то инспектор по пожарному надзору имеет право наложить штраф на должностных лиц предприятия в размере от 2 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (как это предусмотрено ст. 1888 КоАП) либо отменить разрешение.

2 Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случаях выявления фактов нарушения правил пожарной безопасности, которые могут привести к возникновению пожара или препятствий при его тушении и эвакуации людей.

Налоговый учет установки пожарной сигнализации

Поскольку в большинстве случаев наличие пожарной сигнализации предусматривается проектной документацией на строительство объектов, стоимость самой пожарной сигнализации и работы по ее установке входят в состав сметной стоимости объекта. То есть такие расходы подлежат амортизации в составе стоимости объекта основных фондов группы 1 при условии, что здание используется в хозяйственной деятельности, как это предусмотрено п. 8.1, п. 8.2 ст. 8 Закона о налоге на прибыль.

Если по каким-либо причинам в здании не установлена пожарная сигнализация или требуется ее замена, то расходы на установку новой сигнализации — это расходы на техническое перевооружение такого здания. То есть при отражении их в налоговом учете следует руководствоваться п. 8.7 ст. 8 Закона о налоге на прибыль. Так, согласно положениям указанного пункта, любые расходы на улучшение основных фондов включаются в валовые расходы в сумме, не превышающей 5 % совокупной балансовой стоимости групп основных фондов на начало отчетного периода. Все, что превышает 5-процентный лимит, пойдет на увеличение стоимости объекта основных фондов группы 1 и будет подлежать амортизации.

Расходы, связанные с выводом сигнала на пульты наблюдения, повышают надежность установки, а значит, их можно считать расходами на улучшение основных фондов. То есть при отражении их в налоговом учете также следует руководствоваться п. 8.7 ст. 8 Закона о налоге на прибыль.

Отражение в налоговом учете расходов на любые виды ремонта пожарной сигнализации также следует осуществлять с соблюдением 5-процентного лимита, установленного п. 8.7 ст. 8 Закона о налоге на прибыль.

Такие расходы, как плата за обучение персонала, оплата услуг по техническому обслуживанию системы сигнализации, ежемесячная плата за наблюдение, не относятся к амортизируемым расходам, поскольку не связаны ни с приобретением, ни с ремонтом, ни с другим улучшением основных фондов. Вместе с тем такие расходы обусловлены требованиями законодательства, что подтверждает их связь с хозяйственной деятельностью предприятия, а значит, и правомерность включения в валовые расходы на основании пп. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона о налоге на прибыль.

Бухгалтерский учет установки пожарной сигнализации

В бухгалтерском учете, согласно п. 14 П(С)БУ 7, первоначальную стоимость ОС увеличивают только те расходы, которые связаны с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция) и которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, изначально ожидаемых от использования объекта (например, увеличивается срок полезного использования, качество эксплуатации, надежность, мощность и т. п.). Вместе с тем в п. 15 П(С)БУ 7 указано, что расходы, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов.

Таким образом, расходы на установку пожарной сигнализации и расходы по выводу сигнала на пульт наблюдения должны увеличивать первоначальную стоимость здания, ведь такие меры приводят к увеличению будущих экономических выгод использования объекта: повышается надежность эксплуатации здания. Такие расходы до ввода пожарной сигнализации в эксплуатацию отражаются на субсчете 152 «Приобретение (изготовление) основных средств», а в момент ввода в эксплуатацию списываются в дебет субсчета 103 «Здания и сооружения».

Что касается расходов на ремонт пожарной сигнализации, то они будут включаться в состав расходов, если, конечно, такой ремонт не связан с модернизацией, модификацией, дооборудованием и т. п.

Затраты на обучение персонала, оплата услуг по техническому обслуживанию системы сигнализации, ежемесячная плата за наблюдение включаются в расходы отчетного периода.

Рассмотрим на условном примере отражение в учете предприятия расходов, связанных с установкой и эксплуатацией пожарной сигнализации.

Пример 1. При установке сигнализации расходы предприятия составили:

— стоимость оборудования вместе с установкой — 1800 грн (в т. ч. НДС — 300 грн);

— плата за вывод сигнала на пульт централизованного наблюдения Государственной пожарной охраны — 300 грн (в т. ч. НДС — 50 грн).

В течение эксплуатации пожарной сигнализации предприятие:

— оплатило услуги по инструктажу лица, отвечающего за эксплуатацию установок пожарной автоматики на предприятии, в сумме 90 грн (в т. ч. НДС — 15 грн);

— осуществило расходы на техническое обслуживание в размере 60 грн (в т. ч. НДС — 10 грн), расходы на ремонт в размере 240 грн (в т. ч. НДС — 40 грн);

— оплатило услуги подразделения пожарной охраны по наблюдению за противопожарным состоянием объекта в размере 150 грн (в т. ч. НДС — 25 грн).

Совокупная балансовая стоимость групп основных фондов на начало года составила 3000, следовательно, 5-процентный «лимит» — 150 грн.

В бухгалтерском учете предприятия арендатора будут сделаны записи, указанные в таблице 1.

Особенности бухучета у арендатора

Учет расходов на установку и эксплуатацию пожарной сигнализации в арендованном помещении имеет свои особенности.

Прежде всего заметим, что, согласно ст. 5 Закона о пожарной безопасности, обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендованного имущества должны быть определены в договоре аренды. Кроме того, определение обязательств сторон относительно обеспечения пожарной безопасности арендованного коммунального или государственного имущества является существенным условием договора аренды согласно положениям п. 10 Закона №2269.

Установку пожарной сигнализации, ее замену и ремонт арендатор может осуществлять по собственному желанию в том случае, если в договоре аренды предусмотрена возможность осуществления арендатором мер по ремонту помещения. Это следует из положений ст. 264, ст. 272 ГК, ст. 23, ст. 27 Закона №2269.

В обязательном порядке арендатор должен организовать работы, связанные с установкой, заменой, ремонтом сигнализации, если согласно договору аренды в обязанности арендатора входит обеспечение пожарной безопасности объекта. Тем более если необходимость таких работ указана в предписаниях «пожарного» инспектора.

Если в договоре аренды предусмотрена возможность осуществления ремонта помещения арендатором, или согласно договору на арендатора возложены обязанности по обеспечению пожарной безопасности объекта, то любое из этих положений договора аренды предоставляет право арендодателю организовать установку, замену, ремонт пожарной сигнализации 3 .

3 Ведь, возложив обязанности по обеспечению пожарной безопасности на арендатора, арендодатель тем самым «разрешает» арендатору выполнять все обязанности, установленные ст. 5 Закона о пожарной безопасности. В их числе: осуществление мер по внедрению автоматических средств обнаружения и тушения пожаров и по использованию для этой цели производственной автоматики; разработка комплексных мер по обеспечению пожарной безопасности, внедрение достижений науки и техники, положительного опыта; обеспечение соблюдения противопожарных требований стандартов, норм, правил, а также выполнение требований предписаний и постановлений органов государственного пожарного надзора; содержание в исправном состоянии средств противопожарной защиты и связи, пожарной техники, оборудования и инвентаря, недопущение их использования не по назначению.

Теперь — что касается компенсации. Порядок компенсации проведенных арендатором улучшений (ремонта) лучше заранее оговорить в договоре. Если же порядок компенсации не оговорен, но договором предусмотрена возможность осуществления арендатором улучшений объекта, то арендатор имеет право требовать возмещения своих расходов на улучшение (ст. 272 ГК, ст. 27 Закона №2269).

Если расходы на установку, замену, ремонт пожарной сигнализации не компенсируются арендодателем, то арендатор такие расходы в пределах 5% совокупной балансовой стоимости групп основных фондов на начало отчетного периода включает в состав валовых расходов. Все расходы, которые превысят 5-процентный предел, сформируют балансовую стоимость созданного объекта основных фондов группы 1, как это предусмотрено положениями п. 8.8 ст. 8 Закона о налоге на прибыль.

При этом не следует забывать о положениях пп. 8.3.7 п. 8.3 ст. 8 Закона о налоге на прибыль, согласно которым отдельный объект основных фондов группы 1 амортизируется до достижения балансовой стоимостью такого объекта 100 н. м. д. г. (на сегодняшний день — 1700 грн). Остаточная стоимость такого объекта относится к составу валовых расходов по результатам соответствующего налогового периода, а стоимость объекта приравнивается к нулю. То есть, если в квартале, следующем за кварталом, в котором были произведены расходы на установку, замену, ремонт пожарной сигнализации, и при этом такие расходы сформировали стоимость объекта не более чем 1700 грн, арендатор имеет право на включение таких расходов в состав валовых.

Если арендодатель соглашается компенсировать расходы на установку, ремонт, замену пожарной сигнализации, то тогда в налоговом учете арендатора будет отражена продажа произведенных улучшений объекта основных фондов группы 1. Налогообложение такой продажи будет зависеть от того, как скоро арендодатель согласиться на компенсацию. Если это согласие будет дано до истечения одного года эксплуатации установленной, замененной, отремонтированной пожарной сигнализации, то арендатор должен будет отсторнировать начисленную налоговую амортизацию 4 и при этом всю стоимость расходов по установке, замене, ремонту сигнализации (без учета НДС) включить в состав валовых расходов, а всю сумму компенсации (без учета НДС) — в валовые доходы. Если же согласие будет получено по истечении одного года эксплуатации сигнализации, то арендатор отразит валовой доход в размере превышения суммы компенсации над балансовой стоимостью продаваемого объекта либо валовой расход, если компенсация будет меньше балансовой стоимости, как это предусмотрено пп. 8.4.3 п. 8.4 ст. 8 Закона о налоге на прибыль.

4 А также убрать из валовых расходов сумму затрат, отраженную согласно правилам пп. 8.3.7 Закона о налоге на прибыль.

В бухгалтерском учете, согласно п. 8 П(С)БУ 14, затраты арендатора на улучшение объекта операционной аренды (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), приводящие к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от его использования, отражаются арендатором как капитальные инвестиции в создание (строительство) других необоротных активов, то есть на субсчете 153.

Таким образом, расходы на установку пожарной сигнализации, ее замену, ремонт, приводящий к улучшению объекта операционной аренды, плата за вывод сигнала на пульт наблюдения будут отражаться арендодателем на счете 153. Расходы на оплату обучения персонала, техническое обслуживание, плата за наблюдение за противопожарным состоянием объекта отражаются в составе расходов отчетного периода.

Рассмотрим на условном примере отражение в учете предприятия-арендатора расходов, связанных с установкой и эксплуатацией пожарной сигнализации.

Пример 2. При установке сигнализации расходы предприятия-арендатора составили:

— стоимость оборудования вместе с установкой — 1500 грн (в т. ч. НДС — 250 грн);

— плата за вывод сигнала на пульт централизованного наблюдения Государственной пожарной охраны — 300 грн (в т. ч. НДС — 50 грн);

В течение эксплуатации пожарной сигнализации предприятие:

— оплатило услуги по инструктажу лица, отвечающего за эксплуатацию установок пожарной автоматики на предприятии, в сумме 90 грн (в т. ч. НДС — 15 грн);

— осуществило расходы на техническое обслуживание в размере 60 грн (в т. ч. НДС — 10 грн),

— оплатило услуги подразделения пожарной охраны по наблюдению за противопожарным состоянием объекта в размере 150 грн (в т. ч. НДС — 25 грн).

Совокупная балансовая стоимость групп основных фондов на начало года равнялась нулю.

В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны записи, указанные в таблице 2.