Административные правонарушения пдд беларусь

МОГИЛЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Водителям: об изменениях и дополнениях в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

С 31 января текущего года вступили в силу изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), внесенные Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 №95-З.

Изменения и дополнения, в частности, коснулись и тех статей, с которыми ежедневно работают сотрудники Госавтоинспекции, санкции по ним действуют в отношении водителей и других участников дорожного движения, нарушающих ПДД. Обозначим основные моменты.

1. Изменения в подходах к оформлению дорожно-транспортных происшествий

После названия гл. 18 КоАП Республики Беларусь внесено дополнительное примечание: “Не является административным правонарушением нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее совершение дорожно-транспортного происшествия, о котором в соответствии с законодательными актами водитель вправе не сообщать в Государственную автомобильную инспекцию, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников Государственной автомобильной инспекции”.

Данное примечание означает, что если участники ДТП в установленном порядке приступили к заполнению (выразили намерения к заполнению) так называемого “европротокола” либо заполнили его, то в действиях виновного лица отсутствует состав административного правонарушения. ГАИ не начинает проведение проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, как на месте происшествия, так и при последующем обращении одного из участников ДТП с просьбой провести дополнительную проверку (за исключением случая, когда участник ДТП обратился впоследствии в медицинское учреждение по поводу получения телесных повреждений).

Кроме того, при ДТП, в которых имеются только механические повреждения транспортного средства либо повреждение имущества, отпадает необходимость получения заявления от потерпевшего о привлечении (не привлечении) к административной ответственности виновного лица. Ранее написание такого заявления было обязательным.

Административный процесс (с составлением протокола осмотра, схемы, протоколов опросов и иных документов) будет начат исключительно в том случае, если в результате ДТП потерпевшему будет причинен вред здоровью, относящийся к легкому телесному повреждению.

2. Изменения, касающиеся ведения административного процесса в упрощенном порядке (без составления протокола об административном правонарушении)

В случае упрощенного ведения административного процесса (когда лицо признало себя виновным в совершении правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола) сотрудником ГАИ выносится постановление. До 31 января по вынесенным сотрудниками ГАИ постановлениям нарушители обязаны были уплатить штраф в течение 5 дней.

Теперь, вместо ранее существующих постановлений-“пятидневок” вводятся новые, по которым наложенный штраф может быть уплачен на месте либо подлежит уплате в месячный срок с момента его вынесения посредством ЕРИП. При этом в случае неуплаты данные постановления не будут утрачивать свою законную силу. По истечении месячного срока, установленного для добровольной уплаты, постановление обращается к принудительному исполнению по известному месту работы правонарушителя либо в органы принудительного исполнения.

Кроме того, при неуплате штрафа в месячный срок (за исключением случаев отсрочки либо рассрочки исполнения постановления) размер штрафа, подлежащего взысканию, увеличивается автоматически на 2 базовые величины (ч.6 ст. 6.5 КоАП Республики Беларусь).

Новые бланки постановлений дополнены разделом, касающимся отсрочки либо рассрочки исполнения постановления о наложении штрафа. В соответствии со статьей 14.7 ПИКоАП Республики Беларусь, отсрочка либо рассрочка исполнения взыскания может устанавливаться от одного до шести месяцев.

3. Изменение подхода к изъятию водительских документов

Изменена ч. 2 ст. 8.9 ПИКоАП Республики Беларусь. Теперь, если за правонарушение не предусмотрено лишение права управления транспортными средствами, талон к водительскому удостоверению не изымается. Если же санкции статьи КоАП предусматривают лишение права управления, у водителя изымается только водительское удостоверение (взамен выдается временное разрешение на право управления), которое, в случае принятия решения о лишении, хранится в ГАИ без талона к водительскому удостоверению, так как из частей 1 и 3 статьи 17.2 КоАП Республики Беларусь фраза “и талона к нему” также исключена.

4. Изменения отдельных статей главы 18 Особенной части КоАП Республики Беларусь, особенности ведения административного процесса по ним

Пересмотрены некоторые части указанной главы, внесены дополнения, скорректированы санкции. Вот некоторые из них.

Изменена ч.10 ст.18.14 КоАП Республики Беларусь. Ранее она звучала так: “Действия, предусмотренные частями 1–9 настоящей статьи, повлекшие создание аварийной обстановки”; в новой редакции данная часть дополнена словами “либо совершенные лицом, не имеющим права управления транспортным средством”. Санкции за указанные правонарушения – штраф от 5 до 20 б.в. (от 122,5 до 490 рублей) с лишением права управления транспортными средствами сроком до двух лет или без лишения.

Также изменения внесены в статью 18.19 КоАП Республики Беларусь. Часть 2 данной статьи (управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления, повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения) дополнена взысканием в виде административного ареста до 15 суток. Принятие решение по данному нарушению входит только в компетенцию Судов.

Статья 18.18 КоАП Республики Беларусь, предусматривавшая ответственность за управление транспортным средством лицом, не имевшим при себе документов, из КоАП исключена. Ответственность за данное правонарушение может наступать по части 5 статьи 18.22 КоАП Республики Беларусь. Однако, учитывая наличие в настоящее время возможностей проверки документов по базам данных в отношении лица, не имеющего при себе документов, сотрудники ГАИ могут ограничиться устным замечанием (за исключением случаев, когда данное правонарушение совершается умышленно).

Михаил Невмержицкий,

Начальник УГАИ УВД Могилевского облисполкома

Штрафы ГАИ в Беларуси

Под штрафами ГАИ (Государственной автомобильной инспекции) принято понимать штрафы за нарушения связанные с дорожным движением. Наложение таких штрафов детально прописано в действующем законодательстве Республики Беларусь. Чтобы самостоятельно разобраться в этом вопросе достаточно будет всего двух документов:

  • Правил дорожного движения (ПДД) – этот документ рекомендуется изучать полностью. Даже тем, кто свои обязанности помнит и исполняет, полезно будет знать, чего ожидать от других;
  • Кодекса Республики Беларусь об Административных Правонарушениях – в этом документе следует знать статьи, относящиеся к дорожному движению. Их список и текст приводится в приложениях к ПДД.

Для самообразования может хватить и книжки с правилами.

Существуют еще: «Закон Республики Беларусь «О Дорожном Движении» и «Положение о государственной автомобильной инспекции МВД Республики Беларусь». Если изучить еще и их, а потом разобраться с комментариями, и рекомендациями к работникам ГАИ, то знаний хватит даже для судебного разбирательства о нарушениях ПДД.

Кто, кого и за что штрафует

Наложение любых взысканий за неисполнение Правил дорожного движения относится к компетенции сотрудников Госавтоинспекции. Даже в тех случаях, когда нарушение фиксируется без участия человека – фото- и видеофиксация, решение все равно принимается уполномоченными лицами в ГАИ.

Получить штраф за нарушение ПДД могут все его (т.е. дорожного движения) участники, и некоторые причастные к этим нарушениям лица.

Получить взыскание в виде штрафа могут:

  • Водители всех видов транспорта. Велосипедисты, лица, управляющие гужевыми повозками, всадники и погонщики скота не приравниваются, в полном смысле, к водителям автомобилей, мотоциклов и пр., но имеют свои обязанности;
  • Пассажиры – к этой категории требования Правил минимальны, касаются большей частью безопасности, но штрафные санкции предусмотрены и для пассажиров;
  • Пешеходы – самая многочисленная, разнообразная и, как показывает практика, недисциплинированная категория. Пешеходов штрафуют, в основном, за неправильное поведение на проезжей части, изредка – за создание помех дорожному движению;
  • Прочие категории – сюда относятся должностные лица допускающие транспорт к участию в дорожном движении, обязанные следить за его техническим состоянием. Сюда же попадают ответственные за недееспособных участников движения, к примеру – родители несовершеннолетних за их нарушения.

Причиной для штрафа могут быть:

  • Нарушения экологического состояния проезжей части и прилегающих территорий;
  • Нарушения технического состояния и безопасности транспортных средств;
  • Нарушения скоростного режима;
  • Нарушения правил движения механических транспортных средств, пешеходов, велосипедистов, гужевых повозок, скота;
  • Нарушения правил переезда железнодорожных путей, мостов и иных препятствий;
  • Нарушения правил остановки и стоянки;
  • Иные нарушения представляющие угрозу для дорожного движения.

В Республике Беларусь практикуется два способа назначения и уплаты штрафа:

  • Первый вариант — нарушение устанавливается, рассматривается и наказывается на месте совершения сотрудником Госавтоинспекции. Виновник соглашается с взысканием и уплачивает штраф на месте. Это касается более легких нарушений;
  • Второй вариант — по факту нарушения составляется протокол, у нарушителя временно изымается водительское удостоверение. Штраф назначается специальной комиссией. Так происходит рассмотрение более тяжких нарушений.

Если возникнет нужда разобраться с конкретной ситуацией, удобней и безопаснее будет сверяться именно с Правилами, а не доверять машинному разуму. Русскоязычные поисковики легко путают «штрафы ГАИ» и «штрафы ГИБДД», а законодательство России и Беларуси часто не совпадает в квалификации нарушений и всегда не совпадает в части штрафных санкций.

Таблица штрафов

В приложениях к Правилам дорожного движения существует весьма удобная таблица с перечислением нарушений ПДД и ответственностью за них. Там же указаны и правовые основания для наказаний, т.е. статьи КоАП РБ.

Попробуем коротко перечислить часто применяемые штрафные санкции за несоблюдение Правил:

В Беларуси планируется пересмотреть ответственность за превышение скорости и забытые права

Ответственность за превышение скорости и забытые дома водительские права планируется пересмотреть в проекте новой редакции Кодекса об административных правонарушениях, сообщили в пресс-службе Правительства.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в Кодекс находится на рассмотрении в Палате представителей. По предложениям МВД планируется переработать ряд статей. В частности, планируется отменить наказание за забытые дома водительские права и уравнять ответственность нарушителей скоростного режима на дороге.

«Те, кто постоянно привлекается к ответственности за выявленные фотофиксацией правонарушения, находятся в более «привилегированном» положении по сравнению с теми людьми, превышение скорости которых было повторно обнаружено сотрудниками ГАИ. В последнем случае лицо может быть лишено водительских прав в соответствии с ч.4 ст.18.13 КоАП. Тому же, кто неоднократно превысил скорость на существенные значения, и это зафиксировано камерами, назначается только штраф в соответствии с ч.5-8 ст.18.13 (превышение скорости движения). Поэтому проектами ч.3 и 4 ст.18.13 КоАП ответственность уравнивается – третья часть этой статьи будет действовать только при превышениях от 30 до 40 км/ч. И грозить это будет лишь штрафом. Повторность же в четвертой части предлагается отменить и, соответственно, не лишать за нее водительского удостоверения», – отметили в пресс-службе.

По предложению правоохранителей предлагается исключить из КоАП ст.18.18 (управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения). Ответственность за указанное правонарушение будет регулироваться ч.5 ст.18.22 КоАП (нарушение иных правил дорожного движения). Она предусматривает менее строгое взыскание – предупреждение или штраф до 0,5 базовой величины (1 БВ – Br23). В соответствии с действующей нормой забытые дома водительские права могут повлечь предупреждение или штраф в размере до двух базовых величин.

Также по предложению МВД инициируется новая версия ст.18.17 (нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества) КоАП. В сравнении с действующей редакцией Кодекса исключается специальная норма в отношении нарушений, которые повлекли лишь материальный ущерб. При этом ответственность может наступать по общей норме КоАП, которая предусматривает ответственность за конкретное нарушение правил дорожного движения.

«Сохраняется ответственность за нарушение ПДД, которое повлекло легкие травмы. При этом условием начала административного процесса за такое правонарушение остается выраженное в установленном порядке требование потерпевшего. Кроме того, статья дополняется примечанием, согласно которому приведшее к ДТП нарушение ПДД не является административным правонарушением, если в соответствии с законом водитель вправе не сообщать об аварии в ГАИ», – проинформировали в правительстве.

Реализация этих предложений направлена на обеспечение соразмерности ответственности тяжести проступка, а также на исключение конкуренции норм об ответственности за нарушение ПДД. Предлагаемые корректировки также позволят исключить излишнее государственное администрирование и связанные с ним расходы в случаях, когда вопросы возмещения имущественного вреда разрешаются участниками ДТП самостоятельно. Актуальность данного вопроса подтверждается тем, что сейчас около 25% страховых выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств проводятся на основании так называемых европротоколов.

По сообщению БЕЛТА
(фото — БЕЛТА)

Нарушил – отвечай: Всё, что касается штрафов, изменений в КоАП, нетрезвых водителей, европротокола и не только

В ГАИ Минска отмечают: в минувшем году инспекторы ДПС оформили в столице 25826 дорожно-транспортных происшествий с материальным ущербом – на 867 меньше, чем в 2016-м. В этих автоавариях пострадали только транспортные средства. Понятно, что во всех случаях нашлись и виновники, и потерпевшие. Причины ДТП самые разные. Как правило, они связаны с непропуском пешеходов на зебре, неправильно выбранной скоростью, нарушением правил маневрирования, игнорированием водителями требований сигналов светофора, дорожных знаков, разметки и других. Немало столкновений на дорогах происходит из-за элементарной невнимательности и недисциплинированности, нежелания уступать.

Сотрудники столичной ГАИ в 2017 году оформили 25826 ДТП с материальным ущербом. Это на 3 % меньше, чем в ­2016-м.

– Примерно в 30-40 % случаев участники аварий могли бы самостоятельно их оформить, не вызывая сотрудников Госавтоинспекции, – рассказывает заместитель начальника отдела информационно-аналитической работы ГАИ ГУВД Мингорисполкома Вячеслав Гаврош. – К сожалению, до сих пор находятся водители, которые почему-то с недоверием относятся к бланкам извещения о ДТП и даже не знают о их существовании. Так называемый европротокол заполняется, когда участники аварии оценивают причиненный ущерб в пределах 400 евро. В этих случаях вызывать ГАИ не нужно. Соответственно, виновник происшествия не несет административной ответственности.

Важно четко понимать: если европротокол оформлен и подписан обоими автовладельцами, впоследствии никто из участников аварии не сможет настоять на дополнительной проверке со стороны Госавтоинспекции. По­это­му еще до составления бланка нужно убедиться, что в результате столкновения двух транспортных средств нет пострадавших, а у второй стороны в наличии водительское удостоверение и действующий договор обязательного страхования гражданской ответственности. Если возникают со­мне­ния на этот счет, вызывайте сотрудников ГАИ.

Признаю свою вину

Уже почти месяц автовладельцы обсуждают изменения в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП). Вячеслав Гаврош согласился прокомментировать некоторые положения статей. При этом специалист привел наглядную статистику отступления от требований ПДД. Так, в 2017 году инспекторы ГАИ остановили в столице 19478 водителей, которые превысили скорость движения транспортных средств. И это только те лихачи, которые не попали в объектив стационарных камер фото- и видеофиксации. Проигнорировали правила остановки и стоянки транспортных средств 43248 автовладельцев. Не пропустили пешеходов на зебре и были оштрафованы 29172 водителя. Отличились и сами пешеходы, на счету которых 67313 нарушений, 6903 из которых совершены в нетрезвом состоянии. То есть всем этим недисциплинированным гражданам сотрудники ГАИ фактически спасли жизнь, своевременно убрав с дороги.– Протокол не составляют, если водитель признал себя виновным и готов оплатить штраф на месте по квитанции либо посредством терминала, – объясняет Вячеслав Гаврош. – Но бывает, что при себе нет наличных и банковской карточки. В этом случае на погашение задолженности дают 30 дней (ранее только 5 дней. – Прим. авт.). Но если обозначенный срок не выдерживается, сумма штрафа автоматически увеличивается на 2 базовые величины. Когда правонарушение совершено за пределами Минска (в другом населенном пункте), административный материал направляют для рассмотрения по территориальности, то есть по месту жительства.

За некоторые нарушения ПДД предусмотрено лишение права управления транспортными средствами. В этом случае изымают только водительское удостоверение, взамен которого выдают временное разрешение на право управления. А вот талон предупреждения, как было раньше, инспектор уже не забирает.

Не прав, кто без прав

Из КоАП, о чем в последнее время так много говорили, исключена статья 18.18, которая предусматривала штраф до 2 базовых величин для тех, кто управлял транспортным средством, не имея соответствующих документов. Теперь в случае отсутствия прав, техпаспорта, страховки или талона предупреждений (медсправка в этот перечень не входит. – Прим. авт.) вы рискуете быть оштрафованными в размере до 0,5 базовой величины. Так что лучше водительские документы возить с собой.

– Граждане, которых лишили водительских прав за нарушение ПДД, лишний раз подумают, стоит ли вновь садиться за руль, – отмечает специалист. – В минувшем году таких задержано 6373. Теперь, согласно статье 18.19 ­КоАП, повторное в течение года управление транспортным средством без прав может обернуться административным арестом нарушителя. Решение об этом принимает суд.

В числе первых, кому суд Центрального района назначил 5 суток административного ареста, стал водитель «Ситроена». Молодой человек, ранее лишенный водительских прав, 6 февраля стал участником аварии на МКАД. Он бросил поврежденное авто, испугавшись ответственности. Но все же пришел в ГАИ.

Пьян и очень опасен

Отдельная тема;– нетрезвые водители. В 2017 году сотрудники столичной Госавтоинспекции задержали 2777 таких злостных нарушителей ПДД. Из них 123 умудрились попасться за рулем подшофе дважды в течение года и стали претендентами на конфискацию автомобиля. К тому же все лишены водительских прав на 3 года и подвергнуты штрафу в пределах 50-100 базовых величин.

– Если вы заметили, что нетрезвый пытается сесть за руль либо пьяный человек расхаживает по проезжей части, сообщайте по телефону 102 или звоните в дежурную часть ГАИ по мобильному 8 (029) 356-17-17, – подытожил Вячеслав Гаврош.– Сегодня такие звонки – не редкость. Примерно каждое второе сообщение подтверждается.

Игорь Голод, «Минский курьер», 7 марта 2018 г.

Изменения в КоАП: штраф за забытые водительские права отменен

Штраф за забытые водительские права отменен изменениями в КоАП. Об этом сообщает БЕЛТА со ссылкой на УГАИ МВД Беларуси.

С сегодняшнего дня вступают в силу изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях (ПИКоАП). В частности, отменена специальная норма (ст.18.18 КоАП), которая устанавливала ответственность за отсутствие при себе необходимых документов, предусмотренных ПДД.

«Тем не менее водителям не стоит этим злоупотреблять. Процедура проверки по соответствующим базам данных предполагает определенные временные затраты. Кроме того, в системе может отсутствовать информация о документах, выданных давно. В этом случае потребуется дополнительная проверка», — отметили в ГАИ. Ранее за отсутствие документов штраф составлял от 0,1 до 2 базовых величин (напомним, что 1 БВ в настоящее время составляет 24,5 рубля). Теперь водитель может быть привлечен к ответственности по ч.5 ст.18.22 КоАП (иные нарушения).

Как подчеркнули в Госавтоинспекции, за повторное — в течение одного года — управление транспортным средством лицом без права управления предусмотрен также административный арест на срок до 15 суток. Такая категория дел будет рассматриваться судами.

При оформлении ДТП, где участнику не причинены травмы, а имеются только механические повреждения транспорта либо повреждения имущества, водитель привлекается к ответственности за нарушение конкретного пункта ПДД, которое стало причиной происшествия. «Это предусмотрено изменениями в статью 18.17 КоАП (совершение дорожно-транспортного происшествия), — проинформировали в ГАИ. — В случае же составления участниками ДТП «европротокола» они не подлежат административной ответственности».

Еще одно из нововведений — отмена изъятия талона к водительскому удостоверению при наложении штрафа. «Это исключит необходимость посещения подразделения ГАИ по месту жительства с целью его возврата, — рассказали в ГАИ. — Расширен и срок уплаты штрафа, решение о наложении которого принимается на месте. Он увеличен с пяти дней до одного месяца. Оплатить его можно через систему «Расчет» (ЕРИП) либо на месте с использованием платежной карты через мобильный терминал. Однако в случае неуплаты либо пропуска данного срока административное взыскание автоматически увеличивается на 2 базовые величины».