Транспортное средство в таможенном деле

Главное меню

ФТС в России

Ввоз транспортных средств для личного пользования

Ввоз транспортных средств для личного пользования

Порядок совершения таможенных операций в отношении транспортных средств для личного пользования регулируется главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), главой 45 Федерального закона от главой 45 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Решением совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее – Решение Совета ЕЭК) .

Декларирование физическими лицами товаров для личного пользования осуществляется в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации».

Оформление паспорта транспортного средства

Выдача таможенными органами Российской Федерации паспортов транспортных средств (ПТС) является дополнительной функцией, возложенной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.

Таможенными органами ПТС выдаются на все транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации как из иностранных государств (не являющихся государствами-членами Евразийского экономического союза), так и из Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Республики Киргизия.

ПТС выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее – Положение), утвержденным совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. № 496/192/134 (зарегистрирован Минюстом России 29 июля 2005 г., рег. № 6842).

Таможенные органы при выдаче ПТС осуществляют контроль соответствия экологического класса транспортных средств на основании информации, содержащейся в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства (далее – СБКТС) выдаваемого органами по сертификации, аккредитованными Ростехрегулированием.

При выдаче ПТС строка 17 ПТС «Экологический класс» заполняется без предоставления СБКТС только на транспортные средства, ввозимые:

— участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

— с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее – Технический регламент), требования к техническому нормативу выбросов в отношении автомобильной техники были определены на уровне экологического класса не ниже Евро 4.

Кроме того, за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или, произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности (Федеральный Закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии с пунктом 70 Положения в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента, ПТС не выдается.

Для получения разъяснений по вопросам определения экологического класса автомобилей следует обращаться в Росстандарт по адресу: Ленинский пр-т, д. 9, Москва, 115093.

Внимание! Выдача паспортов транспортных средств на ввозимые физическими и юридическими лицами единичные транспортные средства, не оснащенные устройствами вызова экстренных оперативных служб, осуществляется таможенными органами только до конца 2016 года. Информацию о работе таможенных постов в предновогодние дни можно уточнить в региональных таможенных органах.

С 1 января 2017 года в соответствии с техническими регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877, вводится требование к оснащению выпускаемых в обращение автомобилей устройством вызова экстренных оперативных служб.

Таможенные органы осуществляют выдачу паспортов транспортных средств на ввезенные автомобили и иные транспортные средства в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэномразвития России от 23 июня 2006 г. №496/192/134. Согласно этому Положению, с 1 января 2017 года в паспорт транспортного средства в раздел «Особые отметки» в обязательном порядке вносятся сведения об устройстве вызова экстренных оперативных служб для вновь выпускаемых в обращение транспортных средств.

С 1 января 2017 года для выпуска в обращение автомобиля требуется его оснащение устройством вызова экстренных оперативных служб. Информация о таком устройстве должна содержаться в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства, для получения которого следует обращаться в уполномоченные органы по сертификации, сведения о которых размещены на сайтах ЕЭК и Росаккредитации.

Таможенные органы выдают ПТС с учетом сведений, содержащихся в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства. При отсутствии в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства сведений об установленном в автомобиле устройстве вызова экстренных оперативных служб ПТС таможенными органами выдаваться не будет.

С 1 января 2009 года таможенные органы осуществляют контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности при въезде транспортных средств в Российскую Федерацию, а также при выезде транспортных средств из Российской Федерации в другие государства, в которых применяются международные системы страхования, в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 94 контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности является самостоятельным видом контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Принимая во внимание, что в настоящее время законодательством Российской Федерации не установлен запрет на въезд на территорию Российской Федерации и выезд с территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, таможенные органы не наделены полномочиями запрещать (препятствовать) въезд или выезд транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

В случае непредставления соответствующих документов (страхового сертификата «Зеленая карта» или страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства) либо несоответствия действительности информации, в них указанной, такие транспортные средства пропускаются на территорию Российской Федерации, а их владельцам рекомендуется приобрести необходимые документы в страховых организациях, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статья 21. Права таможенных органов в отношении автомобильных транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем

1. Таможенные органы вправе останавливать автомобильные транспортные средства, в том числе не осуществляющие международные перевозки товаров, если на указанных автомобильных транспортных средствах перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем, в целях проверки соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле путем проверки товаров и документов на них. Самостоятельно таможенные органы могут останавливать указанные автомобильные транспортные средства исключительно в зонах таможенного контроля, созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации. В иных местах остановка таких автомобильных транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии с таможенными органами. Лицо, управляющее автомобильным транспортным средством, обязано предъявить товары, документы на них и указанное транспортное средство уполномоченному должностному лицу таможенного органа для проведения таможенного контроля.

2. В случаях остановки автомобильных транспортных средств в соответствии с частью 1 настоящей статьи вне зон таможенного контроля время проверки таможенными органами товаров и документов на них и фиксации результатов проверки не может превышать два часа. О проверке товаров и документов на них составляется акт по форме, определенной Комиссией Таможенного союза, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику. Принудительное помещение указанных транспортных средств на территорию склада временного хранения или в иное место, являющееся постоянной зоной таможенного контроля, допускается только в случае возбуждения дела об административном правонарушении с вручением копии соответствующего решения или протокола перевозчику либо лицу, управляющему данным транспортным средством. При этом такое транспортное средство может находиться на территории склада временного хранения или в ином месте, являющемся постоянной зоной таможенного контроля, в течение времени, необходимого для его разгрузки, за исключением случая, когда это транспортное средство подлежит изъятию или аресту в соответствии с законодательством Российской Федерации об административном правонарушении либо уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Транспортное средство в таможенном деле

Транспортное средство (в таможенном деле) — любое морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежностии оборудование, содержащееся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортным средством.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Транспортное средство в таможенном деле» в других словарях:

Товар в таможенном деле — Товар Товар (в таможенном деле) любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесённые к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, понимаемые как транспортное… … Википедия

Продавец — (Seller) Профессия продавец, права и обязанности продавца Профессия продавец, права и обязанности продавца, правила поведения продавца Содержание Содержание Обозначение Профессия Права и обязанности Характеристика купли продажи и участие в нем… … Энциклопедия инвестора

Цена — (Price) Определение понятия цены (стоимости) и стоимости товара Информация о понятих цены, стоимости товаров, рыночной и закупочных цен, цене производства Содержание (Price) — фундаментальная экономическая категория, обозначающая количество … Энциклопедия инвестора

ТРАНЗИТ ТОВАРОВ — таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами РФ, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

ТРАНЗИТ ТОВАРОВ — в соответствии со ст. 35 ТмК транзит товаров представляет собой таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Республики Беларусь без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без… … Юридический словарь современного гражданского права

Транзит товаров — (применительно к таможенному законодательству) таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Понятие товара в таможенном деле

В таможенном праве термином «товар» обозначается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Вещи, приравненные к недвижимому имуществу, — это морские, речные, воздушные суда, оборот которых в соответствии с гражданским законодательством осуществляется по правилам, относящимся к недвижимости.

Следует обратить внимание, что отдельные объекты гражданских прав, такие, например, как интеллектуальная собственность, не охвачены понятием товаров. В то же время существует комплекс норм, регламентирующих действия таможенных органон но контролю за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Категорию товаров следует отличать от транспортных средств международных перевозок, которыми в соответствии с поди. 40 н. 1 ст. 4 ТК ТС являются транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международных перевозок грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

Транспортные средства международных перевозок перемещаются через таможенную границу в особом, как правило льготном, порядке, без помещения под таможенные процедуры, без уплаты таможенных пошлин и налогов. Основной критерий, отличающий товары и транспортные средства международных перевозок, — цель перемещения. Так, автомобиль, ввозимый на территорию Таможенного союза для последующей продажи, будет относиться к категории товаров.

Классификацию товаров можно проводить но различным основаниям. Для целей применения таможенных пошлин, налогов, мер нетарифного регулирования осуществлена классификация в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) Таможенного союза — систематизированным перечнем товаров, объединенных в разделы и группы по признаку происхождения и по степени обработки.

ТН ВЭД построена на основе и в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной номенклатурой Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС). Непосредственное ведение и совершенствование ТН ВЭД осуществляется ЕЭК (ранее осуществлялись КТС).

Одним из основных способов классификации товаров является классификация по стране происхождения товаров, в соответствии с которой все товары можно разделить на товары Таможенного союза и иностранные товары.

Товары Таможенного союза находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары, полностью произведенные на территориях государств — членов Таможенного союза, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и выпущенные в свободное обращение, изготовленные на территориях государств — членов Таможенного союза из товаров Таможенного союза, приобретшие указанный статус в результате переработки.

В свою очередь иностранные товары можно разделить:

• на товары, происходящие из стран — пользователей системы преференций;

• товары, происходящие из стран, в отношении которых установлен режим наибольшего благоприятствования;

• товары, происходящие из иных стран.

В связи с указанной классификацией особое значение приобретают правила определения страны происхождения товара. Основной документ, связанный с определением страны происхождения товара, помимо ТК ТС и Закона о таможенном регулировании, — Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров».

Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. При этом под страной происхождения товара может пониматься также группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.

Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются полезные ископаемые, добытые па ее территории или в ее территориальных водах; животные и растительная продукция, выращенные на ее территории; продукция животноводства, охотничьего, рыболовного и морского промыслов; вторичное сырье и отходы производственных и иных операций, осуществляемых в определенной стране, а также все другие товары, произведенные в этой стране исключительно из указанной продукции.

Если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки.

Основным критерием достаточной переработки товара считается изменение товарной позиции по товарной номенклатуре на уровне первых четырех знаков. Кроме того, ЕЭК вправе устанавливать порядок, когда страна происхождения товара определяется в соответствии с правилом адвалорной доли — изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.

Документом, подтверждающим происхождение товара из определенной страны, является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара — письменный документ, составленный в произвольной форме при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации могут использоваться коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.

Сертификат о происхождении товара — письменный документ, выдаваемый уполномоченным органом или учреждением (торгово-промышленными палатами, ассоциациями производителей и др.) определенной страны или страны вывоза и однозначно свидетельствующий о том, что названный в нем товар происходит из определенной страны.

ТК ТС содержит перечень случаев, когда при ввозе товара на территорию Таможенного союза сертификат о происхождении товара представляется обязательно:

• в случае предоставления в отношении страны происхождения тарифных преференций;

• при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, мер нетарифного регулирования, являются недостоверными.

Транспортные средства в таможенном деле

Понятие и основные принципы классификации объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ТС, нормативно-правовое обоснование, существующие проблемы, пути их разрешения. Классификационные признаки ассортимента транспортных средств. Оптимизация таможенных рисков.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

В настоящее время вопросы классификации товаров являются основой таможенного контроля. Это положение закреплено в ст. 52 Таможенного Кодекса Таможенного союза (ТК ТС) [2] и гл. 9 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [6].

ТН ВЭД ТС — система классификации товаров, применяемая при декларировании товаров для регулирования внешнеэкономической деятельности и ведения статистики в таможенной сфере. ТН ВЭД разработана на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной Таможенной Организации и единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ.

Актуальность данной темы заключается в том, что вопрос классификации товара является одним из ключевых в правоприменительной практике таможенных органов, а от точности отнесения товара к той или иной позиции ТН ВЭД зависит и ставка пошлины, и порядок применения мер нетарифного регулирования. Без знания принципов построения ТН ВЭД и основ классификации невозможно осуществлять законное перемещение товаров через таможенную границу, а, следовательно, нельзя говорить об эффективности функционирования отрасли в целом.

Товары 87 группы включают наземные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили.

По данным ФТС России, в 2011 году импорт легковых автомобилей увеличился по сравнению с предыдущим годом на 43,3% — до 984 тысяч единиц. За данный период в денежном выражении было ввезено легковых автомобилей на 18,59 миллиарда долларов. В частности, из стран дальнего зарубежья импортировано 850,6 тысяч автомобилей на 17,71 миллиардов долларов, из стран СНГ — 133,4 тысячи на 878,9 миллиона долларов.

Импорт грузовых автомобилей в РФ в 2011 году вырос на 85,6% по сравнению с 2010 годом и составил 99,7 тысяч единиц. Грузовиков было завезено на 2,51 миллиарда долларов. Страны дальнего зарубежья поставили в РФ 98,9 тысяч грузовых автомобилей на 2,47 миллиарда долларов, страны СНГ — 0,8 тысячи на 39,6 миллиона долларов [11].

Сложность классификации товаров 87 группы связана с широким ассортиментом транспортных средств, разнообразием исходных материалов для их изготовления, способов производства, мест изготовления.

Несмотря на наличие довольно большого массива исследований, посвященных проблемам декларирования транспортных средств в целом, очень мало внимания уделяется конкретно проблеме классификации последних по ТН ВЭД. В учебной литературе дается лишь общая товароведная характеристика данной группе товаров и весьма формально освещается влияние тех или иных классификационных признаков на определение кода Товарной номенклатуры. В этих условиях возникает потребность в адекватной систематизации идентификационных признаков товара и представления их в виде, пригодном для практического использования в процессе классификации.

Объектом исследования является ТН ВЭД и классификация товаров по ней.

Предмет исследования включает анализ общих положений и отдельных проблем, касающихся классификации транспортных средств группы 87 ТН ВЭД ТС.

Целью работы является изучение проблем классификации транспортных средств 87 группы ТН ВЭД ТС.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— определить, какое значение имеет классификация объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ТС;

— изучить нормативно-правовое обеспечение классификации объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ТС;

— изучить проблемы классификации объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ТС;

— определить классификационные признаки ассортимента транспортных средств товарных позиций 8702 и 8703 ТН ВЭД ТС;

— изучить судебную практику по теме;

— выявить пути минимизации таможенных рисков при классификации товаров группы 87 ТН ВЭД ТС.

Создание Таможенного союза оказало серьезнейшее влияние на таможенное законодательство. Изменения коснулись, в том числе, и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Классификация товаров при таможенном декларировании законодательно закреплена в ТК ТС и Законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Учебной литературы по таможенной классификации мало. Учебное пособие Е.И. Андреевой и А.В. Нестерова «Классификация товаров в таможенных целях» [9] посвящено особенностям и сферам применения товарных номенклатур, используемых в практической деятельности таможенных органов, таким как единая товарная номенклатура внешней торговли, номенклатура Совета таможенного сотрудничества, стандартная международная торговая классификация, особое внимание уделено ТН ВЭД СНГ и России. В пособии раскрывается значение ТН ВЭД, правила ее интерпретации, содержание разделов и групп основных товарных номенклатур, пути совершенствования ТН ВЭД.

В учебном пособии приводится учебно-методический материал, который полезен для самостоятельного изучения студентами, а также для практического использования участниками ВЭД, в части касающейся классификации товаров.

В учебно-практическом пособии «ТН ВЭД России. Основы классификации товаров» [19] рассмотрены особенности структуры и сфера применения номенклатуры Гармонизированной системы описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ. Приведены основные номенклатуры, предшествовавшие Гармонизированной системе и использованные в качестве базы для ее разработки, изложены основные положения Конвенции о Гармонизированной системе.

С 1 января 2010 года в силу вступила единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Сформированная годами основа товарной номенклатуры, несмотря на все интеграционные процессы, осталась неизменной. Что касается кода, то и его структура осталась прежней. Основные изменения произошли на уровне десятого знака.

Таможенный союз предполагает наличие единой таможенно-тарифной политики для трех государств. Основой таможенно-тарифной политики является Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС), систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТС.

ТН ВЭД — это систематизированный перечень товаров, который включает в себя наименования товаров, их кодовое обозначение, единицы измерения количества товаров, а также примечания и правила интерпретации. Международной основой ТН ВЭД ТС являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров и Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ.

Каждый товар имеет свой десятизначный код. Первые две цифры обозначают товарную группу, четыре — товарную позицию, шесть — субпозицию, десять — подсубпозицию.

Кроме того, первые шесть цифр соответствуют кодам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, поскольку, как отмечалось ранее, ГС является международной основой ТН ВЭД ТС. Седьмой и восьмой знаки относятся к Комбинированной номенклатуре Европейского союза. Девятый знак объединяет наши товары с товарами стран СНГ, десятый — используется в рамках Таможенного союза. Также ТН ВЭД ТС используют Таджикистан, Киргизия, планируют использовать — Абхазия и Южная Осетия.

Помимо участия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, Российская Федерация является постоянным членом Всемирной таможенной организации. Раз в пять лет происходит изменение товарной номенклатуры в рамках этой организации. Последний пятилетний цикл завершился в 2011 году, поэтому с 1 января 2012 года вступила в силу новая редакция товарной номенклатуры.

Таможенному союзу пришлось учесть все закрепленные в ней изменения. Было внесено двести двадцать наборов поправок. Поправки в основном коснулись товаров сельского хозяйства и продуктов их переработки (включая лесное хозяйство и рыболовство), продуктов, имеющих отношение к окружающей среде, а также товаров с низким объемом торговли. Появились три новые товарные позиции, такие как биодизель, водные беспозвоночные, кроме ракообразных и моллюсков, женские и детские санитарно-гигиенические средства.

В связи с вступлением России в ВТО решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года №54 был принят Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) и новая редакция ТН ВЭД ТС [3], которые вступили в действие с 23 августа 2012 года.

Товаров, перемещаемых через границы государств, — сотни тысяч — охватить все их невозможно. Поэтому были разработаны Основные правила интерпретации ГС (ОПИ), имеющие обязательную силу. Существует шесть основных правил. Правила 1-5 регламентируют порядок определения четырехзначного кода товара, то есть определяют правила отнесения товара к той или иной товарной позиции.

Правило 6 применяется после того, как определен четырехзначный код товара и определяет дальнейшую процедуру включения товара в подходящую субпозицию и подсубпозицию.

Использовать Правила классификации можно только последовательно, переходя от Правила 1 к Правилу 2, от Правила 2 к Правилу 3 и так далее до Правила 6.

Используя их, можно отнести тот или иной товар к определенной товарной позиции.

Для единообразия толкования ТН ВЭД при классификации товаров на территории государств ТС принято Положение о порядке применения ТН ВЭД ТС при классификации товаров [4], Решением КТС от 18 ноября 2011 года №851 утверждены Пояснения к ТН ВЭД ТС [16]. Кроме этого выпущено 18 решений Комиссии Таможенного союза, разъясняющих классификацию товаров [14], в т.ч. 87 группы: полуприцепа-кормовоза, автомобилей-самосвалов, подметально-уборочной машины, транспортных средств типа PickUp, многоцелевых легких бронированных транспортеров и транспортно-гусеничных машин, автомобиля-эвакуатора.

Но, несмотря на это, проблемы, связанные с классификацией товаров по ТН ВЭД ТС остаются, транспортные средства 87 группы не являются исключением. Об этом свидетельствует количество заявок на принятие предварительного решения о классификации товара по ТН ВЭД ТС, осуществляемое таможенными органами (рис., приложение)

Проблема классификации транспортных средств осложняется тем, что специальной литературы нет. Единственный учебник по товароведению — автора С.Л. Калачёва [13]. Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Товароведение и экспертиза товаров». В нем рассматриваются ассортимент, конструкции, принципы функционирования и качество велосипедов, мопедов, мотоциклов, легковых автомобилей и прицепов к ним. Относительно остального ассортимента транспортных средств 87 группы учебной литературы по товароведению нет.

87 товарная группа ТН ВЭД ТС включает 16 товарных позиций. Критерием разделения товаров по позициям является их назначение. Внутри товарных позиций критерии зависят от вида транспортного средства. Например, для товарной позиции 8703 «Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили» на уровне субпозиции классификационным признаком является тип двигателя и рабочий объем цилиндров двигателя (не более 1000 см 3 ; более 1000 см 3 , но не более 1500 см 3 , 1500 см 3 , но не более 3000 см 3 и т.д.). На уровне подсубпозиции в качестве классификационных признаков выступают: назначение (для медицинских целей, оборудованные для проживания и т.д.), срок изготовления (новые, бывшие в эксплуатации, с момента выпуска прошло более 5 лет). В отдельную подсубпозицию (8703 90 10) выделены электромобили.

Величина таможенной пошлины возрастает с увеличением рабочего объема цилиндров двигателя и даты выпуска автомобиля, поэтому при проведении таможенного контроля легковых автомобилей необходима внимательная проверка технических документов на транспорт.

При классификации товаров 87 группы, помимо товароведных познаний, необходимы знания технических характеристик и конструкционных особенностей транспортных средств.

Например, характерными признаками конструкции, обычно свойственными транспортным средствам, которые включаются в товарную позицию 8703, являются следующие:

а) наличие постоянно установленных сидений с устройствами безопасности (например, с ремнями безопасности или с местами крепления и приспособлениями для установки ремней безопасности) для каждого человека или наличие постоянных мест крепления и приспособлений для установки сидений и устройств безопасности в задней зоне позади зоны для водителя и передних пассажиров; такие сиденья могут быть фиксированными, складывающимися, съемными на анкерном креплении или выносными;

б) наличие окон в двух боковых панелях задней части кузова;

в) наличие скользящей, открывающейся наружу или поднимающейся вверх двери или дверей, с окнами, на боковых панелях или сзади;

г) отсутствие постоянной панели или перегородки между зоной для водителя и передних пассажиров и задней зоной, которая может использоваться для транспортировки, как людей, так и грузов;

д) наличие внешних признаков комфорта и внутренней отделки, а также приспособлений внутри всего салона транспортного средства, которыми отличаются пассажирские салоны транспортных средств (например, напольное покрытие, вентиляция, внутреннее освещение, пепельницы).

В спорных вопросах проводится автотехническая экспертиза, включающая осмотр транспортного средства, анализ международного стандарта ИСО 3833-76 «Дорожные транспортные средства. Типы. Термины и определения» и Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы».

При таможенном контроле транспортных средств особое внимание уделяется графе 31 ТД, в которой должны быть заявлены необходимые и достаточные сведения для однозначной классификации транспортного средства в соответствии с ТН ВЭД ТС.

Список использованных источников


таможенный контроль правовой транспортный

1. Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Брюссель, 1983) // Таможенные ведомости. — №8. — 1996.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза: Федеральный закон от 2 июня 2010 г. №114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» // СЗ РФ. — 2010. — №23. — Ст. 2796 и ч. 2 Ст. 108.

3. Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС): Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года №54 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.tsouz.ru/.

4. О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров: Решение Комиссии Таможенного союза №522 от 28 января 2011 года (ред. от 19.08.2011) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.consultant.ru.

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ 29.07.2002. — №30. — Ст. 3012.

6. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ // СЗ РФ. — 2010. — №48. — Ст. 6252.

7. О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров: распоряжение ФТС РФ №34-р от 01.03.12 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.consultant.ru.

8. Требование: О признании незаконным решений таможенного органа о классификации товара: постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.01.2012 №Ф03-6581/2011 по делу №А51-6368/2011 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.consultant.ru.

9. Андреева Е.И. Классификация товаров в таможенных целях / Е.И. Андреева, А.В. Нестеров // Учеб. пособие. — М.: РИО РТА, 2009. — 108 с.

10. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД / Н.П. Бондаренко — Ростов н/Д: МарТ, 2007. — 240 с.

11. Импорт автомобилей в Россию в 2011 году увеличился [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://id-marketing.ru/.

12. Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов / С.И. Истомин — М.: Деловой двор, 2009. — 280 с.

13. Калачёв С.Л. Товароведение и экспертиза транспортных средств личного пользования: Учебник / С.Л. Калачёв — М.: Дашков и Ко, 2011. — 312 с.

14. Катушёнок В. Номенклатура от желаний не зависит. / В. Катушёнок // Таможня. — 2012. — №16. — С. 4-7.

15. Коник Н.В. Таможенное дело: учеб. пособие. / Н.В. Коник — М.: Омега-Л, 2009. — 192 с.

16. Пояснения к ТН ВЭД ТС (утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 года №851) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.tsouz.ru/db/ettr/PSN/Pages/Poyasneniya.aspx.

17. Таможня не даёт добро [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.dvtu.vladivostok.ru.

18. Татаринов А.Е. Проблемы квалификации нарушений физическими лицами правил помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим временного ввоза и несоблюдения условий такого режима / А.Е. Татаринов // Юрист. — 2008. — С. 12.

19. ТН ВЭД России. Основы классификации товаров / под ред. А.Н. Мячина. — M.: ТИРЕКС, 2006. — 984 с.

20. Толкушкин А.В. Таможенное дело: учебник / А.В. Толкушин — М.: Юрайт-Издат, 2008. — 453 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Классификация объектов таможенного оформления и таможенного контроля по Товарной номенклатуре ВЭД России. Нормативно-правовая база классификации. Классификационные признаки ассортимента мебели. Пути минимизации таможенных рисков при классификации мебели.

курсовая работа [44,2 K], добавлен 06.12.2009

Проблемы идентификации и классификационные признаки грузовых транспортных средств. Особенности таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. Таможенная экспертиза при таможенном контроле товаров и транспортных средств.

курсовая работа [52,1 K], добавлен 09.01.2014

Понятие таможенного режима, его виды, назначение и сущность в таможенном деле. Анализ практики обеспечения таможенных режимов зарубежных стран и сравнение с практикой РФ. Существующие проблемы обеспечения таможенных режимов и возможные пути их решения.

курсовая работа [70,2 K], добавлен 03.02.2011

Значение и нормативно-правовое обеспечение классификации объектов таможенного оформления и таможенного контроля. Проблемы, возникающие в данном процессе, и их разрешение. Анализ практики декларирования алкогольных напитков, снижение таможенных рисков.

курсовая работа [47,5 K], добавлен 08.03.2014

Проблемы классификации объектов таможенного контроля по товарной номенклатуре. Практика декларирования и контроля классификационного кода сыров в экспортно-импортных операциях. Пути минимизации таможенных рисков при классификации сыров по ТН ВЭД ТС.

курсовая работа [504,0 K], добавлен 05.07.2014

Роль и место технических средств в таможенном деле. Тактико-технические характеристики и классификация технических средств таможенного контроля. Единая автоматизированная информационная система как фактор научно-технического прогресса в таможенном деле.

курсовая работа [36,5 K], добавлен 16.03.2016

Понятие и субъекты таможенного контроля, его направления и нормативно-правовое обоснование. Практика правового регулирования таможенных процедур временного ввоза в Таможенном Союзе. Ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами.

курсовая работа [50,0 K], добавлен 15.11.2013

Нормативно-правовое регулирование таможенного контроля товаров и транспортных средств. Характеристика таможенного контроля товаров и транспортных средств в зависимости от таможенной процедуры и способа транспортировки и пути его совершенствования.

курсовая работа [402,3 K], добавлен 05.01.2017

Роль классификации объектов таможенного контроля, ее нормативное и правовое обеспечение, причины возникновения проблем и направления их разрешения в России, минимизация рисков. Анализ статистических данных об экспорте и импорте слабоалкогольных напитков.

курсовая работа [54,9 K], добавлен 08.12.2014

Характеристика таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами, развитие нормативно-правовой базы. Анализ статистики и динамики перемещения товаров. Направления совершенствования таможенного оформления и контроля.

дипломная работа [669,1 K], добавлен 17.05.2012