Доходы католической церкви в средние века

Католическая церковь как главный финансист и торговый посредник средневековой Европы.

Католическая церковь в Средние века концентрировала в своих руках огромные суммы. По сути дела, она являлась крупнейшим собственником Европы. В первую очередь ее доходы определялись получением десятины — своеобразного налога, который платили все католики. Помимо десятины важнейшим источником благосостояния церкви становилась собственность.

Неудивительно, что папе в такой обстановке пришлось уделять внимание финансовым вопросам. Он стал не только пастырем, но и крепким хозяйственником, эффективно управлявшим имениями церкви. Кроме того, он наверняка должен был подумать и над вопросом, как в перспективе расширить церковное имущество. И вот папа Григорий зашел в экономику с весьма необычной стороны — семейной.

Дохристианская традиция поощряла браки с кровными родственниками, с близкими свойственниками или вдовами кровных родственников, а также практику усыновления детей и, наконец, сожительства (конкубината) . Григорий подобное поведение запретил.

Почему же революция Григория I оказала влияние на экономику? Да потому, что все новые нормы (наряду с важным для христианства традиционным запретом на разводы) серьезно затрагивали вопросы наследования имущества.

«Запретите близкородственный брак, воспрепятствуйте усыновлению, осудите многоженство, внебрачное сожительство, развод и повторный брак — и 40 % семей останутся без прямого наследника мужского пола», — делает Д. Гуди весьма радикальный вывод [цит. по: Лал (2007), с. 105]. Возможно, на самом деле демографические потери, связанные с революцией Григория I, не были столь ужасающи, но трудно усомниться все же в их чрезвычайной значимости для общества.

Другим источником богатств следует отметить регулярный переход к Церкви земель свободных аллодистов, которые не могли свести концы с концами, получали поддержку монастырей и в ответ передавали им собственность, сохраняя за собой право пользования с обязательством регулярной уплаты чинша [Сказкин и др. (1970), с. 146].

«По некоторым оценкам, — отмечал Д. Гуди, — к концу VII в. во Франции в руках Церкви находилась одна треть производительных земель…

В IX в. в германских землях, в Северной Франции и в Италии Церковь владеет земельными угодьями вдвое большими, чем в VIII. В Южной Франции также между первой и второй четвертями IX в. церковная собственность увеличивается с 21 до 40 %» [цит. по: Лал (2007), с. 106]. В Англии некоторые епископы имели фьефы, поставлявшие в войска по 60 и более рыцарей. В Германии Рейнланд называли «улицей священников», поскольку земли там сплошь принадлежали церкви. Во Франции епископ лангрский держал в ленном владении целое графство [Буассонад (2010), с. 145].

Примерно на протяжении 30 лет в середине XIII столетия большая часть бизнеса, связанного с деньгами церкви, велась жителями Сиены. Первые крупные дела за Альпами осуществлялись сиенцами Корсини и Анжельери, которые ездили в Англию и Францию в качестве сборщиков папских денег. Кроме них большую роль играли такие семьи, как Толомеи, Пикколомини, Каччаконти и особенно Буонсиньори, находившиеся в наиболее тесных отношениях со Святым престолом.

Какое-то время дела сиенцев шли столь успешно, что им стало, по-видимому, казаться, будто процветанию не будет конца. О надеждах того времени по сей день свидетельствует огромная стена, примыкающая в историческом центре непосредственно к кафедральному собору (Дуомо). Жители Сиены хотели построить новый гигантский храм, полагая, что численность населения города станет непрерывно увеличиваться благодаря развитию бизнеса. Однако чума, разразившаяся в 1348 г., эти амбициозные планы сильно скорректировала. И в дальнейшем Сиена уже не претендовала на первые роли в Италии. А стена так и осталась памятником нереализованных планов экономического развития.

Вслед за сиенцами к бизнесу, осуществлявшемуся в партнерстве с Римом, подключились флорентийцы, в частности семьи Спини и Скальди, а затем Барди, Перуцци, Аччайуоли. Возможно, Святой престол стал отдавать им преимущество, поскольку в 1266 г. во Флоренции победили гвельфы [Клулас (2007), с. 19]. По опыту последних десятилетий России мы знаем, сколь часто власть перенаправляет финансовые потоки в зависимости от того, с какой группировкой дружит.

Впрочем, существовали и объективные обстоятельства, благодаря которым флорентийцы «выиграли тендер» на управление папскими деньгами. Только у них имелась разветвленная сеть филиалов в различных странах Европы, поскольку Флоренция вела там свой бизнес, связанный с шерстью. И это было важно, поскольку, как отмечает Ричард Лахман, «папы рассчитывали на то, что крестовые походы будут финансировать их французские, фламандские и английские союзники, согласившись передать папству часть десятины и других церковных доходов. Папы нуждались в банкирах, предоставляющих ссуды, которые они намеревались погасить, получив средства из национальных церквей в обмен на право откупа десятины… Нигде кроме Флоренции не существовало постоянных ассоциаций купцов, способных мобилизовать значительный запас капитала… и только флорентийцы имели реальную сеть филиалов в тех странах, из которых собирались церковные доходы для оплаты займов папства» [Лахман (2010), с. 119–120].

Дело доходило до того, что флорентийцы фактически некоторое время контролировали финансы не только Рима, но и стран, в которых работали [Кулишер (1926), с. 243]. В итоге Флоренция стала одним из самых динамичных финансовых центров эпохи. Доходность бизнеса по кредитованию папы, а также английского и сицилийского монархов, доходила у семей Барди и Перуцци до 33 %, в то время как торговля шерстью приносила лишь порядка 12 % [Лахман (2010), с. 153].

Со второй половины XIV века флорентийцы потеряли ряд объективных преимуществ, однако их деловые контакты со Святым престолом по-прежнему поддерживались. Вопрос о том, какую роль играли церковные деньги в становлении крупных капиталов, хорошо изучен на примере семьи Медичи, хотя, считается, что она никогда не оперировала столь большими деньгами, как Барди или Перуцци. Основатель династии Джованни ди Биччи кредитовал авантюриста Бальтассаре Коссу, который в 1410 г. стал папой Иоанном XXIII и сразу же доверил банку Медичи вести финансовые дела курии. Отношения их были крайне близкими: во многих письмах Косса называл Медичи ближайшим другом [Parks (2006), p. 47].

Помимо ведения дел курии и кредитования Святого престола, банк принимал вклады от многих значительных лиц, связанных с церковью, — кардиналов, епископов, папских легатов и богатых паломников. Римский филиал банка в это время приносил больше половины всего дохода, несмотря на наличие бизнеса в ряде других городов. И хотя Иоанн вскоре оказался низложен, Медичи удалось сохранить хорошие отношения со Святым престолом, уделив серьезное внимание новому папе — Мартину V. Около трети доходов банка по-прежнему поступало за счет работы римского филиала, работники которого даже сопровождали папу в его поездках. Причем внимание уделялось не только понтифику. Деньги стекались в банк со всех сторон. Среди вкладчиков были весьма влиятельные лица, например Генри Бофорт, епископ винчестерский, сводный брат короля Англии, или кардинал Герман Дверг, близкий друг папы Мартина [Parks (2006), p. 24, 48, 52; Клу-лас (2007), с. 31; Стратерн (2010), с. 42–54, 68].

В целом можно сказать, что финансовая деятельность итальянских компаний строилась не столько на кредитовании рыночных операций, сколько на связях со слабым государством, не способным эффективно управлять бюджетом, а потому позволяющим бизнесу перекачивать себе часть ресурсов, аккумулируемых при помощи налоговых сборов. Капиталы «олигархов» позднего средневековья и пореформенной России ХХ века формировались похожим образом.

У истоков модернизации: Россия на европейском фоне (доклад второй) / Дмитрий Травин: Препринт М-31/13. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. — 64

Доходы католической церкви в средние века

Создано 07.10.2014 12:23

По данным газеты Frankfurter Allgemeine, в этом году доход Католической и протестантских Церквей в Германии будет как никогда высок. После рекордных 2012 и 2013 годов налоговые поступления Церквей снова возросли в 2014 году: ожидаемое увеличение — на 4-5 %.

Католическая Церковь, по последним оценкам федерального правительства Германии, может рассчитывать на дополнительные 250 млн. евро. Протестантская Церковь ожидает на 200 млн. евро больше, чем в 2013 году. Впервые ее доход от церковных налогов составит более 5 миллиарда евро.

По прогнозам, доход обеих Церквей достигнет отметки в почти 11 млрд. евро.

Причина такого, как пишет газета, кроется в изменении конъюнктуры рынка. В землях Баден-Вюттенберг и Баварии ставка налога составляет 8%, а в остальных федеральных землях — 9% от подоходного налога. При этом государству принадлежат 3% от поступлений. Таким образом, при увеличении сбора с подоходного налога, повышаются налоговые поступления Церкви.

В четвертый раз к ряду в текущем году финансовые поступления оказались больше, чем в прошлом году. Только с 2010 года доходы с налоговых поступлений Церквей увеличились более чем на 17%, а с 2005 — на 43%.

30. Какую роль играла христианская церковь в Средние века? В чем суть идейных основ средневекового христианства?

Х ристианская церковь в Средние века играла роль связующего фактора для европейских государств. Вместе с тем церковь выполняла и идентификационную функцию. После 1054 г. (разрыва с византийской патриархией) церковь превращается в центр политической жизни Европы (г.

Согласно доктрине Августина Блаженного церковь утверждала и отстаивала свой приоритет над светской властью. Ни один король не мог оспорить привилегии папы, вмешиваться в политическую жизнь собственного государства. Конечно, светские владыки искали пути нейтрализации сильного и ненужного для них влияния католической церкви. Но эти победы были скорее исключением из правил.

Основными орудиями борьбы с непокорными монархами были финансовый пресс и институт анафемы. В период феодальной раздражительности короли были наиболее зависимыми от воли римского папы. Борьба за целостность государства требовала немалых денежных средств, ведь мятежные феодалы нередко были богаче сюзерена. Денежная помощь предоставлялась в обмен на расширения влияний папы в регионе.

Если король оказывался повиноваться главе Ватикана, то включался механизм анафемы. Анафема ― церковное проклятие, вечное отлучение от церкви неугодной персоны. Предание анафеме влекло за собой страшные, непоправимые последствия.

В эту ловушку угодили французский король Генрих VII, печально знаменитый своим походом в Каноссу, где после невероятных унижений он был все-таки прощен римским папой.

В отличие от светской власти католическая церковь имела твердый финансовый доход ― церковная десятина от крестьян, щедрые подарки от могущественных феодалов и льготы, предоставляемые монархом.

В период раннего и среднего Средневековья католическая церковь контролировала все сферы жизни человека: от политики до духовного мира личности. Каждый шаг человек делал с разрешения духовенства. Эта позиция привела церковь к двойной морали. Церковь требовала от прихожан строгого соблюдения всех моральных норм, но себе позволяла невозможное.

Образование контролировалось «черными и белыми сутанами», из программ школ и университетов было изъято все, что противоречило официальной морали.

Но данные обстоятельства не отрицают всего положительного, что было сделано католической церковью в Средние века. Монастыри были центром культуры; во многих из них хранились свидетельства великих дел времен Римской Империи. Грамотные монахи кропотливо переписывали древние свитки.

Церковь поощряла развитие таких жанров, как всевозможные жития святых и летописи «от Рождества Христова». Отметим, что православная церковь вела летоисчислением от Сотворения мира.

Чтобы властвовать над умами, сердцами и душами современников, церковь практиковала различные методы отслеживания изменения в обществе. Разумеется, методы выбирались не самые чистые, хотя и результативные. В арсенале ― слежки, доносы и хорошая работа инквизиции. Велась непрекращающаяся «охота на ведьм». В результате на костре были сожжены сотни тысяч «колдуний». Практиковались массовые казни, за день на костре сжигалось до 500 женщин. Инквизиторы, они же мрачные орудия доминиканцев (орден св. Доминика), в поисках еретиков руководствовались предписаниями трактата «молот ведьм». Обвинения были абсурдными, наказания ― нечеловечными, жестокими. Чтобы заставить жертву подписать себе приговор, применялись пытки. Самые популярные ― объятия «железной девы», испанский сапог, подвешивание за волосы, пытка водой. В знак протеста по всей Европе прокатились не менее жуткие «черные мессы», что вызвало новый всплеск «охоты на ведьм».

Влияние католической церкви стало резко падать в позднее Средневековье, с окончанием процесса централизации. Светская власть заметно оттеснила духовенство от принятия государственных решений, что вылилось в некоторую либерализацию всех сторон жизни.

Устойчивыми позиции церкви оказались в тех государствах Европы, где темп экономического роста заметно отставал от лидеров (Италия, Испания).

На жизнь хватает

В Германии разгорелся скандал вокруг епископа Лимбургского Франца-Петера Тебартца-ван Эльста. При нем расходы на новый епархиальный центр выросли с 5,5 до как минимум 31 миллиона евро. Судя по всему, дополнительные траты были связаны с желанием Тебартца-ван Эльста придать церковному комплексу больше шика, нежели задумывалось первоначально. В итоге епископу пришлось ехать в Ватикан и объяснять свою страсть к роскоши перед папой Римским. Между тем в Германии задумались, как и на что живет католическая церковь.

Франц-Петер Тебартц-ван Эльст стал епископом Лимбургским в январе 2008 года. Речь в данном случае идет о немецком городке в федеральной земле Гессен, известном как Лимбург-на-Лане, который не следует путать со средневековым герцогством, располагавшимся на территории современной Бельгии. За год до вступления Тебартца-ван Эльста в должность капитул епархии — коллегия священников с административными полномочиями — принял решение о строительстве нового епархиального центра. Основные работы начались только летом 2011 года.

Первоначально стоимость проекта оценивалась в 5,5 миллиона евро. Часть денег (а именно 2,5 миллиона евро) была специально накоплена для этих целей в общем епархиальном бюджете, который складывается из церковного налога, государственных субсидий, пожертвований и тому подобных текущих доходов. Остальные расходы планировалось покрыть из основного имущества епархии, представляющего собой наследство герцога Нассау, которое он передал первому епископу Лимбурга в 1827 году. Что именно передал церкви герцог, неизвестно. Это может быть и недвижимость, и ценные бумаги, и предприятия. Епархия эту информацию тщательно скрывает, однако в прессе высказываются версии, что при вступлении Тебартца в должность епископа суммарные активы епархии составляли около ста миллионов евро.

Как бы то ни было, летом 2013 года выяснилось, что одни только работы над исторически ценной частью нового епархиального центра Святого Николая в Лимбурге обойдутся почти в десять миллионов евро. Из этого можно было сделать вывод, что в целом проект будет стоить сильно дороже, чем задумывалось поначалу. В августе в СМИ начали курсировать слухи, что епархиальный центр в итоге обойдется в 15-20 миллионов евро.

Строительство роскошной резиденции оказалось не единственным прегрешением епископа. Еще в апреле 2012 года журнал Spiegel узнал, что Тебартц и его главный викарий посещали Индию, чтобы встретиться с местным бедняками. Правда, летели они туда первым классом Lufthansa, что несколько подпортило благое впечатление. В ответ на запрос Spiegel адвокаты епископа ответили, что священнослужители обычно покупают билет по самой низкой цене, однако в данном случае на выбранное время, которое невозможно было изменить, оставались только билеты в бизнес-класс, которые и были куплены. Затем с помощью накопленных ранее бонусов и доплаты из собственных денег Тебартц и его помощник смогли поменять их на первый класс.

Спустя несколько месяцев в разговоре с другим журналистом издания епископ заявил, что летал бизнес-классом. Этот разговор был записан на видео и позже выложен в Сеть. После долгих препирательств в августе журнал все-таки опубликовал статью про полет в Индию первым классом и заодно рассказал про дорогую резиденцию в Лимбурге, в ответ на что епископская кафедра подала в суд. Spiegel выиграл суд по ключевым вопросам, а в октябре 2013 года прокуратура Гамбурга заявила, что проверит юридически заверенные показания епископа по этому делу, поскольку считает их ложными.

В сентябре слухи о расточительном епископе дошли до Ватикана. Папа Римский Франциск отправил в Лимбург кардинала Джованни Лайоло (Giovanni Lajolo), и Тебартц обещал тщательно перепроверить расходы. Через месяц после отъезда папского посланника было объявлено, что на строительство уйдет около 31 миллиона евро, а пресса и вовсе заговорила о 40 миллионах.

Теперь все расходы и ход строительства проверит специальная комиссия Конференции немецких епископов. Тебартца-ван Эльста обвиняют не только в завышении сметы, но и в попытке сокрыть этот факт. Церковная комиссия должна выяснить, почему проект резко подорожал и откуда берутся деньги на его осуществление. Под удар попал не только сам Тебартц, он еще выставил на посмешище административный и финансовый совет, ответственный за расходы епархии Лимбурга, который утверждает, что узнал о подорожании проекта одновременно с прессой.

В связи с этим скандалом в прокуратуру Лимбурга поступило заявление, в котором епископа обвинили в злоупотреблении полномочиями и мошенничестве. Правда, речь о возбуждении уголовного дела пока не идет. Прокуратура ждет объяснений самого Тебартца и финансового совета епархии.

За этими событиями последовали требования об отставке епископа. Правда, сам он никуда уходить не собирался, а окончательное решение мог принять только глава католической церкви. В итоге Тебартц отменил запланированную поездку в Израиль и вместо этого отправился на аудиенцию к Франциску. По-видимому, он при этом пустил в ход имеющиеся связи: у папы успел побывать кельнский архиепископ Йоахим Майснер, считающийся одним из немногих сторонников Тебартца. О чем шла речь на обеих встречах, неизвестно. Ватикан только подтвердил, что они состоялись, а другая сторона от комментариев отказалась. По слухам, у лимбургского епископа нашлись в Ватикане и другие сторонники, которые пытались убедить папу, что обвинения в адрес Тебартца-ван Эльста — это выдумки прессы.

Действия епископа Лимбургского настолько расходятся с тем, что проповедует новый папа Римский и какой он видит католическую церковь, что представить Тебартца в новой резиденции за десятки миллионов евро было уже практически невозможно. Ведь Франциск призывает католических священников стать «пастырями, «пахнущими своими овцами»», носит жестяной крест и омывает ноги малолетним преступникам.

В Германии не ждали, что после визита в Ватикан Тебартц вернется в Лимбург, поскольку к нему накопилось слишком много претензий и без финансового скандала. Его подчиненные уже неоднократно жаловались на авторитарный стиль управления, а епархия начала терять прихожан. Летом четыре тысячи человек подписали открытое письмо против Тебартца. Однако несмотря на все это Франциск оставил его епископом, а в качестве наказания отправил в отпуск на несколько месяцев. Это время он проведет в раздумьях и молитвах в бенедиктинском монастыре Мюнстершварцах в Баварии. Таким образом, Тебартц отстранен на время от всех дел своей епархии, а управлять ею пока будет генеральный викарий.

Формально церковь невозможно упрекать в закрытости, поскольку она не обязана ни перед кем отчитываться. Еще в конституции Веймарской республики в 1919 году был закреплен принцип независимого управления церковным имуществом. Таким образом, епископские кафедры имеют право не раскрывать государству свои расходы и доходы. Управление церковным имуществом регулируется церковным правом, которое предписывает епископам и их кафедрам распоряжаться средствами с рачительностью отца семейства. Так что в случае с Тебартцем едва ли прокуратура найдет основания для возбуждения уголовного дела, поскольку главные претензии к нему заключаются в нарушении именно церковного права, которое не поощряет расточительность.

Что бы ни произошло с Тебартцем в дальнейшем, скандал вокруг него сказался на всей католической церкви в Германии. Немцы задались вопросом: а на какие деньги живут священнослужители? Во избежание дальнейших претензий многие епархии решили раскрыть свои доходы, и, как оказалось, они отнюдь не бедствуют. Для немецкой католической церкви это отчаянное решение. Еще в 2010 году Spiegel пытался выяснить эту информацию, однако тогда 25 из 27 епархий Германии отказались сообщать сведения о своем имуществе. Теперь же число раскрывших свои финансовые секреты увеличилось до половины.

Как выяснилось, одной из самых богатых в Германии и мире является архиепархия Кельна (в нее входит, в частности, епархия Лимбурга под управлением Тебартца). К концу 2012 года архиепархиальная кафедра распоряжалась имуществом на 166,2 миллиона евро. Из них 15,4 миллиона евро вложены в различные операции с недвижимостью, а остальное — это сама недвижимость. Благодаря удачному управлению основным имуществом, архиепархии удалось получить от него доход в десять миллионов евро; они были направлены в общий бюджет, который оценивается почти в миллиард евро. В епархии утверждают, что церковные финансы ежегодно проверяет сторонний аудитор.

Очень неплохо идут дела и у епархии Трира — самой старой в Германии. Ее имущество оценивается в 84 миллиона евро. Часть этих денег, правда, пришлось отдать жертвам сексуального насилия со стороны священников. При этом при оценке активов не учитывались 38 объектов недвижимости, которыми владеет католическая церковь в Трире.

Немалым имуществом обладает также епархия Шпайера — на сумму в 46,5 миллиона евро. По словам ее представителей, получаемые доходы используются для служебных и благотворительных целей. Средним по немецким меркам состоянием располагают архиепархии Гамбурга, а также Мюнхена и Фрайзинга: 35 и 27,6 миллиона евро соответственно.

Самыми бедными в Германии оказались епархии Эссена и Мюнстера. В Эссене заявили, что епископская кафедра располагает всего двумя миллионами евро, 90 процентов из них зарезервированы на обучение священников. Таким образом, свободные средства епархии составляют менее 190 тысяч евро. Не сильно богаче и епископская кафедра Мюнстера. В ее распоряжении, по официальным данным, всего 2,37 миллиона евро, а также недвижимость, которая используется для служебных целей.

Впрочем, как уже было сказано, обнародовать свои финансы решились далеко не все епархии. Некоторые просто заверили, что расходы перепроверяются множество раз, а следовательно скандалы, подобные лимбургскому, невозможны.

Материалы по теме

Отлучение за неуплату

В целом бюджет католической (как и протестантской) церкви складывается не только из доходов от ее собственности и пожертвований. Церковь в Германии имеет статус публично-правовой корпорации, что позволяет ей пользоваться услугами государства для сбора церковного налога со своих прихожан и одновременно не платить ряд налогов в казну. Церковный налог варьируется в разных федеральных землях, но в среднем составляет около восьми процентов от суммы подоходного налога. При этом, чтобы не потерять богатых прихожан, католическая церковь ввела ограничение, согласно которому отчисления в ее пользу не должны превышать 3,5 процента от налогооблагаемого дохода.

Помимо этого, на католическую и протестантскую церковь в Германии работают около 1,3 миллиона человек. Больше рабочих мест может предоставить только государство. Церковь управляет самыми разными компаниями (или имеет в них доли): она печатает книги, выпускает теле- и радиопрограммы, варит пиво, продает монастырское вино и минеральную воду, руководит социальными учреждениями, собственными банками и страховыми компаниями. Общий оборот бизнеса, принадлежащего христианским деноминациям в Германии, составил в 2005 году 125 миллиардов евро.

При этом ежегодно государство переводит на счета католической и протестантской церквей около 460 миллионов евро дотаций. Из этих денег, в частности, платятся зарплаты архиепископам, епископам и викариям, в том числе тому же Тебартцу. Начало этому было положено в период наполеоновских войн еще в XIX веке, когда в ходе реорганизации бывшей Священной Римской империи германской нации была проведена секуляризация. Лишив церковь имущества и земельных владений, светские правители обязались возместить ей убытки. Немецкое государство с тех пор было преобразовано сначала в империю, затем в Веймарскую республику, Третий рейх и наконец стало Федеративной республикой Германия, однако в конечном счете на компенсации за секуляризацию церкви политические перемены никак не сказались.

Церковь, в принципе, давно готова отказаться от государственной помощи, но снова не просто так. В обмен на прекращение ежегодных выплат католики и протестанты хотят получить огромную единовременную компенсацию, на что ни одни власти решиться не могут. Причем эти требования колеблются между суммами, в десять и в 40 раз превышающими нынешние годовые субсидии. Правда, официально церковь, конечно, своих денежных условий не диктует.

На замечания о том, что государство, пожалуй, уже расплатилось с церковью, священнослужители приводят беспроигрышный аргумент: Если платить аренду за квартиру сто лет, это не значит, что она перейдет в собственность к арендатору. При этом, по оценкам независимых светских экспертов, общее состояние католической и протестантской церквей Германии на данный момент составляет около 430 миллиардов евро и разница между этими христианскими конфессиями только в том, что у католиков больше денежных средств, а у протестантов — земельных владений.

Скорее всего, нынешнее решение некоторых католических епархий раскрыть данные о своем имуществе — случай единичный. Едва ли церковь повторит подобный опыт еще раз, поскольку выставлять свои богатства напоказ ей явно невыгодно. Зная о миллиардах церковных денег, прихожане едва ли с радостью будут жертвовать значительные средства. В самой церкви закрытость своей бухгалтерии объясняют иначе. Так, представитель кельнской архиепархии заявил, что церковь оперирует огромными суммами, происхождение которых можно объяснить специалисту, но простая кельнская домохозяйка вряд ли поймет, откуда у служителей божьих столько денег.

Урок по истории для 6 класса «Римско-католическая церковь»

Тема: Римско-католическая церковь в средневековье.

Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. –

М.: Просвещение, 2012 г.

Цель: сформировать у учащихся представление об условиях усиления католической церкви.

1)Подвести учащихся к пониманию причин раскола христианской церкви, источников могущества католической церкви в Европе.

2)Продолжить формирование умений изучать работать с наглядным материалом, извлекая из них новые знания.

3)Выяснить значение католической церкви в средневековом обществе и степень ее влияния на представителей разных сословий;

4)Продолжить работу над формированием навыков презентации полученных результатов и развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся

1)Формирование умения пользоваться дополнительной, сравнительной литературой;

2)Развивать умение делать самостоятельные выводы;

3)Развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником;

4)Развивать умение анализировать;

1)Воспитывать дисциплинированность учащихся;

2)Развитие интереса к предмету;

3)Воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;

4)Способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная установка, презентация, видеофильм, карточки для работы учащихся в группах.

Организационный момент. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории. А теперь улыбнулись друг другу, и мысленно пожелали успехов и себе и своим товарищам.

II . Актуализация знаний

— Вспомним, что было задано на дом? (Тема: «Цехи и гильдии» пар.13)

Задание №1 Соотнесите понятия с определениями (работа по карточке, приложение №1):

А) работник, уже изучивший ремесло, главный помощник мастера.

Б) главный ремесленник, хозяин мастерской.

В) подросток, изучающий ремесло.

Г) лучший образец изделия.

Д) союзы ремесленников одной специальности.

Задание №2 «Гость из средневековья»

Наш урок сегодня посетили гости, их зовут господин Тойнбург и господин Ричардсон

Расскажите, пожалуйста, нам о вашем цехе. (Учащийся, выполняющий обязанности старейшины, рассказывает о цеховой организации)

«Все ремесленники одной специальности, проживающие в одном городе, объединяются в союзы — цехи. У нас есть свой устав, то есть правила, обязательные для всех членов. Устав предписывает продажную цену изделий и заработную плату подмастерьев, сырьё закупается и распределяется между мастерами по одинаковой цене.

Мы внимательно следим за тем, чтобы изделия нашего цеха были высококачественными.

Я один из старейшин, которые избирают мастера для руководства цехом. В мои обязанности входит надзор за соблюдением устава. Если его кто-то нарушит, то его ждёт суровое наказание: штраф, позорный столб и так далее.

Члены цеха помогают друг другу в беде, вместе справляют праздники, помогают городу в случае необходимости (пожары, нападение врага).

У каждого цеха есть герб, знамя, своя церковь и даже кладбище (мастер демонстрирует нарисованные гербы). Сначала мы жили хорошо, никто не завидовал друг другу, не обижал соседа.

А вот сейчас многое изменилось. Среди нас есть мастера побогаче и победнее, трудно стало подмастерью стать мастером. Нужно устроить пирушку для членов цеха и изготовить шедевр, а также заплатить большой вступительный взнос. Вот и появились у нас в цехе «вечные подмастерья», которые стали объединяться в братства и бороться с мастерами, требуя улучшений условий труда, устраивать стачки.

Да что там говорить! Не те нынче времена, не те. Хотите поближе познакомиться с нашим цехом — приходите завтра на главную площадь, мы как раз устраиваем праздник в честь рождения сына у одного из мастеров

Вы прослушали рассказ мастера об устройстве ремесленных цехов.

III . Переход к новой теме

Мотивация. А сейчас я предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент. После просмотра ответьте на вопрос, на какую тему мы будем говорить сегодня на уроке (просмотр видео).

На предыдущих уроках мы как художники мазок за мазком рисовали картину «Средневековое общество», изучая жизнь феодалов, крестьян, горожан. Но наша картина будет неполной без рассказа еще об одной группе населения – духовенстве. Сегодня мы начинаем изучение раздела «Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы». Тема урока: «Римско-католическая церковь в средневековье». Сегодня познакомитесь с новыми понятиями, узнаете источники могущества церкви, выясните причины раскола христианской церкви на католическую и православную, узнаете о том, кто такие еретики и как с ними боролась церковь.

Итак, мы будем говорить про христианство, конечно мы с вами встречались уже с этим понятием 5 классе. Я думаю, что многие помнят эту тему. Для того чтобы собрать всю картину мне понадобится помощь ваших одноклассников, у них было задание подготовить информацию по теме «Христианство». Давайте все внимательно выслушаем, что они приготовили (выступление учеников)

IV . Изучение новой темы

Учитель: Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя людей, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них.

Сословияэто большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.

— Любой ли средневековый человек мог позволить себе посвящать целый день молитвам? Почему?

Нет, далеко не каждый был на это способен. Не каждый имел время на молитву среди повседневных трудовых или ратных забот. Поэтому и сложилось особое сословие – духовенство, члены которого были как бы посредниками между Богом и остальными людьми. Они молились и за «тех, кто сражался» и «за тех, кто работал», спасая их от Божьего гнева и давая им надежду на Царствие Небесное.

2. Церковь презирала богатство, но при этом была крупнейшим землевладельцем, обладала огромными богатствами. Епископы и монастыри имели сотни зависимых крестьян.

— Что же являлось источниками обогащения церкви, и куда она тратила свои богатства?

Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам поработать в группах. За первый стол сядьте те, у кого на столе лежать зеленые кружки, а за второй стол – у кого оранжевые.

А теперь переверните кружки. На каждом из них написана буква, попытайтесь из них составить слово. /Доходы, расходы/

Работа в группах

1 группа будет выяснять источники доходов церкви, а 2 группа – источники расходов.

Текст, с которым вы будете работать и задания к нему лежат на столе.

На выполнение задания отводится 5 минут.

3. До середины 11 века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии – константинопальский патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия.

— Давайте сейчас и выясним, какие же это существенные разногласия возникли между церквами?

Обратите внимание на карточку № 2.

Самостоятельная работа с текстом учебника

Учебник, параграф № 16 стр.126 пункт 3 «Разделение церквей» (приложение№3)

Отношение к браку

запретили вступать в брак всем духовным лицам

запретили вступать в брак только монахам и епископам

брили бороды, выстригали волосы на темени

не брили бороды, не выстригали волосы на темени

Названные вами разногласия и различия привели к тому, что в 1054 году во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию (анафема)– произошел окончательный раскол христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической («всемирной»), а восточная – православной («правильно славящей Бога»). После раскола обе церкви стали полностью самостоятельными.

Работа по карте.Вопрос:

— К какой ветви христианства относимся мы : католической или православной?

1.Почему произошло разделение церкви?

2.Назовите способы обогащения церкви.

3. Составьте схему правильно.

Вывод: Итак , мы сегодня с вами узнали, что в 11 – 13 веках, церковь католическая, была сильна, богата, могущественна, стояла выше светской власти.

VI . Рефлексия. Оценивание.

— О чем мы сегодня говорили на уроке?

— С какими понятиями познакомились?

— Вам понравилось, как вы работали на уроке?

У вас на столах смайлики, вам надо дорисовать улыбку.

Тогда поаплодируйте себе и своим одноклассникам. А кроме аплодисментов я награжу многих из вас еще и оценками.

Задание №1 Соотнесите понятия с определениями (работа по карточке):

А) работник, уже изучивший ремесло, главный помощник мастера.

Б) главный ремесленник, хозяин мастерской.

В) подросток, изучающий ремесло.

Г) лучший образец изделия.

Д) союзы ремесленников одной специальности.

Задание №1 Соотнесите понятия с определениями (работа по карточке):

А) работник, уже изучивший ремесло, главный помощник мастера.

Б) главный ремесленник, хозяин мастерской.

В) подросток, изучающий ремесло.

Г) лучший образец изделия.

Д) союзы ремесленников одной специальности.

Приложение №2 Задания группам

Задание группе № 1

Внимательно прочитайте текст.

Найдите в тексте источники расходов церкви.

Выделите источники расхода.

Определите выступающего ученика от группы

Церковь обладала огромными богатствами. Очень много средств поступало в церковную казну.

Часть своих доходов церковь вынуждена была тратить на помощь бедным, нищим и больным, особенно во время голода, т. е. она раздавала милостыню.

Большие траты шли на строительство богоугодных заведений, таких как приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных.

Церковь постоянно заботилась об увеличении своих земельных богатств, поэтому часть средств тратила на приобретение земель.

Большое значение предавалось и постройке новых церквей, тем самым распространяя христианскую религию.

Часть доходов церковь тратила на содержание священников.

Задание группе № 2

Внимательно прочитайте текст.

Найдите в тексте источники доходов церкви.

Выделите источники дохода.

Определите выступающего ученика от группы

Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Со всего населения западной Европы церковь взимала десятину – особый налог на содержание духовенства и храмов.

Верующие платили за церковные обряды такие как венчание, крещение, соборование и др.

В храмах выставляли священные реликвии («остатки»): волосы Христа, обломки креста на котором он был распят, гвозди, которыми его прибивали кресту, а также мощи – останки тел святых мучеников. За прикосновение к священным реликвиям необходимо было платить.

Монахи также занимались продажей индульгенций — грамот о прощении грехов, купив которые можно было избавиться от совершённого греха.

Церковь получала доходы и за продажу церковных должностей.