Гк рф ст 1881

Статья 704. Выполнение работы иждивением подрядчика

1. Если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами.

2. Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц.

Комментарий к Ст. 704 ГК РФ

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи подрядчик выполняет работу, если иное не предусмотрено договором подряда, собственным иждивением, т.е. из своих материалов, своими силами и средствами . Осуществляя работу собственными средствами, подрядчик не только несет необходимые затраты, связанные с выполнением работ, но и использует собственное оборудование, как это следует из п. 2 данной статьи.

———————————
Термин «собственное иждивение» в п. 1 комментируемой статьи применяется в традиционном его понимании. В «Толковом словаре живаго великорускаго языка Владимира Даля» (Том второй. Второе изданiе, исправленное и значительно умноженное по рукописи автора. СПб.; М.: Изданiе книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1881. С. 9 — 10) «иждивенье» трактуется как «издержка, содержание, расход, сумма, на что-либо известное назначенная, на какой или на чей счет что делается».

Норма, содержащаяся в п. 1 комментируемой статьи, является диспозитивной, поэтому в договоре подряда стороны могут предусмотреть и иные варианты распределения прав и обязанностей. Так, согласно ст. 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), а в соответствии со ст. 707 ГК РФ на стороне подрядчика могут выступать одновременно два или более лиц. Согласно ст. 713 ГК РФ в случае предоставления заказчиком материала, необходимого для выполнения работы, подрядчик обязан использовать его экономно и расчетливо, после окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала. Подрядчик несет ответственность за несохранность предоставленных заказчиком материала, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного имущества, оказавшегося во владении подрядчика в связи с исполнением договора подряда (ст. 714 ГК).

2. Поскольку по общему правилу выполнение работы осуществляется иждивением подрядчика, он несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования (п. 2 комментируемой статьи). Согласно п. 5 ст. 723 ГК РФ подрядчик, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества. Следовательно, заказчик вправе воспользоваться любой из возможностей, предоставленных покупателю ст. 475 ГК РФ.

Что касается правовых последствий ненадлежащего качества предоставленного подрядчиком оборудования, то они могут различаться в зависимости от наступивших ввиду использования некачественного оборудования результатов. Так, если использование некачественного оборудования повлекло ненадлежащее качество работы (недостатки), то к подрядчику могут применяться правила ст. 723 ГК РФ. В том случае, когда использование некачественного оборудования повлекло нарушение сроков выполнения работ, к подрядчику могут применяться меры воздействия, предусмотренные ст. 708 ГК РФ, а если такое использование привело к тому, что подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 715 ГК).

Вместе с тем нет достаточных оснований для того, чтобы распространять положения об ответственности подрядчика за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, приведенные в п. 2 комментируемой статьи, на его собственные силы и средства, во всяком случае на ту часть средств, которая включает необходимые затраты, осуществляемые на выполнение работ. Дело в том, что использование не имеющего соответствующей квалификации персонала либо неосуществление необходимых затрат для надлежащего выполнения работ подрядчиком может привести к самым разным правовым последствиям в зависимости от наступивших в каждом конкретном случае результатов.

3. С выполнением по общему правилу работы иждивением подрядчика связывается также его ответственность за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц. Под материалами и оборудованием, обремененными правами третьих лиц, понимается наличие на них различных вещных или обязательственных прав (право собственности, право залога и т.д.) у лиц, которые не являются сторонами договора подряда. Указанные права могут препятствовать надлежащему исполнению договора подрядчиком, поэтому, как и в случаях с оборудованием ненадлежащего качества, а также с ненадлежащим использованием его собственных сил и средств, правовые последствия здесь тоже будут различаться в зависимости от наступивших в каждом конкретном случае результатов. В связи с этим представляется, что указание в п. 2 комментируемой статьи на то, что подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц, служит распределению между сторонами договора подряда рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств. То есть риск неблагоприятных последствий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору подряда по причинам ненадлежащего качества предоставленных подрядчиком материалов и оборудования, а также в случае предоставления им материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц, всегда возлагается на подрядчика.

Гк рф ст 1881

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 188.1 ГК РФ. Безотзывная доверенность

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 188.1 ГК РФ. Безотзывная доверенность

1. В целях исполнения или обеспечения исполнения обязательства представляемого перед представителем или лицами, от имени или в интересах которых действует представитель, в случаях, если такое обязательство связано с осуществлением предпринимательской деятельности, представляемый может указать в доверенности, выданной представителю, на то, что эта доверенность не может быть отменена до окончания срока ее действия либо может быть отменена только в предусмотренных в доверенности случаях (безотзывная доверенность).

Такая доверенность в любом случае может быть отменена после прекращения того обязательства, для исполнения или обеспечения исполнения которого она выдана, а также в любое время в случае злоупотребления представителем своими полномочиями, равно как и при возникновении обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что данное злоупотребление может произойти.

2. Безотзывная доверенность должна быть нотариально удостоверена и содержать прямое указание на ограничение возможности ее отмены в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

3. Лицо, которому выдана безотзывная доверенность, не может передоверить совершение действий, на которые оно уполномочено, другому лицу, если иное не предусмотрено в доверенности.

Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 1 в действующей редакции

Статья 1543. Сфера применения правил о праве на технологию

Правила настоящей главы применяются к отношениям, связанным с правом на технологию гражданского, военного, специального или двойного назначения, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий.

Указанные правила не применяются к отношениям, возникающим при создании единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации на возмездной основе в форме бюджетного кредита.

Комментарий к Ст. 1543 ГК РФ

1. Комментируемая статья наряду с предыдущей является общей по отношению ко всей гл. 77 ГК РФ и применяется с учетом положений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» (далее — Закон о передаче прав на единые технологии), который регулирует отношения по распоряжению правами на единые технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения, принадлежащие Российской Федерации или субъекту Российской Федерации либо совместно Российской Федерации или субъекту Федерации и иным лицам, путем их передачи на основе проведения конкурсов или аукционов, а также порядок передачи прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов. Как видим, в указанном Законе определены особенности распоряжения правом на единую технологию, принадлежащим Российской Федерации, а также установлен порядок проведения конкурса или аукциона на отчуждение Российской Федерацией или субъектами Федерации права на технологию. Кроме того, учтены возможные случаи и порядок передачи публичными образованиями права на технологию без проведения конкурса или аукциона.

Основополагающее значение комментируемой статьи отмечают некоторые российские авторы, например, С.И. Крупко пишет, что поскольку результаты интеллектуальной деятельности, объединяемые в единую технологию, создавались за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации, исключительные права с учетом положений ст. 1547 — 1549 ГК РФ могут принадлежать как разработчику, так и Российской Федерации или субъекту Федерации. Это в свою очередь предопределяет условия, порядок и содержание заключаемых договоров в рамках гл. 77 ГК РФ .

———————————
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 2. Части третья, четвертая ГК РФ / Под ред. Т.Г. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова; Ин-т государства и права РАН. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2009. С. 664 — 665.

2. Основываясь на содержании комментируемой статьи, можно сказать, что законодатель определил сферы использования прав на технологию в зависимости от назначения: гражданского, военного, специального, двойного.

Следует обратить внимание на то, что установленный перечень является закрытым и использовать права на технологию в этих сферах возможно лишь при условии, что технология создана за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Федерации, выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий.

Это ограничение позволило некоторым авторам сделать небезосновательный вывод, что гл. 77 ГК РФ рассчитана на применение в области военных и специальных технологий. Подтверждение сказанному можно найти в абз. 2 этой же статьи, устанавливающем следующее ограничение: указанные правила не применяются к отношениям, возникающим при создании единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Федерации на возмездной основе в форме бюджетного кредита. Между тем в научной литературе сформулировано мнение, согласно которому конструкция «единой технологии» могла бы найти свое применение и в других сферах, без участия субъектов публичного права и как специальный элемент сложного объекта (ст. 1240 ГК) .

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая С.С. Алексеева, А.С. Васильева, В.В. Голофаева, Б.М. Гонгало и др. (под ред. С.А. Степанова) включен в информационный банк согласно публикации — Проспект, Институт частного права, 2009 (2-е издание, переработанное и дополненное).

См., например: Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая / Под ред. С.А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2010.

По нашему мнению, в комментируемой статье содержится исключение из общего правила, установленного ст. 1240 ГК РФ, поэтому если технология создана за счет частного капитала, то оснований к запрету ее использования в иных сферах не усматривается . При этом особенности передачи прав на единые технологии гражданского назначения, созданные за счет бюджетных средств или с их привлечением, для использования на территориях иностранных государств установлены ст. 14 Закона о передаче прав на единые технологии.

———————————
О значимости прав на единые технологии гражданского назначения свидетельствует ряд документов, принятых на уровне Правительства РФ, к примеру: Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2006 г. N 696 «Об осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета» (Собрание законодательства РФ. 2006. N 48. Ст. 5027); Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2009 г. N 312 «Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» (Собрание законодательства РФ. 2009. N 15. Ст. 1841).

3. Определяя сферу военного назначения, следует обратиться к ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (с изм. от 7 мая 2009 г.), которая устанавливает, что под продукцией военного назначения понимается вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области. Одновременно устанавливается, что к продукции военного назначения относятся:

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3610.

— вооружение и военная техника — комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники);

— системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;

— взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства;

— инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники;

— специальное оборудование и технологии для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;

— объекты для производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;

— системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальные оборудование и материалы для их производства;

— коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения;

— специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты;

— техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, проектная, технологическая, эксплуатационная, программная, инструктивно-методическая), регламентирующая создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения;

— научно-техническая (нормативно-техническая) документация, регламентирующая безопасность, в том числе экологическую безопасность, производства продукции военного назначения;

— стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды;

— результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники;

— научно-техническая информация на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения;

— специальное программно-математическое обеспечение систем автоматизированного управления войсками, оружием и военной техникой, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения;

— обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники;

— создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также обеспечение функционирования этих объектов;

— подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств;

— передача (продажа) лицензий, проектной, конструкторской и научно-технической документации на создание, производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое применение, ремонт и (или) уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники и оказание технического содействия в организации этих работ;

— проведение и (или) участие в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) продукции военного назначения, средств и способов защиты от оружия массового поражения и обычных вооружений;

— предоставление транспортных средств, в том числе военных, для доставки и перемещения продукции военного назначения;

— передача продукции военного назначения иностранным государствам в аренду (лизинг) или для проведения испытаний;

— проведение по просьбам иностранных государств учений, стрельб, испытаний вооружения и военной техники на полигонах Российской Федерации;

— показы и выставки образцов продукции военного назначения на территории РФ и за пределами территории РФ;

— услуги инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера в области военно-технического сотрудничества;

— создание организаций с иностранными инвестициями по разработке и производству продукции, проведению работ и оказанию услуг военного назначения;

— исследования и испытания, освидетельствование, продление срока эксплуатации вооружения и военной техники, эталонирование контрольно-измерительной аппаратуры;

— ремонт вооружения и военной техники;

— консультации по вопросам строительства вооруженных сил, боевого применения вооружения и военной техники и другим военным и военно-техническим вопросам;

— иная деятельность в области военно-технического сотрудничества, не противоречащая законодательству РФ.

Как видим, при всей стратегической важности продукции военного назначения перечень открыт.

4. Под технологией специального назначения (в рамках комментируемой статьи) понимаются технологии, которые используются для разработки и производства такого имущества, как специальная техника, продукция производственно-технического назначения и имущество, создаваемое посредством научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа .

———————————
Приказ Минфина России от 30 декабря 2009 г. N 150н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» // Финансовая газета. 18.02.2010. N 8.

Вместе с тем высказано иное суждение о содержании термина «продукция специального назначения». Так, А.А. Молчанов отмечает, что под продукцией специального назначения следует понимать товары, информацию, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, права на них, кроме тех, которые относятся к продукции военного и двойного назначения, предназначенной для применения правоохранительными органами и специальными службами в целях осуществления задач по обеспечению общественного порядка и безопасности государства . С.П. Гришаев полагает, что в данном случае понимаются технологии, применяемые при создании оборудования для МЧС, оперативно-розыскной деятельности и т.п. .

———————————
Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный): научно-практический / Под ред. Ю.А. Дмитриева, А.А. Молчанова. М.: Деловой двор, 2008 (автор комментария к гл. 77 ГК РФ — А.А. Молчанов).

Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность // СПС «ГАРАНТ». 2009.

Уважая позицию известных отечественных цивилистов, позволим себе обратить внимание на ограничение (можно сказать, императивный запрет), установленное абз. 2 комментируемой статьи: единая технология должна быть выполнена за счет государственного бюджета. С учетом изложенного делаем вывод, что основаниями отнесения технологии к технологиям специального назначения является не только сфера ее применения, но и статьи финансирования.

5. Под технологией двойного назначения следует понимать технологию, применяемую для создания имущества, которое может быть использовано ее собственником (владельцем, пользователем) как в гражданских, так и в военных целях (например, вездеход, который может быть использован не только военными в войсках, но и гражданским населением в период паводка). При этом данная продукция должна быть включена в таком качестве в специальные списки и перечни, утверждаемые уполномоченными государственными органами, и только после этого она может указываться в иных нормативных правовых актах . К примеру, в соответствии с Указом Президента РФ от 16 января 2009 г. N 64с «О мерах по запрещению поставок Грузии продукции военного и двойного назначения» к продукции двойного назначения относится та, которая может быть использована в военных целях.

———————————
См., например: Указ Президента РФ от 5 мая 2004 г. N 580 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 19 (ч. 2). Ст. 1881.

Собрание законодательства РФ. 2009. N 3. Ст. 365.

Интересно отметить, что термин «двойное назначение» используется не только в военной сфере. Так, известен ряд нормативных правовых актов, регламентирующих отношения по разработке и использованию продукции двойного назначения. В качестве примеров можно привести следующие Постановления Правительства РФ:

— от 26 февраля 2002 г. N 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» ;

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 9. Ст. 935.

— от 29 декабря 2001 г. N 941 «О контроле за вывозом из Российской Федерации в Ирак товаров и технологий двойного назначения и иных средств, подпадающих под действие международного механизма постоянного наблюдения и контроля» ;

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 3. Ст. 216.

— от 14 июня 2001 г. N 462 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях» .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 26. Ст. 2677.

6. В диспозиции комментируемой статьи упоминаются бюджетные средства, выделяемые для оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов. В данном случае имеются в виду государственные контракты на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст. 763 — 768 ГК), договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 769 — 778 ГК). Применительно к передаче прав на единые технологии эти нормы следует применять в совокупности с положениями гл. 2 Закона о передаче прав на единые технологии.

Наконец, нуждается в комментарии положение о том, что правила гл. 77 ГК РФ применяются к отношениям, связанным с правом на технологию, созданную за счет субсидий, под которыми принято понимать денежные средства (финансовую помощь), выделенные из государственного бюджета местным органам власти, предприятиям, населению и предназначенные для целевого использования. Так, в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса (далее — БК) РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

———————————
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. от 27 декабря 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий указанным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Статьей 179 БК РФ предусматривается возможность предоставления субсидий бюджету субъекта Федерации (местному бюджету) на реализацию долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Федерации (местных бюджетов). При этом условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

Использование бюджетных средств на безвозмездной основе в процессе создания единых технологий является существенным условием применения положений гл. 77 ГК РФ. Правовой режим единых технологий, при создании которых не использовались бюджетные средства, определяется положениями Кодекса о сложном объекте исключительных прав (ст. 1240 ГК).

По мнению некоторых авторов, специальные правила в отношении технологий, создаваемых с использованием бюджетных средств, направлены прежде всего на предотвращение нецелевого расходования бюджетных средств, выделяемых на проведение научных исследований и разработок, а также на создание новых технологий, обеспечение скорейшего внедрения таких технологий и их введения в экономический оборот. Именно поэтому нормы комментируемой главы не распространяются на ситуации, когда средства соответствующих бюджетов предоставляются в качестве бюджетных кредитов, так как при этом Россия и ее субъекты не финансируют разработку, а лишь предоставляют средства иным лицам для создания технологии на возвратной и возмездной основе.

Следует обратить внимание на то, что в комментируемой статье не случайно отсутствует указание на использование средств местных бюджетов, так как финансирование деятельности по разработке новых технологий не входит в задачи местного самоуправления. Если средства местного бюджета были использованы при создании единой технологии, на такую технологию распространяется общий режим сложного объекта интеллектуальной собственности (ст. 1240 ГК) .

———————————
Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая. М.: Проспект, 2009.

В то же время интересно отметить, что оговорка в диспозиции комментируемой статьи о том, что единая технология может создаваться не только за счет, но и с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Федерации, дает основания сделать вывод о том, что в данном случае речь не идет о ситуациях, когда бюджетные средства предоставляются в форме кредита, т.е. на условиях возвратности (согласно ст. 6 БК бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление денежных средств в том числе юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе) .

———————————
Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность // СПС «ГАРАНТ». 2009.

Оригинальное мнение об источниках финансирования (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации) затрат на создание единой технологии высказал профессор В.И. Еременко, который относит их к определяющим в самом понятии единой технологии. В частности, он полагает, что требование об источнике финансирования является условием (признаком) создания единой технологии, без такого условия (признака) правовая конструкция единой технологии в принципе несостоятельна . Иначе говоря, единой технологией может признаваться лишь тот результат интеллектуальной деятельности, который создан за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Федерации на безвозмездной основе.

———————————
Еременко В.И. Единая технология и принадлежность прав на нее в соответствии с частью четвертой ГК РФ // Адвокат. 2008. Август. N 8.

Этот вывод не соответствует абз. 2 комментируемой статьи, в котором установлено, что единые технологии могут быть созданы за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Федерации на возмездной основе в форме бюджетного кредита. Иное дело, что гл. 77 ГК РФ не применяется к отношениям, связанным с правом на такую технологию.

Следует обратить внимание на то, что ни в комментируемой статье, ни в других статьях гл. 77 ГК РФ не раскрыто значение слов «за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации». В деловом коммерческом обороте термин «за счет» используют в случаях указания источника финансирования какого-либо мероприятия, работы, услуги. Понятием «привлечение средств» характеризуют использование средств, не принадлежащих субъекту, но временно участвующих в его хозяйственном обороте в качестве источника финансирования на основании заключенных договоров.

7. В завершение комментария рассматриваемой статьи отметим, что, несмотря на, казалось бы, относительную новизну законодательства о единых технологиях, правоприменение и его анализ выявили необходимость внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты. В этих целях разработана Концепция развития законодательства Российской Федерации на период 2008 — 2011 гг., которая утверждена Торгово-промышленной палатой РФ . В частности, в Концепции отмечается, что, несмотря на частое использование в российском законодательстве понятий «технология гражданского назначения», «технология военного назначения», нормативно-правовое определение указанных понятий отсутствует. Поскольку принадлежность технологии к одному из указанных видов является условием ее охраны в соответствии с положениями гл. 77 ГК РФ, во избежание коллизий и неправильного толкования закона необходимо ввести законодательные определения или критерии для отнесения технологий к технологиям гражданского, военного, специального или двойного назначения.

———————————
Текст Концепции официально опубликован не был.

Кроме того, необходимо обратить внимание на заложенные в тексте ГК РФ внутренние противоречия между общими и специальными нормами. Пункт 5 ст. 1240 ГК РФ устанавливает, что положения об использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта применяются к праву использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, созданной за счет или с привлечением средств федерального бюджета.

Вместе с тем согласно специальным нормам гл. 77 ГК РФ положения указанной главы регулируют отношения, связанные с правом на технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Федерации. В целях устранения законодательной коллизии предлагается внести соответствующие изменения в ГК РФ .

———————————
Более подробно о проблемах передачи прав на единые технологии см.: Корчагина Н.П. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009.

Статья 188.1 ГК РФ. Безотзывная доверенность (действующая редакция)

1. В целях исполнения или обеспечения исполнения обязательства представляемого перед представителем или лицами, от имени или в интересах которых действует представитель, в случаях, если такое обязательство связано с осуществлением предпринимательской деятельности, представляемый может указать в доверенности, выданной представителю, на то, что эта доверенность не может быть отменена до окончания срока ее действия либо может быть отменена только в предусмотренных в доверенности случаях (безотзывная доверенность).

Такая доверенность в любом случае может быть отменена после прекращения того обязательства, для исполнения или обеспечения исполнения которого она выдана, а также в любое время в случае злоупотребления представителем своими полномочиями, равно как и при возникновении обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что данное злоупотребление может произойти.

2. Безотзывная доверенность должна быть нотариально удостоверена и содержать прямое указание на ограничение возможности ее отмены в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

3. Лицо, которому выдана безотзывная доверенность, не может передоверить совершение действий, на которые оно уполномочено, другому лицу, если иное не предусмотрено в доверенности.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 188.1 ГК РФ

1. В комментируемой статье, введенной ФЗ от 07.05.2013 N 100-ФЗ, закреплена новелла о безотзывной доверенности.

Пункт 1 комментируемой статьи определяет понятие безотзывной доверенности, указывая на следующие признаки, характеризующие доверенность в качестве безотзывной: доверенность выдается в целях исполнения или обеспечения исполнения обязательства представляемого перед представителем или лицами, от имени или в интересах которых действует представитель, в случаях если такое обязательство связано с осуществлением предпринимательской деятельности; в доверенности представляемый указывает на то, что эта доверенность не может быть отменена до окончания срока ее действия либо может быть отменена только в предусмотренных в доверенности случаях. Следовательно, предусмотрено изъятие из общего правила о возможности отмены во всякое время доверенности лицом, ее выдавшим.

Определение понятия предпринимательской деятельности содержится в п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно которому гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

2. В п. 1 комментируемой статьи предусмотрены основания отмены безотзывной доверенности:

1) доверенность в любом случае может быть отменена после прекращения того обязательства, для исполнения или обеспечения исполнения которого она выдана;

2) в любое время доверенность может быть отменена в случае злоупотребления представителем своими полномочиями;

3) также в любое время доверенность может быть отменена в случае возникновения обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что может произойти злоупотребление представителем своими полномочиями.

Прекращению обязательств посвящена гл. 26 ГК РФ. В ст. 407 ГК РФ установлено следующее: обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (п. 1); прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором (п. 2).

3. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает требования к форме и содержанию безотзывной доверенности: такая доверенность подлежит нотариальному удостоверению; в доверенности должно быть прямо указано на ограничение возможности ее отмены в соответствии с п. 1 данной статьи (о нотариальном удостоверении доверенности см. комментарий к ст. 185.1 ГК РФ).

4. В п. 3 комментируемой статьи установлен запрет передоверия лицом, которому выдана безотзывная доверенность, совершения действий, на которые оно уполномочено, другому лицу. При этом указано, что в доверенности может быть предусмотрено иное, т.е. речь идет и о том, что доверенность может предусматривать возможность передоверия. Передоверие регламентировано положениями ст. 187 ГК РФ, в соответствии с п. 3 которой доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена.

Изменения в Гражданский кодекс — 2012 — 2018

Изменения в Гражданский кодекс РФ 2012 — 2018

В 2012 году в первом чтении Государственной Думой РФ был принят объемный законопроект № 47538-6 о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ.

Проектом Федерального закона от 03.04.2012 № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ» планировалось внести глобальные изменения в весь Гражданский кодекс РФ.

Планировалось, что изменения вступят в законную силу с 01.09.2012. Но второе чтение прошло лишь в ноябре. Поэтому было принято решение о том, что вступать в силу закон будет постепенно (будет многоступенчатый порядок введения), а первоначальный проект разбит на несколько частей. Поэтому законопроект № 47538-6/1 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» принят Государственной думой 18.12.2012, одобрен Советом Федерации 26.12.2012, подписан Президентом РФ 30.12.2012.

26 декабря 2012 года Советом Федерации был одобрен закон, принятый на основе законопроекта № 47538-6/1, который содержит первую часть изменений в Гражданский кодекс РФ, на которые разделен исходный законопроект № 47538-6 о внесении изменений в ГК, принятый Государственной Думой в первом чтении.

В рамках реформы гражданского законодательства:

30.12.2012 Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» (вступил в силу с 04.03.2013);

07.05.2013 Президентом РФ подписан Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»;

02.07.2013 Президентом РФ подписан Федеральный закон № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»;

30.09.2013 подписан Федеральный закон № 260-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации»;

21.12.2013 подписан Федеральный закон № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (вступает в силу с 01.07.2014);

12.03.2014 подписан Федеральный закон № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу с 01.10.2014);

05.05.2014 подписан Закон № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» (вступает в силу с 01.09.2014)

Примечание: согласно пункту 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до 01.09.2014, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 99-ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона № 99-ФЗ) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Краткий комментарий к Федеральному закону № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части 1 Гражданского кодекса РФ»

Федеральный закон «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» предусматривает внесение поправок только в раздел I части первой Гражданского кодекса РФ и лишь в отношении небольшого количества норм, содержащихся главным образом в подразделах 1 и 2 раздела I части первой Гражданского кодекса РФ:

В новой редакции изложена статья 1 ГК «Основные начала гражданского законодательства», которой теперь редусмотрена корректировка положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК), касающихся основных начал гражданского законодательства, предмета регулирования данной отрасли законодательства, оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, пределов осуществления гражданских прав и способов их защиты.

Пункт 1 статьи 5 ГК изложен в новой редакции — в нем уточняется понятие «обычай«.

ГК дополнен новой статье 8 1 «Государственная регистрация прав на имущество», которой уточняются порядок возникновения, изменения и прекращения прав на имущество, основания и порядок внесения в единый государственный реестр юридических лиц записей о возникновении, изменении и прекращении прав, подлежащих государственной регистрации, устанавливаются основные требования к государственной регистрации прав на имущество.

Глава 2 Гражданского кодекса РФ дополнена статьей 16 1 » Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления», предусматривающей компенсацию ущерба, причинённого правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления.

Пункт 4 статьи 19 ГК дополнен абзацем, регулирующим порядок использования имени и псевдонима физического лица. Пункт 4 статьи 19 ГК изложен в новой редакции.

Пункт 1 статьи 20 дополнен предложением следующего содержания: «Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий».

Изменения в статье 23 ГК и введение в параграф 2 главы 4 подпараграфа 3 1 «Крестьянское (фермерское) хозяйство» и статьи 86 1 «Крестьянское (фермерское) хозяйство » коснулись уточнения порядка осуществления гражданами предпринимательской деятельности без образования юридического лица, в том числе в области сельского хозяйства, а также правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства.

Изменениями в статьях 29, 30 ГК расширен круг оснований для ограничения граждан в дееспособности. В качестве одного из таких оснований определено пристрастие к азартным играм. Урегулирован порядок определения видов гражданско-правовых сделок, которые гражданин, ограниченный в дееспособности, вправе совершать самостоятельно, в зависимости от степени выраженности имеющихся у гражданина нарушений психических функций.

Изменениями в статьях 33, 36, 37 ГК уточнены вопросы полномочий опекунов и попечителей, их права и обязанности.

Редакционным изменениям подверглись статьи 2, 8, 12, 26.

Основная часть изменений вступает в силу с 1 марта 2013 года.

Краткий комментарий к Федеральному закону № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса РФ»

Законом № 100-ФЗ пересмотрены общие положения ГК о сделках, представительстве, об исковой давности.

В ГК вносятся следующие изменения и дополнения:

В статье 161 ГК меняется правило об обязательной письменной форме сделки между физ. лицами — теперь все сделки между гражданами на сумму 10 000 рублей должны совершаться в простой письменной форме.

Новой редакцией статьи 163 вводится понятие нотариального удостоверения сделки

Утрачивает силу норма о том, что несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность. Согласно поправкам сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит госрегистрации.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить ее сторона. А в случаях, предусмотренных законом, также иное лицо. Прежде любое заинтересованное лицо было вправе предъявить такое требование.

Притворной признается в т. ч. сделка, совершенная с целью прикрыть сделку на иных условиях.

Устанавливается, что срок исковой давности по недействительной сделке для лица, не являющегося ее стороной, во всяком случае не может превышать 10 лет со дня начала ее исполнения.

Вводится новая глава 9.1, посвященная правовому регулированию решений собраний, правила которой применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное.

Из Гражданского кодекса РФ исключается положение о том, что срок действия доверенности не должен превышать 3 лет, поэтому доверенность может быть выдана на любой срок. Вводится безотзывная доверенность. Она должна быть нотариально удостоверена. Устанавливается еще одно основание для прекращения доверенности — введение такой процедуры банкротства, при которой соответствующее лицо утрачивает право самостоятельно выдавать доверенности.

Изменениям подверглись в т. ч. статьи, в которых речь идет о начале, приостановлении течения срока исковой давности.

Основная часть изменений в ГК вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Обзор изменений в Гражданский кодекс в 2013 году

Поскольку изменения являются очень существенными, справедливо назвать получившийся в результате Гражданский кодекс РФ новым (новой редакцией). Глобальность изменений можно оценить по следующим кратким комментариям:

Измнения в Общих положениях части 1 Гражданского кодекса:

вводится новый принцип добросовестности при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей;

в правила государственной регистрации прав на имущество вносятся существенные изменения;

вводятся понятия аффилированности и определяется — кто является лицами, контролирующими юридическое лицо;

полностью меняются понятия и вопросы регулирования ценных бумаг

значительно изменяется регулирование сделок;

Измнения в вопросах вещного права части 1 Гражданского кодекса:

претерпели изменения в общих положениях о вещных правах;

вводится понятие «владение» и «владельческая защита»;

вопросы о праве собственности претерпели значительные изменения;

вводится система ограниченных вещных прав;

вводится институт постоянного землевладения (эмфитевзис);

вводится институт застройки (суперфиций);

изменения коснулись и сервитута;

вводится институт личного пользовладения (узуфрукт);

меняется регулирование вопросов ипотеки.

Значительно меняется общая часть обязательственного права.

Измнения в Общих положениях о договоре части 1 Гражданского кодекса:

вводятся понятия рамочного и опционного договора;

вводится институт преддоговорной ответственность сторон;

изменяется регулирование вопросов признания договора недействительным, оспаривания и расторжения договора.

В части 2 Гражданского кодекса предполагаются измнение регулирования:

договор потребительского кредита;

договор банковского вклада;

договор банковского счета;

В часть 3 Гражданского кодекса РФ вносятся изменения в:

общие положения международного частного права;

в вопросах применимого права в отношениях: юридических лиц, вещных правах, сторон договора, с участием потребителей.

В часть четвертой Гражданского кодекса РФ изменяются:

вопросы регулирования авторских, патентных, прав, ноу-хау.

В какие статьи ГК внесены изменения (часть I ГК РФ по состоянию на 01.07.2018)

Общие положения (главы 1 — 2 Гражданского кодекса РФ)

Юридические лица (глава 4 § 1. Общие положения Гражданского кодекса РФ: