Беженцы и вынужденные переселенцы в рф таблица

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

  • Понятие, предмет и методы конституционного права
  • Государственное право
  • Место конституционного права в системе права
  • Конституционное право как отрасль права
  • Конституционное право как наука
  • Наука конституционного права, её понятие и предмет
  • Система конституционного права
  • Конституционно-правовая ответственность
  • Источники и методы науки конституционного права

Правовой статус беженцев

В России насчитывается около 16 тыс. беженцев и 500 тыс. вынужденных переселенцев. Их положение регулируется специальными законами «О беженцах» (в ред. Федерального закона от 28 июня 1997 г.) и от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах».

Беженец — это иностранец или лицо без гражданства, которое покинуло страну своего гражданства (прежнего обычного места жительства) в силу того, что подвергалось преследованиям или имеет обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не может или не желает пользоваться защитой своей страны или вернуться в нее по указанным причинам.

Правовой статус вынужденных переселенцев

В отличие от беженца вынужденный переселенец является, как правило, гражданином РФ, но по тем же причинам покинул иностранное государство и прибыл в Россию или переселился из одного субъекта РФ в другой. Вынужденным переселенцем может быть также иностранец, постоянно проживающий в России на законных основаниях, но по указанным причинам изменивший место своего постоянного жительства.

Статус беженца и вынужденного переселенца предоставляется по ходатайству лица. После проверки принимается решение о предоставлении статуса беженца или вынужденного переселенца и выдается соответствующее удостоверение. Оно действительно в течение пяти лег, но по заявлению лица каждый раз может продлеваться на год. Оба названных выше закона устанавливают основания, по которым можно отказать в принятии ходатайства или в предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца (сообщение ложных сведений, участие в организациях, преследующих цели насильственного свержения конституционного строя, и др.). Отказ в принятии ходатайства или в предоставлении статуса беженца, вынужденного переселенца может быть обжалован в суд.

Беженцам и вынужденным переселенцам предоставляется беспроцентная долгосрочная ссуда на приобретение жилья (строительство), местные органы государства и органы самоуправления обязаны оказывать содействие беженцам и вынужденным переселенцам в решении их жизненных проблем. Эти лица пользуются определенными правами граждан РФ и несут соответствующие обязанности, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый — Федеральным законом «О беженцах» (в редакции от 28 декабря 2010 г.), второй — Законом РФ «О вынужденных переселенцах» (в редакции от 16 октября 2010 г.).

Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации.

Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдаст ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о признании его беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лег. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовало получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за пределы России на постоянное жительство, при умышленном представлении ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть). Государство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительства РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не могут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории Российской Федерации.

Вынужденными переселенцами признаются граждане РФ, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории Российской Федерации. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными переселенцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства

РФ, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).

Права вынужденных переселенцев во многом схожи с правами беженцев. Практически в той же мере определены обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

Беженцы и вынужденные переселенцы в рф таблица

24. ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИИ

Вынужденный переселенец – это гражданин РФ, который покинул место своего постоянного жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Беженец – это лицо, которые не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Отличие беженцев и вынужденных переселенцев в РФ состоит в субъекте.

Статус вынужденных переселенцев или беженцев предоставляется компетентным органом на основании ходатайства заинтересованного лица и оформляется соответствующим свидетельством.

Вынужденные переселенцы не могут быть возвращены против их воли на территорию, которую покинули по обстоятельствам, при наличии которых предоставляется статус вынужденного переселенца, либо не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.

Беженцам предоставлено право беспрепятственно выезжать и въезжать на территорию РФ на основании проездного документа беженца.

Лицам, получившим статус беженца или вынужденного переселенца, и членам их семей предоставляется широкий спектр прав, например право на услуги переводчика и информацию о правовом положении беженца в РФ, право на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания и т. д.

В свою очередь эти лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, на территории которых они находятся, пройти обязательное медицинское освидетельствование и т. д.

Статус беженца прекращается в случае, если лицо добровольно отказывается от этого статуса (если отпали соответствующие обстоятельства в стране его принадлежности или постоянного жительства, а также в случае, если это лицо получило в установленном порядке гражданство РФ либо воспользовалось защитой иного государства), либо в качестве меры ответственности за виновное поведение лица.

Основания лишения статуса беженца: 1) лицо осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории РФ; 2) лицо предоставило заведомо ложные сведения и документы, послужившие основанием для признания его беженцем, либо допустило иное нарушение в порядке получения соответствующего статуса.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Беженцы и вынужденные переселенцы — статусы, присваиваемые согласно федеральному законодательству РФ и предусматривающие возможность получения убежища, места для временного проживания ввиду исключительных жизненных обстоятельств. Для указанных лиц разработаны отдельные порядки оформления статуса, социального обеспечения, реализации льготных программ. Для беженцев и вынужденных переселенцев отличие проявляется при установлении гражданства. Первые выступают иностранными гражданами или лицами, не имеющими такового, а вторые всегда граждане России.

Статус беженца

Чем отличается беженец от вынужденного переселенца? Ввиду различия по гражданству, указанные категории не соотносят друг с другом, что приводит к отдельной регламентации статусов «беженец-переселенец», «вынужденный переселенец». Такое явление, как беженство, регулируется Федеральным законом № 4528-1 «О беженцах» .

Кто такие беженцы и переселенцы? Согласно статье 1 ФЗ № 4528-1 , беженцами признаются лица, нуждающиеся в убежище по причине наличия угрозы их преследования по расовым, религиозным или национальным мотивам. Причем на родной территории такой человек не может или не хочет получить подобную поддержку, поэтому вынужден переселиться в Российскую Федерацию.

Как упоминалось выше, главное отличие беженцев от вынужденных переселенцев в отсутствии гражданства РФ. Это ключевое условие для оформления указанного статуса. Просить о предоставлении вида на жительство могут следующие лица:

  • иностранцы, которые только желают осуществить переселение на территорию России;
  • не имеющие гражданства, но желающие проживать в РФ;
  • иностранные граждане, у которых пребывание в России имеет законные основания.

Нелегальные мигранты, преступники, иные нарушители права на получение статуса переселенца иметь не будут.

ФЗ № 4528-1 также предусматривает права беженцев, поэтому гарантирует признание таких людей частью населения страны и предоставляет:

  • возможность использования услуг переводчика для ознакомления с законодательством о беженцах, правилами нахождения в стране;
  • помощь при переезде, перевозке багажа;
  • одноразовую выплату беженцу, каждому члену его семьи не меньше ста рублей;
  • направление к местам временного пребывания;
  • обеспечение продуктами питания, коммунальными услугами;
  • помощь при получении медицинских услуг, лекарственных средств;
  • направление на обучение в центрах временного размещения;
  • возможность отозвать заявление, прекратить статус беженца.

Со своей стороны указанная категория лиц должна соблюдать положения законов России, порядок проживания, а также проходить обязательные медицинские осмотры.

Статус вынужденного переселенца

Что касается вынужденного переселенца, то данный вариант социально-политического, конституционно-правового статуса предполагает наличие гражданства России. Соответственно, отличие указанных лиц в том, что они либо возвращаются на территорию РФ, чтобы найти убежище, скрыться от преследования, либо переезжают из одного региона страны в другой по тем же причинам.

В случае с указанной категорией лиц гарантии на право переселения, получения местожительства предлагаются не только фактическим переселенцам, но и членам их семей, а именно — супругам, детям, родителям, если они живут с мигрантом. Для них необязательно официальное оформление рассматриваемого правового статуса.

Когда человек переселяется из одной части страны в другую из-за экономических проблем, совершения преступления, то возможность получения такого статуса и сопутствующих привилегий упраздняется. Также необходимо соблюсти срок обращения — он ограничен годом с момента переезда.

Закон РФ № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» устанавливает не только условия для получения статуса, но и права, распространяемые на лицо, которое вынуждено переезжать:

  • единовременное начисление не менее ста рублей;
  • направление от территориальных органов к месту временного проживания;
  • поддержка при необходимости переезда и перевозки багажа к месту проживания;
  • обеспечение лиц питанием при проживании во временных центрах;
  • медицинская и медикаментозная помощь.

Место жительства переселенцев, как и беженцев, определяется миграционной службой по ходатайству, что можно рассматривать как сходство указанных статусов.

Обязанности переселенцев и беженцев не имеют существенной разницы. Переселенцы также должны соблюдать законы и порядок проживания, предоставлять достоверные сведения и характеристики о себе, а также проходить обязательные осмотры в медицинских учреждениях.

Процедура оформления

Для легализации рассматриваемого статуса и получения места жительства вынужденными переселенцами и беженцами необходимо направить ходатайство в уполномоченный орган власти. В данных вопросах им выступает Миграционная служба РФ, а точнее — ее территориальная структура. Различие здесь проявляться не будет.

Место жительства переселенца и вынужденного переселенца так же, как и необходимое удостоверение, оформляется на основании бумаг, передаваемых в территориальный орган ФМС:

  • документ, устанавливающий личность (паспорт, справка);
  • свидетельство о факте рождения, заключении брака, усыновления для установления родства;
  • две фотографии;
  • заявление.

Если для оформления статуса используются услуги представителя, то дополнительно придется подготовить доверенность.

Рассмотрение ходатайства проходит в несколько этапов, поскольку необходимо проверить сведения о заявителе и его семье. В случае с беженцами требования к процедуре предъявляются более серьезные, поскольку предстоит предоставить содержание и жилье иностранным лицам. Соотечественники проходят процедуру быстрее, если не выявлено нарушений и недочетов при подаче бумаг.

Для беженцев также предусмотрено прохождение опросов и заполнение анкет — такие мероприятия необходимы перед принятием решения. В то время как по переселенцам, не позднее трех дней после подачи документов, в соответствии с законом, выносится вердикт. Если ответ положительный, то те и другие получают на руки документ — свидетельство или удостоверение, подтверждающее их статус и права на территории страны.

Чем отличается беженец от вынужденного переселенца

Нормы закона, а также теоретические сведения, отраженные в литературе, предполагают существование принципиальных различий между рассматриваемыми статусами. Чаще всего представляются отличия беженцев от вынужденных переселенцев в таблицах — для наглядности сравнения указанных понятий.

Определяется несколько критериев, по которым можно разграничить беженцев и вынужденных переселенцев:

  1. Гражданство. Беженцы — всегда люди, которые являются гражданами иностранных государств или не имеют такового, а родиной переселенцев выступает Россия.
  2. Процедура оформления. Для иностранцев она априори сложнее и предполагает более громоздкий порядок действий. Кроме того, вынужденные переселенцы не нуждаются в оформлении гражданства, что упрощает их жизнь на территории России. Беженцам же необходимо такое оформление, чтобы в дальнейшем можно было изменить свой статус.
  3. Срок действия. Беженцы могут пользоваться своим положением бессрочно, однако им требуется регулярно, каждые полтора года, проходить переучет. Вынужденные переселенцы являются таковыми только пять лет, но возможность продления статуса допускается по ходатайству и при условии повторного прохождения необходимой процедуры.
  4. Документация. Несмотря на общий перечень бумаг, нередко иностранцам достаточно предъявить паспорт, в то время как российские переселенцы должны подготовить большое количество дополнительной информации.

После процедуры оформления вероятно различие в возможностях, открывающихся перед рассматриваемыми категориями лиц. В частности, это касается социального обеспечения и дальнейшего проживания на территории страны.

Помимо очевидных различий, определяются также и признаки схожести — в большей степени при предоставлении матпомощи. Обеим группам лиц начисляются единовременные выплаты, размер которых идентичен, оформляется пенсионное обеспечение на равных условиях.

Беженцы и вынужденные переселенцы в рф таблица

Проблема статуса как беженцев, так и вынужденных переселенцев для российского общества и государства большая и сложная [1] .

Советская доктрина конституционализма не имела положений о беженцах и вынужденных переселенцах и, более того, даже не содержала таких терминов. Следует заметить, что и в конституциях других стран также ничего не говорилось о беженцах. Этому имелись определенные причины: «беженцами могли быть лишь иностранцы» [2] . Никто иной не мог попасть в тот период в данную категорию лиц.

Ныне действующая в России Конституция [3] разрабатывалась и утверждалась в год, когда разворачивалась волна миграции на территории бывшего Советского Союза. Между тем в Конституцию не были включены нормы, регулирующие положение беженцев, хотя в науке к этому времени данный вопрос уже достаточно активно обсуждался [4] .

Несмотря на то, что проблема беженцев имеет общемировой характер и в реальности возникает во многих государствах и в наши дни (например, в бывшей СФРЮ), на территории бывшего СССР она имеет ряд специфических особенностей.

Юридическую базу разрешения вопросов беженцев и вынужденных переселенцев образуют Конституция РФ, федеральные законы: «О беженцах» от 28 июня 1997 г [5] и «О вынужденных переселенцах [6] ». Оба закона основаны на международных договорах и в первую очередь на Законе РФ о ратификации Соглашения «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 22 ноября 1994 г . [7]

Для раскрытия основ правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев необходимо, прежде всего, выяснить, что следует понимать под указанными лицами.

В ст. 1 Закона «О беженцах» записано: «Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений [8] ».

Определение понятия «беженец» в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев» и Протоколе к ней 1967 года, касающемся статуса беженцев. Между данными актами существуют некоторые расхождения, в частности, Конвенция ООН 1951 года предусматривает временное и географическое ограничение, т.е. она применяется в отношении стран, расположенных в Европе, и в отношении тех беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происходивших до 1 января 1951 года. Что касается Протокола 1967 года, то он устраняет вышеназванные ограничения и применяется без таковых в отношении государств и в отношении любых событий как в прошлом, так и в будущем, в результате которых возникла или возникнет проблема беженцев. В связи с этим необходимо учитывать участие государства в вышеуказанных документах. Поскольку Российская Федерация является участником обоих документов, то в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, а также п. 3 ст. 18 комментируемого Закона, эти акты обладают прямым действием на территории России, и в случае, если внутреннее законодательство противоречит им, применяются нормы международных договоров, а не внутренних законов [9] .

На содержание правового статуса беженца определенное влияние оказывают такие элементы, как гражданство, общая правосубъектность, права, обязанности и другие. Теоретически можно представить, что правовой статус беженца складывается из элементов общего правового статуса человека, а также правового статуса иностранного гражданина (лица без гражданства) и статуса, предоставляемого беженцу российским законодательством и международным правом [10] .

Говоря о правовом статусе беженца, необходимо учитывать, что данный статус включает в себя следующие права:

а) права, характеризующие общий правовой статус человека;

б) права, характеризующие правовой статус иностранного гражданина (или лица без гражданства);

в) специальные права и специальные гарантии.

Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка [11] .

Вынужденным переселенцем может быть признан, как правило, гражданин Российской Федерации, покинувший место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации либо, что встречается гораздо реже, на территории другого государства. В соответствии с Законом вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, который: вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России; вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.

Кроме того, вынужденным переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам.

И, наконец, вынужденным переселенцем может быть также признан гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории одной из республик, входившей в состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России. Приобретение гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 31 мая 2002 г . N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации.

К числу причин, на основании которых лицо может быть признано вынужденным переселенцем, относятся: насилие или преследование либо реальная опасность подвергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной социальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятельства должны служить поводом для проведения враждебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан, либо массовых нарушений общественного порядка.

Закон предусматривает, что статус вынужденного переселенца получает конкретное лицо не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи.

Следует отметить, что лицо не может быть признано вынужденным переселенцем по иным причинам. В качестве примера можно привести дело, рассмотренное Курганским городским судом по заявлению П. о предоставлении статуса вынужденного переселенца. Так, Курганский городской суд признал правомерным отказ Миграционной службы Курганской области предоставить П. с семьей статус вынужденного переселенца. Суд установил, что П. зарегистрирована на территории России 30 июня 1997 г . и впервые в миграционную службу обратилась 3 марта 1999 г . В судебном заседании она пояснила, что пропустила установленный срок на обращение с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, поскольку работала и пыталась устроиться на новом месте. Кроме того, как указала П. в ходатайстве в Миграционную службу Курганской области и в суде, ее семья была вынуждена выехать из Казахстана из-за отсутствия там работы, из-за болезни детей, а также из-за загрязненной воды. О каких-либо преследованиях, совершенных в отношении нее лично или ее семьи, П. не заявляла. Суд пришел к правильному выводу, что в силу подп.2 и 3 п.1 ст.2 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» заявительница с семьей относится к лицам, которые не могут быть признаны вынужденными переселенцами [12] .

Наряду с этим следует различать правовой статус беженца и правовой статус вынужденного переселенца. Они совпадают с точки зрения оснований миграции, предоставления и создания благоприятных условий жизнедеятельности указанных лиц. Однако в отличие от вынужденного переселенца, признаваемого гражданином данного государства, беженец не является гражданином государства, в котором или перед которым ходатайствует о признании себя таковым.

Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец — это как правило, гражданин РФ, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта. Вынужденным переселенцем признаётся также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории РФ и изменивший место жительства в её пределах по указанным выше основаниям [13] .

Порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

[1] Воеводин Л. Д Юридический статус личности в России. М., 2001 .- С 117.

[2] Воеводин Л. Д Юридический статус личности в России. М., 200.1- С 117.

[3] Конституция РФ от 12.12.1993 г.

[4] Литвинова Г. И., Михалева Н А. Правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев в России // Государство и право. 1992. № 4.-С. 31

[5] В настоящее время действует Федеральный закон от 28 июня 1997 г . N 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах» (с изменениями от 30 июня 2003 г .)// Российская газета. 2003.-№ 187.-С.4

[6] В настоящее время действует Федеральный закон от 20 декабря 1995 г . N 202-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г .)// Российская газета. 2002.-№ 361.-С.31

[7] Российская газета 1994. -№ 91

[8] Решение Экономического Суда СНГ от 11 сентября 1996 г . N С-1/14-96 О толковании понятий «беженец», «мигрант», «вынужденный переселенец» применительно к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 г .

[9] Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2003.-С.412

[10] Ковшиков Е.М. Обеспечение и защита прав беженцев и вынужденых переселенцев в субъектах Российской Федерации// Гражданин и право. 2000-№9 .-С. 21-22

[11] Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2003.-С. 411

[12] Обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2000 г ., N 5.-С. 20-29

[13] Конституционное право России. Хрестоматия. М.: ЮКЭА., 2003.-С.112

Беженцы и вынужденные переселенцы в рф таблица

№ 71 — 72
17 — 30 июня 2002

Над темой номера работал
Никита МКРТЧЯН

Сколько в России вынужденных мигрантов?

За 1992-2000 годы в Российской Федерации получили статус вынужденных переселенцев и беженцев 1612,4 тысячи человек из более 2 миллионов подавших соответствующие ходатайства. В числе получивших статус 1369 тысяч человек — выходцы из государств-участников СНГ и стран Балтии, 241,5 тысячи — из российских регионов (таблица 1).

Таблица 1. Число вынужденных переселенцев и беженцев, зарегистрированных в 1992-2001 годах, в тысячах

Из регионов России

Из государств-участников СНГ и стран Балтии

Из других стран

Фактические масштабы вынужденной миграции могут быть и ниже вышеприведенных цифр. Это связано с тем, что большая часть беженцев, получив российское гражданство, лишались статуса беженца, но при этом не лишались возможности получить статус вынужденного переселенца. Поэтому в статистике они могли пройти дважды. Однако даже приблизительные масштабы такого двойного счета пока не ясны.

Таким образом, объемы вынужденной миграции в России в последнее десятилетие едва ли превысили 2 миллиона человек. Это не 5, ни тем более 8 миллионов, о которых писалось в газетах, но все же даже для России вынужденная миграция в конце XX столетия являлась основным видом миграции и острейшей социально-демографической проблемой. В 90-х годах вынужденная миграция была важнейшей составляющей межгосударственной миграции в пределах бывшего СССР.

Наиболее масштабной вынужденная миграция в России была в первой половине 90-х годов: в то время в некоторые месяцы регистрировалось столько же вынужденных мигрантов, сколько за весь 2001 год. Этому способствовал ряд объективных и субъективных факторов. Прежде всего, это — наличие на постсоветском пространстве вооруженных конфликтов (Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Таджикистан, Пригородный район Северной Осетии — Алании, Чечня), а также выталкивание русского населения, сопровождавшее первый этап суверенизации новых независимых государств. С этим были связаны значительные объемы миграции в Россию, где, как было сказано ранее, 20-30% мигрантов получали статус вынужденного переселенца или беженца.

Кроме того, в начале 90-х годов у территориальных органов миграционной службы не было достаточного опыта в определении правового статуса мигрантов, отсутствовали четкие инструкции в данной области. Особенно ярко это проявилось в регистрации беженцев: как уже говорилось, вначале между ними и вынужденными переселенцами вообще отсутствовала четкая грань, впоследствии же масштабы их регистрации последовательно сокращались: если в 1994 году статус беженца получили 85,8 тысячи человек (вынужденных переселенцев — соответственно 168,7 тысячи), то в 1997 году — 5,8 тысячи (125,4 тысячи), в 1998 году — 0,5 тысячи (117,7 тысячи) (рис. 1 и приложение 1). Фактически до 1997 года процедура признания беженцем в отношении лиц, подавших соответствующее ходатайство, не производилась. Многие из зарегистрированных в качестве беженца впоследствии, после получения российского гражданства, становились вынужденными переселенцами.

Рисунок 1.Изменение численности ежегодно регистрируемых вынужденных мигрантов в России

За 1992-2001 годы 21,2% прибывших в Россию из государств-участников СНГ и стран Балтии получали статус вынужденных переселенцев или беженцев (таблица 2). Этот показатель на протяжении многих лет был достаточно устойчив, несмотря на смену основных регионов выхода вынужденных мигрантов.

Таблица 2. Вынужденная миграция как составляющая миграции из государств нового зарубежья

Численность прибывших из государств-участников СНГ и стран Балтии, тысяч человек

в т.ч. вынужденных мигрантов

в тысячах человек

Доля получивших статус вынужденного переселенца или беженца в общем числе прибывших в отдельные годы доходила практически до 100%, однако следует иметь в виду определенный «лаг запаздывания», возникающий вследствие более поздней подачи ходатайства о получении статуса и времени его рассмотрения. Вследствие этого также более высокая доля вынужденных мигрантов была в 1995 году после рекордно высокого числа прибывших в 1994 году.

Миграция из Украины и Белоруссии фактически не являлась вынужденной (статус беженца и вынужденного переселенца получили 0,8 и 0,2% выходцев из этих государств), незначительны были масштабы вынужденной миграции в Россию из Армении — 3,8% и Литвы — 6,1%. В меньшей степени, чем из других стран, вынужденный характер носила миграция из Туркмении — 14,9%, Молдавии — 16,2%, Латвии — 19,4% и Эстонии — 20,3%. Самая большая доля вынужденных мигрантов была среди выходцев воюющих стран — Азербайджана — 35,3%, Грузии — 37,8% и Таджикистана — 71,0%.

Что же касается внутрироссийской вынужденной миграции, то она носит четко выраженный региональный характер и в рассматриваемый промежуток времени осуществлялась из района осетино-ингушского конфликта (1992 год), Чеченской Республики (с приходом к власти Д. Дудаева и, к сожалению, по настоящее время, с резкой активизацией в периоды активных боевых действий), Дагестана (осенью 1999 года, во время активных боевых действий в Цумадинском, Новолакском, Ботлихском районах республики).

Несомненно, острейшие формы и масштабы приняла вынужденная миграция в регионах межэтнических и региональных конфликтов на территории Российской Федерации. Практически все ингушское население Северной Осетии — Алании и менее многочисленное осетинское население Ингушетии на многие годы покинули свои дома, процесс их возвращения еще далек от завершения. Чечню за годы правления Д. Дудаева и обе военные кампании покинули не менее 250 тысяч русских и представителей иных некоренных национальностей, в последние годы из республики активно выезжают и чеченцы.

Кроме того, именно в соседствующих с Чеченской республикой регионах наиболее остро стоит проблема внутриперемещенных лиц. Это — третья масштабная на сегодняшний день категория вынужденных мигрантов, пока, как отмечалось, не имеющая законодательного закрепления. В первую Чеченскую кампанию только за декабрь 1994 — январь 1995 года республику покинули более 260 тысяч человек. Часть из них впоследствии вернулась. В течение 2000-2001 годов число внутриперемещанных лиц в Чечне и прилегающих регионах, по данным Минфедерации России, в отдельные месяцы превышало 400 тысяч, в январе 2002 года составляло 368,4 тысячи человек 1 .

Несмотря на значительное количество внутриперемещенных лиц, массовый характер их прибытия, пока в России проблемы, связанные с их приемом и размещением, локализованы на территориях Чечни, Ингушетии, Северной Осетии — Алании, Дагестана и, частично — Ставропольского края.

Сколько вынужденных мигрантов имеется в России на сегодняшний день? Во второй редакции Федерального Закона «О вынужденных переселенцах» были введены ограничения срока действия статуса (5 лет), поэтому с 1997 года численность вынужденных мигрантов в России, состоящих на учете на определенную дату, неуклонно снижалось. Иными словами, статус вынужденного переселенца и беженца получало меньшее число лиц, чем его утрачивало.

Всего за 1992-2001 годы статуса вынужденного переселенца и беженца в Российской Федерации по разным причинам, основная из которых — истечение срока действия статуса, лишились (были сняты с регистрационного учета) 968,8 тысячи человек, или 60,1% от всех зарегистрированных в указанном качестве.

На начало 2002 года на учете в территориальных органах упраздненного Минфедерации России состояли 643,5 тысячи вынужденных переселенцев и беженцев, из которых 625,6 тысячи имели статус вынужденного переселенца, 17,4 тысячи — статус беженца.

При сохранении современных тенденций вынужденной миграции нетрудно прогнозировать дальнейшее сокращение числа вынужденных мигрантов. Ситуация на постсоветском пространстве уже не та, что в начале 90-х годов, и сокращение ежегодного числа регистрируемых вынужденных переселенцев и беженцев — во многом объективный процесс.

Если в постсоветских государствах не произойдет новых межнациональных и региональных конфликтов, а старые будут находиться в латентной фазе и если в отношении регистрации вынужденных мигрантов не будут введены ограничения (для расширения практики признания вынужденными переселенцами или беженцами нет ни объективных, ни субъективных предпосылок), численность ежегодно регистрируемых вынужденных мигрантов будет сокращаться.

Снятие с учета по истечении срока действия статуса будет способствовать сокращению и накопленной численности вынужденных мигрантов. К началу 2002 года закончился срок действия статуса для вынужденных переселенцев, зарегистрированных в 1992-1996 годах. Таковых на начало 1997 года насчитывалось 1147,4 тысячи человек. За 1997-2001 годы с учета были сняты 968,8 тысячи вынужденных мигрантов (или 84,4%). Иными словами, для 15% вынужденных мигрантов срок действия статуса был продлен. Если эта доля будет сохраняться на прежнем уровне, из 1612 тысяч вынужденных мигрантов, зарегистрированных в 1992-2001 годах, через 5 лет на учете останутся 242 тысячи, за счет ежегодно регистрируемых она возрастет не примерно на 100 тысяч человек.

Таким образом, при сохранении нынешней ситуации с вынужденной миграцией и при нынешнем отношении властей к процедуре их регистрации и снятия с учета, через 5 лет численность вынужденных мигрантов в России не превысит 350 тысяч человек. Только в небольшой части регионов страны масштабы расселения и обустройства вынужденных мигрантов будут представлять серьезную проблему.

1 — Информационно-статистический сборник ФМС МВД России №1 2002, -с. 53