Где можно встать на улучшение жилищных условий

Где можно встать на улучшение жилищных условий

Постановка на квартирный учет и предоставление жилья из государственного/коммунального жилищного фонда

В соответствии со статьей 47 Конституции Украины каждый имеет право на жилье. Государство создает условия, при которых каждый гражданин будет иметь возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилье предоставляется государством и органами местного самоуправления безоплатно или за доступную для них плату согласно закону.

Детализацию указанных положений можно найти, прежде всего, в Жилищном кодексе УССР.

Так, статьей 31 Жилищного кодекса УССР предусмотрено, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в установленном порядке.

Из содержания статей 36, 37 Жилищного кодекса УССР представляется, что для получения жилья лицо должно также обязательно состоять на квартирном учете.

Таким образом, для реализации своего права на безоплатное получение жилья из государственного или коммунального фонда лицо должно:

1. нуждаться в улучшении жилищных условий;

2 состоять на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (квартирном учете).

Лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий

Перечень лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определен в статье 34 Жилищного кодекса УССР и пункте 13 Правил учета граждан, которым требуется улучшение жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР, утвержденных постановлением Совета Министров УССР и Укрпрофсовета от 11.12.84 № 470.

К нуждающимся в улучшении жилищных условий относятся следующие категории лиц:

1. лица, обеспеченные жилой площадью ниже установленного уровня. Такой уровень определяется исполнительными комитетами областных советов, а в г. Киеве – городским советом. Для г. Киева, например, лицо считается обеспеченным жилой площадью на должном уровне, если на одного человека приходится 7,5 кв. м жилой площади. Наличие указанного основания определяется путем деления общей жилой площади помещения на количество лиц, совместно проживающих и зарегистрированных в нем;

2. лица, проживающие в помещении, которое не соответствует установленным санитарным и техническим требованиям. Надлежащие санитарные и технические требования предусматривают, прежде всего, что проживание в жилом помещении не должно наносить ущерб здоровью. Признание дома не соответствующим указанным требованиям осуществляет исполнительным комитетом соответствующего совета;

3. лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в связи с чем не могут проживать в коммунальной квартире или в одной комнате с членами своей семьи. Исчерпывающий перечень таких заболеваний определен приказом Министерства здравоохранения УССР от 08.02.85 № 52;

4. лица, проживающие по договору поднайма жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда либо по договору найма жилого помещения в домах жилищно-строительных кооперативов;

5. лица, проживающие не менее 5 лет по договору найма (аренды) в домах (квартирах), принадлежащих гражданам на праве частной собственности;

6. лица, проживающие в общежитиях;

7. лица, проживающие в одной комнате по две и более семьи, независимо от родственных отношений, или лица разного пола старше 9 лет, кроме супругов (в том числе, если занимаемое ими жилое помещение состоит более чем из одной комнаты). В этом случае следует учесть положение Семейного кодекса Украины, которым определено, что правом члена семьи обладает одинокое лицо.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. В частности, в г. Киеве исполнительный комитет Киевского городского Совета народных депутатов и президиум Киевского городского совета профсоюзов постановлением «О порядке применения в г. Киеве «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР» от 15.07.85 № 582 установили дополнительные основания постановки лиц на квартирный учет (пункт 7).

Постановка на квартирный учет

Лицо может быть поставлено на квартирный учет как по месту проживания, то есть в соответствующих советах, так и по месту работы, если предприятие, учреждение или организация, где работает лицо, осуществляет квартирный учет.

На учет ставят всю семью.

Для постановки лица на квартирный учет такое лицо должно подтвердить некоторые факты относительно себя и членов своей семьи.

Во-первых, лицо должно документально подтвердить, что является нуждающимся в улучшении жилищных условий согласно одному из оснований, определенных Жилищным кодексом УССР или другими нормативно-правовыми актами жилищного законодательства.

Во-вторых, для постановки на квартирный учет лицо должно быть зарегистрировано в населенном пункте, где оно инициирует соответствующий вопрос. Единым исключением из этого правила является постановка на учет по месту работы лиц, проживающих в пригородной зоне. Для постановки на учет таких лиц последние должны не менее 10 лет проработать на соответствующем предприятии.

В случаях, определенных соответствующими советами, лицо должно проживать в населенном пункте установленное соответствующим органом местного самоуправления количество лет. Согласно пункту 15 Правил учета граждан, которым требуется улучшение жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР, утвержденных постановлением Совета Министров УССР и Укрпрофсовета от 11.12.84 № 470, исполнительные комитеты областных, Киевской и Севастопольской городских Советов народных депутатов совместно с советами профсоюзов могут устанавливать продолжительность времени постоянного проживания граждан в этом населенном пункте, необходимую для постановки на квартирный учет. Следует заметить, что в некоторых городах советами не установлен такой срок проживания и, как следствие, в таких случаях лицо может быть поставлено на квартирный учет без учета срока последнего проживания в населенном пункте.

В г. Киеве согласно постановлению исполнительного комитета Киевского городского Совета народных депутатов и президиума Киевского городского совета профсоюзов от 15.07.85 № 582 такой срок составляет 5 лет, то есть лицо должно быть зарегистрировано в г. Киеве последние 5 лет до момента представления документов для постановки на квартирный учет.

Жилищное законодательство содержит устаревшие нормы (большинство из них приняты еще в советское время), требующие изменений согласно отношениям, которые складываются в нашем обществе в сфере указанных вопросов.

Включение лица в список лиц, которые обеспечиваются жильем вне очереди, не предусматривает учета указанного срока. Кроме того, лицо не должно в течение последних 5 лет совершать любые действия, последствием которых стало бы ухудшение его жилищных условий. Такими действиями может быть обмен занимаемого жилого помещения на худшее, порча или разрушение помещения, отчуждение пригодного и достаточного по размеру для проживания жилого дома.

В отдельных случаях положения этой статьи при правоприменении толкуются шире. Так, анализ судебной практики свидетельствует, что в некоторых случаях под искусственным ухудшением жилищных условий рассматривается также перерегистрация на меньшую площадь или регистрация третьих лиц в жилье, что приводит к искусственному возникновению оснований для постановки на квартирный учет.

Для постановки на квартирный учет лицо подает заявление в произвольной форме, которое подписывается вместе с членами семьи, желающими стать на квартирный учет.

К заявлению прилагаются справка о месте регистрации и составе семьи, которая выдается Жилищно-эксплуатационной конторой или Объединением совладельцев многоквартирных домов (в этом документе обязательно указываются адрес регистрации; жилая площадь жилого помещения; лица, зарегистрированные в помещении), а также справка о пребывании членов семьи на квартирном учете по месту работы и в соответствующем совете.

Если постановка на учет связана с определенными обстоятельствами (несоответствие помещения санитарным или техническим требованиям, заболевания члена семьи и т. п.), к заявлению также обязательно необходимо приложить соответствующие подтверждающие документы.

Решение по поданному заявлению должно быть принято в месячный срок.

Предоставление жилья из государственного/коммунального фонда

Обеспечение жильем для постоянного проживания осуществляется в порядке очередности, то есть с учетом даты постановки на квартирный учет. Гражданам, одновременно состоящим на квартирном учете в соответствующем органе местного самоуправления и по месту работы, жилое помещение предоставляется там, где раньше подошла очередь. При этом по другому месту квартирного учета лицо снимается с квартирной очереди как улучшившее свои жилищные условия.

Жилье предоставляется в размерах не больше нормы жилой площади, которая согласно статье 47 Жилищного кодекса УССР составляет 13,65 кв. м на одного человека. Вместе с тем жилье должно предоставляться не меньше уровня средней обеспеченности граждан в соответствующем населенном пункте. Так, согласно пункту 2 постановления исполнительного комитета Киевского городского Совета народных депутатов и президиума Киевского городского совета профсоюзов от 15.07.85 № 582 уровень средней обеспеченности граждан в г. Киеве составляет 9 кв. м на одного человека.

Таким образом, в г. Киеве один человек может получить жилье, жилая площадь которого от 9 кв. м до 13,65 кв. м, соответственно, два человека – от 18 кв. м до 27,3 кв. м, три человека – от 27 кв. м до 40,95 кв. м и т. п.

При этом законодательством предусмотрены случаи, когда допускается превышение при предоставлении жилищной площади, а также когда площадь предоставляемого помещения должна быть уменьшена.

Так, помещение может быть предоставлено с превышением, если помещение является однокомнатной квартирой, а также если жилье предоставляется лицам разного пола. Указанное правило касается лишь случаев, когда лица старше 9 лет и не являются супругами.

Одновременно статьей 48 Жилищного кодекса УССР определено, что при предоставлении жилого помещения учитывается жилая площадь в жилом доме (квартире), находящаяся в частной собственности граждан, если они не использовали жилищные чеки. При передаче гражданами жилья, находящегося в их частной собственности, органу, осуществляющему улучшение жилищных условий, они имеют право на получение жилья в пределах установленной нормы жилой площади.

Из содержания статьи представляется, что размер жилой площади, находящейся на праве частной собственности, должен учитываться независимо от оснований приобретения (приватизация, договоры дарения и купли-продажи и т. п.).

Например, лицо проживает в г. Киеве в двухкомнатной квартире жилой площадью 25 кв. м, которая приватизирована на 5 лиц в равных частях, в том числе и на такое лицо. При этом оно состоит на квартирном учете с семьей в составе 3 лиц (другие члены семьи не имеют в праве собственности недвижимого имущества для своего проживания).

Размер жилья, который может быть предоставлен этой семье, рассчитывается следующим образом:

– максимальная жилая площадь, которая может быть предоставлена трем лицам: 3 л. х 13,65 кв. м = 40,95 кв. м; – минимальная жилая площадь, которая может быть предоставлена трем лицам: 3 л. х 9 кв. м = 27 кв. м;

– отнимаем от указанных показателей жилую площадь, находящуюся в частной собственности (в нашем случае – 5 кв. м). В результате получаем, что лицу в данном случае на состав семьи может быть предоставлено жилое помещение размером от 22 кв. м до 35,95 кв. м.

Также отдельно необходимо обратить внимание на ситуацию, когда лицо уже получало из государственного (коммунального) жилищного фонда жилье для постоянного проживания, приватизировало его с последующим отчуждением и после указанных действий это лицо опять состоит на квартирном учете. В этом случае, на наш взгляд, учитывая общий контекст статьи 48 Жилищного кодекса УССР, размер жилья, находящегося в частной собственности в результате приватизации, но отчужденного на момент получения жилья, должен также учитываться при предоставлении жилья.

Особенности постановки на квартирный учет военнослужащих

Основания для постановки на квартирный учет для военнослужащих такие же, как и для остальных граждан.

Для постановки на квартирный учет военнослужащий дополнительно подает такие документы: извлечение из приказа о назначении в воинскую часть; извлечение из послужного списка; справку о прохождении военной службы; справку о составе семьи; справку с последнего места военной службы о пребывании военнослужащего на квартирном учете; копии паспортов военнослужащего и всех совершеннолетних членов семьи, желающих встать на квартирный учет; свидетельств о рождении несовершеннолетних членов семьи, а также свидетельства о браке.

Правовым основанием для обеспечения жилыми помещениями военнослужащих является статья 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», согласно которой государство обеспечивает военнослужащих жилыми помещениями или по их желанию денежной компенсацией за полагающееся им для получения жилое помещение на основаниях, в порядке и согласно требованиям, установленным Жилищным кодексом УССР и другими нормативно-правовыми актами.

Указанной статьей предусмотрено, что обеспечение военнослужащих жилыми помещениями осуществляется только в случае наличия у них выслуги на военной службе 20 и более лет один раз в течение всего прохождения военной службы.

При этом улучшение жилищных условий военнослужащим при условии возврата ранее предоставленного жилого помещения не может рассматриваться как повторное обеспечение жильем.

ВЫВОД:

Итак, анализ жилищного законодательства Украины свидетельствует о достаточно детальной регламентации вопросов относительно оснований и процедуры постановки граждан на квартирный учет и обеспечения жильем из государственного и коммунального жилищного фонда. Но вместе с тем жилищное законодательство содержит устаревшие нормы (большинство из них были приняты еще в советское время), требующие изменений в соответствии с отношениями, которые складываются в нашем обществе в сфере указанных вопросов.

Правила постановки на очередь на улучшение жилищных условий

Немало граждан РФ остро нуждаются в улучшении своих жилищных условий. Некоторые из них проживают в аварийной квартире, а некоторые и вовсе вынуждены постоянно арендовать для своей семьи жилплощадь.

Каждый нуждающийся имеет полное право стать в очередь на улучшение своих жилищных условий.

Какие необходимо иметь основания для этого? Как вообще встать в такую очередь?

Рассмотрим все интересующие вопросы подробней.

Что такое улучшение жилищных условий

Улучшение жилищных условий – разновидность социальных программ, позволяющих малозащищенным категориям граждан получить существенную помощь от государства в плане обеспечения жильем либо же выделении финансовой помощи на реконструкцию, ремонт или строительство собственного объекта жилой недвижимости.

Помимо этого, нуждающиеся граждане по условиям программы имеют право оформлять льготное ипотечное кредитование, которое можно будет потратить исключительно на улучшение своего жилья.

Основания для участия

Основаниями для постановки в очередь являются:

  • у претендента отсутствует в собственности своя недвижимость либо он не является арендатором. Причем это распространяется не только на заявителя, но и на всех членов семьи. Простыми словами, отсутствует свое жилье и при этом оно арендуется по коммерческому найму;
  • претендент является нанимателем арендованного объекта недвижимости по договору социального найма, но при этом его жилая площадь меньше установленной нормы для конкретного региона;
  • объект жилой недвижимости, находящийся в праве собственности, не отвечает санитарным нормам либо технике безопасности (признано аварийным либо подлежит сносу);
  • претендент проживает в объекте недвижимости, где живет еще одна семья, причем в одной из них имеется больной, с которым категорически запрещается совместное проживание (переносчик какой-либо инфекции).

Важно помнить, что существует несколько норм жилой площади, причем с разной величиной.

Именно по этой причине необходимо отталкиваться от конкретного региона проживания.

К примеру, в столице действуют такие нормы на одного человека:

  • для коммунальной квартиры – минимум 15 кв. метров;
  • квартира – минимум 10 кв. метров.

В ситуации, когда несколько членов семьи являются арендаторами по разному договору социального найма, то норма жилой площади на человека высчитывается в суммарном размере обеих объектов недвижимости.

Кто имеет право на льготы

На сегодня не так уж и много граждан, имеющих законное право на льготную очередь. После того, как в Жилищный Кодекс внесли соответствующие поправки, то претендовать на льготную очередь имеют право исключительно малоимущие семьи.

Получить статус малоимущей семьи не так уж и сложно. Для этого нужно обратиться со всеми необходимыми документами в отдел социальной защиты населения по месту своего проживания.

Стоит отметить, что условием для постановки в очередь является наличие факта проживания в конкретном регионе не меньше 10 лет. Причем последние 5 лет заявитель должен проживать в непригодных для жизни условиях, сложившихся в объекте недвижимости.

Стоит отметить, что воспользоваться правом улучшения жилищных условий без постановки в очередь могут только несколько категорий граждан, а именно:

  • имеющие серьезные заболевания. К примеру: туберкулез, психические расстройства и так далее;
  • жилье которых признано непригодным для жизни (к примеру, из-за взрыва и так далее).

Все остальные получают возможность улучшить свое жилье на общих основаниях.

Порядок постановки

Куда нужно обратиться

Для постановки в очередь необходимо обращаться в территориальный орган местного самоуправления по месту проживания. Допускается возможность постановки в очередь по месту своей официальной работы.

Важно помнить: категорически запрещается становиться в несколько очередей одновременно.

В ситуации, когда претендентом на улучшение жилищных условий является недееспособный, за него могут осуществить данную процедуру его законные представители.

Подготовка документов

В первую очередь необходимо помнить о том, что в составленном заявлении необходимо наличие подписей всех членов семьи.

Помимо заявления нужно подготовить:

  • оригинал и копию всех заполненных страниц паспорта;
  • технический паспорт на объект недвижимости, предоставленный БТИ (если есть в собственности свой объект недвижимости);
  • справку из БТИ, способную подтвердить либо опровергнуть факт наличия в праве собственности объекта жилой недвижимости;
  • оригинал и копию справки о составе семьи.

Если у претендента имеется серьезное заболевание, следует подготовить медицинскую справку.

Как узнать свой номер очереди

На сегодня существует несколько вариантов узнать свой номер в очереди на улучшение жилищных условий:

  • составить заявление в жилищный отдел. Причем его нужно написать в нескольких экземплярах. Один остается в жилищном отделе, а второй у заявителя (при постановке в очередь);
  • отправить заказное письмо в жилищный отдел. Как правило, ответ придет по истечении 30 календарных дней;
  • путем личного обращения в местные органы самоуправления. Каждый претендент имеет полное право узнать необходимую для него информацию о продвижении очереди.

Помимо этого, можно узнать очередь с помощью региональных сайтов местных органов управления. Для этого достаточно указать персональную информацию в соответствующем поле.

Порядок продвижения

Граждане, претендующие на улучшение своих жилищных условий, должны регулярно отслеживать продвижение очереди.

Стоит отметить, что в каждом регионе она продвигается со своей скоростью. Каких-либо общих принципов не существует, но при этом напрямую зависит от экономических показателей каждого отдельно взятого региона.

В большинстве случаев получить жилье можно исключительно после того, как в регионе появляются свободные жилые объекты недвижимости.

На практике, продвижение очереди происходит весьма медленно, в среднем необходимо ожидать от 10 до 20 лет. Как бы это не казалось странным, но факт остается фактом.

Снятие с очереди

Согласно Жилищному Кодексу РФ основаниями для снятия с очереди по вопросу улучшения жилищных условий являются:

  • добровольно составленное заявление об исключении из очереди. Это возможно из-за возникновения оснований, которые станут следствием принудительного исключения из данного списка. Примером этому может стать увеличение месячного дохода семьи либо потеря статуса “малоимущих”;
  • смена региона либо места проживания претендентов;
  • выделение претендентам государственной финансовой помощи из казны на покупку либо возведение собственного объекта жилой недвижимости;
  • получение претендентами земельного участка для дальнейшего возведения на нем жилого дома;
  • заведомое предоставление не правдивых сведений, в том числе и документации (к примеру, справки о доходах с не правдивыми цифрами либо недостоверная справка с завышенным количеством жильцов в одной квартире).

Исключить из очереди имеют полное право местные органы самоуправления только по истечении 30 календарных с момента выявления оснований.

Жилищный Кодекс всегда отличался множеством проблем. Государство действительно поможет нуждающимся, но для этого нужно приложить усилия и подтвердить свои проблемы документально.

Восстановление

В ситуации, когда жилищный отдел исключил из очереди без веских на то причин, претенденты имеют полное право на обращение в судебный орган с исковым заявлением.

В иске следует указать:

  • суть обращения;
  • требования истца о восстановлении судом его в очереди.

После подачи иска в суде будет назначено время заседания. При положительном решении истца обязаны будут восстановить в очереди на улучшение жилищных условий, в противном случае – суд откажет в удовлетворении требований. Если решение отрицательное – истец имеет право обратиться в вышестоящие суды.

Возможность ускорения процесса получения жилплощади

Для возможности ускорить прохождение очереди на улучшение жилищных условий изначально нужно проконсультироваться с квалифицированными юристами и сотрудниками Департамента жилполитики.

Это возможно сделать несколькими путями:

  • применение одной из многочисленных программ по обеспечению малоимущих, многодетных и молодых семей;
  • окажет существенную помощь “Жилищный шаг”. Программа призвана помогать семьям, которые из-за низкого дохода не могут оформить льготную ипотеку. Она предусматривает возможность найма жилой недвижимости по доступной ценовой политике и позволяет существенно ускорить процесс накопления необходимого капитала для будущей покупки жилой недвижимости;
  • возможность использовать отдельные субсидии в управлении жилой недвижимости.

На самом деле вариантов ускорения прохождения очереди намного больше, поэтому лучше консультироваться с юристами в этой области.

Региональные особенности

Среди нюансов в Ленинградской области необходимо отметить нормы жилплощади.

В регионе могут претендовать на постановку в очередь, если площадь имеющейся недвижимости на одного члена семьи:

  • не превышает 9 кв. метров для квартиры;
  • не больше 15 кв. метров для коммуналки.

В Вологде, Гомеле, Гродно и Владимире граждане находятся в очереди на улучшение жилищных условий свыше 10 лет. В этих регионах отмечается наиболее низкие темпы продвижения. Со слов чиновников, это связано с низкими показателями экономики, а также отсутствием свободных объектов недвижимости на решение этого вопроса.

Что касается Московской области, то здесь ситуация немного лучше. Средний период ожидания получения помощи – 5 – 6 лет.

Стоит отметить, что во всех регионах нашей страны отмечается низкий показатель продвижения очереди, а из-за резкого упада экономики страны за последние несколько лет можно ожидать еще большего ухудшения ситуации.

В любом случае, необходимо всегда отстаивать свои интересы, а также искать все возможные пути ускорения процесса получения собственного жилья.

О правилах постановки на учет нуждающихся в получении жилплощади смотрите в следующем видеосюжете:

Как получить помощь в улучшении жилищных условий

1. Что такое жилищный учет и что он дает?

В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий в большинстве случаев могут только те семьи, которые состоят на жилищном учете. Сегодня есть три категории таких граждан:

  • нуждающиеся в улучшении жилищных условий (те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года);
  • нуждающиеся в жилых помещениях (те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и был признан Малоимущими гражданами признаются жители Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.

Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается.

«>малоимущим );

  • нуждающиеся в содействии в приобретении жилых помещений (те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и не был признан малоимущим).
  • С 2017 года можно встать на жилищный учет только в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Перейти в другую категорию нельзя. В случае важных изменений (у вас поменялся состав семьи, адрес регистрации и так далее) в учетное дело на жилищном учете нужно вносить изменения.

    Как встать на жилищный учет

    1. Кто может встать на жилищный учет?

    На сегодняшний день вы можете встать на жилищный учет только в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    Для этого вы (а если вы хотите встать на жилищный учет с В данном случае семья — это люди, объединенные признаками родства или свойства, зарегистрированные по месту жительства по одному адресу. К членам семьи также могут относиться люди, вселенные семьей по ее адресу в качестве членов семьи (в установленном порядке или на основании решения суда). Такую семью ставят на учет в рамках одного учетного дела. Каждый из членов семьи впоследствии считается «заявителем».

    Но при приеме на жилищный учет для определения обеспеченности семьи также требуются документы членов семьи каждого заявителя — супругов и несовершеннолетних детей, независимо от места их жительства.

    «>семьей , то и все совершеннолетние члены вашей семьи) должны соответствовать всем следующим условиям:

    • вы гражданин России;
    • вы зарегистрированы в Москве по месту жительства в общей сложности не менее 10 лет;
    • вы не совершали за последние 5 лет К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:

    • изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
    • обмен жилыми помещениями;
    • невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
    • изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
    • вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
    • выдел доли собственниками жилых помещений;
    • отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

    Не считаются действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий:

    • вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
    • вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве;
    • расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
    • признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
    • вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они обладали по предыдущему месту жительства в Москве самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим, либо если они безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства в Москве органам государственной власти;
    • отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.

    «>действий , повлекших ухудшение жилищных условий;

  • можете быть признаны Малоимущими признаются жители Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.

    Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается.

    Помимо этого, у вас должно быть хотя бы одно из следующих оснований:

      размер площади жилья, приходящейся на каждого члена вашей семьи, меньше Учетная норма в Москве:

    • 10 квадратных метров — для отдельных квартир;
    • 15 квадратных метров — для жилых помещений в коммунальных квартирах.

    Для проживающих в общежитиях коридорного типа учетная норма не применяется.

    «>учетной нормы ;

  • ваше жилье признано в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции;
  • вы проживаете в многоквартирном доме, в котором отсутствует хотя бы один из видов удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка);
  • вы и члены вашей семьи проживаете по договору социального найма или на правах собственников (членов семьи собственников) в квартире, занятой несколькими семьями, и среди вас есть человек, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. При этом у вас и членов вашей семьи нет другого жилья, занимаемого по договору соцнайма или принадлежащего вам на праве собственности;
  • у вас Вы и члены вашей семьи не являетесь собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения, не обладаете самостоятельным правом пользования жилыми помещениями.

    «>нет жилья . При этом, если ваш дом был снесен или переоборудован, либо вашу жилплощадь на законных основаниях предоставили другим гражданам, на новое жилье вы можете претендовать только при условии, что вы не получали компенсацию в денежной или натуральной форме по предыдущему месту жительства.

    2. Какие документы нужны для принятия на жилищный учет?

    Чтобы вас и постоянно зарегистрированных с вами по одному адресу членов вашей семьи признали малоимущими и поставили на жилищный учет, вам понадобятся:

    • заявление (заполняется на личном приеме, должно быть подписано всеми заявителями и членами их семей);
    • общегражданские паспорта всех заявителей членов их семей (копия всех страниц, если обращаться будет доверенное лицо);
    • За исключением случаев, если функция по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется центрами «Мои документы» Москвы на основании соответствующего договора.

    «>справка о замене паспорта с указанием причины замены за период с 1 января 1991 года, в том числе с прежних мест жительства за пределами Москвы;

  • справка о замене удостоверения личности военнослужащего Российской Федерации (для военнослужащих из состава офицеров, прапорщиков и мичманов);
  • свидетельства о рождении детей до 14 лет*;
  • свидетельство о заключении брака* (при наличии факта вступления в брак);
  • документы об установлении отцовства (при наличии факта установления отцовства);
  • свидетельство об усыновлении (удочерении) (при наличии факта усыновления (удочерения);
  • свидетельство о расторжении брака*, если с момента развода не прошло 5 лет (при наличии факта расторжения брака в этот период);
  • свидетельство о перемене имени* (при наличии факта перемены имени);
  • заверенная судом копия вступившего в законную силу судебного постановления в отношении заявителя и/или членов его семьи об установлении или прекращении родственных отношений, лишении родительских прав, признании умершим, признании безвестно отсутствующим (при наличии такого судебного постановления);
  • свидетельство о смерти* (при наличии факта смерти, для подтверждения состава семьи);
  • решение уполномоченного органа о признании занимаемого жилого помещения В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 17 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

    «>в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции (при наличии факта признания жилого помещения непригодным для проживания, для подтверждения внеочередного права на получение жилых помещений по договору социального найма);
    Такими документами могут быть:

    • свидетельство о праве на наследство (и его копия) (в случае оформления прав в порядке наследования);
    • единый жилищный документ (при его отсутствии — копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения или выписка из домовой книги) либо иные документы, свидетельствующие о факте проживания по месту жительства в Москве в соответствии с законодательством Российской Федерации о регистрационном учете, в том числе в общей сложности не менее 10 лет (за исключением случаев, если функция по начислению платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги и (или) функция по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в отношении жилого помещения, в котором проживаете вы и члены вашей семьи, осуществляется центрами госуслуг «Мои документы» на основании соответствующего договора, а также в случае проживания в жилом помещении, расположенном на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы);
    • копия, заверенная судом, вступившего в законную силу судебного постановления об установлении факта проживания в Москве в общей сложности не менее 10 лет (при наличии такого судебного постановления);
    • нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) ваши права и права ваших членов семьи на жилые помещения, пригодные для постоянного проживания и расположенные за пределами Москвы, если права на такие жилые помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (в случае отсутствия сведений о правах на такие жилые помещения в Едином государственном реестре недвижимости), а также на жилые помещения, пригодные для постоянного проживания и расположенные за пределами Российской Федерации, в отношении которых вы и (или) члены вашей семьи обладают правом собственности либо самостоятельным правом пользования и (или) обладали в течение пяти лет, предшествующих дате подачи запроса (при наличии указанных документов), либо документы об отсутствии таких прав;
    • копия, заверенная судом, вступившего в законную силу судебного постановления о наличии или лишении (отсутствии) жилищных или имущественных прав на жилое помещение, о вселении члена вашей семьи в жилое помещение (при наличии такого судебного постановления).

    «>документы , подтверждающие жилищную обеспеченность и факт проживания в Москве в общей сложности не менее 10 лет;

  • Такими документами могут быть:

    • трудовая книжка (и ее копия для неработающих лиц; и ее копия, заверенная работодателем, для лиц, состоящих в трудовых отношениях) (за исключением случаев, когда трудовая деятельность не осуществлялась);
    • договор, заключаемый в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (дарения, купли-продажи, на выполнение работ или оказание услуг и так далее) (и его копия), и документ, подтверждающий оплату по нему, если такая оплата предусмотрена договором (и его копия) (для лиц, заключивших гражданско-правовые договоры и (или) получающих (получавших) оплату по ним);
    • документ с места службы, содержащий сведения о размере денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также о дополнительных выплатах, носящих постоянный характер, и продовольственном обеспечении, установленных законодательством Российской Федерации (для лиц соответствующей категории);
    • документ, содержащий сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, включая информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, по форме, утвержденной Пенсионным фондом Российской Федерации;
    • справка о размере ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выданная отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации (для лиц, получающих (получавших) соответствующие выплаты);
    • справка о размере пенсии, выданная пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, прокуратуры Российской Федерации, а также других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью (для лиц, имеющих право на пенсию от указанных организаций);
    • справка о размере ежемесячного пожизненного содержания судей, вышедших в отставку (для лиц соответствующей категории);
    • документ, содержащий сведения о размере единовременного пособия при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, а также других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью (для бывших работников соответствующих органов и учреждений);
    • документ, содержащий сведения о размере ежемесячного пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе (для лиц, получающих (получавших) соответствующие выплаты);
    • документ, содержащий сведения о размере ежемесячной компенсационной выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства (для лиц, получающих (получавших) соответствующие выплаты);
    • документ, содержащий сведения о размере пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (для лиц, получающих (получавших) соответствующие выплаты);
    • документ, содержащий сведения о размере ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и ежемесячных компенсационных выплат гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (для лиц, получающих (получавших) соответствующие выплаты);
    • документ, содержащий сведения о размере пособий на детей, назначенных органами социальной защиты населения, выданный указанными органами (для лиц, получающих (получавших) соответствующие выплаты);
    • документ, содержащий сведения о размере денежных средств, выплачиваемых опекуну (попечителю) на содержание подопечных детей, выданный органами социальной защиты населения или иными органами, предоставляющими данные выплаты (для лиц, получающих (получавших) соответствующие выплаты);
    • справка о размере стипендии, выплачиваемой обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, и докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций, обучающимся в духовных образовательных организациях, или компенсационной выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям, выданная соответствующей образовательной организацией (для лиц, получающих (получавших) соответствующие выплаты);
    • налоговая декларация с отметкой налогового органа (для лиц, занимающихся (занимавшихся) предпринимательской деятельностью);
    • патент, выданный инспекцией Федеральной налоговой службы по месту действия патента (и его копия) (для индивидуальных предпринимателей, перешедших на патентную систему налогообложения);
    • справка из налоговых органов о доходах, полученных от реализации и сдачи в аренду или внаем недвижимого имущества, транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов (для лиц, имеющих (имевших) такие доходы);
    • документ, содержащий сведения о суммах авторского вознаграждения, получаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования (для лиц, получающих (получавших) авторское вознаграждение);
    • справка о доходах по акциям и иным ценным бумагам, других доходах от участия в управлении собственностью организации, выданная организацией, производившей выплаты (для лиц, имеющих (имевших) такие доходы);
    • справка о размере вклада и размере процентов по вкладу из банка или другой кредитной организации (для лиц, имеющих (имевших) такие вклады);
    • справка с места работы лица, обязанного к уплате алиментов, о размере взыскиваемых алиментов либо соглашение об уплате алиментов или судебное постановление об установлении размера алиментов (при наличии указанного судебного постановления) (копия, заверенная судом, принявшим судебное постановление);
    • документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на объект недвижимости, включая земельный участок, долю земельного участка, долю в праве на земельный участок (для лиц, имеющих (имевших) на праве собственности объект недвижимости), если права на такие объекты недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (представляются при отсутствии сведений о правах в Едином государственном реестре недвижимости) (нотариально заверенные копии);
    • документ о праве собственности на транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (для лиц, имеющих на праве собственности транспортное средство (доли в праве на транспортное средство) (и его копия);
    • справка о стоимости паенакоплений, выданная жилищно-строительным, гаражно-строительным, дачно-строительным и другим кооперативом (для членов кооперативов).

    «>документы , подтверждающие виды и размер доходов всех заявителей (то есть всех членов семьи, желающих встать на учет в рамках одного учетного дела) и доходов членов семей (супругов и несовершеннолетних детей независимо от места их регистрации) заявителей за 2 полных календарных года, предшествующих году обращения за оказанием государственной услуги, а также содержащие сведения об имеющемся имуществе ( документы могут не представлять ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны; граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и другие категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом города Москвы) ;

  • документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная или приравненная к нотариально удостоверенной доверенность — если документы будет подавать доверенное лицо;
  • документы, подтверждающие права законного представителя, и документ, удостоверяющий его личность, — если документы будет подавать законный представитель;
  • Свидетельство о рождении (в случае если оно было оформлено и выдано органом ЗАГС Москвы после 31 марта 2012 года при регистрации рождения, а также повторно или на основании исправленной (измененной) записи акта о рождении за период с 1 января 1990 года) — для членов семьи заявителя, не достигших 14-летнего возраста, за исключением детей-сирот;
  • свидетельство о смерти (в случае если оно было оформлено и выдано органом ЗАГС Москвы после 31 марта 2012 года при регистрации смерти, а также повторно или на основании исправленной (измененной) записи акта о смерти за период с 1 января 1990 года);
  • свидетельство о заключении брака (в случае если оно было оформлено и выдано органом ЗАГС Москвы после 31 марта 2012 года при регистрации заключения брака, а также повторно или на основании исправленной (измененной) записи акта о заключении брака за период с 1 января 1990 года);
  • свидетельство о расторжении брака (в случае если заявителем представлены сведения о бывшем супруге и свидетельство о расторжении брака было оформлено и выдано органом ЗАГС Москвы после 31 марта 2012 года при регистрации расторжения брака, а также повторно или на основании исправленной (измененной) записи акта о расторжении брака за период с 1 января 1990 года);
  • свидетельство о перемене имени (в случае если оно было оформлено и выдано органом ЗАГС города Москвы после 31 марта 2012 года при регистрации перемены имени, а также повторно или на основании исправленной (измененной) записи акта о перемене имени за период с 1 января 1990 года);
  • справка о замене паспорта с указанием причины замены за период с 1 января 1991 года (в случае если функция по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется центрами «Мои документы» Москвы на основании соответствующего договора);
  • удостоверение многодетной семьи;
  • документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки (сведения о действующей льготной категории);
  • сведения о размере пособия по безработице, материальной помощи и иных выплат безработным гражданам, а также стипендий и материальной помощи, выплачиваемых гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах;
  • справка о размере пенсии, выданная территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, негосударственными пенсионными фондами, органами социальной защиты населения;
  • сведения о доходах физического лица по форме № 2-НДФЛ, утверждаемой Федеральной налоговой службой, выданной работодателем (его правопреемником, вышестоящим органом, архивными организациями либо налоговым органом);
  • выписка из Единого государственного реестра недвижимости;
  • выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества;
  • кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка;
  • справка о наличии или отсутствии права собственности на объекты недвижимости на территории Москвы по состоянию на 31 января 1998 года;
  • единый жилищный документ (при его отсутствии — копия финансового лицевого счета нанимателя жилого помещения или выписка из домовой книги) либо иные документы, свидетельствующие о факте проживания по месту жительства в городе Москве в соответствии с законодательством Российской Федерации о регистрационном учете, в том числе в общей сложности не менее 10 лет (в случае если функция по начислению платежей за жилое помещение, коммунальные и иные услуги и (или) функция по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в отношении жилого помещения, в котором проживает заявитель и члены семьи заявителя, осуществляется центрами госуслуг «Мои документы» на основании соответствующего договора, за исключением случаев проживания заявителя и членов семьи заявителя в жилом помещении, расположенном на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы);
  • документы о постановке заявителя и совершеннолетних членов семьи заявителя на налоговый учет (свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика или уведомление Федеральной налоговой службы об этом);
  • документы, подтверждающие право на жилищные льготы по состоянию здоровья (в отношении граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире).
  • «>документы , которые Департамент получает в ходе межведомственного взаимодействия, но вы можете представить их по собственной инициативе.

    Документ можно не представлять, если свидетельство было оформлено и выдано органом ЗАГС Москвы после 31 марта 2012 года при регистрации акта гражданского состояния, а также повторно или на основании исправленной (измененной) записи акта за период с 1 января 1990 года.