Градостроительный кодекс ст 37 п 4

Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Комментарий к Ст. 37 ГрК РФ

1 — 3. В соответствии с ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс РФ, во-первых, распространяет механизм разрешенного использования не только на земельные участки, но и на объекты капитального строительства (объекты недвижимости); во-вторых, устанавливает классификацию видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

4 — 6. В соответствии со ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. ГрК РФ предусматривает одно исключение из указанного правила: основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

7. В данном случае ГрК РФ не устанавливает конкретных оснований судебного обжалования решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения, поэтому основанием для обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд является нарушение прав и законных интересов физического или юридического лица. Порядок и процедуры судебного обжалования указанного решения определены АПК РФ и ГПК РФ.

Второй комментарий к Статье 37 Градостроительного кодекса

1. В комментируемой статье устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Как справедливо указывают исследователи, разрешенное использование — «это важнейшая юридическая характеристика земельного участка, которая, с одной стороны, позволяет совместно с целевой категорией определить правовой режим использования участка, а с другой стороны, в зависимости от вида разрешенного использования рассчитывается кадастровая стоимость земельного участка» .
———————————
Шарапов В.В. О разрешенном использовании земельных участков. М., 2015.

Важно отметить, что законодательство пользуется двумя сходными категориями — «целевое назначение» и «разрешенное использование», соотношение которых выступает предметом дискуссий в научной среде. Как указывают А.П. Анисимов и Н.Н. Мельников, «формирование цели использования земли осуществляется человеком, а потому данный процесс носит субъективный характер. Вместе с тем при определении правового режима земель необходимо учитывать различные факторы. В частности, наряду с природными характеристиками земли в понятие «целевое назначение» следует включать исторически сложившиеся особенности использования земельного пространства… Целевое назначение подразумевает четкое определение конкретных прав и обязанностей по рациональному использованию и охране земельных участков для их правообладателей. При этом в действительности никакого «одного» целевого назначения практически для любой категории земель не существует. Из этого следует, что целевое назначение — это главная (основная) цель, для достижения которой используется совокупность родственных земельных участков, объединенных для повышения качества управления ими в такую территориальную единицу, как «категория земель». Разрешенное использование — это конкретизированное целевое назначение для конкретного, отдельно взятого земельного участка, являющееся правовой основой для возведения лицом, использующим земельный участок, жилых, производственных и тому подобных зданий и сооружений, а также для проведения оросительных, осушительных и других работ» . Таким образом, определение разрешенных видов использования земельных участков представляет собой один из способов управления земельными отношениями посредством определения правового режима земельных участков (а соответственно, и ограничений, налагаемых на собственников и иных законных владельцев данных объектов).
———————————
Анисимов А.П., Мельников Н.Н. Системно-структурный анализ категорий «целевое назначение» и «разрешенное использование» в природоресурсных отраслях права // Журнал российского права. 2013. N 11.

2. Как следует из ч. ч. 1 — 2 комментируемой статьи, в правилах землепользования и застройки применительно к каждой территориальной зоне указываются:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования.

При этом определение основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (это следует из ч. 2.1, добавленной в комментируемую статью Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2017 г.).

Три категории, о которых говорит настоящая статья, различаются по некоторым юридическим особенностям:

— основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования;

— на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства требуется разрешение (см. комментарий к ст. 39);

— вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования.

При определении конкретных видов использования земельного участка подлежит применению Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (утв. Приказом Минэкономразвития от 1 сентября 2014 г. N 540). В этом классификаторе определены 13 укрупненных групп, в рамках которых могут быть подробно описаны виды разрешенного использования:

1) сельскохозяйственное использование;

2) жилая застройка;

3) общественное использование объектов капитального строительства;

5) отдых (рекреация);

6) производственная деятельность;

8) обеспечение обороны и безопасности;

9) деятельность по особой охране и изучению природы;

10) использование лесов;

11) водные объекты;

12) земельные участки общего пользования;

13) огородничество, садоводство, дачное хозяйство.

Важно иметь в виду, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков (т.е. до 24 декабря 2014 г.), признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ).

3. Как следует из ч. ч. 3 и 5 комментируемой статьи, каким бы ни было первоначально установленное разрешенное использование того или иного земельного участка (или объекта капитального строительства), оно впоследствии может быть изменено — либо при условии соблюдения требований технических регламентов, либо в соответствии с федеральными законами (если речь идет о землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются). В судебной практике сложилась позиция, согласно которой процедура изменения вида использования земельного участка признается публичной значимой.

Пример: по мнению суда, сославшегося на п. п. 1 и 8 ст. 1, п. 2 ст. 30, ч. 2 ст. 33, ч. 3 ст. 37 ГрК РФ, п. 26 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», указанные нормы позволяют сделать вывод о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка представляет собой процедуру, которая реализуется органами местного самоуправления в рамках предоставленных им ГрК РФ полномочий в сфере градостроительной деятельности, и указанными нормами не предусмотрена возможность передачи указанных публично-правовых полномочий органов местного самоуправления правообладателям земельных участков, в том числе органам, осуществляющим полномочия собственника от имени Российской Федерации (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2016 г. по делу N А47-3796/2015).

Также суды считают, что выбор разрешенного использования земельного участка имеет публично-правовое значение.

Пример: по мнению суда, толкование требований ч. 3 ст. 37 ГрК РФ и требований ч. 4 ст. 37 ГрК РФ в совокупности означает, что хотя вид разрешенного использования земельного участка и выбирается его правообладателем самостоятельно, однако этот выбор разрешенного использования земельного участка подлежит осуществлению и публичному оформлению в официальном порядке, установленном нормами действующего законодательства. В частности, от вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым он используется его правообладателем, зависит размер земельного налога, подлежащего уплате по данному земельному участку, поскольку размер земельного налога для земельного участка зависит не только от площади этого участка и зоны, в которой он расположен, но и от вида его разрешенного использования (см. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2016 г. по делу N А68-7141/2015).

Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Статья 37 ГрК РФ. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

Новая редакция Ст. 37 ГрК РФ

1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Комментарий к Статье 37 ГрК РФ

1. Данная статья посвящена видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи выделяется 3 вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые применительно к каждой территориальной зоне в отношении земельных участков и объектов капитального строительства:

основные виды разрешенного использования;

условно разрешенные виды использования;

вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

2. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой может осуществляться в соответствии с градостроительным регламентом, основные положения о котором закреплены в ст. 36 комментируемого Кодекса, а в отношении участков и объектов, расположенных на землях, на которые действие такого регламента не распространяется или регламенты не устанавливаются, в соответствии с федеральным законом, с обязательным соблюдением требований технических регламентов.

Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

3. Часть 6 содержит отсылку к ст. 39 комментируемого Кодекса, в соответствии с которой определяется порядок осуществления предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

4. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает право физического или юридического лица оспаривать в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Другой комментарий к Ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Согласно ЗК правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. ГрК, во-первых, распространяет механизм разрешенного использования не только на земельные участки, но и на объекты капитального строительства (объекты недвижимости), во-вторых, он устанавливает классификацию видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. ГрК предусматривает одно исключение из указанного правила: основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В данном случае ГрК не устанавливает конкретных оснований судебного обжалования решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения, поэтому основанием для обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд является нарушение прав и законных интересов физического или юридического лица. Порядок и процедуры судебного обжалования указанного решения определены АПК РФ и ГПК РФ.

Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

СТ 37 ГрК РФ.

1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Комментарий к Ст. 37 Градостроительного кодекса РФ

1. При установлении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в отношении каждой территориальной зоны следует руководствоваться следующими принципами, сочетающими в себе правовые, градостроительные, экономические и управленческие начала.

Первый принцип требует обозначения в качестве ведущего вида использования территории такого функционального назначения земельного участка, которое бы позволяло наилучшим образом идентифицировать его в реальном пространственном выражении. Иными словами, назначение специфического вида использования земельных участков влечет за собой необходимость формирования характерного градостроительного и архитектурно-планировочного решения. Это означает, что различным территориальным зонам должны соответствовать типологические особенности (приемы) пространственной организации территории.

Второй принцип установления видов разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости предполагает зависимость такого использования от местоположения территориальной зоны в структуре городского округа (поселения). Этим принципом определяется взаимосвязь градостроительной организации территории муниципального образования в целом и его части, а также преемственность функционально-пространственного развития выделенного участка территории. Преемственность в данном контексте рассматривается как сохранение на основе комплекса объективных факторов и реальных данных исторически сложившегося типа использования земельного участка. Следование преемственности позволяет обеспечивать постепенный и логически последовательный процесс градостроительного преобразования территории, не нарушая структурного порядка, характерного для различных территориальных фрагментов.

Третий принцип может быть определен как ранжирование видов разрешенного использования территории в зависимости от комплекса природно-ландшафтных, градостроительных особенностей территории, степени ее удаленности от центра городского округа (поселения), характера прилегающих территорий, исторически сложившегося сочетания функциональных процессов и градостроительных объектов в пределах установленной территориальной зоны. Этот принцип на практике реализуется таким образом, что один и тот же вид использования территории (в данном случае имеется в виду его наименование), например, жилой, различным образом проявляет себя в различных фрагментах городской структуры. Так, организация застройки посредством строительства жилых домов разного типа и разнообразной этажности (коттеджные, индивидуальные, малоэтажные, средне- и многоэтажные) имеет неодинаковые способы пространственного выражения с учетом имеющихся градостроительных факторов, таких, например, как условия реконструкции, модернизации, вторичного освоения застройки, новое строительство, а также расположения участков в сложившейся среде исторического центра, срединной зоне, периферии, в зоне влияния крупных транспортных магистралей, пересадочных узлов, общественных центров, ландшафтно-рекреационных образований.

Четвертый принцип установления видов разрешенного использования территории подразумевает необходимость методологического похода к определению состава каждой из зон. Этот подход основан на соблюдении соответствия различных видов использования в пределах каждой зоны таким образом, чтобы основной вид разрешенного использования являлся преобладающим, в то время как вспомогательные виды использования территории выполняли исключительно дополнительную (к основной) функцию. Пропорциональное соотношение основных и вспомогательных видов использования территории в границах каждой территориальной зоны устанавливается с количественным преобладанием первого (основного) вида. При этом количество территории, выделяемое для того или иного вида использования (в традиционных общепринятых, наиболее часто употребляемых единицах) не ограничивается. В то же время существует общий принцип, требования которого сводятся к тому, чтобы это соотношение определялось с максимальным учетом существующих особенностей градостроительной организации территории и перспектив ее последующего развития, сформулированных на стадии территориального планирования.

Сочетание перечисленных принципов в процессе установления видов разрешенного использования территории позволяет обеспечивать целенаправленное, сбалансированное и взаимоувязанное развитие территориальных зон разных типов и структуры городского и сельского населенного пункта в целом. Это способствует дифференциации территории (в пределах границ муниципального образования) на относительно равномерные, в четком (документально зафиксированном) пропорциональном соотношении, чем достигается эффект рационального, целесообразного использования, основанного на согласовании интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и юридических лиц — правообладателей недвижимости и иных участников градостроительной деятельности.

2. При установлении разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, включая основной, вспомогательный и условно разрешенный виды, может быть принят подход, применяемый в отечественной градостроительной практике при разработке правил землепользования и застройки. Он предполагает следующее.

В каждом типе территориальных зон, выделяемых в процессе градостроительного зонирования (жилых; общественно-деловых; производственных, зон инженерной и транспортной инфраструктур; сельскохозяйственного назначения; рекреационного назначения; зон особо охраняемых природных территорий; специального назначения; размещения военных объектов) устанавливается преобладающая форма использования территории. Определение для каждой зоны особой преобладающей формы использования означает присвоение ей характерного (персонифицированного) вида разрешенного использования. В зависимости от того, к какому типу территориальной зоны требуется установить вспомогательный и условно разрешенный виды использования, формируется их количественный и качественный состав. Это означает, что территориальные зоны различаются неидентичным характером их функционального и пространственного наполнения. Кроме того, в данном случае требуется принимать во внимание сложившуюся пространственную организацию среды и выявить существующие тенденции градостроительной организации территории (полифункциональное, монофункциональное использование, а также его параметры).

Исходя из существующего на сегодняшний день в нашей стране опыта разработки правил землепользования и застройки, может быть рекомендована следующая схема формирования состава территориальных зон (для каждого типа зон), основанная на определенном сочетании видов разрешенного использования.

В жилой зоне, предназначенной для преимущественного размещения таких типов жилой застройки как индивидуальная, малоэтажная, среднеэтажная, многоэтажная, а также иных видов жилой застройки, могут быть предусмотрены следующие основные виды разрешенного использования: парки, скверы, бульвары; детские сады, иные объекты дошкольного воспитания; школы начальные и средние; клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения; библиотеки, архивы, информационные центры; музеи, выставочные залы; спортплощадки; аптеки; поликлиники; пункты первой медицинской помощи; почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции; бани; объекты, связанные с отправлением культа.

Как правило, при определении основных видов использования территории в жилой зоне исходят из соображения комплексной градостроительной организации формируемой среды. Для всех типов застройки в данной зоне может быть рекомендовано размещение в границах указанных зон пошивочных ателье, ремонтных мастерских бытовой техники, парикмахерских и иных подобных объектов обслуживания, магазинов товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании, с ограничением размера общей площадью не более 300 кв. м; кафе, закусочные, столовые в отдельно стоящем здании общей площадью не более 250 кв. м, индивидуальное обслуживание клиентов в отдельно стоящем здании общей площадью не более 200 кв.м. Кроме того, в подзонах индивидуальной и малоэтажной застройки разрешено устройство садов, огородов, выращивание сельскохозяйственных культур (цветов, овощей, фруктов), содержания мелких животных (собак, птицы, кроликов и т.п.).

В жилой зоне в качестве вспомогательных видов разрешенного использования принято определять следующие виды использования (в зависимости от типа жилой застройки): объекты обслуживания, количество и типология которых определяется исходя из установленных типов жилой застройки (их количество и номенклатура, как правило, увеличивается и расширяется пропорционально с изменением типа застройки от малоэтажной к многоэтажной) — поликлиники, магазины, кафе, закусочные и т.п.; отдельно стоящие (встроенные в жилые дома) гаражи для хранения легковых автомобилей граждан, проживающих в расположенных на территории жилых домах; открытые стоянки, парковки (в том числе и расположенные непосредственно близ объектов обслуживания).

В подзонах индивидуальной и малоэтажной застройки разрешено размещение теплиц, оранжерей, надворных туалетов, объектов для организации индивидуальной трудовой деятельности (без нарушения принципов добрососедства), сараев, резервуаров для хранения воды. Назначение условно разрешенных видов использования в жилой зоне требует специального зонального согласования.

3. Характер формирования внутренней структуры общественно-деловых территориальных зон  определение соотношения основных, вспомогательных и условно разрешенных видов использования в их составе имеет специфические особенности. Они отличаются от принятого порядка подробной структурной дифференциации, практикуемого при установлении разрешенных видов использования жилых зон. В отличие от жилых зон, общественно-деловые зоны характеризуются преимущественным выделением зон деловой, общественной и коммерческой активности; обслуживания населения; обслуживания производственной и коммерческой деятельности.

При определении видов разрешенного использования в пределах общественно-деловых зон следует принимать во внимание ранжирование их количественного состава и содержания в зависимости от территориальной принадлежности зоны. Как свидетельствует практика, структура территориальных зон значительно различается в зависимости от того, как варьируются расстояние (удаленность) рассматриваемой зоны от центра города. Кроме того, целый ряд населенных пунктов относится к категории так называемых исторических городов. Этот признак оказывает существенное влияние на внутреннее строение общественно-деловых зон таких населенных пунктов, поскольку сформированная среда в данном случае во многом ограничивает потенциально возможные градостроительные преобразования. Чаще всего при формировании состава общественно-деловых зон таких населенных пунктов стремятся к максимальному сохранению существующих объектов капитального строительства и по возможности ограничения влияния на изменение функционального назначения объектов.

Неотъемлемым признаком общественно-деловых зон является наличие и целенаправленное формирование общественных озелененных пространств в их многочисленной типологии, включающей парки, скверы, бульвары, сады и т.п. Также общественно-деловые зоны отличаются наличием тенденции к территориально-пространственному расширению открытых общественных пространств, таких как городские площади, предназначенные для разного рода массовых действий. В зону этого типа активно включается жилая застройка.

Спецификой определения видов разрешенного использования общественно-деловых зон является относительно постоянный состав вспомогательных видов разрешенного использования, который образован организацией открытых (встроенных) мест парковки легковых автомобилей, с установлением рамочных параметров, например, на каждые 30 кв.м общей площади зданий общественного назначения, коммерческих гаражей (подземных или наземных). Характерно, что отнесение этого вида градостроительного использования к вспомогательному по форме и по сути относится к основному виду использования, поскольку отсутствие этих объектов (функций) на участках, предназначенных для массового общественного посещения, делает невозможным нормальный порядок их функционирования. Особым образом оговаривается определение в границах общественно-деловых зон порядка назначения условно разрешенных видов использования.

При определении перечня объектов капитального строительства, требующих получения специального зонального согласования в общественно-деловых зонах, может быть рекомендован следующий наиболее распространенный подход. Его особенностью является соблюдение требований обязательной совместимости условно разрешенных и основных видов использования территории. Кроме того, типологические наименования характеристики объектов, возводимых по категории условно-разрешенных, в силу того, что они косвенным образом способны оказать кардинальное влияние на градостроительную организацию зоны, должны быть поставлены в прямую зависимость от сложившихся особенностей городской среды, которая в каждом конкретном случае определяет соответствующие ограничения на ведение работ по освоению (реконструкции) территории.

Кодекс РК О браке (супружестве) и семье
Статья 37. Раздел общего имущества супругов

1. Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака (супружества), так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.

2. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. Соглашение о разделе общего имущества супругов должно быть нотариально удостоверено.

3. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в порядке медиации или в судебном порядке.

При разделе общего имущества супругов суд по требованию супругов с учетом интересов несовершеннолетнего ребенка определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов. В случае, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу присуждается соответствующая денежная или иная компенсация.

4. Вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и другие), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети.

Вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов.

5. В случае раздела общего имущества супругов в период брака (супружества) та часть общего имущества супругов, которая не была разделена, а также имущество, нажитое супругами в период брака (супружества) в дальнейшем, составляют их общую совместную собственность.

6. К требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак (супружество) которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности с момента расторжения брака (супружества).

Сноска. Статья 37 с изменением, внесенным Законом РК от 17.11.2014 № 254-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).