Досмотр транспорта на кпп

Порядок пропуска через КПП автотранспортных средств

Въезд служебных автотранспортных средств ОГБУЗ «ТКПБ» (далее – «служебный автотранспорт») на территорию Объекта осуществляется строго по спискам, утвержденным главным врачом ОГБУЗ «ТКПБ».

Автотранспортные средства сторонних организаций вправе въезжать на территорию Объекта только по разовым транспортным пропускам или по заранее составленным спискам, утвержденным руководителем данной организации и согласованным с заместителем главного врача по гражданской обороне и мобилизационной работе ОГБУЗ «ТКПБ».

При попытке несанкционированного вывоза с территории Объекта (несоответствие документов на транспортное средство, несоответствие груза пропуску) материальных ценностей на КПП вызывается директор ОГБУЗ «ТКПБ», а в период его отсутствия главный бухгалтер ОГБУЗ «ТКПБ».

Транспортные средства скорой помощи, правоохранительных и судебных органов, аварийных бригад и лица, следующие в них, допускаются на территорию Объекта по соответствующим служебным документам в любое время без досмотра.

Время въезда (выезда) всех транспортных средств регистрируется в Журнале учета въезжающего (выезжающего) автотранспорта.

Личный транспорт граждан допускается на территорию Объекта согласно утверждённого главным врачом ОГБУЗ «ТКПБ» списка.

Контрольно — пропускной пункт и его оборудование

Продолжая предыдущую статью, напомню, что контрольно — пропускной режим является неотъемлемой частью общей системы охраны объекта. Естественно, создание надежного контрольно-пропускного режима как части системы охраны, требует значительных затрат. Но затраты эти, если правильно посчитать, не окажутся столь большими. Ведь эти затраты обеспечивают устойчивое экономическое движение фирмы и сводят к минимуму возможные потери. К тому же процесс создания системы контрольно-пропускного режима может быть растянут во времени, с учетом материальных возможностей фирмы и условий ее деятельности на рынке.

Именно для оптимизации и повышения эффективности охраны на предприятии оборудуются контрольно-пропускные пункты. Основное требавание к КПП — должна обеспечиваться необходимая пропускная способность, при этом эффективность и тщательность проверки документов, досмотра всех видов транспорта, провозимых грузов должна быть на высоком уровне. Говоря по-простому, КПП не должен мешать честным людям, но должен выступать надёжной преградой для воров и расхитителей.

Контрольно-пропускной пункт устанавливаются для:

  • предотвращения возможности несанкционированного проникновения на объект (или с объекта) людей и транспортных средств;
  • сокращения времени на проверку документов, досмотр транспорта и материальных ценностей;
  • сведения к минимуму ошибок охранника при пропуске людей и транспорта;
  • обеспечение безопасности охранника при досмотре транспортных средств.

Все виды пропускных пунктов должны быть оборудованы необходимыми видами связи и тревожной сигнализации для вызова резерва охраны. На КПП рекомендуется располагать внутренний телефон и список телефонов администрации предприятия.

Хотя любая электронная задвижка из состава СКУД является, по сути, контрольно — пропускным пунктом, мы будем понимать КПП как объект, на котором решение о допуске посетителя на объект принимает не бездушный процессор по предъявлению ключа — таблетки, а человек. Иногда присутствие «живого» охранника необходимо на объекте в связи с некоторыми особенностями несения службы. Например, на объектах с большим количеством посетителей, проход которым разрешен именно в этот день, на производственных объектах, где могут присутствовать только обученные специалисты, на стройках, экологически значимых объектах и других. Во многих случаях работник физической охраны на КПП выполняет еще и дополнительные функции. В автопарках — функции диспетчера, на стройках — контролёра, в офисах — секретаря, на промышленных предприятиях — инструктора по технике безопасности.
Руководителям предприятий напомню, что все вышеуказанные обязанности охранник должен выполнятиь только на основании должностной инструкции, утверждённой руководителем предприятия. И ещё раз напомню, что инструкция охраны должна быть доведена до всех работников предприятия с особым указанием штрафных санкций, применяемых к нарушителям.

Опять отвлёкся. Я же об оборудовании КПП!

Пропускной пункт для прохода людей

Служит для контроля лиц, проходящих на объект или в отдельные здания (помещения) предприятия. На контрольно-пропускном пунктк рекомендуется обязательно предусмотреть:

  • контрольно — пропускной зал;
  • комнату для охраны;
  • камеру хранения;
  • турникет с фиксирующими устройствами-запорами.

Это необходимый минимум. Вместо камеры хранения можно использовать шкаф, разделённый на раздельные ячейки с отдельным замком для каждоя ячейки. Если площадь контрольно-пропускного пункта позволяет, дополнительно выделяется помещение для досмотра граждан, гердероб и комната отдыха. Размещение помещений определяются проектом и зависит от средств механизации, автоматизации КПП и особенностей предприятия.

В контрольно-пропускном зале устраиваются проходы, количество которых зависит от количества работающих на предприятии. Даже если проход один, толчеи на проходной можно избежать при правильной организации режима работы предприятия, на что опытный начальник охраны обязательно обратит внимание.

Места пропуска, как правило, оборудуются:

  • средствами механизации, автоматизации, системами контроля доступа;
  • физическими барьерами (ограждениями, турникетами, калиткам);
  • основным и резервным освещением;
  • средствами связи и тревожной сигнализации;
  • системами видеоконтроля и видеозаписи.

Немного подробнее о физических барьерах, как наиболее распространённом оборудовании контрольно-пропускных пунктов. В качестве барьеров чаще всего используются турникеты, как средство управления потоками людей и регулирования входа и выхода. Широкое распространение получили электромеханические турникеты, которые управляются с пульта охранника и могут работать в составе автоматизированной системы контроля доступа.

Для осуществления надежного контроля чаще используются «нормально закрытые» турникеты: роторные — «вертушки», турникеты-триподы и калитки, хотя еще применяются «нормально открытые» турникеты, применявшиеся на закате «перестройки», которые могли ударить проходящего и не позволяли осуществлять эффективный контроль.

Роторные турникеты — «вертушки» применяются в тех случаях, когда необходимо полное перекрытие зоны прохода. Они могут быть различными по высоте — от поясных до турникетов в полный рост, которые конструктивно подобны вращающимся дверям.

Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками являются одним их наиболее рациональных средств для осуществления контроля санкционированного прохода. Триподы имеют современный элегантный вид и легко монтируются, позволяют осуществлять эффективный контроль доступа, так как разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую пропускную способность. Триподы могут применяться в системах электронных проходных, в том числе в условиях большого потока людей.

Калитки применяются для управления потоками свободного прохода в одну сторону (на вход или выход) и запрета прохода в другую. Калитки широко используются в магазинах, аэропортах, вокзалах. Применение калиток для контрольно-пропускных пунктов неэффективно, это связано с тем, что калитки не разделяют поток людей по одному, так как после открытия калитки через нее могут пройти несколько человек. Обычно устанавливаются для организации свободного выхода, в то время как контроль входа доверяют триподам или «вертушкам».

Контрольно-пропускной пункт для автотранспорта

Оборудование автотранспортного КПП отличается от оборудования контрольно-пропускного пункта для пропуска людей. Основной элемент пропускного пункта для автотранспорта — досмотровая площадка. Досмотровая площадка служит для размещения автомобилей при их досмотре и может располагаться как на территории предприятия, так и за ее пределами, на местности, непосредственно примыкающей к основным воротам пропускного пункта.

Досмотровая площадка должна быть изолированной от других сооружений, не имеющих отношения к охране объекта и должна отвечать следующим требованиям:

  • иметь достаточную площадь для размещения досматриваемого транспорта;
  • иметь технические средства для обеспечения нормальных условий работы охранника;
  • исключать возможность несанкционированного проникновения на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
  • обеспечивать при заранее установленной интенсивности движения, в любое время суток и года, досмотр автомобильного транспорта и перевозимых грузов;
  • обеспечивать меры безопасности охранника при выполнении своих обязанностей.

Щит управления воротами может устанавливаться в помещении контрольно-пропускного пункта, а при его отсутствии — в специальном металлическом закрытом шкафу непосредственно на досмотровой площадке.

Обычно досмотровая площадка асфальтируется или бетонируется, на ней предусматривается дренаж для предотвращения задержки дождевых и талых вод или обеспечивается поперечный уклон досмотровой площадки в направлении ее боковых сторон и перпендикулярно проезжей части. На проезжей части площадки выделяется место остановки транспорта для досмотра, которое обозначается линиями «СТОП» белой краской.

С целью предотвращения дорожно — транспортных происшествий, перед въездом на досмотровую площадку с внешней стороны основных и вспомогательных ворот или шлагбаума, не ближе 3 метров от них, также наносится поперечная линия и надпись «СТОП». Дополнительно рекомендуется на расстоянии не менее 100 метров от ворот с правой стороны или над дорогой устанавливать указательный знак «Движение в один ряд», а в 50 метрах от знака — знак ограничения скорости до 5 км/час. Необходимо помнить об одной тонкости — на дорогах общего пользования дорожные знаки может устанавливать только Государственная автоинспекция, поэтому письменную заявку необходимо подать заблаговременно, а ответ из ГАИ, который должен прийти не позже 10 дней, приложить к инструкции охране.

В качестве дополнительного оборудования автотранспортные пропускные пункты могут оборудоваться светофорами, весами для взвешивания автомобилей, досмотровой ямой или эстакадой для осмотра грузов, механизированными устройствами для автоматического открытия и закрытия ворот с фиксаторами.

Обычно досмотровые площадки по периметру оборудуются физическими барьерами и рубежом сигнализации. Физический барьер, как правило, обычная металлическая сетка или декоративная решетка. Могут утанавливаться вместо ворот механизированные шлагбаумы. Здесь же, на контрольно-пропускном пункте, можно проверить и допустимый габарит транспортного средства.

Вот и всё об оборудовании контрольно — пропускных пунктов. Но как бы не была сложна система охраны, каким бы передовым не было оснащение пропускного пункта, без правильной организации охраны на объекте всё самое дорогостоящее оборудование рискует превратиться просто в бесполезное имущество.

Доверяйте свою охрану только профессионалам!

Начальник службы физической охраны Владимир Маслий

Контрольно-пропускной пункт

Для организации пропускного режима на предприятии оборудуются контрольно-пропускные пункты. Оборудование КПП должно обеспечивать необходимую пропускную способность и возможность тщательной проверки пропусков, документов у проходящих лиц, досмотра всех видов транспорта, провозимых грузов и удовлетворять следующим требованиям:

исключать возможность несанкционированного проникновения через КПП на объект (с объекта) людей и транспортных средств;

способствовать сокращению времени на проверку документов, досмотр транспорта и материальных ценностей;

способствовать исключению (сведению к минимуму) ошибок охранника при пропуске людей и транспорта;

обеспечивать меры безопасности охранника при досмотре транспортных средств;

Все виды КПП должны быть оборудованы необходимыми видами связи и тревожной сигнализации для вызова резерва охраны. На КПП рекомендуется располагать внутренний телефон и список телефонов администрации предприятия.

КПП для прохода людей.

Для контроля лиц проходящих на объект и в отдельные здания (помещения) строятся КПП. Каждое людское КПП рекомендуется оборудовать:

комнатой для охраны,

комнатой для досмотра граждан,

турникетом с фиксирующими устройствами-запорами.

Размещение помещений определяются проектами и зависит от средств механизации, автоматизации КПП и особенностей предприятия.

В контрольно-пропускном зале устраиваются проходы, которые оборудуются техническими средствами охраны и физическими барьерами. В комплект оборудования, как правило, входит:

средства механизации, автоматизации, системы контроля доступа;

физические барьеры (ограждения турникеты, калитки;

основное и резервное освещение;

средства связи и тревожной сигнализации;

В качестве средств контроля доступа могут использоваться различные турникеты. Турникеты предназначены для управления потоками людей и регулирования входа (выхода). В последнее время наиболее широкое распространение получили электромеханические турникеты. Электромеханические турникеты, в отличии от громоздких и неудобных в управлении механических, легко управляются с пульта охранника и могут работать в составе автоматизированной системы контроля доступа.

При выборе турникета нужно иметь ввиду, что они бывают «нормально открытые» и «нормально закрытые». «Нормально открытые» турникеты (например, раздвижные, которые до недавнего времени были установлены в российском метро) в мировой практике используются достаточно редко. Они могут ударить проходящего и не позволяют осуществлять эффективный контроль.

Для осуществления надежного контроля чаще используются «нормально закрытые» турникеты: роторные турникеты-«вертушки», Турникеты-триподы и калитки.

Калитки применяются для управления потоками людей — организации — организации свободного прохода в одну сторону (на вход или выход) и запрета прохода в другую. Калитки широко используются в магазинах, аэропортах, вокзалах. Применение калиток для контроля доступа неэффективно, это связано с тем, что калитки не разделяют поток людей по одному, так как после открытия калитки через нее могут пройти несколько человек. Калитки могут устанавливаться для организации свободного выхода, в то время как контроль входа доверяют триподам или «вертушкам».

Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками являются одним их наиболее оптимальных средств для осуществления контроля санкционированного прохода. Триподы имеют современный элегантный вид и легко монтируются. Триподы позволяют осуществлять эффективный контроль доступа, так как разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую пропускную способность. Триподы могут применяться в системах электронных проходных, в том числе в условиях большого потока людей. Для предотвращения возможности подлезть под планки турникета или перепрыгнуть через них, на турнике рекомендуется устанавливать специальные датчики, которые срабатывают при попытке несанкционированного прохода.

Роторные турникеты-«вертушки» применяются в тех случаях, когда необходимо полное перекрытие зоны прохода. Они могут быть различными по высоте — от поясных до турникетов в полный рост, которые конструктивно подобны вращающимся дверям.

В состав автотранспортного КПП входит досмотровая площадка и служебные помещения. Досмотровая площадка предназначается для размещения автомобилей при их досмотре. Досмотровые площадки могут располагаться, как на территории предприятия, так и за ее пределами, на местности, непосредственно примыкающей к основным воротам КПП. Досмотровая площадка должна отвечать следующим требованиям:

иметь достаточную площадь для размещения досматриваемого транспорта, технические средства для обеспечения нормальных условий работы охранника;

исключать возможность несанкционированного проникновения на объект (с объекта) людей и транспортных средств;

обеспечивать при установленной интенсивности движения, в любое время суток и года, досмотр автомобильного транспорта и перевозимых грузов;

быть изолированной от других сооружений, не имеющих отношения к охране объекта и оборудованию КПП;

обеспечивать меры безопасности охранника при выполнении своих обязанностей.

Размеры досмотровой площадки устанавливаются в зависимости от габаритов транспорта и перевозимых грузов и могут составлять: 10-12 метров в длину и 5-6 метров в ширину.

На территории, отведенной для строительства досмотровой площадки, производится планировка местности с таким расчетом, чтобы на ней не задерживались дождевые и талые воды. Поперечный уклон досмотровой площадки делается не менее 2% от места выставления охранника в направлении ее боковых сторон (перпендикулярно проезжей части). Поверхность досмотровой площадки покрывается бетоном или асфальтом.

На проезжей части площадки выделяется место остановки транспорта для досмотра, ограниченное двумя линиями «СТОП» выполненными белой краской.

Перед въездом на досмотровую площадку с внешней стороны основных и вспомогательных ворот (шлагбаума), не ближе 3 метров от них, так же наносится поперечная линия и надпись «СТОП». В целях обеспечения безопасности движения транспорта не менее чем в 100 метрах от ворот с правой стороны или над дорогой устанавливается указательный знак «Движение в один ряд», а в 50 метрах от знака — знак ограничения скорости до 5 км/час.

Автотранспортные КПП могут оборудоваться светофорами, весами для взвешивания автомобилей, досмотровой ямой или эстакадой для осмотра грузов, механизированными устройствами для автоматического открытия и закрытия ворот с фиксаторами.

Досмотровые площадки по периметру оборудуются физическими барьерами и рубежом сигнализации. Площадки, как правило, выгораживаются просматриваемым забором из металлической сетки или декоративных решеток высотой до 2,5 метров. На площадке оборудуются основные и вспомогательные механизированные ворота. Основные ворота устанавливаются на линии основного ограждения объекта, а вспомогательные на противоположной стороне досмотровой площадки. Вместо ворот могут применяться механизированные шлагбаумы. На автомобильных КПП используются ворота с ограничением и без ограничения габаритов по высоте. По конструкции они могут быть распашными или раздвижными (выдвижными). Распашные ворота должны оборудоваться фиксаторами.

Для регулирования движения транспорта, проходящего через проезды досмотровых площадок КПП могут применяться двухсекционные светофоры с линзами красного и зеленого цвета.

В состав электромеханического оборудования КПП для автомобильного транспорта обычно включаются:

электродвигатели, привод ворот;

концевые выключатели, автоматического отключения электродвигателей при полностью закрытых и открытых створках ворот;

магнитные пускатели электродвигателей;

кабельные, силовые линии.

Групповой распределительный щит (щит управления) может устанавливаться в помещении КПП, а при отсутствии здания КПП в специальном металлическом шкафу непосредственно на досмотровой площадке.

Организация пропускного режима на объекте охраны — одна из важных составляющих системы безопасности организации. Поэтому сегодня редакция журнала «Охранная деятельность» предлагает для обсуждения один из ключевых вопросов обеспечения пропускного режима частной охранной организацией — осмотр транспортного средства и имущества при въезде (выезде) входе (выходе) на объект (с объекта) охраны.

Пропускной режим вводят для обеспечения нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность и охраняемую информацию. Таким образом, сохранность материальных и информационных ресурсов являются одним из ключевых моментов пропускного режима. Добиться выполнения целей пропускного режима можно, обеспечив санкционированный проход в помещения и на территорию компании сотрудников и посетителей, ввоз (вывоз) продукции и материальных ценностей. Это позволяет исключать незаконный проход лиц на охраняемые территории и в отдельные здания (помещения), бесконтрольный въезд (выезд) транспортных средств.

Порядок осуществления пропускного режима устанавливается инструкцией. Она определяет систему организационно-правовых охранных мер, устанавливающих разрешающий порядок прохода на объект. В инструкции подробно оговаривают порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты, обязанности охранников пропускных пунктов. И здесь важно, чтобы лица, осуществляющие контроль, действовали в строгом соответствии с нормами права.

Федеральный закон от 15.11.2010 №298-ФЗ «О внесении изменения в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» определил, что, частные охранники по договору на оказание охранных услуг, заключенному охранной организацией с клиентом, имеют право, в частности, требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов (понятия «внутриобъектовый режим» и «пропускной режим» раскрываются Федеральным законом от 15.11.2010 №301-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»); осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими соответствующих документов; производить на объектах охраны осмотр въезжающих транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, при подозрении, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях; применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, установленных законодательством РФ.

Действия частных охранников должны быть регламентированы должностной инструкцией, типовые требования к которой утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.

Сегодня появилось немало публикаций в которых смешиваются понятия досмотр и осмотр транспортного средства и имущества.

Чем различаются два этих понятия?

Не лишним, думаю, будет и обращение к Толковому словарю Ожегова: «Осмотр – посмотреть на кого-либо, что-либо с разных сторон, обозреть, оглядеть. Досмотр – проверочный осмотр, просмотреть до конца, до какого-либо предела».

Мы можем видеть, что данные термины не идентичны по главному признаку – методу их внедрения, то есть указанные действия проводятся совершенно по-разному.

Действующие нормы административного права определяют досмотр как обследование транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности. Поскольку, согласно КРФоАП, досмотр является мерой административного обеспечения и ограничивает права граждан (согласно ч.3 ст.55 Конституции),то он может проводиться только при наличии условий, указанных в ст.27.9 КРФоАП (а это все тот же протокол и понятые).

Основаниями для досмотра являются:

— ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий,

— отказ водителя или граждан, сопровождающих грузы, от проведения осмотра транспортного средства и перевозимого груза;

— проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ, других вещей, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота и находящихся у граждан без специального разрешения, орудий совершения либо предметов преступления, орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Статья 27.1 КРФоАП содержит исчерпывающий перечень мер обеспечения производства по делу:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

10) временный запрет деятельности.

Как мы видим осмотр транспортного средства в перечне отсутствует. Таким образом, осмотр не является мерой обеспечения производства по делу.

Досмотр — это мера обеспечения производства по делу, в связи с чем КРФоАП (в отличие от осмотра) устанавливает порядок проведения, гарантии, права.

Порядок проведения. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии двух понятых, по результатам составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании (ст.27.9 КРФоАП, п.156, 163 Административного регламента). В силу п.2 ст.1.6 КРФоАП, применение уполномоченными на то органом или должностным лицом мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

Согласно ч.2 ст. 27.9 КРФоАП, досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

Гарантии. В соответствии с ч.3 ст.1.6 Кодекса при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Как установлено в ч.1 ст.1.6 Кодекса, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Соответственно, в ч.2 ст.27.1 Кодекса установлено, что вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В п.27 постановления Пленума ВС России от 24 марта 2005г. №5 разъяснено, что требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч.2 ст.27.1 Кодекса), подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.

Права. Согласно п.1 ч.4 ст.28.1 Кодекса с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении.

В силу п.1 ст.25.1 КРФоАП, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом

И самое главное — досмотр имеют право осуществлять только сотрудники государственных органов, уполномоченные законодательством на осуществление данной процессуальной нормы.

Осмотр также может являться процессуальным действием (глава 24 УПК). Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Но это не относится к рассматриваемому нами вопросу.

Частному охраннику представляется право проведения осмотра, как непроцессуального действия, которое можно определить как визуальное обследования транспортного средства и перевозимого (переносимого) имущества.

Осмотр проводится добровольно, как правило, в светлое время суток или на специально освещенной площадке и не предполагает физического контакта охранника с работником (посетителем, другими гражданами) и его (их) вещами, а так же ввозимым (вывозимом) имуществом.

Осмотр транспортного средства и груза проводится в присутствии водителя или сопровождающего (транспортирующего) его человека, о его проведении процессуальные документы не составляются.

Гражданин может отказаться от осмотра без объяснения причин, однако это не является основанием для проведения досмотра.

Действующим законодательством не запрещено использование при осмотре специального оборудования, металодетекторов, анализаторов плотности материалов или состава воздуха, иных технических средств. Установление такого права (как и оборудование КПП) может быть отнесено к Положению о пропускном режиме, разработанному заказчиком охранных услуг.

Основаниями для проведения осмотра транспортного средства и имущества, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого (вносимого, выносимого) имущества, могут являться:

— требования Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

— требования Положения о пропускном режиме, разработанного заказчиком охранных услуг;

— информация (ориентировки, указания) правоохранительных органов, администрации объекта охраны о возможных фактах хищения для пресечения неправомерно вывозимого (выносимого) имущества (товароматериальных ценностей);

— необходимость проведения сверки государственных номерных знаков транспортного средства с записями в регистрационных документах; наполнения кузова (багажника) автомобиля грузом; спецификации, количества и номенклатуры имущества (товароматериальных ценностей) с товаротранспортными (сопроводительными) накладными (материальными пропусками);

— наличие признаков несоответствия перевозимого (выносимого) груза данным, указанным в документах на перемещаемый груз.

В случаях отказа водителя или граждан, сопровождающих имущество, от проведения осмотра, в том числе опломбированного груза (за исключением таможенного и специального), а также при выявлении соответствующих оснований производится осмотр транспортного средства в присутствии представителя администрации охраняемого объекта (администрации заказчика).

При осмотре транспортного средства и груза, находящегося под таможенным контролем, сотрудник охраны сверяет данные таможенных документов с клеймами пломб.

При выявлении несоответствия вывозимого (выносимого) имущества сопроводительным документам дальнейшее движение транспортного средства ограничивается, груз и товаротранспортные документы передаются представителям администрации объекта охраны, о выявленных нарушениях информируется генеральный директор ЧОО, ответственный сотрудник администрации заказчика, при достаточных основаниях — правоохранительные органы (милиция).

По результатам проведения осмотра транспортного средства и груза при отсутствии оснований для осуществления других контрольных действий (пересчет, перевес), дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства.

Из анализа указанных норм права, можно сделать вывод о том, что и при осмотре и при досмотре сотрудник совершает обследование транспортного средства без нарушения его конструктивной целостности (то есть, снимать обшивку, бампер и т.п сотрудник не имеет права).

Отличия начинаются с того, что осмотр — это акт доброй воли. КРФоАП не наделяет гражданина при этом правами, предусмотренными в ст.25.1 КРФоАП (конечно, если к нему до этого не применили меру обеспечения производства по какому-либо делу, например, задержание), не регламентирует процедуру, не предоставляет гарантии, введен законодателем с целью ускорить и облегчить процедуру выявления правонарушений.

Данная статья является проблемной и предлагается для обсуждения всеми заинтересованными сторонами. Редакция журнала будет благодарна всем участникам дискуссии по предложенному вопросу.

Досмотр транспорта на кпп

5. Организация пропускного режима

5.1. Пропускной режим устанавливается администрацией предприятий, учреждений и организаций и предусматривает порядок прохода лиц и проезда транспортных средств на территорию объекта и обратно, выноса (вноса), вывоза (ввоза) материальных ценностей.
Пропускной режим может быть установлен как в целом по объекту, так и по отдельным его корпусам, зданиям, цехам, отделам, лабораториям, хранилищам и другим помещениям.
Осуществление пропускного режима возлагается на работников охраны.
5.2. С учетом специфики производства и установленного внутреннего трудового распорядка администрацией объекта разрабатывается и утверждается по согласованию с начальником отдела охраны инструкция о пропускном режиме.
5.3. Документом, дающим право на вход (выход) рабочих, служащих и других лиц на территорию (с территории) объекта является пропуск, ввоз (вывоз) грузов — товарно — транспортная накладная, внос (вынос) грузов — накладная, а на вынос (вывоз) имущества и ценностей, не связанных с производством, — материальный пропуск.
Пропуска и накладные являются документами строгой отчетности. Их выдача, учет и списание производится в установленном порядке.
5.4. Пропуска на право входа (выхода) по срокам действия подразделяются на постоянные, временные и разовые. По внешнему виду они должны отличаться друг от друга.
Постоянные пропуска выдаются рабочим и служащим, принятым на постоянную работу. Временные — лицам, выполняющим на объекте временную работу. Срок их действия определяется администрацией объекта.
Разовый пропуск служит для однократного посещения объекта и действителен только при предъявлении посетителем документа, удостоверяющего личность. При групповом посещении разовый пропуск выписывается на руководителя группы с указанием количества следующих с ним лиц и приложением поименного списка.
При выходе с объекта разовые пропуска с подписью должностных лиц и заверенные штампом или печатью изымаются на контрольно — пропускном пункте и по окончании рабочего дня сдаются в бюро пропусков либо администрации объекта.
5.5. При проходе посетителя на объект (с объекта) работник охраны должен сверить соответствие пропуска образцу, а фотокарточку на нем — с личностью предъявителя.
5.6. В нерабочие дни (нерабочее время) допуск лиц на территорию объекта производится только по письменному разрешению его руководителя или уполномоченных им на это работников.
5.7. При стихийных бедствиях, пожарах и других чрезвычайных событиях специальный транспорт с персоналом, а также аварийные бригады пропускаются на территорию беспрепятственно. Контроль при выезде указанного транспорта и выходе персонала и аварийных бригад производится в порядке, установленном руководителем объекта по согласованию с отделом охраны.
5.8. На территорию охраняемого объекта без пропусков по предъявлении служебного удостоверения пропускаются лица, которым такое право предоставлено действующим законодательством и собственником.
5.9. Порядок прохода на территорию объекта рабочих и служащих с хозяйственными сумками, чемоданами, свертками, а также проезда транспортных средств личного пользования определяется руководителем объекта.
5.10. При пропуске транспортных средств через контрольно — пропускной пункт работники охраны проверяют соответствие вывозимых (ввозимых) грузов данным сопроводительных документов согласно условиям договоров (по наименованию, количеству, весу и т.п.) и тщательно осматривают транспортное средство на предмет выявления возможного укрытия похищенной продукции, а при пропуске опломбированных (опечатанных) грузов сверяют пломбы (печати) с указанными в накладных.
5.11. Товарно — транспортные накладные регистрируются в книге учета (отдельно на ввозимые и вывозимые грузы) в строгом соответствии с порядком их поступления.
5.12. Для прохождения контроля транспортное средство устанавливается напротив эстакады (смотровой площадки). При необходимости администрация представляет охране схемы размещения грузов.
5.13. При выявлении несоответствия наименования или количества транспортируемого груза данным сопроводительных документов, транспортное средство и сопровождающие груз лица задерживаются; с участием представителей администрации проводится контрольная проверка и составляется акт (произвольной формы), который регистрируется в книге учета досмотров и правонарушений. Акт вместе с товарно — транспортной накладной под роспись передается руководителю объекта для принятия мер.
5.14. В случае установления контрольной проверкой факта хищения материальных ценностей старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом охраны немедленно докладывается в отдел охраны, орган внутренних дел и в установленном порядке составляется протокол (Приложение 9) с регистрацией в книге учета досмотров и правонарушений. Похищенное изымается, сдается по накладной представителю администрации объекта и хранится до принятия в установленном порядке решения. Протокол с прилагаемыми сопроводительными документами на груз и накладной в течение суток направляется в территориальный орган внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством.
5.15. Обнаруженные охраной подготовленные к хищению материальные ценности на территории объекта регистрируются в книге учета досмотров и правонарушений и сдаются по накладной материально — ответственным лицам в порядке, установленном администрацией объекта.
5.16. Книги учета досмотров и правонарушений, вывозимых (ввозимых), выносимых (вносимых) товарно — материальных ценностей и протоколы являются документами строгой отчетности. Эти книги прошнуровываются, пронумеровываются и скрепляются печатью отдела охраны, по заполнении сдаются в архив и хранятся три года. Бланки протоколов пронумеровываются типографским способом.
5.17. Контрольно — пропускные пункты (КПП) должны быть удобными для прохода людей, проезда транспорта и осуществления охраной пропускного режима. Они оборудуются комнатами для досмотра, камерами хранения личных вещей рабочих и служащих, турникетами, эстакадами, смотровыми площадками (ямами), механизированными воротами, шлагбаумами, вышками, предупредительными дорожным знаками, оснащаются досмотровой техникой, средствами пожаротушения, связи, тревожной и охранной сигнализацией.
В помещении КПП должна быть необходимая служебная документация: инструкция по пропускному режиму, технике безопасности; образцы всех видов пропусков, накладных, подписей лиц, которым дано право их подписывать; оттиски печатей, пломб, штампов; книги учета досмотров и правонарушений, вывозимых (ввозимых), выносимых (вносимых) товарно — материальных ценностей; бланки протоколов, актов, образцы их заполнения; план — схема расположения охраняемых обособленных помещений на территории объекта с указанием маршрута безопасного движения работников охраны; список телефонов всех дежурных служб, центрального и соседнего постов, руководителей объекта и подразделения охраны.
5.18. На случай пожаров и стихийных бедствий на объектах определяются места для прохода людей и проезда транспортных средств, которые должны быть закрыты и опечатаны (опломбированы) администрацией объекта. Ключи от них хранятся в опечатанном виде в караульном помещении или на КПП и передаются по сменам охраны под расписку.
5.19. Для выполнения работ по учету, оформлению и выдаче пропусков на объекте может быть организовано бюро пропусков, а там, где оно отсутствует, эту работу выполняет лицо, назначаемое руководителем объекта.
5.20. Бюро пропусков размещается в изолированном от производственной территории помещении, состоит из рабочей комнаты и комнаты посетителей, оборудуется средствами связи, сигнализации, обеспечивается необходимым инвентарем и имуществом. Допуск в рабочую комнату строго ограничивается.
5.21. Бланки всех видов пропусков хранятся в металлических шкафах (сейфах), выдаются и учитываются с регистрацией в специальных книгах (Приложения 10, 11).
5.22. Изъятые из обращения, погашенные, утерянные, но найденные после выдачи дубликата пропуска, испорченные бланки, утратившие силу образцы пропусков хранятся в течение установленного руководителем объекта срока, после чего уничтожаются по акту.
В акте на списание пропусков указывается дата, состав комиссии, количество уничтоженных пропусков раздельно по каждому виду и их номера. Акт подписывается членами комиссии, скрепляется печатью и утверждается руководителем объекта.
5.23. Правильность учета, хранения бланков и выдачи пропусков проверяется начальником военизированного или сторожевого подразделения не реже одного раза в квартал, а инвентаризация проводится в сроки, установленные руководителем объекта.
5.24. Для оформления всех видов пропусков бюро пропусков обеспечивается круглой рельефной металлической печатью для скрепления постоянных и временных пропусков, круглой каучуковой или треугольной — для скрепления разовых пропусков, штампами — «погашен», «образец», «временный» и др.
На все имеющиеся в бюро пропусков печати и штампы составляется опись, в которой против оттиска каждого штампа и печати дается описание его содержания и назначения, опись утверждается руководителем объекта и находится на хранении у руководителя военизированного или сторожевого подразделения.

6. Правила производства досмотра

6.1. Досмотр вещей лиц, находящихся в помещениях или на территории предприятий, организаций, а в исключительных случаях и личный досмотр производятся в целях пресечения мелких хищений имущества собственников и изъятия похищенного, при наличии у администрации или работников, осуществляющих охрану, достаточных данных о совершении хищения.
Досмотр производится в случаях:
— когда лицо застигнуто в момент совершения хищения или непосредственно после его совершения;
— наличия признаков совершения хищения в виде следов на одежде и вещах;
— когда очевидцы прямо укажут на данное лицо, как на совершившее хищение;
— нарушения пропускного режима;
— когда имеются показания технических средств.
6.2. Досмотр производится начальниками подразделений охраны объектов и лицами, непосредственно осуществляющими охрану, а также лицами, специально уполномоченными на это администрацией.
6.3. Досмотру должно предшествовать предложение лицу, в отношении которого имеются данные о совершении хищения, предъявить предметы, не подлежащие выносу из помещений и с территории предприятия, организации.
6.4. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии понятых того же пола в помещении или иных местах, исключающих доступ посторонних и отвечающих требованиям санитарии и гигиены.
Запрещается производить в одном помещении одновременно личный досмотр нескольких лиц.
6.5. После производства личного досмотра, а также в случае обнаружения при досмотре вещей каких-либо предметов, не подлежащих выносу из помещений и с территории предприятия, организации, лицом, производившим досмотр, составляется протокол, который подписывается им и понятыми, присутствовавшими при досмотре. Протокол регистрируется в книге учета досмотров и правонарушений и передается администрации предприятия, организации.
Обнаруженные у досматриваемого лица предметы, не подлежащие выносу из помещений и с территории предприятия, организации, изымаются, о чем делается соответствующая запись в протоколе.
6.6. В случае установления факта совершения мелкого хищения старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом охраны составляется протокол, который регистрируется в книге учета досмотров и правонарушений.
Направление протокола и сдача товарно — материальных ценностей осуществляется в соответствии с п. 5.14 настоящего Наставления.
6.7. Лица, производящие личный досмотр, а также досмотр вещей, обязаны быть внимательными и вежливыми в отношении досматриваемых, не должны допускать действий, унижающих их достоинство, и не вправе разглашать сведения, связанные с производством досмотра.
Лица, подвергнутые досмотру, могут обжаловать действия лиц, производивших досмотр, в установленном законом порядке.

Коллеги из ентого документа.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 марта 1993 г. N 121
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ И СТОРОЖЕВЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Полагаю у них на предприятии вневедомственная охрана.

да нет, наверное, из вопроса следует, что собственная служба безопасности.

так что там с ответами?

Закон ? 2487-1
Статья 14. Охранно-сыскные подразделения на предприятиях

Предприятия независимо от их организационно-правовых форм, расположенные на территории Российской Федерации, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя, с правом открытия текущих и расчетных счетов (далее — службы безопасности).
Руководители и персонал служб безопасности обязаны руководствоваться требованиями настоящего Закона и действовать на основании своих уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

Если в уставе есть полномочия СБ о проведении досмотра и это согласовано с МВД, полагаю проблем нет.

Статья 3. Виды частной детективной и охранной деятельности

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.
В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
5) поиск без вести пропавших граждан;
6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в настоящей статье.