79 статья судебные приставы

Статья 79. Действия судебного пристава-исполнителя для окончания исполнительного производства

1. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требований исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. Подлинник исполнительного документа в случаях фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство, истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении независимо от фактического исполнения этого акта остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. В случае окончания исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 6 статьи 62 настоящего Кодекса, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе отметку с указанием основания, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, взысканной суммы, если имело место частичное исполнение, а также периода, в течение которого осуществлялось исполнительное производство.

2. При окончании исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, направленного в электронной форме, информация о полном или частичном исполнении требований исполнительного документа указывается в автоматизированной информационной системе Федеральной службы судебных приставов.

3. Об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.

4. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;
2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;
3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;
4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

5. Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства в связи с наличием акта о невозможности установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, а также при наличии акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными либо возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ, ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.

Задайте свой вопрос и получите комментарий эксперта

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 478-ФЗ

Требование о наличии среднего профессионального образования, а также высшего образования для замещения должности судебного пристава не применяется к гражданам Российской Федерации, назначенным на указанную должность до 1 января 2018 г., до назначения на новую должность

1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава, устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания:

«Я, вступая в ряды Федеральной службы судебных приставов, присягая на верность народу России и Закону, торжественно клянусь:

беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации;

настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;

достойно переносить трудности, связанные с исполнением служебных обязанностей;

неукоснительно соблюдать дисциплину, установленный порядок служебных взаимоотношений;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

дорожить своей профессиональной честью, беречь и развивать лучшие традиции Федеральной службы судебных приставов.

Служу России, служу Закону!»

Порядок приведения к присяге судебного пристава устанавливается главным судебным приставом Российской Федерации.

Соблюдение присяги является неотъемлемой частью служебной дисциплины судебного пристава.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ в пункт 3 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 441-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.1

3.1. При назначении граждан Российской Федерации на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов проводятся психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости. Порядок проведения психофизиологического исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости и перечень должностей, при назначении на которые проводятся указанные психофизиологическое исследование, тестирование, определяются Министерством юстиции Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4

4. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ сведения о доходах, предоставление которых предусмотрено пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, впервые подаются в первом квартале 2010 г.

См. Порядок формирования и деятельности комиссии территориального органа ФССП России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденный приказом ФССП России от 24 мая 2011 г. N 239

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

79 статья судебные приставы

ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 14 сентября 2017 года № 576

О проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (по вопросам деятельности судебного пристава)»

В соответствии со статьей 79 Конституции Кыргызской Республики Правительство Кыргызской Республики

1. Одобрить проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (по вопросам деятельности судебного пристава)».

2. Внести указанный законопроект на рассмотрение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

3. Назначить директора Судебного департамента при Верховном суде Кыргызской Республики официальным представителем Правительства Кыргызской Республики при рассмотрении данного законопроекта Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Премьер-министр Кыргызской Республики

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (по вопросам деятельности судебного пристава)

Внести в Уголовный кодекс Кыргызской Республики (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1998 г., № 7, ст.229) следующие изменения:

1) абзац первый статьи 319 после слов «судебного исполнителя,» дополнить словами «судебного пристава,»;

2) пункт 2 статьи 320 после слов «судебного исполнителя,» дополнить словами «судебного пристава,».

Внести в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 2, ст.77) следующие изменения:

— в пункте 10 слово «постах.» заменить словом «постах;»;

— дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) службой судебных приставов — при совершении административных правонарушений, посягающих на правосудие, проявлении неуважения к суду, невыполнении законного требования судебного исполнителя по выполнению судебного решения.».

Внести в Закон Кыргызской Республики «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» (газета «Эркин Тоо» от 7 июня 2016 года № 49-50) следующие изменения:

1) пункт 4 части 1 статьи 19 после слов «таможенной службы» дополнить словами «, судебных приставов»;

2) в части 5 статьи 24:

— в пункте 3 слово «суде.» заменить словом «суде;»;

— дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) главного судебного пристава.».

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

Гарантии для судебных приставов

Какие гарантии и льготы установлены законодательством для судебных приставов? Какой должна быть выслуга лет, чтобы воспользоваться ими?

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.97 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (в редакции от 25.12.2008; далее — Закон № 118-ФЗ) судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

Основные государственные гарантии, предоставляемые судебным приставам, определены в главе 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 25.12.2008; далее — Закон № 79-ФЗ), Законом № 118-ФЗ, а также изданными в соответствии с ним подзаконными актами.

Остановимся на наиболее значимых гарантиях.

Гарантии продолжительности рабочего времени и времени отдыха

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 50 Закона № 79-ФЗ гражданским служащим гарантируется отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.

В соответствии со ст. 45 Закона № 79-ФЗ и п. 2.2 и 2.3 Служебного распорядка Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП
России от 03.08.2006 № 96 (далее — Распорядок) режим служебного времени для судебных приставов предусматривает пятидневную рабочую неделю с двумя выходными в субботу и воскресенье. Продолжительность служебного времени составляет
40 часов в неделю. При необходимости рабочий день судебного пристава может быть увеличен сверх нормативной продолжительности служебного времени (п. 2.5 Распорядка).

Продолжительность основного оплачиваемого отпуска судебных приставов составляет:

— для лиц, замещающих должности гражданской службы высшей и главной групп, — 35 календарных дней,

— для лиц, замещающих должности гражданской службы иных групп, — 30 календарных дней (п. 3.4 Распорядка, п. 3 и 4 ст. 46 Закона № 79-ФЗ).

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы (п. 3.5 Распорядка).

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет.

Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для судебных приставов:

— замещающих должности гражданской службы высшей и главной групп — не более 45 календарных дней;

— замещающих должности гражданской службы иных групп — 40 календарных дней (п. 3.6 Распорядка).

Судебным приставам с ненормированным рабочим днем в качестве компенсации за нагрузку и работу во внеурочное время может быть предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск:

— для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, — до 14 календарных дней;

— для лиц, замещающих ведущие должности гражданской службы, — до 12 календарных дней;

— для лиц, замещающих старшие и младшие должности гражданской службы, — до 10 календарных дней (п. 3.7 Распорядка).

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день не может быть менее трех календарных дней. Дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день предоставляется сверх ежегодного оплачиваемого отпуска (п. 3.8 Распорядка).

При предоставлении судебному приставу ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год единовременно выплачивается денежное содержание в размере двух месячных окладов (п. 3.13 Распорядка и п. 11 ст. 46 Закона № 79-ФЗ).

Государственные гарантии по оплате труда

Оплата труда судебного пристава включает денежное содержание, состоящее из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (п. 1, 2 ст. 50 Закона № 79-ФЗ).

Перечень дополнительных выплат приведен в п. 5 ст. 50 Закона № 79-ФЗ. От стажа зависит только размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе. Названная надбавка выплачивается в процентах от должностного оклада при стаже гражданской службы:

— от 1 года до 5 лет — 10%;

— от 5 до 10 лет — 15%;

— от 10 до 15 лет — 20%;

— свыше 15 лет — 30%.

Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы РФ и зачета в него иных периодов замещения должностей для установления государственным гражданским служащим РФ ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу РФ утвержден Указом Президента РФ от 19.11.2007 № 1532.

Отметим, что приказом ФССП России от 08.12.2006 № 157 (в редакции от 27.06.2007) утверждено Положение о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов.

Согласно п. 3.19 Распорядка заработная плата судебным приставам выплачивается 5го и 20го числа каждого месяца.

Государственные гарантии социальной защиты

Согласно п. 1 ст. 20 Закона № 118-ФЗ жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

Законом предусмотрена выплата страховых сумм и возмещения вреда и в случае причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу судебного пристава в связи с его служебной деятельностью. Основания и размеры указанных выплат приведены в таблице.

Положение об организации работы по выплатам компенсаций в случае гибели (смерти), причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью судебного пристава утверждено приказом Минюста России от 04.04.2008 № 81.

Гарантии государственного пенсионного обеспечения

Гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей (подп. 11 п. 1 ст. 52 Закона № 79-ФЗ). Поскольку такой федеральный закон не принят, пенсионное обеспечение судебных приставов как федеральных государственных гражданских служащих осуществляется на основании положений Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции от 22.07.2008).

Судебные приставы имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет при увольнении с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции от 30.12.2008), и выплачивается одновременно с ней.

Иные государственные гарантии

Согласно п. 2 ст. 21 Закона № 118-ФЗ судебные приставы в служебных целях обеспечиваются проездными документами на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), приобретаемыми службами судебных приставов у соответствующих транспортных организаций. Порядок обеспечения судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения утвержден приказом Федеральной службы судебных приставов от 11.04.2005 № 49.

Судебным приставам, использующим личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная компенсация в размерах, установленных законодательством РФ.

При направлении в служебную командировку судебный пристав пользуется правом приобретения вне очереди проездных документов на все виды транспорта и размещения в гостинице по служебному командировочному удостоверению.

Таким образом, от стажа государственной службы судебного пристава зависят продолжительность дополнительного отпуска, размер ежемесячной надбавки к должностному окладу, а также возможность назначения пенсии за выслугу лет.

Основания для выплаты страхового возмещения и возмещения ущерба, а также размеры выплат

Статья 79. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей

СТ 79 СК РФ

1. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится судебным исполнителем в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Если родитель (другое лицо, на попечении которого находится ребенок) препятствует исполнению судебного решения, к нему применяются меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве.

2. Принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях с участием представителя органов внутренних дел, детского психолога, врача, педагога, переводчика и иных специалистов.

При невозможности исполнения решения суда о передаче ребенка без ущерба его интересам ребенок может быть по определению суда временно помещен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Комментарий к Ст. 79 Семейного кодекса РФ

1. Комментируемая статья в основном содержит процессуальные положения, касающиеся исполнения судебных решений по специфической группе дел, связанных с воспитанием детей. Особенности таких дел обусловливают и известную процессуальную специфику.

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ;

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

2. Принудительное исполнение вступивших в законную силу решений суда по спорам о воспитании детей производится судебным исполнителем, как правило, по месту жительства лица, обязанного исполнить решение, или по месту фактического нахождения ребенка (при невозможности исполнения решения суда по месту жительства лица, обязанного исполнить решение суда).

При отказе должника исполнить добровольно в установленный срок обязанность передать ребенка лицу, в чью пользу вынесено решение, либо органам опеки и попечительства на виновного должника может быть наложен штраф, уплата которого не освобождает от обязанности выполнить предусмотренные решением суда действия.

Поскольку в соответствии со ст. 79 СК РФ исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, а в силу п. 2 принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях — с участием представителя органов внутренних дел; при невозможности исполнения решения суда о передаче ребенка без ущерба его интересам ребенок может быть по определению суда временно помещен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 СК РФ), суду при рассмотрении дел по спорам, связанным с воспитанием детей, в том числе дел о лишении или ограничении родительских прав в тех случаях, когда дети еще находятся в семье ответчика (ответчиков), следует обсуждать вопрос о том, каким образом орган опеки и попечительства планирует осуществить передачу ребенка, чтобы в максимально возможной степени обеспечить защиту интересов ребенка.

На практике, к сожалению, процедура изъятия ребенка из семьи далека от поставленной законом цели — обеспечить защиту прав и интересов ребенка. Судебные приставы-исполнители при исполнении такого рода решений суда испытывают большие сложности, если органы опеки и попечительства не могут убедить лиц, у которых находятся дети, в необходимости добровольного исполнения решения суда в предусмотренный законом срок, т.е. в течение 5 дней после возбуждения исполнительного производства.

В письме ФССП России от 14.06.2012 N 12/01-14324-ТИ «О порядке организации работы при исполнении судебных решений об отобрании ребенка, об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения с ребенком» указано о наличии значительных трудностей, возникающих в ходе совершения исполнительных действий.

По мнению ФССП России, проблемы, возникающие при исполнении этой категории исполнительных производств, являются не только следствием несовершенства отдельных норм законодательства, но также связаны с эмоционально-психологическим характером производимых исполнительных действий.

В этой связи ФССП России разъясняет, что в каждой отдельной ситуации решения должны приниматься исходя из конкретных обстоятельств, в том числе с учетом психологического состояния несовершеннолетнего ребенка.

Учитывая важность данного вопроса, проблемы, возникающие при исполнении исполнительных документов об отобрании ребенка, определении места жительства ребенка и определении порядка общения с ребенком, и пути их решения являлись предметом обсуждения 29.05.2012 на заседании Общественного совета при ФССП России.

По результатам заседания Общественного совета в целях обеспечения единообразия судебной практики на имя Председателя Верховного Суда РФ направлено письмо с просьбой о разъяснении судам общей юрисдикции вопросов применения законодательства Российской Федерации при рассмотрении дел указанной категории.

В целях организации системной работы по повышению эффективности исполнения требований указанных исполнительных документов отмечена необходимость: ставить на особый контроль начальников отделов — старших судебных приставов, при необходимости — главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, принудительное исполнение судебных решений, непосредственно затрагивающих интересы ребенка; производить исполнительные действия в строгом соответствии с действующим законодательством с участием представителей органа опеки и попечительства, в необходимых случаях — с участием судебных приставов по ОУПДС, медицинских работников, педагогов; активизировать работу по составлению протоколов об административной ответственности, предусмотренной ч. 2, 3 ст. 5.35 КоАП, при нарушении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившемся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей и др.; проводить планомерную работу по взаимодействию с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации; принимать меры по реализации положений законодательства в части розыска детей по исполнительным производствам об отобрании ребенка; незамедлительно принимать меры реагирования при выявлении нарушений законодательства об исполнительном производстве по исполнительным производствам указанной категории (в том числе по жалобам и обращениям граждан, интернет-публикациям, представлениям прокуратуры); при необходимости создавать рабочие группы, в том числе из числа работников аппаратов управления территориальных органов ФССП России, по оказанию практической и методической помощи судебным приставам-исполнителям при исполнении ими указанных решений судов; проводить анализ исполнительных производств, возбужденных на основании судебных решений об отобрании ребенка, об определении места проживания ребенка и об определении порядка общения с ребенком.

Как видно из данного письма, ФССП России просит Верховный Суд РФ «разъяснить судам общей юрисдикции вопросы применения законодательства Российской Федерации при рассмотрении дел указанной категории».

Таким образом, никаких инструкций либо методических указаний по поводу процедуры принудительного исполнения таких решений на сегодня не принято, отсутствуют соответствующие правила о том, каким образом следует поступить в той или иной ситуации, затрудняющей исполнение решения суда. Нередки случаи, когда к исполнению решения суда привлекаются сотрудники органов внутренних дел, если должник оказывает сопротивление либо скрылся вместе с ребенком и объявлен розыск должника. Иногда необходима помощь медицинских работников, поскольку ребенок, подлежащий изъятию из семьи, болен, запуган, нуждается в проведении обследования либо в оказании медико-психологической помощи.

Представляется, что подобные рекомендации было бы целесообразно подготовить органам опеки и попечительства совместно со службой судебных приставов-исполнителей, не перекладывая необходимость изложения решения суда в форме подробной Инструкции о том, какие следует совершать исполнительные действия судебным приставам-исполнителям и каким должно быть участие органа опеки и попечительства при исполнении решения суда.

1. В необходимых случаях судам в соответствии со ст. 434 ГПК РФ следует определять порядок исполнения решений по делам об отобрании детей, предусматривая применение мер, способствующих переходу ребенка от одного лица к другому (например, помещение в детское учреждение) (Постановление Пленума ВС РФ от 27.05.1998 N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»).

2. Участие в исполнении решения суда органов опеки и попечительства играет немаловажную роль, поскольку они могут оказать помощь судебному приставу-исполнителю квалифицированным советом, рекомендациями, а также предотвратить нежелательные действия, которые могут причинить вред психике ребенка, со стороны любых участников исполнения. Однако руководящая роль в исполнении подобного рода решений в любом случае принадлежит судебному приставу-исполнителю, который несет ответственность за процесс исполнения и его результат. На его действия может быть подана жалоба (Справка Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда по результатам обобщения судебной практики по делам о лишении и ограничении родительских прав).