Гражданский кодекс ст 20 гк

Статья 20. Место жительства гражданина

1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

2. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Комментарий к Ст. 20 ГК РФ

1. В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом данное право, как и иные конституционные права и свободы человека и гражданина, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:

— защиты основ конституционного строя;

— защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

— обеспечения обороны и безопасности государства.

Цели, по которым могут быть ограничены гражданские и жилищные права граждан, «продублированы» в абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ и ч. 3 ст. 1 ЖК РФ.

2. Комментируемая статья посвящена месту жительства гражданина. В соответствии с ней «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает», а «местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов». В свою очередь, ЖК РФ в ч. 4 ст. 1 указывает на то, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон о праве граждан на свободу передвижения) конкретизирует содержание понятия «место жительства» и устанавливает, что местом жительства являются: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

———————————
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ (далее — Ведомости СНД и ВС). 1993. N 32. Ст. 1227.

Чаще всего определить место, где гражданин постоянно проживает, достаточно просто. С некоторой степенью условности можно сказать, что это то место, где гражданин проживает всегда. Гораздо сложнее определить место жительства, если гражданин живет в разных местах. В этом случае требуется определить то место, где он проживает чаще всего (преимущественно).

Место жительства следует отличать от места пребывания. Под последним обычно разумеется гостиница, санаторий, пансионат, дом отдыха и т.п. В таких ситуациях все достаточно просто — понятно, что гражданин не может постоянно проживать в профилактории или в охотничьем домике (если, конечно, ему не предоставлено служебное жилье в этих объектах). Есть, однако, и более сложные ситуации, когда гражданин где-либо длительное время проживает и тем не менее местом жительства место его пребывания не считается. Так, местом жительства военнослужащих срочной службы признается то место, где они постоянно проживали до призыва. Местом жительства лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, учебных заведениях системы профессионально-технического образования и т.п., находящихся не в том месте, где граждане проживали до поступления в соответствующее учреждение, по общему правилу считается то место, из которого они прибыли. Местом жительства лиц, находящихся в следственных изоляторах, местах лишения свободы и т.п., считается то место, где они постоянно проживали до взятия под стражу.

3. С местом жительства гражданское и другое законодательство связывает вопросы исполнения обязательств, открытия наследства, подачу ряда исковых заявлений, получение пенсий и т.д. и т.п. При этом в отличие от правовой ситуации до принятия Конституции РФ 1993 г. отечественная правовая система менее жестко привязывает осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей к административному прикреплению граждан к определенному жилому помещению (прописке).

Вплоть до недавнего времени действовали многочисленные подзаконные акты, регулирующие пресловутую прописку. Закон о праве граждан на свободу передвижения вместо прописки ввел регистрационный учет граждан России. При этом важно подчеркнуть, что данный Закон указывает на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Нормативные правовые акты и, соответственно, судебная практика почти всегда связывали право граждан на проживание в жилом помещении с пропиской. По данному вопросу было дано соответствующее разъяснение в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 2 «О практике применения судами жилищного законодательства» (п. 7) . Однако с принятием Закона о праве граждан на свободу передвижения и Конституции РФ 1993 г. норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, вступила в противоречие с указанными актами и, как следствие, признана Конституционным Судом РФ неконституционной. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой» указано, в частности, что поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Л.Н. Ситаловой на нарушение ее конституционного права на жилище примененными судом в ее деле нормами ЖК РСФСР.

———————————
См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М.: СПАРК, 1995. С. 171.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 18. Ст. 1708.

По делу было установлено, что гражданка Л.Н. Ситалова в течение пяти лет находилась в фактических брачных отношениях с гражданином В.Н. Кадеркиным и проживала в его квартире, оставаясь прописанной в другом жилом помещении. После смерти родителей В.Н. Кадеркина она поставила вопрос о прописке в его квартире, на что согласия не получила.

В жалобе был поставлен вопрос о нарушении ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен такового. Законодатель, осуществляя регулирование этого конституционного права, обязан был следовать требованию ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о недопустимости ущемления законами прав и свобод человека и гражданина. Это имело непосредственное отношение к установленному в ЖК РСФСР порядку вселения в жилое помещение.

Положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР о праве нанимателя на вселение других граждан в занимаемое им жилое помещение «в установленном порядке» носило бланкетный характер. Неопределенность юридического содержания данного положения не позволяла ответить на вопрос о том, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и порождала произвольное понимание того, что оно означало по своему существу.

Отсутствие указания на вид нормативного акта, который должен устанавливать порядок вселения в жилое помещение, позволяет законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать такой порядок по собственному усмотрению, что может привести к нарушению конституционного права граждан на жилище и произвольному лишению их жилья.

Противоречива была также и судебная практика применения ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР. При юридически сходных обстоятельствах дела указанной категории разрешались судами по-разному, что влекло неодинаковые правовые последствия для граждан.

Из Конституции РФ и Закона о праве граждан на свободу передвижения следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения либо условием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище. Однако до настоящего времени «установленный порядок», определяющий процедуру вселения в жилое помещение, понимался в правоприменительной практике исключительно как соблюдение положений о прописке, что имело место и при разрешении дела гражданки Л.Н. Ситаловой (со ссылкой на ч. ч. 1 и 2 ст. 54 ЖК РСФСР).

Таким образом, положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, как в его буквальном истолковании, так и в том смысле, который ему придавался сложившейся правоприменительной практикой, приводило к нарушению ст. ст. 18, 19 (ч. 1) Конституции РФ, а также основных прав и свобод граждан, предусмотренных ст. ст. 27, 40 (ч. 1) Конституции РФ, и не согласовывалось с основаниями и условиями их ограничения, закрепленными в ст. 55 (ч. ч. 2 и 3) Конституции РФ. Вместе с тем ч. 2 ст. 54 ЖК РСФСР, определяя условия приобретения равных прав на пользование жилым помещением, не противоречила указанным конституционным нормам .

———————————
См. также Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» // Российская газета. 17.04.1996. N 73.

Уже после вынесения Конституционным Судом РФ названного выше решения Правительство РФ приняло Постановление от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» , а Министерство внутренних дел РФ утвердило соответствующую Инструкцию , в которых конкретизируются нормы Закона о праве граждан на свободу передвижения. Однако с сожалением приходится отметить, что еще преждевременно говорить об окончательном «уходе» прописки из нашей жизни. Еще действуют региональные документы, которыми местные власти пытаются регулировать прописку вопреки Конституции РФ и другим указанным выше актам.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 30. Ст. 2939.

Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Приказом Министра внутренних дел РФ от 23 октября 1995 г. N 393, зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 16 ноября 1995 г. N 980) // Российские вести. 07.12.1995. N 223.

4. Все сказанное о правилах комментируемой статьи главным образом относится к должному. Как это часто бывает, сущее не соответствует должному. В большинстве случаев на практике в качестве места жительства гражданина признается место регистрации. И отнюдь не только в силу юридической неграмотности, правового нигилизма и т.п.

Суд, изучив обстоятельства конкретного дела, может констатировать, что гражданин постоянно или преимущественно проживает (проживал) в определенном месте. Но как быть при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК)? Как поступать нотариусу при определении места открытия наследства, т.е. последнего места жительства наследодателя? Практически в таких и множестве иных ситуаций не остается ничего другого, кроме как считать, что местом жительства гражданина является место регистрации. Не случайно, к примеру, в нотариальной практике в качестве подтверждения факта места открытия наследства, т.е. места последнего постоянного жительства наследодателя, принимаются следующие документы:

— справка жилищно-эксплуатационной организации о регистрации гражданина по месту его жительства;

— справка органа местного самоуправления аналогичного содержания;

— справка с места работы умершего о месте его жительства;

— справка адресного бюро о регистрации гражданина по месту его жительства;

— справка жилищного либо жилищно-строительного кооператива;

— выписка из домовой книги;

— справка рай(гор)военкомата о том, где проживал гражданин до призыва на воинскую службу;

— справка органа социальной защиты населения о том, по какому адресу доставлялась пенсия наследодателю .

Монография Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцевой, П.В. Крашенинникова, Е.Ю. Юшковой, В.В. Яркова «Настольная книга нотариуса» (В двух томах) (том II) включена в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2004 (издание 2-е, исправленное и дополненное).

См.: Настольная книга нотариуса: Учебно-методическое пособие. В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М.: БЕК, 2003. С. 198.

В случае сомнений, при наличии спора установление факта места открытия наследства, т.е. последнего места жительства наследодателя, может быть произведено в судебном порядке по правилам установления фактов, имеющих юридическое значение (ст. ст. 264 — 268 ГПК РФ) .

———————————
См.: Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд. М.: Статут, 2006. С. 525 — 535 (автор соответствующего комментария — И.Е. Манылов).

Это (ориентир на место регистрации) и не хорошо, и не плохо. Просто нет других критериев. Плохо, когда «регистрация по месту жительства» (прописка) воспринимается как нечто, определяющее жилищные и иные права.

К регистрации нужно относиться примерно так: если гражданин зарегистрирован (прописан) в определенном месте, то, наверное, он там проживает, — но отдавать себе отчет в том, что, может быть, данный гражданин живет в другом месте.

5. Как представляется, правило, сформулированное в п. 2 комментируемой статьи, не следует абсолютизировать. По общему правилу несовершеннолетние граждане (малолетние по ст. 28 ГК) проживают вместе с законными представителями. Вместе с тем нередко бывает и по-другому. Например, ребенок в связи с большой занятостью родителей проживает с бабушкой. Думается, в некоторых случаях возможно признание местом жительства малолетнего иного места, нежели то, где проживают его законные представители.

Гражданский кодекс ст 20 гк

1. Держава забезпечує захист прав і законних інтересів суб’єктів господарювання та споживачів.

2. Кожний суб’єкт господарювання та споживач має право на захист своїх прав і законних інтересів. Права та законні інтереси зазначених суб’єктів захищаються шляхом:

визнання наявності або відсутності прав;

визнання повністю або частково недійсними актів органів державної влади та органів місцевого самоврядування, актів інших суб’єктів, що суперечать законодавству, ущемлюють права та законні інтереси суб’єкта господарювання або споживачів; визнання недійсними господарських угод з підстав, передбачених законом;

відновлення становища, яке існувало до порушення прав та законних інтересів суб’єктів господарювання;

припинення дій, що порушують право або створюють загрозу його порушення;

присудження до виконання обов’язку в натурі;

застосування штрафних санкцій;

застосування оперативно-господарських санкцій;

застосування адміністративно-господарських санкцій;

установлення, зміни і припинення господарських правовідносин;

іншими способами, передбаченими законом.

3. Порядок захисту прав суб’єктів господарювання та споживачів визначається цим Кодексом, іншими законами.

1. Відповідно до ст. 42 Конституції України держава захищає права споживачів, здійснює контроль за якістю і безпечністю продукції та усіх видів послуг і робіт, сприяє діяльності громадських організацій споживачів.

У коментованій статті йдеться про захист прав суб’єктів господарювання та споживачів. Оскільки ГК не наводить поняття «споживач», питання щодо цього та щодо наявності в Кодексі зазначеної статті викликало значний інтерес у науковців і є сьогодні предметом дискусій.

Аналізуючи окремі нормативно-правові акти, можна дійти висновку про загальне та спеціальне розуміння категорії «споживач». Отже, відповідно до ст. 1 Закону України «Про захист прав споживачів» від 12.05.91 р., споживач — фізична особа, яка придбаває, замовляє, використовує або має намір придбати чи замовити продукцію для особистих потреб, безпосередньо не пов’язаних з підприємницькою діяльністю або виконанням обов’язків найманого працівника. У спеціальному розумінні законодавець використовує категорії споживачів енергії, реклами тощо. Так, відповідно до ст. 1 Закону України «Про електроенергетику» від 16.10.97 р. споживачі енергії — це суб’єкти господарської діяльності та фізичні особи, що використовують енергію для власних потреб на підставі договору про її продаж та купівлю. Споживачами реклами, відповідно до ст. 1 Закону України «Про рекламу» від 03.07.96 р., є невизначене коло осіб, на яких спрямовується реклама. У Законі України «Про природні монополії» від 20.04.2000 р. споживачем товарів, що виробляються суб’єктами природних монополій, визначається фізична або юридична особа, яка придбаває товар, що виробляється (реалізується) суб’єктами природних монополій. Однак основна дискусія навколо цього питання стосується неоднозначного розуміння статусу споживачів саме як учасників господарських відносин. Адже відповідно до ст. 2 Кодексу споживачі є учасниками відносин у сфері господарювання. З огляду на це пропонується визначати споживачів як осіб, які споживають результати господарської діяльності суб’єктів господарювання з метою їх подальшого використання. У такому загальному розумінні термін «споживач» має бути закріплений в ГК.

Відповідно до ч. 1 коментованої статті держава повинна забезпечити захист прав і законних інтересів суб’єктів господарювання та споживачів. Таким чином, обов’язок держави полягає в наступному: забезпечити реалізацію прав і законних інтересів зазначених суб’єктів; створити умови задля недопущення порушення прав і законних інтересів зазначених суб’єктів.

2. У частині 2 коментованої статті визначається право кожного суб’єкта господарювання та споживача на захист прав і законних інтересів, а також формулюються способи захисту прав та законних інтересів зазначених суб’єктів. З огляду на це, слід зауважити, що право кожного суб’єкта господарювання та споживача на захист своїх прав і законних інтересів є загальним і може бути використано названою категорією суб’єктів незалежно від того, чи передбачено це спеціальним нормативно-правовим актом, яким врегульовано відносини, що виникають у зв’язку з реалізацією такого права чи законного інтересу.

Основними способами захисту прав і законних інтересів суб’єктів господарювання та споживачів є наступні:

— визнання наявності або відсутності прав;

— визнання повністю або частково недійсними актів органів державної влади та органів місцевого самоврядування, актів інших суб’єктів, що суперечать законодавству, ущемлюють права та законні інтереси суб’єкта господарювання або споживачів; визнання недійсними господарських угод з підстав, передбачених законом;

— відновлення становища, яке існувало до порушення прав та законних інтересів суб’єктів господарювання;

— припинення дій, що порушують право або створюють загрозу його порушення;

— присудження до виконання обов’язку в натурі;

— застосування штрафних санкцій;

— застосування оперативно-господарських санкцій;

— застосування адміністративно-господарських санкцій;

— установлення, зміни і припинення господарських правовідносин тощо.

Наведений перелік способів захисту прав і законних інтересів суб’єктів господарювання та споживачів не є вичерпним, а тому захист прав може здійснюватися за допомогою інших способів, передбачених законодавством.

3. Відповідно до ст. 13 Конституції України держава забезпечує захист прав усіх суб’єктів права власності і господарювання, соціальну спрямованість економіки.

Частиною 3 коментованої статті передбачено, що порядок захисту прав суб’єктів господарювання та споживачів визначається цим Кодексом, іншими законами. Загальні положення щодо захисту прав зазначених суб’єктів закріплені, зокрема, в ч. 6 ст. 74, ч. 8 ст. 78, ст. 108, 136, 137, 147 та інших статтях ГК. Про захист прав суб’єктів господарювання та споживачів йдеться також у багатьох законах, якими регулюються певні види господарської діяльності або основні засади організації господарської діяльності, наприклад, Законах України «Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності» від 05.04.2007 р., «Про ліцензування певних видів господарської діяльності» від 01.06.2000 р. (див. ст. 22, 23), «Про рекламу» від 03.07.96 р. (див. розд. IV), «Про електроенергетику» від 16.10.97 р. (ст. 27), «Про архітектурну діяльність» від 20.05.99 р. (розд. VII) та ін.

Ст. 20 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 20. Место жительства гражданина.

11 декабря 2012

19 ноября 2010

26 июня 2009

1 апреля 2008

8 июня 2006

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Если решением суда ребёнок проживает с отцом. Могу ли я прописать несовершеннолетнего ребёнка на жил площадь своей матери без согласия матери ребёнка.

Вопрос относится к городу Уссурийск

Если увольнение сотрудника произошло на день раньше увольнения директора и трудовая книжка не была выдана в день увольнения, кто несет ответственность за выдачу трудовой книжки сотруднику «старый» директор или вновь назначенный?

Вопрос относится к городу Воронеж

Проживание несовершеннолетнего (16лет) с отцом, мать(опекун) проживает в др городе

Вопрос относится к городу Ставрополь

Получен запрос на уточнение вопроса. 24 июля 2017 — 15:31
Уточните, в чем конкретно заключается вопрос?

Доброго времени суток! Скажите пожалуйста, гарантирует ли временная регистрация на другой жилой площади одного из членов семьи квартиросъемщика от подачи иска на выселение с постоянного места регистрации из-за долгого отсутствия по статье 83 ЖК РФ? И какими правовыми актами это определяется? Спасибо!

Вопрос относится к городу Уфа

Здравствуйте. Моя дочь и внук 14лет имеют двойное гражданство и постоянно проживают в Великобритании около 6 лет. Внук родился в Москве. На основании каких признаков (документов) можно определить, что они-не жители г.Москвы и по факту являются гражданами Великобритании.

Вопрос относится к городу Москва

Здравствуйте, меня зовут Елизавета, 16 лет. В этом году я заканчиваю 9 класс, и хочу уехать жить и учиться в Питер. У меня есть там совершеннолетняя подруга, я хочу жить с ней. Можно ли по интересоваться, могу ли я жить и учиться в городе без родителей? Если , нет, то какое разрешение должна написать мама? Жду ответа.

Вопрос относится к городу Питер

ребенок 16 лет обучается в школе -интернате для глухих и слабослышащих детей , на выходные приезжает домой, где живет старший брат (26 лет) и бабушка 73 года. Матери у ребенка нет, отец живет с семьей в другом городе . навещает сына по мере возможности и обеспечивает всем необходимым материально.школа -интернат и дом находятся в разных городах.по специфике работы отец не в может постоянно быть сыном( тренер- в разъездах на сборах и соревнованиях) жилищные условия не позволяют забрать сына(площадь жилья 25,5 метров. есть дочь 8 лет . совместное проживание невозможно. ребенка в школе постоянно обвиняют в правонарушениях даже в распространении наркотиков и домогательстве к детям о чем было розаслано письмо администрации школы в органы опеки прокуратуру и пр станции . ребенок в прошлом году содержался в исправительном учреждении за , якобы нанесенные телесные повреждения, и плохое поведение. беседы с сыном отец проводит постоянно и общается с ним в режиме онлайн через соцсети и телефон. отца хотят привлечь к ответственности за ненадлежащее исполнение родительских прав. как в таком случае быть? дома ребенок ведет себя хорошо, помогает по дому . иногда проявляет вспышки агрессии в силу своего возраста но семья дает ему понять что это не правильное поведение. в школе не понятно почему не могут за ребенком уследить в каждом классе по 3-4 человека на одного воспитателя. не усмотреть драку пресечь поведение во время нахождения в школе, на мой взгляд невозможно. у отца складывается впечатление о не соответствиии занимаемых должностях и должной квалификации педагогических работников школы. хочу пояснений, что делать в таком случае отцу.

Вопрос относится к городу Санкт Петербург

Здравствуйте, может ли ребенок (16лет) жить и учиться в колледже в другом городе без родителей, но с подругой которой дружили всю школу?

Вопрос относится к городу Лабинск

у нас собственность в деревне, мы там бываем 1-2 дня в неделю, зимой в месяц. проживаем и зарегистрированы по месту жительства в городе. Является ли собственность в деревне местом пребывания?

Вопрос относится к городу томск

Здравствуйте! Я пенсионерка и живу в собственной квартире в Санкт-Петербурге, с недавних пор не работаю. Решила получить социальные выплаты: доплату до прожиточного минимума и за проезд. Обратилась в отдел соцзащиты, но мне отказали, мотивировав тем, что я зарегистрирована в Лен.области, хотя в нормативных актах о данных выплатах указано, что получатели данной услуги «граждане РФ, имеющие место жительства в Санкт-Петербурге». Выходит, что место жительства приравняли с местом регистрации? Можно ли оспорить отказ?

Статья 20 ГК РФ. Место жительства гражданина

Новая редакция Ст. 20 ГК РФ

1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

2. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Комментарий к Ст. 20 ГК РФ

1. Как и имя гражданина, место его жительства позволяет определенно индивидуализировать субъектов гражданского права, в том числе в случаях, например, полного совпадения фамилии, имени и отчества. Кроме того, гражданский закон нередко связывает место жительства человека (равно как и место нахождения юридического лица) с географической территорией правоотношений. Так, место жительства гражданина учитывается в наследственных отношениях, при исполнении обязательств и т.д.

2. Комментируемая статья не связывает определение места жительства гражданина с нормами жилищного и административного законодательства, однако в спорных ситуациях весьма важно учитывать и место регистрационного учета (ранее — прописка), и характер жилого помещения (дом, квартира и т.д.). Основные оценочные категории «постоянно» и «преимущественно» имеют общепринятое значение и толкуются незатруднительно. Логично и естественно для гражданского права местом жительства малолетних и иных недееспособных граждан признается место жительство их законных представителей в гражданских правоотношениях.

3. Право на выбор места жительства является и личным неимущественным защищаемым судом правом гражданина (см. комментарий к ст. 150 ГК РФ).

Другой комментарий к Ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Статья 27 Конституции РФ провозглашает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свободный выбор места жительства — одно из важнейших прав человека, предусмотренных Всеобщей декларацией прав человека (ст. 13). Право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как нематериальные блага, принадлежащие гражданину, защищаются в соответствии с гражданским законодательством (ст. 150 ГК РФ). Отдельные ограничения в целях безопасности, охраны государственных интересов и интересов населения, например, в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в зонах экологического бедствия и др., предусмотрены ст. 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1227).

Закон разграничивает место пребывания гражданина и место его жительства. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, больница, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, члена семьи по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов), а также иное жилое помещение.

В целях создания необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, исполнения ими своих обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством, а также обеспечения общественного порядка и безопасности установлена регистрация граждан РФ по месту жительства и по месту пребывания. Порядок регистрации регулируется утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию (СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939; 1996. N 18. Ст. 2144; 1997. N 8. Ст. 952; N 11. Ст. 1328; 2002. N 34. Ст. 3294). С введением регистрационного учета фактически утратили силу нормативные акты о прописке. Граждане, прописанные по месту постоянного жительства, считаются прошедшими регистрацию. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке (см.: Бюллетень ВС РФ. 1996. N 3. С. 4).

2. Для граждан, которые не могут самостоятельно по своему усмотрению выбирать место жительства, п. 2 комментируемой статьи законодательно определяет их место жительства. Так, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов. При раздельном проживании родителей место жительства детей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается исходя из интересов детей и с учетом их мнения. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития: род деятельности, режим работы родителей, их материальное и семейное положение и др. (п. 3 ст. 65 СК). Местом жительства граждан, находящихся под опекой, если они не находятся в лечебном или воспитательном учреждении, признается место жительства опекуна.

Из анализа п. 2 комментируемой статьи и ст. ст. 26, 30 ГК можно сделать вывод, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и граждане, дееспособность которых ограничена, могут выбирать место жительства лишь с согласия родителей, усыновителей и попечителей (см. комментарий к ст. ст. 26, 30). Вместе с тем следует обратить внимание на некоторую несогласованность ст. ст. 26 и 36 ГК. В п. 2 последней указывается, что попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Вопрос о статусе и месте жительства вынужденных переселенцев и беженцев, т.е. лиц, покинувших место жительства не в индивидуальном порядке и не по своему желанию, а вынужденно, в связи с неблагоприятными политическими, социальными условиями, стихийными бедствиями, а также в силу реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку национальной, расовой, религиозной принадлежности и др., регулируется Законом РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах».

Точное определение места жительства имеет важное юридическое значение для охраны прав и интересов граждан, обеспечения устойчивости и определенности гражданских правоотношений. С ним ГК связывает наступление целого ряда гражданско-правовых последствий. Например, по общему правилу местом исполнения денежного обязательства является место жительства кредитора, а по другим обязательствам — место жительства должника; с местом жительства связано признание гражданина безвестно отсутствующим (см. комментарий к ст. 42) и объявление гражданина умершим (см. комментарий к ст. 45); место открытия наследства (ст. 1115 ГК РФ); подсудность при разрешении споров в арбитражном суде и суде общей юрисдикции. По месту жительства осуществляется государственная регистрация индивидуального предпринимателя.

Стаття 20. Захист прав суб’єктів господарювання та споживачів

1. Держава забезпечує захист прав і законних інтересів суб’єктів господарювання та споживачів.

2. Кожний суб’єкт господарювання та споживач має право на захист своїх прав і законних інтересів. Права та законні інтереси зазначених суб’єктів захищаються шляхом:

визнання наявності або відсутності прав;

визнання повністю або частково недійсними актів органів державної влади та органів місцевого самоврядування, актів інших суб’єктів, що суперечать законодавству, ущемлюють права та законні інтереси суб’єкта господарювання або споживачів; визнання недійсними господарських угод з підстав, передбачених законом;

відновлення становища, яке існувало до порушення прав та законних інтересів суб’єктів господарювання;

припинення дій, що порушують право або створюють загрозу його порушення;

присудження до виконання обов’язку в натурі;

застосування штрафних санкцій;

застосування оперативно-господарських санкцій;

застосування адміністративно-господарських санкцій;

установлення, зміни і припинення господарських правовідносин;

іншими способами, передбаченими законом.

3. Порядок захисту прав суб’єктів господарювання та споживачів визначається цим Кодексом, іншими законами.