Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о государственной службе

ст 67 Закона о государственной гражданской службе РФ

1. Государственный надзор и вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют специально уполномоченные государственные органы, определяемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации в подведомственных государственных органах осуществляют федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации.

3. Государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Предмет государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе

(Зубарев С.) («Законность», 2006, N 2) Текст документа

ПРЕДМЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

С. Зубарев, профессор Московского нового юридического института, кандидат юридических наук.

Из названия гл. 15 ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о гражданской службе) можно предположить, что предметом государственного надзора и контроля является соблюдение подконтрольными объектами законодательства РФ о государственной гражданской службе РФ.

Согласно ст. 5 Закона о гражданской службе это законодательство образуют: Конституция РФ; ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; другие федеральные законы, в том числе федеральные законы, регулирующие особенности прохождения гражданской службы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; нормативные правовые акты государственных органов. Законодатель, раскрывая содержание законодательства о государственной гражданской службе, использовал широкое его понимание, когда помимо собственно законов (законодательство в узком смысле) в него включены и иные нормативные правовые акты. Тем самым можно сделать предварительный вывод о том, что предмет государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе представляет собой соблюдение аппаратом государственного управления предписаний перечисленных нормативных правовых актов. Однако в теории соблюдение закона как форма реализации права означает воздержание субъектов от действий, запрещенных нормами права. Подобное толкование термина позволяет уточнить предмет контроля в государственно-служебной сфере как соблюдение гражданскими служащими возложенных на них запретов и ограничений. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы гражданских служащих могут быть ограничены только федеральным законом, что позволяет говорить о включении в предмет государственного надзора и контроля лишь тех ограничений и запретов, которые установлены в ст. ст. 16 и 17 Закона о гражданской службе. Например, в связи с прохождением государственной гражданской службы гражданскому служащему запрещается: 1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; 2) замещать должность гражданской службы в случаях, установленных Законом о гражданской службе; 3) осуществлять предпринимательскую деятельность; 4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход; 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; 6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения); 7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц; 8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам; и др. Представляется, что ограничение предмета государственного надзора и контроля рамками соблюдения гражданскими служащими запрещающих законодательных норм вряд ли правильно. По всей вероятности, законодатель, формулируя предмет государственного надзора и контроля как соблюдение законодательства о гражданской службе, имел в виду законность деятельности подконтрольных объектов. На это косвенно указывает предписание ч. 3 ст. 67 Закона о гражданской службе. Там говорится, что государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе РФ осуществляет Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры. Норма бланкетная, и по смыслу Закона государственный надзор отождествляется с прокурорским надзором. Это вряд ли оправданно, так как в настоящее время функционируют и иные органы государственной власти — федеральные службы, осуществляющие государственный (административный) надзор в различных сферах. Предмет прокурорского надзора, определенный в Законе о прокуратуре, существенно отличается от предмета надзора, сформулированного в Законе о гражданской службе. Во-первых, в соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре предметом общего надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов (в том числе и о гражданской службе) федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами. Вследствие этого прокуроры должны проверять деятельность подконтрольных объектов по соблюдению Конституции РФ и исполнению остальных законов. В юридической науке строгое и неуклонное соблюдение и исполнение субъектами права действующего законодательства охватывается понятием законности, поэтому можно сделать вывод, что предметом прокурорского надзора является законность деятельности гражданских служащих. Во-вторых, различается содержание предмета надзора. Закон о прокуратуре исходит из узкого понимания закона, поэтому на практике указы Президента РФ и постановления Правительства РФ в предмет прокурорского надзора не включаются, а остальные подзаконные акты, указанные в ст. 5 Закона о гражданской службе, могут проверяться прокурорами только на предмет их соответствия законодательству о государственной службе. В-третьих, проблемным становится осуществление прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законодательства о гражданской службе в Федеральном Собрании РФ, Администрации Президента РФ, Правительстве РФ, аппаратах судов, Уполномоченного по правам человека и др., поскольку эти органы поднадзорными прокуратуре объектами не являются. Представляется, для устранения противоречий целесообразно ч. 3 ст. 67 Закона о гражданской службе после слова «соблюдением» дополнить словосочетанием «и исполнением». Аналогичные поправки необходимо внести и в другие части статьи, тем самым расширив предмет государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе. Общепризнано, что в содержание предмета контроля за аппаратом государственного управления включается не только законность, но и целесообразность, эффективность деятельности администрации. Так, М. Студеникина отмечает: «Органы контроля интересуются не только тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все предоставленные ему полномочия» . ——————————— Студеникина М. С. Государственный контроль в сфере управления (проблемы надведомственного контроля). М.: Юридическая литература, 1974. С. 18.

Такая позиция отражена во многих законах, в которых названия соответствующих статей определяют предмет контроля именно как деятельность государственных органов и их государственных служащих, а законность деятельности рассматривается как предмет прокурорского надзора. Например, ст. 37 Закона о милиции называется «Контроль за деятельностью милиции», а ст. 38 — «Надзор за законностью деятельности милиции». Подробное разграничение предметов контроля и надзора обосновано как в теории, так и на практике и отвечает требованиям юридической техники. В процессе контроля проверяются законность, целесообразность и эффективность деятельности соответствующих категорий государственных служащих, а при надзоре — только ее законность. Это позволяет контролировать весь спектр общественных отношений. Представляется, необходимо закрепить в Законе о гражданской службе две самостоятельные статьи: «Контроль за деятельностью государственных гражданских служащих» (как вариант — «Контроль в сфере государственной гражданской службы») и «Надзор за законностью в сфере государственной гражданской службы» либо изменить название ст. 67 на «Контроль и надзор в сфере государственной гражданской службы».

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу 14.07.2013) «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 27.07.2004 — «Российская газета», N 162, 31.07.2004;
  • «Парламентская газета», N 140-141, 31.07.2004;
  • «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст.3215)

Глава 15 Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

1. Государственный надзор и вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют специально уполномоченные государственные органы, определяемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации в подведомственных государственных органах осуществляют федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации.

3. Государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, привлекаются к ответственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о государственной службе

Статья 67. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации

1. Государственный надзор и вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют специально уполномоченные государственные органы, определяемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации в подведомственных государственных органах осуществляют федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации.

3. Государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Статья 68. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, привлекаются к ответственности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда

Государственный надзор и контроль в сфере охраны труда – это деятельность специальных государственных органов и их должностных лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений работодателями требований охраны труда, осуществляемая посредством проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений и привлечения виновных к ответственности.

В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе и об охране труда, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, упол­номоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов – государственных инспекций труда.

Государственный инспектор труда – должностное лицо федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях, наряду с Федеральной инспекцией труда, осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

К числу таких специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, относится Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Общим надзорным государственным органом является Прокуратура РФ, осуществляющая надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Прокуратура РФ не является специализированным органом по надзору и контролю в сфере труда. Но поскольку трудовое законодательство входит в общую систему законодательства, прокуратура уполномочена осуществлять надзор также и в этой сфере.