Закон n 62-фз о гражданстве рф

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 12.11.2012 с изменениями, вступившими в силу с 13.11.2012) «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

31 мая 2002 г. N 62-ФЗ

Принят
Государственной Думой
19 апреля 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
15 мая 2002 года

Закон прост: Лица, подпадающие под действие главы VIII.1 (в редакции настоящего Федерального закона), не обратившиеся в период действия главы VIII.1 указанного Федерального закона с заявлением о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации не позднее трех месяцев со дня окончания срока действия главы VIII.1 указанного Федерального закона. В случае неисполнения указанного требования такие лица подлежат депортации (п. 2. статьи 2 Федерального закона от 12.11.2012 N 182-ФЗ)

Положения главы VIII.1 (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2017 года (п. 2. статьи 3 Федерального закона от 12.11.2012 N 182-ФЗ)

Комментарий специалиста по документу «Федеральный закон О гражданстве РФ N 62-ФЗ Актуально в 2018 году»:

Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации описывает принципы гражданства РФ, а также устанавливает правила и нормы, регулирующие порядок и условия приобретения (прекращения) гражданства. Впервые положения закона N 62-ФЗ были сформулированы 31 мая 2002 года, и сегодня они являются основными при предоставлении или лишении российского гражданства лицам, проживающим на территории РФ, а также иностранным гражданам, обратившимся за получением гражданства.

Согласно Конституции России, любые вопросы гражданства следует относить к компетенции Российской Федерации, которая регулирует их настоящим Законом, а также принимаемыми на его основании соответствующими нормативно-правовыми актами. Руководствоваться ими обязаны все функционирующие на территории страны отделения ФМС, включая главное Управление ФМС.

Ответственность за нарушение Федерального закона о гражданстве Российской Федерации может быть административной и уголовной, в частности включать в себя такую меру наказания, как депортация из страны. Нормы, нарушение которых подразумевает административную ответственность, отсылают к соответствующим положения КоАП РФ. Уголовное же наказание регулируется УК РФ.

Скачать Федеральный закон О гражданстве РФ N 62-ФЗ Актуально в 2018 году

Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Статья 14 62-ФЗ — Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) утратил силу. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 157-ФЗ.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;

з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;

и) осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства — квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

б) имеют законный источник средств к существованию;

в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.

3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в», «г» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»), — по заявлению опекуна или попечителя;

г) ребенок, помещенный под надзор в российскую организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации, — по заявлению руководителя российской организации, в которую помещен ребенок;

д) недееспособное лицо, помещенное под надзор в российскую образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную российскую организацию, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», — по заявлению руководителя российской организации, в которую помещено недееспособное лицо.

7. В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”

Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (постатейный). Действующая редакция. С последними изменениями и дополнениями от 2015 г. Читать онлайн.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава II. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава IV. ОТМЕНА РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящее издание представляет постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (далее – Закон). В комментарии на основе существующих в правовой науке представлений о гражданстве и действующем законодательстве раскрываются содержание и смысл положений данного Закона. Особое внимание в комментарии уделяется вопросам приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, гражданства детей и недееспособных лиц, раскрываются вопросы деятельности органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации и производства по делам о гражданстве Российской Федерации.

Комментарий рассчитан на широкий круг читателей. В первую очередь он адресован участникам отношений в сфере гражданства – должностным лицам органов, ведающих делами о гражданстве, правоохранительных и иных органов государственной власти, судьям, адвокатам, юристам и др. Комментарий также будет полезен студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и юридических факультетов. Настоящее издание может быть использовано в качестве методического обеспечения учебных дисциплин, связанных с вопросами гражданства, и рекомендовано всем, кто интересуется вопросами российского гражданства и миграции.

При подготовке настоящего издания использованы нормативные правовые акты по состоянию на 15 июля 2014 года.

Принятие комментируемого Закона является новой страницей в развитии отечественного института гражданства. Федеральный закон был принят в условиях острых дискуссий и стал компромиссом различных взглядов и убеждений по вопросам прав и свобод человека и гражданина, гражданства и российской государственности. Новый Закон учел изменения, произошедшие за последнее десятилетие на постсоветском пространстве, и был направлен на реализацию положений Конституции РФ, международных стандартов и принципов в области прав и свобод человека и гражданина.

Важным концептуальным качеством Федерального закона о гражданстве стало сохранение преемственности правового регулирования, несмотря на его значительное обновление. Многие правовые традиции в сфере гражданства, часть из которых берет начало с российского подданства, были сохранены в комментируемом Законе, например, приоритет “права крови”, разнообразие форм приема, равенство граждан и мн. др.

Реализация комментируемого Закона столкнулась с рядом трудностей, которые привели к его изменениям и дополнениям. Многие причины первых поправок были связаны с несвоевременным подзаконным правотворчеством, завершением перехода на новые паспорта, недостаточным информированием населения. В дальнейшем значительная часть изменений и дополнений Федерального закона была объективно необходима для совершенствования регулирования отношений гражданства Российской Федерации. Это было связано с изменением представлений законодателя о регулировании приобретения российского гражданства на фоне миграционных процессов, протекающих на постсоветском пространстве и непосредственно в Российской Федерации. Однако произошедшие изменения комментируемого Закона не только существенно обогатили отечественный институт гражданства, но и доказали востребованность Федерального закона, его реальность и жизнеспособность. Принятие только за несколько лет действия настоящего Федерального закона более нескольких миллионов граждан в российское гражданство стало настоящим испытанием для Федерального закона и его правоприменителей.

Комментируемый Закон действует более 10 лет. За это время накоплен большой опыт в правовом регулировании отношений гражданства, применении норм Федерального закона, получили разъяснения его отдельные положения, формируется судебная практика. Однако сложности с его применением остаются, что в большинстве своем связано с пониманием норм комментируемого Закона, чему посвящено настоящее издание.

Ванюшин Ян Леонидович, кандидат юридических наук, доцент, работал в составе секции по совершенствованию законодательства о гражданстве и миграции Экспертно-консультативного совета Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками, участвовал в подготовке проекта Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о гражданстве”, подготавливал правовые заключения для территориальных органов ФМС России. Автор 40 работ по вопросам российского гражданства, миграции, деятельности органов внутренних дел и органов ФМС России.

Сенникова Светлана Михайловна, заместитель начальника УФМС России по Челябинской области, полковник внутренней службы, опыт работы в сфере гражданства более 15 лет.

ФЗ N62 «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 (ред. от 23.06.2014)

Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ
(ред. от 23.06.2014)
«О гражданстве Российской Федерации»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014)

31 мая 2002 года N 62-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2002 года

15 мая 2002 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ,

от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ,

от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ,

от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 01.10.2008 N 163-ФЗ,

от 30.12.2008 N 301-ФЗ, от 28.06.2009 N 127-ФЗ,

от 12.11.2012 N 182-ФЗ, от 02.07.2013 N 169-ФЗ,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 02.11.2013 N 299-ФЗ,

от 20.04.2014 N 71-ФЗ, от 20.04.2014 N 72-ФЗ,

от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 23.06.2014 N 157-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

иное гражданство — гражданство (подданство) иностранного государства;

двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;

ребенок — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

проживание — проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;

территория Российской Федерации — территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

изменение гражданства — приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;

вид на жительство — документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации

  1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.
  3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.
  4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.
  5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.
  6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
  7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

17 комментариев на «ФЗ N62 «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 (ред. от 23.06.2014)»

Здравствуйте! Поясните пожалуйста пункт 7 насчет наличия в прошлом гражданства СССР — дает ли этот факт шанс на приобретение гражданства РФ? Я живу в Швеции и отказалась от гражданства СССР добровольно по причине требования тогдашнего законодательства Швеции запрещающего двойное гражданство при получении гражданства Швеции. Я вернула мой советский паспорт в посольство РФ. Гражданства РФ у меня не было но теперь я хочу его иметь — хотя бы потому что лечусь от рака и хотела бы иметь возможность приезжать в Россию, но не могу отказаться от гражданства Швеции из-за необходимости прохождения лечения. Но вот бывшее гражданство СССР и русский язык родной — есть шанс обращаться? С уважением Людмила

Здравствуйте Людмила,
Уточните, пожалуйста, в каком году Вы отказались от гражданства СССР. Вы, вероятно, сдавали свой паспорт в посольство СССР, а не РФ. Что касается пункта 7 статьи 4 ФЗ №62 «О гражданстве РФ», то данный пункт, объясняет — Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации. В некоторых случаях(прописаны в статьях названного закона), если лицо ранее имело гражданство СССР, и не получило гражданство иного государства , то оно имеет право оформить гражданство РФ. А сам факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР и договоров. Из Вашего сообщения Вы были гражданкой СССР, но добровольно отказались от данного гражданства, а факт наличия гражданства СССР, до приобретения гражданства Швеции, не может являться достаточным основанием для получения гражданства РФ. Если Вы желаете получить гражданство РФ, то необходимо рассмотреть по какой статье вышеупомянутого закона Вы имеете право оформить гражданство РФ. Если исходить из того, что в прошлом, имели гражданство СССР, а русский язык для Вас родной, то можно рассмотреть статью 14 часть 2.1 и статью 33.1 Закона №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Представленные статьи данного закона устанавливают упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации и признанных носителями русского языка. В соответствии с ним соискателями гражданства могут стать иностранные граждане и лица без гражданства, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относящейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы России. Комиссии о признании соискателя носителем русского языка образуются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Если Вы ранее(или Ваш родственник по восходящей линии) родились, проживали в СССР на территории РСФСР(данный факт должен быть документально подтверждён, также как и родство с Вашим родителем), то Вы сможете подать документы на оформление гражданство РФ в упрощенном порядке, после признания Вас носителем русского языка. Оформлять гражданство РФ по данной статье Вы сможете на территории России. Признанием лица носителем русского языка будет заниматься УФМС России, и его территориальные органы. Вам для получения гражданства РФ следует переехать в РФ, и для начала получить документ для законного пребывания в РФ, это РВП (срок оформления 2 месяца), год(как минимум полгода) прожить по этому документу в России, затем оформить Вид на жительство (срок оформления 6 месяцев) и только после этого появляется возможность подать документы на гражданство РФ (срок рассмотрения полгода). Но Вы должны будете решить вопрос о втором гражданстве Швеции.
С информацией, касающейся Вашего вопроса, Вы можете ознакомиться подробно на нашем сайте, на странице Блог в статьях «Внесены изменения в закон о гражданстве РФ», «Новые изменения в законодательстве по вопросам оформления российского гражданства», «Документы для рассмотрения вопроса о признании носителем русского языка иностранного гражданина (лица без гражданства)» и «Памятка «О работе комиссии о признании носителем русского языка».

Добрый день! Я живу в г.Байконур, который имеет статус РФ и находится на территории Республики Казахстан. В 2002 году приобрела гражданство РФ через консульство РФ в г. Алма-Ата, о чем имеется официальное подтверждение. В данный момент стала менять загранпаспорт, в связи с чем в нашем УФМС стали проверять документы и в том числе гражданство РФ. И выяснилось, что меня нет в базе данных (!) и подлинность гражданства вызывает сомнение. Начальник отдела УФМС говорит, что будем делать запрос в консульство РФ г. Алма-Ата и что из практики получается, что консульство в данный момент не подтверждает свои же официальные письма. Хотя в 2006 году при замене паспорта по достижении 45 лет проверялось гражданство и никаких сомнений не было. Подскажите, пожалуйста, что делать в данной ситуации?

Уважаемая Ирина,
Для предоставления Вам развернутого ответа, Вам необходимо уточнить некоторые вопросы. Уточните, пожалуйста, точную дату сдачи документов на приобретение гражданство РФ и получения гражданства РФ, основание по которому Вы получили гражданство РФ, почему Вы получали гражданство РФ не в УФМС России г.Байконур, а в консульстве РФ в г.Алма-Ата, при замене внутреннего паспорта РФ в г.Байконур УФМС России в какой гос.орган ФМС делал соответствующие запросы на подтверждение наличия гражданства РФ. В Вашем случае необходимо рассмотреть тот факт, что в 2006 году УФМС России при замене паспорта РФ должен был проверить наличие у Вас гражданства РФ, и проверить в форме №1 в п.8 на каком основании Вам выдавали паспорт РФ.

Добрый день. Я гражданка Украины, проживаю в РФ на основании разрешения на временное проживание, подала заявление о получении вида на жительство. Муж и ребёнок граждане РФ. Могу ли я получить гражданство РФ в ускоренном порядке (брак был зарегистрирован на Украине), через какое время после получения внж я могу подать заявление на гражданство и сколько времени заявление будет рассматриваться? Обязательно ли мне отказываться от гражданства Украины (может быть жителям Донбасса не обязательно)?
Спасибо.

Уважаемая Анастасия,
Вы можете обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании статьи 14-2-Б Закона №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»-(если иностранное лицо состоит в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет), и только на территории Российской Федерации.
Документы на получение гражданство РФ по статье 14-2-Б (состоят в браке с гражданами РФ не менее 3-х лет)
1. Вид на жительство (независимо от срока проживания на территории РФ по Виду на жительство)
2. Нотариально удостоверенная копия паспорта с переводом
3. Нотариально удостоверенная копия свидетельства о заключении, расторжении брака
4. Документ, подтверждающий обращение с заявлением об отказе от имеющегося гражданства и квитанция о заказном почтовом отправлении.
5. Документ о наличии законного источника средств к существованию
6. Документ, подтверждающий владение русским языком
7. Свидетельство о заключении брака
8. Паспорт супруга
9. Фотографии 3х4, черно-белые (4 шт.)
10. Квитанция об оплате государственной пошлины.

Только после оформления Вида на жительство у Вас появляется возможность подать документы на гражданство (срок рассмотрения полгода). Согласно статье 13 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» при оформлении гражданства РФ Вы должны будете обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у Вас иного гражданства.

Здравствуйте,я,родился в Донецке,закончил школу там же,потом поступил в Военное училище на территории России,служил и жил на территории РФ более 12 лет,затем служил и жил в Литве,но пришел 1991 год,розвал СССР и я со всей семьей уехал жить в Донецк(к этому времени у меня было выбрано все и выслуга и годы-45)жил ,когда меняли паспорта СССР на Украинские поменял и я,кто что думал,и грянули 2013,майдан затем 2014 война,ато и все это на Донбасс,уехал я с женой и внуком в Россию,за эти два с лишним года получили мы с женой ВНЖ,внук при нас в школе учился,сейчас встал вопрос можем ли мы с женой получить гражданство по упрощенной схеме,или ждать 5 лет.Да жена,по воле случая родилась на Луганщине, но буквально через год уехали родители на Кубань и прожили там ,там и похоронены,жена до замужества жила на Кубани,а затем мы вместе бороздили просторами.

Уважаемый Сергей,
Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляется при наличии оснований, установленных для некоторых категорий лиц статьей 14 Федерального закона №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». При этом для них снято требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь вид на жительство, за исключением лиц, указанных в частях 3,5,6 и 7 данной статьи). В соответствии со статьей 14 в упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство лица:

— имеющие хотя бы одного родителя, имеющего российское гражданство и проживающего на территории Российской Федерации (пункт «а» части 1 статьи 14);
— проживавшие и проживающие, в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств лица без гражданства, бывшие граждане СССР (пункт «б» части 1 статьи 14);
— родившиеся на территории РСФСР, и имевшие гражданство бывшего СССР (пункт «а» части 2 статьи 14);
— проживающие в Российской Федерации и состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (пункт «б» части 2 статьи 14);
— являющиеся нетрудоспособными и имеющие совершеннолетних дееспособных детей — граждан Российской Федерации (пункт «в» части 2 статьи 14);
— имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (пункт «г» части 2 статьи14);
— имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (пункт «д» части 2 статьи 14);
— получившие после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации (пункт «е» части 2 статьи 14);
— являющиеся индивидуальными предпринимателями и осуществляющие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, и в этот период их ежегодная выручка от реализации товаров (работ, услуг) в результате осуществления предпринимательской деятельности в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности составляет не менее 10 миллионов рублей (пункт «ж» части 2 статьи 14);
— являющиеся инвесторами, чья доля вклада в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица и размер его чистых активов должны составлять не менее 100 миллионов рублей каждый либо сумма уплаченных таким юридическим лицом налогов в бюджетную систему Российской Федерации и обязательных страховых платежей должна составлять не менее 6 миллионов рублей в год на протяжении не менее трех лет со дня осуществления инвестиций (пункт «з» части 2 статьи 14);
— осуществляющие не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан -квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы (пункт «и» части 2 статьи 14);
— нетрудоспособные лица, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. (часть 3 статьи 14);
— ветераны Великой Отечественной войны (часть 5 статьи 14);
— дети и недееспособные лица (часть 6 статьи 14);
— имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания
в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (часть 7 статьи 14);
— Для носителей русского языка. Так называемый Закон «О носителях русского языка» предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации без выполнения условия пятилетнего срока проживания на территории России по Виду на жительство.

Согласно предоставленной Вами информации Вы с супругой можете оформить гражданство РФ по статье 14-2.1 федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О гражданстве Российской Федерации». Для начала Вас с супругой должны признать носителем русского языка, и только потом Вы согласно прописанным правилам сможете подать документы на оформление гражданства РФ. Смотрите статью 14 часть 2.1 и статью 33.1 Закона №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Представленные статьи данного закона устанавливают упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации и признанных носителями русского языка. В соответствии с ним соискателями гражданства могут стать иностранные граждане и лица без гражданства, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относящейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы России. Комиссии о признании соискателя носителем русского языка образуются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Так как Вы и Ваша супруга проживали в СССР на территории РСФСР(данный факт проживания до 3 лет должен быть документально подтверждён), то Вы сможете подать документы на оформление гражданство РФ в упрощенном порядке, после признания Вас носителем русского языка. Оформлять гражданство РФ по данной статье Вы сможете на территории России. Признанием лица носителем русского языка занимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (на данный момент — Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации), и его территориальные органы. Вы уже имеет Вид на жительство, следовательно, теоретически Вам с супругой будет проще оформить гражданство РФ в упрощенном порядке по данной указанной выше статье.
С информацией, касающейся Вашего вопроса, Вы можете ознакомиться подробно на нашем сайте, на странице Блог в статьях «Внесены изменения в закон о гражданстве РФ», «Новые изменения в законодательстве по вопросам оформления российского гражданства», «Документы для рассмотрения вопроса о признании носителем русского языка иностранного гражданина (лица без гражданства)» и «Памятка «О работе комиссии о признании носителем русского языка».

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, кто считается «постоянно проживающим за пределами РФ»?

Здравствуйте Аревик,
В законодательстве нет унифицированного и чёткого определения такого понятия, как «постоянно проживающий за пределами Российской Федерации», следовательно определить однозначно кого считать «постоянно проживающим за рубежом» однозначно трудно. Необходимо отметить, что все зависит от контекста вопроса, чтобы понять на какую норму закона ссылаться, так как в каждой сфере(отрасли права) они свои. Следуя части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016)(далее-ГК РФ), местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Определения «преимущественного» проживания в законодательстве нет, но если местом жительства признается место, где гражданин проживает преимущественно, то можно трактовать постоянное место жительства, как место, где гражданин живет больше, чем в других местах. В большинстве случаев на практике в качестве места жительства гражданина признается место регистрации. Регистрация по месту проживания («прописка») в РФ считается подтверждением того, что человек постоянно проживает по конкретному адресу в России (согласно Закону РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 02.06.2016) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»). Поэтому, строго по закону, при сохранении такой регистрации в РФ, правоохранительные органы могут посчитать россиянина, имеющего второе гражданство или вид на жительство за рубежом, постоянно проживающим в РФ.

Согласно статье 2 закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 02.06.2016) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»(далее-Закона), место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Согласно статье 3 Закона — Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
Согласно статье 7 Закона — «Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях: изменение места жительства — на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства».
Из вышешеперечисленных статьей следует, что пока гражданин не снялся с учёта, и не изменил своё место жительство, то для федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции гражданин продолжает считаться проживающим по месту регистрации.

Если рассматривать данный вопрос со стороны налогообложения, то согласно части 2 статьи 2017 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016), налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья. То есть «постоянно проживающий за рубежом» — это тот, кто более 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев отсутствует на территории России.

Из вышеизложенного можно сказать, что на практике срок пребывания в России подтверждается, как правило, регистрацией по месту пребывания либо регистрацией по месту жительства, а под «постоянно проживающим за рубежом» понимаются граждане, снятые с регистрационного учета в РФ и имеющие соответствующую отметку в паспорте и адресный листок убытия и имеющие соответствующий документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина России в иностранном государстве(вид на жительство и пр.). При этом даже в случае круглогодичного проживания за границей граждане РФ, не снятые с регистрационного учета в РФ, не освобождаются от обязательств по направлению уведомления о наличии второго гражданства.

Скажите пожалуйста, если я имею гражданство РФ и гражданство РА, но не имею прописки/регистрации в России, должна ли я уведомить о гражданстве Армении ФМС РФ.

Уважаемая Аревик,
Мы подробно ответили Вам на Ваш предыдущий вопрос. Необходимо напомнить, что гражданин Республики Армения в случае принятия или получения гражданства другого государства обязан в месячный срок уведомить об этом уполномоченный орган Правительства Республики Армения в порядке, установленном Правительством Республики Армения(статья 13.1 «Закон РА „О ГРАЖДАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ”»).

Согласно статье 6, ФЗ №62 от 31.05.2002 (ред. от 23.06.2014) «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014) — гражданин Российской Федерации, в течение 60-ти дней со дня приобретения иного гражданства, в территориальное отделение УФМС России, обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации. В законе прописано, что гражданин РФ обязан в течении 60 дней уведомить о наличии иного гражданства; по месту его пребывания в пределах РФ, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах РФ — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации. Следовательно, если гражданин России, у которого есть второе гражданства, получал внутренний паспорт РФ, то это уже означает, что он фактически пребывал в России(внутренний паспорт РФ выдают только в России) и он обязан уведомить о втором гражданстве. Вы обязаны уведомить о втором гражданстве РА, так как получали паспорт РФ. Если лицо постоянно проживает за границей, но в то же время имеет внутренний паспорт РФ, или регистрацию по месту жительства (месту пребывания) в РФ или не имеет регистрации на территории РФ, оно освобождено от подачи такого уведомления до тех пор, пока находится за пределами РФ. В этой связи лица, постоянно проживающие за пределами РФ, обязаны подать уведомление при первом посещении России в срок до 30 дней с даты въезда(независимо от того на какой срок они въедут в Россию). Следовательно, Вам необходимо подать уведомление, когда Вы приедете в РФ. Обратиться в Посольство России в Армении, что бы встать на консульский учёт. По Вашему требованию в Консульском отделе РФ в РА Вам бесплатно выдадут справку о постановке на учёт. Данная справка поможет Вам подтвердить, что Вы постоянно проживали на территории Армении(на основе наличия у Вас гражданства РА).

В соответствии с частью 5 статьи 6 указанного Федерального закона подача уведомления осуществляется лично или в установленном порядке почтовым отправлением (через организацию федеральной почтовой связи, т.е. Почты России) при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации.
Направление уведомлений по почте из-за границы не предусмотрено! Отдельного порядка подачи уведомления в случае временного нахождения гражданина Российской Федерации за рубежом, в том числе через консульские учреждения или дипломатические представительства, находящиеся за рубежом либо через доверенного представителя на территории Российской Федерации не предусмотрено.

В случае нарушения сроков подачи уведомления или предоставления неполной или заведомо ложной информации в уведомлении гражданин будет привлечен к административной ответственности, а в случае не направления такого уведомления – к уголовной ответственности.
1. За сокрытие информации о втором документе предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей, либо в виде обязательных работ на срок до 400 часов(статья 330.2 «Уголовный кодекс РФ (Уголовный Кодекс РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ»).
2. Ответственность за нарушение установленного порядка подачи вышеназванного уведомления.Если же гражданин несвоевременно подаст уведомление или предоставит в своем заявлении сведения не в полном объеме (недостоверные сведения), его могут привлечь к административной ответственности. За это предусматривается штраф от 500 до 1000 рублей.(статья 19.8.3 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Из вышеизложенного следует, что Вам по приезду в Россию необходимо уведомить о наличии второго гражданства РА в соответствующий орган России и у Вас не должно быть никаких проблем с этим вопросом в дальнейшем. Есть вероятность, что на Вам возможно попросят оплатить административный штраф за несвоевременную подачу уведомления, т.е. позднее предписанной законом даты 4 октября 2014 года. Штраф составляет 500 – 1000 рублей.

Благодарю за подробный ответ.

Здравствуйте, прошу помощи ,разобраться в ситуации.
Проблема возникла в ­работе с консульством­ РФ в Астане в Республике Казахстан.Мы соби­рались мужу вместе с ­нашим сыном подать на­ гражданство РФ в упр­ощенной форме, так ка­к муж родился в СССР ­и на данный момент яв­ляется лицом без гра­жданства (ЛБГ) и прож­ивает на территории Р­еспублики Казахстан.,­ и так же не принимал­ гражданство никаких ­других республик.
Но с нас по мимо ­официального списка п­редоставляемых докуме­нтов и справок ,котор­ый выставлен на сайт­е консульства РФ, тре­буют
еще справку с Консул­ьства Узбекистана , т­ак как муж родился Уз­бекской ССР, о том чт­о он не принимал их г­ражданство. С таким ж­е успехом можно требо­вать справки со всех ­консульств стран бывш­их Советских Республи­к, где есть возможность получать гражданство в упрощенной форме по такому же принципу. Мне обосновали тем, что много мошенничества, то есть заранее обвинив нас в этом. Я считаю что если они эти факты мошенничества выявляют значит есть единая база со всех стран бывшего СССР, где есть информация об гражданства людей и они при подаче заявление на гражданство РФ будут в обязательном порядке проверять по базам, следовательно это справка является бюрократической проволочкой. Так же я считаю, что если бы была эта справка обязательной она бы была в основном перечне документов, что в этом случае бы изменило бы наше решение вступать в Российское гражданство именно на основание ст.14 ч.1 п.Б.. Как нам быть в этой ситуации, так как мы собрали все документы по списку на официальном сайте, а так же получили сертификат на знание русского языка, который стоит денег. В консульство нет возможно ехать, так как требует больших материальных затрат и времени. К слову паспорт ЛБГ в Республике Казахстан муж получал на основание справки о непринадлежности к гражданству Республики Узбекистан от 2015 года, в справке указана статья по которой он не считается гражданином, в статье этой говориться о непринятие и о том что не обращался с заявлением о принятие в гражданство РУз. Эта справка консульство тоже не устраивает в связи с формулировкой и наверное не устроит дата выдачи этой справки, если уже возникли дополнительные требования помимо официального списка. Муж родился в 1990 году в Узбекской ССР, переехал в Казахстан в возрасте 13 лет в 2003 году. Как нам быть , какие выходы есть из этой ситуации?? Насколько правомерны требования консульства?

Уважаемая Виктория,
Сотрудники Консульства требуют данную справку, вероятно, чтобы убедиться, что Ваш супруг не имеет скрытого гражданства Республики Узбекистан. Вам можем посоветовать обратиться в Консульство Республики Узбекистан в Казахстане, чтобы получить справку, подтверждающую, что Ваш супруг не получал гражданство Республики Узбекистан, и предъявить ее в Консульстве России. Также Вы можете письменно обратиться на имя Консула.

Добрый день . подскажите пожалуйста, я из Донецкой обл., бывший военнослужащий, когда началась война уехал в Россию, сейчас подаю на гражданство по НРЯ, могут ли мне отказать в гражданстве если я дезертировал и не могу предоставить документ об увольнении из армии? Спасибо.

Уважаемый Евгений,
Вам необходимо сдать соответствующий перечень документов на оформление гражданства РФ. При отсутствии какого-либо документа Вам необходимо письменно объяснить Ваше положение.