Ст 157 субъект

Статья 157 УК РФ. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

Новая редакция Ст. 157 УК РФ

1. Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, —

наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, —

наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечания. 1. Неуплатой родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

2. Неуплатой совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей, подвергнутыми административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Комментарий к Статье 157 УК РФ

1. О правовых основах уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста см. ст. 80 — 86 СК. О правовых основах уплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей см. ст. 87 — 88 СК.

2. Объектом преступного посягательства являются взаимные алиментные отношения родителей и детей.

2.1. Комментируемая статья состоит из двух частей, закрепляющих альтернативные основные составы преступления. Рассматриваемые деяния относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

3. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, выражается в злостном уклонении от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста.

3.1. Уклонение родителей от уплаты средств может быть в форме действия или бездействия.

3.2. Под уклонением родителей от уплаты по решению суда средств на содержание детей следует понимать не только прямой отказ от уплаты присужденных судом алиментов, но и сокрытие лицом своего действительного заработка, смену работы или места жительства с целью избежать удержаний по исполнительному листу, уклонение с той же целью от трудовой деятельности и иные действия, свидетельствующие об уклонении.

4. УО за уклонение родителя от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, наступает по коммент. статье при наличии таких условий, как злостность и решение суда.

4.1. Под злостностью понимается уклонение от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, при наличии возможности уплаты таких средств.

4.2. Вопрос о том, является ли уклонение злостным, должен решаться в каждом конкретном случае с учетом продолжительности и причин неуплаты алиментов и всех других обстоятельств дела.

4.3. Злостность отсутствует, если средства на содержание детей не уплачиваются по уважительным причинам, например вследствие увольнения по сокращению штатов, из-за отсутствия заработка по причине болезни, прохождения комиссии для получения группы инвалидности и т.д. (см. Определение ВС РФ от 12.05.1999).

5. Состав преступления по конструкции формальный. Преступление окончено в момент злостного уклонения от уплаты алиментов.

6. С субъективной стороны преступление характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотив и цель не являются признаками, имеющими значение для квалификации деяния как преступления.

7. Субъект преступного посягательства специальный — родитель.

7.1. Под родителями понимаются лица, записанные отцом или матерью ребенка в книге записей о рождении, в том числе и те, отцовство которых установлено в предусмотренном законом порядке. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию детей.

8. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи, выражается в злостном уклонении совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей.

8.1. Состав преступления, предусмотренного ч. 2, по конструкции формальный. Преступление окончено в момент злостного уклонения от уплаты алиментов.

8.2. С субъективной стороны преступление характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотив и цель не влияют на квалификацию деяния как преступления.

8.3. Субъект преступного посягательства специальный — совершеннолетний трудоспособный ребенок.

Другой комментарий к Ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления (ч. 1 ст. 157 УК РФ) характеризуется злостным уклонением родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста.

2. Под уклонением от уплаты средств на содержание детей следует понимать прямой отказ от уплаты алиментов, несообщение судебному исполнителю или лицу, получающему алименты, об увольнении, несообщение о новом месте работы, сокрытие своего заработка, а при уплате алиментов несовершеннолетним детям — и о наличии дополнительного заработка или иного дохода.

3. Понятие злостного уклонения в законе не определено и является оценочным. В судебной практике под данным признаком принято понимать повторность совершения аналогичного преступления, уклонение от уплаты по решению суда, несмотря на соответствующее предупреждение, розыск лица, обязанного выплачивать алименты, и т.д.

4. Преступление признается оконченным с момента злостного уклонения от уплаты установленных судом алиментов.

5. Субъект преступления специальный: отец и мать, записанные родителями ребенка в книге записей рождений; лица, отцовство которых установлено в порядке, предусмотренном семейным законодательством; родители, лишенные родительских прав.

6. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 157 УК, характеризуется злостным уклонением совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей.

Субъект преступления — специальный: трудоспособные совершеннолетние дети лица, на содержание которого решением суда взысканы алименты.

Статья 157. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

1. Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, —

наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, —

наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечания:

1. Неуплатой родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

2. Неуплатой совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей, подвергнутыми административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Комментарий к Ст. 157 УК РФ

1. Комментируемая статья представляет собой два самостоятельных состава преступления, предусмотренного ч. ч. 1 и 2.

Так, в ч. 1 комментируемой статьи предусматривается ответственность за злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, а в ч. 2 этой статьи — ответственность за злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей.

Согласно ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. В ст. 85 СК предусматривается обязанность родителей содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, а в ст. 87 СК — обязанность трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей.

2. Объектом данных преступлений являются интересы семьи, общественные отношения по обеспечению материальных условий физического, интеллектуального и нравственного развития личности несовершеннолетнего или нормального материального существования нетрудоспособного совершеннолетнего (ч. 1 ст. 157 УК), а также общественные отношения по обеспечению нормального материального существования нетрудоспособных родителей (ч. 2 ст. 157 УК).

3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется бездействием в юридическом смысле, выраженным в злостном уклонении родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста. Таким образом, уклонение от содержания детей или родителей заключается в категорическом отказе выполнять постановление судьи о взыскании алиментов или в активных действиях, свидетельствующих о таком уклонении.

Алименты взыскиваются на содержание несовершеннолетних детей, т.е. до достижения ими 18-летнего возраста. Поскольку злостное уклонение от уплаты алиментов — продолжаемое преступление и считается оконченным с момента установления фактов, подтверждающих признаки злостности, лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за действия, совершенные до достижения ребенком 18 лет и тогда, когда ребенок достиг совершеннолетия, в случае если сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности не истекли.

К нетрудоспособным совершеннолетним детям относятся лица, которые в силу физического или психического недуга не могут трудиться и обеспечивать свое существование. Их нетрудоспособность должна подтверждаться соответствующими медицинскими документами.

4. Обязательным признаком объективной стороны преступления является злостность уклонения. Под злостным уклонением понимается уклонение от уплаты алиментов после предупреждения, сделанного судебным приставом-исполнителем.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

6. Субъект — специальный (родители, т.е. лица, записанные отцом и матерью ребенка в книге записей рождения, включая и тех, отцовство которых установлено в порядке, предусмотренном ст. ст. 48, 49 СК РФ, а также лица, усыновившие несовершеннолетнего).

Кроме того, субъектом данного преступления может являться лицо, лишенное родительских прав, если с него взысканы алименты, поскольку лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию детей. В то же время усыновители, решение об усыновлении в отношении которых было отменено, не могут быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 1 комментируемой статьи.

7. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется бездействием в юридическом смысле, выраженным в злостном уклонении совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей.

Нетрудоспособными родителями (усыновителями) признаются лица: женщины по достижении 55 лет, мужчины — 60 лет, а также лица, признанные в установленном порядке инвалидами 1-й или 2-й группы. При взыскании средств на содержание родителей не имеет значения факт получения ими пенсии. Однако данное обстоятельство должно учитываться при установлении размера взыскиваемых средств. Поэтому наличие пенсии не может служить основанием отказа в выплате средств на содержание родителей, взыскиваемых по решению суда, а само злостное уклонение от их уплаты предполагает состав преступления, предусмотренный ч. 2 комментируемой статьи, если будет установлено, что родители действительно нуждались в такой помощи.

8. Субъектом преступления является трудоспособное лицо, являющееся сыном или дочерью лица (указанного в свидетельстве о рождении ребенка), в пользу которого решением суда подлежат взысканию средства. В то же время, согласно ч. 5 ст. 87 СК РФ дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей.

При рассмотрении таких дел судам следует тщательно проверять причины уклонения от содержания и его характер. Например, если лицо, обязанное к уплате алиментов, длительное время не имеет работы по уважительной причине (длительной болезни, увольнения администрацией предприятия или организации, а активные действия по подысканию новой работы оказались безуспешными), то в этом случае длительная неуплата средств на содержание детей или родителей не может считаться уголовно наказуемой.

Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Статья 157. Воспрепятствование осуществлению избирательно права или права участвовать в референдуме, работе Избирательное комиссии или комиссии по референдуму или деятельности официального наблюдателя

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своего избирательного права или права принимать участие в референдуме, препятствования деятельности второго субъекта ‘объекта избирательно процесса, инициативной группы референдума, комиссии по референдуму, члена Избирательное комиссии, члена инициативной группы референдума, члена комиссии по референдуму или официального наблюдателя при исполнении ими своих полномочий, Соединенные с подкуп, обманом или принуждением, а также уклонение члена избирательное комиссии в работе комиссии без уважительных причин —

наказываются штрафом от трехсот до ‘пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишение свободы на тот же срок, с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного до трех лет.

2. То же деяния, Соединенные с применением насилия, уничтожением или повреждением имущества, угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества, —

наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок, с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного до трех лет.

3. Деяния, предусмотренны частями первой или второй настоящей статьи, совершенные по предварительному сговору группой лиц или членом Избирательное комиссии или вторым должностным лицом с внедрением своего служебного положения, —

наказываются ограничением свободы на срок от двух до’ пяти лет или лишение свободы на тот же срок, с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет.

4. Вмешательство должностного лица с внедрением служебного положения в осуществление избирательное комиссией или комиссией по референдуму их полномочий, установленных законом, совершенное путем незаконного требования или указания с целью повлиять на решение избирательное комиссии или комиссии по референдуму, —

наказывается штрафом от’ пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или лишение свободы на срок от двух до ‘пяти лет, с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет.

1. Общественная опасность преступлений, предусмотренных этой статье, состоит в том, что они посягают на конституционные права граждан, эт ‘связанные с их волеизъявлением через выборы и референдумы. К таким правам относятся: право граждан Украины избира или быть избранным в органы гос власти или органов местного самоуправления, право требовать проведения референдума и право голоса (участия) на референдуме. Кроме того, такие преступления посягают на права граждан, реализация которых обеспечивает надлежащую организацию подготовки и проведения выборов и референдумов, а именно: участвовать в избирательно процессе как его субъектов ‘объекта, в работе Избирательное комиссии, комиссии по референдуму, инициативной группы референдума как их члена, а также быть Официальным наблюдателем на выборах.

результате предусмотренных этой статьей посягательств при проведении выборов в органы государственной власти или органов местного самоуправления могут попасть лица, Которые Фактически НЕ были к ним избраны, и наоборот, могут не угодить кандидаты, получившие (или при условии соблюдение положений закона при проведении выборов могли бы получить) поддержку большинства избирателей. В результате этого Отдельные органы государственной власти или органы местного самоуправления могут оказаться Фактически нелегитимнымы. Вследствие предусмотренных этой статьей посягательств при назначениях (произнесении) и проведении референдумов могут быть созданы препятствия в сборе подписей под требованием о проведении референдума, в организации подготовки и проведении референдума, а в конечном итого — в принятие гражданами Украины путем голосования решений по важным вопросам общегосударственного и местного значения, Которые могут быть предметом референдумов.

2. Основным непосредственным объект объектом преступлений, предусмотренных частями 1 — 3 ст. 157, является право граждан Украины: избира и быть избранным (избирательное право), на требование референдума и участие в нем, на участие в избирательно процессе в статусе субъектов ‘объекта такого процесса, члена Избирательное комиссии, а в референдумные процессе — осуществлять деятельность члена инициативной группы референдума или комиссии по референдуму, на наблюдения за выборами. Дополнительным в ‘объектом преступлений, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 157, является психическая и физическая неприкосновенность личности, право собственности, правильная (нормальная) деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, в ‘объединений граждан, отдельных организаций, учреждений, предприятий. Основным непосредственным объект объектом преступления, предусмотренном ч. 4 ст. 157, нормальная деятельность Избирательное комиссии или комиссии по референдуму.

3. Потерпевший от преступлений, предусмотренных ст. 157, могут быть: граждане, имеющие право избира или быть избранными (избиратели и кандидаты на выборные должности в органах государственной власти и органов местного самоуправления); граждане, имеющие право участвовать в референдуме, лица, деятельность которых в согласовании с законодательством направлена процессе, таких его субъектов «объектов как партии или блоки партий (доверенные лица кандидатов, официальные представители партий (блоков), Уполномоченные лица (партий (Блоков), члены ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ комиссий (Центральной Избирательное комиссии Украины, окружных (территориальных) и участковых ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ комиссий), члены инициативных групп референдума, члены комиссий по референдуму; официальные наблюдатели (от партий (блоков)), кандидатов, общественных организаций, иностранных государств и международных организаций). Не могут признаваться потерпевшим от этого преступления претенденты на выборные должности, выборы которых регламентируются избирательными законодательством (Например, претенденты на должность судей конституционного Суда Украины, членов высшего совета юстиции Украины, Председателя верховной рады Украины, его заместителей и председателей парламентская комитетов), а также лица, Которые уже избраны депутатами, Президентом Украины или сельский, поселковымы, городскими головами.

4. Объ объективная сторона преступлений, предусмотренных настоящей статьей, может выражаться в форме:

1) препятствования свободному осуществлению гражданином своего избирательно права или права участвовать в референдуме, препятствования деятельности второго субъекта ‘объекта избирательно процесса, инициативной группы референдума, комиссии по референдуму, члена Избирательное комиссии, члена инициативной группы референдума, члена комиссии по референдуму или официального наблюдателя при исполнении ими своих полномочий (части 1 — 3 ст. 157)

2) вмешательство должностного лица с внедрением служебного положения в осуществление избирательное комиссией или комиссией по референдуму их полномочий, установленных законом (ч. 4 ст. 157).

Такая форма этого преступления как препятствования заключается в любых действиях или бездействии, направленных на создание препятствий указанным субъект объектам в осуществлении их прав или в другом законном деятельности, эт ‘связанных с проведением выборов в органы гос власти или органов местного самоуправления или референдумов. Речь идет о проведении любого вида выборов (выборы Президента Украины, выборы народных депутатов Украины, местные выборы — выборы депутатов верховной рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов) или любого вида референдума (Всеукраинский или местного). По смыслу закона препятствования может быть направлено против: 1) свободного осуществления гражданином таких его конституционных прав как избирательное право и право участвовать во Всеукраинских и местном референдумах, 2) деятельности второго субъект объекта избирательно процесса (другой — значит любого из субъектов ‘Объектов избирательно процесса, кроме избирателя, уголовно-правовая охрана прав которого выделена отдельно). По избирательными законодательством субъектов ‘объектами избирательно процесса является, в частности: избиратель; Избирательные комиссии, кандидаты; партия (блок), которые выдвинули кандидатов (местные организации партий (Блоки) официальные наблюдатели от партий (блоков). Законы, регламентирующие организацию подготовки и проведения президентских, парламентская и местных выборов, определяют исключительный перечень субъектов ‘объектов избирательно процесса отдельно по каждому виду выборов, 3) деятельности коллегиальных субъектов’ объектов, к полномочиям которых отнесены организацию подготовки и проведения референдумов, — инициативной группы референдума и комиссии по референдуму, 4) деятельности отдельных членов ЭТИХ субъектов ‘объектов и члена Избирательное комиссии при исполнении ими своих полномочий; 5) деятельности официального наблюдателя при исполнении им своих полномочий.

воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своего избирательно права может выразиться, в частности, в: необоснованных отказе в регистрации кандидатом; невключениы гражданина в списки избирателей при наличии для этого оснований или исключения гражданина из списков избирателей при отсутствии для этого оснований; Неправомерное отказе избирателей в принятие и рассмотрении его заявления о включении его в список избирателей; принуждении избирателя поставит подпись в подписном листе на поддержание определенного претендента в кандидаты или, наоборот, отказаться в подписания такого письма; принуждении должностным лицом подчиненных (например, военнослужащих срочной службы, курсантов) к голосования за конкретного кандидата; бездействия должностного лица, которая, согласно своего служебного положения, обязательства ‘связана принять меры по обеспечению реализации ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ прав гражданина; принуждении кандидата снять свою кандидатуру с баллотирования или Зарегистрироваться кандидатом; создание препятствий для въезда избирателя на Избирательный участок для голосования и т.д..

Этим признаком охватывается также воспрепятствование деятельности доверенных лиц кандидатов в Президенты Украины, кандидатов в депутаты и кандидатов на должность сельского, поселков, Городского голови, представителя кандидата в Президенты Украины или партии (блока) в Центральной Избирательное комиссии Украины, Которые помогают реализовать указанным гражданам их субъект объективное право быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления.

Вместе препятствования деятельности других лиц, Которые НЕ являются участниками избирательно процесса, но Которые определенными образом причастны к избирательное кампании, НЕ образует состава преступлений, предусмотренных ст. 157, поскольку оно непосредственно НЕ посягает на их объект объект. Такие действия при наличии к тому оснований следует рассматривать как соответствующее преступление против жизни и здоровья «я лица, против авторитета органов государственной власти, органов местного самоуправления и объект объединений граждан, преступление в сфере служебной деятельности или иное преступление. Например, это касается препятствования должностным лицам органов от исполнительной власти или местного самоуправления в осуществлении их полномочий по составлению общих списков избирателей, материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов.

Этой формой преступления охватываются также случаи создания препятствий для нормальной деятельности Избирательное комиссии (участковое, территориальной, окружной, Центральной) или ее отдельного члена или любое Неправомерное вмешательство в решение вопросов, отнесенных законом к их компетенции по организации и проведению выборов, если такие действия были ориентированы на препятствования осуществлению гражданином своего избирательно права. Например, это может проявится в организации срыва заседания комиссии с тем, чтобы не допустит регистрации определенного лица кандидатом в депутаты или на другую выборную должность. При отсутствии такого направления действия виновного лица при наличии оснований могут рассматриваться как другой соответствующее преступление, в т.ч. против жизни или здоровья «я лица, против авторитета органов государственной власти, органов местного самоуправления и объект соединений граждан (статьи 341, 356), против общественного порядка (ст. 296), или как административное правонарушение, предусмотренное ст. 21219 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 Если препятствования свободному осуществлению гражданином его избирательно права путем создания препятствий для нормальной деятельности Избирательное комиссии было совершено должностным лицом с внедрением служебного положения в форме вмешательства в осуществление избирательное комиссией своих полномочий, совершенное при наличии предусмотренных законом признаков, следует квалифициров оценка препятствования деятельности комиссии по референдуму или ее отдельного члена.

Как препятствования свободному осуществлению гражданином своего избирательно права может быть квалифицировано создание препятствий гражданам Украины, партиям (Блокам) и вторым субъект объектам вести предвыборную агитации, свободно и всесторонне обсуждать предвыборные программы партий (блоков), политические, деловые и личные качества кандидатов. Оно может проявится в срыв проведения собраний, митингов и встреч с кандидатами (их прямой запрету, недопущение избирателей, кандидатов или других лиц к месту их проведения, непредоставлениы помещения, умышленно вывода из строя технического оборудования, необходимого для проведения таких мероприятий, отключения электроэнергии, несвоевременно сообщениях в месте и времени таких мероприятий и т.п.), предоставление необоснованных преимуществ или установление необоснованных ограничений для предвыборных выступлений кандидатов, их доверенных лиц в соответствующих СМИ, необоснованно отказе в изготовлении материалов предвыборной агитации, их незаконном Изъятие или уничтожении, нарушении правил вещания СМИ агитационных телерадиопрограмм т.п..

воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своего права участвовать в референдуме может заключаться, в частности, в: необоснованно невключениы гражданина в список граждан, имеющих право участвовать в референдуме, или исключение из такого списка; невыдачы гражданину, включен в указанный список, бюллетеня для голосования; принуждении к участию или неучастие в голосовании на референдуме и т.п..

Воспрепятствование деятельности других субъектов» объектов, указанных в ч. 1, могут составлять любые действия, который создают препятствия таким субъект объектам в их законной деятельности, в реализации ими своих полномочий. Это может быть, в частности: в отношении члена инициативной группы референдума — запрет осуществлять сбор подписей под требованием о проведении референдума, препятствие сдачи в определенного законом органа местного самоуправления подписных листов с подписями граждан под упомянутым требованием; отношении члена Избирательное комиссии или члена комиссии по референдуму — притязания НЕ участвовать в деятельности комиссии или рассмотрении ею конкретных вопросов; Относительно политической партии (блока) или кандидата — недопущение представителя партии (блока), ее уполномоченного лица или доверенного лица кандидата к участию в заседании Избирательное комиссии; об официальном наблюдателя — блокировка его доступа на Избирательный участок для осуществления наблюдения, препятствования фото-и киносъемкы, аудио-и видеозаписи.

Закон предусматривает шесть конкретных способов совершения этого преступления: 1) подкуп, 2) обман, 3) принуждение 4) применение насилия 5) уничтожение или повреждение имущества, 6) угроза применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества. Первые три из них образуют простой состав преступления (ч. 1), остальные три — квалифицированный (ч. 2).

Подкуп заключается в склонение лица путем предоставления, предложения или обещания вознаграждения материального характера (денег, материальных ценностей или услуг) к совершению определенных действий или воздержанию от них (к бездействия), эт ‘связанных с реализацией гражданином своего избирательно права или права участвовать в референдуме, деятельностью других субъектов «объектов избирательно процесса, инициативной группы референдума, комиссии по референдуму, выполнением своих полномочий членом Избирательное комиссии, членом инициативной группы референдума, членом комиссии по референдуму или Официальным наблюдателем. Такой подкуп, совершенный по должностного лица, при наличии оснований следует расценивать как дача взятки и дополнительно квалифициров по ст. 369.

Обман — это введение конкретного лица или группы лиц (инициативной группы референдума, избирательное комиссии, комиссии по референдуму) в заблуждение Относительно действительных явлений и фактов, имеющих непосредственное отношение к осуществлению гражданином своих ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ прав или права участвовать в референдуме, в деятельности других субъектов «объектов, указанных в ч. 1. Обман может выразиться как в сообщениях таким лицам ложных сведений (например, о времени и месте голосования, порядке заполнения бюллетеней и т.п.), так и в умышленно замалчиваниы фактических обстоятельств, Которые виновный обязательства ‘связан был сообщить, например, как председатель или член Избирательное комиссии (несообщения избирателей в снятие конкретным кандидатом своей кандидатуры с баллотирования или в рассмотрении определенного вопроса на заседании Избирательное комиссии и т.д.).

Принуждение предполагает применение к потерпевшему насилия, направленного на то, чтоб склоне его к определенному поведению (Совершение действия или воздержание от него) и таким образом помешать свободному осуществлению гражданином своего избирательно права или права участвовать в референдуме, законной деятельности определенных участников избирательно и рефрендумного процессов. Принуждение, предусмотренное ч. 1 ст. 157, может заключаться в применении шантажа или любого принуждения, за исключением тех видов физического и психического насилия, предусмотренны ч. 2 ст. 157.

воспрепятствование в форме вмешательства должностного лица в осуществление избирательное комиссией или комиссией по референдуму их полномочий (ч. 4 ст. 157) с о ‘Объективной стороны характеризуется тем, что оно: 1) осуществляется должностным лицом с внедрением его служебного положения, 2) касается осуществления полномочий избирательное комиссии или комиссии по референдуму, установленных законом; 3) совершается путем незаконного требования или указания. Такое вмешательство образует состав этого преступления только тогда, когда оно имеет незаконные характер, а именно: когда им перешкоджаеться осуществлению предусмотренных законом полномочий избирательное комиссии или комиссии по референдуму и способом его совершения является незаконное требование или указание. Соответственно для с ‘Выяснения характера вмешательства необходимо в каждом конкретном случае с’ выяснять два момента: а) была законной осуществляемая избирательное комиссией или комиссией по референдуму деятельность, вмешательство в которую имело место со стороны должностного лица. Это предполагает обращение к соответствующее избирательно закона или закона о референдуме, Который определяет статус соответствующей комиссии б) вышла служебное лицо, вмешалась в осуществление полномочий избирательное комиссией или комиссией по референдуму, по пределы своих полномочий и носит пред ‘явлена просьба (пожелание) принятия ею соответствующего решения, а не предполагает возражений и подлежит исполнению комиссией. Указание как способ незаконного вмешательства в осуществление полномочий избирательное комиссией или комиссией по референдуму заключается в даче служебной лицом такой комиссии руководящей установки, которая предусматривает неуклонное следование ей комиссией при принятия ею соответствующего решения. Незаконным признается требование или указание, которую Должностное лицо не могла пред ‘представят (давать) комиссии, Исходя из своих возможностей. Избирательное законодательство предусматривает, что никто не имеет права вмешиваться в деятельность ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ комиссий, кроме как в случаях, предусмотренных законом.

Если незаконное вмешательство в деятельность Избирательное комиссии сопряжено с незаконным воздействием на члена Центральной Избирательное комиссии Украины с целью воспрепятствовать выполнению им служебных обязанностей ‘связей или добиться принятия незаконных решений, содеянное следует квалифициров предусмотренных статьями 157 и 344.

Преступление Считается оконченным с момента, когда произошло фактическое препятствования осуществлению гражданином своего избирательно права или права участвовать в препятствования референдуме, препятствования деятельности второго субъекта ‘объекта избирательно процесса, инициативной группы референдума, комиссии по референдуму, члена Избирательное комиссии, члена инициативной группы референдума, члена комиссии по референдуму или официального наблюдателя (части 1 — 3 ст. 157) или с момента фактического вмешательства в осуществление избирательное комиссией или комиссией по референдуму их полномочий, установленных законом (ч. 4 ст. 157).

5. С субъект Объективной стороны это преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Обязанность «Обязательным признаком субъектов ‘Объективной стороны преступления, предусмотренном ч. 4 ст. 157, есть цель — повлиять на решение Избирательное комиссии или комиссии по референдуму.

6. Сб «объект преступления, предусмотренном ч. 1 ст. 157, общий, а преступления, предусмотренном ч. 4 ст. 157 — специальный (Должностное лицо). О понятии должностного лица см.. примечания 1 и 2 ст. 364 и комментарий, Изложенный в общих положениях к разделу XVII особенной части УК.

7. Квалифицирующими признакам препятствования осуществлению избирательно права или права участвовать в референдуме, работе Избирательное комиссии или комиссии по референдуму или деятельности официального наблюдателя закон предусматривает совершение его в сочетании: 1) с применением насилия, 2) уничтожением или повреждением имущества, 3) угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества (ч. 2 ст. 157), а особенно квалифицирующими признаками — совершение препятствования: 1) по предварительному сговору группой лиц, 2) членом Избирательное комиссии или вторым должностным лицом с внедрением своего служебного положения (ч. 3 ст. 157).

Под насилием в ст. 157 понимается применение физической силы, которое может выразиться в нанесение побоев, ударов, лишение или ограничении свободы, нанесение телесных повреждений, насильственной изъятия в потерпевшего паспорта или другой документ, необходимого для регистрации кандидатом или открытия счета для финансирования избирательное кампании, получение избирательно бюллетеня и т.д.. Если применена насилие содержит признаки более тяжкого преступления, чем препятствования осуществлению избирательно права, оно требует самостоятельной квалификации, в частности, по статьям 115, 121, ч. 2 ст. 122 или другой статье УК.

О понятии уничтожения или повреждения имущества см.. ст. 194 и комментарий к ней. Если уничтожение или повреждение имущества совершенное путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом, или причинившему имущественный ущерб в особо крупных размерах, или повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, — оно требует квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных частями 2 или 3 ст. 157 и ч. 2 ст. 194.

Под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества следует понимать запугивание потерпевшего немедленно или в будущем подвергнуть физическое насилие, привести в негодность имущество, в сохранении которого он заинтересован. Угроза убийством охватывается содержанием понятия » угроза применения насилия » и дополнительной квалификации по ст. 129 не просит.

О понятии совершения преступления по предварительному сговору группой лиц см.. ст. 28 и комментарий к ней.

членом Избирательное комиссии признается лицо, согласно избирательно законодательству включена в состав участковое, территориальной, окружной и Центральной Избирательное комиссии. Соответствующее статуса лицо приобретает с момента принесению присяги члена такой комиссии, а теряет с момента прекращения полномочий члена комиссии, в т.ч. досрочно. Во втором должностным лицом следует понимать любую другую, кроме члена Избирательное комиссии, Должностное лицо.

Обязанность «Обязательным условием квалификации этого преступления по признаку совершения его членом Избирательное комиссии или вторым должностным лицом является осуществление указанного препятствия такими лицами с внедрением власти или служебного положения.

Если такие действия повлекло за собой тяжкие последствия, совершенные работником правоохранительного органа или эт’ связанные с превышения власти или служебного положения, по квалифицирующими обстоятельств, они нуждаются в дополнительной квалификации по статьям, предусматривающих ответственность за Соответствующие преступления в сфере служебной деятельности (части 2 или 3 статьи 364, 365, 423, 424). В случае, когда препятствие должностным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления осуществлению избирательно права одновременно создавал препятствия законной деятельности объект объединений граждан, в т.ч. политических партий или их органов (например, предоставление привилегий и содействия определенными политическим партиям, Которые принимают участие в избирательно процессе, и ущемление прав других), совершенное при наличии оснований следует дополнительно квалифициров 11pt; font-family: «Arial», «sans-serif ‘»> 8. Такие действия как, например: нарушение права гражданина на ознакомление в установленном законом порядке со списком избирателей, списком граждан, имеющих право участвовать в референдуме, а также отказ в выдаче гражданину копии мотивированного решения об отклонении его жалобы (заявления) в внесения изменений в список избирателей, список граждан, имеющих право участвовать в референдуме, или нарушение сроков выдачи копии решения; предпочтение в информационных телерадиопередачах или печатных средствах массовой информации любому кандидату, политической партии (блока), их предвыборным программам собственниками, должностным или служебнымы лицами, творческими работниками средств массовой информации, нарушение установленного законом права кандидатов, политических партий (блоков) на использование на равных условиях сдан (помещений) для проведения предвыборного публичного мероприятия или предвыборной агитации; отказ в освобождение члена Избирательное комиссии от исполнения производственных или служебных обязанностей ‘связей по основному месту работы на время исполнения им полномочий члена Избирательное комиссии; освобождения члена Избирательное комиссии с работы или перевод его на низшую должность по основаниям, эт ‘связанных с выполнением его обязанности «связей в избирательное комиссии, — в согласовании с Кодексом Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 рассматриваются как административные правонарушения и влечет административную ответственность, предусмотренную статьями 2128, 2129, 21212, 21219 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984

Конституция Украины (статьи 38, 69, 71, 72, 76, 103, 141).

Закон Украины » О выборах Президента Украины » в редакции от 18 марта 2004 года (ст. 1, 2, 3, 6, 8, 9, 12, 21, 22, 25 — 36, 57 — 64).

Закон Украины » О выборах народных депутатов Украина » в редакции от 7 июля 2005 (статьи 1, 2, 3, 6, 9, 12, 24 — 38, 39 — 47, 65 — 71).

Закон Украины » В Центральную избирательную комиссию » от 30 июня 2004 года (ст. 26 — 29).

Закон Украины » О выборах депутатов верховной рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов » от 6 апреля 2004 года (ст. 3, 4, 6, 9, 12, 19 — 28, 31 — 323, 50 — 56).

Закон Украины » О всеукраинский и местных референдумы » от 3 июля 1991 г. (статьи 7, 8, 16 — 18, 24 — 32).

Конституция Автономной Республики Крым (статьи 1, 6). Утверждена Законом Украины » Об утверждение Конституции Автономной Республики Крым » от 23 декабря 1998