44 фз предусмотрен ли аванс

Содержание:

Частью 6 ст. 96 Закона 44-ФЗ предусмотрено, что размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Муниципальное казенное учреждение заключает контракт на поставку газа. Контракт предусматривает ежемесячную поставку газа с установлением ежемесячного авансового платежа в размере 30% от плановой месячной стоимости поставки. В каком размере может быть предусмотрено обеспечение исполнения контракта? В случае, если проектом муниципального контракта предусмотрена выплата не единовременного аванса не более 30% от цены контракта, а ежемесячного аванса в размере не более 30% от плановой месячной стоимости поставки, можно ли уменьшить размер обеспечения исполнения контракта?

Согласно ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки (далее — извещение), документации о закупке, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя, далее — контрагент) закрытым способом, а также в проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 той же статьи.
По общему правилу, установленному ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК), указанной в извещении.
Как указано в этой же норме, иной размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в следующих случаях:
— если НМЦК превышает 50 миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% НМЦК до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);
— если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
— если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ, которой регулируются антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.
В рассматриваемой ситуации исполнение контракта фактически разбивается на отдельные этапы поставки газа (ежемесячно) и авансирование будет осуществляться по каждому этапу отдельно. При этом, поскольку в отношении каждого месяца размер аванса не превышает 30% от суммы оплаты поставки газа за этот месяц, то даже если суммировать все ежемесячные авансовые платежи, они в совокупности не превысят 30% от НМЦК. А так как НМЦК в рассматриваемой ситуации не превышает 50 миллионов рублей, полагаем, что должно применяться общее правило, установленное ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ: размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении. То есть заказчик вправе потребовать от контрагента предоставить обеспечение исполнения контракта в минимальном размере — 5% от НМЦК. Аналогичный правовой подход можно обнаружить в судебной практике (постановление АС Уральского округа от 12.02.2015 N Ф09-414/15).

Также рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Порядок оплаты по контракту по Закону N 44-ФЗ;
— Энциклопедия решений. Обеспечение исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ.

К сведению:
Согласно ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если НМЦК не превышает 500 тысяч рублей), п.п. 2, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83, п.п. 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4-11, 13-15, 17, 20-23, 26, 28-34, 40-42, 44, 45, 46, 47-48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с п.п. 47-48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Следовательно, если, например, заказчик заключает контракт на оказание услуг по газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа) на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, требование об обеспечении исполнения контракта может не устанавливаться (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 15.01.2015 N Д28и-78).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

На практике нам часто задают вопрос: «возможно ли по контракту установить аванс по контракту?». Давайте подробнее рассмотрим этот вопрос.

Итак, по общему правилу предварительная оплата (аванс) означает, что заказчик обязан полностью или частично оплатить товары (работы, услуги) до того, как поставщик (подрядчик, исполнитель) исполнит свои обязательства.

В Законе №44-ФЗ ограничений по размеру аванса не установлено, при этом, в п.6 ст.96 Закона №44-ФЗ указано, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. Таким образом, участник, получая аванс более 30% о цены контракта, обязан предоставить в таком же размере обеспечение исполнения контракта. Вероятнее, в таком случае выгода для участника наступает лишь в случае выбора обеспечения в форме банковской гарантии, а не внесения денежных средств на счет Заказчика (иначе смысл аванса как такового теряется вовсе).

И все же, что касается непосредственно размера аванса, как уже определили выше, Закон №44-ФЗ таких ограничений не содержит. При этом для заказчиков, получающих средства из федерального бюджета установлены ограничения в отношении размера аванса в п. 42 Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Так, по общему правила размер аванса по контрактам таких заказчиков не может превышать 30%; по контрактам на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции от 30 до 80% цены контракта; по контрактам при включении в них условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России для учета операций со средствами организаций, которые не участвуют в бюджетном процессе, — в размере свыше 30 %, и до 100 % суммы по контрактам об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении и др. При этом, безусловно, размер аванса также ограничен объемом доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации.

Для федеральных заказчиков даже установлен Перечень товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров (оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 14.03.2017 N 455-р.

Что касается заказчиков краевого и муниципального уровня, то при установлении размера аванса необходимо руководствоваться законодательством соответствующего уровня.

Вывод Expert’a

Таким образом, при формировании проекта контракта и определении порядка оплаты, в том числе авансирования, нужно учитывать ограничения, установленные как в отношении размера аванса законодательством соответствующего уровня, так и нормы п.6 ст.96 Закона №44-ФЗ в части установления обеспечения исполнения контракта соответственно размеру авансу.

Успешных Вам закупок ! ©

Урманчеева Татьяна Сергеевна
Исполнительный директор Консалтингового центра «Expert»
тел. (4212) 788-100 (доб.104)

Ваши вопросы имеют ответы, а проблемы — решение! Тел. 8-800-333-28-66, (4212) 788-100

Аванс по 44-ФЗ в 2018 году: размер выплат в таблице

Действующее законодательство предусматривает возможность предоставления заказчиком авансового платежа для исполнения государственного контракта. Это поможет поставщику вовремя и в полном объеме исполнить свои обязательства. До недавнего времени размер аванса был не регламентирован. Но Правительство РФ внесло соответствующие поправки в законодательство. Теперь перечисление авансовых платежей должно отвечать определенным требованиям.

Когда возможно предоставлять аванс и когда это делать запрещено

Авансом принято назвать денежную сумму, которую заказчик перечисляет в адрес поставщика в исполнение своих обязательств по контракту. Каждое бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять условия заключаемых с поставщиками договоров. Следовательно, и возможность предоставления аванса они могут устанавливать на свое усмотрение.

В апреле 2016 года было опубликовано постановление Правительства РФ за номером 737-р. В нем определяется список товаров, при заключении договора на поставку которых, авансирование не допускается. При этом срок поставки не должен превышать 30 дней с момента заключения контракта. В этот перечень входят:

  1. Постельное белье, занавеси, столовое белье.
  2. Различные виды одеял, подушек, спальных мешков.
  3. Ковры.
  4. Бумага, предназначенная для печати, канцелярские товары, выполненные из бумажной массы. Подставки и лотки для ручек, печатей, бумаги, а также аналогичные канцелярские приспособления.
  5. Медицинская вата.
  6. Моющие средства.
  7. Портативные компьютеры, электронные записные книжки.
  8. Оборудование, предназначенное для обеспечения телефонной, телеграфной или видеосвязи.
  9. Телевизионные приемники, радиоаппаратура, устройства записи и воспроизведения звука.
  10. Лампы накаливания, дуговые и газоразрядные лампы.
  11. Различные осветительные приборы и их отдельные части.
  12. Легковые и грузовые автомобили.
  13. Щетки и метлы для уборки в помещении.
  14. Ручки и карандаши, мелки для рисования и нужд портных.

При закупке любых других товаров заказчик вправе определить порядок выплаты аванса. При этом необходимо учитывать, что существует предельный размер такой выплаты, который установлен законодательно.

Размер аванса по контракту 44-ФЗ

Максимально возможный размер авансового платежа устанавливается постановлением Правительства за номером 1551 от 30.12.2016 г. Размер аванса не изменяется в случае заключения контракта с единственным поставщиком.

Как соотносятся нмцк, размер обеспечения контракта и аванс

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) — 143 757 руб., предусмотрена предоплата (аванс) в размере 100% от НМЦК.
В соответствии с ч. 17 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере заку­пок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», размер обеспечения исполнения кон­тракта, предусмотренного ч. 14 настоящей статьи, должен составлять от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта. В случае если контрактом предусмотрена выпла­та аванса, размер обеспечения исполнения контракта, опреде­ленный настоящей частью, увеличивается до размера аванса.
Должен ли заказчик потребовать в данной ситуации обеспе­чение контракта в размере 100%?
Как быть в случае, если предусмотрен аванс в размере 25% от НМЦК? Можно ли в этом случае установить обеспечение контракта в размере 5%?

Упомянутая в вопросе норма ч. 17 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает размер обеспечения исполнения только контракта, заклю­чаемого именно путем проведения запроса котировок в соответствии с ч. 14 этой статьи (на что указывает ссылка в самой рассматриваемой части), то есть контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капиталь­ного строительства, относящихся к олимпийским объектам федерального значения, олимпийским объектам краевого значения или олимпийским объектам муниципального зна­чения в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горно­климатического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выполнение проектных, изыскательских работ в отношении указанных объектов, а также выполнение работ по строительству инди­видуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки и многоквартирных домов, жилые помещения в которых предназначены для предоставления гражданам вза­мен земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов (см. также ч. 15 той же статьи). Размер обеспечения исполнения именно такого контракта должен составлять от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта. Однако и в этом случае, если контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения испол­нения контракта увеличивается до размера аванса.

А вот ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ устанавливает общее правило, относящееся к любому контракту, независимо от его предмета, согласно которому в случае если выпла­чиваемый в соответствии с контрактом аванс превыша­ет 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контрак­та устанавливается в размере аванса. Причем по смыслу этой нормы ее применение не связано с размером НМЦК (в рублях). Соответственно, независимо от того, какие имен­но товары, работы или услуги являются предметом кон­тракта, размер обеспечения исполнения контракта, пред­усматривающего выплату аванса, который превышает 30% НМЦК, устанавливается в размере аванса. Иными словами, если аванс по контракту составляет 100% цены контракта, то и размер обеспечения исполнения контракта должен составить указанную величину. Если участник закупки пред­лагает в заявке цену, сниженную на 25% и более по отноше­нию к НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта определяется с учетом положений ст. 37 Закона № 44-ФЗ, предусматривающих предоставление такого обеспечения в полуторном размере по отношению к размеру обеспече­ния исполнения контракта, указанному в документации о закупке, но не менее чем в размере аванса (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Размер обеспечения исполнения контракта, аванс по кото­рому составляет 25% от НМЦК, зависит от размера НМЦК. Если он превышает 50 млн руб., размер обеспечения испол­нения по контракту в соответствии с ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ должен составить от 10 до 30% НМЦК, но не менее размера аванса, следовательно, обеспечение должно быть установлено в размере от 25 до 30% НМЦК. Если же НМЦК не превышает 50 млн руб., размер обеспечения исполнения контракта никак не связан с размером аванса, а следова­тельно, может быть установлен и в минимальном размере — 5% от НМЦК, указанной в извещении об осуществле­нии закупки.

Павел Ерин и Аркадий Серков,
эксперты службы правового кон­салтинга ГАРАНТ

Как платят заказчики: авансом, поэтапно, после выполнения

Расскажем, когда в закупках по 44-ФЗ можно рассчитывать на предоплату и как искать такие закупки, на что обратить внимание при поэтапной и единовременной оплате.

Когда можно рассчитывать на аванс?

Авансирование по 44-ФЗ — право, а не обязанность заказчика. Платить аванс или нет, он решает сам, руководствуясь желанием сделать закупку привлекательнее для участников и законодательными ограничениями, которые прописаны в отдельных нормативных правовых актах.

Если заказчик решает выплатить аванс, он вносит это условие в контракт ( ч. 13 ст. 34 44-ФЗ), определяет размер аванса и срок его выплаты. Отсутствие этой информации — нарушение закона. Поставщиками нужно учесть, что в закупках с авансом размер обеспечения контракта повышается до суммы аванса.

Аванса не будет

Согласно распоряжению правительства № 21-р от 16.01.2018 на аванс можно не рассчитывать в закупках 26 видов товаров и услуг, среди которых:

  • бумаги, бумажных и пластмассовых канцелярских принадлежностей,
  • портативных компьютеров,
  • легковых автомобилей,
  • на ремонт компьютерной офисной техники и периферии и др.

Аванс будет не больше 30%

  • В любых закупках по решению заказчика, если другое не предусмотрено законом.
  • Для договоров по строительству, капитальному ремонту, если сумма контракта не > 600 миллионов рублей.

Возможен аванс от 30% до 80%

На аванс выше 30%, но не больше суммы доведенных лимитов, можно рассчитывать в закупках на проведение исследовательских работ и научных изысканий, которые направлены на замещение импортной продукции. При этом аванс обязательно перечисляется на счета казначейства. Мы писали о том, что такое казначейское сопровождение.

Возможен аванс до 100%

Есть закрытый перечень услуг, которые заказчик может полностью оплатить заранее:

  • печатные издания или подписка на них,
  • услуги связи,
  • курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка,
  • экспертиза проектной или финансовой документации,
  • проведение методических, научно-практических, научных конференций.

Правда, формулировка «до 100%» позволяет заказчику самому решать, какой процент аванса устанавливать.

Как искать закупки с авансом?

Пока нет хорошего способа искать закупки с авансированием. Причина в том, что поле про аванс — необязательное поле в извещениях о закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Заказчики заполняют его по своему усмотрению: указывают процент или сумму аванса, а чаще всего просто не заполняют. Есть два косвенных способа искать закупки с авансом:

  • Подбирать закупки с авансом с помощью фильтров по НМЦ и способу отбора.
  • Добавлять к каждому ключевому слову «аванс» в поиске.

Расчет поэтапно

В закупке может быть предусмотрена оплата поставок или работ по частям. В этом случае заказчик должен указать в контракте период исполнения каждого этапа, размер платежа по нему и дату окончательного выполнения обязательств и расчета по контракту.

44-ФЗ требует оформлять исполнение каждого этапа с помощью документов, которые подтверждают факт выполнения работ. Согласно ч.7 ст. 94 44-ФЗ такими документами могут быть:

  • накладные,
  • счета-фактуры,
  • акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг,
  • документы экспертизы (при необходимости) и др.

После того как подписан документ, который подтверждает поставку товара или исполнение работ в рамках этапа, заказчик перечисляет поставщику оплату за часть исполненных обязательств и отчитывается об оплате в ЕИС.

Как только поставщик исполнил этап контракта, у него появляется возможность уменьшить сумму обеспечения контракта ( ч. 7 ст. 96 44-ФЗ ). Например, если в рамках этапа объем выполненных обязательств составил 15%, то и сумма гарантии будет меньше на 15%.

Если обеспечение было переведено на счет заказчика, возможнs два варианта развития событий. Как правило, это зависит от того, как бухгалтерия заказчика проводит такие операции:

  1. Поставщик перечисляет уменьшенную сумму обеспечения, а ранее перечисленные деньги получает назад.
  2. Заказчик по заявлению поставщика возвращает разницу

Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то теоретически поставщик может получить новую банковскую гарантию на уменьшенную сумму. При этом старая аннулируется, а банк возвращает остаток комиссии за ее выдачу. Но на практике это возможно только на индивидуальных условиях банка, например, если поставщик получал гарантию на большую сумму.

Если после выполнения этапа меняются условия контракта, то заказчик и исполнитель подписывают дополнительное соглашение об этом.

Расчет после выполнения контракта

Процесс исполнения госконтракта включает в себя:

  • Собственно выполнение поставщиков условий контракта по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
  • Приемку заказчиком результатов, в том числе экспертиза.
  • Оплату.

Полный расчет производят только после того, как поставщик выполнит свои обязательства. В контракте указывают, какой документ подтверждает факт исполнения обязательств, и от даты его подписания устанавливают срок перечисления денег поставщику.

Бывает, что заказчик не успевает выбрать весь товар до окончания действия договора. Мы писали о том, что делать в этой ситуации.

Сроки оплаты

Определяя срок расчетов, заказчик обязан соблюдать требования из ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34:

  • не больше 30 дней с даты подписания документов о приемке,
  • не больше 15 рабочих дней при расчетах с СМП или СОНО.

Изменять сроки оплаты по контракту 44-ФЗ перед подписанием контракта или дополнительным соглашением после подписания нельзя. Возможно только уменьшить установленный законом период.

Если в контракте нет порядка и сроков расчета, это нарушение (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Должностное лицо заказчика, которое утвердило документацию с нарушением, получит штраф 3 000 рублей на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Правда, недавно Арбитражный суд АС Восточно-Сибирского округа признал правомерным условие контракта, по которому заказчик освобождается от ответственности, если не оплатил вовремя контракт, если ему самому не перечислили денег из бюджета (дело № А33-771/2017 от 07.02.2018).