Проблемы права на информацию осужденных отбывающих наказания

Правовые и организационные проблемы регулирования труда осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы

Жабаева Эльвира Жараскановна,студент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург [email protected]

Самарцева Анастасия Евгеньевна,студент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург

Журкина ОльгаВячеславовна,кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург

Правовые и организационные проблемы регулирования труда осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы

Аннотация.Статья посвящена вопросам правовым и организационным проблемам регулирования труда осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Авторами рассмотрены причины и примеры появления проблем правового регулирования. Так же авторы данной статьи предлагают свои пути решения проблем, связанных с правовыми и организационными проблемами регулирования труда осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы.Ключевые слова:осужденные, труд осужденных, правовое регулирование труда осужденных, уголовно –исполнительное законодательство.

В процессе реализации своих функций пенитенциарная система Российской Федерации имеет массу проблем, главнейшей из которых является исправление осужденных.Согласно ст. 9 Уголовноисполнительного кодекса РФ, исправление осужденных это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения [2].Согласно ст. 17 Федерального закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы» [14], такие учреждения и органы привлекают осуждённых к оплачиваемому труду с учетом трудоспособности испециальности: 1) в центрах трудовой адаптации осуждённых и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания; 2) на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно

исполнительной системы; 3) на объектах организаций любых организационноправовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне этих объектах; 4) по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.Труд играет важную роль в исправлении осужденных к лишению свободы и является одним из основных средств исправления осужденных. Труд повышает действенность наказания и является экономической, правовой и педагогической категорией.Организация труда осужденных, отбывающих наказание, представляет собой многостороннююдеятельность учреждения УИС. С одной стороны, это производственнохозяйственная деятельность центров трудовой адаптации учреждений и органов уголовноисполнительной системы, с другой это трудовая деятельность лиц, лишенных свободы в соответствии с требованиями уголовноисполнительного и трудового законодательства Российской Федерации, занятых напромышленных предприятиях уголовноисполнительной системы.Перед трудом осуждённых стоят важнейшие цели, к ним относятся:1)Перевоспитание виновных. С помощью труда осуждённые формируют в себе полезные привычки, укрепляет дисциплину.2)Достижение социальной цели. Навыки, которые приобретает осуждённый во время исполнения наказания, в процессе трудовой деятельности, могут помочь ему в обычной жизни после отбытия уголовного наказания.3)Преследование оздоровительных целей. Осуждённые улучшают своё физическое здоровье в процессе трудовой деятельности.В процессе общественно полезного труда осужденный развивает в себе основные нравственные качества, волевые черты характера. Отсутствие труда в местах лишения свободы усиливает криминогенную обстановку и повышает степень агрессии осуждённых.Сказанное выше позволяет сделать вывод, что при исполнении наказаний в виде лишения свободы необходимо уделять большое внимание организации труда осужденных.Кроме этого, в настоящее время существует ряд проблем регулирования труда осужденных, как с правовой, так и с организационной стороны, которые не позволяют Уголовноисполнительной системе в должной мере осуществить исправление осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы.Попрежнему существует проблемный вопрос в сфере правового регулирования труда осужденных, а именно соотношение права осужденных на труд и их обязанности трудиться. В соответствии со ст. 103 УИК РФ каждый осуждённый к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Тем не менее, действующая Конституция РФ запрещает принудительный труд (ст. 37). Трудовым кодексом также запрещен принудительный труд (ст.4). Ст. 2 Конвенции Международной организации труда под «принудительным трудом» понимают всякую работу, требующуюся от какоголибо лица, под угрозой наказания. Отсюда возникает справедливый вопрос, нет ли тут противоречий УИК РФ с Конституцией РФ?[1] Ведьк осужденным, отказавшимся от работ или прекратившим работы без разрешения администрации, применяются меры взыскания. Согласно п. 6 ст. 103 УИК РФ Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращениеработы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность[2].

Уголовноисполнительное законодательство устанавливает для осужденных ряд ограничений по правам. Осужденным запрещено выполнять определенные работы, перечень которых устанавливается Правилами внутреннего распорядка исполнительных учреждений. Так, осужденных запрещается использовать на всех работах и должностях в управлениях, отделахтерриториальных органов уголовноисполнительной системы; в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений.Также не допускается труд осуждённых:по обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора, а также размещенных в запретной зоне инженерных сооружений, конструкций и коммуникаций;с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой;связанныйс учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ;с подчинением им вольнонаемных работников;Судебная практика по уголовным делам приводит немало примеров противоправных действий граждан, направленных на использование труда осуждённых и причинению им вреда. Так, 18 апреля 2011 года Кировский районный суд г. Уфы вынес приговор в отношении начальника исправительнойколонии Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан Смияна А.Д.Подсудимый Смиян А.Д., будучи начальником учреждения, исполнительной колонии использовал труд осуждённых в своих целях для строительства, ремонта жилых строений и выполнения иных хозяйственных работ на своём дачном участке. Смиян А.Д. осознавал, что его действия носят противоправный характер и что его дача не является официальным объектом исправительного учреждения для привлечения к труду осуждённых. Подсудимый давал указания осуждённым выполнять работы по вскапыванию грядок, постройки крыши сарая и установке столбов ограждения участка. К тому же, Смиян А.Д., оказал активное противодействие Башкирскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан, проводившему проверку по факту нахождения осуждённых на территории дачи.Подсудимый нарушил норму ч.1 ст. 103 УИК РФ, в которой говорится, что осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских исправительных учреждений, в организациях иных организационноправовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. В соответствии с этим суд решил признать Смияна А.Д. виновным, а также запретить ему занимать соответствующую должность.Следует подчеркнуть, что в настоящее время государство не может в полном объеме обеспечить трудом всех лиц, находящихся в местах лишения свободы, что является большой организационной проблемой, с которой государству предстоит еще бороться. Однако следует еще раз отметить, что в соответствии с российским законодательством осужденные к лишению свободы обязаны трудиться.На наш взгляд, закрепление обязанности труда осужденных в уголовноисполнительном законодательстве очень важно, так как многие ученые считают, что труд предотвращает дестабилизацию внутри исправительного учреждения. Трудовая деятельность, предотвращающая пагубное влияние безделья, в свое время и компенсирует тяготы изоляции осужденных от внешнего мира, что помогает им скоротать время отбывания наказания.Еще одним важным моментом является то, что труд в исправительных учреждениях представляет и экономический интерес. Осужденные, получающие заработную плату и пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунальнобытовых услуг и индивидуальных средств гигиены (п. 4 ст. 99 УИК РФ), что положительно сказывается на бюджете УИС РФ, поскольку на данную категорию осужденных не тратятся деньги из федерального бюджета. Иными словам осужденные сами оплачивают свое содержание в исправительном учреждении. Это так же играет большую роль и для самого учреждения, поскольку они испытываютнедостаточное финансирование из федерального бюджета, поэтому средства на свое существование они получают за счет собственного производства, развития внебюджетной деятельности [4]. В общем,говоря, экономическая цель труда для осуждённых выражается в осознании необходимости создания материальных и духовных ценностей, в возможности обеспечения функционирования деятельности исправительного учреждения, а также в накоплении средств и для устройства после отбытия наказания. Экономическиеи воспитательные цели взаимосвязаны друг с другом,они исправляют и перевоспитывают осуждённых, отбывающих наказание.В определенном смысле труд вынужденная деятельность любого человека. Но отношение осужденногок труду, отличается от его отношения к такому же роду занятости на свободе осознанием того, что он работает по приговору суда, по принуждению, в местах, определяемых органами, исполняющими наказание, а в случаях отбывания лишения свободы в местах дислокации исправительного учреждения. Такой труд порождает внутреннее сопротивление у осужденных. Это, позволяет сделать вывод о том, что воспитательные службы исполнительной колониисегодня не уделяют должного внимания функциям трудового воспитания осужденных, выработке у осужденных устойчивой привычки к труду,которая смогла бы поспособствовать позитивному формированию личности. Необходимо, чтобы осужденный понимал , что труд это не кара, не спасительное средство от безделья или способ оплаты государствусвоего содержания, а труд это ценность сама по себе.Хотелось бы отметить, что значительное негативное влияние на мотивацию осужденных к труду оказывает тот факт, что из заработка работающих осужденных производятся удержания по исковым требованиям в размере, установленном приговором суда.Удержаний может быть столько, что остается всего 25% от начисленных денег, в то время как неработающий осужденный находится на полном государственном обеспечении. Кроме того, ключевым мотивом в привлечении к труду осужденных, а также стимулом к положительному поведению являются возможности условнодосрочного освобождения. Однако в последние годы наблюдается резкое уменьшение числа осужденных, освобожденных от отбывания наказания условнодосрочно. Основной причиной такогоположения является отклонение судами ходатайств об УДО и замена не отбытойчасти наказания более мягким.Многие трудоспособные осужденные не желают работать только изза того, что при привлечении к оплачиваемому труду они теряют имеющиеся у них государственные льготы. Данная категория осужденных привлекается администрацией исполнительной колонии к неоплачиваемым работам по благоустройству ИК и прилегающих к ним территорий.Уголовноисполнительное законодательство преследует так же и социальные цели труда осужденных. Так как осужденным предоставляется возможность с помощью своей трудовой деятельности решать свои материальные проблемы, приобретать трудовой стаж, возмещать ущерб, причиненный преступлением. То есть, реализуя таким способом свои субъективные права и законные интересы, у них формируются социальные свойства и качества личности, которые дают осужденным адаптироваться к трудовой жизни после освобождения из мест лишения свободы[3].Наиболее важным условием, определяющим обязанность осужденных трудиться, является наличие возможности этот труд реализовать. Поскольку до сих пор в исправительных учреждениях все еще остается значительное количество осужденных, не привлеченных к трудовой деятельности изза нехватки рабочих мест как внутри исправительного учреждения, так и за его пределами, это остается острой проблемой.Вместе с тем нельзя не отметить существование проблемы неполной трудовой занятости, к разрешению которой необходимо подходить комплексно, аккумулируя все звенья организации труда осужденных модернизацию производственной базы ИУ, трудовое воспитание, профессиональное образование, профессиональную подготовку и переподготовку. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что правовые и организационные проблемы регулирования труда осужденных являются важнейшими в УИС РФ и требуют разрешение противоречия в законодательстве.

Ссылки на источники1.Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) (с поправками 2015 года). Российская газета от 25 декабря 1993 года. № 237. –Москва: Эксмо, 2016. –31 с.2.Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: по состоянию на 1 января 2016 г.Москва: ОмегаЛ, 2015. –499 с.3.Губенко А.В. Правовое регулирование трудовых отношений осуждённых при отбывании наказания в виде лишения свободы: учеб.пособие/ А.В. Губенко . –РостовнаДону : Юрайт, 2006, 300с.4.Лядов Э.В. Исправительные работы и применение трудового законодательства: учеб.пособие / Э.В. Лядов. Москва: Эксмо, 2007, 45с.

Вопросы защиты прав осужденных с инвалидностью, отбывающих наказание в местах лишения свободы, обсудили на Координационном совете Уполномоченных по правам человека УрФО

В Челябинске состоялся Координационный совет Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ.

Участие в его работе приняли не только Уполномоченные по правам человека из регионов федерального округа — Свердловской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра и Ямало-Ненецкого автономного округа, но и приглашены Уполномоченные по правам человека в Республике Саха (Якутия) и представитель Уполномоченного Пермского края. Возглавляет окружной Координационный совет Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова.

Тема для обсуждения заинтересовала федеральные ведомства. Для участия в Координационном совете Уполномоченных были делегированы представители сразу трех крупных структур: ФСИН России, Фонда социального страхования и медико-социальной экспертизы РФ.

Александр Леонов, заместитель начальника отдела по защите прав человека в местах принудительного содержания Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, открывая заседание, указал на необходимость продвижения идеи прав человека в местах принудительного содержания и изменения нормативно-правового акта «Нормы проектирования следственных изоляторов».

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова отметила, что последствия некачественной и несвоевременной медицинской помощи в местах лишения свободы неминуемо приводят к стойким необратимым изменениям в состоянии здоровья заключенных, которые обуславливают наступление инвалидности.

В 2017 году численность инвалидов в исправительных учреждениях Свердловской области составляла около 700 человек. Более половины из них — инвалиды третьей группы. Содержание осужденных инвалидов в колонии требует значительно больше сил и средств, чем содержание здоровых людей.

Например, в 2018 году на обеспечение 64 осужденных инвалидов специальными устройствами для передвижения и медикаментами было выделено 420 тысяч рублей.

— К сожалению, мы не можем исключить, что происходит искусственное занижение количества инвалидов в местах лишения свободы в связи с не направлением или несвоевременным направлением на освидетельствование, — сказала Татьяна Мерзлякова. — Изменение системы оказания медицинской помощи в учреждениях ФСИН необходимо как для соблюдения прав осужденных и охраны их здоровья, так и для уменьшения затрат государства на более позднем этапе, когда необратимые нарушения в состоянии здоровья пациента требуют большего количества денежных средств на лечение и реабилитацию.

Как сообщила на заседании Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Маргарита Павлова в исправительных учреждениях области находятся 17000 осужденных, из них 525 инвалидов.

Маргарита Павлова привела несколько острых примеров нарушения прав лиц с инвалидностью в местах принудительного содержания в Челябинской области. В частности, она рассказала о том, что на контроле Уполномоченного находится дело гражданина Ш., сообщившего о минировании аэропорта Анапы. Ведется следствие, во время которого инвалид с психическим заболеванием находится на территории г.Анапа, без родных и близких людей, в сопровождении адвоката.

Уполномоченный по права человека в ХМАО- Югре Наталья Стребкова отметила, что наибольший процент инвалидов из числа страдающих туберкулезом и ВИЧ. Причем многие из них данное заболевание приобрели в местах лишения свободы.

Наталья Стребкова также обратила внимание на смертность лиц в УИС, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью. Таким лицам также необходимо оказывать содействие МСЧ в своевременном направлении их документов в МСЭ для установления инвалидности и не затягивать до смертельных случаев с подготовкой документов в суд на освобождение от отбывания наказания по состоянию здоровья.

Еще одной проблемой является невозможность оказания помощи инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе, которые, в силу имеющегося заболевания, не могут самостоятельно прибыть к месту отбывания наказания.

В частности, Наталья Стребкова привела пример, когда осужденный получил травму и имеет другие заболевания, ухудшающие состояние здоровья, в связи с чем не может самостоятельно прибыть в исправительное учреждение, этому человеку требуется посторонний уход. По данному заболеванию осужденный может быть представлен к освобождению от отбывания наказания, но нормами законодательства установлено, что осужденный должен прибыть в исправительное учреждение, получить заключение МСЧ ФСИН России и только после этого по представленному медицинскому заключению в суд он может быть освобожден от отбывания наказания по состоянию здоровья (Постановление №54).

Проблему перевозки больных открытой формой туберкулеза, нарушение санитарных норм в медсанчастях ФСИН на территории Тюменской области поднял Сергей Миневцев, Уполномоченный по права человека в Тюменской области.

Уполномоченными по правам человека в Республике Саха (Якутия) Сарданой Гурьевой и в Ямало-Ненецком автономном округе Анатолием Саком была отмечена низкая трудозанятость инвалидов и их профессиональная переподготовка.

Всеми правозащитниками были отмечены проблемы в предоставлении медицинской помощи лицам с инвалидностью, обеспечении безбарьерной среды, техническими средствами реабилитации, лекарственными препаратами.

По итогам Координационного совета будет разработана резолюция, которую направят Уполномоченному по правам человека в РФ и в заинтересованные ведомства.

Проблемы регулирования и реализация прав осужденных при исполнении наказания в виде лишения свободы Кашоида Вячеслав Валерьевич

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Кашоида Вячеслав Валерьевич. Проблемы регулирования и реализация прав осужденных при исполнении наказания в виде лишения свободы : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.08 : Краснодар, 2000 221 c. РГБ ОД, 61:01-12/403-1

Содержание к диссертации

Глава 1. Историко-правовое развитие прав осужденных в России 12

§ 1. Понятие, особенности и виды основных закрепленных в Конституции, уголовном и уголовно-исполнительном за конодательстве прав осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях при исполнении наказания 12

§ 2. Исторические аспекты развития в России института прав осужденных к лишению свободы 36

Глава 2. Проблемы реализации прав осужденных, их гарантии в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы 68

§ 1. Правовая база ограничений прав осужденных к лишению свободы, содержащихся в исправительных учреждениях при исполнении наказания 68

§ 2. Проблемы регулирования и реализации личных прав осужденных при исполнении наказания в виде лишения свободы 86

§ 3. Нормативное регулирование и реализация социально- экономических прав осужденных 128

§ 4. Особенности регулирования и реализации политических и культурных прав осужденных 147

§ 5. Гарантии основных прав осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях 164

Список использованной литературы 198

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. В последние годы в российском обществе возросло значение социально-правовых ценностей, среди которых на первое место ставятся права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации). В основных международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.), а также в Конституции Российской Федерации (ст. 20-22) в числе фундаментальных человеческих благ закреплены жизнь, свобода, достоинство личности, личная неприкосновенность и другие права и свободы человека и гражданина.

Однако признанию перечисленных прав в качестве высших социальных ценностей явно не соответствует степень их регламентирования в российском законодательстве, и прежде всего это касается правомерности лишения и ограничения конституционных прав, в наибольшей мере допускаемых в отношении лиц, лишенных свободы по приговору суда. В правовых актах России не определены ключевые понятия «жизнь», «свобода», «достоинство личности», «личная неприкосновенность». В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве России недостаточно отражены, в частности, вопросы содержания наказания в виде лишения свободы, правового положения осужденных, охраны и защиты их основных прав и свобод. Значительная часть ограничений конституционных прав осужденных по-прежнему вытекает из режима содержания, а не регулируется нормативно-правовыми актами. В уголовно-исполнительном праве до сих пор преобладает позиция, согласно которой изоляция рассматривается как общезапре-тительая норма, когда многие правоограничения объясняются «фактическим» нахождением осужденных в местах лишения свободы.

Достоинство личности и личная неприкосновенность, не являясь объ ектами уголовного наказания, при исполнении лишения свободы фактически ограничиваются, однако в законодательстве данные вопросы отражены недостаточно. Такое положение не соответствует духу и требованиям правового государства, принятым Россией обязательствам в связи с вступлением в Совет Европы, не обеспечивает в должной мере гарантий конституционных прав осужденных. Кроме того, по степени ограничений прав человека в местах лишения свободы во многом определяется состояние правосознания и демократии в обществе1.

Указанные обстоятельства во многом обусловили обращение диссертанта к проблеме правового регулирования основных прав человека в местах лишения свободы.

Степень научной разработанности темы. Общетеоретические подходы к понятию жизни, свободы, достоинства, неприкосновенности и других социальных благ, соответствующих конституционных прав, их содержание, признаки, сущность, а также общие вопросы правомерности лишения и ограничения прав на указанные блага изложены в научных трудах таких философов и правоведов, как Э.А. Араб-оглы, СИ. Дементьева, В.П. Голубенко, М.И. Ковалев, А.И. Козулин, Р.С. Косолапов, В.А. Кучинский, И.И. Лога-нов, Е.А. Лукашева, М.Н. Малеина, Г.В. Мальцев, А.В. Малько, М.П. Ме-лентьев, Л.С. Мамут, Н.И. Матузов, B.C. Нерсесянц, К.А. Новиков, В.Ф. Пар-кин, В.А. Патюлин, И.Л. Петрухин, Н.А. Придворов, Л.К. Рафиева, И.В. Ростовщиков, Ф.М. Рудинский, В.Н. Самченко, И.Е. Фарбер, Н.Е. Шлайфер, В.М. Чхиквадзе. Изложенные в этих трудах научные концепции были положены автором в основу теоретического обоснования проблемы регулирования конституционных прав осужденных, содержащихся в местах лишения свободы.

Диссертантом изучены работы известных советских и российских уче-ных-пенитенциаристов Ю.М. Антоняна, А.А. Беляева, В.А. Елеонского,

1 Белая книга России. Франкфурт-на-Майне, 1994. С. 121.

А.И. Зубкова, М.П. Мелентьева, А.С. Михлина, А.Е. Наташева, И.С. Ноя, А.Л. Ременсона, В.И. Селиверстова, Н.А. Стручкова, Б.С. Утевского, В.А. Уткина, В.А. Фефелова, Е.Г. Ширвиндта, И.В. Шмарова и др., в которых разработаны основы теории и принципы уголовно-исполнительного права, рассмотрены различные аспекты правового положения осужденных и другие важнейшие институты, послужившие концептуальной и методологической основой при исследовании проблем правового регулирования ограничений конституционных прав человека в уголовно-исполнительном законодательстве.

Отдельные вопросы теории и практики исполнения наказания в виде лишения свободы, связанные с темой диссертации, исследовались О.И. Ба-жановым, А.И. Васильевым, СИ. Дементьевым, В.В. Гераниным, Э.А. Говорухиным, М.А. Ефимовым, А.С. Канунником, Р.С. Маковиком, А.В. Масли-хиным, М.П. Мелентьевым, С.Н. Пономаревым, А.А. Рябининым, А.Ф. Сизым, Ф.Р. Сундуровым, К.Б. Толкачевым, Г.А. Тумановым, И.В. Упоровым, В.Е. Южаниным и другими авторами. Для обоснования своих выводов и предложений использовались произведения российских юристов и писателей прошлого времени Ф.М. Достоевского, Н.М. Коркунова, Т.М. Лопато, Л.А. Мелыпина (Якубовича), СВ. Познышева, Н.Д. Сергеевского, И.Я. Фой-ницкого, Г.Ф. Шершеневича, Н.М. Ядринцева и др.

Вместе с тем в литературе отсутствуют монографические работы по комплексному исследованию правового регулирования конституционных прав человека применительно к лицам, содержащимся в исправительных учреждениях, и их соотношения с Уголовно-исполнительным кодексом РФ. Научные разработки носят фрагментарный характер, из рассматриваемых социальных ценностей определенное внимание уделяется регламентации отдельных составляющих свободы, тогда как права на достоинство личности, личную неприкосновенность, охрану здоровья осужденных остаются малоисследованными.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом научных исследований автора являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционных прав в уголовно-исполнительном законодательстве осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.

Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих права осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, на свободу, достоинство личности, личную неприкосновенность и другие социальные ценности, которые прямо закреплены в Конституции Российской Федерации и уголовно-исполнительном законодательстве в качестве фундаментальных прав человека в России, а также практика их применения в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании комплексного подхода в сочетании с уголовно исполнительным законодательством к решению проблемы правового регулирования, реализации и гарантий конституционных прав осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, исходя из признания свободы, достоинства личности, личной неприкосновенности и других благ в качестве высших социальных ценностей, закрепленных в международно-правовых документах по правам человека и Конституции Российской Федерации, в выработке соответствующих предложений по совершенствованию Уголовно-исполнительного кодекса РФ и других пенитенциарных нормативно-правовых актов, направленных на более точное правовое регулирование конституционных прав и свобод осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, а также в разработке предложений по совершенствованию деятельности исправительных учреждений в сфере обеспечения конституционных прав осужденных.

Для достижения указанных целей были поставлены следующие исследовательские задачи:

определение понятия конституционных прав человека как разновидности субъективных прав на важнейшие социальные блага в виде свободы, достоинства личности и личной неприкосновенности и др.;

исследование роли конституционных прав в уголовно-исполнительном законодательстве, а также в определении правового статуса осужденных к лишению свободы;

изучение исторических аспектов развития уголовно-исполнительных норм, регулирующих правовое положение лиц, отбывающих наказания, связанные с лишением свободы;

анализ норм уголовного и уголовно-исполнительного права, регламентирующих ограничения и реализацию конституционных прав осужденных и их права, предусмотренные в уголовно-исполнительном законодательстве России, в период отбывания наказания в исправительных учреждениях;

разработка и определение правовых гарантий, способствующих реализации конституционных прав, и механизма реализации прав осужденных, предусмотренных в УИК РФ в период отбывания наказания в исправительных учреждениях;

выработка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования конституционных прав осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве и практики деятельности исправительных учреждений по их обеспечению.

Методология и методика исследования. Методология диссертационного исследования основывалась на принципах диалектического материализма как всеобщего метода познания. В ходе исследования использовались частнонаучные методы: исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системного анализа. Эмпирическая база создавалась посредством опроса и интервьюирования осужденных и сотрудников в колониях общего, строгого и особого режима в Краснодарском крае, Республике Ады гея и Ростовской области (всего опрошено было 800 осужденных и 280 работников исправительных учреждений, изучено 168 материалов надзорного производства прокуратуры), а также изучения официальных документов Комиссии по правам человека при Президенте РФ, ГУИН МЮ РФ. В работе использовались также эмпирические данные, полученные исследованиями Ю.М. Антоняна, СИ. Дементьева, М.П. Мелентьева, В.И. Селиверстова, Ф.Р. Сундурова. К.Ш. Садреева, И.В. Шмарова и других ученых. По рассматриваемым проблемам использованы соответствующие философские положения, достижения теории права и государства, теории конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного и других отраслей права.

Нормативную базу исследования составили международно-правовые документы по правам человека, Конституция Российской Федерации, Гражданский, Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы, другие конституционные и федеральные законы, подзаконные правовые акты в сфере исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. В работе использовались положения Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (на период до 2005 года)

Научная новизна исследования. Диссертационное исследование представляет собой первое монографическое исследование проблем, связанных с правовым регулированием в уголовно-исполнительном законодательстве конституционных прав осужденных, содержащихся в местах лишения свободы и ограничением этих прав, а также их гарантий. Автором поставлены и разработаны вопросы, которые ранее не являлись предметом комплексного исследования, в частности, соотношение Конституции Российской Федерации с Уголовно-исполнительным кодексом РФ относительно регулирования и реализации прав осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы, а также впервые проведено историко-правовое исследование правового статуса лиц, осуждаемых к наказаниям, связанным с лишением свободы, что позволило автору более точно обосновать дефиницию кон ституционных прав осужденных применительно к настоящему времени. В работе подробно раскрываются вопросы правовой регламентации конституционных прав осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве на достоинство личности, личной неприкосновенности и другие высшие социальные ценности — эта сфера также еще не была предметом специальных научных исследований.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Правовая регламентация конституционных прав человека в уголовно-исполнительном законодательстве России не нашла полного отражения.

2. Объектом уголовного наказания является только жизнь и свобода; достоинство личности и личная неприкосновенность, не будучи объектом наказания, при реализации лишения свободы также ограничивается, причем объективно, неизбежно, что можно считать «сопутствующими» негативными последствиями (для осужденных) этого вида наказания.

3. Ни в одном правовом акте не раскрываются понятия «свобода», «достоинство личности», «личная неприкосновенность».

4. В правовом институте ограничений конституционных прав лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, отсутствуют необходимые логические переходы от норм международного и конституционного права к нормам уголовно-правового комплекса, а в его рамках от норм уголовного права к нормам уголовно-исполнительного права.

5. В уголовно-исполнительном праве не обнаруживается системности норм дозволяющего, предписывающего и обязывающего характера.

6. Правовое значения изоляции законодательно не определено.

7. Предлагается укрепление уголовно-исполнительных гарантий конституционных прав осужденных: более подробное регулирование процессуальных сторон обжалования осужденными действий и решений администрации исправительного учреждения; введение норм, предусматривающих конкретные виды ответственности должностных лиц исправительных учрежде ний в случае нарушения прав осужденных; приведение в соответствие с Законом РФ «Об общественных объединениях» норм уголовно-исполнительного права в части осуществления общественного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений и др.

8. Предлагается внести изменения и дополнения в УК РФ к определению понятия «лишение свободы».

9. Предлагается внести изменения и дополнения в УИК РФ, в частности в ст. 82 ввести понятие «обыск», «досмотр», которые регламентируются в ведомственных актах; в ст. 120-131 главы 16 «Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов», а также в главах 14 и 15 дополнение: слова «неприкосновенность личности», «ограничения этих прав оформляются юридическими документами».

10. В качестве приложения к УИК РФ ввести «Кодекс взаимоотношений администрации с осужденными».

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в научном обосновании современного подхода к решению актуальной проблемы — реализации конституционных прав человека в уголовно-исполнительном законодательстве — и механизма их реализации в исправительных учреждениях, что потребовало глубокой разработки содержания и сущности конституционных прав, форм и способов закрепления конституционных прав осужденных на свободу, достоинство личности и личную неприкосновенность и другие важнейшие социальные блага в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве. Результаты диссертационного исследования по нашему мнению представляют интерес для науки конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного права, теории государства и права.

Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические обобщения, выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для совершенствования уголовного и уголовно исполнительного законодательства с целью приведения их в соответствие с общепризнанными принципами и международными стандартами обращения с осужденными, а также в укреплении законности во время исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, прежде всего в реализации конституционных прав осужденных, и повышении эффективности обучения при подготовке кадров для уголовно-исполнительной системы. Материалы диссертации могут использоваться в юридических вузах при изучении курсов уголовного и уголовно-исполнительного права.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации доводились автором до научной общественности в выступлениях на конференциях и семинарах в Краснодаре, Ростове-на-Дону и других городах. Концепция диссертации и отдельные вопросы отражены в четырех опубликованных работах общим объемом 4,8 печатных листа.

Материалы диссертации используются при проведении занятий с работниками исправительных учреждений УИН Министерства юстиции России в Краснодарском крае и Республике Адыгея, а также в учебном процессе вузов МВД России (акты внедрения прилагаются к диссертации).

Структура и содержание диссертационного исследования определены предметом исследования, его целями и задачами, а также авторской концепцией. Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Проблемы права на информацию осужденных отбывающих наказания

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

АР
К314 Кашоида, В. В. (Вячеслав Валерьевич).
Проблемы регулирования и реализации прав осужденных при
исполнении наказания в виде лишения свободы :Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата
юридических наук. 12.00.08 — Уголовное право и криминология
; Уголовно-исполнительное право /В. В. Кашоида ; Науч. рук.
Г. М. Меретуков. -Краснодар,2000. -23 с.-Библиогр. : с. 22
— 23.4. ссылок
70,00 руб. Материал(ы):

    Проблемы регулирования и реализации прав осужденных при исполнении наказания в виде лишения свободы.
    Кашоида, В. В.

Кашоида, В. В.
Проблемы регулирования и реализации прав осужденных при исполнении наказания в виде лишения свободы :Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В последние годы в российском обществе возросло значение социально-правовых ценностей, среди которых на первое место ставятся права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации). В основных международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.), а также в Конституции Российской Федерации (ст. 20-22) в числе фундаментальных человеческих благ закреплены жизнь, свобода, достоинство личности, личная неприкосновенность и другие права и свободы человека и гражданина.

В правовых актах России не определены ключевые понятия «жизнь», «свобода», «достоинство личности», «личная неприкосновенность». В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве России недостаточно отражены, в частности, вопросы содержания наказания в виде лишения свободы, правового положения осужденных, охраны и защиты их основных прав и свобод. Значительная часть ограничений конституционных прав осужденных по-прежнему вытекает из режима содержания, а не регулируется нормативно-правовыми актами. В уголовно-исполнительном праве до сих пор преобладает позиция, согласно которой изоляция рассматривается как общезапретительная норма, когда многие правоограничения объясняются «фактическим» нахождением осужденных в местах лишения свободы.

Достоинство личности и личная неприкосновенность, не являясь объектами уголовного наказания, при исполнении лишения свободы фактически ограничиваются, однако в законодательстве данные вопросы отражены недостаточно. Такое положение не соответствует духу и требованиям правового государства, принятым Россией обязательствам в связи с вступлением в Совет Европы, не обеспечивает в должной мере гарантий конституционных прав осужденных.

Указанные обстоятельства во многом обусловили обращение диссертанта к проблеме правового регулирования основных конституционных прав человека в местах лишения свободы.

Степень научной разработанности темы. Общетеоретические подходы к понятию жизни, свободы, достоинства, неприкосновенности и других социальных благ, соответствующих конституционных прав, их содержание, признаки, сущность, а также общие вопросы правомерности лишения и ограничения прав на указанные блага изложены в научных трудах таких философов и правоведов, как Э.А. Араб-оглы, В.П. Голубенко, М.И. Ковалев, А.И. Козулин, Р.С. Косолапов, В.А. Кучинский, И.И. Логанов, Е.А. Лукашева, М.Н. Малеина, Г.В. Мальцев, А.В. Малько, Л.С. Мамут, Н.И. Матузов, B.C. Нерсесянц, К.А. Новиков, В.Ф. Паркин, В.А. Патюлин, И.Л. Петрухин, Н.А. Придворов, Л.К. Рафиева, И.В. Ростовщиков, Ф.М. Рудинский, В.Н. Самченко, И.Е. Фарбер, Н.Е. Шлайфер, В.М. Чхиквадзе. Изложенные в этих трудах научные концепции были положены автором в основу теоретического обоснования проблемы регулирования конституционных прав осужденных, содержащихся в местах лишения свободы.

Диссертантом изучены работы известных советских и российских ученых-пенитенциаристов Ю.М. Антоняна, А.А. Беляева, В.А. Елеонского, А.И. Зубкова, М.П. Мелентьева, А.С. Михлина, А.Е. Наташева, И.С. Ноя, А.Л. Ременсона, В.И. Селиверстова, Н.А. Стручкова, Б.С. Утевского, В.А. Уткина, В.А. Фефелова, Е.Г. Ширвиндта, И.В. Шмарова и др., в которых разработаны основы теории и принципы уголовно-исполнительного права, рассмотрены различные аспекты правового положения осужденных и другие важнейшие институты, послужившие концептуальной и методологической основой при исследовании проблем правового регулирования ограничений конституционных прав человека в уголовно-исполнительном законодательстве.

Отдельные вопросы теории и практики исполнения наказания в виде лишения свободы, связанные с темой диссертации, исследовались О.И. Бажановым, А.И. Васильевым, В.В. Гераниным, Э.А. Говорухиным, М.А. Ефимовым, А.С. Канун-

ником, P.C. Маковиком, А.В. Маслихиным, С.Н. Пономаревым, А.А. Рябининым, А.Ф. Сизым, Ф.Р. Сундуровым, К.Б. Толкачевым, Г.А. Тумановым, И.В. Упоровым, В.Е. Южаниным и другими авторами. Для обоснования своих выводов и предложений использовались произведения российских юристов и писателей прошлого времени Ф.М. Достоевского, Н.М. Коркунова, Т.М. Лопато, Л.А. Мелыиина (Якубовича), С.В. Познышева, Н.Д. Сергеевского, И.Я. Фойницкого, Г.Ф. Шершеневича, Н.М. Ядринцева и др.

Вместе с тем в литературе отсутствуют монографические работы по комплексному исследованию правового регулирования конституционных прав человека применительно к лицам, содержащимся в исправительных учреждениях, и их соотношения с Уголовно-исполнительным кодексом РФ. Научные разработки носят фрагментарный характер, из рассматриваемых социальных ценностей определенное внимание уделяется регламентации отдельных составляющих свободы, тогда как права на достоинство личности, личную неприкосновенность, охрану здоровья осужденных и другие остаются малоисследованными.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом научных исследований автора являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционных прав осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях. Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих права осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, на свободу, достоинство личности, личную неприкосновенность и другие социальные ценности, которые закреплены в Конституции Российской Федерации в качестве фундаментальных прав человека в России, а также практика их применения в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании комплексного подхода к решению проблемы правового регулирования, реализации и гарантий конституционных прав осужденных, отбывающих наказание в ис-

правительных учреждениях, в выработке соответствующих предложений по совершенствованию Уголовно-исполнительного кодекса РФ и других пенитенциарных нормативно-правовых актов, направленных на более точное правовое регулирование конституционных прав и свобод осужденных, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, а также в разработке предложений по совершенствованию деятельности исправительных учреждений в сфере обеспечения конституционных прав осужденных.

Для достижения указанных целей были поставлены следующие исследовательские задачи:

определение понятия конституционных прав человека как разновидности субъективных прав на важнейшие социальные блага в виде свободы, достоинства личности и личной неприкосновенности и др.;

исследование роли конституционных прав в определении правового статуса осужденных к лишению свободы;

изучение исторических аспектов развития уголовно-исполнительных норм, регулирующих правовое положение лиц, отбывающих наказания, связанные с лишением свободы;

анализ норм уголовного и уголовно-исполнительного права, регламентирующих ограничения и реализацию конституционных прав осужденных в период отбывания наказания в исправительных учреждениях;

разработка и определение правовых гарантий, способствующих реализации конституционных прав, и механизма реализации прав осужденных, предусмотренных в УИК РФ в период отбывания наказания в исправительных учреждениях;

выработка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования конституционных прав осужденных и практики деятельности исправительных учреждений по их обеспечению.

Методология и методика исследования. Методология диссертационного исследования основывалась на принципах диалектического материализма как всеобщего метода познания. В ходе исследования использовались частнонаучные методы: исторический, формально-логический, сравнительно-

правовой, системного анализа. Эмпирическая база создавалась посредством опроса и интервьюирования осужденных и сотрудников в колониях общего, строгого и особого режимов в Краснодарском крае, Республике Адыгея и Ростовской области (всего было опрошено 800 осужденных, 280 работников в исправительных учреждениях этих регионов и изучено 168 материалов надзорного производства прокуратуры), атакже изучения официальных документов Комиссии по правам человека при Президенте РФ, ГУИН МЮ РФ. В работе использовались также эмпирические данные, полученные исследованиями Ю.М. Антоняна, М.П. Мелентьева, В.И. Селиверстова,.Ф.Р. Сундурова. К.Ш. Садреева, И.В. Шмарова и других ученых. По рассматриваемым проблемам использованы соответствующие философские положения, достижения теории права и государства, теории конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного и других отраслей права.

Нормативную базу исследования составили международно-правовые документы по правам человека, Конституция Российской Федерации, Гражданский, Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы, другие конституционные и федеральные законы, подзаконные правовые акты в сфере исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. В работе использовались положения Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (на период до 2005 года).

Научная новизна исследования. Диссертационное исследование представляет собой первое монографическое исследование проблем, связанных с правовым регулированием конституционных прав осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, ограничением этих прав, а также их гарантий. Автором поставлены и разработаны вопросы, которые ранее не являлись предметом комплексного исследования, в частности, соотношение Конституции Российской Федерации с УИК РФ относительно регулирования и реализации прав осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы. Впервые проведено историко-правовое исследование правового статуса лиц, осуждаемых к наказаниям, связанным с лишением свободы, что позволило автору более точно обосно-

вать дефиницию конституционных прав осужденных применительно к настоящему времени. В работе подробно раскрываются вопросы правовой регламентации конституционных прав осужденных на достоинство личности, личную неприкосновенность и другие высшие социальные ценности — эта сфера также еще не была предметом специальных научных исследований.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Правовая регламентация конституционных прав человека в уголовно-исполнительном законодательстве России не нашла полного отражения.

2. Объектом уголовного наказания является только жизнь и свобода; достоинство личности и личная неприкосновенность, не будучи объектом наказания, при реализации лишения свободы также ограничивается, причем объективно, неизбежно, что можно считать «сопутствующими» негативными последствиями (для осужденных.) этого вида наказания.

3. Ни в одном правовом акте не раскрываются понятия «свобода), «достоинство личности», «личная неприкосновенность».

4. В правовом институте ограничений конституционных прав лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, отсутствуют необходимые логические переходы от норм международного и конституционного права к нормам уголовно-правового комплекса, а в его рамках от норм уголовного права к нормам уголовно-исполнительного права.

5. В уголовно-исполнительном праве не обнаруживается системности норм дозволяющего, предписывающего и обязывающего характера.

6. Правовое значение изоляции законодательно не определено.

7. Предлагается укрепление уголовно-исполнительных гарантий конституционных прав осужденных: более подробное регулирование процессуальных сторон обжалования осужденными действий и решений администрации исправительного учреждения; введение норм, предусматривающих конкретные виды ответственности должностных лиц исправительных учреждений в случае нарушения прав осужденных; приведение в

соответствие с Законом РФ «Об общественных объединениях» норм уголовно-исполнительного права в части осуществления общественного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений и др.

8. Предлагается внести изменения и дополнения в УК РФ к определению понятия «лишение свободы».

9. Предлагается внести изменения и дополнения в УИК РФ, в частности, в ст. 82 ввести понятия «обыск», «досмотр», которые регламентируются в ведомственных актах; ст. 120-131 главы 16 «Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов», а также главы 14 и 15 дополнить словами «неприкосновенность личности», «ограничения этих прав оформляются юридическими документами».

10. В качестве приложения к УИК РФ ввести «Кодекс взаимоотношений администрации с осужденными».

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в научном обосновании современного подхода к решению актуальной проблемы -реализации конституционных прав человека в уголовно-исполнительном законодательстве — и механизма их реализации в исправительных учреждениях, что потребовало глубокой разработки содержания и сущности конституционных прав, форм и способов закрепления конституционных прав осужденных на свободу, достоинство личности и личную неприкосновенность и другие важнейшие социальные блага в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве. Результаты диссертационного исследования, по нашему мнению, представляют интерес для науки конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного права, теории государства и права.

Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические обобщения, выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства с целью приведения их в соответствие с общепризнанными принципами и международными стандартами обра-

щения с осужденными, а также в укреплении законности во время исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, прежде всего в реализации конституционных прав осужденных и повышении эффективности обучения при подготовке кадров для уголовного и уголовно-исполнительного права.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации доводились автором до научной общественности в выступлениях диссертанта на конференциях и семинарах в Краснодаре, Ростове-на-Дону и других городах. Концепция диссертации и отдельные вопросы отражены в четырех опубликованных работах общим объемом 4,8 печатных листа.

Материалы диссертации используются при проведении занятий с работниками исправительных учреждений УИН Министерства юстиции России в Краснодарском крае и Республике Адыгея, а также в учебном процессе вузов МВД России (акты внедрения прилагаются к диссертации).

Структура и содержание диссертационного исследования определены предметом исследования, его целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность избранной темы, объект, предмет, цель и задачи исследования, определяются методология и методика исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования и апробация результатов исследования.

Первая глава «Историко-правовое развитие нрав осужденных в России» состоит из двух параграфов.

Первый параграф «Понятие, особенности и виды основных закрепленных в Конституции, уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве прав осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях при исполнении наказания» содержит как общие теоретико-правовые

вопросы конституционных прав, так и положения применительно к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях. Отмечается, в частности, что в юридической литературе нет единого подхода к дефиниции конституционных прав. По мнению М.В. Баглая и Б.Н. Габричидзе, под конституционными правами и свободами следует понимать «наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту»[1]. А.А. Анферов полагает, что содержание конституционных прав должно определять прежде всего наиболее важные условия существования и развития[2]. Вместе с тем указанные определения, на наш взгляд, недостаточно полно отражают сущность рассматриваемого института. В этой связи необходимо выделить в нем два аспекта.

Суть первого аспекта — правового — заключается в том, что конституционные права находят свое закрепление в первую очередь в основном законе государства, т. е. в Конституции. Этой категории прав посвящена практически вся вторая глава Конституции Российской Федерации (ст. 17-64). Обратим внимание на то обстоятельство, что перечень конституционных прав достаточно ограничен. Эти права классифицируются в юридической литературе по различным критериям[3]. В контексте рассматриваемой проблематики представляется необходимым выделить следующие блоки конституционных прав: личные конституционные права; социально-экономические конституционные права; политические конституционные права; культурные конституционные права. Указанные конституционные права в той или иной мере реализуются и осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях.

Второй аспект института конституционных прав — методологический — заключается в том, что Конституция Российской Федерации 1993 г . впервые в истории российского конституционализма выделяет неотчуждаемые конституционные права. В данной сфере еще много неразработанных вопросов, поскольку неотчуждаемые права на официальном (конституционном) уровне в нашей стране провозглашены сравнительно недавно (в советских конституциях об этой категории прав далее не упоминалось, а в монархический период, как известно, об этом не могло быть и речи). И тем более это касается уголовно-исполнительной системы, где предусматривается наибольший объем правомерного ограничения прав лиц, подвергнутых наказанию в виде лишения свободы.

Второй параграф «Исторические аспекты развития в России института прав осужденных к лишению свободы» посвящен ретроспективному анализу правового положения лиц, осуждаемых к лишению свободы. Подчеркивается, что институт конституционных прав осужденных к лишению свободы в России начинает формироваться достаточно поздно. Сначала это происходит на доктринальном уровне — в ряде научных работ 1970-х гг. начинают выделяться и рассматриваться конституционные права лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях. И, наконец, в УИК РФ 1997 г . впервые применительно к отбывающим лишение свободы появляется ссылка на конституционные нормы.

Вместе с тем отдельные положения, касающиеся конституционных прав лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы, содержались в правовых актах различных исторических эпох.

Переломным рубежом развития института правового положения лишенных свободы в новейшей истории России считается 1992 г ., когда были приняты принципиальные изменения в ИТК РСФСР, во многом отвечающие демократическому направлению развития, которое избрала Россия; многие из необоснованных запретов и ограничений в отношении осужденных были сняты (при этом в разработке соответствующего зако-

нопроекта активное участие принимали российские правозащитные организации). Практически все эти нововведения оказались в итоге в УИК РФ 1997 г . и других актах, регулирующих реализацию наказания в виде лишения свободы, которые в дальнейшем будут подробно проанализированы.

Во второй главе «Проблемы реализации прав осужденных, их гарантии в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы» рассматриваются вопросы правового регулирования конституционных прав осужденных. Глава содержит четыре параграфа.

В первом параграфе «Правовая база ограничения прав осужденных к лишению свободы, содержащихся в исправительных учреждениях при исполнении наказания» дается анализ основных нормативно-правовых актов, регламентирующих ограничения конституционных прав осужденных. В работе указывается, что акцент на ограничении прав осужденных сделан потому, что за пределами этих ограничений они обладают всеми правами наравне со свободными гражданами. Отмечается, что конституционные права человека по общему правилу неприкосновенны (ст. 17 Конституции РФ). Однако общественные отношения складываются таким образом, что в некоторых случаях лишение либо ограничение этих прав необходимо. Наиболее многочисленную категорию лиц, в отношении которых государство допускает правомерное уменьшение объема конституционных прав, составляют осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях. Характер и степень этих ограничений имеют весьма большое значение, они решающим образом регламентируют реализацию конституционных прав человека в местах лишения свободы.

Рассмотрение ограничений конституционных прав лиц, лишенных свободы, осуществляется автором посредством анализа комплексов соответствующих правовых норм, способов их изложения и принципов регулирования в следующих правовых документах: 1) международно-правовые акты по правам человека; 2) Конституция Российской Федерации; 3) уголовное законодательство; 4) уголовно-исполнительное законодатель-

ство; 5) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными; 6) иные правовые акты.

В последующих (втором, третьем и четвертом) параграфах второй главы (нормативное регулирование и реализация личных, социально-экономических, политических и культурных конституционных прав осужденных) подробно англизируются вопросы правовой регламентации и реализации основных конституционных прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы. К личным конституционным правам следует отнести право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), право на достоинство личности (ст. 21), право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23), право личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право определять национальную принадлежность (ст. 26), право на свободу передвижения (ст. 27), право на свободу совести и вероисповедания (ст. 28). Целесообразно объединить эти права осужденных к лишению свободы в следующие блоки: права на жизнь, на достоинство личности, на личную неприкосновенность, на личную свободу — и в этих рамках рассмотреть все указанные выше конституционные права осужденных и их ограничения в местах лишения свободы. При этом наибольшее внимание уделено правам на достоинство личности и личную неприкосновенность, которые, по нашему мнению, наиболее актуальны и одновременно в наименьшей степени освещены в научной литературе.

Наказывая за совершенное преступление, государство не ставит при этом цели унизить человеческое достоинство. Данное положение закреплено в нормах уголовного (ст. 7 УК РФ) и уголовно-исполнительного (ст. 3, 12 УИК РФ) законодательства. Однако при реализации наказания в виде лишения свободы достоинство личности в определенной степени все же неизбежно ущемляется. На это обстоятельство указывали А.И. Васильев, В.Б. Малинин, И.С. Ной, Ю.М. Антонян и др. При этом подчеркивается, что ущемление достоинства прямо следует из тех физических и нравственных страданий, причинение которых представляет собой неотъемлемое свойство

наказания в виде лишения свободы, без которого оно теряет свой смысл (И.С. Ной). Признание этого положения имеет принципиальное значение, оно позволяет не уклоняться от изучения данной проблемы, прикрываясь законодательной формулировкой об отсутствии цели унижения человеческого достоинства, а, напротив, тщательно исследовать факторы, влияющие на степень ограничения достоинства и тем самым способствовать приведению их в соответствие с требованиями социальной справедливости, а также принципов рационального применения принудительных средств и стимулирования право-послушного поведения.

В частности, достоинство определенным образом принижается при личном обыске осужденных. Обыск как причину, по которой испытывается унижение достоинства, отметили 79% опрошенных нами осужденных в колониях общего и строгого режимов. Однако в юридической литературе институту обысков осужденных в местах лишения свободы уделяется явно недостаточно внимания. Обычно они рассматриваются как одно из средств профилактики правонарушений и укрепления режима. Против этого возражений нет, но сама процедура обыска и соответствующая правовая регламентация остаются, как правило, вне поля зрения. Между тем здесь имеется ряд вопросов, требующих своего разрешения. Содержание понятия «обыск» в уголовно-исполнительном праве не определяется; в законе лишь допускается возможность их проведения, а также указывается, что они должны проводиться лицами одного пола (ст. 82 УИК РФ, ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). Однако обыск, являясь комплексным вторжением в личность (ограничивает физическую неприкосновенность, создает моральные переживания), требует, на наш взгляд, подробного обоснования именно в законе, а не в подзаконном ведомственном акте, как это имеет место р настоящее время. Рассматриваются и другие факторы, принижающие достоинство личности осужденного во время отбывания наказания (плохие жилищные условия, единообразная одежда, внешний вид исправительных учреждений и др.). В таком же методологи-

ческом ключе рассматриваются и другие личные права осужденных к лишению свободы.

К социально-экономическим конституционным правам в соответствии с принятой нами классификацией относятся право на свободу экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), право на частную собственность (ст. 35), право на труд (ст. 37), право на защиту материнства и детства (ст. 38), право на социальное обеспечение (ст. 39), право на жилище (ст. 40), право на охрану здоровья (ст. 41, 42), право на образование (ст. 43). Указывается, что в отношении всех без исключения осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, действуют .государственные гарантии по охране их здоровья (ст. 41 Конституции РФ). Согласно ч. 6 ст. 12 УИК РФ «осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения». Более того, в части конституционного права на охрану здоровья по ряду аспектов осужденные имеют определенные преимущества перед свободными гражданами. Так, во многих исправительных учреждениях, особенно в тех, которые расположены в крупных городах, медицинские части по оснащенности медицинским оборудованием, обеспеченности лекарствами и квалификации медицинских работников превосходят, и подчас значительно, районные общегражданские поликлиники и больницы, особенно это заметно в последние годы. Такое положение сложилось, по нашему мнению, в результате действия следующих факторов. Во-первых, в городской местности проще решаются вопросы снабжения медицинских учреждений необходимым оборудованием и лекарствами. Во-вторых, в 70-х — начале 80-х гг., когда исправительно-трудовая система в нашей стране имела мощный экономический потенциал, многие исправительные учреждения смогли за счет получаемой прибыли построить отдельные здания медицинских частей и соответственно оснастить их, в том числе импортным оборудованием. В-третьих, медработники в УИС имеют немалые льго-

ты по оплате труда и другим социальным гарантиям, что позволяет привлекать для работы в исправительных учреждениях квалифицированных врачей, фельдшеров и медсестер. В-четвертых, исправительным учреждениям легче найти спонсоров, чем обычным поликлиникам и больницам, поскольку в каждом регионе исправительных учреждениях немного и они пользуются в силу специфики повышенным вниманием общественности.

Возникает вопрос: справедливо ли в принципе положение, когда осужденные, а это лица, представляющие общественную опасность, преступники, имеют преимущество в реализации конституционного права на охрану здоровья? Ответ очевиден — нет. Как справедливо отмечает А.И. Зубков, средний уровень жизнь осужденного (по материально-бытовому и культурному обеспечению государством) не должен превышать среднего уровня по всей стране, более того, он должен быть несколько ниже[4]. Вместе с тем, как показывает практика, такая ситуация в действительности еще нередкость. И в этой связи следует выделить еще один очень важный аспект, который освещает с иной стороны соблюдение указанного принципа справедливости. По нашему мнению, то обстоятельство, что, например, в обычных поликлиниках и больницах не соблюдаются установленные государством требования, не должно служить основанием для соответствующего снижения уровня медобслуживания в исправительных учреждениях. Очевидно, в таких ситуациях необходимо акцентировать внимание органов власти и местного самоуправления на устранении недостатков. Нельзя также забывать, что осужденные, как и все другие граждане, могут за свой счет получать дополнительное более квалифицированное лечение, и в этом случае осужденные в большей мере смогут реализовать свое право на охрану здоровья. Серьезную проблему в сфере права осужденных на охрану здоровья представляет состояние дел с заболеванием туберкулезом. Необходи-

мо со стороны государства принять экстренные меры по улучшению положения.

К политический конституционным правам следует отнести право на свободу слова, поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом (ст. 29 Конституции РФ), право на объединение (ст. 30), право,1на мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31), право участвовать в управлении делами государства (ст. 32), право обращений в государственные органы и органы .местного управления (ст. 33). К культурным конституционным правам относятся право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ), а также право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44).

Уголовно-исполнительное законодательство России не содержит прямого указания о политических правах осужденных. Такое положение представляется неправильным. Во-первых, политические права являются значимыми для граждан ценностями, в связи с чем они и зафиксированы в Конституции РФ. Во-вторых, отсутствие ограничительных норм в уголовно-исполнительном законе делает проблематичным решение вопросов, связанных с рядом политических прав. Например, согласно ст. 32 Конституции РФ осужденные, содержащиеся в местах лишения свободы, лишаются избирательного права. В самом же УИК РФ норм об этом нет. Данное обстоятельство со всей очевидностью показывает необходимость соответствующего восполнения этого и других пробелов.

Касаясь конституционного права на обращение в государственные органы, необходимо отметить, что в нормах уголовно-исполнительного закона должны быть отражены следующие положения, определяющие права осужденных на обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц: 1) указание на возможность обжалования; 2) компетенция основных государственных органов и должност-

ных лиц, реализующих исполнение уголовных наказаний и осуществляющих деятельность по их контролю, начиная с начальника исправительного учреждения; 3) порядок (процедура) обжалования; данное положение должно быть сформулировано таким образом, чтобы обращение осужденного было обязательно зафиксировано в прошнурованном журнале с указанием даты и часа поступления, его содержания, пометок о решении вопроса, направлении в соответствующую инстанцию, поручении конкретному должностному лицу и т. д.; 4) порядок рассмотрения жалоб, который должен предусматривать тщательное разбирательство по излагаемым в них сведениям с отобранием при необходимости объяснительных, справок и т. п., а также доведение до заявителя результатов рассмотрения.

Конституционное право осужденных участвовать в управлении делами государства (Ст. 32 Конституции РФ) имеет наибольшие ограничения, если иметь в виду политические права. Согласно ч. 3 ст. 32 Конституции РФ «не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Такая норма обусловливается, прежде всего, тем, что осужденные совершили преступление и тем самым определенным образом противопоставили себя обществу, т. е. выразили несогласие с установленными в обществе правилами и, следовательно, не могут временно участвовать либо в выработке таких правил, например, в качестве депутата, либо в избрании депутатов в качестве избирателя.

Далее рассматриваются вопросы реализации осужденными прав на проведение собраний, общественные объединения и др.

В третьей главе «Гарантии основных прав осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях» речь идет о проблемах обеспеченности рассмотренных выше конституционных прав осужденных. Выделяются следующие основные конституционные гарантии-принципы правового статуса осужденных: 1) институт равноправия граждан перед за-

коном; 2) обязанность государства и должностных лиц обеспечивать реализацию гражданами своих прав и свобод; 3) институт обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц; 4) контроль общества за деятельностью государственных органов; 5) институт государственного контроля за деятельностью организаций и учреждений, а также осуществление мeр по формированию уважения к правам человека.

Отмечается, что осужденные, как и все граждане, в соответствии со ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» могут обращаться и в этот суд. И хотя данный суд решает вопросы права, а не факта, его решения могут реально улучшить положение осужденных во время отбывания наказания. Уже имеются прецеденты. Так, по жалобам осужденных Конституционный Суд принял решение, согласно которому положения ст. 124 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» в той части, в которой они устанавливают приостановление трудовых пенсий во время лишения пенсионера свободы по приговору суда, признаются не соответствующими Конституции Российской Федерации[5]. В связи с принятием России в Совет Европы у осужденных, как и у всех граждан, появится возможность обращаться с жалобами в Международный суд в Страсбурге. Вместе с тем в действующем законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие порядок такого обращения. Учитывая, что данный институт будет введен в России впервые, необходимы, видимо, специальные исследования этих вопросов с целью согласования соответствующих норм международного и отечественного права.

Общественный контроль за деятельностью государственных органов базируется на нормах Конституции РФ (ст. 30), Федерального закона «Об общественных объединениях» ( 1995 г .) и ряда других нормативных актов. Если для примера взять уго-

ловно-исполнительную систему, то положительные изменения в исправительных учреждениях в последние годы стали возможными в немалой степени благодаря активной деятельности правозащитных организаций. В частности, первые существенные изменения в уголовно-исполнительное (исправительно-трудовое) законодательство в 1992 г . были инициированы именно ими. Речь идет о разрешении осужденным носить короткую прическу (ранее они принудительно остригались «наголо», что, во-первых, принижало человеческое достоинство и, во-вторых, было причиной конфликтов между осужденными и администрацией колонии), увеличении числа свиданий с родственниками и запрещении использовать лишение свидания как меру дисциплинарного взыскания, разрешении использовать осужденным краткосрочные выезды домой и др.

Из вышеизложенного следует, что в целях укрепления гарантий конституционных прав, человека в местах лишения свободы в уголовно-исполнительном законодательстве необходимо: 1) ввести нормы материального характера, развивающие конституционные положения о значимости конституционных прав человека применительно к исправительным учреждениям, а также нормы, отражающие положения Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы РФ (на период до 2005 года) об обеспечении дополнительных гарантий прав и свобод осужденных; 2) привести в соответствие с Законом РФ «Об общественных объединениях» правовые нормы в части осуществления общественного контроля за деятельностью исправительных учреждений, в том числе изменить статус наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних (на наш взгляд, они должны стать органами государственного контроля и входить в контролирующие государственные структуры субъектов Российской Федерации); 3) достаточно подробно, т. е. до уровня, необходимого для практического применения, отрегулировать уголовно-исполнительные процессуальные стороны обжалования осужденными действий и решений администрации исправительных учреждений в вышестоящие органы и суд, а также действия сотрудников

исправительного учреждения начальнику этого учреждения; 4) ввести нормы, предусматривающие ответственность должностных лиц администрации исправительных учреждений в случае нарушения прав осужденных, для чего продублировать соответствующие положения из других отраслей законодательства (либо сделать на них ссылки) с учетом особенностей реализации соответствующих прав осужденных и обязанностей администрации в местах лишения свободы; 5) в учебные программы по подготовке специалистов для уголовно-исполнительной системы ввести спецкурс по углубленному изучению правового положения осужденных с акцентом на реализацию ими конституционных, и прежде всего естественных, прав человека и гражданина.

В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются предложения по совершенствованию правового регулирования конституционных прав осужденных, уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также механизма реализации прав осужденных в исправительных учреждениях.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Социально-экономические, политические и культурные права осужденных к лишению свободы: Учеб. пособие. — Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 2000.-2,0 п. л.

2. Правовая база ограничений прав осужденных к лишению свободы // Сб. науч. тр. — Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 1999. — Вып. 4. — 0,5 п. л.

3. Гарантии конституционных прав осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях // Сб. науч. тр. -Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 2000. — Вып. 5. — 0,5 п. л.

4. Правовая регламентация воспитательной работы с освобождаемыми из мест лишения свободы и оказание им материально-бытовой помощи: Учеб. пособие. — Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 2000. -2,0 п. л.

[1] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 156.

[2] Анферов А.А. Понятие прав человека и гражданина: позитивистский подход // Права человека в России: проблемы гарантий на современном этапе. Волгоград, 1999. С. 30.

[3] См.: Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997. С. 50—51; Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М, 1992. С. 130-132 и др.

[4] Меньше тюрем — и преступность вниз? / Обзор выступлений участников международной конференции // Человек: преступление и наказание. 1997. №2. С. 38.

[5] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г . // Рос. газ. 1995. 4 нояб.

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.