184 статья уголовного кодекса украины

Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 184. Порушення права на безоплатну медичну помощь

1. Незаконное требование оплаты за предоставление медицинской помощи в государственных или коммунальных учреждениях здравоохранения ‘я — наказывается штрафом до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев.

2. Незаконное сокращение сети государственных и коммунальных учреждений здравоохранения ‘я —

наказывается штрафом до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительнымы работами на срок до двух лет.

1. Объ объектом преступления является право граждан на здравоохранение ‘я и медицинскую помощь, в том числе на бесплатную медицинскую помощь в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения «я.

2. С о ‘Объективной стороны преступление может быть совершено в двух формах:

1) незаконное требование оплаты за предоставление медицинской помощи в государственных или коммунальных учреждениях здравоохранения ‘Я (ч. 1 ст. 184)

2) незаконное сокращение сети государственных и коммунальных учреждений здравоохранения ‘я (ч. 2 ст. 184).

Понятием медицинская помощь охватываются лечение, профилактические мероприятия, осуществляемый при заболеваниях, травмах, родах, а также медицинский осмотр и некоторые другие виды медицинских работ (близким к этому понятию является понятие » медицинские услуги «).

Согласно ст. 49 Конституции Украины, » в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения «медицинская помощь предоставляется бесплатно «. Это означает, что индивид, Который получает такую м в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения «я медицинскую помощь как в момент, так и в или после ее получения. Словосочетание » бесплатность медицинской помощи » означает невозможность взимания с граждан платы за такую обязанности ‘обязательным страховых платежей (взносов) и т.д.. Бесплатная медицинская помощь, предусмотренная Конституцией Украины, должна предоставляться в полном объеме, то есть удовлетворять потребности человека в сохранении и восстановлении здоровья «я.

НЕ охватываются понятием » медицинская помощь «, предусмотренным ч. 1 ст. 184, установленные в согласовании с законом платные медицинские услуги для граждан Украины, а также медицинская помощь, оказываемая за плату иностранным гражданам, Которые временно находятся на территории Украины.

учреждения здравоохранения ‘я санитарно-профилактические, лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные, санаторно-курортные, аптечные, научно-медицинские и другие учреждения, Которые обеспечивают непосредственное здравоохранение ‘я населения (больницы, поликлиники, диспансеры, клиники научно-исследовательских институтов, родильный дома, санатории).

Государственнымы являются такие учреждения здравоохранения ‘я Которые созданы на базе гос принадлежности и финансируются из державного бюджета, коммунальнымы — созданы органом местного самоуправления или органом местного самоуправления совместно с местной гос администрацией как учредителем (соучредителем) на базе или при участие коммунальное собственности и при соответствующих финансировании из местного бюджета. То есть, конституционное положение о том, что » в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения ‘Медицинская помощь предоставляется бесплатно «, распространяется на все такие заведения, находящиеся в гос (независимо от ведомственного подчинения) или коммунальное собственности и финансируются из бюджетов любого уровня.

незаконным следует признавать требование оплаты за предоставление медицинской помощи, имеет место в случае, когда такая оплата: а) нет в Украине в целом, в данном учреждении здравоохранения ‘Я или для данной категории лиц в частности б) требуется в размерах, превышающем официально установленные в) требуется в не самом предусмотренной нормативными правовыми актами форме.

Состав преступления, предусмотренном ч. 1 ст. 184, имеет место в случае незаконного требования оплаты за оказание медицинской помощи как гражданам Украины, так и иностранным гражданам, а также лицам без гражданства, когда такая помощь им должна предоставляться безвозмездно согласно законам Украины и международными соглашениями.

Незаконное требование оплаты за предоставление медицинской помощи образует состав преступления, предусмотренном ч. 1 ст. 184, только в случае, если оно имеет место по предоставления такой помощи только в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения «я.

Деяния, предусмотренное ч. 1 ст. 184, необходимо отделить от получения незаконного вознаграждения работником державного предприятия, учреждения или организации (ст. 354). Эти действия отличаются между собой двумя Основными моментами. Во-первых, по субъект объектом преступления. Ответственность за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 184, может нести работник как державного, так и коммунального учреждения здравоохранения «я. Кроме того, это может быть как Должностное лицо, так и работник, таким лицом он не является. Сб ‘объектом преступления, предусмотренном ст. 354, может быть только работник державного предприятия, учреждения или организации, а не являющимся должностным лицом. Во-вторых, при совершении деяния, ответственность за которое установлена соответствующей оплаты в пользу заведения здравоохранения «я, в котором он работает, а при совершении деяния, предусмотренном ст. 354, он требует незаконного вознаграждения для себя лично.

Содержанием второй формы этого преступления (ч. 2 ст. 184) является незаконное сокращение сети государственных и коммунальных учреждений здравоохранения ‘я. Согласно Конституции Украины (ст. 49), существующая сеть государственных и коммунальных учреждений быть не может быть сокращен. Исходя из того, что конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины (ч. 1 ст. 64), а ст. 49 Основного Закона таких случаев НЕ предусматривает, то существующая сеть указанных учреждений может быть сокращен только в условиях военного или чрезвычайного состояния (ч. 2 ст. 64). Сокращение такой сети в других случаях признаваться незаконным.

Во сетью государственных и коммунальных учреждений здравоохранения ‘я понимается совокупность таких заведений, расположенных на определенной территории (республики, области, района, города). Сокращение такой сети — это прежде всего уменьшение общего количества указанных учреждений. Как сокращение следует рассматривать также перепрофилирование существующих учреждений здравоохранения ‘я их структурных звеньев, уменьшение количества койко-мест определенного профиля, количественного и качественного состава медицинского персонала, если это нарушает существующие нормативы и Снижает уровень здравоохранения ‘Я населения.

оконченным это преступление при совершении его первой форме Считается с момента выдвижения незаконного требования оплаты за предоставление медицинской помощи, а во второй — с момента фактического сокращения существующей на определенной территории сети государственных или коммунальных учреждений здравоохранения ‘я.

3. Сб ‘объектом преступления в первой форме могут быть работники государственных или коммунальных учреждений здравоохранения’ я (как служебные, так и неслужебные, например, главный врач, заведующий отделением, врач, медсестра, регистратор), во второй форме — должностные лица, в компетенцию которых входит обеспечение существования полной сети государственных и коммунальных учреждений здравоохранения ‘я. Если Должностное лицо выдал нормативный акт в незаконном сокращении сети указанных учреждений, превысив при этом свои служебные полномочия, совершенное при наличии оснований следует дополнительно квалифициров color = «# 000000″> 4. Сб «объективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Конституция Украины (статьи 49, 64).

Основы законодательства Украины о здравоохранении «я вот 19 ноября 1992 года (ст. 11, 16).

Решение конституционного Суда Украины по делу о платных медицинских услугах N 15-рп от 25 ноября 1998

Решение конституционного Суда Украины по делу в бесплатной медицинской помощи N 10-рп от 29 мая 2002

Соглашение о предоставление медицинской помощи гражданам государств — участников Содружества независимых Государств от 27 марта 1997

Журнал о механизме реализации Соглашения об оказания медицинской помощи гражданам государств — участников Содружества независимых Государств от 27 марта 1997

Постановление Кабинет министров Украины от 17 сентября 1996 г. N 1138 » Об утверждение перечня платных услуг, Которые предоставляются в государственных заведениях здравоохранения «я и высших медицинских заведениях образования «.

Порядок предоставления медицинской помощи иностранным гражданам, Которые временно находятся на территории Украина. Утвержден постановлением Кабинет министров Украины от 28 января 1997 N 79.

Список видов заболеваний и состояний иностранных граждан, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. Утвержден приказом Министерства здравоохранения ‘я Украины N 225 от 16 июля 1997

Кодекс Украины об административных нарушениях
Статья 184. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей

Уклонение родителей или лиц, их заменяющих, от выполнения предусмотренных законодательством обязанностей по обеспечению необходимых условий жизни, обучения и воспитания несовершеннолетних детей —

влечет предупреждение или наложение штрафа от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —

влекут наложение штрафа от ста до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Совершение несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет правонарушения, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом, —

влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Совершение несовершеннолетними деяний, содержащих признаки преступления, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины, если они не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, —

влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, от ста до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Невыполнение решения органа опеки и попечительства по определению способов участия в воспитании ребенка и общении с ним того из родителей, кто проживает отдельно от ребенка, —

влечет наложение штрафа от ста до ста пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Деяние, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, —

влечет наложение штрафа от ста пятидесяти до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан и временное ограничение того из родителей, с кем проживает ребенок, в праве выезда за пределы Украины и ограничения в праве управления транспортным средством — до исполнения решения в полном объеме.

Умышленное нарушение установленного законом ограничения относительно срока пребывания ребенка за пределами Украины в случае самостоятельного решения вопроса о временном выезд ребенка за пределы Украины тем из родителей, с которым решением суда определено или заключению органа опеки и попечительства подтверждено место проживания этого ребенка, —

влечет наложение штрафа от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Статья 184. Нарушение права на бесплатную медицинскую помощь

1. Незаконное требование платы за оказание медицинской помощи в государственных или коммунальных

учреждениях здравоохранения наказывается штрафом до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или арестом на срок до

коммунальных учреждений здравоохранения наказывается штрафом до одной тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет.

Согласно ст. 49 Конституции Украины каждый имеет

право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических,

медико-санитарных и оздоровительно — профилактических программ. Государство создает условия для эффективного и доступного всем медицинского обслуживания.

В государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья медицинская помощь предоставляется бесплатно, существующая сеть таких заведений не может

Основы охраны здоровья определяются исключительно законами Украины, в частности Законом Украины от

19.11.92 г. -Основы законодательства Украины об охране

здоровья- и другими.

1. Объектом преступления является право граждан на

охрану здоровья и медицинскую помощь.

2. Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях:

а) в незаконном требовании оплаты за предоставление медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения (ч. 1 статьи);

б) в незаконном сокращении сети государственных

и коммунальных учреждений здравоохранения (ч. 2

Учреждения здравоохранения — это предприятия, заведения и организации, задачами которых является обес/печение разнообразных потребностей населения в сфере

охраны здоровья путем предоставления медико-санитарной помощи, включая широкий спектр профилактических

и лечебных мероприятий или услуг медицинского характера, а также исполнение иных функций на основе профессиональной деятельности медицинских работников.

Учреждения здравоохранения, основанные на государственной и коммунальной формах собственности, являются соответственно государственными и коммунальными.

Медицинская помощь — комплекс специальных мероприятий, направленных на содействие улучшению здоровья, предупреждение заболеваний и инвалидности, на

раннюю диагностику, помощь лицам с острыми и хроническими заболеваниями и реабилитацию больных и инвалидов.

Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие

болезней и физических дефектов, на обеспечение чего наряду с иными нормами Закона направлена и данная статья Кодекса.

Исходя из конституционных положений об охране здоровья, какие-либо изменения и конкретизация этих положений возможны только путем принятия соответствующих Законов.

Поэтому издание должностными лицами в сфере охраны здоровья подзаконных актов об оплате за предоставление медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, основанных на государственной или коммунальной

формах собственности, а также сокращение сети указанных учреждений под любым предлогом является незаконным.

Требование оплаты за предоставление медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях

здравоохранения, не основанное на Законе, независимо от

наличия подзаконных актов, является незаконным.

Вместе с тем предложение предоставить необходимые

средства (лекарства и т.д.) при их отсутствии, в связи с

отсутствием надлежащего финансирования, не может рассматриваться как требование оплаты за предоставление

4. Субъектом преступления по ч. 1 ст. 184 является

любой работник государственного и коммунального учреждения охраны здоровья, деятельность которого связана с оказанием медицинской помощи (независимо от

того, является ли он должностным лицом или нет), а по

ч. 2 ст. 184 — должностное лицо, в компетенцию которого входит принятие решений в отношении учреждений

здравоохранения, основанных на коммунальной или государственной формах собственности.

Понятие -должностное лицо- — см. комментарий к

184 статья уголовного кодекса украины

Уголовный кодекс Украины :
Принят Верховной Радой Украины 5 апреля 2001 года № 2341-III ; Вступает в силу с 1 сентября 2001 года.

Статья 183. Нарушение права на получение образования

1. Незаконный отказ в приеме в учебное заведение любой формы собственности —

наказывается штрафом до одной тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Незаконное требование оплаты за обучение в государственных или коммунальных учебных заведениях—

наказывается штрафом до одной тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Что грозит врачу за нарушение права на бесплатную медицину

Нарушение права на бесплатную медицину – уголовно наказуемо

За требование оплаты медпомощи в государственных и коммунальных больницах грозит штраф и даже арест. Такие санкции предусмотрены в статье 184 Уголовного Кодекса Украины.

Незаконное требование оплаты медпомощи карается штрафом от 170 гривен до ареста на полгода. А сокращение сети государственных и коммунальных больниц наказывается штрафом от 17000 гривен или исправительными работами до двух лет.

«Нарушение права на бесплатную медицинскую помощь может проявляться в отказе от принятия в лечебное учреждение, в требовании оплаты лечения, лекарств или других медицинских услуг. Преступление признается оконченным с момента отказа в бесплатном лечении (ч. 1 ст. 184 УК) или с момента принятия решения о сокращении сети государственных или коммунальных учреждений здравоохранения, т.е. закрытия или аннулирования хотя бы одного из них (ч. 2 ст. 184 УК)», – говорится в Криминальном Кодексе.

По закону, ответственные за нарушение права на бесплатную медпомощь – врачи, главврачи, завотделениями и другие медработники коммунальных и государственных медучреждений.

Право на бесплатную медицину в Украине гарантируется Конституцией. Однако украинцам приходится неофициально платить за медицину через благотворительные фонды больниц или на руки врачам.

«Государство обещает гражданам бесплатную медицину. Это прописано в 49 статье Конституции. Еще есть статья 95 Конституции. Она говорит, что медицина финансируется в рамках существующего бюджета. При этом дает заработную плату медикам в 3200 гривен и перебрасывает на них свои обещания. Что должен делать врач? Он может лечить и надеется, что ему воздастся, или медик выставит счет за свои услуги», – поясняет руководитель группы «Здравоохранение» Реанимационного пакета Реформ Александр Ябчанка.

Изменить ситуацию должен законопроект №6327. По проекту, государство будет платить больницам за конкретно оказанные ими медуслуги пациентам. Для этого Минздрав разработает тариф на каждую медуслугу, которая будет единой для всей страны. Платить больницам будет Национальная служба здоровья. Заработать реформа должна в 2019 году.