Если угнали лизинговый автомобиль

Проще чем угнать

Набирающий обороты лизинг автомобилей увеличивает объем авторынка

В качестве одного из показателей, косвенно подтверждающих то, что экономика России оправилась от кризиса трехлетней давности, можно рассматривать увеличение объема заключаемых лизинговых сделок с автотранспортом. В ответ на запрос «Эксперта С-З» ведущие лизинговые компании, работающие на автомобильном рынке, отметили почти двукратный рост объемов заключаемых договоров по автотранспорту за первые пять месяцев этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года. И, по их мнению, это далеко не предел. Объемы лизинговых операций с автотранспортом могут увеличиться на порядок даже при нынешнем уровне доходов потребителей этой услуги. Но для этого все участники сделки должны стать гибче и демократичнее.

Потенциал автомобильного лизинга очень высок, так как экономическую выгоду от заключения договора получают все его участники. В сделке по передаче автомобиля в лизинг участвуют четыре стороны: лизингодатель (лизинговая компания), лизингополучатель (компания, которая будет эксплуатировать автомобиль), банк и страховая компания (см. схему). Проблемы начинаются уже на первом шаге.

До сих пор многие петербургские автомобильные дилеры не предлагают в списке своих услуг продажу через лизинг. Очень распространена ситуация, когда дилер сам отговаривает покупателя от заключения лизингового договора. Причина этого в том, что процедура рассмотрения заявки на лизинг в лизинговой компании занимает от двух недель до полутора месяцев. При этом никто не даст гарантию, что будет принято положительное решение или что сделка не распадется из-за дополнительно выдвинутых лизинговой компанией условий. А покупатель за это время может уйти.

Чаще всего покупатель предпочитает прибрести именно тот конкретный автомобиль, который он выбрал. Из-за этого в случае покупки в лизинг дилер вынужден «держать» машину в течение всего срока рассмотрения заявки. Хороший дилер реализует около 30 легковых автомобилей в месяц. Задержка пары машин на срок более двух недель вызовет падение оборота, а значит, снижение финансовых результатов компании.

Если дилер не имеет устоявшихся партнерских отношений с лизинговой компанией, то последняя вполне может рекомендовать обратившемуся клиенту воспользоваться услугами другого дилера. Если окажется, что указанный дилер является эксклюзивным представителем автопроизводителя в регионе, то покупателя могут уговорить выбрать другую марку автомобиля. Впрочем, как заметил Даниил Карпиченко (начальник отдела продаж компании «Вехо»), хороший продавец может настроить клиента так, что никакой другой автомобиль тот не захочет.

Лизингодатель и банк

Лизинговая компания принимает решение о заключении сделки на основании представленных учредительных документов покупателя, баланса за отчетный период и сведений о движении средств по банковским счетам. Как правило, этого списка вполне достаточно. Некоторые лизинговые компании требуют предоставления бизнес-плана или технико-экономического обоснования, что сделать крайне проблематично. Легковой автомобиль сам не зарабатывает денег, выполняя «разгонную» или представительскую функцию, что делает написание таких документов бессмысленным.

Отпугивает потенциальных клиентов лизинга и необходимость внесения залога. Залог требуют, как правило, за неликвидную на вторичном рынке технику. Также практикуется залог в том случае, если клиент не хочет платить первый взнос. Ряд лизинговых компаний берет залог вне зависимости от выбранной техники, будь то сделанный на заказ мощный кран или представительский автомобиль.

У любой лизинговой компании есть свои пределы по сумме предоставленных в лизинг автомобилей. Они определяются банком, который фактически кредитует лизинговую компанию на приобретение техники. Таким образом, максимальный размер договора зависит от банка, с которым работает компания. Впрочем, все зависит от конкретной ситуации. Так, по словам заместителя генерального директора компании «ПЛ-Лизинг» Вячеслава Брадчикова, за всю историю работы компании не было такого случая, чтобы банк оказался неспособен выдать кредит на сумму договора.

Нередко клиенты просят у лизинговой компании предоставить им право свободно выбирать страховую компанию. Многие предприятия уже имеют отношения с какой-либо страховой компанией, пользуются скидками и льготами и не хотят плодить лишние документы. Поэтому когда лизинговая компания навязывает свою страховую компанию, это вызывает недовольство клиента. Клиенты недовольны и в том случае, когда все форс-мажорные обстоятельства договор лизинга трактует в пользу лизингодателя.

Главное, в чем сходятся все заинтересованные в лизинге стороны, — это недостаточная просветительская работа лизинговых компаний. Руководители предприятий, как правило, имеют весьма поверхностные знания о схемах лизинга и тех преимуществах, которые дает их реализация. Эта работа очень кропотливая и требует высоких затрат, на которые лизинговые компании пока не готовы.

Даже при стремлении компаний к финансовой прозрачности фирмы зачастую предпочитают старые схемы приобретения автотранспорта, которые, как ни странно, обходятся даже дороже лизинговых (см. таблицу). Главным тормозом на пути лизинга, особенно дорогих представительских автомобилей, чаще всего выступают отношения собственника предприятия и наемного менеджмента. Собственники не одобряют лизинг, так как подозревают менеджеров в стремлении по истечении его срока стать собственником дорогого автомобиля за бесценок. Действующая для автомобильного лизинга ускоренная амортизация с коэффициентом 3 позволяет в течение трех лет списать автомобиль и реализовать его за символическую плату. Это нередко является одним из мотивов при принятии решения о лизинге.

Все к лучшему

По словам коммерческого директора компании «Евросиб-Авто» Сергея Вайнера, лизинг значительно расширяет рынок, так как приводит в салоны тех покупателей, которые на обычных условиях приобрести автомобиль не могут. Покупатель получает рассрочку, ускоренную амортизацию, сокращает налогооблагаемую базу, уходит от необходимости содержать автохозяйство. Кроме того, автомобиль может стать для всех участников сделки «пробным камнем» перед приобретением в лизинг дорогостоящего оборудования, недвижимости, получения кредита. Страховая компания получает хорошо предсказуемого клиента, может рассчитывать свои риски и прививает культуру страхования.

Разные лизинговые компании приобретают для своих клиентов от 8 до 250 автомобилей в год. Как правило, автомобильный лизинг не является приоритетным в деятельности компаний. Исключением являются «ПЛ-лизинг» и «БАЛТ-ИНВЕСТ». У последней доля автомобилей в общем объеме бизнеса составляет около 75%. По нашим расчетам, основанным на данных лизинговых компаний, общий объем рынка в 2001 году составит около 18 млн долларов, что примерно на 8 млн меньше объема прошлого года. Результаты 2002 года должны превысить 25 млн долларов. Тому есть хорошие предпосылки.

Как утверждает Сергей Вайнер, специально для работы с клиентами, выбравшими приобретение в кредит или лизинг, в салоне компании работает отдельный менеджер, который помогает клиенту выбрать оптимальную финансовую схему и лизинговую компанию. В настоящее время сразу несколько дилеров предлагают лизинговым компаниям выкуп машины клиента по ее остаточной стоимости или принятие в зачет при покупке новой в качестве авансового платежа. Это снимает перед лизинговой компанией задачу реализации автомобиля в случае нарушения лизингового контракта и в случае появления у клиента желания продать машину.

Из приведенной таблицы видно, как компания может сэкономить на лизинге даже в абсолютном выражении. Среднее удорожание автомобиля при лизинговой сделке составляет около 10% в год, или около 26% за весь срок лизинга. Некоторые дилеры идут навстречу клиентам, выбравшим лизинг. Так, «Лаура» (дилер GM) предоставляет скидку 10% при покупке в лизинг более 2 машин. Кроме того, ряд автопроизводителей (например, Nissan и Kia) предоставляют гарантию на весь срок лизинга (до 3 лет), влияя таким образом на выбор клиентов лизинга. Кроме того, некоторые лизинговые компании предоставляют автомобили в лизинг даже частным лицам (как правило, топ-менеджерам крупных компаний). В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится проект изменений в Налоговом Кодексе, который затрагивает также и вопросы лизинга. Так, депутатов волнует факт приобретения физическими лицами дорогих автомобилей после того, как они прошли списание с баланса по ускоренной амортизации. Налицо легальный способ ухода от налогов. Поэтому предлагается уменьшить коэффициент ускоренной амортизации с 3 до 2, что продлит срок списания автомобиля. Впрочем, вряд ли кто откажется стать владельцем трехлетнего Mercedes, приобретенного в салоне за 80 тыс. долларов, заплатив всего двадцать тысяч, а то и вовсе подождать пять лет, чтобы купить его за пятьсот рублей. Да и представители лизинговых компаний и продавцы автомобилей также не считают, что новый закон внесет большие изменения в динамику развития лизинга.

В США 97% всех продаж автомобилей осуществляется в кредит или через лизинг. Доля лизинга в этом объеме составляет около 40%. Схема лизинга отличается от принятой в РФ. Лизинговые платежи рассчитываются исходя не из общей стоимости автомобиля с учетом маржи банка и лизинговой компании (ЛК), а исходя из разницы между стоимостью новой машины с учетом доли банка и ЛК и стоимостью подержанной на момент окончания договора лизинга. Это позволяет значительно сократить размеры ежемесячных выплат по договору лизинга. Естественно, пробег влияет на стоимость машины, поэтому максимальный пробег автомобиля ограничен. В случае его превышения клиент платит отдельно за каждую милю. При продаже в лизинг автопроизводители централизованно дают скидку дилеру. Размер этой скидки покрывает издержки клиента при выборе лизинга так, что увеличения стоимости машины он не замечает. По окончании договора лизинга клиент может выкупить автомобиль, но редко пользуется этим правом, так как стоимость приобретения подержанной машины по затратам оказывается сравнима с приобретением новой. Получить автомобиль в лизинг может даже физическое лицо. Для этого достаточно назвать номер социального страхования, по которому продавец может узнать всю кредитную историю клиента и принять решение о заключении сделки, воспользовавшись советом, содержащимся в электронном досье клиента.

Если угнали лизинговый автомобиль

Угнали пионеры авто с документами. Авто приобретено юриком в лизинг и числится на балансе лизингодателя. Выгодоприобретатель лизинговая компания. СК отказала в выплате страхового возмещения.
Прошу помощи в следующих вопросах:
1. Надо ли ЛК привлекать в процесс
2. Т.к. выгодоприобретатель по страховому случаю «угон» ЛК , что просить у суда — обязать страхователю уплатить страховое возмещение или ЛК .
ЛК сама никаких требований к СК не выдвигал , ЛК пофиг — мы ей исправно платим лизинговые платежи.

Пока написал иск в котором — ЛК не привлекается в процесс. 2 стороны мы и СК. Прошу суд взыскать с СК бабло в пользу истца (страхователь).

Может я накосячил .

Собственно не обязательно.
Вы подаете иск о взыскании страхового возмещения.
Суд на основании договора страхования взыщет в пользу выгодоприобретателя в части неоплаченной суммы по договору лизинга, все остальное причитается страхователю. Полагаю условия Вашего договора идентичные.
Важно посмотреть правила страхования, т.к. там может быть зарыта причина отказа по обстоятельству, описанному Вами (оставление документов в авто).
В ряде компаний в правилах это забито, как элемент противодействия мошенничеству.
В любом случае в иске просите принудить страховую исполнить обязательство по договору страхования, выплатить страховое возмещение по страховому случаю.
Если просить для страхователя, то суд может отказать, однако при условии, что Вы исполнили обязательство по договору лизинга, то суд может взыскать в Вашу пользу.

Суд может отказать в удовлетворении иска.

в правилах написано, что должны предоставить свидетельство о регистрации авто. оно спионерено вместе в машинкой. отказ именно по причине , что не предоставили все документы необходимые для выплаты и еще есть пунк , что СК может отказать если страхователь оставил в угнаном авто регистрационные документы.

Т.е. я правильно написал что в мою пользу взыскать страховое возмещение. или все ж сделать так:
1. Привлечь лизинговую компанию в качестве 3 лица не заявляющего самостоятельных требованией.
2. Просить суд взыскать в пользу выгодоприобретателя страховое возмещение.

Напишите, что просите взыскать в пользу страхователя и выгодоприобретателя, согласно договору страхования.

Шансов конечно не много, но бороться надоть.

У них к сожалению есть практика побед по этим спорам в судах.
Но попробуйте.

Нет, не так.
В первую очередь нарушено право страхователя.
Договор заключен между Страхователем и Страховщиком. Споры возникают между сторонами договра, а это юрик и Ингосстрах.
Вы иск подаете о взыскании страхового возмещения по заключенному Вами договору.
ЛК может вообще курить.

думаю нет ибо тебе все равно лиз платежи ему перечислить надо, в противном случае обязательство будет исполненно ибо страховое возмещение покроет твои платежы.

mvv
Поймите, ради Бога, что юрик сторона по договору.
Разрешая спор он не может быть признан ненадлежащим истцом (не ответчиком. ).
Ответчик Ингосстрах.

Бумажка, выданная Вам ЛК не меняет ничего, может только усложнить дело.
Поскольку договором Лизинга может быть предусмотрено, что выгодоприобретателем может быть исключительно ЛК в части непогашенной задолжноси по договору Лизинга.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ», 2018.

Предмет лизинга утрачен. Что получит лизингополучатель?

Всем добрый день.

Страховать предмет лизинга — обязательно. Это всем известно. Такой закон. Платит обычно за это лизингополучатель. Либо напрямую со своего счета, либо «внутри» лизинговых платежей.

Рассмотрим пример. Будет немного цифр.

Приобретается Туарег. Стоимость 3 млн рублей. Аванс 33% (для простоты — 1 млн). Лизинговый договор на 4 млн. Лизингополучатель его страхует своими деньгами и думает, что он себя обезопасил (каско 150 тыс. рублей в год). Выгодоприобретатель — лизингодатель.

Берем крайний случай. Машина попадает в угон/тотал в первый месяц.

По правилам лизинговых компаний, страховку получают они, а лизингодателю перечисляется остаток средств, оставшихся после закрытия лизингового договора (т.е. всех лизинговых платежей = сумма закрытия сделки).

Лизингополучатель заплатил 1 млн аванса. Значит, сумма закрытия сделки = 4 млн — 1 млн = 3 млн.
3 млн Лизингодатель получил на свой счет по Каско. Нечего перечислять лизингодателю.
Лизингодатель «попал» на аванс, на оплату каско, осаго, постановку на учет. Т.е. вроде застраховался, но теряет 1.2 млн.

Проверил на трех лизинговых. Везде так.

В чем-то ошибка? Я не те смотрел лизинговые компании? Возможные пути решения?

Лизинговый автомобиль: сегодня был, а завтра его нет

Если несчастный случай (авария или угон) произошел с автомобилем, который приобретен по договору лизинга, последствия затронут как лизингодателя, так и лизингополучателя. Налоговый и бухгалтерский учет операций, связанных с наступлением страхового случая, будет зависеть от многих факторов. О них и поговорим.

У лизинга есть свои особенности

Лизинг является особым видом аренды. Правовым основам лизинга (так называемой финансовой аренды) посвящен отдельный параграф главы 34 «Аренда» ГК РФ, а также Федеральный закон от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон № 164-ФЗ).

Гражданский кодекс определяет договор лизинга как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих у арендодателя в связи с приобретением в собственность имущества и предоставлением его арендатору во временное владение и пользование за плату.

Важной особенностью лизинговых операций является то обстоятельство, что предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя во время всего срока действия лизингового договора (ст. 11 Закона № 164-ФЗ). В то же время к лизингополучателю в полном объеме переходит право владения и пользования предметом лизинга с момента его получения, если договором лизинга не установлено иное. Одновременно к лизингополучателю переходит и риск случайной гибели или случайной порчи арендованного имущества, если иное не предусмотрено договором финансовой аренды (ст. 669 ГК РФ). С момента фактической приемки лизингополучатель несет ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при монтаже или эксплуатации предмета лизинга, и иные имущественные риски, если иное не предусмотрено договором лизинга (п. 1 ст. 22 Закона № 164-ФЗ).

Таким образом, в обычных условиях при лизинге складывается ситуация, когда лизингодатель является юридическим собственником имущества, в то время как лизингополучатель — его экономическим собственником. Заметим, что стороны договора лизинга могут установить иной порядок распределения рисков по своему усмотрению.

По взаимному соглашению сторон договора лизинговое имущество может учитываться на балансе лизингодателя или лизингополучателя (п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 31 Закона № 164-ФЗ). Независимо от того, на чьем балансе учтено лизинговое имущество, собственником его остается лизингодатель.

Оформляем страховку авто

Предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом и до момента окончания срока действия договора лизинга, если иное не предусмотрено договором. Стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяются договорами лизинга и страхования (ст. 21 Закона № 164-ФЗ, п. 1 ст. 930 ГК РФ). Если страхователем выступает лизингодатель, как правило, он потом включает эти расходы в сумму лизинговых платежей. Таким образом, фактически расходы по страхованию имущественных рисков в любом случае несет лизингополучатель, вне зависимости от того, кто является страхователем по договору лизинга.

Особое значение имеет вопрос о том, кто является выгодоприобретателем по договору страхования. Как следует из п. 1 ст. 930 ГК РФ, предмет лизинга может быть застрахован по договору страхования как в пользу лизингодателя, так и в пользу лизингополучателя. Решение этого вопроса напрямую связано с тем, кто несет риск утраты и повреждения лизингового имущества. Как мы уже сказали выше, по общему правилу, установленному ст. 669 ГК РФ, риск случайной гибели или случайной порчи лизингового имущества переходит к лизингополучателю в момент передачи ему имущества. Следовательно, если риск утраты и повреждения предмета лизинга переходит к лизингополучателю, то и страхование лизингового имущества должно быть осуществлено в его пользу. В то же время бремя убытков при утрате лизингового имущества ложится на лизингодателя как его юридического собственника. Поэтому выгодоприобретателем по договору страхования для случая повреждения лизингового имущества целесо­образно назначать лизингополучателя, а для случая его утраты — лизингодателя.

При расчете налога на прибыль расходы по имущественному страхованию учитываются на основании ст. 263 НК РФ. Это правило применяется независимо от того, на чьем балансе находится лизинговое имущество (письмо Минфина России от 20.02.2008 № 03-03-06/1/119).

Для получения права эксплуатировать транспортное средство организация, получившая автомобиль в лизинг, должна застраховать автогражданскую ответственность. Расходы по договору ОСАГО, заключенному в соответствии с законодательством РФ, можно учесть при расчете налога на прибыль организаций (п. 1 ст. 263, п. 6 ст. 272 НК РФ).

Страховой случай наступил

При учете операций, связанных с наступлением страхового случая при эксплуатации лизингового автомобиля, имеет значение, кто является выгодоприобретателем по договору страхования. Как мы уже отметили выше, по нашему мнению, выгодоприобретателем при страховании лизингового имущества должно быть лицо, которое несет убытки или расходы в связи с наступлением страхового случая. Несоблюдение этого правила может привести к проблемам в бухгалтерском и налоговом учете. Поэтому при заключении договора страхования нужно обратить особое внимание на этот момент.

Все страховые случаи (применительно к ситуации, когда предметом лизинга является автомобиль) можно отнести к одной из двух основных категорий:

— повлекли повреждение предмета лизинга, который подлежит восстановлению путем ремонта;

— повлекли утрату и (или) конструктивную гибель предмета лизинга, который восстановлению не подлежит или его восстановление экономически нецелесообразно.

Важно!

Для правильного отражения операций, связанных с утратой или повреждением лизингового имущества, бухгалтеру нужно обращать внимание как на условия договора лизинга (у кого на балансе учтено имущество, условия страхования, условия возмещения ущерба), так и на условия договора страхования (какая из сторон является страхователем и какая — выгодоприобретателем).

Авто подлежит ремонту

В случае повреждения имущества расходы по восстановлению предмета лизинга по умолчанию возлагаются на лизингополучателя, при этом он не освобождается от уплаты лизинговых платежей. В то же время лизингополучателю необходимо покрыть свои расходы за счет страхового возмещения.

Лизингополучатель, он же выгодоприобретатель

Если лизингополучатель выступает в договоре страхования выгодоприобретателем, проблем у него не возникает. Полученное страховое возмещение отражается во внереализационных доходах (п. 3 ст. 250 НК РФ). Стоимость ремонта лизингополучатель учитывает при расчете налога на прибыль в составе расходов (п. 2 ст. 260 НК РФ). Главное, чтобы такие затраты были экономически обоснованны, документально подтверждены и на основании договора лизинга обязанность ремонта предмета лизинга возлагалась именно на лизингополучателя.

Обратите внимание!

Если страховое возмещение не покрывает расходы на ремонт поврежденного авто, перерасход можно также учесть при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 31.03.2009 № 03-03-06/2/70). НДС со стоимости ремонтных работ можно принять к вычету.

В бухгалтерском учете данная операция отражается так:

Дебет 51 Кредит 76

— получено страховое возмещение;

Дебет 76 Кредит 91-1

— отражено в составе внереализационных доходов страховое возмещение;

Дебет 26 (20, 44) Кредит 60

— признаны расходы на ремонт лизингового автомобиля;

Дебет 19 Кредит 60

— учтен НДС со стоимости ремонтных работ;

Дебет 68 Кредит 19

— принят к вычету НДС.

У лизингодателя эта операция не отражается в учете.

Лизингодатель, он же выгодопри­обретатель

Если выгодоприобретателем в договоре страхования по данному страховому случаю назначен лизингодатель, и он получает страховое возмещение, могут возникнуть проблемы. Это связано с тем, что фактические расходы, связанные со страховым случаем, возникают у одной стороны (лизингополучателя), а доход в виде страхового возмещения — у другой стороны (лизингодателя).

Перевод страхового возмещения в адрес лизингополучателя влечет для лизингодателя проблему, связанную с налогом на прибыль. Несмотря на то, что страховое возмещение будет перечислено лизингополучателю, лизингодатель обязан отразить его при расчете налога на прибыль в составе доходов. Ведь суммы страхового возмещения, полученные по договорам страхования, не по­именованы в составе доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании ст. 251 НК РФ. Поэтому в соответствии со ст. 250 НК РФ они должны быть учтены как прочие внереализационные доходы. Аналогичной позиции придерживаются и контролирующие органы (письма Минфина России от 08.10.2009 № 03-03-06/1/656, от 16.10.2009 № 03-03-06/2/194, письмо УФНС России по г. Москве от 15.01.2007 №19-11/2462). В то же время у лизингодателя нет оснований для учета в составе расходов страховой премии, перечисленной лизингополучателем.

Иногда лизинговые компании включают в договоры лизинга формулировку, предусматривающую зачет полученного лизингодателем страхового возмещения в оплату очередных лизинговых платежей.

Такой зачет также создает риски, поскольку страховое возмещение — это самостоятельный вид дохода, который по правилам бухгалтерского и налогового учета обязательно отражается в составе прочих (внереализационных) доходов лизингодателя помимо начисленной выручки по лизинговым платежам. В свою очередь, освобождение лизингополучателя от обязательств по уплате лизинговых платежей в зачитываемой сумме может быть квалифицировано как прощение долга.

В этом случае лизингополучатель в бухгалтерском учете сделает проводки:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 60

— начислен лизинговый платеж;

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 60 Кредит 91-1

— отражено списание задолженности по лизинговым платежам в размере страхового возмещения (в порядке зачета), квалифицируемой как прощение долга;

Дебет 91-2 Кредит 68-2

В налоговом учете лизингополучателя также должен быть отражен внереализационный доход в сумме страхового возмещения. Что касается отражения лизингополучателем в рассматриваемой ситуации расходов на ремонт, их можно учесть при расчете налога на прибыль как и в случае, когда страховое возмещение получает лизингополучатель.

В учете лизингодателя, если он является выгодоприобретателем по договору страхования, делаются следующие записи:

Дебет 51 Кредит 76

— получено страховое возмещение от страховщика;

Дебет 76 Кредит 91-1

— отражен внереализационный доход;

Дебет 62 Кредит 90

— начислена выручка по договору лизинга в суммах по графику лизинговых платежей;

Дебет 90 Кредит 68

— начислен НДС по лизинговому платежу.

Далее необходимо отразить списание задолженности по лизинговым платежам в размере страхового возмещения (в порядке зачета суммы страхового возмещения в уплату лизинговых платежей), квалифицируемое как прощение долга:

Дебет 91-2 Кредит 62

— отражен расход, который не будет приниматься для целей налогового учета.

Так как расходы на ремонт автомобиля, как правило, несет лизингополучатель, он их и учитывает. При методе начисления внереализационные доходы в виде страхового возмещения признают на дату принятия страховой компанией решения о возмещении ущерба (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ), а при кассовом методе — в день поступления средств на счета в банках или в кассу (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Расстаемся с авто

Транспортное средство, находящееся в лизинге, может быть утрачено вследствие угона, хищения, а также в результате конструктивной гибели, когда оно восстановлению не подлежит или его восстановление является экономически нецелесообразным. Утрата предмета лизинга или потеря им своих функций по вине лизингополучателя не освобождает последнего от обязательств по договору лизинга, если договором лизинга не установлено иное (ст. 26 Закона № 164-ФЗ). В то же время, поскольку в отсутствие предмета аренды арендные отношения автоматически прекращаются, суммы, выплачиваемые лизингополучателем лизингодателю после утраты имущества в порядке погашения убытков юридического собственника, должны квалифицироваться не как лизинговые платежи, а как возмещение ущерба. Если первоначально договором лизинга отношения сторон в случае утраты передаваемого в лизинг имущества не определены, как правило, подписывают дополнительное соглашение о досрочном растор­жении договора и определяют условия возмещения убытков.

В любом случае при утрате предмета лизинга лизинговой компании важно получить от страховой компании либо от лизингополучателя общую сумму денежных средств, которая бы покрыла остаток не возмещенных затрат лизингодателя.

Общую сумму денежных средств, получаемых лизингодателем по конкретной лизинговой сделке до и после утраты объекта лизинга, можно разбить на следующие составляющие:

— непосредственно лизинговые платежи за пользование транспортным средством до момента его утраты, которые были начислены за этот период. Признаются в качестве выручки от реализации в бухгалтерском и в налоговом учете;

— суммы, полученные как лизинговые платежи, но не признанные на момент утраты в качестве выручки за пользование транспортным средством (в частности, незачтенный аванс);

— сумма страхового возмещения, полученного от страховой компании;

— суммы, полученные дополнительно от лизингополучателя в случае, когда страхового возмещения не хватило для покрытия понесенных расходов либо в возмещении отказано. Не возмещенные страховой компанией убытки (например, по причине установления вины в страховом случае страхователя) лизингодатель вправе взыскать с лизингополучателя (ст. 669 ГК РФ, п. 1 ст. 22 Закона № 164-ФЗ и постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.12.2007 № А21-7140/2006).

Сумма страхового возмещения и дополнительные суммы, подлежащие получению от лизингополучателя в погашение убытков от утраты, признаются в бухгалтерском учете в составе прочих доходов, а в налоговом учете — в составе внереализационных доходов в виде сумм возмещения убытков (п. 3 ст. 250 НК РФ).

Что касается суммы не зачтенного ранее аванса, доначисление его в качестве выручки за пользование имуществом не совсем корректно, поскольку плата за пользование подразумевает отнесение ее к конкретному периоду. Поэтому ту часть аванса, которая относится к периоду после утраты автомобиля, логично зачесть в счет суммы возмещения убытков, что необходимо зафиксировать в соглашении сторон, подписываемом на момент закрытия сделки.

Правильная квалификация указанных сумм в дополнительном соглашении позволит избежать претензий налоговых органов в части обложения их НДС. Если выручка от реализации подлежит обложению НДС, возмещение убытков объектом обложения НДС не является.

На практике возможна ситуация, когда сумма полученного страхового возмещения превышает недостающую сумму для покрытия лизингодателем своих затрат. В этом случае излишек, как правило, возвращается лизингополучателю. Источником возврата должна являться сумма незачтенного аванса. Но если таковая отсутствует и возврат осуществляется из средств полученного страхового возмещения, у лизингодателя возникает расход, который нельзя учесть для налога на прибыль. Чтобы избежать потерь, стоит зафиксировать в соглашении, что указанная сумма возвращается лизингополучателю за вычетом налога на прибыль.

Если транспортное средство до момента утраты учитывалось на балансе лизингодателя, инвентаризационная комиссия фиксирует факт недостачи, на основании которого автомобиль списывают с баланса. В отсутствие виновных лиц убыток от списания остаточной стоимости предмета лизинга в результате утраты отражается в бухгалтерском учете в составе прочих расходов. Для целей налогового учета убытки от хищений, стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций можно учесть в составе внереализационных расходов на основании подп. 5 и 6 п. 2 ст. 265 НК РФ. Наличие убытка должно быть в обязательном порядке подтверждено документами соответствующих органов и инвентаризационными актами. Лизингополучатель списывает автомобиль с забалансового учета также в соответствии с актом инвентаризации и переносит задолженность по лизинговым платежам в дебет счета 76.

В ситуации, когда выявлены лица, виновные в утрате имущества, недостачи на балансе лизингодателя относятся на счет таких лиц, а разница между суммой договора лизинга и недоамортизированной стоимостью выбывшего имущества отражается на субсчете 4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» к счету 98.

Автомобиль, который был учтен на балансе лизингополучателя, в случае утраты списывают с баланса, отражая результаты выбытия на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Сумму недостачи относят в дебет субсчета 2 «Расчеты по претензиям» счета 76. Кроме того, лизингополучатель должен компенсировать разницу между суммой непогашенных лизинговых платежей и выявленной недостачей, учтенной на субсчете «Расчеты по претензиям» к счету 76 в соответствии с графиком возмещения ущерба. Лизингодатель списывает транспортное средство с забалансового учета.

В случае хищения (угона) транспортного средства убытки можно признать в расходах только при документальном подтверждении факта отсутствия виновных лиц. Таким документом может быть копия постановления о приостановлении уголовного дела в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (письма Минфина России от 20.06.2011 № 03-03-06/1/365, от 27.08.2010 № 03-03-06/4/81). Указанные убытки учитываются в составе расходов того отчетного (налогового) периода, в котором вынесено постановление о приостановлении.

Еще одна ситуация, которая вызывает много сложностей в учете, — это наличие годных остатков, образующихся в результате конструктивной гибели предмета лизинга. В этом случае можно отказаться от оставшегося имущества в пользу страховой компании в обмен на получение страхового возмещения стоимости предмета лизинга в полном объеме. Еще один возможный вариант: страховая компания выплачивает страховое возмещение лизингодателю за вычетом стоимости годных остатков, а недостающую сумму возмещает лизингополучатель, у которого остается имущество.

В любом случае необходимо отразить в учете операции по реализации имущества, поскольку происходит переход права собственности на годные остатки к другому лицу. И прежде чем отразить реализацию — принять к учету остатки имущества по рыночной стоимости и учесть их в составе внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ). С 1 января 2010 г. при реализации имущества эта стоимость в сумме учтенного ранее дохода может быть полностью списана на расходы для целей налога на прибыль.

Если автомобиль до момента утраты учитывался на балансе лизингодателя, назначенного выгодоприобретателем по договору страхования, в бухучете лизингодателя будут сделаны следующие проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1

— начислены лизинговые платежи до утраты автомобиля в суммах по графику лизинговых платежей;

Дебет 90 Кредит 68

Далее на основании инвентаризационного акта автомобиль списывают с баланса по факту утраты:

Дебет 02 Кредит 01

— учтена ранее начисленная амортизация;

Дебет 91-2 Кредит 01

— учтен внереализационный расход.

При получении страхового возмещения проводки будут такими:

Дебет 51 Кредит 76

— получено страховое возмещение;

Дебет 76 Кредит 91-1

— отражен внереализационный доход.

Начисление дополнительного возмещения в пользу лизингодателя и зачет части аванса отражаются следующими проводками:

Дебет 76 Кредит 91-1

— отражен внереализационный доход;

Дебет 62 Кредит 76

Дебет 51 Кредит 76

— получены средства от лизингополучателя в счет оплаты ущерба.

В бухгалтерском учете лизингополучателя будут сделаны следующие проводки:

Дебет 20 (26) Кредит 60

— начислены лизинговые платежи до момента утраты автомобиля в суммах по графику лизинговых платежей;

Дебет 19 Кредит 60

— списан автомобиль с забалансового счета по факту утраты (на основании инвентаризационного акта);

Дебет 91-2 Кредит 76

— начислено дополнительное возмещение в пользу лизингодателя;

Дебет 76 Кредит 60

Дебет 76 Кредит 51

— переведены средства в счет оплаты ущерба.

Теперь рассмотрим порядок бухгалтерского учета для ситуации, когда утраченный автомобиль (ДТП с невозможностью восстановления авто) учитывался на балансе лизингополучателя и он же являлся выгодоприобретателем по договору страхования. В этом случае учет у лизингодателя будет выглядеть следующим образом:

Дебет 62 Кредит 90-1

— начислены лизинговые платежи до момента утраты авто в суммах по графику лизинговых платежей;

Дебет 90 Кредит 68

— списан автомобиль с забалансового счета по факту утраты (инвентаризационный акт) в сумме первоначальной стоимости;

Дебет 76 Кредит 91-1

— начислено возмещение, полученное от лизингополучателя;

Дебет 62 Кредит 76

Дебет 51 Кредит 76

— получены средства от лизингополучателя в счет оплаты ущерба.

У лизингополучателя проводки будут такими:

Дебет 20 (26) Кредит 60

— начислены лизинговые платежи до момента утраты автомобиля в суммах по графику платежей;

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 02 Кредит 01

— отражена начисленная по автомобилю амортизация;

Дебет 91 Кредит 01

— списан автомобиль с баланса по факту его утраты (инвентаризационный акт);

Дебет 10 Кредит 91-1

— оприходованы годные остатки по рыночным ценам;

Дебет 51 Кредит 76

— получено страховое возмещение;

Дебет 76 Кредит 91-1

— отражен доход в сумме страхового возмещения;

Дебет 91-2 Кредит 76

— начислено дополнительное возмещение в пользу лизингодателя;

Дебет 76 Кредит 60

Дебет 76 Кредит 51

— перечислены средства в счет оплаты ущерба.

Обратите внимание!

Из-за различий в правилах бухгалтерского и налогового учета суммы, отражаемые на счетах бухгалтерского учета, могут не совпадать с суммами расходов и доходов, принимаемых для целей налогообложения. В этом случае бухгалтер должен обратиться к положениям ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Возникающие разницы, как правило, связаны с тем, что отдельные расходы не учитываются для целей налогообложения прибыли. Такие разницы носят постоянный характер, что приводит к необходимости отражать в бухгалтерском учете постоянное налоговое обязательство:

Дебет 99 Кредит 68

Неоднозначным является вопрос о необходимости восстановления сумм НДС, ранее принятого к вычету, по утраченному имуществу исходя из его остаточной стоимости. Пункт 3 ст. 170 НК РФ содержит закрытый перечень случаев, когда НДС подлежит восстановлению, и утрата имущества в нем не поименована. То есть формально обязанность по восстановлению НДС у лизинговой компании отсутствует, что подтверждает многочисленная арбитражная практика. Однако Минфин России придерживается противоположной позиции по этому поводу, указывая на необходимость восстановления НДС и мотивируя это тем, что имущество прекращает использоваться для налогооблагаемых операций (письмо от 29.01.2009 № 03-07-11/22).

Угон лизингового автомобиля

На основании каких документов списывается в учете угнанный лизинговый автомобиль, находящийся на забалансовом счете бухгалтерского учета.

Необходимо написать заявление об угоне (хищении) автомобиля и получить в полиции талон-уведомление о принятии заявления об угоне авто (Пункты 1, 2 ст. 140 УПК РФ; п. 22 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утв. Приказом МВД России от 04 05.2010 N 333). После получения заявления об угоне полиция выносит постановление о возбуждении уголовного дела (Части 1, 4 ст. 146 УПК РФ) Также лучше сразу попросить в полиции справку об угоне автомобиля. Эту справку в произвольной форме сотрудники правоохранительных органов выдают без проблем.
Необходимо также на дату угона составить акт ОС-4а о списании автомобиля.
На дату утверждения руководителем акта ОС-4а отразить в учете проводки.