Ст561 Коап рф

Ст561 Коап рф

Ижемский судебный участок

16.08.2012 г. с. Ижма

Мировой судья Усть-Цилемского судебного участка Республики Коми Неворотов В.В., замещающий на время отпуска мирового судью Ижемского судебного участка Республики Коми Винокурову Л.В. , с участием представителя прокуратуры Мештабаева А.К., рассмотрев административный материал в отношении:

по совершению административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 ч.1 КоАП РФ — оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме,-

У С Т А Н О В И Л:

26.07.2012 года и.о. прокурора Ижемского района Матвеевой Т.А. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении по ст. 5.61 ч.1 КоАП РФ.

Из материалов дела видно, что прокуратурой района была проведена проверка по обращению по факту причиненных ей оскорблений , в ходе которой установлено, что 29.06.2012 г. в помещении школьной столовой МБОУ «Красноборская СОШ» кричала на и выражалась в ее адрес нецензурными словами.

вину свою признала, раскаивается в совершении административного правонарушения.

настаивает на наказании , вид и размер наказания относит наказание на усмотрение суда.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о совершении административного правонарушение, предусмотренное ст. 5.61 ч.1 КоАП РФ при обстоятельствах вышеописанных, что подтверждается материалами дела: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.07.2012 г., объяснениями очевидцев.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, согласно ст. 4.2 КоАП РФ суд учитывает признание вины и раскаивание в содеянном.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, согласно ст.4.3 КоАП РФ нет.

Учитывая изложенное, личность , суд считает возможным назначить ей административное наказание в пределах санкции ст. 561 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере.

Руководствуясь ст. ст. 4.1; 4.2;4.3;5.61; ст. 29.9; 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Климовну виновной в совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 ч.1 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Ижемский районный суд в течение 10 суток со дня вручения.

Мировой судья Неворотов В.В.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк.

ГРКЦ НБ Республики Коми Банка России г . Сыктывкар Получатель: УФК по Республики Коми (ОФК 01, Прокуратура Республики Коми (л/сч 04071149290) БИК: 048702001; ИНН: 1101481623; КПП: 110101001

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО, направляет судье, вынесшему постановление.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, судья, вынесший постановление, направит соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ (Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, — влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток).

Постановление вручено « «________2012 г.___________

Постановление вступило в законную силу «____»_________2012 г.

Статья 5.61 КОАП РФ. Оскорбление

8 июня 2016

2 июня 2016

27 ноября 2012

8 ноября 2012

31 октября 2012

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

соседка оскорбила меня нецензурной бранью через дверь своей квартиры, я стояла на лестничной площадке. Участковый сказал, что в своей квартире это ненаказуемо, но я стояла на общедомовой территории в общественном месте. прав ли участковый?

Вопрос относится к городу Владимир

добрый день, гуляла с собаками (2 золотистых ретривера) беременная без поводка, не более пяти минут за домом где паркуются на газоне машины. соседка с первого этажа из окна обругала меня нецензурной бранью(матом). спустя месяц когда я родила ситуация повторилась но я уже была с маленьким ребенком на руках, и соседка выскочив на лестничную площадку когда мы поднимались домой и снова стала на меня орать и нецензурно выражаться в мою сторону несмотря на то что на руках у меня был младенец. я прошла молча из за ребенка (свидетелей к сожалению нет) позже она на нас написала жалобу в которой рассказала, что мои собаки бросаются и пугают детей и прохожих, и на все ее замечания я отвечаю матом и обещала испражниться на ее дверь (диалога я с ней не вела). могу ли я в данной ситуации написать на нее заявление на клевету в мой адрес? то что я гуляла без поводка я не отрицаю, но мои собаки никого не пугают, и я в ее адрес ничего плохого не говорила, спасибо.

Вопрос относится к городу ярославль

Мою знакомую преследует человек, но дело в том, что с ним я могу общаться только в соц. сетях. На данный момент, есть больше 4-ех человек, которые ознакомлены с ситуацией. Сам же человек все отрицает, называет всех неадекватными, оскорбляет и пытается унизить. Можно ли куда-нибудь написать на него жалобу? Или стоит просто забить?

Здравствуйте. На эмоциях я отправила оскорбительное смс одному человеку. Может ли за это быть какая-либо ответственность?

МОЖЕТ ЛИ РАБОТНИК ПОДАТЬ ИСК ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ ЗА ОСКАРБЛЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ?

Вопрос относится к городу Свердловская область

Здравствуйте! Прошло собрание со всеми нарушениями: из 300 квартир присутствовало 35 человек + не заверенных нотариально 80 доверенностей (кол-во со слов председателя) Протокол не зачитывался и кол-во членов не объявлялось! Кроме этого, когда я попыталась взять слово, меня обозвали «су.ой», что меня надо сдать в психушку и т.д. Куда я должна обращаться кроме суда из-за оскорблений? В полицию или прокуратуру? Свидетели есть и я записывала на диктофон всё собрание. Насчёт самого собрания и нарушений мне подсказали, что я должна написать заявление в полицию, прокуратуру, ЖКИ. С уважением, Елена Викторовна

Вопрос относится к городу Санкт-Петербург

Здравствуйте! В вайбере создан чат в котором присутствует более 70 человек — собственников нашего дома. Одна дама стала с сарказмом обращаться к другой, я попыталась сгладить ситуацию, на что получила сообщение: Ты тупица! Является ли это публичным оскорблением?

здравствуйте!у меня образовалась большая задолженность перед нескольками мфо. звонят на мой телефон я не беру трубку(начинают морально унижать!)теперь стали звонить родственникам которых номер я не давала,,на ихнем сайте стараюсь им обьяснить что денег у меня нет так-как просят погасить либо все либо половину,но у меня денег нет даже на хлеб..прошу их подать в суд по другому не могу!!они отказываются!!и начинают звонить не желательным родственникам—как можно исправить ситуацию?(боюсь что это дойдет до мужа которого очень боюсь—и могу остатся с четырьмя детьми одна)

бывший парень подал заявление в прокуратуру за оскорбление его смс сообщениями. меня пригласила (по телефону, а не повесткой) помощник прокурора на беседу. как нужно вести себя на беседе у помощника прокурора? что нужно знать предварительно?

Вопрос относится к городу новосибирск

Здравствуйте! На детской площадке сделала устное замечание подростку по поводу мата. С тех пор идёт травля моего сына, маты сыпятся на него, говорила с родителями- требуют доказательств. Вчера на площадке стал говорить гадости про меня, оскорблять меня. Как мне защитить себя и ребёнка от оскорблений и унижений?

§ 3. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры

845 КоАП).
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в действии (бездействии) юридических и физических лиц в области охраны окружающей природной среды, в том числе в сферах землепользования (ст. 50 — 54 КоАП), пользование недрами земли (ст. 55, 56 КоАП), водопользования (ст. 59, 60 КоАП), лесопользования (ст. 61 — 76), правил деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации (ст. 561 — 563, 571, 845, 846), правил пользования животным миром (ст. 84′ — 844, 85, 86 КоАП), а также правил охраны атмосферного воздуха (ст. 77 — 84 КоАП).
Континентальный шельф Российской Федерации включает дно и недра морских територий, находящихся в ее пределах, а также всю ее сухопутную территорию. Правовое регулирование его охраны осуществляется Федеральным законом от 3 марта 1995 г. «О недрах»1, Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации»2, Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции»3, а также многочисленными подзаконными актами.
Порядок и условия лицензирования деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации регулируются ст. 12 — 15 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. Законом предусмотрен порядок выдачи лицензии на право использования живых ресурсов континентального шельфа, при этом предписания базового Закона о лицензировании не применяются. Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. предусмотрен порядок выдачи лицензий на право использования животных ресурсов континентального шельфа зарубежным и российском юридическим и физическим лицам, а также их аннулирование Государственным комитетом РФ по рыболовству с уведомлением Федеральной пограничной службы
‘СЗРФ. 1995. №10. Ст. 823. 2 СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694. 3СЗРФ. 1996.Х«!. Ст. 18.

России (ФПС), Государственного таможенного комитета РФ (ГТК), Министерства природных ресурсов РФ, а также Министерства обороны РФ.
Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. не предусмотрена стадия приостановления действия лицензии, предшествующая прекращению лицензионных отношений, — лицензиат оповещается по телеграфу об аннулировании лицензии на промысел живых ресурсов. Наряду с аннулированием лицензии к правонарушителю могут быть применены имущественные санкции, предусмотренные ст. 562 КоАП.
Правила охраны водных ресурсов регламентируются Законом РФ от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»1, Водным кодексом РФ от 16 ноября 1995 г.2 и подзаконными актами.
Нарушение таких правил (ст. 57 КоАП) возможно только в случае действия (бездействия) водопользователей. Юридические лица вправе использовать водные ресурсы на основе лицензии. Самовольное производство гидротехнических работ (например, строительство дамб, шлюзов и других устройств, предназначенных для регулирования водных потоков) на безлицензионной основе, а также превышение лимитов используемых водных ресурсов, указанных в лицензии, содержат признаки объективной стороны проступка, предусмотренного ст. 59 КоАП. Порядок возникновения, изменения и прекращения лицензионных отношений в сфере водопользования регламентируется Водным кодексом РФ.
Правила охраны объектов животного мира, нарушение которых влечет за собой административные санкции, предусмотренные ст. 842 -844, 85, 86 КоАП, установлены Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. «О животном мире»3.
Субъектами правонарушений в этой сфере являются юридические и физические лица, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания. Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. для юридических лиц установлены имущественные санкции, исчисляемые судом или арбитражным судом на основе фактических затрат на компенсацию ущерба, с учетом понесенных убытков, в том числе и упущенной выгоды. Административная ответственность физических лиц за нарушение правил охраны животного мира установлена КоАП.
Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. (ст. 56) и КоАП (ст. 85) предусмотрены идентичные виды имущественных санкций — административный штраф и конфискация (для физических лиц), а также компенсация
1 ВСНД и ВС РФ. 1992. № 10. Ст. 457.
2 СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471. 3СЗРФ. 1995. №17. Ст. 1462.

ущерба, конфискация объектов животного мира либо их безвозмездное изъятие (для граждан и юридических лиц).
Правовой режим лесопользования установлен Основами лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 г.1, Лесным кодексом РФ от 29 января 1997 г.2 и Земельным кодексом РСФСР от 25 апреля 1991 г.3.
Право на осуществление лесопользования возникает после получения специальных разрешительных документов, предоставляемых федеральным органом по управлению лесным хозяйством (лесхозом, входящим в его систему) юридическим и физическим лицам, — лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов, выдаваемых на срок до одного года.
Лесным кодексом РФ предусмотрено осуществление отдельных видов лесопользования на основе лицензии (ст. 80, 81 Лесного кодекса). Однако принятым позднее Федеральным законом лицензирование деятельности в этой сфере не было предусмотрено (ст. 17 ФЗ от 25 сентября 1998 г.).
Отдельные виды лесопользования подлежат также обязательной сертификации (ст. 71 Лесного кодекса). В случае заключения договора аренды участка лесного фонда срок действия лесорубочного или лесного билета обусловлен временными пределами договора аренды (от одного года до 49 лет). При этом лесорубочный или лесной билеты выдаются ежегодно на осуществление видов лесопользования, предусмотренных договором (ст. 31,42 Лесного кодекса).
На основании ордера лесопользователь осуществляет отдельные виды заготовок и вывоза древесины и заготовки второстепенных лесных ресурсов. Ордер выдается лесопользователю лесничеством после получения последним лесорубочного билета.
Осуществление лесопользования без указанных разрешительных документов, содержит признаки правонарушений, предусмотренных ст. 61 -63, 65, 68, 69 КоАП.
Применение штрафных санкций в этих случаях осуществляется должностными лицами Федеральной службы лесного хозяйства России и ее территориальными органами — лесхозами, в том числе лесхозами-техникумами, национальными парками, наделенными статусом лесхозов (ст. 53 Лесного кодекса).
Правовое регулирование в сфере использования лесных ресурсов в отличие от других видов природопользования основано на сочетании об-
1 ВСНД и ВС РФ. 1993. № 15. Ст. 523.
2 СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610.
3 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768; ВСНД и ВС РФ. 1993. № 21. Ст. 748.

щих методов разрешительной политики, свойственных многим отраслям и сферам управления (лицензирование и сертификация), и специфических разрешительных методов, применяемых только в области лесопользования (лесорубочный билет, лесной билет и др.). Иногда государственное санкционирование осуществляется на основе применения общих и особенных методов. При этом право на лесопользование возникает после получения необходимых в этих случаях разрешительных документов.
Все виды деятельности в сфере окружающей природной среды (лесопользование, землепользование, пользование недрами земли, водопользование, деятельность на континентальном шельфе Российской Федерации, использование объектов животного мира, контроль за состоянием атмосферного воздуха) представляют собой объект государственного экологического контроля и отнесены к ведению Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды. Госкомитет осуществляет контрольные полномочия по согласованию с министерствами и ведомствами, действующими в сфере природопользования (например, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ)1.
Административные проступки в сфере окружающей природной среды, определенные ст. 50 — 76, 85, 86 КоАП, относятся к экологическим правонарушениям, представляющим собой виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред физическим, юридическим лицам и объектам природопользования.
К природоохранному законодательству относятся упомянутые выше законы и подзаконные акты Российской Федерации, а также принятые на их основе нормативные акты субъектов Федерации (см. п. «в» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Санкции за нарушение природоохранного законодательства могут быть установлены только федеральным законом.
За экологические проступки предусмотрена не только административная, но и дисциплинарная, а также материальная ответственность. В случаях, если экологические правонарушения содержат состав уголовного преступления, применяются санкции, установленные ст.

246 — 262 УК. Экологическое правонарушение может быть выявлено при осуществлении федеральными министерствами и ведомствами экологической экспертизы*.
Выдача лицензий и иных разрешительных документов на осуществление природопользования, могущих оказать прямое или косвенное нега-
1 См. ст. 68, 69 Закона РФ от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» (с изменениями, внесенными Законом РФ от 2 июня 1993 г.). — ВСНД и ВС РФ. 1992. № 10. Ст. 457; 1993. № 29. Ст. 1111).
2 См. ст. 30, 33 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556).

тивное воздействие на природную среду, возможно только на основе санкции государственной экологической экспертизы. Несоблюдение установленных экспертизой условий, т.е. осуществление природопользования несмотря на отрицательное заключение экспертов, может квалифицироваться в качестве административных правонарушений, предусмотренных ст. 842 — 844 и 86 КоАП. Наряду с административным штрафом, предупреждением или конфискацией, предусмотренными КоАП за совершение этих проступков физическими лицами, граждане и юридические лица, нарушившие законодательство РФ об экологической экспертизе, несут и материальную ответственность в порядке, установленном Кодексом законов о труде РФ (далее — КЗоТ) и законодательством субъектов Федерации.
Субъектом дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения являются должностные лица, а также иные виновные работники предприятий, учреждений, организаций. Наложение дисциплинарных взысканий не исключает и применения материальных санкций к правонарушителям (см. разд. XIII Закона РФ от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»).
При определении лицензируемых видов деятельности в сфере экологии в некоторых случаях следует руководствоваться также и базовым Законом о лицензировании от 25 сентября 1998 г. Так, ст. 17 этого ФЗ введены новые виды деятельности в сферах пользования недрами земли и водопользования, подлежащие лицензированию (строительство и эксплуатация горных производств, производство подводных работ специального назначения, строительство систем питьевого водоснабжения и др.).
Отдельные административные проступки, предусмотренные гл. 7 КоАП, влекут ответственность за санитарные правонарушения.
Санитарные правила и нормы определяются федеральными законами и актами федеральных органов исполнительной власти. В этих правовых актах даны правовые критерии безопасности для человека, среды обитания. Несоблюдение санитарного законодательства влечет возникновение санитарного правонарушения. В соответствии со ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.1 разработка и утверждение федеральных санитарных правил, а также организация системы санитарной охраны на территории РФ отнесены к ведению Российской Федерации. Основные функции в этой сфере выполняет Министерство здравоохранения РФ. Возглавляет систему санитарно-эпидемиологического надзора первый заместитель министра здравоохранения РФ, который, как мы ужу отмечали, по должности осуществляет полномочия Главного государственного санитарного врача
‘ ВСНД и ВС РФ. 1993. № 3. Ст. 1318.

Российской Федерации. По его представлению налагаются дисциплинарные или административные взыскания на должностных лиц и граждан, в частности, штраф налагается постановлением Главного государственного санитарного врача РФ или его заместителя.
Нарушение санитарных норм и правил, в частности, предусмотренных ст. 77 — 84 КоАП, относится к группе санитарных правонарушений, представляющих собой особую разновидность административного проступка. Ответственность в этой сфере регламентируется не только КоАП, но и Федеральным законом от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Дисциплинарная ответственность за санитарные правонарушения налагается не только на должностных лиц, но и на работников предприятий и организаций, вина которых в совершении проступка доказана в процессе административного производства. Дисциплинарные санкции и порядок их применения регламентируются-ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», а также упомянутым ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Наиболее суровая из санкций — увольнение с занимаемой должности.
Уголовная ответственность за санитарные правонарушения наступает вследствие неосторожной вины (ст. 236 УК). Состав преступления квалифицируется в зависимости от общественно опасных последствий. Уголовная ответственность наступает только в трех случаях: если санитарные правонарушения повлекли массовые заболевания или отравление физических лиц либо смерть человека. При квалификации преступления следует учитывать также предписание ст. 351 ФЗ от 30 марта 1999 г., предусматривающего возможность применения уголовных санкций за совершение санитарных правонарушений, могущих повлечь за собой общественно опасные последствия, указанные в ст. 236 УК.
Правила охраны и использования памятников истории и культуры содержатся в федеральных законах, постановлениях и указах Правительства РФ, нормативных актах субъектов Федерации, муниципальных образований и нормативных актах Министерства культуры РФ.
Следует отличать нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры от сходных составов правонарушений, предусмотренных другими предписаниями КоАП и УК. Незаконный вывоз и ввоз культурных ценностей квалифицируется либо как контрабанда в соответствии со ст. 187 КоАП, либо как преступление — ст. 188 УК.
Нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры согласно ст. 87 КоАП относится к проступкам, предусматривающим административную ответственность за нарушение законодатель-

ства РФ о музейном фонде Российской Федерации1. Действия (бездействие) должностных лиц, неправомерно препятствующих регистрации сделок с музейными предметами, также рассматриваются как административные проступки.
По ст. 87 КоАП квалифицируются также отдельные правонарушения в сфере охраны музейного фонда Российской Федерации и музеев, в частности, разглашение сведений, включенных в состав негосударственной части музейного фонда РФ.
При истолковании данной статьи следует учитывать, что возникновение права на осуществление охраны и использования памятников истории и культуры обусловлено лицензированием. В этом случае правила о лицензировании, утвержденные подзаконными актами, применяются в части, не противоречащей базовому Федеральному закону от 25 сентября 1998 г. Статьей 17 Закона предусмотрено шесть видов лицензионной деятельности, предоставляющей юридическим и физическим лицам права на осуществление охраны и реставрации объектов культурного наследия.
Осуществление указанных видов деятельности на безлицензионной основе содержит признаки правонарушения, предусмотренного ст. 87 КоАП.
Административной ответственности за правонарушения в сферах охраны окружающей природной среды, а также памятников истории и культуры свойственны следующие особенности:
1) сочетание различных видов имущественных санкций, установленных КоАП, ГК, КЗоТ и законодательством субъектов Федерации;
2) административные взыскания часто сопряжены с дисциплинарными взысканиями, налагаемыми на должностных лиц и граждан, не обладающих этим статусом;
3) административная ответственность, налагаемая за различные виды административных проступков, установлена для юридических и физических лиц КоАП и специальными федеральными законами, среди таких проступков — экологические правонарушения;
4) предпринимательская деятельность в сфере природопользования сопряжена с дополнительными разрешительными полномочиями, например проведением государственной экспертизы, несоблюдение правил влечет за собой применение административных санкций;
5) имущественные санкции, предусматривающие в соответствии с ч. 2 ст. 85 КоАП взыскания в виде конфискации находящихся в личной собственности правонарушителя ружей и других орудий охоты, могут налагаться только на основании судебного решения. Органы госнадзора
1 См. ст. 38 Федерального закона от 26 мая 1996 г. «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (СЗ РФ. 19%. № 22. Ст. 2591).

за соблюдением правил охоты (ст. 222 КоАП) не вправе применять санкцию в виде конфискации, хотя указанная норма не отменена. Таким образом, процессуальный порядок конфискации, предусмотренный ст. 222 КоАП, фактически утратил силу (в соответствии с ч. 6 ст. 125 Конституции РФ), хотя решением Конституционного Суда это не предусмотрено1.
В целом из 68 составов административных правонарушений, предусматривающих взыскание в виде конфискации предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, осуществление санкций на основе судебного решения производится в 31 случае.

Комментарий к коап рф ст 561

aid47-Помощь начинающим водителям и не только… Блог Анатолия Доболюка

Все для водителей

Режимы труда и отдыха водителя/ЕСТР/Постановления 561/2006 (ЕС)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВРЕМЕНИ ВОЖДЕНИЯ И ПЕРИОДОВ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА здесь

Регламент Соглашения ЕСТР и Постановления 561/2006 (ЕС) по соблюдению режимов труда и отдыха водителей Время вождения и отдыха водителя ТС RU

Практическое видео руководство о соблюдении режима труда и отдыха от гродненского дальнобойщика Максима (его канал на YouTube ) можно посмотреть по ссылке:

Единственная ошибка в видео-это период наступления еженедельного отдыха- Еженедельный период отдыха должен начинаться не позднее, чем после окончания шести 24-часовых промежутков времени, следующих за предыдущим еженедельным периодом отдыха.

ZlojDalnoboy выпустил приложение для учета режима труда и отдыха AntiBAG Tahograf.

Скачать и установить приложение AntiBAG Tahograf для Android 4.0 или более поздней версии можно по ссылке https://play.google.com/store/apps/details?id=com.intexsoft.intexsofttahograf

Рассказ Kirill Biriukov о своём практическом опыте применение программы AntiBAG Режим труда и отдыха с AntiBAG #18

Бланк подтверждения деятельности водителя

  1. Все позиции настоящего бланка должны быть заполнены перед рейсом транспортным предприятием и соответствующим водителем.
  2. Изменение текста бланка не допускается.
  3. Бланк считается действительным в том случае, если он подписан как уполномоченным представителем транспортного предприятия, так и самим водителем. В случае индивидуальных предприятий водитель подписывает бланк один раз от имени предприятия и один раз в качестве водителя. Действительным считается только подписанный подлинник настоящего документа.
  4. Примерный образец заполнения Бланка подтверждения деятельности(прилагается), как справка о периоде времени, в течение которого водитель находился в отпуске по болезни или в ежегодном отпуске или если он управлял транспортным средством, не подпадающим под действие положений ЕСТР.Эти Бланки должны приниматься при любых проверках на дорогах на территории Договаривающихся сторон ЕСТР, в том числе и в странах Европейского союза.

Бланк обязательно оформляется машиночитаемым способом латинскими буквам

Типовые бланки , не имеют обязательной силы, однако в случае их использования они должны соответствовать установленному содержанию

Штрафы за нарушение режима труда и отдыха в Европе

Время вождения и отдыха водителей транспортных средств.

(согласно распоряжения Европарламента 561/2006).

1.Ежедневная продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 9 часов. Два раза в неделю она может быть увеличена до 10 часов.

2. Соответственно, еженедельная продолжительность управления автотранспортным средством не может превысить 56 часов (4 дня х 9 часов + 2 дня х 10 часов).

3. Общая продолжительность управления автотранспортным средством в течение любых двух последовательных недель не может превышать 90 часов.

4. Максимальный период управления без отдыха четыре с половиной часа, после чего водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут.

5. Этот перерыв может быть разделён на две части. Перерыв продолжительностью не менее 15 минут + перерыв продолжительностью не менее 30 минут.

6. Продолжительность общей работы в течении суток не может превышать 13 часов. Три раза в рабочую неделю она может быть продлена до 15 часов в сутки.

7. Общая продолжительность непрерывной работы (молотки) и управления транспортным средством не может превышать шесть часов без перерыва.

8. В течение суток водитель должен иметь непрерывный отдых не менее 11-ти часов. Ежедневный период отдыха может быть сокращён трижды в неделю до 9-ти часов.

9. Ежедневный период отдыха может быть присоединён к еженедельному периоду отдыха.

10. В течение каждой рабочей недели водитель должен иметь еженедельный отдых, который должен составлять не менее 45-ти часов. Этот период отдыха может быть сокращен до 24 часов.

11. По усмотрению водителя ежедневные периоды отдыха и сокращенные еженедельные периоды отдыха за пределами места приписки могут использоваться на транспортном средстве, если на нем имеются специально установленные приспособления для сна каждого водителя, предусмотренные конструкцией транспортного средства, и если это транспортное средство находится на стоянке.

12. Водители экипажа, состоящего из нескольких человек, имеют нормальный еженедельный период отдыха, не менее 45 часов каждую неделю. Этот период может быть сокращен не менее чем до 24 часов (сокращенный еженедельный период отдыха). Однако каждое сокращение компенсируется эквивалентным периодом отдыха, если он используется целиком до конца третьей недели, следующей за рассматриваемой неделей.

13. Еженедельный период отдыха, попадающий на две недели, может быть отнесен к любой из этих недель, но не к обеим сразу.

14. В случаях, когда водитель на участке маршрута сопровождает автотранспортное средство, перевозимое на пароме или по железной дороге, располагает спальным местом и возможностью отдыха, его нормальный ежедневный отдых может прерываться не более двух раз. Этот перерыв не должен превышать одного часа до погрузки или после выгрузки. При этом операции по таможенному оформлению включаются в операции по погрузке или выгрузке.

15. Согласно пункту 12/561/2006, водитель может отходить от положений настоящих Правил в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся на автотранспортном средстве лиц, автотранспортного средства или находящегося на нем груза. Водитель указывает характер и причину отхода от правил на распечатке тахографа сразу в момент прибытия в подходящее место стоянки.

16. Перевозчик организовывает автомобильные перевозки таким образом, чтобы водители могли соблюдать положения настоящих Правил 561/2006.

17. Перевозчик постоянно контролирует исполнение Дериктивы 561/2006 водителями.

18. Водители автотранспортных средств обеспечивают правильную эксплуатацию тахографа, своевременное включение и переключение тахографа на соответствующие режимы работы.

19. В том случае, когда водитель находился в отпуске или если он управлял транспортным средством, не подпадающим под действие положений настоящих Правил он должен иметь подтверждение от работодателя.

Art.12/561/2006WE

Такую надпись водитель делает только при перевозках между членами ЕС, при наступлении условий изложенных в ст.12 пост. ЕС№561 от 2006г.

Для того чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и, чтобы позволить транспортному средству достичь подходящего места стоянки, водитель может отойти от Статей 6 — 9 в той степени, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся в транспортном средстве людей или груза. Водитель должен указать причину такого отхода вручную на регистрационном листке или на распечатке регистрационного оборудования или в листе нарядов самое позднее по прибытии на подходящую стоянку

Когда её можно применить:

Комментарий к коап рф ст 561

Статья 243. Случаи полной материальной ответственности

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленного причинения ущерба;

4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем организации, заместителями руководителя, главным бухгалтером.

§ 1. Статья 243 ТК предусматривает 8 случаев причинения работником ущерба, за которые наступает его полная материальная ответственность. Статья 121 КЗоТ предусматривала 7 указанных случаев.

В последующих параграфах комментария дан сравнительный анализ ст. 243 ТК ист. 121 КЗоТ.

§ 2. Пункт 1 ст. 243 ТК соответствует в основном п. 2 ст. 121 КЗоТ. Однако если в КЗоТ говорилось о законодательстве, то в Трудовом кодексе названы настоящий Кодекс и иные федеральные законы.

Следовательно, это исключает возложение на работника полной материальной ответственности на основании Указов Президента РФ. постановлений Правительства РФ, а также законов субъектов Федерации (см. также ст. 242 ТК).

§ 3. Пункт 2 ст. 243 ТК существенно отличается от п. 3 ст. 121 КЗоТ. Последний возлагал на работника полную материальную ответственность за ущерб, причиненный в результате необеспечения сохранности вверенных ему ценностей. Судебная практика исходила из того, что работник должен нести такую ответственность не только за недостачу, но и за порчу этих ценностей. Трудовой кодекс установил полную материальную ответственность работника лишь за недостачу вверенных ему ценностей.

§ 4. Пункт 3 ст. 243 ТК говорит об умышленном причинении любого ущерба, но в отличие от п. 6 ст. 121 КЗоТ исключает возможность полной материальной ответственности работника за недостачу инструментов, измерительных приборов, спецодежды и других предметов, выданных работнику в пользование.

§ 5. Пункт 4 ст. 243 ТК (в отличие от п. 7 ст. 33 КЗоТ) предусматривает полную материальную ответственность работника за ущерб, причиненный в состоянии не только алкогольного, но также наркотического или токсического опьянения.

§ 6. Пункт 5 ст. 243 ТК соответствует п. 1 ст. 121 КЗоТ. Он предусматривает полную материальную ответственность работника за ущерб, причиненный его преступными действиями, при условии, что это установлено приговором суда. Таким образом, по общему правилу, прекращение уголовного дела на стадии предварительного следствия не может повлечь за собой полную материальную ответственность работника.

Решение о взыскании с работника ущерба, причиненного в результате совершения преступления, может быть вынесено судом одновременно с применением к виновному мер уголовного наказания.

Освобождение лица от уголовной ответственности по амнистии (ст. 84 УК) не может служить основанием для его освобождения от материальной ответственности.

Лица, попадающие под действие постановления об амнистии, не освобождаются от обязанности возместить вред, причиненный в результате совершенных ими противоправных действий (см., например, п. 8 постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 мая 2000 г. «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» — СЗ РФ. 2000. № 22. Ст. 2287).

При этом прекращение уголовного дела в связи с применением акта об амнистии, вступившего в силу до начала судебного разбирательства, также не освобождает лицо от обязанности возместить ущерб.

Лицо, не согласное с применением к нему акта об амнистии, может обжаловать вердикт судебных или следственных органов в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом.

§ 7. Пункт 6 ст. 243 ТК предусматривает полную материальную ответственность работника за ущерб, причиненный в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом. Аналогичная норма в КЗоТ отсутствовала. Ее включение в Трудовой кодекс объясняется изменением уголовного и административного законодательства. Многие деяния, которые ранее считались преступлениями, новым Уголовным кодексом не предусмотрены. В то же время Кодекс РФ об административных правонарушениях, введенный в действие с 1 июня 2002 г., значительно расширил сферу административной ответственности работников и работодателей (юридических и физических лиц). Статья 2.4 этого Кодекса предусматривает, что административной ответственности подлежит

должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается не только лицо, осуществляющее функции представителя власти, но и лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных*и муниципаль-, ных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.

Важно подчеркнуть, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает, какие дела рассматриваются судьей, а какие иными органами (должностными лицами).

Согласно п. 2 ст. 29.10 КоАП, если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Такое постановление может быть обжаловано в вышестоящий суд (п. 1 ст. 30.1 КоАП).

Постановления, вынесенные иными органами и должностными лицами, которым Кодекс предоставляет право применять административные наказания, являются лишь основанием для полной материальной ответственности работника (п. 6 ст. 243 ТК), если таковые не были обжалованы заинтересованным лицом в порядке, установленном этим Кодексом. В последнем случае применяется порядок взыскания ущерба, предусмотренный ст. 248 ТК.

§ 8. В п. 7 ст. 243 ТК впервые предусмотрена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный в результате разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами. Представляется также, что ответственность по п. 7 ст. 243 ТК может наступать только в том случае, если в трудовом договоре, заключенном с работником, содержится условие о неразглашении охраняемой законом тайны (ст. 57 ТК). Кроме того, по общему правилу, не может применяться ст. 139 ГК, так как вопреки ст. 238 ТК она гласит о взыскании не только прямого действительного ущерба, но и недополученных доходов (упущенной выгоды). Необходимо также учитывать, что за разглашение охраняемой законом тайны может наступить уголовная или административная ответственность.

В Уголовном кодексе есть статьи, предусматривающие уголовную ответственность за разглашение охраняемой законом тайны. Так, ч. 2 ст. 183 УК устанавливает эту ответственность за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб. Согласно ст. 283 УК уголовная ответственность наступает за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены.

Согласно ст. 13.14 КоАП разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если ее разглашение влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к таковой информации в связи с использованием служебных или профессиональных обязанностей, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа.

При этом следует учитывать, что Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утв. Указом Президента РФ от 24 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. № 5. Ст. 561); Перечень сведений конфиденциального характера, включая сведения, составляющие коммерческую тайну, утв. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. (СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127); в постановлении Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. (СП РФ. 1992. № 1-2. Ст. 7) дан перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну и, следовательно, разглашение которых не может повлечь за собой ответственность по п. 7 ст. 243 ТК.

§ 9. Пункт 8 ст. 243 ТК соответствует п. 4 ст. 121 КЗоТ.

Работник может причинить работодателю ущерб «не при исполнении трудовых обязанностей» как в свободное время, так и в рабочее время. Работодатель должен доказать, что причиной ущерба были действия работника, произведенные им не при исполнении трудовых обязанностей. Например, работник сломал станок при изготовлении на нем в личных целях каких-либо деталей; водитель, совершая «левую» ездку, допустил аварию автомашины.

§ 10. Необходимо учитывать, что в случаях, предусмотренных ст. 243 ТК, работники в возрасте до 18 лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка (ст. 242 ТК). В связи с этим с указанными работниками не должны заключаться договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности.

§ 11. О материальной ответственности в полном размере причиненного работодателю ущерба, которая может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем (заместителем руководителя) и главным бухгалтером см. ст. 277 ТК.

Статья 29 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 29 Конституции РФ гласит:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Комментарий к Ст. 29 КРФ

1. Мысль как результат, продукт мышления отражает познание окружающего мира и самого себя в этом мире и воплощается в представлениях, во взглядах, мнениях, в убеждениях. Свобода мысли характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, поэтому сама по себе она не может быть предметом регулирования правом. Вместе с тем мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обуславливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, т.е. выражаются вовне. Формой мысли является ее языковое, словесное выражение (устное или письменное), другие знаковые системы общения, например художественные формы. Гарантирование Конституцией каждому свободы мысли означает с точки зрения правовых требований невмешательство государства в процесс формирования собственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иного вмешательства, недопущение какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью.

Свобода слова — это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими средствами. Право свободно выражать свое мнение, как это формулируется в международно-правовых актах, включает свободу придерживаться своего мнения и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как, например, право на участие в выборах и референдуме, право петиции, свобода совести, право на образование, свобода творчества и др.

Конституция не обуславливает свободу мысли и слова какими-либо идеологическими рамками. Наоборот: конституционные нормы о свободе мысли и слова должны действовать в единстве с положениями Конституции о признании идеологического и политического многообразия, недопущении установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной (ст. 13). Реально гарантированная свобода выражения разнообразных взглядов, мнений, убеждений, свобода критики, оппозиции являются конкретным показателем демократизма общества.

2. Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека. Но эта свобода не может быть абсолютной, безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает главные правовые барьеры против злоупотребления свободой слова, выражения мнения. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Хотя эти конституционные запреты и сформулированы в достаточно общем виде, однако они дают вполне определенный ориентир поведения при осуществлении рассматриваемой свободы. Их нарушение влечет за собой предусмотренную законом ответственность. Так, статья 282 УК устанавливает уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации.

В преамбуле Закона «О языках народов Российской Федерации» указано на недопустимость пропаганды вражды и пренебрежения к любому языку, создания противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иных нарушений законодательства о языках народов России. Такие нарушения со стороны юридических и физических лиц, как установлено в ст. 28 Закона, влекут за собой ответственность и обжалуются в установленном порядке в соответствии с законодательством.

Основанные на Конституции конкретные запреты, касающиеся злоупотреблений свободой слова, и соответствующие меры ответственности предусмотрены и в других статьях УК РФ, в ГК, КоАП. Так, в УК установлена ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280), к развязыванию агрессивной войны (ст. 354); за клевету и оскорбление (ст. 129, 130, 298), незаконное распространение или рекламирование порнографических материалов или предметов (ст. 242); в КоАП — за непредоставление возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования в СМИ материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательной (ст. 5.13) и др. Статья 152 ГК предусматривает право гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Следует отметить, что и в законодательстве зарубежных стран содержится немало строгих санкций за сочинение и умышленное искажение фактов, за призывы к мятежу, поношение нации, республики, конституции, конституционных учреждений, за утрату государственной тайны, распространение «непристойностей» и т.д.

Разработаны и международные стандарты, направленные против злоупотреблений свободой слова, информации, выражения своего мнения. Они установлены, например, в п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 29 Всеобщей декларации прав человека и др., но наиболее развернуто сформулированы в п. 2 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он гласит: «Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия» (СЗ РФ. 2001. N 2. ст. 163). Аналогичное положение содержится и в ч. 3 ст. 55 Конституции.

Таким образом, реализация конституционных норм о свободе слова, выражения своего мнения предполагает как беспрепятственное осуществление каждым этой свободы, создание государством необходимых для этого правовых и организационных механизмов, так и решительное пресечение злоупотреблений данной свободой.

3. Мысли человека, воплощенные в его мнениях и убеждениях, характеризуют внутренний мир человека, содержание его сознания, определяют индивидуальность. Мнения более подвижный элемент сознания. Убеждения — устойчивая система взглядов, характеризующая ценностные ориентации личности.

Конституционная свобода мысли и слова означает не только возможность беспрепятственно выражать свои мысли и убеждения, свое мнение, но и недопустимость принуждения к их выражению или отказу от них. Этот запрет обязаны соблюдать все: государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения, их должностные лица, все члены общества. Тем самым охраняется внутренний мир человека, гарантируется свободное развитие личности, в том числе право менять свои убеждения, но не по принуждению, а по собственному выбору в процессе познания реальности, свободных дискуссий, обсуждения различных идей.

В связи с этим представляет интерес позиция Конституционного Суда, выраженная в его Определении от 27 сентября 1995 г. N 69-О, касающемся жалобы А.В. Козырева (ВКС РФ. 1995. N 6. С. 2-4). Поводом для жалобы послужило рассмотрение в одном из судов дела по иску В.В. Жириновского к НТВ и А.В. Козыреву о защите чести и достоинства. А.В. Козырев считал, что ст. 7 ГК РСФСР (как и ст. 152 нового ГК) о судебной защите чести и достоинства не соответствует ст. 29 (ч. 1 и 3) Конституции, гарантирующей каждому свободу мысли и слова, поскольку допускает возможность судебного опровержения любых сведений. По мнению заявителя, существуют определенные сведения, которые не могут быть предметом судебного опровержения, поскольку они являются выражением личного мнения и взглядов, оценочных суждений того, кто их распространяет, и принуждение к отказу от них — это вторжение в область «мысли и слова», «мнений и убеждений», охраняемых статьей 29 Конституции.

Конституционный Суд отметил, что право на судебную защиту чести и достоинства и возложение на того, кто распространил порочащие сведения, обязанности доказать их соответствие действительности не нарушают гарантированную Конституцией свободу мысли и слова. Но в Определении поставлен важный и актуальный вопрос: как добиться в каждом конкретном случае, чтобы требования зашиты чести и доброго имени не противоречили интересам свободной дискуссии по политическим проблемам в демократическом обществе? Решение указанного вопроса относится к компетенции судов общей юрисдикции.

При рассмотрении в этих судах дел о защите чести и достоинства подлежит установлению не только достоверность, но и характер распространения сведений, исходя из чего суд должен решить, наносит ли распространение сведений вред защищаемым Конституцией ценностям, укладывается ли это в рамки политической дискуссии по поводу того, как отграничить распространение недостоверной фактической информации от политических оценок и возможно ли их опровержение по суду. Суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечивать должное равновесие при использовании конституционных прав на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и свободу слова — с другой.

4. Производным от свободы слова, выражения своего мнения является право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право на свободу информации, гарантируемое в ч. 4 комментируемой статьи, может осуществляться различными способами — посредством межличностного общения, средств массовой информации (СМИ), материальных носителей информации, учебных заведений, на собраниях и митингах, сходах граждан, через различного рода клубы, лектории, наглядные средства (плакаты и т.п.) и иные способы по собственному выбору. Законными эти способы считаются, если при их использовании соблюдаются установленные законодательством правила, например для СМИ, для проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.

Свобода информации выражается прежде всего в праве каждого искать и получать информацию. Применительно к СМИ это право конкретизировано в ст. 38 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (с изм. и доп.; действует в ред. от 16 октября 2006 г.), которая гласит, что граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Эти сведения должны предоставляться СМИ по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций и в иных формах. Этому вопросу посвящен ФЗ от 13 января 1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (СЗ РФ. 1995. N 3. ст. 170; действует в ред. от 16 октября 2006 г.).

Более широко право на доступ к информации определено в ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (СЗ РФ. 2006. N 31 ч. 1. ст. 3448). Он регламентирует информационные отношения, кроме тех, которые связаны с деятельностью СМИ, с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, использованием документальной информации архивов. Граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами (ст. 8). Исключением является информация с ограниченным доступом — конфиденциальная, составляющая государственную, коммерческую, служебную или иную тайну (ст. 9). Гражданин имеет право и на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в установленном законодательством РФ порядке информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ч. 2 ст. 8). Аналогичным правом обладают и организации (ч. 3 ст. 8). Решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему лицу либо в суд, а если в результате неправомерного отказа в доступе к информации были причинены убытки, они подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством (ч. 6 и 7 ст. 8).

Свобода информации выражается также в праве каждого свободно передавать, производить и распространять информацию законными способами. Отсюда вытекает недопустимость монополии государства на производство и распространение информации. Средства распространения информации могут быть как государственными, так и общественными, частными. Так, статья 7 Закона «О средствах массовой информации» признает право гражданина, объединения граждан, организации, государственного органа быть учредителем (соучредителем) СМИ. Не может выступать учредителем гражданин, не достигший 18 лет, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена законом; гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающие постоянно в РФ.

Право на распространение информации законными способами означает и необходимость соблюдения определенных ограничений доступа к информации, отнесенной к государственной и иной тайне или к конфиденциальной. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Законодательство о государственной тайне основывается на Конституции, Законе РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (Ведомости РФ. 1992. N 15. ст. 769 — действует в ред. от 2 марта 2007 г.) и включает Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (в ред. от 6 октября 1997 г.//СЗ РФ. 1997. N 41. ст. 4673; действует в ред. от 22 августа 2004 г.), ряд других актов. Закон «О государственной тайне» определяет перечень сведений в военной области, в сфере экономики, науки и техники, внешней политики и внешнеэкономической деятельности, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, составляющих государственную тайну (ст. 5). На основе этих положений и в соответствии со ст. 4 данного Закона Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (в ред. Указа от 11 февраля 2006 г. N 61) утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, а также перечень государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями (СЗ РФ. 1995. N 49. ст. 4775; 1998. N 5. ст. 561). За разглашение государственной тайны установлена ответственность вплоть до уголовной (ст. 283 и 284 УК).

Конституционный Суд в Постановлении от 20 декабря 1995 г. N 17-П по жалобе В.А. Смирнова (СЗ РФ. 1996. N 1. С. 54). указал, что в силу нормы ч. 4 ст. 29 Конституции уголовная ответственность за выдачу государственной тайны правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции.

В то же время Закон «О государственной тайне» определяет перечень сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне и засекречиванию, например о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности, фактах нарушения прав и свобод личности и др. (ст. 7). Граждане вправе обжаловать в суд решения о засекречивании подобных сведений.

Законодательство запрещает также распространять конфиденциальную информацию, прежде всего о частной жизни, нарушающую личную или семейную тайну, сведения, составляющие коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Это налагает особые обязанности на журналистов, других носителей информации (ст. 40, 41, 49, 51 Закона «О средствах массовой информации»; ст. 8, 9, 16 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

5. Наиболее значимым и влиятельным источником информирования общества и личности являются СМИ. Поэтому в ч. 5 комментируемой статьи особо гарантируется свобода массовой информации. Она означает свободное распространение через СМИ любой информации, кроме конфиденциальной и составляющей государственную и иную охраняемую законом тайну, отражение в этой информации политического и идеологического плюрализма, запрет цензуры. Под СМИ понимаются пресса, радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы, информационные агентства и иные формы периодического распространения массовой информации, предназначенной для неограниченного круга лиц.

Конституционное установление о гарантированности свободы массовой информации конкретизировано в Законе «О средствах массовой информации» и распространяется на все виды СМИ: государственные, общественные, частные. Воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности СМИ Закон определяет как ущемление свободы массовой информации, влекущее за собой уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством (ст. 25, 58). В то же время Закон признает недопустимым злоупотребление свободой массовой информации, влекущее такую же ответственность (ст. 4, 59).

На конституционном уровне установлен и запрет цензуры. Статья 3 Закона «О средствах массовой информации» определяет цензуру массовой информации как требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. В советские времена цензурой повсеместно занималась такая организация, как Главлит. Названный Закон четко определяет, что не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностных лиц, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации (ст. 3).

На практике предстоит еще немало сделать, чтобы в полной мере обеспечить свободу массовой информации. На имеющиеся в этой сфере проблемы экономического, правового, организационного характера указывалось в постановлениях Государственной Думы от 10 февраля 1995 г. «О выполнении в Российской Федерации статьи 29 Конституции Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 8. ст. 648), от 24 ноября 2000 г. «О государственной политике в области телевизионного вещания и радиовещания» (СЗ РФ. 2000. N 49. ст. 4785). Укреплению гарантий экономической самостоятельности СМИ служат федеральные законы от 24 ноября 1995 г. «Об экономической поддержке районных (городских) газет» (СЗ РФ. 1995. N 48. ст. 4559), от 1 декабря 1995 г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 49, ст. 4698; 1998. N 43, ст. 5212), ряд указов Президента РФ. Широкий спектр проблем, относящихся к информационной сфере, нашел отражение в утвержденной Президентом 9 сентября 2000 г. Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (РГ. 2000. 28 сентября).

Кроме того, как подчеркивалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г., «свобода слова должна быть обеспечена технологическими новациями. Опыт показал, что уговаривать чиновников «оставить в покое» СМИ практически бесполезно. Нужно не уговаривать, а как можно активнее расширять свободное пространство Интернета и цифрового телевидения. Никакой чиновник не сможет препятствовать дискуссии в Интернете или цензурировать сразу тысячи каналов».

Защита свободы массовой информации осуществляется и в судах. Так, Постановлением Конституционного Суда от 19 мая 1993 г. 10-П было признано неконституционным постановление Верховного Совета РФ от 17 июля 1992 г. «О газете «Известия»», затрагивавшее права газеты, журналистского коллектива. Суд признал не согласующимися с Конституцией такие решения, которые способствуют оказанию давления на газету, затрудняют ее существование как независимого СМИ и ограничивают тем самым свободу массовой информации (ВКС РФ. 1994. N 2/3. С. 64-74). Данная правовая позиция распространяется на деятельность не только органов печати, но и телевидения, других СМИ.

В Постановлении Конституционного Суда от 22 ноября 2000 г. N 14-П (СЗ РФ. 2000. N 49. ст. 4861), касающемся положений ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» о передаче редакциям СМИ, издательствам, информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям в хозяйственное ведение помещений, которыми они владеют либо пользуются в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности, рассматривается важная проблема соотношения конституционных принципов обеспечения свободы слова и независимости СМИ и защиты свободы собственности, равенства всех собственников. В Постановлении указывается на обязанность законодателя при урегулировании соответствующих отношений находить баланс между этими конституционно защищаемыми ценностями на основе критериев, установленных Конституцией.

Интерес представляет и практика Европейского суда по правам человека по делам, в которых он рассматривал предполагаемые нарушения ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (о свободе выражения мнения и информации). При этом Европейский суд исходил из того, как неоднократно подчеркивалось в его решениях, что свобода выражения мнения, свобода слова, как она гарантирована в п. 1 ст. 10 Конвенции, представляет одну из несущих опор демократического общества и является основополагающим условием, служащим его прогрессу и самореализации каждого индивида. «При соблюдении п. 2 ст. 10 Конвенции (о необходимых ограничениях) свобода слова применима не только к «информации» или «идеям», которые встречают благоприятный прием или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и к таким, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство государству или части населения. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет демократического общества» (решения от 26 апреля 1979 г. — «Санди таймс» против Соединенного Королевства; от 8 июля 1986 г. — Лингенс против Австрии; от 27 марта 1996 г. — Гудвин против Соединенного Королевства и др. (см.: Европейский суд по правам человека. Избранные решения. М., 2000. Т. 1. С. 209, 526-527, 689; Т. 2. С. 186-187).