Ч 2 ст 282 коап

Кодекс РК Об административных правонарушениях
Статья 282. Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции

Данная редакция пункта 1 действует до 01.01.2020 в соответствии с Законом РК от 25.12.2017 № 122-VI.

Пункт 1 предусмотрен в редакции Закона РК от 25.12.2017 № 122-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

1. Непредставление либо несвоевременное представление сопроводительной накладной, декларации на этиловый спирт и (или) алкогольную продукцию –

влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на субъектов малого предпринимательства – в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере тридцати месячных расчетных показателей.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —

влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства – в размере шестидесяти месячных расчетных показателей.

Данная редакция пункта 2-1 действует до 01.01.2020 в соответствии с Законом РК от 25.12.2017 № 122-VI.

Пункт 2-1 предусмотрен в редакции Закона РК от 25.12.2017 № 122-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

2-1. Недостоверное отражение объема этилового спирта и (или) алкогольной продукции в сопроводительной накладной, в декларации на этиловый спирт и (или) алкогольную продукцию, а также недостоверное указание персонального идентификационного номера-кода в сопроводительной накладной на этиловый спирт и (или) алкогольную продукцию –

влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

2-2. Деяния, предусмотренные частью 2-1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, –

влекут штраф на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства – в размере сорока, на субъектов среднего предпринимательства – в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей.

3. Нарушение условий оборота и перемещения этилового спирта и алкогольной продукции, совершенное в виде:

1) хранения и реализации алкогольной продукции вне мест, установленных законами Республики Казахстан;

2) оборота алкогольной продукции в комбинированной полимерной таре, в том числе в картонной упаковке с полиэтиленовым покрытием и фольгированном полиэтиленовом пакете, помещенном в картонную коробку, а равно в грязных, деформированных, с явными признаками боя, с поврежденной укупоркой бутылках, а также имеющей общее помутнение, посторонние включения, осадок (кроме коллекционных вин);

3) оборота алкогольной продукции в жестяной таре (кроме пива и слабоградусных ликероводочных изделий с крепостью менее двенадцати процентов), в бутылках без этикеток и пластиковых емкостях (за исключением розлива пива);

4) розничной реализации водок и водок особых, крепких ликероводочных изделий ниже минимальных розничных цен, установленных Правительством Республики Казахстан;

5) хранения и оптовой реализации алкогольной продукции двумя и более лицензиатами в одном складском помещении;

6) хранения и реализации без наличия приборов, определяющих элементы защиты учетно-контрольных марок и (или) считывающих информацию с учетно-контрольных марок алкогольной продукции, подлежащей маркировке учетно-контрольными марками;

Подпункт 7) предусмотрено исключить Законом РК от 25.12.2017 № 122-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

7) оборота и перемещения этилового спирта и (или) алкогольной продукции без наличия сопроводительных накладных, —

влечет штраф на физических лиц в размере пятидесяти, на субъектов малого предпринимательства — в размере семидесяти пяти, на субъектов среднего предпринимательства — в размере ста пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере двухсот, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере шестисот месячных расчетных показателей, с конфискацией подакцизных товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения

4. Действия, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —

влекут штраф на физических лиц в размере ста, на субъектов малого предпринимательства — в размере двухсот, на субъектов среднего предпринимательства — в размере двухсот пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере восьмисот месячных расчетных показателей, с конфискацией подакцизных товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения.

5. Нарушение условий производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции, совершенное в виде:

1) непредставления производителем до тридцати календарных дней со дня внесения изменений или дополнений в паспорт производства в письменном виде информации о внесенных изменениях или дополнениях в паспорт производства;

2) производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции без оснащения технологических линий контрольными приборами учета, кроме производства виноматериала, а также пива, производственные мощности которых ниже четырехсот тысяч декалитров в год;

3) производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции с неисправными контрольными приборами учета, а равно со сверхнормативными отклонениями в учете, кроме производства виноматериала, а также пива, производственные мощности которых ниже четырехсот тысяч декалитров в год;

4) производства этилового спирта и алкогольной продукции двумя и более лицензиатами на одних и тех же стационарных помещениях и оборудовании, —

влечет штраф на субъектов среднего предпринимательства в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства — в размере семисот месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии.

6. Деяние, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, —

влечет штраф на субъектов среднего предпринимательства в размере трехсот, на субъектов крупного предпринимательства — в размере девятисот месячных расчетных показателей, с лишением лицензии.

7. Нарушение условий производства и оборота этилового спирта и (или) алкогольной продукции, совершенное в виде:

1) осуществления деятельности в период приостановления действия лицензии по такой деятельности;

2) производства алкогольной продукции из этилового спирта, произведенного не из пищевого сырья, —

влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере ста, на субъектов среднего предпринимательства — в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства — в размере семисот месячных расчетных показателей, с лишением лицензии.

8. Исключен Законом РК от 25.12.2017 № 122-VI (вводится в действие с 01.01.2018).

9. Исключен Законом РК от 25.12.2017 № 122-VI (вводится в действие с 01.01.2018).

10. Несоблюдение минимального процента использования производственной мощности и минимальных объемов производства при производстве этилового спирта (кроме коньячного спирта), водок и водок особых —

влечет штраф на субъектов среднего предпринимательства в размере пятисот, на субъектов крупного предпринимательства — в размере тысячи месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии.

11. Деяние, предусмотренное частью десятой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, —

влечет штраф на субъектов среднего предпринимательства в размере тысячи, на субъектов крупного предпринимательства — в размере двух тысяч месячных расчетных показателей, с лишением лицензии.

12. Хранение и реализация алкогольной продукции в зданиях и на территориях организаций здравоохранения, образования, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, автозаправочных станций, торговых рынков, культурно-досуговых организаций —

влекут приостановление действия лицензии.

13. Действия, предусмотренные частью двенадцатой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, —

влекут лишение лицензии.

Сноска. Статья 282 в редакции Закона РК от 29.12.2014 № 272-V (порядок введения в действие см. ст. 2); с изменениями, внесенными законами РК от 27.10.2015 № 364-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 25.12.2017 № 122-VI (вводится в действие с 01.01.2018); от 28.12.2017 № 127-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

В Госдуму внесли законопроект о частичном переносе из УК в КоАП статьи за экстремизм

МОСКВА, 25 июня. /ТАСС/. Лидер партии «Родина», депутат Госдумы Алексей Журавлев и депутат от КПРФ Сергей Шаргунов внесли на рассмотрение нижней палаты проект поправок о переводе ответственности по ч. 1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП). Текст пояснительной записки к законопроекту имеется в распоряжении ТАСС.

«С целью исключения излишне репрессивного уклона статьи 282 УК РФ настоящим проектом федерального закона, входящим в один пакет с проектом федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», предлагается исключить преступность деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ, и установить, что уголовная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства наступает лишь в том случае, если данное деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения и (или) лицом с использованием своего служебного положения либо организованной группой», — говорится в пояснительной записке.

Неясность действующей нормы

В настоящий момент ч. 1 ст. 282 УК РФ карает за «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети интернет». Статья предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительных работ от одного года до четырех лет, либо лишения свободы на срок от двух до пяти лет.

По мнению авторов законопроекта, одной из наиболее серьезных проблем данной статьи является «правовая неопределенность формы действий, которые должны быть осуществлены для возбуждения ненависти либо вражды».

В частности, Верховный суд в 2011 году указал, что такими действиями следует считать «высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц», говорится в пояснительной записке. «Безусловно, этот перечень не вызывает возражений, однако считать его исчерпывающим невозможно», — отмечают авторы законопроекта.

Кроме того, проблемы, по мнению парламентариев, также «связаны с определением характера информации, способной оказывать соответствующее воздействие на людей, побуждая их к противозаконным действиям». Авторы поправок указывают, что «экспертиза, которая носит совершенно субъективный характер, связанный с личностью эксперта, ложится в основу не только принятия решения о возбуждении уголовного дела, но и в основу приговора суда». Также вопросы у депутатов вызывает понятие «социальная группа».

«Описанная выше неопределенность нормы статьи 282 УК РФ ведет к неоднородности и произволу при применении закона», — утверждают авторы инициативы. При этом они уверены, что предлагаемые поправки позволят «снизить излишнюю неоправданную нагрузку на уголовно-исполнительную систему, экспертное и судейское сообщество России, а также повысить доверие общества к российскому правосудию».

Из УК в КоАП

Одновременно с исключением ч. 1 ст. 282 из УК авторы предлагают предусмотреть в КоАП ответственность за пропаганду ненависти либо вражды, а также за унижение человеческого достоинства. «Целью законопроекта является установление справедливой ответственности за совершение действий, незначительных по степени общественной опасности и потому не могущих считаться уголовным преступлением, например репосты новостей и сообщений в социальных сетях и других ресурсах сети интернет», — говорится в документе.

«За совершение указанных действий вводится административная ответственность в виде штрафа, обязательных работ и административного ареста. Это позволит дифференцированно подходить к оценке действий правонарушителя в каждом конкретном случае и учитывать характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения при назначении наказания», — уточнили авторы документа.

Ранее Журавлев уже вносил подобные предложения, однако правительство подготовило отрицательное заключение. В отзыве кабмина указано, что введение в УК ст. 282 «является реализацией конституционного принципа, гарантирующего равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, отношения к религии и не допускающего пропаганду и агитацию, нарушающих это равенство». Также кабмин указал на отсутствие ясного обоснования необходимости предлагаемых изменений. В ответ на это Журавлев заявил, что законопроект будет дорабатываться после консультаций с профильными комитетами Госдумы и экспертами.

Стаття 282. Звільнення від оподаткування митом (податкові пільги)

Митний кодекс України (МКУ)

  • перевірено сьогодні
  • кодекс від 04.07.2018
  • вступив у чинність 22.04.2012

Ст. 282 МКУ в останній чинній редакції від 1 січня 2016 року.

Нові не набрали чинності редакції статті відсутні.

Розділ IX. Митні платежі

Глава 42. Мито

Стаття 282. Звільнення від оподаткування митом (податкові пільги)

1. У випадках, встановлених цим Кодексом та іншими законами з питань оподаткування, при ввезенні на митну територію України або вивезенні за її межі від оподаткування митом звільняються:

1) транспортні засоби комерційного призначення, що здійснюють регулярні міжнародні перевезення товарів та/або пасажирів, а також предмети матеріально-технічного постачання і спорядження, паливо, продовольство та інше майно, необхідні для їх нормальної експлуатації на час перебування в дорозі, в пунктах проміжної зупинки, або придбані за кордоном у зв’язку з ліквідацією наслідків аварії (поломки) даних транспортних засобів;

2) предмети матеріально-технічного постачання та спорядження, паливо, сировина для промислової переробки, продовольство та інше майно, що вивозяться за межі митної території України для забезпечення виробничої діяльності українських та орендованих (зафрахтованих) українськими підприємствами і організаціями суден, які ведуть морський промисел, а також продукція їх промислу, що ввозиться на митну територію України;

3) валюта України, іноземна валюта, цінні папери та банківські метали;

4) товари, право власності на які набувається державою у випадках, передбачених цим Кодексом та іншими законами України;

5) товари, що ввозяться в Україну або вивозяться з України для офіційного і особистого користування особами, які відповідно до міжнародних договорів, згода на обов’язковість яких надана Верховною Радою України, і законів України користуються правом ввезення в Україну та вивезення з України таких товарів зі звільненням від сплати мита;

6) товари, що ввозяться на митну територію України в рамках міжнародної технічної допомоги відповідно до міжнародних договорів, згода на обов’язковість яких надана Верховною Радою України;

7) товари, що походять з іншої території, за які було сплачено мито при первісному ввезенні на митну територію України, тимчасово, у тому числі з метою ремонту, вивозилися за її межі та знову ввозяться на митну територію України;

8) товари, що походять з митної території України, за які було сплачено мито при первісному вивезенні за межі цієї території, тимчасово ввозилися на цю територію та знову вивозяться за її межі;

9) документи та видання, які надсилаються в рамках міжнародного обміну до архівних установ, освітніх, наукових або культурних закладів, у тому числі бібліотек. Перелік цих установ та закладів визначається Кабінетом Міністрів України;

10) на період виконання робіт щодо підготовки до зняття і зняття енергоблоків Чорнобильської АЕС з експлуатації та перетворення об’єкта «Укриття» на екологічно безпечну систему — товари (сировина, матеріали, устаткування та обладнання), що надходять в Україну в рамках міжнародної технічної допомоги, яка надається на безоплатній та безповоротній основі для подальшої експлуатації, підготовки до зняття і зняття енергоблоків Чорнобильської АЕС з експлуатації, перетворення об’єкта «Укриття» на екологічно безпечну систему та забезпечення соціального захисту персоналу Чорнобильської АЕС;

11) товари, включаючи продукцію, обладнання, устаткування, транспортні засоби та інші речі майнового характеру, призначені для виконання угоди про розподіл продукції, а також продукція, видобута у виключній (морській) економічній зоні України, що ввозяться на митну територію України при виконанні угоди про розподіл продукції, а також товари (крім майна та матеріальних цінностей, вартість яких була відшкодована інвестору компенсаційною продукцією і які перейшли у власність держави) та видобута продукція, що вивозяться інвестором з України відповідно до Закону України «Про угоди про розподіл продукції» та угоди про розподіл продукції;

12) архівні документи, придбані з метою внесення їх до Національного архівного фонду;

13) фармацевтична продукція, сполуки, що використовуються для її виготовлення, які не виробляються в Україні та класифікуються за товарними групами 28, 29, 30 УКТ ЗЕД, перелік яких затверджується Кабінетом Міністрів України;

14) устаткування, яке працює на відновлюваних джерелах енергії, енергозберігаюче обладнання і матеріали, засоби вимірювання, контролю та управління витратами паливно-енергетичних ресурсів, обладнання та матеріали для виробництва альтернативних видів палива або для виробництва енергії з відновлюваних джерел енергії за умови, що ці товари застосовуються платником податків для власного виробництва та якщо ідентичні товари з аналогічними якісними показниками не виробляються в Україні. Перелік таких товарів із зазначенням кодів УКТ ЗЕД встановлюється Кабінетом Міністрів України;

15) техніка, устаткування, майно і матеріали, що ввозяться на митну територію України та вивозяться за межі цієї території, призначені для власного використання розвідувальними органами України;

16) матеріали, устаткування та комплектуючі, що використовуються для виробництва:

а) устаткування, що працює на відновлюваних джерелах енергії;

б) матеріалів, сировини, устаткування та комплектуючих, що будуть використовуватися у виробництві альтернативних видів палива або виробництві енергії з відновлюваних джерел енергії;

в) енергозберігаючого обладнання і матеріалів, виробів, експлуатація яких забезпечує економію та раціональне використання паливно-енергетичних ресурсів;

г) засобів вимірювання, контролю та управління витратами паливно-енергетичних ресурсів;

ґ) матеріалів, сировини та устаткування, що будуть використовуватися у нанотехнологічних виробництвах або працювати з використанням нанотехнологій.

Зазначені у цьому пункті товари звільняються від оподаткування за умови, що вони застосовуються платником податків для власного виробництва та якщо ідентичні товари з аналогічними якісними показниками не виробляються в Україні. Перелік таких товарів із зазначенням кодів згідно з УКТ ЗЕД встановлюється Кабінетом Міністрів України;

17) технічні та транспортні засоби, у тому числі самохідні сільськогосподарські машини, що працюють на біопаливі та класифікуються за кодами згідно з УКТ ЗЕД, визначеними статтею 7 Закону України «Про альтернативні види палива», якщо такі товари не виробляються в Україні. Порядок ввезення зазначених технічних та транспортних засобів, у тому числі самохідних сільськогосподарських машин, визначається Кабінетом Міністрів України;

18) бланки книжок МДП та книжок (карнетів) А.Т.А., що переміщуються між національним гарантійним об’єднанням та іноземними гарантійними об’єднаннями, що є їх кореспондентами, або міжнародними організаціями.

19) з 1 січня 2013 року товари та/або предмети, оплачені за рахунок грантів (субгрантів), наданих відповідно до програм Глобального фонду для боротьби із СНІДом, туберкульозом та малярією в Україні, що виконуються відповідно до закону.

У разі порушення вимог щодо цільового використання зазначених товарів та/або предметів платник податку зобов’язаний сплатити мито та пеню у порядку і розмірах, визначених цим Кодексом;

20) продукція оборонного призначення, визначена такою згідно з пунктом 9 статті 1 Закону України «Про державне оборонне замовлення», що класифікується за такими групами, товарними позиціями та підкатегоріями УКТ ЗЕД:

3601, 3602; 3603 (тільки для ударних капсулів, детонаторів, що використовуються в оборонних цілях), 3604 90 00 00 (тільки для освітлювальних та сигнальних ракет, що використовуються в оборонних цілях);

8702-8705 (тільки для пасажирських та вантажних автомобілів звичайного типу, які використовуються в оборонних цілях та мають легку броню або обладнані з’ємною бронею);

8802, 8803 (тільки для безпілотних літальних апаратів з озброєнням чи без озброєння, що використовуються в оборонних цілях, їх частини);

8804 (тільки для парашутів та інших пристроїв, призначених для десантування військовослужбовців та/або військової техніки);

групи 90 (тільки для біноклів, приладів нічного бачення, тепловізорів, захисних окулярів, телескопічних прицілів та інших оптичних пристроїв для військової зброї, якщо вони не поставлені разом із військовою зброєю, для якої вони призначені, інших оптичних, навігаційних та топографічних приладів та інструментів, що використовуються в оборонних цілях);

групи 93, крім включених до товарних позицій 9303-9304, а також 9305 (тільки призначених для виробів товарних позицій 9303-9304), 9306 90 90 00 та 9307.

2. Звільняються від оподаткування особливими видами мита товари, зазначені у пунктах 6, 10, 19 частини першої статті 282, частинах першій та четвертій статті 287 цього Кодексу.

3. У разі порушення підприємствами порядку цільового використання товарів, звільнених від оподаткування, або умов, за яких надається умовне повне або часткове звільнення від оподаткування митом, до цих підприємств, незалежно від притягнення їх посадових осіб до адміністративної відповідальності, передбаченої цим Кодексом, застосовуються норми пункту 30.8 статті 30 та статті 123 Податкового кодексу України.

4. Забороняється звільняти окремих юридичних та фізичних осіб від сплати мита і переносити для них строки його сплати.

В Госдуму внесен пакет законопроектов о декриминализации ч. 1 ст. 282 УК

Депутаты Шаргунов и Журавлев предложили перенести диспозицию ч. 1 ст. 282 УК в КоАП и смягчить наказание за соответствующие деяния.

25 июня 2018 года депутаты Сергей Шаргунов и Алексей Журавлев внесли в Госдуму пакет из двух законопроектов, который предусматривает декриминализацию деяний, подпадающих под действие ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

Депутаты предлагают перенести ч. 1 ст. 282 УК («действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»«) из Уголовного кодекса в Кодекс об административных правонарушениях, куда с этой целью должна быть внесена новая ст. 20.3.1.

Соответственно, предполагается и смягчение наказания. На данный момент ч. 1 ст. 282 УК предполагает наказание в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительных работ на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок от двух до пяти лет. По замыслу Шаргунова и Журавлева, ст. 20.3.1 должна предусматривать наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

От ст. 282 в УК остается только вторая часть, причем наказание по ней остается прежним. Таким образом, ее диспозиция должна выглядеть следующим образом:

«Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения и (или) лицом с использованием своего служебного положения либо организованной группой — наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до шести лет«.

Правительство и Верховный суд РФ, как следует из документов, приложенных к пакету, дали отрицательный отзыв на предложения Шаргунова и Журавлева еще весной 2017 года. Депутатам указали на формальное несоответствие законопроектов существующему законодательству, согласно которому внесение изменений в УК «осуществляется отдельными федеральными законами и не может быть включено в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования». Кроме того, правительство сочло, что «пояснительная записка к законопроекту не содержит обоснования необходимости вносимых изменений, более того, носит противоречивый характер», поскольку в ней «приводятся статистические данные, свидетельствующие о тенденции роста» преступлений, подпадающих под действие ст. 282 УК. Верховный суд также обратил внимание на противоречивость законопроекта, но по другой причине. Суд резонно отметил, что в предложенной формулировке из состава ст. 282 УК исключаются критерии публичности и использования интернета, что приведет к «расширению области применения проектной уголовно-правовой нормы».

Мы поддерживаем идею реформирования антиэкстремистского законодательства, однако полагаем, что изменения должны быть тщательно продуманы. С нашими предложениями в этой сфере можно ознакомиться, к примеру, здесь и здесь .

Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о частичной декриминализации статьи 282 УК РФ

Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, частично декриминализирующий ст. 282 Уголовного кодекса (УК РФ) (возбуждение ненависти или вражды). Согласно ему, предлагается заводить уголовные дела, только если гражданин обвиняется в этом повторно в течение года. Первоначально же будет возбуждаться административное производство. Также вносится новая статья в КоАП РФ, дублирующая название ст. 282 УК РФ. Эксперты приветствуют поправки, но считают, что они могли бы быть более радикальными.

Поправки в УК РФ призваны исключить случаи привлечения к уголовной ответственности за деяния, совершенные однократно и не представляющие серьезной угрозы для основ конституционного строя и безопасности государства, говорится в пояснительной записке. Речь в документе, внесенном в Госдуму, идет об изменении ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти, вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

До этого виновники будут наказываться в рамках КоАП РФ. В пояснительной записке уточняется, что анализ правоприменительной практики показал, что не всегда уголовное обвинение является обоснованным. По статистике Генпрокуратуры, большую часть уголовных дел об экстремизме заводят за публикации в интернете. Так, в прошлом году сети касались 75% дел по этой статье.

«В новой редакции статьи 282 УК РФ предлагается реализовать «дадинскую» схему ст. 212.1 УК РФ. То есть невозможно будет привлечь к уголовной ответственности за публикацию в интернете сразу. Сначала человека нужно привлечь по административке»,— пояснил “Ъ” руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. Напомним, гражданский активист Ильдар Дадин привлекался к административной ответственности за нарушение правил проведения митингов, а затем в его отношении было возбуждено уголовное дело по ст. 212.1 УК РФ (неоднократное нарушение правил проведения митингов). Впоследствии в его деле были обнаружены нарушения, и приговор был отменен.

Как суд компенсировал Ильдару Дадину 750 дней заключения

Господин Чиков пояснил, что, согласно поправкам, «судимость» по административной ответственности сохраняется в течение одного года: «Если человек повторно постит экстремизм в течение этого времени, возникают основания для привлечения к уголовной ответственности». Он подчеркнул, что нововведения резко повышают роль административных дел, что потребует более пристального внимания адвокатов, так как теперь придется активно защищаться именно там.

Второй законопроект предполагает внесение новой статьи в КоАП РФ — ст. 20.31 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). «Ее диспозиция повторяет нынешнюю уголовную ст. 282»,— говорит господин Чиков. Статья предполагает наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб., обязательные работы на срок до 100 часов или административный арест на срок до 15 суток, а для юридических лиц — штраф от 250 тыс. до 500 тыс. руб.

Кроме того в КоАП РФ остаются и три прежние «экстремистские» статьи. Это ст. 20.29 (распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения), ст. 20.3 (пропаганда либо публичная демонстрация свастики) и «довольно редкая» ст. 13.37, касающаяся только владельцев аудиовизуального сервиса.

«В целом оперативникам ЦПЭ работать теперь будет сложнее, сидеть у компьютера и штамповать уголовные дела по ст. 282 будет невозможно. Однако законопроект никак не затрагивает ст. 280 УК РФ (публичные призывы к экстремизму), у которой «чекистская подследственность»»,— говорит господин Чиков, указывая, что сотрудникам ФСБ работа не будет осложнена в отличие от сотрудников МВД.

На сколько количество осужденных в России по «экстремистским» статьям выросло с 2011 года

Напомним, во время прямой линии 7 июня президент Владимир Путин согласился, что ситуацию с наказанием за лайки и репосты не нужно доводить «до маразма и абсурда». А в конце июня аналогичный пакет законопроектов внесли в Госдуму Алексей Журавлев («Родина») и Сергей Шаргунов (КПРФ). Первую часть ст. 282 УК РФ, посвященную публичному разжиганию ненависти «по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе», они предлагали перевести в КоАП РФ. Вторая часть статьи (те же действия, совершенные группой лиц или с применением должностного положения), по предложению депутатов, должна остаться в том же виде в УК РФ. Думский комитет по безопасности и противодействию коррупции также инициативу не поддержал. Как пояснил его председатель Василий Пискарев, документ не был поддержан ни Верховным судом России, ни правительством и представляет «очень сложную, юридически не выверенную конструкцию».

В августе президентский совет по правам человека (СПЧ) предлагал полностью декриминализировать ст. 282 УК РФ и изменить определение экстремистской деятельности (см. “Ъ” от 23 августа). Свои предложения по поводу «декриминализации лайков и репостов» Владимиру Путину в середине сентября представил «Общероссийский народный фронт» (ОНФ). В организации отметили, что президент учел положения из их совместного с Генпрокуратурой доклада. Господин Путин сам поручил организациям ОНФ проанализировать использование в правоприменительной практике понятий «экстремистское сообщество» и «преступление экстремистской направленности».

В ОНФ сообщили, что группа изучила десятки случаев привлечения к ответственности за «лайки или репосты» экстремистских материалов и убедилась, что «с учетом большого количества информации в сети интернет и скорости ее распространения зачастую граждане размещают информационные материалы экстремистского характера без проведения их должного анализа и личного осмысления, что в итоге приводит к возникновению случаев уголовного преследования». В рабочую группу пригласили и авторов первого законопроекта. «Если начинать эту работу, то с тех, кто впервые попался по обвинению в экстремизме. Конечно, не нужно сразу превращать людей в уголовников. Нужно исходить из того, что человек может исправиться, если он попался впервые»,— считает Сергей Шаргунов.

О том, как рассматривать дела по экстремистским статьям, в конце сентября уточнил пленум Верховного суда РФ (см. “Ъ” за 20 сентября). Принятые поправки в постановление президиума ВС РФ подчеркивают необходимость внимательно изучать обстоятельства дела и степень общественной опасности.

Как Mail.ru Group предложила амнистировать осужденных по статьям 282 и 148

Генеральный директор Mail.Ru Group Борис Добродеев сказал “Ъ”, что компания приветствует внесенные поправки. «Поддержка президентом инициатив по декриминализации действий пользователей в социальных сетях — это важный сигнал для реализации необходимых изменений как в законодательстве, так и в правоприменительной практике.— сказал он.— Декриминализация действий пользователей, совершенных в интернете, отвечает интересам российской интернет индустрии. Мы поддерживаем данную иницативу и готовы сделать Mail.Ru Group площадкой для привлечения общественной экспертизы по данному вопросу».

«После трех месяцев обсуждения экстремистских дел эти поправки выглядят слабо»,— сообщил “Ъ” руководитель информационно-аналитического центра «Сова», отслеживающего дела об экстремизме, Александр Верховский. По его мнению, надо было полностью убрать из УК РФ унижение достоинства — это то же оскорбление. «Надо также убрать загадочную «социальную группу». Тогда статья приобрела бы здоровый вид»,— говорит господин Верховский. Он опасается, что сейчас начнется рост административных дел, а затем, как следствие, и уголовных.

Представитель «Яндекса» отказался от комментариев.

В «Агоре» тем временем готовятся обжаловать уже состоявшиеся приговоры. Как пояснил господин Чиков, уже согласился потребовать пересмотр дела видеоблогер Руслан Соколовский, осужденный на три года условно по ст. 282 УК РФ, в том числе за ловлю покемонов в храме. А дела, еще не дошедшие до суда, должны быть прекращены, считает правозащитник.