Ст274-277 гк рф

Статья 277. Обременение сервитутом зданий и сооружений

Применительно к правилам, предусмотренным статьями 274 — 276 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Комментарий к Ст. 277 ГК РФ

1. Как уже отмечалось в комментарии к ст. 274 ГК РФ, объектами сервитута могут выступать не только земельные участки, но и здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Зачастую необходимость установления сервитута связана с проходом на этаж здания или в отдельные помещения здания, принадлежащие сервитуарию, что требует использования лестниц и, возможно, иных мест общего пользования. Так, например, в одном из судебных дел истец требовал от собственника торгового комплекса установления бессрочного сервитута на нежилые помещения, расположенные в здании торгового комплекса: N 1 и 24 литеры «XVIII» в литере «А1″ на втором этаже для работников и арендаторов с 7.00 до 21.00 часов и для посетителей с 10.00 до 21.00, N 1 литеры «I» в литере «А3″ на первом этаже для работников, арендаторов и посетителей круглосуточно, N 10 литеры «I» в литере «А3″ на первом этаже для работников и арендаторов с 7.00 до 22.00 часов .

———————————
Определение ВАС РФ от 30 июня 2009 г. N ВАС-7852/09 по делу N А21-1800/2008.

2. Основания возникновения сервитута, условия осуществления и прекращения сервитута в отношении объектов, не относящихся к земельным участкам, определяются ст. ст. 274 — 276 ГК РФ (см. комментарий к ним).

  • Гражданское право
  • Предмет и методы гражданского права
  • Принципы гражданского права
  • Система гражданского права
  • Источники гражданского права
  • Субъекты и объекты гражданского права
  • Вещи в системе права
  • Правоспособность и дееспособность граждан
  • Представительство в гражданском праве

Сервитут — понятие и сущность

Сервитут — признанное законом право ограниченного пользования чужим имуществом (объектом).

Сервитут может быть срочным и постоянным.

Сервитут устанавливается по взаимному соглашению сторон, по решению суда или в соответствии с законом, и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Виды сервитутов

Земельный кодекс в статье 23 предусматривает 2 вида сервитутов:

Частный сервитут

Ст. 274-277 ГК РФ устанавливают следующее.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута.

Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.

Частные водные сервитуты могут устанавливаться в силу договора, а также и на основании судебного решения.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения.

Публичный сервитут может устанавливаться для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • выпаса сельскохозяйственных животных;
  • сенокошения;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

По правилам публичного лесного сервитута граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде.

По правилам публичного водного сервитута каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Статья 277 ГК РФ. Обременение сервитутом зданий и сооружений (действующая редакция)

Применительно к правилам, предусмотренным статьями 274 — 276 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 277 ГК РФ

1. Сервитут может быть установлен не только в отношении земельного участка, но и в отношении иного недвижимого имущества, например, здания, сооружения. Например, может быть установлен сервитут для осуществления прокладки и эксплуатации линий электропередач.

Установление сервитутов для иного недвижимого имущества осуществляется по правилам ст. ст. 274 — 276 ГК РФ.

2. Применимое законодательство:

— ФЗ от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве»;

— ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

— Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»;

— ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

3. Судебная практика:

— Постановление Президиума ВАС РФ от 06.10.2009 N 7349/09 по делу N А60-15186/2008-С3;

— Определение ВАС РФ от 22.10.2009 N ВАС-13629/09 по делу N А47-7383/2008;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.12.2006 N Ф04-8352/2006(29305-А46-39) по делу N А46-1068/06;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.07.2009 по делу N А43-933/2009-17-31.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Сервитут. Сервитутам посвящена ст. 23 ЗК РФ. Существует два их вида: сервитут [1] и публичный сервитут. Его классическая сущность, сформировавшаяся еще во времена Древнего Рима, состоит в том, что он представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком. Если устанавливался сервитут, то земельный участок не только служил своему собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка. В сервитутном правоотношении одна сторона является управомоченной, другая — обязанной. Управомоченное лицо имеет право на пользование имуществом обязанной стороны. Обязанная сторона, соответственно, должна допускать такое пользование.

Сервитут устанавливается в соответствии с нормами гражданского законодательства (ст. 274—277 ГК РФ). Согласно ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также для других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

В связи с тем, что собственник земельного участка, в отношении которого установлен сервитут, испытывает определенные неудобства, закон предусматривает необходимость выплаты ему компенсации. Он вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

По общему правилу сервитут следует юридической судьбе обремененного им земельного участка (ст. 275 ГК РФ). Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. При этом следует отметить, что сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Согласно п. 9 ст. 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации прав на недвижимое имущество в порядке, предусмотренном ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, он выступает в качестве обременения.

Сервитут обременяет земельный участок, поэтому согласно ст. 613 ГК РФ собственник земельного участка при передаче его в аренду обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на передаваемый в аренду участок, в том числе об обременении земельного участка сервитутом. Если арендодатель — собственник участка не выполнил этого условия, арендатор вправе либо требовать уменьшения арендной платы, либо расторгнуть договор аренды и требовать возмещения причиненных ему убытков. Такое же требование нужно выполнить в случае заключения договора ссуды. Статья 694 ГК РФ обязывает ссудодателя — лицо, передающее свою вещь (земельный участок) в безвозмездное пользование другому лицу, предупредить ссудополучателя об обременении земельного участка сервитутом. Невыполнение этой обязанности предоставляет ссудополучателю право потребовать расторжения договора ссуды и возмещения понесенного им реального ущерба.

Публичный сервитут. Он имеет сходство с установлением ограничений прав на землю, поскольку ограничения прав также определяются на основании требований, предусмотренных законодательством.

Публичные сервитуты согласно п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться: для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерной платы от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случае если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего публичный сервитут, соразмерной платы.

Основания установления сервитутов. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, определенном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 3, 4 ст. 274 ГК РФ).

Пункт 6 ст. 274 ГК РФ закрепляет правило о том, что в случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. При этом к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные для собственника такого земельного участка.

В соответствии со ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Особенности установления сервитутов в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 39 23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, ЗК РФ, другими федеральными законами, в том числе при размещении линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; проведении изыскательских работ; ведении работ, связанных с пользованием недрами.

Если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, то соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевла-

делец, арендатор земельного участка. По общему правилу согласия в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется (п. 1 ст. 39 24 ЗК РФ).

Когда земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование либо аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме органов власти, в ведении которых находятся эти предприятие или учреждение. Землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, заключившие соглашение об установлении сервитута, обязаны в течение 10 дней со дня его заключения направить в уполномоченный орган уведомление об этом.

Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.

Со дня досрочного расторжения договора аренды земельного участка либо договора безвозмездного пользования земельным участком действие заключенного арендатором или землепользователем соглашения об установлении сервитута прекращается.

В ст. 39 25 ЗК РФ сформулированы требования, касающиеся содержания соглашения об установлении сервитута, условий определения платы по этому соглашению. Как правило, плата по соглашению об установлении сервитута поступает землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, с которыми заключено соглашение.

В случае если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. Правила определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. № 1461 1 (ст. 39 26 ЗК РФ). Определен порядок рассмотрения таких заявлений.

Лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о за-

ключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ по государственному кадастровому учету части земельного участка, в отношении которого будет установлен сервитут. В срок не более 30 дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через 30 дней со дня его получения.

Основания прекращения сервитута. Согласно ст. 48 ЗК РФ сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а публичный сервитут — в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Основание прекращения сервитута предусмотрено в ст. 276 ГК РФ. Так, по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду исчезновения оснований, по которым был установлен. Когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Публичный сервитут может быть прекращен в том случае, если отпали те общественные нужды, ради удовлетворения которых он был установлен. В этом случае принимается акт об отмене сервитута (п. 2 ст. 48 ЗК РФ). Очевидно, имеется в виду ненормативный правовой акт, который должен быть принят органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.

  • [1] Фактически речь идет о частном сервитуте, который ныне называется сервитутом.

Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

СТ 274 ГК РФ

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

Комментарий к Ст. 274 Гражданского кодекса РФ

1. К вещным правам лиц, не являющихся собственниками, ст. 216 ГК РФ относит сервитуты.

В широком смысле сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут может быть частным или публичным.

Частный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости.

Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимого имущества в интересах неопределенного круга лиц, установленное законом или иным правовым актом Российской Федерации, правовым актом субъекта РФ, правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (см. подробнее письмо Министерства экономического развития РФ от 22.06.2009 N Д23-1850 «Об установлении публичного сервитута»). Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Сервитут может быть срочным или постоянным.

Вне зависимости от того, о каком виде сервитута идет речь (частном или публичном), осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

В силу п. 1 ст. 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (см. ст. ст. 274 — 277 ГК РФ).

Положениями п. 1 комментируемой статьи закреплено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для следующих целей:

1) обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;

2) строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием;

3) других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

В п. 3 ст. 23 ЗК РФ закреплено, что могут устанавливаться публичные сервитуты для:

— прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

— использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

— размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

— проведения дренажных работ на земельном участке;

— забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

— прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

— прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

— сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

— использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

— временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

2. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, никоим образом не ограничен в своем праве, то есть он в полной мере продолжает владеть, пользоваться и распоряжаться своим земельным участком. Однако при осуществлении правомочия распоряжения собственник земельного участка не может ограничить либо прекратить сервитут.

3. По общему правилу сервитут устанавливается путем заключения сторонами соглашения, в котором описываются все условия сервитута. Сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

В том случае, если не достигнуто соглашение об установлении сервитута в добровольном порядке, спор передается на разрешение суда. Основанием рассмотрения спора в суде является иск лица, требующего установления сервитута.

4. На условиях и в порядке, которые предусмотрены п. п. 1 и 3 комментируемой статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

5. Сервитут по общему правилу (если иное не предусмотрено законом) предполагается платным. То есть собственник участка, обремененного сервитутом, может требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование его участком.

Согласно абз. 2 п. 7 ст. 23 ЗК РФ в случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

6. В предусмотренных законом случаях сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В частности, речь идет о применении соответствующих положений гл. V.3 ЗК РФ. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные комментируемой статьей и ст. ст. 275 и 276 ГК РФ для собственника такого земельного участка.

Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».