Физические требования юристов

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА

Главная > Реферат >Государство и право

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

«ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА»

студент 1 курса

1. Профессионально значимые качества личности юриста………..4

1.1. Основные факторы профессиональной пригодности юриста. 5

1.2. Оценка способностей к юридической деятельности по психологическим качествам личности………………………………………………………….8

1.3. Критерии профессиональной пригодности к профессии юриста………………………………………………………………………. 10

1.4. Психодиагностика кандидатов, отбираемых в правоохранительные органы…………………………………………………………………………12

Юрист в переводе с латинского – «искусный», или компетентный в праве.

Юрист — это человек с юридическим образованием, лицо которое обладает юридическими знаниями, знанием законодательства, умением и навыками, применения их в практике. Он почти всегда имеет дело с людьми, с их поведением, с различными социальными явлениями, обстоятельствами, которое он оценивает, руководствуясь законом, нормами права. Работа юриста всегда связана с реальными фактами.

Юриспруденция — это юридическая наука правоведения. Она является общественной теоретико-мировоззренческой наукой. Она призвана раскрывать основные закономерности развития государства и права.

В современных условиях объективно повышается роль нравственного фактора в деятельности правоохранительных органов и требования к профессиональной и нравственной подготовке юристов.

Поэтому в современной высшей школе проблема совершенствования процесса поэтапного формирования профессиональных качеств будущего юриста занимает особое место.

Профессионально значимые качества юриста — это отдельные динамические черты личности, определенные психические и психомоторные свойства, физические качества, соответствующие требованиям профессии к человеку и способствующие успешному овладению этой профессией.

Цель работы: выявить совокупность профессионально — важных личностных качеств будущего юриста.

Профессионально значимые качества личности юриста

Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности юриста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к этой деятельности, лежат в основе активизации человеческого фактора. Кадровое обеспечение правовой реформы предполагает создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, принимаемых на работу в различные правоохранительные органы.

В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы, относящиеся к исследованию личности юриста, создание соответствующих методик психологической оценки и профессионального отбора лиц, направляемых на работу в сферу правоохранительной деятельности. О том, что это необходимо сделать, показал анализ деятельности прокурорско-следственных работников, тот очевидный факт, что значительная часть выпускников юридических вузов, направляемых по распределению в органы прокуратуры, в психологическом отношении оказывается далеко не всегда профессионально пригодной. Несоответствие индивидуально-психологических весьма специфическим, порой жестким требованиям труда в прокуратуре способствует возникновению у многих из них состоянию психического перенапряжения, и, как следствие этого, возникновению различных психосоматических расстройств и заболеваний. В итоге это приводит к неудовлетворенности своим служебным положением, избранной профессией, в результате чего часть из них уходит в другие структуры, либо вообще меняет профиль работы.

. Основные факторы профессиональной пригодности юриста

Проведенный профессиографический анализ правоохранительной деятельности прокурорских работников позволит сформулировать 5 основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств.

Первый фактор — высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации. Этот фактор связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. Поэтому его следует рассматривать в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности работников правоохранительных органов. К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести:

высокий уровень правосознания;

честность, гражданское мужество, совестливость;

принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушителями правопорядка;

обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

Второй фактор — нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Этот фактор предполагает:

устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях;

развитые адаптивные свойства нервной системы, сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов, позволяющие на должностном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.

Третий фактор — высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста. Этот фактор обусловлен следующими качествами личности:

развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;

гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, умение выделять главное;

активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкости памяти, продуктивного мышления, внимания);

развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.

Четвертый фактор — коммуникативная компетентность юриста. Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности:

способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ним доверительные, в необходимых пределах отношения;

проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;

доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);

свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;

умение в конфликтных ситуациях проводить, адекватную ситуации, стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений, развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;

Пятый фактор — организаторские способности. Они позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных людей, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. Поэтому юрист должен иметь следующие качества:

активность, инициативность, находчивость, смелость,

решительность, настойчивость, целеустремленность,

умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений, самостоятельность,

чувство ответственности за свои действия и поступки,

организованность, собранность, аккуратность в работе.

Также важную роль в организаторских способностях играют следующие свойства:

высокая мотивация достижения успеха.

1.2. Оценка способностей к юридической деятельности по психологическим качествам личности

В психологии под способностями понимаются относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности. Развернутое понятие способностей содержится в трудах психологи Б.М. Теплова, который выделил три главных признака способностей. «Во-первых, — указывал он, — под способностями разумеются индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем занятиям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека». Например, психические процессы (память, мышление, восприятие и т.д.) проявляются у людей по-разному, видоизменяясь, приобретая наиболее выраженные индивидуальные свойства. Причем, эти индивидуальные различия психических процессов нередко становятся настолько яркими, облегчающими ту или иную деятельность, что они как бы предрасполагают субъекта заниматься определенной конкретной деятельностью, становясь способностями индивида, значительно облегчающими его труд и помогающими ему добиваться высоких профессиональных результатов. Здесь можно говорить о способностях человека логически мыслить (познавательные, мыслительные способности), запоминать большое количество информации (мнемические способности), тонко чувствовать и различать малейшие оттенки каких-либо раздражителей (сенсорные способности).

Деятельность юриста многогранна, поэтому она, прежде всего, требует хорошо развитых общих способностей, основу которых составляют интеллектуальные и творческие способности человека. Говоря о профессии следователя, как о наиболее сложной юридической профессии, А.Р. Ратинов относит ее к тем видам деятельности, успех и выдающиеся достижения которых, связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями.

Развитый интеллект — основа творческих способностей юриста, так как интеллект и творческие способности неразрывно связаны между собой. В структуре способностей юриста имеют важное значение и коммуникативные способности, облегчающие взаимопонимание людей, организацию ими совместной деятельности, продуктивный обмен информацией и сотрудничество.

Юрист должен быть наделен хорошими организаторскими способностями, в основе которых лежат такие черты характера, как активность, самостоятельность, инициативность, решительность, определенные волевые качества, способность предвидеть результаты своей целенаправленной деятельности. В зависимости от решаемых юристом задач одни из них на время будут проявлять себя в качестве ведущих, другие будут играть вспомогательную роль.

Феномен компенсации, компенсаторные возможности психики субъекта деятельности являются составным элементом такого понятия, как способности, в данном случае — профессиональные способности юриста. Именно этим феноменом можно объяснить высокие результаты в работе многих юристов, наделенных в равной мере теми или иными профессионально важными качествами, свойствами личности, которые придают творческий характер их стилю деятельности.

1.3. Критерии профессиональной пригодности к профессии юриста

Объективная оценка способности юриста, его индивидуально-психологических, характерологических особенностей, свойств личности под углом зрения требований его профессиональной деятельности проводится с использованием разработанных для этих целей специальных критериев профессиональной пригодности. Профессионально значимые способности юриста, его пригодность к правоохранительной деятельности, уровень профессионализма оценивают с помощью:

квалификационных критериев, которые отражаются в различного рода документах о полученном образовании, переподготовки, специализации;

объективных критериев, отражающих эффективность труда юриста с использованием количественных и качественных характеристик. Например, по числу рассмотренных дел, проведенных проверок за какой-то определенный промежуток времени; по числу получаемых поощрений и взысканий, по его отношению к выполнению своих служебных обязанностей;

психологических критериев, выявленных в результате психодиагностического обследования юриста с использованием специально подобранных для этих целей методик.

Таким образом, психологические критерии проявляются в тестовых оценках кандидата. Их надежность зависит от качества психодиагностического обследования, правильности интерпретации полученных результатов. Эту работу могут выполнять только квалифицированные психологи. Эти психологические (тестовые) критерии должны быть тесно связаны с объективными критериями профессиональной пригодности юриста.

Критерии профессиональной пригодности (как объективные по результатам работы, так и психологические, выявленные в ходе тестирования) должны:

отражать только значимые показатели, соответствующие стабильным, устойчивым параметрам правоохранительной деятельности;

различать работников с высокой и низкой профессиональной пригодностью;

быть удобными в использовании при оценке деятельности и личности любого юриста, способности которого к профессиональной деятельности необходимо исследовать.

Совокупность всех этих критериальных оценок позволяет составить предварительный профессиональный прогноз на кандидата, отбираемого в правоохранительные органы, выдвигаемого на ту или иную работу в них, подготовить заключение о степени его профессиональной пригодности с точки зрения того, насколько его психологические личностные качества, способности соответствуют требованиям, предъявляемым правоохранительной деятельностью к личности.

1.4. Психодиагностика кандидатов, отбираемых в правоохранительные органы

Психодиагностическое обследование кандидатов на службу в правоохранительные органы должно производится с помощью специально подобранной батареи тестов, которые обеспечивают решение следующих задач: отбор кандидатов, наиболее пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к работе в правоохранительных органах; выявление и отсев лиц, которые по своим интеллектуальным способностям могут быть в значительной степени подвержены профессиональной дезадаптации и, соответственно, не отвечают требованиям, предъявляемым работникам правоохранительных органов.

При психодиагностическом обследовании кандидатов из резерва на выдвижение может производится психологическая оценка степени их пригодности для работы в качестве руководителей. В этом случае используется та же самая батарея тестов, что и при отборе лиц, впервые поступающих на работу, с той лишь разницей, что оценке подвергаются также качества, профессионально важные для лиц, назначаемых на должности руководящих работников.

В соответствии с указанными выше задачами психодиагностические тесты должны:

выявлять общий уровень интеллектуального развития кандидата, структуру его индивидуально-психологических свойств, особенности темперамента и характера, адаптивные возможности к избранной профессии;

быть достаточно надежными, обладать не только текущей (диагностической), но и прогностической валидностью, т.е. давать возможность не только оценивать актуальное состояние кандидата, но и составлять научно обоснованной, достоверный прогноз относительно его дальнейшего наиболее эффективного использования;

быть компактными, удобными для группового обследования кандидатов в ограниченные промежутки времени с использованием автоматизированной обработки результатов тестирования;

перепроверять и взаимодополнять друг друга в целях повышения надежности, точности и достоверности полученных результатов.

Существуют четыре группы профессиональной пригодности:

1 — я группа — высокий уровень профессиональной эффективности, полное служебное соответствие, высоковероятный прогноз профессиональной успешности;

2 — я группа — средний уровень профессиональной пригодности (в основном, соответствует требованиям прокурорско-следственной специальности);

3 — я группа — кандидат частично соответствует требованиям прокурорско-следственной специальности (может быть принят на работу при большом числе вакантных мест);

4 — я группа — низкий уровень профессиональной эффективности, несоответствие кандидата служебному назначению, прогноз его профессиональной неуспешности.

Профессия юриста является одной из самых древних профессий цивилизации. Она появилась с появлением права. Роль ее возрастала по мере развития законодательства. Профессии юриста, принадлежит важная социальная роль, так как юристы защищают интересы личности, общества и государства. В нашей стране юристы работают в судах, прокуратурах, органах безопасности ОВД.

1. Юридический словарь

2. Филатов А. В. « Юрист»

3. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М.,1963.

4. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М.,1973.

5. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М.,1988.

Профессиональные требования к качеству подготовки юристов

В высших учебных заведениях обучение юристов осуществляется по Государственным образовательным стандартам, в которых определены подготовки юристов требования к обязательному минимуму содер­жания основных образовательных программ и уровню подготовки специалиста по определенной специальности, например 521400 и 021100 — «юриспруденция». Эти документы яв­ляются эталоном для всех высших учебных заведений юридического профиля и обязательными для исполнения в каждом вузе. Подобного рода государственные образовательные стандарты разрабатываются и для юридических образовательных учреждений среднего и начально­го профессионального образования.

В свою очередь каждое образовательное учреждение юридическо­го профиля любого образовательного уровня получает социальный заказ государства (ведомства) на подготовку специалистов определен­ной квалификации и выдает ему функциональную модель предстоящей деятельности его выпускников[109]. В ней определены профессиональ­ные задачи, которые должен уметь выполнять выпускник по роду его будущей профессиональной деятельности. На основе этой модели каждое образовательное учреждение определяет квалификационные требования к специалисту — выпускнику образовательного учрежде­ния (его факультетов). В этом документе устанавливаются конкрет­ные требования к объему и уровням знаний, умений и навыков, ка­чествам и способностям, которыми должны обладать выпускники данного учебного заведения, чтобы грамотно выполнять свои функ­циональные обязанности по роду предстоящей профессиональной деятельности, установленные в модели специалиста. В квалификаци­онных требованиях также должны найти отражение личностные, коллективистские и профессионально-деловые качества, которые нужно формировать у будущих специалистов в процессе учебы. Для этих целей используются: законы Российской Федерации по вопро­сам образования, директивные указания правоохранительного ве­домства, функциональная модель, квалификационные требования и анализ опыта работы выпускников образовательного учреждения. Они составляют основу для разработки квалификационной характе­ристики специалиста (КХС) — выпускника образовательного учреж­дения определенного уровня. В ней должны быть отражены необхо­димые уровни качеств, знаний, навыков, умений специалиста-выпуск­ника, вытекающих из профессиональных требований. В частности, выпускник юридического образовательного учреждения как специа­лист в области юриспруденции должен:

а) обладать социальными, профессиональными, деловыми, психологическими и педагогическим качествами цивилизованного человека, гражданина, профессионала, специалиста, к основным из которых относятся:

образованность: понимание научной картины мира и законо­мерностей природы, общества, жизни и деятельности человека, его развития и поведения; научное знание о самореализации человека в жизни, ее здоровом образе и личных возможностях; потребность в непрерывном самосовершенствовании — самообразовании, самовос­питании, саморазвитии и самообучении; знакомство с общечеловече­ской, отечественной и национальной культурой; понимание гумани­стических, демократических, нравственных и правовых тенденций и проблем развития мира и российского общества, своей профессии и ее места в жизни общества, людей и своей собственной; видение взаимосвязи различных знаний, сторон жизни и профессиональной деятельности, их целостность, необходимость всестороннего подхо­да к решению их проблем;

общая воспитанность: общечеловеческие ценности жизни и здоровья, уважение к правам и свободам человека, непреклонность, независимость и настойчивость в обеспечении прав граждан, любовь к окружающей природе, Родине и семье, интегрированность в миро­вую и национальную культуру, в современное общество и нацелен­ность на совершенствование этого общества, высокое нравственное сознание, гуманность, твердость моральных убеждений; гражданская зрелость и высокая общественная ответственность; коллективизм, товарищество, готовность прийти на помощь; стремление к содей­ствию, взаимопониманию и сотрудничеству между людьми незави­симо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и со­циальной принадлежности;

профессиональная воспитанность: правосознание, чувство долга, ответственность за судьбы людей и порученное дело, профессиональ­ная культура; глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина; честность, порядочность, нетерпимость к любому на­рушению закона в собственной профессиональной деятельности; лю­бовь к избранной профессии, потребность к активному участию в защите прав и свобод граждан, укреплению законности и правопо­рядка, созданию правового государства и службе в правоохранитель­ных органах;

общая развитость: развитые интеллектуальные, моральные и физические качества и способности; способность научно анализиро­вать социально значимые проблемы и процессы; культура мышления и искусство логического анализа, знание их общих законов и умение в письменной и устной форме правильно (логично) их выстраивать; культура речи, общительность, наблюдательность, уравновешенность, быстрота реакции, работоспособность, выносливость; индивидуальная одаренность, способности, общественно и лично значимые особен­ности личности;

профессиональная развитость: воля в исполнении своего долга и принятых правовых решений; трудолюбие, добросовестность, ответ­ственность, целеустремленность, инициативность, настойчивость; самообладание, смелость, стойкость (профессиональная, моральная, психологическая), надежность, мужество; организаторские, профес­сиональные и специальные способности; профессионально развитые наблюдательность, память, мышление, бдительность и др.; способ­ность вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;

• основные учения в области гуманитарных (социологии, педа­гогики, психологии, этики и др.) и социально-экономических наук, уметь использовать методы этих наук в своей профессиональной

• Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку и обществу, окружающей среде;

• Федеральные законы, государственные и иные правовые акты и нормативные документы в области правоохранительной деятель­ности и решение задач по специальности;

• общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

• общие математические и естественно-научные дисциплины;

• реализовывать в своей профессиональной деятельности свой патриотический, гражданский и профессиональный долг, мировоз­зренческие знания и убеждения, гуманитарные, психологические, педагогические, этические, экономические знания, знания общече­ловеческой морали, морали общества, нормы культуры и морали, научные положения;

• на научной основе организовывать свой труд, владеть компь­ютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере своей профессиональной деятельности; на ос­нове системного подхода строить и использовать модели профессио­нальной деятельности и решения ее проблем, осуществлять их ка­чественный и количественный анализ;

• исходить не только из сиюминутных интересов и задач, но видеть перспективы, учитывать возможные последствия своих ре­шений и действий, не допускать тех, которые отрицательно сказываются на психологии и воспитанности людей, отношении их к праву, правоохранительным органам, сотрудникам и на их поведении;

• строго соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку и обществу, окружающей среде;

• толковать и применять законы и другие нормативные право­вые акты;

• обеспечивать соблюдение законодательства в своей деятель­ности, строго, компетентно и неотступно соблюдать законность;

• юридически правильно квалифицировать факты и обстоятель­ства;

• разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

• принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

• вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных;

• предпринимать необходимые меры к восстановлению нару­шенных прав физических и юридических лиц;

• понимать и учитывать психологию людей и групп, оказывать правовоспитательное воздействие на них, воспитывать в духе уваже­ния к закону, соблюдения правопорядка и содействия правоохрани­тельным органам в профилактике и борьбе с преступностью;

• вести профессиональную деятельность в различных регионах Российской Федерации;

• взаимодействовать с общественностью, гражданами, предста­вителями средств массовой информации при решении профессио­нальных задач;

• уверенно действовать в экстремальных ситуациях борьбы с пре­ступниками, террористами, при чрезвычайных обстоятельствах;

• изменять вид, характер и стиль своей профессиональной дея­тельности, осуществлять переоценку накапливаемого опыта, анали­зировать свои возможности с учетом изменяющейся социальной и правовой политики и на основе появления новых научных положений;

• систематически повышать свою профессиональную квалифи­кацию, изучать законодательство и практику его применения, ориен­тироваться в специальной литературе, использовать при этом инфор­мационные образовательные технологии.

Наличие в образовательном учреждении документально оформленной КХС служит основанием для составления учебного плана — набора учебных дисциплин с учетом специализации обучающихся в нем. Содержание этого документа должны твердо знать преподава­тели. Он доводится также до обучающихся на занятиях по введению в профессию, его выполнение обеспечивается в процессе изучения всех учебных дисциплин.

Изложенная КХС характеризует образованного юриста как все­сторонне подготовленного профессионала — личность. Юрист лю­бого ранга — это государственный служащий, призванный блюсти законы, соблюдать и проводить в жизнь требования государственных и региональных нормативно-правовых актов. Специфика органов правоохранительной деятельности, где подавляющее большинство работников — юристы, обязывает их поддерживать порядок в обще­стве, охранять жизнь каждого гражданина своего Отечества.

Подлинным юристом, — пишет юрист-философ А.П. Опусов, — не является тот, кто обеспокоен только пунктуальным исполнением право­вых норм, фетишизирует государство и закон и рассматривает их в ка­честве конечной цели своей профессиональной деятельности. Юрист, который желает соответствовать своему высокому званию, подобен врачу, в первую очередь озабоченному состоянием здоровья больного, стремится оказать правовую помощь в рамках и на основе закона каждому челове­ку, будь то преступник, лицо, предрасположенное к правонарушению или же правопослушный гражданин[110].

Задача системы юридического образования состоит в том, чтобы обучающиеся не только приобрели глубокие знания юриспруден­ции, но и стали настоящими юристами, людьми с разносторонними интересами, высокой общей и профессиональной культурой, под­линными гуманистами. Общественные перемены, произошедшие в России в последнее десятилетие, определили главную задачу — по­строение в стране демократического общества и правового государ­ства. Эти обстоятельства потребовали повышенного внимания к формированию личности современного юриста. Новый государст­венный строй нуждается в высокообразованных и целеустремлен­ных специалистах юридической профессии, способных эффективно решать задачи создания и укрепления законодательной и правовой базы нашего общества. Сегодня стране нужен новый профессионал правоохранительных органов. В обществе юрист воспринимается как интеллектуал, субъект правовых отношений, сознательно принимаю­щий решения и несущий ответственность за свои поступки.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

  • СПО «Правоведение» (030503), «Правоохранительная деятельность» (030001); «Право и организация социального обеспечения» (030912).
  • ВПО «Юриспруденция» (02110032; уровень подготовки – бакалавр).

Адвокат, нотариус, судья.

Тип профессии по предмету труда: юрист работает с людьми (анализирует проблемы, возникшие в сфере юриспруденции, помогает их решить), это позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».

Тип профессии по признаку цели: гностический.

Тип профессии по средствам труда: функциональный.

Тип профессии по условиям труда: работа в условиях с повышенной моральной ответственностью за жизнь и честь человека.

Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия юриста связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.

Юрист – специалист по правоведению, юридическим наукам (понятие «юрист» объединяет специалистов, занимающихся юридической деятельностью: судей, следователей, прокуроров, нотариусов, юрисконсультов, адвокатов).

К основным обязанностям юриста относятся:

  • консультирование лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная помощь по законодательству);
  • изучение законов, подзаконных актов, нормативно-правовых актов, международных договоров и применение их на практике;
  • составление юридических документов, контрактов, актов (договоров, лицензий) имущественно-правового характера, содействие в их оформлении;
  • контроль за соблюдением законности (правовое регулирование социальных норм и отношений);
  • обеспечение правовой защиты граждан, организаций, государства; участие в судебных процессах (защита в суде или поддержание обвинения).

Специалист в области юриспруденции должен обладать такими личностными качествами, как организованность, аккуратность, уверенность в себе, эрудированность, честность, порядочность, ответственность, объективность, коммуникабельность, хорошо развитая интуиция, эмоционально-психологическая устойчивость, настойчивость, принципиальность.

К профессионально важным качествам юриста относятся: логическое, аналитическое мышление; ораторские способности; владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины; способность длительное время сосредоточиваться на определенном виде деятельности; высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти; способность убеждать; навыки общения с людьми; умение мыслить от общего к частному; умение вести переговоры.

К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе юристом, относятся: нервно-психические заболевания; сердечно-сосудистые заболевания; заболевания зрительного и слухового анализаторов; заболевания речеголосового аппарата.

Юрист должен хорошо знать: Конституцию Российской Федерации, действующее законодательство, гражданское, трудовое, уголовное, финансовое, административное право, методы криминалистики, психологию, логику, основы экономики, организации труда, производства и управления.

Юрист должен уметь: толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера; осуществлять правовую экспертизу нормативных актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; вскрывать и устанавливать факты правонарушений; определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать меры к восстановлению нарушенных прав.

Юристы востребованы в организациях и предприятиях любого профиля и любой формы собственности.

Юристы могут работать в прокуратуре, Министерстве юстиции, Министерстве внутренних дел, организациях судебной системы, в структурах органов центральной власти и местного самоуправления; во всех государственных ведомствах; в любых коммерческих организациях; в специализированных фирмах; самостоятельно (адвокаты).

Юристы могут работать самостоятельно и в коллективе. Большую часть рабочего дня юристы проводят в помещении (на рабочем месте либо в судах или других учреждениях, куда выезжают для исполнения должностных обязанностей). Работа происходит преимущественно сидя.

В работе юрист использует ручные средства труда (ручка, карандаш) и современные технические средства (сшиватели, штемпельное оборудование, множительную и другую оргтехнику), персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет, средства связи (телефон, факс). Рабочее место должно быть хорошо освещено.

Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.

Для юристов, работающих в органах прокуратуры и судах, предусмотрена специальная форма.

Работа юриста связана с высокой степенью ответственности, особым вниманием со стороны общества, что может повлечь за собой нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии.

При ведении дел, связанных с особо опасными преступлениями, сотрудники суда и прокуратуры часто рискуют своей личной безопасностью, а порой и жизнью.

Чтобы стать юристом, необходимо получить среднее (специальности «Правоведение», «Правоохранительная деятельность», «Право и организация социального обеспечения») или высшее (специальность «Юриспруденция») профессиональное образование.

  • Учреждения среднего профессионального образования:

Волоколамский колледж права, экономики и безопасности

  • Учреждения высшего профессионального образования:

Реабилитационный центр для инвалидов Комитета социальной защиты населения.

Перспективы карьерного роста юристов связаны с повышением квалификации.

Профессиональный рост юриста может предполагать и управленческую карьеру, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать сначала руководителем юридического отдела, а затем занять должность директора по правовым вопросам на предприятии.

В органах прокуратуры и суда карьерный рост зависит прежде всего от опыта работы.

Значение профессии юриста

В основном профессию юриста люди представляют себе через призму отечественных и иностранных кинофильмов.

Профессия юриста издавна считалась престижной и высокооплачиваемой. Такая мысль находит свое отражение и сегодня. Собственно поэтому много молодежи поступает на юридические факультеты.

Большинство людей, которые не обладают профессиональными знаниями в области права, неоднократно задаются вопросом: «Чем именно занимаются юристы и кто они такие?». Более того, обычно большинство не видят разницы между адвокатом, нотариусом, юристом, думая, что это тождественные понятия. Однако это не так.

В чем разница между юристом и адвокатом?

Юристом считается человек, который получил высшее образование в области права, осуществляет практическую деятельность в сфере юриспруденции. Им может быть прокурор, следователь, судья, нотариус, адвокат, помощник адвоката, юрисконсульт. Также можно отметить, что профессиональные возможности юриста можно использовать и в правоохранительной, таможенной и налоговой сфере и др. Применяя свои знания, юристы могут заниматься предпринимательской деятельностью. То есть юрист – более общее понятие, которое характеризует человека с высшим юридическим образованием.

Отдельными представителями профессии юриста являются адвокаты. Адвокат ‒ тот самый юрист, который соответствует требованиям, которые указаны в Законе Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Конечно, есть общие черты, которые объединяют как адвоката, так и юриста. Например, оказание правовой помощи. Отличительными чертами выступают, прежде всего, различные базовые требования. То есть для того, чтобы стать адвокатом, нужно не только иметь высшее юридическое образование, но и стаж работы в отрасли права не менее двух лет, знание государственного языка, сдать квалификационный экзамен, пройти стажировку и сдать присягу адвоката.

Однако главное то, что согласно последним изменениям к Конституции в части осуществления правосудия, в Украине исключительно адвокаты смогут представлять интересы лиц в судах в большинстве дел.

В чем разница между юристом и нотариусом?

Поскольку мы уже знаем, что юрист ‒ более общее понятие, в которое входит множество специальностей, можно сделать вывод, что юрист ‒ это просто общепринятое обозначение человека, который в своей профессиональной деятельности оперирует правом, имея специальное образование. Нотариус – это тоже юрист, однако он соответствует требованиям, которые указаны в Законе Украины «О нотариате». Так, нотариус – это гражданин Украины, который имеет высшее юридическое образование и оказывает помощь людям при совершении ими сделок.

Многим может показаться, что быть нотариусом довольно легко, однако нотариус несет большую ответственность за свои действия, поэтому должен добросовестно относиться к каждому документу, который удостоверяет.

Итак, суммируя все вышеизложенное, отмечаем, что юрист – это специалист, который разбирается в правоведении и юридических тонкостях, а нотариус – это специалист, главная цель которого ‒ помогать людям при заключении различного рода сделок.

Что такое быть юристом?

Знания профессионального юриста не ограничиваются лишь знаниями права. Молодых специалистов в вузах учат истории, юридической этики, логики, психологии, философии и других общих наук, которые развивают мышление.

На наш взгляд, профессия юриста является довольно сложной и важной. Ее можно сравнить с работой врача, ведь от действий врача зависит здоровье человека, а от действий юриста ‒ его жизнь и судьба. В своей деятельности юрист руководствуется холодным и четким умом и использует все специальные знания, чтобы лучше понять ситуацию, которая сложилась.

Юридическая деятельность обладает специфическими чертами, одна из которых – столкновение с самыми разнообразными жизненными ситуациями, юридическими казусами, которые не похожи друг на друга. Только профессиональные юристы умеют различать, казалось бы, совершенно схожие ситуации и развеивать стереотипы о существовании идентичных дел.

Профессия юриста – это, безусловно, творческая профессия, ведь юристы применяют, так сказать, игру слов в написании иска или в выступлении на судебном заседании. Именно поэтому древнеримские юристы были признаны лучшими ораторами, а в ведущих вузах страны сегодня преподается такой предмет как ораторское искусство.

Однако профессиональному юристу необходимо уметь разбираться не только с нормами закона, но и уметь просто донести сложные вещи и разъяснить клиентам сложную и неоднозначную букву закона. На наш взгляд, это гораздо сложнее, поскольку работа с людьми требует индивидуального подхода к каждому за считанные минуты, чтобы быстро сориентироваться в ситуации и помочь человеку. Здесь юристу помогают знания психологии.

Нередко юристу нужно применять всю свою выдержку, владеть эмоциями и правильно руководствоваться законом, ведь в работе случаются форс-мажоры, которые не зависят от воли лица.

Юридическую работу на сегодняшний день осуществляют тысячи уполномоченных на то специалистов, которые решают сотни тысяч юридических решений и задач. Необходимо подчеркнуть, что юридическую работу выполняют не все, кто этого желает, а лишь уполномоченные на то специалисты, которые обладают специальными знаниями и образованием. Также следует учитывать, что на сегодняшний день потребность в квалифицированных специалистах растет, это объясняется постоянно возрастающей ролью права в стране.

Следует уделить внимание и ошибкам, которые допускают юристы в ходе своей деятельности. За свои ошибки каждый юрист несет личную ответственность. Конечно, юрист старается ответственно подходить к свои делам, ведь каждая ошибка стоит ему деловой репутации.

Можно прийти к выводу, что работа юриста – это, прежде всего, интеллектуальная работа. В ходе решения того или иного дела законодателю необходимо применять нормы закона. Это предусматривает необходимость прогнозирования хода решения дела, моделирования всех возможных ситуаций, а это задача не из легких.

Преимущества и недостатки профессии юриста

В каждой профессии можно выделить как преимущества, так и недостатки. Итак, если преимущества – это высокооплачиваемая, престижная, перспективная работа, с возможностью карьерного роста, то недостатки – это малоподвижность и работа за компьютером и бумагами, большой груз ответственности и мало свободного времени. Хотя все это относительно и зависит от человека.

Безусловно, всех юристов объединяет одно – это установление справедливости, господства верховенства права и борьба за победу. Привлекательность профессии заключается в ее так сказать самостоятельности. Это можно объяснить тем, что в ходе дела юрист должен действовать согласно закону, а уже саму норму закона он трактует самостоятельно.

Следует отметить, что, в первую очередь, законодатель должен понимать, какую миссию он выполняет, и какое доверие к его деятельности предоставлено ему обществом. Поэтому юрист должен быть наделен такими качествами как: порядочность, честность, ответственность, находчивость, объективность, постоянное стремление к совершенствованию.

В завершение можно сказать, что юристом быть непросто, нужно учиться каждый день, ведь законодательство и общественные отношения не стоят на месте, а развиваются с каждым днем. Однако оно того стоит, ведь это очень важная и интересная профессия.