Взыскание недоимки с физических лиц

Понятие недоимки. Порядок взыскания недоимок с юридических и физических лиц

Недоимка — сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ).

Право взыскания недоимки по налогам установлено в ст. 31 НК РФ, порядок такого взыскания конкретизируется в статьях Кодекса, посвященных исполнению обязанности по уплате налога (ст. 45-48).

Взыскание сумм налогов с организаций по общему правилу производится в бесспорном порядке (т. е. без обращения в суд). Такое взыскание возможно лишь в случае неуплаты или неполной уплаты налога организацией в установленный срок. Если взыска­ние производится по результатам налоговой проверки, то под уста­новленным сроком следует понимать срок уплаты налога, указан­ный в требовании, которое направляется налогоплательщику.

Для списания сумм налогов со счета организации-налогопла­тельщика налоговый орган направляет в банк инкассовое поруче­ние, которое должно быть исполнено банком не позднее следую­щего операционного дня, если речь идет о рублевом счете, и не позднее двух последующих дней, если взыскание обращено на ва­лютный счет налогоплательщика. При недостаточности средств на счете суммы налогов списываются в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ (т. е. в третью очередь).

В целях защиты имущественных прав банка НК РФ устанавли­вает ограничения для списания средств с депозитных счетов: сум­мы налога с таких счетов не списываются до истечения срока де­позитного договора.

Обращение взыскания на имущество налогоплательщика воз­
можно лишь при недостаточности средств на его счетах или при
отсутствии информации о его счетах. При таком взыскании иму­щество налогоплательщика реализуется на основании специально­
го решения руководителя (его заместителя) налогового органа пу­тем возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнитель­
ного производства в порядке, предусмотренном Федеральным
законом от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном произ­водстве» 1 .

НК РФ устанавливает очередность взыскания имущества:

1) наличные денежные средства;

2) имущество непроизводственного назначения (ценные бума­ги, валютные ценности, легковой автотранспорт и т. д.);

3) готовая продукция (товары);

1 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.

4) сырье, материалы и основные средства, участвующие в про­изводстве;

5) имущество, переданное по договорам иным лицам во владе­ние, пользование или распоряжение;

6) иное имущество.

Установление такой очередности направлено на предоставле­ние налогоплательщику возможности продолжать свою производ­ственную деятельность несмотря на взыскание.

Взыскание недоимки по налогу с организаций осуществляется через предъявление иска в суд в следующих случаях:

— решение о взыскании принято по истечении 60 дней с мо­мента окончания срока исполнения требования об уплате налога;

— вывод об имеющейся у налогоплательщика недоимке осно­ван на изменении налоговым органом юридической квалификации
сделок,
заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, ли­бо статуса и характера деятельности налогоплательщика;

— недоимка взыскивается с организаций, являющихся по отно­шению к налогоплательщику зависимыми (дочерними) организа­
циями, либо с организаций, которые по отношению к налогопла­тельщику являются основными (преобладающими, участвующими).

Суммы налогов и пеней с физических лиц взыскиваются налого­вым органом исключительно путем обращения в суд с соответст­вующим иском. Иски к индивидуальным предпринимателям рас­сматриваются в арбитражном суде, а иски к физическим лицам, не имеющим такого статуса, — в суде общей юрисдикции. В случае удовлетворения исковых требований налогового органа взыскание выполняет судебный пристав-исполнитель в порядке, установлен­ном для исполнительного производства. Очередность обращения взыскания на имущество налогоплательщика — физического лица такая же, как и предусмотренная для взыскания сумм недоимки с организаций.

Налоговая санкция представляет собой конкретную меру ответ­ственности за совершенное налоговое правонарушение. НК РФ ус­танавливает налоговые санкции только в виде такой меры имуще­ственного характера как штраф.

Основные правила взыскания штрафов за налоговые правонару­шения установлены ст. 104, 105 и 115 НК РФ. Кодексом предусмот­рен судебный порядок взыскания финансовых санкций: налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд, если ответчиком является организация или индивидуальный пред­приниматель, либо я суд общей юрисдикции, если санкции взыски­ваются с физического лица, не являющегося предпринимателем.

Кодекс устанавливает обязанность налогового органа до обра­щения в суд предложить налогоплательщику добровольно уплатить

соответствующую сумму налоговой санкции (п. 1 ст. 104). Следст­вием неисполнения этой обязанности во всех случаях должно быть возвращение судом искового заявления по основанию, указанному в п. 1 ст. 108 АПК РФ: несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.

После удовлетворения судом исковых требований налогового органа реальное взыскание сумм штрафов производится в общем порядке путем исполнительного производства.

Статья 115 НК РФ предусматривает важную гарантию прав на­логоплательщиков — срок давности взыскания санкции. Налого­вые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового право­нарушения и составления соответствующего акта. Этот срок явля­ется пресекательным, т. е. восстановлению не подлежит независи­мо от причин его пропуска налоговым органом.

Субъект правонарушения — лицо, совершившее правонаруше­ние и подлежащее наказанию. Для четкого установления характери­стик субъектов нарушений налогового законодательства прежде все­го выделяют группы субъектов: физические и юридические лица. Физические лица как субъекты нарушений налогового законо­дательства подразделяются на две категории.

К первой относятся те, кто участвует в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов; ко второй — участвующие в этих отношениях в качестве должностных лиц.

К ответственности за нарушения налогового законодательства физические лица, как обладающие статусом должностных лиц, так и не обладающие им, могут быть привлечены только при условии достижения установленного законом возраста и вменяемости. НК РФ предусматривает, что лицо может быть привлечено к ответст­венности с 16-летнего возраста. Способность человека отдавать от­чет в своих действиях и руководить ими определяется не только возрастом. Другим признаком является вменяемость, т. е. состоя­ние психики, при котором человек может осознавать значение своих поступков, руководить ими.

Невменяемый не может нести ответственность за правонару­шение, поскольку в совершении такого поступка не участвовало его сознание или воля.

Субъектами ответственности за нарушения налогового законо­дательства выступают также организации. К организациям НК РФ относит российских и иностранных юридических лиц, иностран­ные компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, международные организации, их филиалы и представительства.

Организации могут выступать субъектами ответственности не только в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов. За нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о

налогах и сборах, ответственность несут банки, выполняющие кас­совое обслуживание бюджета.

Организации выступают, субъектами только административной ответственности за нарушения налогового законодательства. Уго­ловное преследование юридических лиц, известное законодатель­ству некоторых зарубежных стран, в России не допускается.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Взыскание с директоров налогов, не уплаченных организациями

Взыскание с директоров налогов, не уплаченных организациями

В постановлении КС РФ от 8 декабря 2017 г. № 39-П констатируется, что налоговые штрафы следует взыскивать исключительно с организации, однако саму налоговую недоимку и пени можно взыскивать с физических лиц, признанных виновных в неуплате налогов организацией, если эта организация:
— прекратила деятельность (по данным ЕГРЮЛ);
— фактически не действует или взыскание с нее невозможно;
— служила лишь для «прикрытия» действий контролирующего ее физлица.
При этом Конституционный суд РФ отметил, что нормы т. 15, п. 1 ст. 1064 ГК РФ, и пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ:
— предполагают возможность взыскания по искам прокуроров и налоговых органов о возмещении вреда, причиненного публично-правовым образованиям, денежных сумм в размере не поступивших в соответствующий бюджет от организации-налогоплательщика налоговых недоимок и пеней с физических лиц, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений, вызвавших эти недоимки, или уголовное преследование которых в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям, при установлении всех элементов состава гражданского правонарушения, притом что сам факт вынесения обвинительного приговора или прекращения уголовного дела не может расцениваться судом как безусловно подтверждающий их виновность в причинении имущественного вреда;
— не могут использоваться для взыскания с указанных физических лиц штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика;
— не допускают, по общему правилу, взыскание вреда, причиненного бюджетам публично-правовых образований, в размере подлежащих зачислению в соответствующий бюджет налогов и пеней с физических лиц, обвиняемых в совершении налоговых преступлений, до внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении организации-налогоплательщика либо до того, как судом будет установлено, что данная организация является фактически недействующей и (или) что взыскание с нее либо с лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам, налоговой недоимки и пеней на основании норм налогового и гражданского законодательства невозможно (кроме случаев, когда судом установлено, что организация-налогоплательщик служит лишь «прикрытием» для действий контролирующего ее физического лица);
— предполагают правомочие суда при определении размера возмещения вреда, причиненного бюджету публично-правового образования физическим лицом, учитывать его имущественное положение (в частности, факт обогащения в результате совершения налогового преступления), степень вины, характер уголовного наказания, а также иные существенные обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного дела.
Таким образом, Конституционным судом РФ в принципе одобрены общие принципы, уже сложившиеся в судебной практике.
Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 20 апреля 2017 г. по делу № 33-14780 были рассмотрены обстоятельства следующего дела:
— прокурор ЗАО г. Москвы, выступая в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к П. о взыскании в бюджет Российской Федерации ущерба, причиненного в результате совершения преступления, в размере 108 783 903 руб. В обоснование иска указал, что вступившим в законную силу приговором Кунцевского районного суда г. Москвы от 22 декабря 2014 года П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. б» ч. 2 ст. 199 УК РФ. Так, являясь генеральным директором ООО «Альянс», П. умышленно в нарушение налогового законодательства занизил объекты обложения налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль, заведомо неправильно исчислил суммы НДС. и суммы налога на прибыль, уклонился от их уплаты, не перечислил в бюджет НДС и налог на прибыль;
— поскольку судом установлено, что обязанность по уплате налогов юридическим лицом ООО «Альянс» не исполнена по вине его генерального директора П., который является лицом, ответственным за возмещение причиненного государству ущерба, суд правомерно взыскал с него ущерб, причиненный в результате совершения преступления.
В Апелляционном определении Владимирского областного суда от 2 мая 2017 г. по делу № 33-1207/2017 констатируется:
— З., создав искусственный документооборот, умышленно необоснованно завысив фактически понесенные расходы, тем самым умышленно занизив налоговую базу по налогу на прибыль и умышленно завысив суммы НДС, предъявленные его организации, составленные и поданные в налоговый орган, уклонился от уплаты налога на прибыль и НДС, а всего на общую сумму 3 897 012 руб;
— при таких обстоятельствах, на основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ущерб Российской Федерации причинен организацией-налогоплательщиком по вине З., в связи с чем, именно он является лицом, ответственным за возмещение причиненного государству ущерба;
— довод жалобы З. о том, что вина его в причинении государству ущерба приговором суда не установлена, не может являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований о взыскании причиненного ущерба, поскольку возбужденное в отношении него уголовное дело прекращено в связи с истечением срока давности уголовного преследования, то есть по не реабилитирующим основаниям. Право на реабилитацию за З. не признавалось, в удовлетворении его жалобы об отмене постановления о прекращении уголовного дела судом было отказано.
В Апелляционном определении Костромского областного суда от 26 июня 2017 г. № 33-933 изложены следующие обстоятельства:
— С.Л., являясь руководителем организации, совершая противоправные действия, руководствовалась преступным умыслом, направленным на уклонение от уплаты налогов, реализовав который причинила ущерб государству, что подтверждается вступившим в законную силу приговором Островского районного суда Костромской области;
— исходя из установленных судом фактических обстоятельств дела, ущерб Российской Федерации в виде неуплаченных налогов причинен С.Л., как физическим лицом, возглавляющим юридическое лицо и в соответствии со ст. 27 НК РФ являющимся его законным представителем. Именно противоправные действия ответчицы, направленные на уклонение от уплаты налогов, привели к невозможности исполнения МУП «Коммунсервис» обязательств по уплате налогов и сборов в соответствующие бюджеты;
— таким образом, ущерб Российской Федерации причинен предприятием-налогоплательщиком по вине С.Л., уполномоченной представлять интересы указанного предприятия, в связи с чем С.Л. является лицом, ответственным за возмещение причиненного государству ущерба;
— приговором суда установлено, что преступный умысел на сокрытие денежных средств организации, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам с предприятия, которым руководила С.Л., возник непосредственно у ответчицы, действовавшей при совершении преступления по собственной инициативе;
— довод апелляционной жалобы С.Л. о том, что возложение на нее, как на руководителя предприятия, обязанности погасить задолженность по налогам организации, может привести к двойному взысканию одних и тех же налогов и с МУП «Коммунсервис» и с нее, также нельзя признать состоятельным, поскольку Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области были заявлены требования не о взыскании налогов, а о возмещении ущерба, причиненного преступлением. Решением суда с ответчицы взыскана не задолженность по налогам юридического лица, а возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, государству;
— то, что преступными действиями ответчицы государству причинен ущерб в виде неуплаченных налогов на сумму 5 173 890,60 руб. подтверждаются документами, представленными истцом в суд…

Все это еще раз подтверждает простую мысль: все сильно меняется и ужесточается. Нет простых решений, нет тиражируемых схем от уплаты налогов.
Все делается только индивидуально, настраивается налоговым консультантом и нельзя допускать неуплаты налогов.

Взыскание налога (недоимки) с физического лица

Взыскание налога (недоимки) с физического лица (не являющегося индивидуальным предпринимателем (ИП)) — регулируется статьей 48 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Комментарий

В случае выявления суммы налога, не уплаченной в срок (недоимки), налоговый орган направляет налогоплательщику Требование об уплате налога и сбора.

Срок выставления требования об уплате налога налоговым органом

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

В других случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Срок исполнения требования об уплате налога

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Порядок взыскания налога с физического лица

Порядок взыскания налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем регулируется статьей 48 НК РФ («Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем»).

Так, установлен следующий порядок:

Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов с физического лица производится только в судебном порядке.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (п. 3 ст. 48 К РФ). В России применяется «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.

Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (п. 4 ст. 48 НК РФ).

Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении (п. 5 ст. 48 НК РФ):

1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке;

2) наличных денежных средств;

3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося денежными средствами, обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов считается исполненной с момента реализации такого имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм. Со дня наложения ареста на указанное имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов, страховых взносов не начисляются (п. 6 ст. 48 НК РФ).

Дополнительно

Требование об уплате налога и сбора — извещение налоговым органом налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Приостановление налоговым органом операций по счетам в банках — регулируется статьей 76 «Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей» налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Последствия неуплаты налога в срок — установленные законодательством последствия, которые могут быть применены к налогоплатетельщику, который не уплатил налог в срок.

Недоимка — сумма налога (сбора), не уплаченная в установленный срок.

Взыскание недоимки — установленный законодательством порядок взыскания просроченной задолженности по налогам (недоимки).

Взыскание недоимки с физических лиц

В статье раскрыт порядок принудительного взыскания Федеральной налоговой службой РФ и Федеральной службой судебных приставов РФ налогов, подлежащих уплате физическими лицами. Обращено внимание на обязательные требования, предъявляемые действующим законодательством к действиям и документам налогового органа по взысканию налогов
Под принудительным исполнением налоговой обязанности понимается деятельность специализированных государственных органов, осуществляемая в соответствии с законодательством, направленная на наиболее полное и своевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, а также пеней и штрафов, наложенных на должника.
Принудительное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в Российской Федерации осуществляется Федеральной налоговой службой РФ и Федеральной службой судебных приставов РФ.
Определяющим документом для принудительного взыскания по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц является налоговое уведомление.
Налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока платежа должны направить налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. По всем вышеуказанным налогам обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Исходя из этого следует, что объем налогового обязательства, подлежащего исполнению налогоплательщиком — физическим лицом по вышеуказанным налогам, определяется в налоговом уведомлении. Налоговое уведомление определяет сумму, подлежащую внесению в бюджет, и никакой иной документ его заменить не может.
На практике имеется множество примеров, когда налоговые органы не могут представить налоговое уведомление и представляют в суд только требование об уплате налога, что является неправомерным.
Другим важным моментом для установления наличия обязанности по уплате вышеуказанных налогов является вручение налогового уведомления теми способами, которые указывались выше. На практике имеется множество примеров, когда налоговый орган не представляет доказательств вручения налогового уведомления. Исходя из этого следует, что если не представлено доказательство вручения налогового уведомления, то не имеется доказательства возникновения обязанности по уплате вышеперечисленных поимущественных налогов. Установление факта вручения налогового уведомления является юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения требования налоговых органов по поимущественным налогам, уплачиваемым физическими лицами.
Другим важным документом для реализации процедуры принудительного взыскания недоимок является требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Данным документом определяются следующие юридически значимые обстоятельства для принудительного взыскания недоимок:
— направление требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов является обязательным условием, предшествующим подаче в суд заявления о взыскании недоимок. Юридически данным документом определяется внесудебное и досудебное разрешение разногласий между налоговым органом и налогоплательщиком — физическим лицом. Суд не может принять исковое заявление или заявление о взыскании недоимок в приказном порядке без указанного документа и доказательства его вручения способами, указанными выше;
— требованием об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов определяется объем требований, заявляемых налоговым органом в суд. Согласно ст. 48 НК РФ объем заявляемых в суд требований по недоимкам определяется теми суммами, которые указывались в требовании, т.е. налоговый орган в заявлении о взыскании недоимки не вправе требовать взыскания сумм более того, чем указанно в требовании об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов;
— требование об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов не может подменить собой налогового уведомления. Имеющиеся многочисленные примеры, когда налоговые органы представляют в суд только требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и не представляют доказательства вручения налоговых уведомлений либо представляют только требование об уплате недоимки, должны влечь только одно последствие — отказ в удовлетворении заявлений (отказ в выдаче судебного приказа). Поскольку это свидетельствует о том, что доказательства возникновения налогового обязательства у налогоплательщика — физического лица по вышеуказанным поимущественным налогам не представлены. Другим юридически значимым обстоятельством является наличие доказательств вручения требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов теми способами, которые указывались ранее. Определение момента вручения требования необходимо для правильного исчисления срока обращения налогового органа с заявлением о взыскании недоимок и правильного установления факта соблюдения сроков, установленных ст. 48 НК РФ.
Обязательным условием для обращения налогового органа с заявлением о взыскании недоимок является представление доказательства направления копии заявления о взыскании недоимки налогоплательщику — физическому лицу. Копия заявления о взыскании недоимки согласно ст. 48 НК РФ должна направляться налогоплательщику до подачи заявления в суд.
При этом само заявление подается в суд по месту жительства или месту пребывания налогоплательщика.
Наряду с вышеуказанными документами к заявлению о взыскании недоимки должны прикладываться доказательства наличия объектов налогообложения, в частности это документы, которые представляются уполномоченными органами налоговому органу для исчисления поимущественных налогов. Имеются многочисленные примеры, когда налоговые органы обращаются с требованиями о взыскании недоимок по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за налоговые периоды, за которые объекты налогообложения уже не принадлежали налогоплательщикам. Как следствие, это приводит к вынесению судебных актов о взыскании недоимок, которые существовать не могут.


1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ
— Сбор документов и их павовая оценка.
— Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее.

2. ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ
— Разработка проекта иска/отзыва на иск.
— Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию.
— Подача иска в суд. Подробнее.

3. ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ
— Проведение предварительного слушания.
— Оценка возражений противоположной стороны.
— Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств).
— Проведение основного слушания. Подробнее.

4. АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ
— Правовая оценка решения суда.
— Оценка жалобы противоположной стороны.
— Разработка проекта дела.
— Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
— Проведениеслушания дела. Подробнее.

Работа в суде апелляционной инстанции проверяется уже вынесенное решение суда первой инстанции. Стадия апелляционной инстанции очень важна, т.к. Постановление апелляционной инстанции вступает в силу немедленно и подлежит принудительному исполнению через службу судебных приставов. Апелляционная инстанция заседает в составе 3-х судей, а не одного, как в суде первой инстанции, выносит решение коллегиально; по ряду вопросов может иметь свою собственную правовую позицию. Поэтому на этом этапе очень важно хорошо подготовиться к делу и суметь отстоять уже принятое в пользу клиента положительно решение или добиться изменения отрицательного решения.

6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
— Возбуждение исполнительного производства.
— Участие в исполнительных действиях.
— Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее.

Постановление КС РФ о взыскании недоимок организаций с физических лиц

Судьи КС РФ одобрили взыскание с руководителей и бухгалтеров компенсации вреда бюджету за налоговые преступления в размере сумм налоговой недоимки и пеней с организации.

КПМГ в России и СНГ

КПМГ в России и СНГ

КПМГ в России и СНГ

Соответствующее Постановление КС РФ № 39-П было принято 8 декабря 2017 года, сразу снискав себе публичное неодобрение экспертов из-за путаного смешения понятий уголовно-правовой, налоговой и гражданско-правовой (деликтной) ответственности. Официальным представителям КС РФ даже пришлось комментировать новый механизм взыскания налоговой задолженности организаций с контролирующих лиц в своих блогах на портале zakon.ru.

По мнению судьи КС РФ Гаджиева Г.А., Постановление является логичным продолжением введенного в НК РФ в конце 2016 года п. 7 ч. 3 ст. 45, который предусматривает возможность зачета в счет уплаты налога налогоплательщиком платежей за возмещение ущерба, причиненного бюджетной системе РФ в результате совершения преступлений, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ. «Принцип неотвратимости ответственности требует, чтобы белых пятен (или черных дыр?) в правовом регулировании не было» — пишет в своем блоге судья.

О положительном посыле Постановления, призванном скорректировать сложившуюся судебную практику взыскания недоимок организаций с физических лиц, привлеченных к ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 198-199.2 НК РФ, заявляют и коллеги судьи Гаджиева – Надежда Филипенко (главный консультант КС РФ) и Андрей Рыбалов (начальник управления частного права КС РФ).

Какую роль сыграет Постановление и как оно будет применяться судами, покажет время, а мы, в свою очередь, на данный момент намеренно избавим читателей от его сугубо юридического анализа и остановимся только на тех выводах, которые создают потенциальные риски для учредителей, руководителей и работников в связи с неуплатой налогов их организациями:

  • в случае, когда налоговую недоимку не удалось взыскать с организации-налогоплательщика, иных лиц, связанных с недоимщиком по основаниям статьи 45 НК РФ, а также лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности по долгам организации-банкрота в силу главы 3.2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», – имущественный ущерб, причиненный государству в результате неуплаты (неполной уплаты) налога, может быть возмещен на основании статьи 1064 ГК РФ, устанавливающей ответственность за причинение вреда (деликт);
  • налоговые органы и прокуроры вправе обратиться в суд с иском о возмещении вреда в пользу РФ, субъекта РФ или муниципального образования (в зависимости от уровня бюджета, куда не поступил налог) к причинителям вреда – гражданам, чьи действия привели к возникновению и непогашению недоимки у организации (обычно руководители или работники, выполняющие функции бухгалтера);
  • к ответственности, предусмотренной статьей 1064 ГК РФ, могут быть привлечены лица, совершившие налоговые преступления. Несмотря на то, что в Постановлении КС РФ нигде прямо не указано, что совершение налогового преступления является предпосылкой привлечения к деликтной ответственности, такой вывод напрашивается из текста судебного акта – в нем судьи КС РФ постоянно ссылаются на факт уголовного преследования. При этом если уголовное дело не разрешилось обвинительным приговором, а было прекращено по нереабилитирующему основанию (например, по амнистии), право государства на компенсацию бюджетных потерь все равно сохраняется;
  • привлечение к ответственности за деликт в каждом случае требует установления судом функциональной роли лица в причинении имущественного вреда, наступившего в результате совершенного преступления. В Постановлении КС РФ прямо запрещено устанавливать виновность в причинении вреда, опираясь исключительно на факт совершения преступления. Однако ввиду отличий стандартов доказывания в налоговом и гражданском споре, в последнем – именно налоговый орган как заявитель избавлен от необходимости доказывания вины ответчика – причинителя вреда. Бремя доказывания своей непричастности и невиновности лежит на частном лице;
  • размер подлежащего возмещению ущерба включает в себя только сумму налоговой недоимки и пеней (без штрафа) и только в той части, которая не была взыскана в пользу бюджета с организации или лиц, отвечающих по ее долгам. В противном случае, как отметил КС РФ, имело бы место взыскание ущерба в двойном размере (один раз – с юридического лица в рамках налогового обязательства, а второй – с физического лица в рамках деликтного обязательства);
  • при определении конкретного размера возмещения вреда суду необходимо учитывать имущественное положение гражданина, в частности факт обогащения в результате совершения налогового преступления, степень вины в причинении вреда, характер уголовного наказания, степень причастности гражданина к хозяйственной деятельности организации и иные обстоятельства.

Оценивая Постановление КС РФ с точки зрения укореняющейся практики судов о взыскании недоимок организаций с частных лиц за счет правового инструментария ГК РФ, будет преувеличением утверждать, что позиция КС РФ явилась полной неожиданностью. И если одобренный способ борьбы с налоговыми уклонистами путем обращения к деликтной ответственности вызывает у юристов недоуменные вопросы, то за самой логикой Постановления КС РФ стоит беспощадный расчет. Из 454,8 млрд руб., начисленных по результатам выездных и камеральных проверок в 2016 году, в бюджетную систему фактически поступило 216,8 млрд руб. (48%, источник: справка по итогам деятельности ФНС России по итогам 2016 года). За первое полугодие 2017 года по результатам налоговых проверок было дополнительно начислено 202 млрд руб., из них взыскано 114,1 млрд руб. (57%, источник: Справка по итогам деятельности ФНС России в 1 квартале 2017 года).

С целью смягчить профискальный тон указанного акта КС РФ сформулировал несомненно положительные и значимые принципы о недопустимости двойного взыскания ущерба с организаций как налоговой недоимки и одновременно с должностных лиц – как компенсации вреда, а также о необходимости ограничения размера ответственности руководителей по задолженности организации. Между тем в отсутствие прописанных в Постановлении КС РФ правил адаптирования размера компенсации к имущественному положению лица и его возможности уплатить недоимку по налогу с организации, отмеченные позитивные моменты рискуют остаться лишь декларацией добрых намерений.