Гражданский кодекс ст 525

Гражданский кодекс Украины (ГК Украины) с комментариями к статьям

Статья 525. Недопустимости одностороннего отказа от обязательства

1. Односторонний отказ от обязательства ‘Обязательства или одностороннее изменение его условий НЕ допускается, если иное не был установлен договором или законом.

статья закрепляет важное правило обязательства’ вязальная отношений — недопустимости одностороннего отказа от обязательства ‘Обязательства или односторонней изменения его условий. Обязательства «Обязательства является правоотношение, стороны которого Имеют корреспондирующие друг другу права и обязанности «связки и эт ‘связаны Этими взаимным правами и обязанности’ связями. Обязательства «Обязательства основном возникают с добровольной договоренности сторон (договоров) или по основаниям, предусмотренным законом (в частности, ст. 509, ст. 11 ГК). В этой ‘связи, правовой связи’ связь сторон обязательства ‘Обязательства должно существовать до момента прекращения обязательства’ Вязание на предусмотренных законом или договором основаниях. Прекращение действия обязательства ‘Обязательства в целом или в части по инициативе только одной из его сторон, по общему правилу не допускается.

Вместе с тем, это правило является диспозитивным, следовательно договора или законом может быть установлено иное. Стороны в договоре могут договориться о возможности одностороннего отказа от обязательства ‘Обязательства или изменения его условий при наступлении определенных событий. Так, в договорах кредита часто предусматриваются условия, что в случае просрочки уплаты процентов или возврата суммы кредита, банк вправе повыше процентную ставку по кредиту для заемщика.

О законной возможности, то односторонний отказ от обязательства ‘Обязательства устанавливается, например, как одно из последствий нарушения обязательства’ Обязательства (См. комментарий к ст. 611 ГК). Вследствие одностороннего отказа любой стороны (доверителя или поверенного) допускается прекращение договора поручения (ст. 1008 ГК). Наниматель по договору проката имеет право отказаться от договора проката и возвратить вещь наймодателю в любое время (ч. 1 ст. 790 ГК) и другие.

Подобное правило Относительно хозяйственных обязательства вязаный содержится в ст. 188 хозяйственного кодекса Украины.

Статья 525 ГК РФ. Основания поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

1. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

2. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 — 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.

Комментарии к ст. 525 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет особенности правового регулирования отношений по обеспечению товарами государственных нужд. Такие отношения признаются отношениями по поставкам. При этом поставки для государственных нужд осуществляются на основе договоров (государственного контракта и заключенных в соответствии с ним договоров поставки).

Договор (государственный контракт) поставки товаров для государственных нужд отличается от иных договоров поставки целью продажи и приобретения товаров и участием в поставках государственных органов — государственных заказчиков или уполномоченных ими лиц. При этом поставки обеспечиваются за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Цели продажи и приобретения товаров, а также источники финансирования потребовали установления особого порядка заключения договоров и рассмотрения возникающих при этом разногласий, гарантированности государственным заказчиком платежей за поставленные товары.

2. В соответствии с п. 2 статьи к отношениям по поставкам для государственных нужд в части, не урегулированной комментируемым разделом Кодекса, применяются правила о договоре поставки. При отсутствии же соответствующих правил в § 3 гл. 30 к отношениям, возникающим из договора поставки товаров для государственных нужд, на основании п. 5 ст. 454 подлежат применению общие положения о купле-продаже.

При поставках для государственных нужд сельскохозяйственной продукции применимы также соответствующие нормы о договоре контрактации.

3. Отношения по поставкам товаров для государственных нужд регулируются тремя законами — Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве» и Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», а также принятым на его основе Постановлением Правительства РФ от 13 марта 1995 г. N 241 «О мерах по реализации Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд». Согласно п. 2 комментируемой статьи эти Законы применяются к отношениям по поставкам для государственных нужд в части, не урегулированной ГК.

4. В Законе о поставках для государственных нужд перечислены цели поставки товаров для федеральных и региональных государственных нужд. К этим целям отнесены: создание и поддержание госрезерва; поддержание необходимого уровня обороноспособности страны; обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств; реализация федеральных и региональных целевых программ. Перечисленные цели позволяют определить сферу применения государственного контракта и договора поставки товаров для госнужд и отношения, подпадающие под регулирование правилами ГК о поставках для государственных нужд.

Статья 525 ГК РФ. Основания поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Новая редакция Ст. 525 ГК РФ

1. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

2. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 — 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.

Комментарий к Ст. 525 ГК РФ

1. Государственные или муниципальные нужды, — это обеспечиваемые за счет соответствующего бюджета и внебюджетных источников потребности в товарах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации государственных программ соответствующего (федерального, регионального) уровня и решения вопросов местного значения.

Регулирование отношений по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в гражданском законодательстве имеет немного аналогов в мировой практике. Чаще государство за рубежом не признается субъектом частного права. Соответственно договоры, заключаемые государством, регулируются специальным законодательством. Выбор российского законодателя в этой связи показателен сам по себе. Более того, учитывая традиции административно-государственного регулирования экономических отношений и опасность возрождения этих традиций, российский законодатель принципиально ограничил сферу действия специального законодательства (ч. 2 п. 2 комментируемой статьи). Таким образом, несмотря на естественную специфику, в России провозглашено применение общих принципов гражданского права в сфере, где государство вынуждено наиболее активно участвовать в договорных отношениях.

2. Особенности источников.

К особенностям правового регулирования отношений, связанных с поставкой товаров для государственных или муниципальных нужд, относится то, что этому вопросу посвящено большое количество федеральных законов, которые, в свою очередь, делятся на общие и специальные.

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

Кроме того, к разновидностям поставки продукции для государственных или муниципальных нужд относятся поставки материальных ценностей в государственный резерв (Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»), поставки, осуществляемые на основании государственного оборонного заказа (Федеральный закон от 27.12.1995 N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе»), и поставки продукции сельского хозяйства (Федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»).

Отличительной чертой специального законодательства является установление ответственности поставщика в форме законной неустойки (ст. 332 ГК РФ). В настоящее время подлежит применению норма п. 9 ст. 9 Закона «О размещении заказов на поставки товаров. «, в соответствии с которой размер неустойки устанавливается за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день уплаты неустойки.

3. Особенности договорных связей.

3.1. Внешним квалифицирующим признаком отношений, складывающихся по поводу поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, является субъектный состав сторон договора. Но с точки зрения юридических конструкций основные отличия заключаются в особенностях структуры договорных связей.

3.2. Как указывается в п. 1 комментируемой статьи, отношения по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд могут оформляться двумя взаимозависимыми договорными моделями: государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд и договором поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Определение государственного (муниципального) контракта дается в ст. 526 ГК, определение договора поставки не приводится в нормах данного параграфа как излишнее, поскольку как юридическая конструкция договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд полностью соответствует договору поставки (ст. 506 ГК РФ).

3.3. Необходимость подобного разделения договорных моделей объясняется тем, что в государственном или муниципальном контракте государственный или муниципальный заказчик не обязательно является покупателем товаров.

При установлении обязательственных связей по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд возможны следующие варианты:

а) отношения сторон регулируются только государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров. Сторонами договора являются государственный или муниципальный заказчик и поставщик (исполнитель). Государственный или муниципальный заказчик одновременно является и покупателем товаров. Поставка товаров осуществляется непосредственно ему. Отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются нормами о договоре поставки (п. 1 ст. 531 ГК РФ);

б) поставка товаров по государственному или муниципальному контракту осуществляется не государственному или муниципальному заказчику, а, по его указанию, третьему лицу. Покупателем продолжает считаться государственный или муниципальный заказчик, в связи с чем на нем по общему правилу лежит обязанность оплатить товар (п. 2 ст. 531 ГК РФ);

в) на основании государственного или муниципального контракта поставщик (исполнитель) заключает договор поставки с третьим лицом (покупателем). Отношения поставщика (исполнителя) и покупателя регулируются нормами о договоре поставки. Отношения поставщика (исполнителя) с государственным или муниципальным заказчиком регулируются нормами настоящего параграфа о государственном или муниципальном контракте. Государственный или муниципальный заказчик не является стороной договора поставки, но продолжает нести права и обязанности из государственного или муниципального контракта.

3.4. Зависимость собственно договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд от государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд выражается в следующих моментах:

а) договор поставки заключается на основании государственного или муниципального контракта (п. 1 ст. 525 ГК РФ) и только в случаях, если это предусмотрено государственным или муниципальным контрактом (ст. 529 ГК РФ);

б) покупателя по договору поставки определяет государственный или муниципальный заказчик (п. 1 ст. 529 ГК РФ);

в) цена товаров по договору поставки по общему правилу устанавливается в государственном или муниципальном контракте (ч. 1 ст. 532 ГК РФ).

3.5. При заключении договора поставки государственный или муниципальный заказчик продолжает нести важные обязанности перед поставщиком (исполнителем), гарантирующие принятие товаров от поставщика и (или) их оплату (п. п. 2, 3 ст. 530, ч. 2 ст. 532 ГК РФ). Кроме того, на государственном или муниципальном заказчике лежит обязанность по возмещению убытков поставщику или покупателю по договору поставки в случаях, предусмотренных ст. ст. 533, 534 ГК.

Другой комментарий к Ст. 525 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Основаниями поставки товаров для государственных нужд являются государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемый в соответствии с ним договор поставки товаров для государственных нужд. К таким нуждам относятся создание и поддержание государственного резерва, поддержание необходимого уровня обороноспособности страны, обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств, реализация федеральных и региональных целевых программ.

2. Помимо ст. 525 и ст. 506 — 523 ГК к договору поставки товаров для государственных нужд субсидиарно применяются в части, не противоречащей ГК, нормы Федеральных законов от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540), от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве» (СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3), от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3303) и принятого в соответствии с ним Постановления Правительства РФ от 13 марта 1995 г. N 241 «О мерах по реализации Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1055).

Гражданский кодекс

Статья 525. Основания поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

1. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

2. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 — 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.

Мего-Інфо — Юридична бібліотека №1

Юридична бібліотека України

Популярні розділи

Всього на сайті:

Дисертацій з права онлайн: 62

Підручників з права онлайн: 37

НПК кодексів України онлайн: 16

Коментарі кодексів

Веломагазин Украины №1

OBOD.com.ua

Доставка БЕСПЛАТНО. Со склада

Галузі права

  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 307.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 410.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 410.
  • strict warning: Non-static method Pagination::getInstance() should not be called statically in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 344.
  • strict warning: Only variables should be assigned by reference in /home/povnator/public_html/mego.info/sites/all/modules/pagination/pagination.module on line 344.

Стаття 526. Загальні умови виконання зобов’язання

1. Зобов´язання має виконуватися належним чином відповідно до умов договору та вимог цього Кодексу, інших актів цивільного законодавства, а за відсутності таких умов та вимог — відповідно до звичаїв ділового обороту або інших вимог, що звичайно ставляться.

Виконання зобов´язання — це здійснення боржником на користь кредитора обумовленої дії, яка складає предмет зобов´язання (або утримання від здіснення певної дії). При цьому дія (утримання від дії), як це випливає з статті, що коментується, повинна точно відповідати всім умовам договору, вимогам ЦК, інших актів цивільного законодавства, а при їх відсутності — вимогам, що звичайно пред´являються, у тому числі звичаям ділового обігу, правилам ділової етики.

За своєю юридичною природою виконання зобов´язання є різновидом правочинів, більшою частиною односторонніх. (Докладніше, щодо правочину, див. коментар до глави 16 ЦК).

Виконання зобов´язання обумовленим в договорі, акті цивільного законодавства чи відповідними звичаями способом, предметом, у встановлений строк та в певному місці, належній особі та належною особою визнається належним. Належне виконання зобов´язання відповідно до ст. 599 ЦК є однією з підстав (одним із способів) припинення зобов´язання, тобто правоприпиняючим юридичним фактом.

Як і раніше, за ЦК 1963 р., законодавець не дає легального визначення терміну «виконання зобов´язання», як не має в ньому також «належного виконання», хоча у ст. 610 ЦК з´явилась дефініція «неналежного виконання». Як і в попередньому кодексі встановлені лише умови виконання зобов´язання: належним чином відповідно до умов договору, вимог цього Кодексу і т.ін.

Разом з тим аналіз глави 48 Кодексу показує, що даний термін завжди використовується у значенні виконання зобов´язання належним чином, ототожнюючи ці два поняття. Такий підхід уявляється не досить вірним, оскільки є протиріччям главі 50 ЦК «Припинення зобов´язання», яка чітко встановлює, що права та обов´язки сторін, які становлять зміст зобов´язання, припиняють своє існування тільки у випадку належного виконання зобов´язання, тим самим припускаючи відповідно до ст. 610 ЦК, що виконання може бути, а на практиці не рідко й буває, неналежним, що зобов´язання як таке, відповідно, не припиняє. Такий підхід, на нашу думку, до цієї проблеми робить ключове поняття

«належне виконання зобов´язання» (або термінологією Кодексу — «виконання зобов´язання належним чином») оціночною категорією пра-возастосовуючого суб´єкта та викликає необхідність звернення при її тлумаченні до тої чи іншої цивілістичної доктрини.

Слід зазначити, що новий цивільний кодекс розширив перелік умов, яким повинно відповідати виконання зобов´язання. Якщо за ЦК 1963 р. зобов´язання повинні були виконуватися, поряд з іншим, у відповідності із вказівками закону, то тепер вони виконуються у відповідності до актів цивільного законодавства, якими визнаються не тільки законні, але й підзаконні нормативно-правові акти: постанови Кабінету Міністрів України, Укази Президента України і т.ін. (Докладніше див. коментар до ст. 4 ЦК).

Виконання зобов´язання має свої принципи, які, на жаль, не знайшли законодавчого відбитка у Цивільному кодексі, а саме:

принцип належного виконання зобов´язання, сутність якого вже розкривалася раніше в коментарі до цієї статті. Стосовно договорів він ще має назву принцип договірної дисципліни;

принцип економічності виконання, який передбачає, що зобов´язання повинно бути виконано самим економічним для кредитора способом;

принцип ділової співпраці та взаємодопомоги учасників, згідно якого кожна із сторін повинна всіляко сприяти іншій стороні у виконанні нею обов´язків. На підставі цього принципу боржник вправі розраховувати на таке сприяння з боку кредитора, яке прямо не встановлено законом (актом цивільного законодавства) чи договором, однак без нього не можливо належне виконання зобов´язання боржником;

принцип реального виконання, сутність якого полягає в тому, що стягнення неустойки (штрафу, пені) та збитків не позбавляє боржника від виконання зобов´язання в натурі. (Докладніше — коментар до ст.ст. 552, 622 ЦК).

Звертає на себе увагу відсутність у ЦК статті, яка б, як це було раніше, закріплювала неприпустимість односторонньої відмови від виконання зобов´язання (ст. 162 ЦК 1963 р.). Натомість з´явились положення, згідно яких не допускається одностороння відмова від зобов´язання або одностороння зміна його умов (ст. 525 ЦК). Ця новела примушує не тільки боржника, а й кредитора дотримуватися умов зобов´язання, «пов´язує» зобов´язанням обидві сторони. Це є цілком обґрунтованим, оскільки боржник, не менш ніж кредитор, може бути заінтересованим у виконанні зобов´язання особою, сподіваючись, можливо, отримати від цього певні позитивні наслідки, які іноді можуть і не мати матеріального виразу. Крім того, нові правила повністю відповідають одному з головних принципів цивільного права — юридичної рівності суб´єктів цивільних правовідносин (докладніше див. коментар до ст. 525 ЦК).