Раздел земли в украине

Содержание:

Раздел земельного участка. Порядок 2018

Разделить земельный участок — этот вопрос возникает довольно часто в жизни и требует определенной осведомленности о порядке раздела земельного участка, установленного действующим законодательством, а также некоторого практического опыта.

Документы и действия, необходимые для раздела земельного участка

Прежде всего, необходимо сказать, что основанием для раздела земельного участка является заверенное нотариально заявление собственника земельного участка, а также разработанная землеустроительной организацией техническая документация на раздел земельного участка. Смотрите образец нотариального заявления на раздел земельного участка.

Кроме нотариального заявления на раздел земельного участка, землеустроительной организации также необходимо предоставить:

  • заверенную нотариально копию правоустанавливающего документа на земельный участок (госакт, договор купли-продажи, дарения, мены и т.д.);
  • копии идентификационных данных собственника (паспорт, идентификационный номер).

Необходимо понимать, что если собственников земельного участка несколько (общая долевая собственность), то в таком случае заключается нотариальный договор на раздел земельного участка между сособственниками.

Также необходимо понимать, что целевое назначение земельных участков, образованных в результате раздела первоначального земельного участка, не может измениться и остается таким, как и у первоначального земельного участка (до раздела). Об изменении целевого назначения земельного участка читайте более подробно в нашей статье Порядок изменения целевого назначения земельного участка.

Если участок делится особым образом, не отдельными равными частями, а так же, если участок застроен, то в этом случае необходима кадастровая съемка земельного участка.

Регистрация технической документации на раздел земельного участка в ГЗК и выписка из кадастра

Разработанная землеустроительной организацией техническая документация на раздел земельного участка подается на рассмотрение местного управления Госгеокадастра (по местонахождению земельного участка), которое регистрирует созданные в результате раздела новые участки в Государственном земельном кадастре. После регистрации новых участков, государственный кадастровый регистратор (работает при местном управлении Госгеокадастра) выдает соответствующие выписки из кадастра (ГЗК) в подтверждение произведенных изменений.

Каждому земельному участку, который образовался в результате раздела, присваивается новый кадастровый номер, который будет указан в соответствующей выписке из кадастра. Образец можно найти на странице Выписка из кадастра (ГЗК).

Регистрация права собственности на земельные участки, образованные в результате раздела

После получения выписок из кадастра на земельные участки, которые образовались в результате раздела, необходимо обратиться в центр предоставления административных услуг или к нотариусу с целью регистрации права собственности отдельно на каждый образовавшийся в результате раздела земельный участок. Для более детального понимания порядка регистрации вещного права на земельный участок читайте нашу статью Порядок регистрации права на земельный участок в Укргосреестре.

Пару слов об объединении земельных участков

Порядок объединения земельных участков существенно не отличается от порядка раздела земельного участка, осуществляется на тех же основаниях, но на практике встречается значительно реже. Именно поэтому мы не уделили внимания такому виду землеустроительных работ в этой статье.

Предложения по разработке технической документации на раздел (объединение) земельного участка от нашей компании

Наша компания имеет большой опыт, технические возможности и соответствующих специалистов для разработки технической документации на раздел (объединение) земельного участка. Мы имеем возможность выполнять полный комплекс работ под ключ. Начиная с разработки непосредственно технической документации, заканчивая получением выписки из кадастра и регистрации права собственности.

Для выполнения кадастровой съемки мы используем качественное и точное оборудование от признанного лидера отрасли — компании

Порядок раздела земельных участков между собственниками

Земля в Украине признана национальным богатством, и согласно Конституции Украины охраняется Законом. Каждый гражданин Украины, имеет право на получение в частную собственность, или пользование, земельного участка, который можно использовать по своему усмотрению. Регулируются такие правоотношения Земельным Кодексом, и другими нормативно-правовыми актами нашего государства. Между собственниками земельных участков иногда возникают различные споры, связанные с разделом земельного участка, которые, в большинстве случаев, разрешаются в суде. В таких спорах, в обязательном порядке, судом назначается специальная экспертиза, заключение которой ложится в основу судебного решения.

Виды права собственности на земельные участки.

Право собственности на земельный участок бывает единоличное и совместное (долевое). В первом случае, имеется один собственник земельного участка, который и имеет право владеть, распоряжаться и пользоваться земельным участком на свое усмотрение. Во втором случае, земельным участком владеет несколько собственников (совладельцев). Это так называемое совместная, либо долевая собственность.

Совместное владение земельным участком.

При совместном владении участком, существует несколько собственников, например супруги, которые реализуют свои права по распоряжению, владению и использованию данного участка по обоюдному согласию. Каждый имеет равное право на весь участок. Идеальные доли между такими собственниками не выделены.

Долевое владение участком земли.

Совместное долевое владение участком, предусматривает собой то, что у каждого из владельцев, есть своя идеальная часть (доля), выраженная в площади, и имеющая межи. Фактически это когда целый участок, имеющий свои границы и общую площадь, поделен на несколько раздельных частей. И именно такими выделенными частями, собственники пользуются и владеют, и распоряжаются.

Если идеальные части не выделены, то возникает вопрос о проведении раздела земельного участка.

Как происходит раздел земли между собственниками, и какова роль экспертизы.

Для того, чтобы осуществить раздел земли, между несколькими собственниками, в обязательном порядке назначается строительно-техническая экспертиза. Это делается для того, чтобы эксперт, смог провести полное обследование разделяемого земельного участка, и определить идеальные доли каждого собственника. В заключение такой экспертизы будет учитываться возможность пользования своей (персональной) частью земельного участка, каждым собственником, таким образом, чтобы не нарушались законные права всех совладельцев. В выводах такой экспертизы, эксперт предложит несколько, самых подходящих, вариантов раздела земельного участка. При проведении такого исследования, эксперт работает, прежде всего, с такими документами, как технический паспорт и кадастровая документация на разделяемый земельный участок.

Бывают случаи, когда каждому собственнику полагается определенная часть, земельного участка, которая установлена нотариально (завещание, брачный договор), либо судебным решением, но не выделена в натуре. В таком случае эксперт, при проведении экспертизы, в обязательном порядке будет это учитывать, чтобы все совладельцы получили те части, которые им положены по Закону.

Раздел земли

Разделение (объединение) земельного участка

Согласно законодательству Украины отчуждение части от целого земельного участка возможно лишь тогда, когда она будет выделена в отдельный земельный участок. Выполнять раздел земельного участка возможно лишь при условии наличия государственного акта на право собственности либо свидетельства на право собственности на земельный участок, который подлежит разделению.

Участок земли считается делимым, если его можно разделить на части, каждая из которых после деления становится самостоятельным земельным участком наличие подъезда и т.д.). При разделении земельного участка, каждый из сформированных участков получает новый кадастровый номер. При разделении земельного участка, изменение целевого назначения не допускается.

Для чего выполняется разделение земельного участка:

  • деление части или частей земельного участка в случае купли-продажи, дарения;
  • разбивка и определение точной части и площади земли при разделе между долевыми совладельцами земельного участка.

Объединение земельных участков возможно в случае, когда:

  • участки земли принадлежат одному собственнику, граничат друг с другом и имеют одно целевое назначение.

Список документов необходимых для проведения раздела или объединения земельных участков:

  1. нотариально заверенное заявление собственника на разделение земельного участка;
  2. нотариально заверенная копия госакта или свидетельства;
  3. копии всех страниц паспорта заказчика;
  4. копия идентификационного кода заказчика.

Весь процесс разделения или объединения земельных участков занимает в среднем от 2 недель до 1 месяца.

Раздел земли в украине

По идее части земельного участка должны делиться так, как на момент приватизации существует раздел жилого дома (при условии, что постройки были сделаны законно). Если он у Вас поменялся, то и части земли тоже должны вычисляться пропорционально.
Стаття 88. Володіння, користування та розпорядження
земельною ділянкою, що перебуває у спільній
частковій власності

1. Володіння, користування та розпорядження земельною
ділянкою, що перебуває у спільній частковій власності,
здійснюються за згодою всіх співвласників згідно з договором, а у
разі недосягнення згоди — у судовому порядку.

2. Договір про спільну часткову власність на земельну ділянку
укладається в письмовій формі і посвідчується нотаріально.

3. Учасник спільної часткової власності має право вимагати
виділення належної йому частки із складу земельної ділянки як
окремо, так і разом з іншими учасниками, які вимагають виділення,
а у разі неможливості виділення частки — вимагати відповідної
компенсації.

4. Учасник спільної часткової власності на земельну ділянку
має право на отримання в його володіння, користування частини
спільної земельної ділянки, що відповідає розміру належної йому
частки.

5. Учасник спільної часткової власності відповідно до розміру
своєї частки має право на доходи від використання спільної
земельної ділянки, відповідає перед третіми особами за
зобов’язаннями, пов’язаними із спільною земельною ділянкою, і
повинен брати участь у сплаті податків, зборів і платежів, а також
у витратах по утриманню і зберіганню спільної земельної ділянки.

6. При продажу учасником належної йому частки у спільній
частковій власності на земельну ділянку інші учасники мають
переважне право купівлі частки відповідно до закону.

Добрый день.Нужна помощь. Есть 1/2 дома и чуть более 500 кв.м. земли на двоих., т.е. где-то 2,5 сотки. С приватизацией имеются проблемы. Гараж соседей стоит на этих 2,5 сотках в нашем дворе.Они хотят приватизировать и землю под гаражом, хотя земля наша. А приватизировать свой участок можно только после раздела земли и получении отдельного техпаспорте. Как разделить землю, если они хотят забрать чужое?

а гараж официально построен или самострой?

По идее части земельного участка должны делиться так, как на момент приватизации существует раздел жилого дома (при условии, что постройки были сделаны законно). Если он у Вас поменялся, то и части земли тоже должны вычисляться пропорционально.
[SIZE=»1″] Стаття 88. Володіння, користування та розпорядження
земельною ділянкою, що перебуває у спільній
частковій власності

Постройки оформлены официально, построены на той земле , которой я пользовалась и до постройки, но соседка сказала, что это ее земля, которая находится в середине моего участка. Сейчас вызывали представителя судебно-технической экспертизы с БТИ, по ухвале суда. Вот жду их решения, что будет дальше пока не знаю. В ухвале сказано:»призначити у справі за позовов А до В про встановлення порядку користування земельною ділянкою судово-техничну експертизу.Які можливі варіанти порядку користування та поділу земельної ділянки у відповідності з частками у праві власноті співласників домоволодіння за адресою. та за фактичним користуванням допоміжними приміщеннями?». Проблема в том, что когда я узаконила постройки я не знала, что надо пределывать % долю домовладения. Со временем я вызвала техника, для этого, но соседка не пустила представителя. А сама подала на меня в суд, что я мол забрала ее землю. Какую землю? Ту на которой у меня постройки, так она всегда была моей. Вообщем конитель еще та. Зла не хватает :em21.

Хорошо, а вот у меня чуть другая ситауция. Я произвела постройки новые, с согласия соседей, они узаконены, а значит должна меняться и доля земли, если постройки новые уже узаконены судом, то они після змін зв`язаних з будівництвом споруд, та визнання на них права власності в судовому порядку,відповідно змінюються частки співвласників у вартості будинку,а також і частки на земельні ділянки. Разве это не так? Дом раньше тоже был 1/2 каждому.

Земельный участок должен быть поделен по первоночальным долям,а не по тем ,которые возникли в результате достройки,пристройки к дому.Есть Постановление Пленума Верховного Суда От 2004 года на этот счет.А то можно настроить столько достроек,что совладельцу не хватит земельного участка для обслуживания дома.

Изучайте Постановление пленума Верховного Суда Украины
http://www.scourt.gov.ua/clients/vs.nsf/0/E5DB134E2C2BE3D7C3256EBD00373408?OpenDocument&Collaps
«Якщо до вирішення судом спору між співвласниками жилого будинку розмір часток у спільній власності на земельну ділянку, на якій розташовані будинок, господарські будівлі та споруди, не визначався або вона перебувала у користуванні співвласників і ними не було досягнуто угоди про порядок користування нею, суду при визначенні частини спільної ділянки, право на користування якою має позивач (позивачі), слід виходити з розміру його (їх) частки у вартості будинку, господарських будівель та споруд на час перетворення спільної сумісної власності на спільну часткову чи на час виникнення останньої. »
А также ГК Украины
Статья 357. Определение частиц в праве общей долевой собственности

1. Доли в праве общей долевой собственности считаются равными, если другое не установлено по договоренности совладельцев или законом.

2. Если размер долей в праве общей частичной собственности не установлен по договоренности совладельцев или законом, он определяется с учетом вклада любого из совладельцев в приобретение (изготовление, сооружение) имущества.

3. Совладелец имеет право на соответствующее увеличение своей доли в праве общей долевой собственности, если улучшение общего имущества, которые нельзя отделить, произведены им своими средствами по согласию всех совладельцев, с соблюдением установленного порядка использования общего имущества.

4. Совладелец жилого дома, другого здания, сооружения может сделать в установленном законом порядке за свой счет достройку (пристройку) без согласия других совладельцев, если это не нарушает их прав. Такая достройка (пристройка) является собственностью совладельца, который ее сделал, и не изменяет размера долей совладельцев в праве общей долевой собственности.

5. Улучшение общего имущества, которое можно отделить, является собственностью того из совладельцев, который их сделал, если другое не установлено договоренностью совладельцев.

Уважаемая, Nina Lotysh! В связи с тем, что жилой дом находится в совместной долевой собственности, земельный участок может быть передан тоже только в совместную долевую собственность. А уже после этого поделен. Добровольно или в судебном порядке (в случаи спорного вопроса). Земельный участок обычно делится пропорционально частям недвижимости. Так что 1/2 земли должна быть Ваша, а другая 1/2 соседская. Претендуют на гараж? Пусть откажутся от части прилежащей им земли в таком же размере, что и под гаражом.

Прошу прощения! Если не трудно, обьясните на чем основана Ваша уверенность в том, что «Земельный участок обычно делится пропорционально частям недвижимости.»?

Прошу прощения! Если не трудно, обьясните на чем основана Ваша уверенность в том, что «Земельный участок обычно делится пропорционально частям недвижимости.»?

Объясняю.В Земельном кодексе есть соответствующая статья:

Стаття 88. Володіння, користування та розпорядження
земельною ділянкою, що перебуває у спільній
частковій власності

1. Володіння, користування та розпорядження земельною
ділянкою, що перебуває у спільній частковій власності,
здійснюються за згодою всіх співвласників згідно з договором, а у
разі недосягнення згоди — у судовому порядку.

2. Договір про спільну часткову власність на земельну ділянку
укладається в письмовій формі і посвідчується нотаріально.

3. Учасник спільної часткової власності має право вимагати
виділення належної йому частки із складу земельної ділянки як
окремо, так і разом з іншими учасниками, які вимагають виділення,
а у разі неможливості виділення частки — вимагати відповідної
компенсації.

4. Учасник спільної часткової власності на земельну ділянку
має право на отримання в його володіння, користування частини
спільної земельної ділянки, що відповідає розміру належної йому
частки.

5. Учасник спільної часткової власності відповідно до розміру
своєї частки має право на доходи від використання спільної
земельної ділянки, відповідає перед третіми особами за
зобов’язаннями, пов’язаними із спільною земельною ділянкою, і
повинен брати участь у сплаті податків, зборів і платежів, а також
у витратах по утриманню і зберіганню спільної земельної ділянки.

6. При продажу учасником належної йому частки у спільній
частковій власності на земельну ділянку інші учасники мають
переважне право купівлі частки відповідно до закону.

А также ст.120 ЗКУ:

Стаття 120. Перехід права на земельну ділянку у разі набуття
права на жилий будинок, будівлю або споруду

4. У разі набуття права власності на жилий будинок, будівлю
або споруду кількома особами право на земельну ділянку
визначається пропорційно до часток осіб у праві власності жилого
будинку, будівлі або споруди.

Уважаемый, B747! Я Вам поясню, почему в качестве примера и нормативной базы я привела именно эти статьи. Недвижимость и земля, на которой она находится неотъемлемо связаны друг с другом, хотя оформления прав на такие объекты регулируются разными законодательными актами, которые связаны друг с другом.

Будте добры! Уточните пожалуйста основания для следующего Вашего утверждения «Земельный кодекс определяет, что право на землю при совместном долевом использовании определяется в соответствии с долями в недвижимости фактических землепользователей». И значит ли Ваше заявление: «Если недвижимость находится в общей совместной собственности права на землю определяются в равных частях», что в случае возникновения права собственности на земельный участок у лиц, которым на праве общей собственности принадлежит расположенное на нем строение, может возникнуть лишь право общей долевой собственности с определением долей равными? Спасибо.

Будте добры! Уточните пожалуйста основания для следующего Вашего утверждения «Земельный кодекс определяет, что право на землю при совместном долевом использовании определяется в соответствии с долями в недвижимости фактических землепользователей».

Уважаемый, B747! Для предотвращения дальнейшей беспочвенной дискуссии (уже очень много тем было на форуме) советую ознакомится с Рекомендциями Пленуму ВСУ от 16.04.2004 року №7 «Про практику применения судами земельного законодавства при рассмотрении гражданских дел».
Относительно совеместной общей собственности, то равные доли определяются пунктом 5 статьи 89 ЗКУ.
5. Поділ земельної ділянки, яка є у спільній сумісній
власності, з виділенням частки співвласника, може бути здійснено
за умови попереднього визначення розміру земельних часток, які є
рівними, якщо інше не передбачено законом або не встановлено
судом.

Уважаемый, B747! Для предотвращения дальнейшей беспочвенной дискуссии (уже очень много тем было на форуме) советую ознакомится с Рекомендциями Пленуму ВСУ от 16.04.2004 року №7 «Про практику применения судами земельного законодавства при рассмотрении гражданских дел».
Относительно совеместной общей собственности, то равные доли определяются пунктом 5 статьи 89 ЗКУ.
5. Поділ земельної ділянки, яка є у спільній сумісній
власності, з виділенням частки співвласника, може бути здійснено
за умови попереднього визначення розміру земельних часток, які є
рівними, якщо інше не передбачено законом або не встановлено
судом.

Уважаемая Рогнеда, я если чесно не очень понимаю наши законы, они ведь противоречат один другому. Я так понимаю, что если участок выделяется на двух, на трех человек то они должны иметь какой-то потверждающий на то документ? В противном случае, земля считается в прямом смысле безхозной, ну в крайнем случае государственной. А кричать на каждом углу , что это моя земля может каждый, докажи. Если исходить из наших законов, то у половины нас земля по сей день государственная и документов никаких, а что бы сказать , что она моя или его нужно заключить договор аренды или приватизировать землю и только потом говорить, что кто то залез на мой участок или произвел посторку на моей земле. Или я не права?

Права на землю

Глава 14 — Право собственности на землю

Статья 78. Содержание права собственности на землю

1. Право собственности на землю — это право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками.

2. Право собственности на землю приобретается и реализуется на основании Конституции Украины, этого Кодекса, а также других законов, издаваемых в соответствии с ними.

3. Земля в Украине может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности.

4. Лицам (их наследникам), имевшим в собственности земельные участки до 15 мая 1992 (до дня вступления в силу Земельного кодекса Украины), земельные участки не возвращаются.

Статья 79. Земельный участок как объект права собственности

1. Земельный участок — это часть земной поверхности с установленными границами, определенным месторасположением, с определенными относительно него правами.

2. Право собственности на земельный участок распространяется в его пределах на поверхностный (почвенный) слой, а также на водные объекты, леса и многолетние насаждения, находящиеся на нем, если иное не установлено законом и не нарушает прав других лиц.

3. Право собственности на земельный участок распространяется на пространство, находящееся над и под поверхностью участка на высоту и в глубину, необходимые для возведения жилищных, производственных и других зданий и сооружений.

Статья 79-1. Формирование земельного участка как объекта гражданских прав

1. Формирование земельного участка заключается в определении земельного участка как объекта гражданских прав. Формирование земельного участка предусматривает определение ее площади, границ и внесение информации о нем в Государственный земельный кадастр.

2. Формирование земельных участков осуществляется:

  • в порядке отвода земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности;
  • путем разделения или объединения ранее сформированных земельных участков;
  • путем определения границ земельных участков государственной или коммунальной собственности по проектам землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, проектами землеустройства по упорядочению территории для градостроительных нужд, проектами землеустройства по приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
  • путем инвентаризации земель государственной или коммунальной собственности в случаях, предусмотренных законом;
  • по проектам землеустройства по организации территории земельных долей (паев)

3. Сформированные земельные участки подлежат государственной регистрации в Государственном земельном кадастре.

4. Земельный участок считается сформированной с момента присвоение ему кадастрового номера.

5. Формирование земельных участков (кроме случаев, определенных в частях шестой — седьмой настоящей статьи) осуществляется по проектам землеустройства по отводу земельных участков.

6. Формирование земельных участков путем раздела и объединения ранее сформированных земельных участков, находящихся в собственности или пользовании, без изменения их целевого назначения осуществляются по технической документации по землеустройству относительно разделения и объединения земельных участков.

7. Вынос в натуру (на местность) границ сформированного земельного участка до его государственной регистрации осуществляется по документацией по землеустройству, которая стала основанием для ее формирования.

8. В случае установления (восстановления) границ земельных участков по их фактическим использованием в связи с невозможностью обнаружения действительных границ, формирование новых земельных участков не осуществляется, а изменения в сведения о границах земельных участков вносятся в Государственного земельного кадастра.

9. Земельный участок может быть объектом гражданских прав исключительно с момента ее формирования (кроме случаев субаренды, сервитута относительно частей земельных участков) и государственной регистрации права собственности на нее.

10. Государственная регистрация прав на земельные участки осуществляется после государственной регистрации земельных участков в Государственном земельном кадастре.

11. Государственная регистрация прав субаренды, сервитута, которые распространяются на часть земельного участка, осуществляется после внесение сведений о такой части в Государственный земельный кадастра.

12. Границы смежных земельных участков частной собственности могут быть изменены их владельцами без формирования новых земельных участков по проектам землеустройства по упорядочению существующих землевладений.

Статья 80. Субъекты права собственности на землю

Субъектами права собственности на землю являются:

  • а) граждане и юридические лица — на земли частной собственности;
  • б) территориальные громады, реализующие это право непосредственно или через органы местного самоуправления, — на земли коммунальной собственности;
  • в) государство, реализующее это право через соответствующие органы государственной власти, — на земли государственной собственности.

Статья 81. Право собственности на землю граждан

1. Граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании:

  • а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • б) бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности;
  • в) приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование;
  • г) принятия наследства;
  • ґ) выделения в натуре (на местности) принадлежащей им земельной доли (пая).

2. Иностранцы и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов, а также на земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве частной собственности.

3. Иностранцы и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки в соответствии с частью второй настоящей статьи в случае:

  • а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • б) выкупа земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве собственности;
  • в) принятия наследства.

4. Земли сельскохозяйственного назначения, принятые в наследство иностранцам, а также лицами без гражданства, в течение года подлежат отчуждению.

Статья 82. Право собственности на землю юридических лиц

1. Юридические лица (учрежденные гражданами Украины или юридическими лицами Украины) могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в случае:

  • а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • б) внесения земельных участков его учредителями в уставный капитал;
  • в) принятия наследства;
  • г) возникновения иных оснований, предусмотренных законом.

2. Иностранные юридические лица могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения:

  • а) в пределах населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества и для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине;
  • б) за пределами населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества.

3. Совместные предприятия, основанные с участием иностранных юридических и физических лиц, могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в случаях, определенных частями первой и второй настоящей статьи, и в порядке, установленном настоящим Кодексом для иностранных юридических лиц.

4. Земли сельскохозяйственного назначения, полученные в наследство иностранными юридическими лицами, подлежат отчуждению в течение одного года.

Статья 83. Право собственности на землю территориальных общин

1. Земли, принадлежащие на праве собственности территориальным общинам сел, поселков, городов, являются коммунальной собственностью.

2. В коммунальной собственности находятся:

  • а) все земли в пределах населенных пунктов, кроме земельных участков частной и государственной собственности;
  • б) земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества коммунальной собственности независимо от места их расположения.

3. Земельные участки государственной собственности, которые предполагается использовать для размещения объектов, предназначенных для обслуживания потребностей территориальной общины (коммунальных предприятий, учреждений, организаций, общественных пастбищ, кладбищ, мест обезвреживания и утилизации отходов, рекреационных объектов и т.д.), а также земельные участки, которые в соответствии с утвержденной градостроительной документацией предполагается включить в границы населенных пунктов, по решениям органов исполнительной власти передаются в коммунальную собственность.

4. К землям коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся:

  • а) земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.д.);
  • б) земли под железными дорогами, автомобильными дорогами, объектами воздушного и трубопроводного транспорта;
  • в) земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом;
  • г) земли лесного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
  • ґ) земли водного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
  • д) земельные участки, используемые для обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • е) земельные участки, искусственно созданные в пределах прибрежной защитной полосы или полосы отвода, на землях лесохозяйственного назначения и природно-заповедного фонда, находящиеся в прибрежной защитной полосе водных объектов, или на земельных участках дна водных объектов;
  • ж) земли под объектами инженерной инфраструктуры межхозяйственных мелиоративных систем, находящихся в коммунальной собственности.

5. Территориальные общины приобретают землю в коммунальную собственность в случае:

  • а) передачи им земель государственной собственности;
  • б) отчуждение земельных участков для общественных нужд и по мотивам общественной необходимости в соответствии с законом;
  • в) принятия наследства или перехода в их собственность земельных участков, признаваемых судом выморочным наследством;
  • г) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым договорам;
  • ґ) возникновения других оснований, предусмотренных законом.

6. Территориальные общины сел, поселков, городов могут объединять на договорных началах принадлежащие им земельные участки коммунальной собственности. Управление указанными земельными участками осуществляется в соответствии с законом.

Статья 84. Право собственности на землю государства

1. В государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.

2. Право государственной собственности на землю приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций, государственных органов приватизации в соответствии с законом. (Часть вторая статьи 84 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3235-IV от 20.12.2005, N 489-V от 19.12.2006, N 107-VI от 28.12.2007 — изменение признано неконституционным согласно решению Конституционного Суда N 10 — рп/2008 от 22.05.2008; в редакции Закона N 309-VI от 03.06.2008)

3. Часть третья статьи 84 исключена на основании Закона № 5245-VI от 06.09.2012

4. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся:

  • а) земли атомной энергетики и космической системы;
  • б) земли под государственными железными дорогами, объектами государственной собственности воздушного и трубопроводного транспорта;
  • в) земли обороны;
  • г) земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом;
  • ґ) земли лесного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
  • д) земли водного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
  • е) земельные участки, используемые для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук;
  • є) земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • ж) земельные участки, закрепленные за государственными профессионально-техническими учебными заведениями;
  • з) земельные участки, закрепленные за высшими учебными заведениями государственной и коммунальной форм собственности;
  • і) земельные участки, которые используются Черноморским флотом Российской Федерации на территории Украины на основании международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
  • ї) земли под объектами инженерной инфраструктуры общегосударственных и межхозяйственных мелиоративных систем, находящихся в государственной собственности.

5. Государство приобретает право собственности на землю в случае:

  • а) отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;
  • б) приобретение по договорам купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • в) принятия наследства;
  • г) передачи в собственность государству земельных участков коммунальной собственности территориальными общинами;
  • ґ) конфискации земельного участка;

Статья 85. Право собственности на землю иностранных государств

Иностранные государства могут приобретать в собственность земельные участки для размещения зданий и сооружений дипломатических представительств и других, приравненных к ним, организаций в соответствии с международными договорами.

Статья 86. Общая собственность на землю

1. Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из участников общей собственности (общая долевая собственность) или без определения долей участников общей собственности (общая совместная собственность).

2. Субъектами права совместной собственности на землю могут быть граждане и юридические лица.

3. Субъектами права общей собственности на земельные участки территориальных громад могут быть районные и областные советы.

Статья 87. Возникновение права общей долевой собственности на земельный участок

1. Право общей долевой собственности на земельный участок возникает:

  • а) при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков;
  • б) при приобретении в собственность земельного участка двумя или более лицами по гражданско-правовым соглашениям;
  • в) при принятии наследства на земельный участок двумя или более лицами;
  • г) по решению суда.

Статья 88. Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в общей долевой собственности

1. Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в общей долевой собственности, осуществляются с согласия всех совладельцев согласно договору, а при недостижении согласия — в судебном порядке.

2. Договор о совместной долевой собственности на земельный участок заключается в письменной форме и удостоверяется нотариально.

3. Участник общей долевой собственности имеет право требовать выделения принадлежащей ему доли из состава земельного участка как отдельно, так и совместно с другими участниками, требующими выделения, а в случае невозможности выделения доли — требовать соответствующей компенсации.

4. Участник общей долевой собственности на земельный участок имеет право на получение в его владение, пользование части общего земельного участка, соответствующей размеру принадлежащей ему доли.

5. Участник общей долевой собственности в соответствии с размером своей доли имеет право на доходы от использования общего земельного участка, отвечает перед третьими лицами по обязательствам, связанным с общим земельным участком, и должен участвовать в уплате налогов, сборов и платежей, а также в расходах по содержанию и сохранению общего земельного участка.

6. При продаже участником принадлежащей ему доли в общей долевой собственности на земельный участок другие участники имеют преимущественное право покупки доли в соответствии с законом.

Статья 89. Общая совместная собственность на земельный участок

1. Земельный участок может принадлежать на праве общей совместной собственности только гражданам.

2. В общей совместной собственности находятся земельные участки:

  • а) супругов;
  • б) членов фермерского хозяйства, если иное не предусмотрено соглашением между ними;
  • в) совладельцев жилого дома.

3. Владение, пользование и распоряжение земельным участком общей совместной собственности осуществляются по договору или закону.

4. Совладельцы земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, имеют право на его раздел или на выделение из него отдельной доли.

5. Раздел земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, с выделением доли совладельца, может быть осуществлен при условии предварительного определения размера земельных долей, которые являются равными, если иное не предусмотрено законом или не установлено судом.

Статья 90. Права собственников земельных участков

1. Собственники земельных участков имеют право:

  • а) продавать или другим путем отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство;
  • б) самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • в) собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную продукцию;
  • г) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные насаждения, водные объекты, а также другие полезные свойства земли;
  • ґ) на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом;
  • д) сооружать жилые дома, производственные и иные строения и сооружения.

2. Нарушенные права собственников земельных участков подлежат восстановлению в порядке, установленном законом.

Статья 91. Обязанности собственников земельных участков

1. Собственники земельных участков обязаны:

  • а) обеспечивать использование их по целевому назначению;
  • б) соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды;
  • в) своевременно уплачивать земельный налог;
  • г) не нарушать права собственников смежных земельных участков и землепользователей;
  • г) повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли;
  • д) своевременно предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом;
  • е) соблюдать правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон;
  • є) сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем;
  • ж) за свой счет привести земельный участок в прежнее состояние в случае незаконного изменения его рельефа, за исключением осуществления такого изменения не собственником земельного участка, когда приведение в прежнее состояние осуществляется за счет лица, незаконно изменившего рельеф.

2. Законом могут быть установлены другие обязанности собственников земельных участков.

Глава 15 — Право пользования землей

Статья 92. Право постоянного пользования земельным участком

1. Право постоянного пользования земельным участком — это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока.

2. Права постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности приобретают:

  • а) предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной и коммунальной собственности;
  • б) общественные организации инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации;
  • в) религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, исключительно для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности. (
  • г) публичное акционерное общество железнодорожного транспорта общего пользования, образованное в соответствии с Законом Украины «Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования
  • ґ) учреждения образования независимо от формы собственности;
  • д) высшие учебные заведения независимо от формы собственности

3. Право постоянного пользования земельными участками может вноситься государством в уставный капитал публичного акционерного общества железнодорожного транспорта, образованного в соответствии с Законом Украины «Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования»

Статья 93. Право аренды земельного участка

1. Право аренды земельного участка — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельности.

2. Земельные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным объединениям и организациям, а также иностранным государствам.

3. Не подлежат передаче в аренду земельные участки, искусственно созданные в пределах прибрежной защитной полосы или полосы отвода, на землях лесного фонда и природно-заповедного фонда, которые находятся в прибрежной защитной полосе водных объектов, или на земельных участках дна водных объектов.

4. Срок аренды земельного участка не может превышать 50 лет.

5. Право аренды земельного участка может отчуждаться, в том числе продаваться на земельных торгах, а также передаваться в залог, наследство, вноситься в уставный капитал собственником земельного участка — на срок до 50 лет, кроме случаев, определенных законом.

6. Арендованный земельный участок или его часть может с согласия арендодателя передаваться арендатором во владение и пользование другому лицу (субаренда).

7. Если арендатором земельного участка является инициатор создания индустриального парка, такой земельный участок или его части передаются им в субаренду участникам индустриального парка в соответствии с земельным законодательством Украины без предварительного согласования с арендодателем, если это не противоречит договору аренды такого земельного участка

8. Арендодателями земельных участков являются их собственники или уполномоченные ими лица.

9. Отношения, связанные с арендой земли, регулируются законом.

10. В случае создания индустриального парка на землях государственной или коммунальной собственности земельный участок предоставляется в аренду на срок не менее 30 лет.

11. Срок аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства не может быть меньше 7 лет.

12. Для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства срок аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые являются земельными участками мелиорируемых земель и на которых проводится гидротехническое мелиорация, не может быть меньше 10 лет.

Статья 94. Право концессионера на земельный участок

1. Для осуществления концессионной деятельности концессионеру предоставляются в аренду земельные участки в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. Виды хозяйственной деятельности, для которых могут предоставляться земельные участки в концессию, определяются законом.

Статья 95. Права землепользователей

1. Землепользователи, если иное не предусмотрено законом или договором, имеют право:

  • а) самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • б) собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную продукцию;
  • в) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, леса, водные объекты, а также другие полезные свойства земли;
  • г) на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом;
  • ґ) сооружать жилые дома, производственные и иные строения и сооружения.

2. Нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в порядке, установленном законом.

Статья 96. Обязанности землепользователей

1. Землепользователи обязаны:

  • а) обеспечивать использование земли по целевому назначению и за свой счет приводить ее в предыдущее состояние в случае незаконного изменения ее рельефа, за исключением случаев незаконного изменения рельефа не собственником такого земельного участка;
  • б) соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды;
  • в) своевременно уплачивать земельный налог или арендную плату;
  • г) не нарушать права собственников смежных земельных участков и землепользователей;
  • ґ) повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли;
  • д) своевременно представлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом;
  • е) соблюдать правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон;
  • є) сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем.

2. Законом могут быть установлены другие обязанности землепользователей.

Статья 97. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, проводящих изыскательские работы

1. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, могут проводить такие работы на основании соглашения с собственником земли или по согласованию с землепользователем.

2. Сроки и место проведения разведывательных работ определяются соглашением сторон.

3. Проведение разведывательных работ на землях заповедников, национальных дендрологических, ботанических, мемориальных парков, захоронений и археологических памятников разрешается в исключительных случаях по решению Кабинета Министров Украины.

4. Предприятия, учреждения и организации, которые проводят разведывательные работы, обязаны возмещать собственникам земли или землепользователям все убытки, в том числе неполученные доходы, а также за свой счет приводить занимаемые земельные участки в предыдущее состояние.

5. Споры, возникающие при проведении разведывательных работ, разрешаются в судебном порядке.

6. При переходе из состояния опытно-промышленной разработки в промышленную разработку предприятиям, учреждениям и организациям, которые проводят разведывательные работы, разрешается использовать земельный участок на основании договора на проведение разведочных работ с владельцем земли или по согласованию с землепользователем на период оформления документов, удостоверяющих право пользования соответствующим земельным участком.

Глава 16 — Право земельного сервитута

Статья 98. Содержание права земельного сервитута

1. Право земельного сервитута — это право собственника или землепользователя земельного участка или другого заинтересованного лица на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком (участками).

2. Земельные сервитуты могут быть постоянными и срочными.

3. Установление земельного сервитута не ведет к лишению собственника земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, прав владения, пользования и распоряжения им.

4. Земельный сервитут осуществляется способом, наименее обременительным для собственника земельного участка, относительно которого он установлен.

Статья 99. Виды права земельного сервитута

Владельцы или землепользователи земельных участков или другие заинтересованные лица могут требовать установления таких земельных сервитутов:

  • а) право прохода и проезда на велосипеде;
  • б) право проезда на транспортном средстве по имеющейся дороге;
  • в) право на размещение временных сооружений (малых архитектурных форм);
  • в-1) право на строительство и размещение объектов нефтегазодобычи;
  • в-2) право на размещение объектов трубопроводного транспорта;
  • г) право прокладывать на свой земельный участок водопровод из чужого природного водоема или через чужой земельный участок;
  • ґ) право отвода воды со своего земельного участка на соседний или через соседний земельный участок;
  • д) право забора воды из естественного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прохода к природному водоему;
  • е) право поить свой скот из естественного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прогона скота к природному водоему;
  • є) право прогона скота по имеющейся дороге;
  • ж) право установления строительных лесов и складирования строительных материалов с целью ремонта зданий и сооружений;
  • з) иные земельные сервитуты.

Статья 100. Порядок установления земельных сервитутов

1. Сервитут может быть установлен договором, законом, завещанием или решением суда. Сервитут может принадлежать собственнику (владельцу) соседнего земельного участка, а также другому конкретно определенному лицу (личный сервитут).

2. Земельный сервитут может быть установлен договором между лицом, которое требует его установления, и собственником (владельцем) земельного участка.

Земельный сервитут подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Статья 101. Действие земельного сервитута

1. Действие земельного сервитута сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, относительно которого установлен земельный сервитут, к другому лицу.

2. Земельный сервитут не может быть предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицом, в интересах которого этот сервитут установлен, другим физическим и юридическим лицам.

3. Собственник, землепользователь земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, имеет право требовать от лиц, в интересах которых установлен земельный сервитут, плату за его установление, если иное не предусмотрено законом.

4. Собственник земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, имеет право на возмещение убытков, причиненных установлением земельного сервитута.

Статья 102. Прекращение действия земельного сервитута

1. Действие земельного сервитута подлежит прекращению в случаях:

  • а) сочетания в одном лице субъекта права земельного сервитута, в интересах которого он установлен, и собственника земельного участка;
  • б) отказа лица, в интересах которого установлен земельный сервитут;
  • в) решение суда об отмене земельного сервитута;
  • г) истечения срока, на который был установлен земельный сервитут;
  • ґ) неиспользования земельного сервитута в течение трех лет;
  • д) нарушения владельцем сервитута условий пользования сервитутом.

2. По требованию собственника земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, действие этого сервитута может быть прекращено в судебном порядке в случаях:

  • а) прекращения оснований его установления;
  • б) когда установление земельного сервитута делает невозможным использование земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, по его целевому назначению.

Глава 16-1 — Право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд или для застройки

Статья 102-1. Основания приобретения и содержание права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд или для застройки

1. Право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций) возникают на основании договора между собственником земельного участка и лицом, которое изъявило желание пользоваться этим земельным участком для таких нужд, согласно Гражданскому кодексу Украины.

Право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций) может возникать также на основании завещания.

2. Право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций) могут отчуждаться или передаваться в порядке наследования, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

3. Право пользования земельным участком государственной или коммунальной собственности не может быть отчуждено его землепользователем другим лицам (кроме случаев перехода права собственности на здания и сооружения), внесено в уставный капитал, передано в залог.

4. Срок пользования земельным участком государственной или коммунальной собственности для сельскохозяйственных нужд или для застройки не может превышать 50 лет.

5. Заключение договоров о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд или для застройки осуществляется согласно Гражданскому кодексу Украины с учетом требований настоящего Кодекса.

6. Право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций) прекращаются в случае:

  1. сочетание в одном лице собственника земельного участка и землепользователя;
  2. истечения срока, на который было предоставлено право пользования;
  3. отчуждение земельного участка частной собственности для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости
    3.1. принятия уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления решения об использовании земельного участка государственной или коммунальной собственности для общественных потребностей
  4. неиспользования земельного участка для застройки в случае пользования чужим земельным участком для застройки в течение трех лет;
  5. прекращение действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства (относительно договоров эмфитевзиса и суперфиция, заключенных в рамках такого партнерства;

7. Прекращение действия договора эмфитевзиса, суперфиция земельного участки государственной или коммунальной собственности на основаниях, определенных в пункте 3-1 части шестой этой статьи, осуществляется по правилам, установленным статьей 32-1 Закона Украины «Об аренде земли».

Глава 17 — Добрососедство

Статья 103. Содержание добрососедства

1. Собственники и землепользователи земельных участков должны выбирать такие способы использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, при которых собственникам, землепользователям соседних земельных участков причиняется наименее неудобств (затенение, задымление, неприятные запахи, шумовое загрязнение и т.п.).

2. Собственники и землепользователи земельных участков обязаны не использовать земельные участки способами, которые не позволяют собственникам, землепользователям соседних земельных участков использовать их по целевому назначению (недопустимое воздействие).

3. Собственники и землепользователи земельных участков обязаны сотрудничать при совершении действий, направленных на обеспечение прав на землю каждого из них и использование этих участков с внедрением и соблюдением прогрессивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур и охраны земель (обмен земельных участков, рациональная организация территорий, соблюдение севооборотов, установление, сохранение межевых знаков и т.п.).

Статья 104. Предупреждение вредного воздействия на соседний земельный участок

Собственники и землепользователи земельных участков могут требовать прекращения деятельности на соседнем земельном участке, осуществление которой может повлечь вредное воздействие на здоровье людей, животных, на воздух, земельные участки и другое.

Статья 105. Последствия проникновения на земельный участок ветвей и корней деревьев

В случае проникновения корней и ветвей деревьев с одного земельного участка на другой собственники и землепользователи земельных участков имеют право отрезать корни деревьев и кустов, которые проникают с соседнего земельного участка, если такое проникновение является препятствием в использовании земельного участка по целевому назначению.

Статья 106. Обязанности по определению общих границ

1. Собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка содействия установлению твердых границ, а также восстановления межевых знаков в случаях, когда они исчезли, переместились или стали невыразительными.

2. Виды межевых знаков и порядок восстановления границ определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере земельных отношений.

3. Расходы на установление смежных границ несут собственники земельных участков в равных частях, если иное не установлено соглашением между ними.

Статья 107. Восстановление границ

1. Основанием для восстановления границ являются данные земельно-кадастровой документации.

2. При невозможности выявления действительных границ их установление осуществляется по фактическому использованию земельного участка. Если фактическое использование участка невозможно установить, то каждому выделяется одинаковая по размеру часть спорного участка.

3. В случаях, когда таким образом определение границ не согласовывается с выявленными обстоятельствами, в частности с установленными размерами земельных участков, то границы определяются с учетом этих обстоятельств.

Статья 108. Совместное использование межевых сооружений

1. В случаях, когда соседние земельные участки отделены растительной полосой, тропой, бороздой, каналом, стеной, забором или иным сооружением, то собственники этих участков имеют право на их совместное использование, если внешние признаки не указывают на то, что сооружение принадлежит лишь одному из соседей .

2. Собственники соседних земельных участков могут пользоваться межевыми сооружениями совместно по договоренности между ними. Расходы на содержание сооружения в надлежащем состоянии соседи несут в равных частях. К тому времени, пока один из соседей заинтересован в дальнейшем существовании общего межевого сооружения, оно не может быть ликвидировано или изменено без его согласия.

Статья 109. Использование деревьев, стоящих на границах земельных участков

1. Деревья, стоящие на меже смежных земельных участков, а также плоды этих деревьев принадлежат собственникам этих участков в равных частях.

2. Каждый из соседей вправе требовать ликвидировать деревья, стоящие на общей меже. Расходы на ликвидацию этих деревьев возлагаются на соседей в равных частях.

3. Сосед, требующий ликвидации деревьев, которые стоят на общей меже, должен один нести расходы по ликвидации деревьев, если другой сосед отказывается от своих прав на деревья.

4. Требование о ликвидации деревьев (кустов) исключается, если они служат межевыми знаками и в зависимости от обстоятельств не могут быть заменены другими межевыми знаками.

Глава 18 — Ограничение прав на землю

Статья 110. Понятие ограничения в использовании земельных участков, обременение прав на земельный участок

1. На использование собственником земельного участка или его части может быть установлено ограничение.

Право собственности на земельный участок может быть обременено правами других лиц.

2. Переход права собственности на земельный участок не прекращает установленных ограничений, обременений

3. Разделение или объединение земельных участков не прекращает действия ограничений, обременений, установленных на земельные участки, кроме случаев, когда ограничения (обременения) распространялись лишь на часть земельного участка, которая в результате раздела земельного участка не вошла в сформированный новый земельный участок.

Статья 111. Обременения прав на земельный участок, ограничения в использовании земель

1. Обременение прав на земельный участок устанавливается законом или актом уполномоченного на это органа государственной власти, должностного лица, или договором путем установления запрета на пользование и / или распоряжения, в том числе путем его отчуждения.

2. Законом, принятым в соответствии с ним нормативно-правовыми актами, договором, решением суда могут быть установлены такие ограничения в использовании земель:

  • а) условие начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение установленных сроков;
  • б) запрет на осуществление отдельных видов деятельности;
  • в) запрет на изменение целевого назначения земельного участка, ландшафта;
  • г) условие осуществить строительство, ремонт или содержание дороги, участка дороги;
  • ґ) условие соблюдения природоохранных требований или выполнения определенных работ;
  • д) условия предоставлять право охоты, вылова рыбы, сбора дикорастущих растений на своем земельном участке в установленное время и в установленном порядке.

3. Обременения прав на земельные участки (кроме обременений, непосредственно установленных законом) подлежат государственной регистрации в Государственном реестре прав на недвижимое имущество в порядке, установленном законом.

4. Ограничения в использовании земель (кроме ограничений, непосредственно установленных законом и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами) подлежат государственной регистрации в Государственном земельном кадастре в порядке, установленном законом, и действуют с момента государственной регистрации.

Ограничения в использовании земель, непосредственно установлены законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами, действуют с момента вступления в силу нормативно-правовыми актами, которыми они были установлены.

5. Сведения об ограничениях в использовании земель указываются в схемах землеустройства и технико-экономических обоснованиях использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектах землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного , лесного фонда, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимоутворюючих объектов, проектах землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, проектах землеустройства по отводу земельных участков, технической документации по землеустройству относительно установления ( восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности). Сведения о таких ограничениях вносятся в Государственный земельный кадастр.

Статья 112. Охранные зоны

1. Охранные зоны создаются:

  • а) вокруг особо ценных природных объектов, объектов культурного наследия, гидрометеорологических станций и т.п. с целью охраны и защиты их от неблагоприятных антропогенных воздействий;
  • б) вдоль линий связи, электропередачи, земель транспорта, вокруг промышленных объектов для обеспечения нормальных условий их эксплуатации, предупреждения повреждения, а также уменьшения их негативного влияния на людей и окружающую среду, смежные земли и другие природные объекты.

2. Правовой режим земель охранных зон определяется законодательством Украины.

Статья 113. Зоны санитарной охраны

1. Зоны санитарной охраны создаются вокруг объектов, где имеются подземные и открытые источники водоснабжения, водозаборные и водоочистные сооружения, водоводы, объекты оздоровительного назначения и другие, для их санитарно-эпидемиологической защищенности.

2. В пределах зон санитарной охраны запрещается деятельность, которая может привести к нанесению вреда подземным и открытым источникам водоснабжения, водозаборным и водоочистительным сооружениям, водоводам, объектам оздоровительного назначения, вокруг которых они созданы.

3. Правовой режим земель зон санитарной охраны определяется законодательством Украины.

Статья 114. Санитарно-защитные зоны

1. Санитарно-защитные зоны создаются вокруг объектов, являющихся источниками выделения вредных веществ, запахов, повышенных уровней шума, вибрации, ультразвуковых и электромагнитных волн, электронных полей, ионизирующих излучений и т.п., с целью отделения таких объектов от территорий жилищной застройки.

2. В пределах санитарно-защитных зон запрещается строительство жилых объектов, объектов социальной инфраструктуры и других объектов, связанных с постоянным пребыванием людей.

3. Правовой режим земель санитарно-защитных зон определяется законодательством Украины.

Статья 115. Зоны особого режима использования земель

1. Зоны особого режима использования земель создаются вокруг военных объектов Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, образованных в соответствии с законодательством Украины, для обеспечения функционирования этих объектов, сохранности вооружения, военной техники и другого военного имущества, охраны государственной границы Украины, а также защиты населения, хозяйственных объектов и окружающей среды от воздействия аварийных ситуаций, стихийных бедствий и пожаров, которые могут возникнуть на этих объектах.

2. Вдоль государственной границы Украины устанавливается пограничная полоса, в пределах которой действует особый режим использования земель.

3. Размер и правовой режим пограничной полосы устанавливаются в соответствии с законом.