Федеральный закон 189 статья 16

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ
«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

26 декабря 2005 г., 30 июня, 29 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 8 мая 2009 г., 1 февраля, 30 июля 2010 г., 4 июня 2011 г., 2 октября, 25 декабря 2012 г., 25 февраля, 5 апреля, 7 июня 2013 г., 23 июня, 21 июля 2014 г., 28 февраля 2015 г., 29 февраля, 3 июля 2016 г., 22 февраля, 1 июля 2017 г., 3 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года

Президент Российской Федерации

29 декабря 2004 г.

Новый Жилищный кодекс вводится в действие с 1 марта 2005 г. С этой же даты утрачивают силу Жилищный кодекс РСФСР, Законы «Об основах федеральной жилищной политики», «О товариществах собственников жилья» с изменениями и дополнениями. С 1 марта 2005 г. признаются не действующими на территории Российской Федерации Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 г.

Действующие на территории РФ законы и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с Жилищным кодексом применяются в части, не противоречащей Жилищному кодексу. Ранее изданные нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, РФ, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента РФ, Правительства РФ, а также применяемые на территории РФ нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно Жилищному кодексу могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.

К ранее возникшим жилищным отношениям Жилищный кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением ряда случаев.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты сохраняется ранее установленный порядок предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Жилищные или жилищно-строительные кооперативы, в которых все члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этим кооперативом жилые помещения, подлежат до 1 января 2007 г. преобразованию в товарищество собственников жилья или ликвидации. По истечении этого срока непреобразованные кооперативы подлежат ликвидации в судебном порядке.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 12 января 2005 г. N 1, в «Парламентской газете» от 15 января 2005 г. N 7-8, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. N 1 (часть I) ст. 15

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 марта 2015 г. N 5-П статья 19 настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой на основании содержащейся в ней нормы разрешается вопрос о возможности сохранения права пользования жилым помещением в доме жилищно-строительного кооператива за лицами, которые были включены в ордер на его предоставление, в случае обращения взыскания на данное жилое помещение как на заложенное имущество и его реализации с публичных торгов, что в системе сохраняющего неопределенность правового регулирования препятствует эффективной судебной защите прав и законных интересов собственника (приобретателя) жилого помещения, который при заключении договора купли-продажи не знал и не должен был знать о наличии права пользования приобретаемым им жилым помещением у членов семьи его прежнего собственника

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г. N 12-П часть 3 статьи 16 настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 14-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 февраля 2016 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 февраля 2015 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 февраля 2013 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 февраля 2010 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Формирование земельных участков под многоквартирными домами: вопросы правового регулирования на федеральном уровне

Автор: Макеев П. В.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Макеев П.В., канд. юрид. наук, член Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»

Формирование земельных участков под многоквартирными домами является одной из наиболее актуальных тем в земельном и жилищном праве. Это обусловлено принципиально новым подходом федерального законодателя к правовому регулированию указанной сферы общественных отношений.

Вопросы формирования земельных участков под многоквартирными домами на федеральном уровне урегулированы в следующих нормативных правовых актах:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.

№ 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) (п. 2 ст. 36).

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.

№ 188-ФЗ (далее – ЖК РФ) (ч. 1 ст. 36).
3) Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон к ЖК РФ) (ст. 16).
4) Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря
2004 г. № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) (ст. 42–46).
5) Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон к ГрК РФ) (ч. 2 ст. 6).
6) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) (ст. 16, 17, 20, 22, 23, 37−40).
В соответствии с п. 2 ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Как следует из данной нормы, условия и порядок предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах предусмотрены в жилищном законодательстве.

В п. 1 ст. 36 ЖК РФ содержится лишь общее положение о том, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Условия и порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах законодатель закрепил в ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ.

В соответствии с указанной статьей земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Из ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ следует, что земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, законодатель подразделяет на две группы:
1) земельные участки, которые сформированы до введения в действие ЖК РФ (до 1 марта 2005 г.) и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет;
2) земельные участки, которые не сформированы до введения в действие ЖК РФ (до 1 марта 2005 г.).

В первом случае в качестве условия предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах названо вступление в силу ЖК РФ (1 марта 2005 г.).

Во втором случае условиями предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах названы формирование земельного участка и проведение его государственного кадастрового учета.
Анализ ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ показывает, что в ней не закреплен подробный порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах.

Данное обстоятельство послужило поводом к тому, чтобы при предоставлении земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах использовать общий (заявительный) порядок оформления земельно-правовых отношений, предусмотренный в ЗК РФ.

Как отмечает Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 2 июня 2008 г. № 03-05-04-02/36 , положения ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ содержат лишь условия перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность, но не определяют порядок такого перехода, в связи с чем полагаем, что для перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме необходимо соблюдение общего (заявительного) порядка оформления земельно-правовых отношений.

Указанная позиция отражена также в ряде решений судебных органов. Так, в постановлении от 31 марта 2009 г. № Ф04-957/2009(1585-А46-31) Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа указал, что порядок предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах должен соответствовать общему порядку предоставления земельных участков в общую долевую собственность, установленному в п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ, согласно которому граждане и юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты, а последний в установленный законом срок принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность.

Вместе с тем в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № ВАС-8594/09 ссылки на п. 5 и 6 ст. 36 ЗК РФ, предусматривающие заявительный порядок приобретения земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, отклонены, поскольку п. 2 ст. 36 ЗК РФ, касающийся прав на земельные участки под многоквартирным домом, содержит отсылку к жилищному законодательству, устанавливающему исключение из общего правила (заявительного порядка).

Об отсутствии необходимости в издании органом государственной власти или органом местного самоуправления ненормативного правового акта о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (решения о предоставлении земельного участка собственникам помещений в многоквартирном доме) даны разъяснения Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 16 октября 2009 г. № Д23-3410 «О передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме» .

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П также указал, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка.

Полагаем, что нормы ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ являются специальными по отношению к нормам ст. 36 ЗК РФ, о чем свидетельствует п. 2 ст. 36 ЗК РФ, отсылающий к жилищному законодательству в том случае, когда вопрос касается условий и порядка предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах.

В связи с этим считаем, что соблюдение общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного ЗК РФ, и принятие акта о предоставлении земельных участков под многоквартирными домами для приобретения собственниками помещений в таких домах права общей долевой собственности на указанные земельные участки не требуется.

Учитывая отсутствие в ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ детального регулирования порядка формирования земельных участков под многоквартирными домами, 15 ноября 2010 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 455471-5 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» (далее – законопроект № 455471-5) .

Законопроектом № 455471-5 предлагается законодательно устранить препятствие собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Законопроектом № 455471-5 предусматривается возможность обращаться с заявлением о формировании земельного участка, на котором находятся многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, как любому лицу, уполномоченному собранием собственников помещений в многоквартирном доме, так и собственнику жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в индивидуальном порядке.

Кроме того, в законопроекте № 455471-5 закрепляется срок рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором находятся многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, и срок утверждения (1 месяц) органами государственной власти или органами местного самоуправления схемы расположения такого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, необходимые для проведения кадастровых работ.

26 января 2011 г. законопроект № 455471-5 принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, идет подготовка к принятию законопроекта № 455471-5 во втором чтении.

Вопросы формирования земельных участков под многоквартирными домами в части определения границ и размеров таких земельных участков регламентированы ГрК РФ, Вводным законом к ГрК РФ и Федеральным законом № 221-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 6 Вводного закона к ГрК РФ границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 ГрК РФ.

В соответствии с ч. 2, 4 ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Согласно ст. 38 Федерального закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ путем подготовки межевого плана. При этом если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

До вступления в силу ЖК РФ на основе ст. 10 Федерального закона от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» (утратил силу) было принято постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах» (утратил силу). В указанном акте был предусмотрен порядок определения размеров и установления границ земельных участков в кондоминиумах, передаваемых в собственность или аренду домовладельцам или товариществам собственников жилья.

В настоящее время подзаконный правовой акт об определении границ и размеров земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не разработан.

В этой связи 16 июня 2010 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона
№ 391880-5 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект № 391880-5) .

Законопроектом № 391880-5 предлагается внести изменение в ст. 16 Вводного закона к ЖК РФ, дополнив ее частью 8, предусматривающей утверждение уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти методики расчета размера земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Как отмечается в пояснительной записке, необходимость разработки законопроекта № 391880-5 обусловлена тем, что в настоящее время методика расчета размера земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, отсутствует.
Законопроект № 391880-5 находится на стадии рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, планируется принятие его в первом чтении.
На основании изложенного считаем, что на федеральном уровне вопросы формирования земельных участков под многоквартирными домами урегулированы недостаточно детально. Механизм предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников помещений в таких домах требует уточнения.
Полагаем, что с принятием законопроектов № 455471-5, № 391880-5 ряд вопросов, связанных с формированием земельных участков под многоквартирными домами, будет решен.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА ОБЩЕЙ ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, ЗАНЯТЫЙ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ

Право общей долевой собственности на земельный участок возникает с даты постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. При этом государственная регистрация права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер и осуществляется в заявительном порядке.

Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 27.08.2010 N Д23-3403.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ »О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, сформированный до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса , на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Учитывая положения Закона N 189-ФЗ, а также складывающуюся судебную практику, по мнению Департамента, право общей долевой собственности на земельный участок возникает с даты постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. При этом согласно положениям ст. 16 Закона N 189-ФЗ и ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ »О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер и осуществляется в заявительном порядке.

Данный подход подтвержден Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П »По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона »О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» (далее — Постановление КС РФ).

Кроме того, Постановлением КС РФ ч. 3 ст. 16 Закона N 189-ФЗ в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации ( ст. ст. 19 (ч. 1) , 35 (ч. 1 и 2 ) и 36 ).

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 25.02.2013 с изменениями, вступившими в силу 25.02.2013) «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 29.12.2004 — «Российская газета», N 1, 12.01.2005;
  • «Парламентская газета», N 7-8, 15.01.2005;
  • «Собрание законодательства РФ», N 1, 03.01.2005, часть 1, ст.15)

1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Zakonbase: Часть 3 ст. 16 признана не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36, в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (Постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П).

4. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

5. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

6. Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.

7. Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

ФЗ о введении в действие Жилищного Кодекса

Вплоть до декабря 2004 года на территории РФ всё ещё действовал Жилищный Кодекс РСФСР, который был принят в 1984 году. Положения этого кодекса, разумеется, устарели и пришли в несоответствие с современной экономикой и политической ситуацией Российской Федерации. Требовались определённые реформы в соотношении с этими факторами.

Описание закона 189 и его суть

Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» N 189-ФЗ1 был принят 29 декабря 2004 года, в то время как дата непосредственного введения действительного Жилищного Кодекса Российской Федерации — 1 марта 2005 года. Этот вводный закон упразднил действие ЖК РСФСР, также утратил силу закон о собственнических товариществах и основы ЖК Законодательства СССР, так как многие его нормативные акты были признаны противоречащими нынешнему уставу РФ.

Закон о введении в действие ЖК РФ регламентирует взаимодействие современного жилищного кодекса с иными нормативными актами. Таким образом, 189 ФЗ даёт чёткие пояснения по вопросам актуального кодекса. Рассмотрим положение статей 7, 16 и 19. Читайте также 141 ФЗ «Положение о прохождении службы в МЧС«.

Статья 16 вводного закона к ЖК РФ

Согласно первому пункту ст. 16 189 ФЗ, земельная территория, на которой выстроен многоквартирный дом, все прилегающие к нему пристройки и прочая недвижимость представляет собой общую долевую собственность всех жильцов.

Второй пункт говорит о том, что всё недвижимое имущество, прилегающее к жилому дому, и расположенное на земельном участке, на котором стоит дом, было сформировано до вступления действующего ЖК, при условии проведения в его отношении кадастрового учёта, также переходит в общие долевые владения собственников.

Необходимо помнить, что некоторые пункты рассматриваемой статьи были признаны несоответствующими как другим статьям вводного закона, так и непосредственно Конституции Российской Федерации. Таким образом, часть третья была признана не нормативной, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П, в связи с её конституционными несоответствиями и разногласиями со статьями статьям 19 (пункт 1), 35 (пункты 1 и 2). Согласно её тексту, любое лицо из числа собственников жилья в многоквартирном доме могло обратиться в местные самоуправленческие органы с просьбой о создании земельного участка на территории дома. Это было осуществимо исключительно на основании согласия других собственников, если недвижимость на его территории была основана до вступления в силу нынешнего ЖК РФ.

Таким образом, формированием земельного участка на территории жилого многоквартирного дома занимаются органы государственной власти (п. 4).

Текст части 6 указывает на нормативные меры в случае, если недвижимость была создана или подвергнута реконструкции (включая косметический ремонт) после вступления в силу Жилищного Кодекса Российской Федерации). Подобные объекты могут быть одобрены приёмной комиссией только после совершения манипуляций по точному измерению территориальных участков, на которых расположены указанные строения.

Запрет на дополнительную эксплуатацию территориальных объектов, на которых расположены многоквартирные строения, не может быть наложен в ряде случаев. Например, когда подобные действия являются необходимыми для оказания облегчённого доступа хозяев жилья к любому объекту принадлежавшей им долевой недвижимости (пункт 7).

Таким образом, статья 16 регламентирует правовые взаимоотношения собственников многоквартирного жилищного фонда, и в то же время раскрывает правовой аспект владения помещениями и земельными площадками в подобном доме.

Статья 19 вводного закона ЖК РФ

Согласно рассматриваемой статье, действие ст. 31 Кодекса ЖК РФ не относится к лицам, ранее являвшимися членами семейства собственниками приватизированного жилья. Но только в том случае, если в момент приватизации помещения указанные граждане имели равные права на приватизируемую недвижимую собственность.

Напомним, что в части 4 статьи 31 действующего жилищного кодекса указывается, что в случае разрыва семейных отношений (например, в результате бракоразводного процесса), собственник жилого помещения имеет право не сохранять право пользования квартирой за бывшими родственниками. Если за ними нет дополнительного соглашения, подтверждённого нотариально.

Статья 19, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 N 5-П, частично признана не соответствующей конституции. Согласно ч. 3. ст. 79 Конституционного ФЗ от 21.07.1994, признанные неконституционными положения актов являются недействительными.

Статья 7 вводного закона ЖК РФ

Данный акт рассматривает проблему жилых помещений, ранее бывших общежитиями. Владельцами подобных домов были предприятия муниципального или гражданского масштаба. Жилые помещения предоставлялись работниками предприятий на основе договора о временном или пожизненном проживании на рассматриваемой территории. Очень много таких домов было во времена СССР.

Согласно ст. 7 вводного закона ЖК РФ, в случае, если владевшее жилым помещением предприятие тем или иным образом было перенаправлено во владения органов местного самоуправления, то с жильцами совмещённых домов заключается договор социального найма, согласно с нормативами действующего ЖК Российской Федерации.

Некоторые статьи были со временем совершенно упразднены из Федерального Закона 189 ФЗ, а именно:

  • Ст. 10. Недействительна с 1 марта 2015 года
  • Ст. 14. Потеряла силу 1 сентября 2006 года
  • Ст. 17. Упразненна посредством Федерального Закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ

Последние существенные изменения в законе о введении в действие Жилищного Кодекса РФ были внесены Федеральным законом от 01.07.2017 N 141-ФЗ.

Правка была произведена в статье номер 26. Она относится к вопросу общей компетенции собственнического собрания в вопросе инноваций и дополнительных изменений жилищных условий и общих территорий. Согласно актуальному тексту указанной статьи, решение этого вопроса, а также определение программы видоизменений жилого фонда, регламентируется федеральным законом и органами местного управления.

Скачать ФЗ о введении в действие Жилищного Кодекса

Собственникам жилых помещений рекомендуется ознакомиться как с непосредственно действующим Жилищным Кодексом РФ, так и с положением Федерального Закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации». Вводный закон поможет планомерному осмыслению самого Кодекса.

Текст вышеупомянутого закона можно скачать здесь: