Законные основания управления автомобилем

Законные основания управления автомобилем

Владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;. (статья 1 Федерального закона об ОСАГО)

Владелец транспортного средства — лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на ином законном основании;. (Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Итак, владелец транспортного средства – это либо собственник автомобиля, либо лицо, владеющее им на основании доверенности, договора аренды иных, указанных выше основаниях. При этом, не является владельцем транспортного средства управляющее им лицо, являющееся работником по трудовому или гражданско-правовому договору и исполняющее в этот момент свои трудовые или служебные обязанности.

В этой связи необходимо понимать, что понятие «владелец транспортного средства» не тождественно понятию «водитель». Водитель транспортного средства, управляющий им во исполнение своих трудовых обязанностей, владельцем этого авто, по смыслу вышеприведенных норм права, не является.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»)

Водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо (статья 1 закона об ОСАГО)

Водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя. (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)

Владелец транспортного средства – управление только на законных основаниях!

В одном из обзоров судебной практики, Верховный Суд разъяснял, что лицо, управляющее автомобилем без законных оснований, не является владельцем транспортного средства, поэтому его ответственность не застрахована по договору обязательного страхования. Таким образом, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использовании его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.), то у страховщика отсутствует обязанность по выплате страховой суммы по договору обязательного страхования, поскольку в данном случае указанное лицо не является субъектом страховых отношений (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года»)

ВС РФ: управление автомобилем по устному поручению собственника может считаться использованием ТС на законном основании

2 августа 2014 года Л. вела автомобиль, в салоне которого находились четыре пассажира – супруги Э. и Д. с малолетней дочерью, а также собственник машины Ф. Не справившись с управлением транспортного средства, Л. допустила его опрокидывание. При этом Э. был причинен тяжкий вред здоровью, а ее дочь от полученных травм скончалась. Виновной в данном происшествии супруги сочли Л., поскольку именно она находилась за рулем транспортного средства в момент ДТП. Они обратились в суд с иском, в котором просили взыскать с нее в пользу Д. компенсацию морального вреда в связи со смертью дочери в размере 1 млн руб., а в пользу Э. – компенсацию морального вреда, причиненного повреждением здоровья, в размере 500 тыс. руб. Однако Л. против иска возражала – машиной она управляла по устной просьбе Ф. без оформления каких-либо документов и потому была уверена, что ответственность за причиненный вред лежит не на ней, а на собственнике автомобиля.

Суд встал на сторону истцов и отметил, что Л., имея при себе водительское удостоверение, управляла транспортным средством в присутствии собственника, который доверил ей управление. То есть вела машину на законных основаниях. Следовательно, она и должна возместить потерпевшим моральный вред. При этом заявленные исковые требования суд удовлетворил частично, взыскав 1 млн руб. в счет компенсации морального вреда в пользу Д. и 400 тыс. руб. – в пользу Э. (решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 13 июля 2016 г. по делу № 2-5160/2016).

Л. не согласилась с этим и обжаловала решение, отметив, что не является собственником автомобиля, не управляла им на основании доверенности либо на ином законном основании, потому не является надлежащим ответчиком по делу. Ответственность, по ее мнению, должна быть возложена на Ф. как на собственника машины. Более того, она просила учесть, что находящийся в момент ДТП в салоне Ф. был в нетрезвом состоянии, а в действиях Э. можно усмотреть грубую неосторожность – женщина не пристегнула ремнями безопасности своего ребенка. Апелляция согласилась с тем, что управление Л. автомобилем по устному поручению собственника не дает оснований считать ее законным владельцем источника повышенной опасности. В итоге решение нижестоящего суда было отменено, а в исковых требованиях Д. и Э. – отказано (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 19 октября 2016 г. № 33-5625/2016).

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Ф. обжаловал определение апелляции в Верховный Суд Российской Федерации, и тот счел подход коллег из нижестоящего суда не вполне законным (определение СК по гражданским делам ВС РФ от 29 августа 2017 г. № 73-КГ17-3).

По общему правилу, лица, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих (это в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса). Такая обязанность возлагается на лицо, владеющее источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.).

ВС РФ подчеркнул, что тем самым ответственность за причиненный вред несет не только владелец автомобиля, но и лицо, пользующееся им на законных основаниях – при этом перечень таких оснований является открытым.

Суд также добавил, что если в отношении лица оформлена доверенность на управление транспортным средством, то оно признается его законным владельцем в том случае, когда автомобиль передан ему во временное пользование и оно использует его по собственному усмотрению. Если же в обязанности лица, на которого была оформлена доверенность, входит лишь управление машиной в интересах другого лица, и за это ему выплачивается вознаграждение (водительские услуги), владельцем источника повышенной опасности такое лицо не считается (п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни, здоровью гражданина»).

Вместе с тем ВС РФ напомнил, что в настоящее время водитель не обязан иметь при себе доверенность на право управления автомобилем. Соответствующее требование было исключено из п. 2.1.1 ПДД Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 1156 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

С учетом этого Суд сделал вывод, что, управляя транспортным средством без письменной доверенности, но при наличии водительского удостоверения и в присутствии собственника, Л. использовала автомобиль на законном основании. Однако, отметил ВС РФ, нижестоящий суд не исследовал вопрос об оказании ею при этом водительских услуг, а иных оснований для освобождения Л. от ответственности за причиненный вред не установлено.

В связи с этим Суд отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение.

Таким образом, ВС РФ поставил исход подобного рода дела в зависимость от того, на каких условиях ответчик управлял автомобилем. Если лицо на возмездных началах оказывало водительские услуги, что подтверждено соответствующими документами, то возмещать потерпевшим причиненный вред оно не должно. Если же нет, и не будет установлено дополнительных оснований для освобождения водителя от ответственности, то обязанность по возмещению вреда ляжет на него.

Законные основания управления автомобилем

Доверенности на право управления машиной существовать просто не может, ибо управление автомобилем не является сделкой. Относительно автомобиля доверенность может быть выдана для его продажи, отчуждения другим способом, постановки на учет, etc.

Лицо, которое управляет автомобилем, делает это не от имени собственника, а от своего собственного, так как управление – действие фактическое. Законным основанием для такого управления будут договоры аренды, ссуды, купли-продажи (которые зачастую прикрываются доверенностями). Доверенность на право управления имеет практическое значение лишь как доказательство наличия у лица, управляющего автомобилем, разрешения собственника на такое управление.

Однако отсутствие доверенности само по себе не означает, что лицо, находящееся за рулем, управляет автомобилем не с ведома его собственника. Собственник мог бы быть ответчиком по рассматриваемому делу, лишь если бы он продолжал сохранять контроль над автомобилем, либо если бы автомобиль выбыл из-под контроля по его вине.

Верховный Суд, вынося решение, установил, что А. завладел машиной правомерно, значит, исходя из смысла ст. 1079 ГК РФ, Т. может быть привлечен к ответственности лишь при условии, что автомобиль не выбыл из его обладания. Но Верховный Суд сам указывает, что машина была передана, причем правомерно, А., который владел и управлял ею. Судами было установлено, что источник повышенной опасности находился в законном владении А. Владение его было именно законным, так как пользовался автомобилем он на основании соглашения с Т. Никто не оспаривал того факта, что сделка по передаче автомобиля А. действительна. Ее действительность не может быть поколеблена тем, что Т. не выдал доверенность, так как такое требование нигде не установлено.

Правила дорожного движения хоть и требуют, чтобы владелец имел документ, подтверждающий его право на владение автомобилем, однако они говорят о правомерности управления машиной, а не о правомерности сделки по его передаче. Суд, таким образом, сам установил, что А. являлся законным владельцем транспортного средства, которым лично и управлял в момент аварии.

Квинтэссенция определения Верховного Суда заключена в следующем абзаце: «Так как вывод президиума областного суда о противоправном завладении А. автомашиной, принадлежащей Т., опровергается вступившим в законную силу приговором Угличского районного суда Ярославской области от 3 апреля 1997 г., а А. управлял автомашиной без доверенности, у президиума не было оснований для освобождения Т. от обязанности по возмещению ущерба».

Выделив суть, получим: так как А. управлял автомашиной, принадлежащей Т., на законном основании, но без доверенности, отвечать за ДТП, совершенное А., должен Т. Весь арсенал формальной логики оказывается бессильным перед задачей оценки истинности этого суждения.

Кроме того, напрашивается следующий вопрос. В вину Т. поставлено то, что он не выдал доверенность. Если суд полагает, что владеть и управлять автомобилем можно по доверенности, то есть от имени представляемого, то как раз выдача доверенности и означала бы, что именно собственник должен отвечать за ДТП, так как водитель действовал от его имени.

Таким образом, вся вина Т. заключается лишь в том, что он не выдал доверенность А. для заключения с кем-то сделки от его (А.) имени. Бессмысленность такого умозаключения очевидна. Не без оснований можно опасаться, что занятая Верховным Судом правовая позиция может серьезно исказить формирование отечественной правоприменительной практики.

Законные основания управления автомобилем

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОБСТВЕННИКА ИЛИ ВЛАДЕЛЬЦА ?

На первый взгляд, вроде бы все ясно — вред возмещает владелец автомобиля. Однако порой трудности возникают из-за неправильной «бытовой» трактовки термина «владелец». У большинства людей понятие «владелец» тождественно понятию «собственник». В действительности же это не всегда так, владение может появляться вне всякой связи с правом собственности. Римские юристы говорили даже, что собственность не имеет ничего общего с владением. Обратимся к содержанию права собственности, приведенному в п.1 ст. 209 ГК РФ:

«1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.»

Под правомочием владения понимается основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, фактически обладать им. Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомочием владения, ибо по общему правилу можно пользоваться имуществом, только фактически владея им. Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение и т. д.).

Таким образом, собственнику одновременно принадлежат все указанные правомочия, набор которых носит абсолютный характер и дает возможность собственнику и только ему определять судьбу принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное «хозяйственное господство».

Между тем, эти правомочия могут принадлежать и не собственнику. Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Следовательно, собственник по своей воле может передать одно или даже все свои правомочия другому лицу, оставаясь при этом собственником. Тогда переданные собственником правомочия уже будут принадлежать не ему, а другому законному владельцу. Такой законный владелец называется титульным, поскольку его правомочие владения опирается на определенное законное юридическое основание — титул. Следовательно, «триада» правомочий может принадлежать и не собственнику, поэтому сама по себе она, строго говоря, недостаточна для характеристики прав собственника.

Собственник будет титульным владельцем, если имущество находится в его владении. Если же он на основании, скажем, договора аренды передал свое имущество арендатору, то титульным владельцем становится арендатор. Собственник при этом уже не будет ни владельцем, ни пользователем своего имущества. Переход права владения, пользования и, в некоторых случаях распоряжения, происходит на основании доверенности на право управления транспортным средством. Поскольку владелец по доверенности владеет, пользуется и распоряжается автомобилем на законном основании (на основании доверенности), то такой владелец также будет титульным. Именно он владеет, т.е. фактически «господствует» над автомобилем. Собственник, передав автомобиль другому лицу, по своей воле лишился этого права. Таким образом, под владельцем транспортного средства понимается его законный и фактический обладатель, эксплуатирующий его в своих интересах.

Именно на такое понимание термина «владелец источника повышенной опасности» ориентирует нас Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении ? 3 от 24 марта 1993 года: «Под владельцем источника повышенной опасности следует понимать организацию или гражданина, осуществляющих эксплуатацию источника повышенной опасности в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим основаниям (по договору аренды, по доверенности на управление транспортным средством, в силу распоряжения компетентных органов о передаче организации во временное пользование источника повышенной опасности и т.п.).«

Причем перечисление законных оснований владения идет через запятую, и понимать их следует так: «: в силу принадлежащего им права собственности ИЛИ права хозяйственного ведения ИЛИ оперативного управления ИЛИ по другим основаниям (по договору аренды ИЛИ по доверенности на управление транспортным средством ИЛИ в силу распоряжения компетентных органов: и т.п.)».

Поэтому в случае причинения вреда автомобилем, как источником повышенной опасности, никакой ни солидарной, ни субсидиарной ответственности собственник автомобиля, по своей воле передавший правомочия владения своим автомобилем другому лицу, нести не будет.

Правда, из этого общего правила есть несколько исключений:

так, в соответствии с п. 19 Постановления не признается владельцем источника повышенной опасности и не несет ответственность за вред перед потерпевшим лицо, управляющее источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем этого источника (шофер, машинист, оператор и др.).

Также владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности (п.2 ст. 1079 ГК РФ). Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064).

Отметим, что в соответствии с п. 3 ст. 1079 ГК РФ, владельцы транспортных средств, т.е. их фактические обладатели и пользователи, солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате их взаимодействия (столкновения и т.п.) третьим лицам (пешеходам, стоящим автомашинам, постройкам и т.п.). Следовательно, потерпевшие вправе предъявить иск о возмещении ему вреда в полном объеме к любому из владельцев вне зависимости от их вины в столкновении. Однако, владелец, удовлетворивший требования потерпевшего, имеет право предъявить регрессный иск к виновнику столкновения. Итак, по общему правилу (за редкими исключениями, указанными выше), ответственность за причиненный вред несет тот, кто фактически, на законном основании и в своих интересах управлял автомобилем.

Вас остановила на дороге украинская полиция? Ваши права. Памятка водителю

Prostopravo расскажет, что должен знать водитель, если его остановила на дороге полиция, какие права есть у водителя и обязанности у остановившего его полицейского, каковы законные причины остановки транспортного средства, в каких случаях может производится осмотр автомобиля, и как лучше вести себя при этом водителю. Кроме того, вы узнаете тонкости процедуры оформления ДТП.

Кредит наличными

Кредит на карту

Кредитную карту

Кредит под 0%

Страховку

Краткое содержание и ссылки по теме

Видео по теме

Простоправо ТВ рассказывает, что должен знать водитель, если его остановила на дороге полиция, какие права есть у водителя и обязанности у остановившего его полицейского, каковы законные причины остановки транспортного средства, в каких случаях может производится осмотр автомобиля, и как лучше вести себя при этом водителю. Кроме того, вы узнаете тонкости процедуры оформления ДТП.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о правах граждан и бизнеса в Украине.

Права и обязанности полицейского в случае остановки транспортного средства предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях, Законом Украины «О Национальной полиции», Законом Украины « О дорожном движении», Постановлением Кабинета Министров от 10.10.2001 №1306 «О Правилах дорожного движения» (ПДД), Приказом МВД от 07.11.2015 № 1395 «Об утверждении Инструкции по оформлению полицейскими материалов об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированных не в автоматическом режиме» (Инструкция 1395).

Приказ МВД № 111 от 27.03.2009 г. «Об утверждении Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД » (Приказ 111) отменен и утратил силу с 24.02.2017 года.

Остановка транспортного средства

Полицейский имеет право остановить водителя на дороге в таких случаях:

  1. если водитель нарушил Правила дорожного движения;
  2. если есть очевидные признаки, свидетельствующие о технической неисправности транспортного средства;
  3. если есть информация, что свидетельствует о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения, или если есть информация, что свидетельствует о том, что транспортное средство или груз могут быть объектом или орудием совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения;
  4. если транспортное средство находится в розыске;
  5. если необходимо осуществить опрос водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;
  6. если необходимо привлечь водителя транспортного средства к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП;
  7. если уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрете движения;
  8. если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;
  9. нарушения порядка определения и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.

Полицейский обязан проинформировать водителя о конкретной причине остановки им транспортного средства с подробным описанием основания остановки, определенной в статье 35 Закона Украины «О Национальной полиции».

Обращаясь к водителю, полицейский обязан назвать свою фамилию, должность, специальное звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение, предоставив возможность ознакомиться с изложенной в нем информации, не выпуская его из рук.

На униформе полицейского размещается нагрудный знак с четким указанием его специального жетона. Полицейскому запрещено снимать с униформы или скрывать нагрудный знак, а также любым другим образом препятствовать прочтению информации на нем или фиксированию ее с помощью технических средств.

Водитель транспортного средства должен иметь при себе:

  1. удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  2. регистрационный документ на транспортное средство ;
  3. в случае установления на транспортных средствах проблесковых маячков и (или) специальных звуковых сигнальных устройств — разрешение, выданное уполномоченным органом МВД, а в случае установления проблескового маячка оранжевого цвета на крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средствах — разрешение, выданное уполномоченным подразделением Национальной полиции;
  4. на маршрутных транспортных средствах — схему маршрута и расписание движения; на тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средствах и транспортных средствах, которые перевозят опасные грузы, — документацию в соответствии с требованиями специальных правил;
  5. полис (сертификат) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Водители, которые в соответствии с законодательством освобождаются от обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств на территории Украины, должны иметь при себе соответствующие подтверждающие документы (удостоверение)
  6. в случае установления на транспортном средстве опознавательного знака «Водитель с инвалидностью» — документ, подтверждающий инвалидность водителя или пассажира (кроме водителей с явными признаками инвалидности или водителей, которые перевозят пассажиров с явными признаками инвалидности).

Владелец транспортного средства, а также лицо, которое использует такое транспортное средство на законных основаниях, могут передавать управление транспортным средством другому лицу, имеющему при себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории. Владелец транспортного средства может передавать такое средство в пользование другому лицу, передав регистрационный документ на это транспортное средство.

По требованию полицейского водитель должен остановиться с соблюдением требований Правил дорожного движения, а также:

  1. предъявить для проверки документы, указанные выше;
  2. дать возможность проверить номера агрегатов и комплектность транспортного средства;
  3. дать возможность осмотреть транспортное средство соответственно законодательству при наличии на то законных оснований, в том числе провести с использованием специальных устройств (приборов) проверку технического состояния транспортных средств, которые в соответствии с законодательством подлежат обязательному техническому контролю.

Осмотр транспортного средства

Статьей 34 ЗУ «О Национальной полиции» предусмотрено право полицейского проводить поверхностную проверку транспортного средства.

Поверхностная проверка в качестве превентивного полицейского мероприятия является осуществлением визуального осмотра транспортного средства.

Полицейский может осуществлять поверхностную проверку вещи или транспортного средства:

  1. если существует достаточно оснований считать, что в транспортном средстве находится правонарушитель или лицо, свобода которого ограничивается незаконным способом;
  2. если существует достаточно оснований считать, что в транспортном средстве находится вещь, оборот которой запрещен или ограничен или которая представляет угрозу жизни или здоровью лица или других лиц;
  3. если существует достаточно оснований считать, что вещь или транспортное средство является орудием совершения правонарушения или находится в том месте, где может быть совершено уголовное преступление, для предотвращения которого необходимо провести поверхностную проверку.

Поверхностная проверка вещи или транспортного средства осуществляется путем визуального осмотра транспортного средства или визуального осмотра салона и багажника транспортного средства. Полицейский при осуществлении поверхностной проверки вправе требовать открыть крышку багажника и двери салона.

При поверхностной проверке транспортного средства водитель должен самостоятельно показать полицейскому содержание транспортного средства.

При выявлении в ходе поверхностной проверки каких-либо следов правонарушения полицейский обеспечивает их сохранность и осмотр в соответствии с требованиями статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Обратите внимание, что при проведении поверхностного осмотра транспортного средства представителями Национальной полиции протокол осмотра не составляется.

Оформление ДТП с составлением протокола и без него

Еще один случай, когда протокол сотрудниками Национальной полиции составлен не будет: в случае выявления правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, рассмотрение которого отнесено к компетенции Национальной полиции Украины. В этом случае полицейский выносит постановление по делу об административном правонарушении без составления соответствующего протокола.

Постановление выносится в случае выявления административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных статьями 80 и 81 (в части превышения нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах транспортных средств), частями первой, второй, третьей, пятой и шестой статьи 121, статьями 121-1, 121-2, частями первой, второй, третьей и пятой статьи 122, частью первой статьи 123, статьей 124-1, статьями 125, 126, частями первой, второй и третьей статьи 127, статьями 128, 129, статьей 132-1, частями шестой и одиннадцатой статьи 133-1, частями первой, второй и третьей статьи 140, частями шестой, седьмой статьи 152-1 КУоАП.

В случае выявления правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, если оно совершено лицами в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, или его рассмотрение не отнесено к компетенции Национальной полиции Украины, полицейский в соответствии со статьей 255 КУоАП составляет протокол об административном правонарушении.

Полицейские составляют протоколы об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных частями четвертой и седьмой статьи 121, частями третьей и четвертой статьи 122, статьями 122-2, 122-4, 122-5, частями второй и третьей статьи 123, статьей 124 , частью четвертой статьи 127, статьями 127-1, 130, 139, частью четвертой статьи 140, 188-28 КУоАП.

Протокол об административном правонарушении составляется в соответствии со статьей 254 КУоАП. К протоколу об административном правонарушении приобщаются:

  1. письменные объяснения свидетелей правонарушения в случае их наличия;
  2. акт осмотра и временного задержания транспортного средства в случае осуществления его задержания;
  3. акт освидетельствования на состояние опьянения при проведении освидетельствования на состояние опьянения;
  4. иные документы и материалы, содержащие информацию о правонарушении.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, которое привлекается к административной ответственности. При наличии свидетелей и потерпевших протокол об административном правонарушении подписывается также этими лицами.

В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписания протокола об административном правонарушении в нем делается соответствующая запись.

Водитель транспортного средства вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания, которые прилагаются к протоколу.

При составлении протокола лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 268 КУоАП, о чем делается отметка в протоколе.

При составлении протокола об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 139, частью четвертой статьи 140 КУоАП или постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями первой — третьей статьи 140 КУоАП (когда протокол не составляется), к ним необходимо прилагается акт обследования участка улично дорожной сети с соответствующими замерами и схемой.

Лицо, которое привлекают к административной ответственности, пользуется правами, предусмотренными статьей 268 КУоАП: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, другого специалиста в области права, который по закону имеет право на предоставление правовой помощи лично или по поручению юридического лица, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу.