Приватизация земли в 2014 году

Приватизация земельного участка в 2014 году – нюансы процесса

Здравствуйте друзья. В свое время, жители России получили право пользоваться земельными участками. Заводы, предприятия раздавали своим сотрудникам небольшие участки за городом. Дача стала реальностью для многих жителей тесных квартир.

Но после 2006 года государство обязало всех стать собственниками земли. Закон называют «дачной амнистией», хотя его действие распространяется на всю территорию, которую используют люди.

Правила приватизации земельного участка в 2014 году прописаны в законе Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Нормы предусматривают остановку права на владения муниципальных, государственных субъектов. Сейчас возможно приватизировать землю физическим и юридическим лицам. Но для каждого участка есть свои юридические нюансы. Есть территории, которые невозможно получить даже после решения суда. Сюда относятся охраняемые парки, заповедники и другие участки, которые подпадают под обеспечения безопасности России.

Закон о приватизации земельных участков базируется на документах: № 178-ФЗ, № 137-ФЗ, закон РФ от декабря 2001 года.

Порядок подачи бумаг

  1. Написать заявление на приватизацию земельного участка. Если на нем находятся постройки, можно использовать исключительно право на собственность согласно 36 статьи закона.
  2. Предоставить паспорт для подтверждения личности. Если бумаги оформляет представитель, то нужна копия его паспорта.
  3. Подать бумаги из Россреестра, которые:
    • подтверждают вашу собственность на постройки, которые возведены на территории;
    • надают права на землю.
  4. Свидетельство о характеристиках земельного участка. Это может быть кадастровый паспорт или выписка;
  5. Копия на покупку участка с правом владения.
  6. Список о постройках, зданиях на участке. Можно написать в свободной форме.

Примечание. Бумаги из Россреестра подавать не обязательно, но подача ускорит процесс. Орган, куда вы подаете документы, может сам их получить, только это затянется.

Весь пакет документов подаем администрации муниципального образования, которая отвечает за территорию, на которой расположен участок. В результате, у вас на руках должна быть расписка о том, что вы подали весь необходимый пакет документов.

Если участок раньше не был зарегистрирован, то надо подать пакет бумаг на кадастровый учет.

Кроме того:

  • заплатить кадастровому инженеру, который имеет аттестат о квалификации;
  • провести кадастровые работы;
  • подать в Россреестр заявление на постановку в кадастровый учет.
  • Процедура занимает около одного месяца.

Оформление

Когда участок считается заповедником, территорией вооруженных сил, парком, частью стратегического назначения, то вы получите отрицательный ответ для дальнейшего процесса приватизации. Но такое решение можно решить в судовом порядке. Если документация соответствуют требованиям, то на руках у вас будет разрешение.

  1. Оформить договор купли-продажи. Для хозяйственных территорий, которые находятся в муниципальной собственности можно получить пакет документов бесплатно. Когда надо платить, то сума указывается в бумагах, которые вам направят. Срок оформления занимает около двух недель.
  2. Регистрация права собственности. На этом этапе подаете все собранные справки, расписки.

privatizacija-zemelnogo-uchastka-i-oformlenie.jpg

Необходимо подать:

  • паспорт для подтверждения личности;
  • бумаги о разрешении приватизации;
  • подписанный договор купли-продажи;
  • акт приема-передачи.

Госпошлины за государственную регистрацию — 1000 рублей. Для участков хозяйственного назначения налог составляет 200 рубей. В среднем, весь процесс приватизации земли занимает от 6 до 10 месяцев.

От быстроты оформления и подачи документов, сложности в процессе оформления зависят сроки приватизации земельного участка. После всех этапов, вы получаете полное право владения и бессрочное пользования участком.

Бесплатные услуги

Федеральный закон «дачной амнистии» дал возможность приватизировать бесплатно землю только физическим лицам. Акты изменились с 2006 года. К бесплатной приватизации относятся территории, которые передались в собственность до 2001 года. С того времени действие имеет Земельный кодекс. Для участков хозяйственного назначение право собственности предоставляется бесплатно.

Сюда относятся:

  • дача под постройку;
  • сад, огород;
  • предоставленные в аренду участки под строительство жилья;
  • подсобное хозяйство.

Безвозмездное право оформления предоставляется:

  • нескольким владельцам (в одинаковых частях);
  • при совместной собственности;
  • собственнику земельного участка.

Такие участки не требует решения самоуправления о передачи земли в частную собственность. Чтобы зарегистрироваться подаем:

  • кадастровый паспорт;
  • бумагу с фактом подтверждения выделения земельного участка;
  • если вид разрешенного использования не прописан, надо предоставить разрешение с Администрации района, в котором находится объект.

Для того, чтобы получить неоплачиваемые услуги при приватизации земли, надо просто зарегистрировать право собственности. Вы подаете заявление в земельный отдел на территории вашего земельного участка. Если место находится на территории охраняемого леса, то накладывается запрет и на руки выдается доказательный факт. Это касается и других охраняемых территорий.

В законах есть много нюансов, из-за которых часто надо заплатить государству лишние деньги. Чтобы разобраться, сколько стоит приватизация земельного участка, надо учитывать проблемные вопросы, которые могут возникнуть в ходе приватизации:

  1. Технические ошибки в документах.
  2. Приезд геодезической группы для экспертизы.
  3. Организация купли-продажи.
  4. Формирование межевого плана, установка границ земли.
  5. Согласие соседей.
  6. При отсутствии кадастрового паспорта, его оформление.
  7. Раздел участка с родственниками.
  8. Отсутствие записей об участке в Россреестре.

Для того, чтобы избежать ошибок в технической документации, лучше обратиться в профессионалу. Таким образом, ускорится весь процесс.

Приватизация земельного участка в Украине! Пошаговая инструкция

Приватизация земли представляет собой перевод участка в собственность частного лица. Приватизация предусматривает сбор большого количества документов и прохождение сложной процедуры оформления права собственности на землю. В большинстве случаев для успешного проведения приватизации необходима квалифицированная помощь юристов.

Допустимые размеры участков для бесплатной приватизации

Украинское законодательство дает гражданам право бесплатно получить землю в личное пользование. Основания для получения земли и допустимые размеры участков для приватизации указаны в ст. 121 Земельного кодекса. Максимальный размер приватизируемого участка составляет:

1. Для жилого дома – 25 соток в сельской местности, 15 – в поселках, 10 – в городе.

2. Для сада – 12 соток.

3. Для дачи – 10 соток.

4. Для гаража – 1 сотка.

5. Для персонального хозяйства – до 2 гектаров.

6. Для фермерского хозяйства – габариты участка должны соответствовать средним размерам пая участника сельхозпредприятия, находящегося на территории того же города или поселка.

Правом на однократную бесплатную приватизацию может воспользоваться каждый совершеннолетний гражданин Украины.

Передача земельных участков бесплатно в собственность граждан в пределах норм производится один раз по каждому виду использования.

Оформление земли, которая находится в использовании

Порядок приватизации участка земли во многом зависит от того, пользуется хозяин этим участком, или нет. Участок без правоустанавливающих документов может быть признан использующимся, если заявитель:

1. Пользуется участком для ведения хозяйства 15 и более лет.

2. Владеет жилым домом, который построен на земле, выделенной под строительство до 1991 года.

3. Является участником дачного кооператива, выделившего этот участок.

Проведение приватизации включает несколько этапов:

Шаг

Суть шага

Пояснение

Подача заявления на приватизацию

Заявление подается в:

1. Сельский, поселковый совет или местную госадминистрацию в зависимости от местонахождения участка.

2. Районную госадминистрацию (если нужно приватизировать загородный участок любого назначения, кроме того, который указан в п. 2).

Кроме заявления гражданин должен предъявить пакет документов, формирующийся в зависимости от условий использования земли.

Принятие государственными органами решения о передаче земельного участка в частную собственность

Длительность периода – не менее 30 дней.

Подготовка технической документации на участок

Вместе с техдокументацией собственнику выдается акт о приватизации.

Порядок приватизации неиспользуемого участка

Если участок на текущий момент не используется, то порядок его приватизации отличается от вышеописанного. Процедура состоит из следующих этапов:

Шаг

Суть шага

Пояснение

Подача заявления на приватизацию

Заявление подается в районную, городскую или поселковую администрацию по месту расположения участка.

В документе должны быть указаны габариты и целевое назначение земли. К ходатайству необходимо приложить материалы, показывающие расположение участка.

Получение согласия на подготовку проекта землеустройства

Орган, принявший ходатайство, анализирует его в течение 30 дней и соглашается на изготовление проекта землеустройства или дает обоснованный отказ.

Проект землеустройства должен разрабатываться лицензированными организациями. Информацию о них можно получить в местных отделениях земельных ресурсов. Подготовка проекта землеустройства – платная услуга.

Утверждение проекта землеустройства

Подготовленный проект землеустройства передается комиссии, которая создается при районном или городском советах или при госадминистрации. Комиссия в течение 21 дня должна подготовить заключение о согласовании проекта или об отказе в согласовании.

Государственная экспертиза землеустроительного проекта

Проект землеустройства после согласования передается в орган земельных ресурсов, который проводит его государственную экспертизу.

Утверждение землеустроительного проекта

Такое решение принимается тем органом, куда передавалось ходатайство о приватизации. Срок принятия решения – 14 дней с момента получения согласованного землеустроительного проекта и положительного заключения госэкспертизы.

Подготовка технической документации и акта о приватизации.

Аналогично п. 3 предыдущего раздела.

Документы, необходимые для проведения приватизации

Вместе с заявлением на приватизацию участка необходимо предоставить пакет документов, включающий:

1. Копии паспорта и ИНН гражданина Украины.

2. Акт согласования границ участка.

3. Документ, который подтверждает пользование участком. Он выдается местным органом самоуправления.

4. Документы об участии в дачном кооперативе и получении участка с определённым порядковым номером.

5. Если приватизируется участок под частным домом: копия документа, подтверждающего право на недвижимость.

6. Если участок предназначен для фермерского хозяйства: подтверждение опыта работы в сельхозсфере или предоставление диплома аграрного ВУЗа.

7. Для приватизации участка без правоустанавливающих документов: доказательство факта пользования землей на протяжении 15 лет. В некоторых случаях для этого достаточно свидетельства соседей, но чаще всего требуется судебное решение.

Приватизация земельного участка – очень непростой процесс, требующий знания законодательства. Чтобы правильно подготовиться к приватизации и быстро пройти все этапы, необходимо обратиться за помощью к профессиональному юристу, имеющему большой опыт в приватизации земли. Специалист поможет вам избежать подводных камней и обеспечит успешное завершение процесса приватизации в кратчайшие сроки.

Именно такие специалисты работают в нашей компании. Наши юристы готовы как помочь вам на отдельных этапах подготовки к приватизации, так и обеспечить полное сопровождение оформления права собственности. А разобраться в нюансах получения прав на землю вам поможет наша статья. Обратитесь в нашу компанию и мы поможем вам приватизировать участок с минимальными затратами!

Регистрация прав на землю. Новые правила

Украина переживает очередной виток изменений процедуры регистрации вещных прав на недвижимость. Особенно эта новация волнует, когда речь заходит о правах на землю

За регистрацию прав на земельные участки всегда шла борьба между различными госорганами. На заре независимости регистрацией прав на участки ведали исполкомы местных советов, которые записывали регистрационные записи в бумажные книги, после них — органы земельных ресурсов. В начале нулевых инициативу перехватил Центр государственного земельного кадастра. Помимо регистрации документов на землю в бумажном виде (в Книгах записей), это госпредприятие должно было параллельно фиксировать документы на землю в электронном виде. Но, как потом выяснилось, в электронном формате этого практически никто не делал. Полноценная регистрация правоустанавливающих документов в бумажном формате и компьютерных базах стартовала лишь в 2011 году — когда полномочия по регистрации были возвращены органам земресурсов.

Перетягивание полномочий на этом не закончилось. Буквально через два года функцию передали Укргосреестру Министерства юстиции, и с 2013 года в Украине стали регистрировать не документы на землю (госакты, договоры аренды), а вещные права (собственности и пользования).

Но и Укргосреестр тоже долго не протянул. В январе 2015 года его ликвидировали, а функции этого госоргана унаследовали государственные регистраторы в составе Минюста.

1 января 2016 года произошла новая революция. Ее вызвало принятие изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», а также некоторые другие законодательные акты Украины. Согласно им, перечень лиц, которые могут регистрировать права на землю, кардинально пересмотрен.

Права нотариусов по регистрации значительно расширены. Теперь они уполномочены делать это независимо от места расположения земельного участка и без привязки к нотариальным сделкам. Допустим, если сельсовет принял решение о приватизации земли, тут же можно обратиться к любому нотариусу в Украине, и он обязан зарегистрировать право или отказать в регистрации (при этом свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество упразднено).

Также можно обратиться в исполком местного совета или райгосадминистрацию при условии, что там по трудовому договору работает государственный регистратор.

Появился новый участник — аккредитованный субъект, который может регистрировать права при условии пребывания с ним в трудовых отношениях не менее трех регистраторов. При этом государственным регистратором может стать любой гражданин Украины, соответствующий нехитрым требованиям: высшее образование по специальности «Правоведение», владение государственным языком, не менее года опыта работы на госслужбе или не менее трех лет — в других сферах управления.

Получается, что регистраторы перестали быть государственными служащими. Их новый статус пока непонятен, но напоминает арбитражных управляющих — уполномочены государством на выполнение определенных функций, но в то же время «сами по себе». Это несколько настораживает. Ведь регистратор — это важнейший элемент системы гарантирования права на землю, предусмотренного Конституцией. А с таким туманным статусом трудно поверить, что государство что-то сможет гарантировать.

Но последние изменения законодательства принесли и позитивные изменения. К ним относится разрешение передавать невостребованные земельные участки в аренду без регистрации права собственности. Этот вопрос находился в подвешенном состоянии уже три года, и наконец-то у законодателя дошли руки его разблокировать.

Еще один положительный момент — появилась возможность регистрации прав на сооружения даже при отсутствии зарегистрированного права на землю. Таким образом, разорван замкнутый круг, когда без земли не зарегистрируешь право на имущество и наоборот.

Кроме того, упрощен порядок регистрации прав на жилые дома, построенные до августа 1992 года. Теперь сделать это можно на основании выписки из похозяйственной книги по решениям советов о предоставлении земельных участков без проведения технической инвентаризации.

Таким образом, новый закон содержит положительные и прогрессивные нормы, которые способны облегчить жизнь заявителям и повысить уровень правового регулирования. Пока же Кабмин не примет все необходимые порядки и новоиспеченные регистраторы не подключатся к Реестру прав, процедуры регистрации, вероятно, будут проходить «со скрипом».

Как приватизировать землю

Парадоксально, но в нашей стране бесплатно – дороже, чем купить. Эта аксиома работает и при бесплатной приватизации земли, право на которую есть у каждого гражданина Украины. Процедура приватизации земли очень хлопотная и недешевая (несмотря на заявленную государством «бесплатность»), поэтому если у Вас очень много времени и денег, можно рискнуть, но без квалифицированной юридической помощи ничего не выйдет.

Парадоксально, но в нашей стране бесплатно – дороже, чем купить. Эта аксиома работает и при бесплатной приватизации земли, право на которую есть у каждого гражданина Украины. Приватизация земельного участка очень хлопотная и недешевая (несмотря на заявленную государством «бесплатность»), поэтому если у Вас очень много времени и денег, можно рискнуть, но без квалифицированной юридической помощи ничего не выйдет.

КТО МОЖЕТ БЕСПЛАТНО ПРИВАТИЗИРОВАТЬ ЗЕМЛЮ

Как рассказала партнер юридической компании «Закон Победы» Марина Саенко, статья 116 Земельного кодекса Украины (ЗКУ) устанавливает право каждого украинца на бесплатное получение земельных участков в собственность.

При этом бесплатная приватизация земли может быть проведена в случае:

а) приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан;

б) получения земельных участков в результате приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;

в) получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации.

Читайте также:

Бесплатные земли от государства можно получить для ведения фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации.

СКОЛЬКО МОЖНО ПРИВАТИЗИРОВАТЬ

По словам адвоката, законодательством четко определены нормы бесплатной передачи земельных участков:

а) для ведения фермерского хозяйства – в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство. Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли определяется как средний по этим предприятиям. В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий размер определяется как средний по району;

б) для ведения личного крестьянского хозяйства – не более 2,0 гектара;

в) для ведения садоводства – не более 0,12 гектара;

г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах – не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара;

г) для индивидуального дачного строительства – не более 0,10 гектара;

д) для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара.

«Следует помнить, что каждый гражданин Украины имеет право бесплатно получить в собственность земельный участок в пределах норм, определенных Земельным кодексом, только один раз по каждому из указанных видов использования», – пояснила эксперт.

Кроме того, со ее слов, граждане могут бесплатно получить в собственность земельные участки по приобретательной давности, то есть вследствие открытого и непрерывного пользования такими участками в течение 15 лет, но при отсутствии соответствующих правоустанавливающих документов на нее. Однако реализовать это право на практике пользователи земельных участков смогут только с 1 января 2017 года (спустя 15 лет после вступления в силу ЗКУ).

КАК ПРИВАТИЗИРОВАТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

Что касается вопроса, как приватизировать землю под домом, который уже находится в пользовании гражданина, достаточно подать заявление в соответствующий местный совет или государственной администрации, в зависимости от того, в какой форме собственности (коммунальной или государственной) находится такой участок. «В случае если земельный участок государственной собственности расположен за пределами населенных пунктов и не входит в состав определенного района, заявление подается в Совет министров АР Крым. Соответствующий уполномоченный орган принимает решение о приватизации земельного участка в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер такого участка. На основании указанного решения гражданин получает свидетельство о праве собственности на земельный участок», – пояснила Марина Саенко.

В случае бесплатного получения в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности существует стандартная процедура приватизации земли. Как пояснили в Госземагентстве, гражданин Украины, не использовавший свое право на бесплатную приватизацию земельного участка с аналогичным целевым назначением, должен подать ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую госадминистрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются выкопировки из кадастровой карты (плана) или другие графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. В случае изъятия участка, находящегося в пользовании других лиц, необходимо предоставить согласие таких землепользователей на изъятие участка и его дальнейшую передачу. Для получения земли для ведения фермерского хозяйства необходимо подать документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие диплома аграрного университета, а также выводы конкурсной комиссии. К ходатайству необходимо обязательно прикрепить копии паспорта и идентификационного кода. Решение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка выдается бесплатно.

Местные органы обязаны в течение месяца огласить свой вердикт: разрешить разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или отказать в его предоставлении. Сообщение о принятии решения направляется в письменной форме или выдается в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения. В решении об отказе указываются мотивированные основания такого отказа. В частности, основанием для отказа может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по благоустройству территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке. Оставление ходатайства без рассмотрения может быть обжаловано в суде.

РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Проект землеустройства по отводу земельного участка разрабатывают частные компании, у которых есть лицензия на проведение таких работ. По заказу граждан проект разрабатывается в сроки, определенные в договоре. В среднем срок выполнения составляет 6-8 месяцев. Проект отвода земельного участка стоит 5–7 тыс. грн. Для разработки землеотвода компании необходимо предоставить разрешение местного совета, схему расположения земельного участка (выкопировки из генплана) и копии паспорта, справки об идентификационном номере. В случае наличия на участке зданий или сооружений необходимо предоставить копии правоподтверждающих документов (свидетельство о праве собственности, выписка из реестра права собственности на недвижимое имущество, технический паспорт и т.д.)

«Отдельные субъекты хозяйствования требуют предоставления дополнительных документов, в частности: справки о наличии (отсутствии) зеленых насаждений на данном земельном участке; справки о почвенном покрове земельного участка; справки о количественных характеристиках земельного участка, распределении земель между собственниками и пользователями (по данным формы 6-зем) и т.д.», – рассказала Марина Саенко.

Далее разработанный проект землеустройства согласовывают в территориальном управлении Госземагентства. Если на участке планируется строительство жилого дома или других зданий, то проект землеустройства дополнительно согласовывается в районном отделе градостроительства и архитектуры.

После получения всех согласований, проект землеустройства по отводу земельного участка подают на утверждение в местный орган, который предоставил разрешение на его разработку. Местный орган издает решение «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче его в собственность». После чего проект землеустройства вместе с заявлением и квитанцией об оплате госрегистрации подают Государственному кадастровому регистратору. Госрегистрация проводится в двухнедельный срок, по окончанию которой выдают «Извлечение из Государственного земельного кадастра». В этом документе должна быть информация о размере, адресе земельного участка, его кадастровый номер и информация о владельце.

Для получения Свидетельства о государственной регистрации прав на земельный участок в территориальное отделение Государственной регистрационной службы подают следующий набор документов:

– извлечение из Государственного земельного кадастра;

– оригинал решения «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче его в собственность»;

– копии паспорта и идентификационного кода;

– заявление на проведение госрегистрации прав;

– квитанция ​​об уплате госпошлины и услуг по проведению госрегистрации.

Регистрационная служба обязана выдать Свидетельство в двухнедельный срок.

По словам эксперта Марины Саенко, в ЗКУ предусмотрена возможность обжаловать в суде отказ в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения. «На практике эта норма не является эффективной, поскольку соответствующий орган можно только обязать рассмотреть ходатайство гражданина, но «заставить» его принять положительное решение, к сожалению, нет. Хотя такая практика, которая сложилась при рассмотрении судами подобных споров, прямо противоречит Решению Конституционного Суда Украины от 01.04.2010 года, которое, кстати, теоретически является обязательным для исполнения на всей территории Украины», – рассказала Марина Саенко.

Адвокат также отметила, что кроме общего регулирования процедуры бесплатной приватизации земли, эти отношения также регулируются локальными нормативными актами — решениями соответствующих местных советов, которые также надо учитывать при подаче ходатайства. Например, в Киеве на сегодня действует Временный порядок передачи (предоставления) земельных участков в пользование или в собственность из земель коммунальной собственности в Киеве, утвержден решением Киевсовета № 63/9120 от 28 февраля 2013.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Приватизация земли в 2014 году

Приватизация земли под частным домом в 2014 году, что нового? В 2013 году на земельном рынке Украины произошли крутые перемены. С принятием нового Государственного кадастра, где зафиксированы основные физические, геодезические и финансовые характеристики всех земель, поменялись и «правила игры» при оформлении отдельных участков. Практика приватизации несколько упростилась: теперь достаточно получить выписку из Земельного реестра, однако для этого предварительно нужно пройти бюрократические жернова украинской административной системы.

Ране процедура приватизации земли сводилась к следующей логике. На первом этапе местный совет (именно этот орган местного самоуправления предоставляет право на владение земельным участком) выдает разрешение на составление проектной документации. После чего гражданин направляется в специализированное учреждение или отдел землеустройства того же совета, где ему за определенную плату (чаще всего в коррупционной форме) выдают требуемые документы. Далее начинается процедура согласование текста проекта с Государственным земельным агентством. Именно эта структура занималась регистрацией участков, внося необходимые данные в Государственный кадастр земель. По итогам всех административных пертурбаций выдавался Акт о собственности на земельный участок, который, в свою очередь, и утверждался местным советом. Только после этого гражданин Украины становился полноценным собственником уже своего участка. Причем что характерно: назначение самой земли, — под застройку, частный дом или ведение фермерской деятельности, — значения не имело. Важно было только то, как долго (год или более) шли оформительские работы и в какую в итоге сумму обошлось долгожданное землевладение.

Теперь же, по новым правилам, процедура составления земельной документации осталось неизменной, но посещать Госагентство нужно только один раз, и то ради оформления акта о госрегистрации. На руки выдается извлечение из Государственного земельного кадастра. Никакого акта о праве на владение земельным участком уже нет.

Процесс регистрации земли под частным домом начинается сразу же после уплаты государственной пошлины, и услуг Агентства по регистрации. Длится минимум 14 рабочих дней. По идее, если за указанное время никакие документы не выданы, то государственный регистратор может быть оштрафован. На практике нужна взятка, — чем больше, тем быстрее длятся регистрационные работы. Заметим, что если не потребуются дополнительного рода выплаты, то приватизация земельного участка обойдется порядка в 5000 грн. Эта сумма может варьироваться в зависимости от его особенностей, местонахождения, размеров и т.д. Вообще, нужно ориентироваться на местности. Никто однозначных расценок по телефону не даст.

В качестве дополнения необходимо уточнить несколько вопросов.

Во-первых, на приватизируемом участке должен располагаться дом, в котором были прописаны его владельцы. В противном случае документы не будут оформлены, хотя этот момент в законодательстве не прописан.

Во-вторых, с государственным регистратором, как и с любым иным бюрократом, нужно «дружить». Доказать свою правоту, тем более в судебном порядке, практически невозможно.

В-третьих. Не нужно скупиться на затраты. Нормативные акты меняются на столько быстро, что угнаться за новыми правилами, точнее, формулировками старых подзаконных актов, предписаний, записок, просто нереально. Получать, особенно по закону, землю не получится. Лучше сразу заплатить. Во всяком случае, выйдет дешевле, чем покупать землю.

В-четвертых, местный совет вправе как принять решение на выделение земельного участка, так и его отбор. Поэтому «дружить» приходится не только с чиновниками, но и местными депутатами. Особенно если речь идет о большом участке, расположенном в «хорошем» с коммерческой точки зрения районе.