Фсс возмещение расходов по медосмотру

Финансирование и учет расходов на медосмотры

Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и его объеме или об отказе в финансовом обеспечении принимает территориальное отделение ФСС.

  • страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 10 млн рублей (до 1 января 2017 г. – 8 млн руб.) включительно – в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов;
  • страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 10 млн рублей (до 1 января 2017 г. – 8 млн руб.) – после согласования с Фондом. В этом случае территориальный орган Фонда в течение трех рабочих дней со дня получения документов направляет их на согласование в Фонд. Фонд согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.

Причины отказа в финансировании

Если Фонд вам отказал, тогда уменьшить страховые взносы по платежам на предупредительные мероприятия вы не вправе. Причины отказа могут быть такими:

  • у вас имеется задолженность по уплате страховых взносов;
  • представлен неполный перечень документов;
  • представленные документы содержат недостоверную информацию.

Но вы вправе повторно, но не позднее 1 августа, обратиться с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации. Также можно обжаловать решение территориального органа ФСС в вышестоящем органе или в суде.

Если же вы не полностью использовали сумму финансирования, об этом нужно сообщить в отделение ФСС до 10 октября текущего года (п. 13 Правил, утвержденных приказом от 10 декабря 2012 г. № 580н). Сообщение подают в произвольной форме.

Отчетность

Фирма ежеквартально (вместе с отчетом по форме 4 – ФСС) обязана представлять в территориальный орган Фонда отчет об использовании выделенных средств, а по окончании всех мероприятий обязана подать документы, подтверждающие произведенные расходы.

Отчет составляется по форме, которая приведена в приложении 1 к письму ФСС России от 20 февраля 2017 года № 02-09-11/16-05-3685. Сдать отчет нужно вместе с расчетом по форме 4 – ФСС РФ, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за прошедшим кварталом, если отчет вы сдаете на «бумаге», либо не позднее 25-го числа месяца, следующего за прошедшим кварталом, если же отчет вы представляете в форме электронного документа.

Расходы на проведение обязательных периодических медосмотров

После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган ФСС документы, подтверждающие произведенные расходы. Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.

Расходы на проведение периодических медосмотров подтверждаются документами:

  • копия списка работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) в текущем календарном году, утвержденного работодателем;
  • копия договора с медицинской организацией на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
  • копия лицензии медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
  • заключительный акт врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
  • копия акта выполненных работ (услуг);
  • копии финансовых документов, подтверждающих оплату медицинских осмотров (обследований) работников (счета, счета-фактуры, платежные поручения).

Расходы на медосмотры в отчете

В таблице 1 Отчета по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний планируемые и фактически использованные суммы взносов на цели проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, отражаются в графах 11 и 12 соответственно.

А в таблице 2 отчета в графах 14 и 15 указывается общее число застрахованных, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), и число застрахованных, прошедших периодические медицинские осмотры (обследования) за счет страховых взносов (чел.).

В форме 4 – ФСС расходы на проведенные медосмотры должны быть отражены:

  • в строке 15 таблицы 2 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» как расходы нарастающим итогом с начала года с разбивкой «на начало отчетного периода» и «за последние три месяца отчетного периода»;
  • в строке 9 в графе 4 таблицы 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» отражаются расходы, произведенные плательщиком страховых взносов (страхователем) на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • по строке 2 в графах 7–8 таблицы 5 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» указываются данные о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих обязательным предварительным и периодическим осмотрам и прошедших их.

Учет расходов на медосмотры

Если работодатель самостоятельно финансирует проведение обязательного медосмотра сотрудников или произведенные расходы превысили согласованный лимит, его затраты являются расходами по обычным видам деятельности. В бухгалтерском учете данные расходы признаются на дату начисления – в месяце представления медицинской организацией заключительного акта по итогам проведения медосмотра (п. 16 ПБУ 10/99):

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 44. ) КРЕДИТ 60
— признаны расходы по проведению медосмотров.

На дату вынесения ФСС РФ решения о соответствующем финансировании в учете организации производится запись:

ДЕБЕТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» КРЕДИТ 86 «Целевое финансирование»

Если получение разрешения ФСС РФ на целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма предшествовало осуществлению организацией данных расходов, то операции отражаются следующими записями:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
— получено разрешение на финансирование предупредительных мер за счет взносов;

ДЕБЕТ 69, субсчет «Расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» КРЕДИТ 76
— уменьшена задолженность перед ФСС РФ по взносам на сумму произведенных расходов.

Списание бюджетных средств на финансирование расходов по проведению периодических медосмотров нужно отразить так:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
— отражена сумма бюджетных средств, предназначенных на проведение медосмотров;

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91, субсчет «Прочие доходы»
— отражена сумма прочих доходов, признанных по мере осуществления расходов.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Возмещение ФСС расходов на проведение медосмотра

Вопрос-ответ по теме

Больница проводит свои сотрудникам мед.осмотры, мы готовим документы на возмещение части затраченных средств за м/о за счет ФСС (предупредительные меры). ФСС требует бух.справку. Какие должны быть проводки?

Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:

Бюджетная классификация: КОСГУ от А до Я

Узнайте верный КБК

Учетная политика для госсектора

Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы

Ваш вопрос от 21.12.2015 «»

Отвечает Сусанна Пшишок, эксперт

Расходы на проведение медосмотров в рамках проведения предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний, за счет средств ФСС России, отражаются в счет уменьшения взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний по коду КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» следующей проводкой:

Дебет счета 0.303.06.830 Кредит счета 0.302.13.730

Часть расходов по медосмотру сотрудников которая оплачивается за счет средств учреждения отражается по коду КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги», следующей проводкой:

Дебет счета 0.109.ХХ.226 (0.401.20.226) Кредит счета 0.302.26.730,

XX – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

Перечисление оплаты за оказанные услуги в зависимости от источника финансирования отражается проводками:

— перечисление за оказанные услуги по медосмотру за счет средств ФСС России (подлежащие возмещению):

Дебет счета 0.302.13.830 Кредит счета 0.201.11.610, с одновременным увеличением забалансового счета 18 по коду КОСГУ 213

— перечисление за оказанные услуги по медосмотру за счет средств учреждения:

Дебет счета 0.302.26.830 Кредит счета 0.201.11.610, с одновременным увеличением забалансового счета 18 по коду КОСГУ 226

Последующее поступление на лицевой счет учреждения возмещения расходов от ФСС России на произведенные расходы, по медосмотру, отражается как восстановление кассового расхода (по аналогии возврата расходов по социальному страхованию):

Дебет счета 0.201.11.510 Кредит счета 0.303.06.730, с одновременным отражением уменьшения забалансового счета 18 по коду КОСГУ 213

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Успейте возместить в ФСС расходы на спецодежду и медосмотры

У страхователей осталось чуть более 2 недель, чтобы успеть подать в ФСС заявление на выделение средств на мероприятия по сокращению травматизма.

Кому выделяют средства

Ежегодно организации и предприятия могут направить на профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний до 20% страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Право на финансовое обеспечение за счет страховых взносов предупредительных мероприятий по охране труда, имеют все страхователи независимо от формы собственности, вида деятельности и численности, если они в предыдущем году осуществляли хозяйственную деятельность.

Финансирование осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минтруда от 10.12.2012 № 580н.

Когда и куда обратиться

Заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер принимаются в срок до 1 августа 2018 года.

Подать заявление, в частности, можно в электронном виде через Единый портал госуслуг www.gosuslugi.ru. Документы, прилагаемые к заявлению, предоставляются на бумажном носителе, уточняют в ФСС.

В региональном отделении ФСС подготовили памятку для работодателей с алгоритмом передачи заявления через госуслуги. Скачать памятку можно здесь.

Что финансируют

  • проведение СОУТ;
  • реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • обучение по охране труда;
  • приобретение работникам-«вредникам» спецодежды и других СИЗ;
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на «вредных» работах;
  • проведение медосмотров работников, занятых на «вредных» работах;
  • обеспечение ряда работников лечебно-профилактическим питанием;
  • приобретение алкотестеров;
  • приобретение тахографов;
  • приобретение аптечек для оказания первой помощи;
  • приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, предназначенных для обеспечения безопасности работников;
  • приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ.

Для каждого мероприятия Правилами определены документы, обосновывающие необходимость проведения этих мероприятий.

Перечень документов можно скачать здесь.

Обязательным условием для получения финансирования является отсутствие недоимки по уплате страховых взносов, непогашенных пеней и штрафов на день подачи заявления.

Особенности

Но кроме копий сертификатов (деклараций) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», с заявлением необходимо представлять еще и копии заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданных Минпромторгом в отношении выбранных для финансирования СИЗ.

Заключение является обязательным документом при подаче заявления и действительно в течение 1 года со дня его выдачи. Перечень выданных заключений размещен в открытом доступе на сайте Минпромторга. Истечение срока действия заключения является основанием для исключения информации о соответствующем заключении из указанного перечня выданных заключений. Кроме того, уже при подаче заявления страхователь должен будет указывать дату изготовления СИЗ и срок их годности.

  • если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в ФСС;
  • представленные документы содержат недостоверную информацию;
  • если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.
  • при представлении страхователем неполного комплекта документов.

Что изменится

Если сейчас обязательным условием для спецодежды является ее производство исключительно на территории нашей страны и только из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является Россия, то в будущем это условие будет исключено.

Таким образом, можно будет возместить расходы на покупку импортной спецодежды

Фсс возмещение расходов по медосмотру

Ответ от 24.04.2018 :

При поступлении на работу отдельные категории работников должны проходить предварительный медицинский осмотр (ч. 1, ч. 8 ст. 213 ТК РФ). Нормами ТК РФ установлено, что работодатель должен организовать проведение медосмотра за счет собственных средств (ст. 212, 213 ТК РФ), компенсация работодателем расходов работника, который прошел медосмотр за свой счет, ТК РФ не предусмотрена.

Медосмотры проводятся на основании направления, которое должен выдать соискателю работодатель (п. 7-8 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н). Наряду с прочими реквизитами в направлении должно указываться наименование медицинской организации, ее фактический адрес и код по ОГРН (п. 8 Порядка). Если соискатель проходит медосмотр самостоятельно, у него не будет такого направления от работодателя.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что прохождение медосмотра работником за свой счет с дальнейшей компенсацией его стоимости работодателем является нарушением трудового законодательства. В данном случае работодателю грозит ответственность не только по общей ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (штраф от 30 до 50 тыс. рублей). Трудовая инспекция может признать, что сотрудник работает вообще без медосмотра, а это уже штраф по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в размере от 110 до 130 тыс. рублей.

Налог на доходы физических лиц

Если компенсация расходов работников (соискателей) на прохождение медосмотров выплачивается за счет чистой прибыли, НДФЛ с нее не удерживается.

Обоснован такой вывод следующим.

Доходы работника, с которых не следует удерживать НДФЛ, предусмотрены статьей 217 НК РФ. При этом не облагаются НДФЛ все компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством РФ (п. 3 ст. 217 НК РФ).

Поскольку компенсация расходов работника на прохождение медосмотра ТК РФ не предусмотрена, такая выплата под льготу п. 3 ст. 217 НК РФ не подпадает. Однако согласно п. 10 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг работникам, если такие расходы произведены за счет чистой прибыли. Перечислить соответствующие суммы работодатель может как в медицинскую организацию, так и самому работнику.

Таким образом, если компенсация работнику расходов на медосмотры выплачена за счет чистой прибыли, НДФЛ с нее не удерживается. К такому выводу пришел и Минфин России в письме от 08.02.2018 № 03-15-06/7527.

Напомним, что раньше Минфин России указывал, что оплата (компенсация расходов) на медосмотры не приводит к возникновению у соискателя экономической выгоды и облагаемого НДФЛ дохода (п. 2 письма Минфина России от 21.11.2008 № 03-03-06/4/84).

Страховые взносы

В отношении страховых взносов позиция у финансового ведомства прямо противоположная. В том же письме от 08.02.2018 № 03-15-06/7527 Минфин России указал, что выплаты, которые не облагаются страховыми взносами (в т.ч. на травматизм), перечислены в п. 1 ст. 422 НК РФ. При этом в пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ содержится закрытый перечень компенсационных выплат, которые не облагаются страховыми взносами. Суммы возмещения расходов на медосмотр к ним не относятся.

Начисление их на суммы компенсации будет зависеть от того, до или после заключения трудового договора они выплачены. Если компенсация произведена до заключения трудового договора, страховые взносы на нее не начисляются. Если трудовой договор заключен, то эти суммы считаются выплаченными в рамках трудовых отношений, взносы на них должны начисляться.

Как задать вопрос

В организации сотрудники проходят первичные (при приеме на работу) и вторичные обязательные медицинские осмотры. Сотрудники оплачивают стоимость медосмотра, а потом организация возмещает им эти расходы. Надо ли облагать НДФЛ и страховыми взносами суммы возмещения работникам расходов на оплату медицинских осмотров?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Суммы возмещения работникам расходов на прохождение обязательных медицинских осмотров не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.
При этом, исходя из последних разъяснений Минфина России, такие выплаты не подлежат обложению НДФЛ только в случае, если они возмещены за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Также, по мнению Минфина России, компенсация работникам расходов на оплату медицинских осмотров не входит в перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, поэтому такие выплаты облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Обоснование позиции:

НДФЛ

Для целей исчисления НДФЛ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 НК РФ (п. 1 ст. 41 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен ст. 217 НК РФ. Данный перечень является исчерпывающим, соответственно, все иные доходы облагаются НДФЛ в общем порядке (письмо Минфина России от 17.02.2016 N 03-04-09/8848).
Пунктом 3 ст. 217 НК РФ установлено, что не являются объектом обложения НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Обязанность по оплате расходов на проведение в предусмотренных законом случаях медицинского осмотра работников возложена на работодателя (ст. 69, часть вторая ст. 212, ст. 213 ТК РФ, часть пятая ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).
В случае если осмотр оплачен работником самостоятельно, то расходы по его проведению должны быть работодателем компенсированы (смотрите, например апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 14.06.2016 по делу N 33-17011/2016, определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 10.05. 2016 по делу N 33-4389/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 15.04.2014 N 33-905/2014).
Поэтому, считаем, что если сотрудники за свой счет проходят обязательный медицинский осмотр, а организация впоследствии эти расходы компенсирует, то такие компенсации не облагаются НДФЛ в случае, если проведение медосмотра предусмотрено для данной профессии в силу закона (смотрите также письмо Минфина России от 21.11.2008 N 03-03-06/4/84, постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.08.2006 по делу N А56-31936/2005).
При этом в письме Минфина России от 08.02.2018 N 03-15-06/7527 (далее — Письмо) отмечается, что предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя. На основании этого специалисты финансового ведомства полагают, что оплата обязательных медицинских осмотров (обследований) работников за счет собственных средств работников с последующим возмещением таких расходов работодателем ст. 213 ТК РФ не предусмотрена.
Представители Минфина России считают, что не подлежат обложению НДФЛ суммы возмещения организацией работникам стоимости проведения медицинских осмотров на основании п. 10 ст. 217 НК РФ в случае соблюдения условий, установленных п. 10 ст. 217 НК РФ.
Напомним, что согласно п. 10 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг, в частности, своим работникам, и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций. Отметим, что и ранее представители финансового ведомства приводили аналогичные разъяснения (письмо Минфина России от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/100).
Причем в Письме указывается, что затраты самого работодателя на проведение медицинских осмотров работников в соответствии с положениями ст. 213 ТК РФ являются производственными расходами организации, необходимыми для осуществления ее деятельности.
Таким образом, из Письма прослеживается такой вывод, что если работодатель заключил договор с медицинской компанией и оплатил услуги медосмотра работников, то для сотрудников стоимость таких услуг не является доходом, облагаемым НДФЛ. Если работодатель компенсирует стоимость медосмотров работнику, то такая стоимость не будет облагаться НДФЛ только в случае, если компенсация оплачена за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Все выводы в Письме основаны на том, что, по мнению Минфина России, ст. 213 ТК РФ не предусматривает возмещение стоимости проведенных медосмотров работникам.

На наш взгляд, ТК РФ все же не конкретизирует, каким именно образом работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров. В то же время по смыслу п.п. 23, 25, 26, 42, 44 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, очевидно, что для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией. Фактически исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно. Таким образом, работодатель, направляющий своих работников на медосмотр, обязан оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней. Ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медицинских осмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно производят оплату медицинских услуг в рамках проведения медосмотров, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда, и работодатель может быть привлечен к административной ответственности (смотрите, например, постановление Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13.05.2015 N 12-232/2015).
Тем не менее, если медицинский осмотр все же был пройден соискателем за свой счет, он вправе требовать от работодателя возмещения понесенных расходов (определение Смоленского областного суда от 22.11.2011 N 33-3776, определение Мурманского областного суда от 05.06.2013 N 33-1940-2013).
По нашему мнению, несмотря на то, что работодатель в нарушение названных норм не заключает договор с медицинский организацией договор, а возмещает сотруднику стоимость проведенного обязательного медосмотра, у налогоплательщика облагаемый доход не возникает, так как работник проходит такой осмотр не по собственной инициативе, а в соответствии с требованиями законодательства.
При этом, учитывая разъяснения, приведенные в Письме, существует риск доначисления НДФЛ с сумм таких компенсаций, если они выплачены не за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.

Страховые взносы

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций и ИП, если иное не предусмотрено ст. 420 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ) в рамках, в частности, трудовых отношений.
Согласно п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.
Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм выплат физическим лицам, приведенный в ст. 422 НК РФ, является исчерпывающим.
В пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ приведен перечень видов компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), к которым относятся, в том числе, компенсации, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
На наш взгляд, суммы, оплаченные за прохождение периодических медицинских осмотров (обследований) работниками, для которых эти медицинские осмотры являются обязательными в соответствии с требованиями трудового законодательства, возмещаемые работодателем, который обязан организовать проведение этих медосмотров за счет собственных средств, не подлежат обложению страховыми взносами на основании пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, поскольку носят компенсационный характер.
Однако представители финансового ведомства придерживаются противоположной позиции.
В Письме представители финансового ведомства высказали свою позицию в отношении обложения рассматриваемых выплат страховыми взносами.
А именно, возмещаемые организацией своим работникам суммы расходов работников по оплате медицинских осмотров не являются компенсационными выплатами, предусмотренными ТК РФ.
Таким образом, из письма следует, что суммы возмещения работникам расходов на прохождение обязательных медицинских осмотров подлежат обложению страховыми взносами.
В письме Минфина России от 02.02.2018 N 03-04-06/6205 указано, что если организация компенсирует работникам расходы по медицинскому обследованию (лечению) в медицинских учреждениях, то учитывая, что такие выплаты не поименованы в перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, в ст. 422 НК РФ, данные суммы компенсации облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
В то же время из Письма следует, что если работодатель осуществляет расходы на проведение медицинских осмотров работников в соответствии с положениями ст. 213 ТК РФ, то такие затраты не являются объектом обложения страховыми взносами.
Также считаем, что компенсация сотрудникам расходов на прохождение медицинских осмотров до поступления на работу не подлежат обложению страховыми взносами, как выплаты, производимые вне рамок трудовых отношений, так как сотрудник понес расходы на прохождение медосмотра до поступления на работу.
Однако мнение контролирующих ведомств по аналогичным вопросам обнаружить не удалось.
Отметим, что в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) присутствовала норма, аналогичная пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ.
В частности, согласно пп. «и» п. 2 части 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежали обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Отметим, что обнаружить какие-либо разъяснения уполномоченных органов, касающиеся порядка исчисления страховых взносов с сумм, возмещаемых работникам расходов на оплату предварительных медицинских осмотров (обследований), в период действия Закона
N 212-ФЗ не удалось.
При этом суды, рассматривая аналогичные вопросы, разъясняли, что поскольку в определённых случаях прохождение медицинского осмотра для исполнения трудовых обязанностей необходимо в силу закона, оплата медицинского осмотра возложена на работодателя в силу закона, то возмещение работнику стоимости прохождения медицинского осмотра является компенсацией в целях применения пп. «и» п. 2 части 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с которым не подлежат обложению страховыми взносами.
Смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2012 N Ф04-1187/12. Причем ВАС РФ определением от 20.07.2012 N ВАС-9128/12 поддержал эти выводы, отметив, что суммы возмещения организацией расходов физическим лицам в связи с прохождением ими медицинской комиссии при приеме на работу не являются объектом обложения страховыми взносами, так как носят компенсационный характер, и отказал в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
К аналогичным выводам пришли суды в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 26.08.2016 N Ф04-3258/16.
В постановлении АС Западно-Сибирского округа от 19.12.2016 N Ф04-5931/16 судами также определено, что компенсация затрат на прохождение медосмотра не является объектом обложения страховыми взносами. Суды исходили из того, что такие выплаты не носят характера вознаграждения в рамках трудовых отношений, не являются выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам, не являются поощрительной или стимулирующей выплатой.
В постановлении АС Поволжского округа от 27.01.2016 N Ф06-4898/15 также указано, что возмещение работнику стоимости прохождения медицинского осмотра является компенсацией в целях применения пп. «и» п. 2 части 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Кроме того, здесь же определено, что если работодатель возмещает работнику затраты, связанные с прохождением предварительного медосмотра, то последующее заключение трудовых договоров общества с физическими лицами и выплата компенсации даже в период наличия трудовых отношений не имеют правового значения, поскольку события, с которыми связана выплата компенсации, имели место при отсутствии трудовых отношений между обществом и физическими лицами, и соответственно, компенсация затрат на прохождение обязательного предварительного медосмотра не является объектом обложения страховыми взносами, так как не носит характера вознаграждения в рамках трудовых отношений, не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам, не является поощрительной или стимулирующей выплатой.
Смотрите также постановления АС Восточно-Сибирского округа от 09.08.2016 N Ф02-3901/16, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2018 N 15АП-16864/17.
Таким образом, из судебной практики следует, что и в период действия Закона N 212-ФЗ вопрос обложения страховыми взносами аналогичных выплат являлся спорным. При этом суды поддерживали страхователей (работодателей).
Однако необходимо иметь в виду, что, по мнению специалистов налогового ведомства, сложившаяся судебная практика по делам с аналогичными фактическими обстоятельствами, принятая на основании норм Закона N 212-ФЗ, утратившего силу с 1 января 2017 года, применению налоговыми органами не подлежит (письма ФНС России от 14.09.2017 N БС-4-11/18312,от 23.08.2017 N БС-4-11/[email protected]).
По вопросам исчисления страховых взносов с сумм возмещения работникам расходов на прохождение медосмотра в период применения главы 34 НК РФ судебная практика на сегодняшний день не сложилась.
Поэтому, учитывая позицию Минфина России, если организация решит не начислять страховые взносы в данной ситуации, не исключаем претензии со стороны налоговых органов.
Исходя из изложенного, полагаем, что в дальнейшем во избежание претензий по вопросу обложения рассматриваемых выплат НДФЛ и страховыми взносами, организации целесообразно заключать договоры с медицинскими организациями на проведение предварительных и периодических обязательных медицинских осмотров работников организации.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Страховые взносы на выплаты в рамках трудовых отношений;
— Энциклопедия решений. Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами;
— Энциклопедия решений. НДФЛ с оплаты работодателями за медицинское обслуживание (лечение) физлиц.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

13 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.