Использование земли промышленности

Земли промышленности и иного специального назначения: описание, виды и особенности

Ст. 87 ЗК определяет правила, по которым могут использоваться земли промышленности и иного специального назначения. На таких территориях деятельность ведут, как правило, производственные предприятия. Рассмотрим далее, как могут использоваться земли промышленности и иного назначения.

Специфика распределения прав

В качестве первичных пользователей территорий выступают организации, учреждения. Эксплуатация земли гражданами для ведения огородно-садоводческой деятельности, обустройства пастбищ, а также сторонними субъектами (к примеру, сельскохозяйственными предприятиями) вторична. Первичные пользователи в данном случае выступают в качестве администраторов. Они осуществляют распределение территории, выделяют субъектам тот или иной земельный участок. Земли промышленности находятся в распоряжении органов, управляющих производством и выполняющих иные соответствующие функции.

Общие правила

Земли промышленности, энергетики, транспорта используются в соответствии со спецификой отрасли. Между тем, порядок управления такими территориями осуществляется по единым принципам:

  1. Все административные органы (ведомства, министерства) должны исполнять предписания Правительства. В определенных случаях они обязаны согласовывать свои действия с исполнительными региональными органами, Минприроды, Министерством энергетики и промышленности и прочими институтами. Административные органы, ответственные за надлежащее использование территорий, могут осуществлять мониторинг их состояния, давать рекомендации для обеспечения рационального их использования и охраны.
  2. Уполномоченные структуры разрабатывают внутрипроизводственный порядок землепользования. Они принимают решения по вопросам внутренней организации эксплуатации ресурсов предприятиями разных отраслей. Другими словами, на административных органах лежит обязанность определять целевое значение отдельных частей территорий, обеспечивать оптимальное размещение строящихся сооружений и зданий. Например, Минтранспорта и связи разрабатывает и утверждает инструкции и правила использования участков железных дорог, порядок их временного отвода сельскохозяйственным предприятиям и прочим организациям, а также физлицам.
  3. Административные органы также должны организовывать внутриведомственный учет территорий. Они принимают решения, касающиеся перераспределения наделов между подведомственными предприятиями и службами, а также оказывают последним содействие в реализации ими своих прав и исполнении обязанностей.

Правовой статус

Земли промышленности располагаются за чертой поселений. Так сказано в ст. 87 ЗК. При этом те части территории, которые находятся внутри границ, признаются землями поселений. Такой статус присваивается вне зависимости от целей, для которых они используются. Из этого следует, что характер их эксплуатации определяется двояко. Так, земли промышленности, транспорта, связи используются по правилам, установленным для территорий поселений. К примеру, это могут быть архитектурно-планировочные требования. С другой стороны, их использование определяется в соответствии с нормами, регламентирующими обеспечение нужд промышленности, энергетики, транспорта и пр. На практике разработанный порядок эксплуатации ресурсов обязательно согласовывается с администрацией города, поселка или другого МО.

Важный момент

Субъекты, использующие земли промышленности, связи и пр., обязаны создавать в их составе охранные, санитарно-защитные и другие зоны. В их пределах устанавливается особый режим пользования. Участки, находящиеся в составе таких зон, не изымаются у субъектов, имеющих на них законные права. Однако нормами ограничиваются их возможности по распоряжению или ведению той или другой деятельности. Размер таких зон определяется законодательством, регулирующим отношения в соответствующей отрасли хозяйства.

Отвод территорий

Земли промышленности могут использоваться для разных целей. Перечень типов деятельности, которую допускается осуществлять на них, в законодательстве является открытым. В его положениях обычно не устанавливаются конкретные размеры участков, которые могут использоваться в промышленных (производственных) целях. Вместе с этим нельзя не нормировать отвод таких территорий. В этой связи, законодательство предусматривает условия, в соответствии с которыми размеры земельных участков обосновываются с экономической точки зрения при проектировании строительства либо другой деятельности. В ряде случаев нормы по предоставлению территорий определяются непосредственно в правовых актах, регламентирующих конкретный тип хозяйствования.

Право собственности

Земли промышленности в большей своей части находятся в законном владении РФ. К государственной собственности, в частности, относят территории, занятые:

  1. Путями сообщения.
  2. Энергетическими системами, атомными установками.
  3. Объектами, обеспечивающими безопасность, космическую деятельность, статус и защиту госграницы.
  4. Предприятиями оборонного производства.
  5. Объектами связи и информатики и пр.

Правила использования

Земли промышленности передаются предприятиям для размещения:

  1. Производственных сооружений.
  2. Цехов.
  3. Подъездных путей.
  4. Внутризаводских коммуникаций.
  5. Складских помещений.
  6. Прочих сооружений и зданий, которые необходимы для организации и ведения производственной деятельности.

В качестве субъекта права пользования выступает непосредственно предприятие. Оно будет отвечать за целевое использование и состояние территории.

План строительства определяет размер земли, которая приобретается или предоставляется предприятию (промышленному комплексу, акционерному обществу и пр.). При этом учитывается экономное использование территории. Новые предприятия, как правило, возводятся в промышленных узлах (районах). На таких территориях организуется общее вспомогательное производство, прокладываются инженерные коммуникации, системы снабжения и пр. В этой связи, проекты предприятий увязываются с планировкой районов, генпланами узлов, а в случае их отсутствия – с намечаемыми сооружениями, сетями и коммуникациями. Исполнение указанных требований способствует обеспечению охраны и рационального использования территорий.

Природоохранные мероприятия

Их должны выполнять все субъекты, которые используют земли промышленности. Все природоохранные мероприятия должны закладываться в проект строительства. В первую очередь это касается соблюдения противопожарных норм. Кроме того, к природоохранным мероприятиям относят:

  1. Рациональное решение по обеспечению защиты водных объектов, атмосферы, почвы, по отводу стоков или снижению их количества.
  2. Планирование расходов на снятие и последующее хранение плодородного слоя, рекультивацию и компенсацию убытков, нанесенных прежним пользователем.

Участки для отходов, отвалов, накопителей отбросов и шлаков необходимо выбирать на территориях, непригодных для ведения сельскохозяйственной деятельности, с соблюдением правил и норм безопасности.

В строительных нормах и правилах предусмотрен целый ряд запретов. В частности, не допускается размещение предприятий либо их комплексов, сооружений, зданий, инженерных коммуникаций:

  1. На площадках залегания природных полезных ископаемых без согласия с органами горного госнадзора.
  2. На опасных участках отвалов пород сланцевых и угольных шахт либо обогатительных комбинатов.
  3. В активных карстовых зонах, в районах селевых потоков, оползней, снежных лавин, угрожающих эксплуатации и застройке и пр.

Предприятия, которые работают на предоставленных во временное пользование участках, должны привести их в пригодное для эксплуатации состояние за свой счет.

Тема 13 Земли промышленности и иного специального назначения

К землям специального назначения относятся земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (ст.

При рассмотрении темы, необходимо учитывать, что основная функция, которую выполняют земли специального назначения, выражается в их использовании в качестве пространственного операционного базиса, поэтому для объектов промышленности, транспорта, связи и прочих предоставляются в первую очередь несельскохозяйственные земли, самые низкие по кадастровой оценке.

Важной особенностью правового режима земель специального назначения является установление зон с особыми условиями использования земель в целях обеспечения безопасности населения, а также для создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных, оборонных и иных объектов, имеющих повышенную экологическую опасность. К ним относятся: санитарно-защитные зоны вокруг земель промышленности, охранные и защитные зоны вдоль железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, вокруг аэродромов, охранные зоны в виде полос вдоль линий электропередачи и линий связи, зоны с особыми условиями землепользования вокруг оборонных объектов и т.д.

Земельные участки для целей промышленности, транспорта и прочие предоставляются, как правило, соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования. В то же время, земельные участки указанной категории могут находиться как в собственности граждан и юридических лиц, так и в собственности федеральной, субъектов РФ и в муниципальной собственности, за исключением земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте согласно ст. 27 ЗК (см. также ст. 4 и 5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»).

Взимание платежей за земли специального назначение урегулировано в соответствии с Законом о плате за землю, которым установлено, что налог за расположенные вне населенных пунктов земли специального назначения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога, предусмотренных для поселений с численностью населения до 20 тыс. человек. За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования.

Особенностью правового режима земель данной категории является отсутствие единства и компактности предоставляемых земельных территорий, как во времени, так и в пространстве. При размещении промышленных, оборонных, транспортных предприятий (объектов) земельные территории изымаются у других землепользователей и соответственно предоставляются для специальных целей поэтапно по мере освоения строительства и, как правило, не единым массивом даже в тех случаях, когда речь идет об одном предприятии как юридическом лице.

В связи с потенциальной экологической опасностью и возможным отрицательным воздействием хозяйственной и иной деятельности этих предприятий на окружающую природную среду их проектированию предшествует экологическая экспертиза, положительное заключение которой является базовым юридическим основанием для возникновения права пользования землями промышленности и иного специального назначения.

Помимо общих особенностей правового режима использования земель специального назначения, его специфика определяется нормами специального законодательства в зависимости от вида земель рассматриваемой категории.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта вместе с земельным законодательст- вом регулируется также ФЗ от 25.08.1995 «О федеральном железнодорожном транспорте» и положениями Министерства путей сообщения РФ.

Порядок и нормативы предоставления земельных участков для размещения портов, причалов морского и внутреннего водного транспорта регулируются специальным водным законодательством и Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7.03.2001.

Детальное регламентирование деятельности организаций воздушного транспорта и использования ими земельных участков содержится в Воздушном кодексе РФ от 19.03.1997.

Правовые основы и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, установлены ФЗ от 21.11.1995 «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 28.03.2002).

Правовой режим наземных объектов космической инфраструктуры установлен Законом РФ от 20.08.1993 «О космической деятельности»

(в ред. от 29.11.1996).

Понятие земель связи определено ФЗ 200З г. «О связи» и ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи».

Режим использования земель пограничной зоны определяется наряду с Земельным кодексом РФ Законом РФ от 1.04.1993 «О государственной границе РФ».

Правовой режим использования и охраны земель закрытых территорий административно-территориальных образований (ЗАТО) определяется помимо ЗК Законом РФ от 14.07.1992 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. от 28.11.1996).

При изучении вопросов правового режима земель, предоставленных для добычи полез- ных ископаемых, которые также относятся к землям данной категории, необходимо проана- лизировать Закон РФ от 21.02.1992 «О недрах» (в ред. от 29.05.2000).

Глава 13. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, ЭНЕРГЕТИКИ, ОБОРОНЫ И ИНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.

Статья 65. Определение земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения.
1. Землями промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения признаются земельные участки, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления соответствующей деятельности.
2. Порядок использования земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения устанавливается законом.

Статья 66. Земли промышленности.
1. К землям промышленности относятся земли, предоставленные для размещения и эксплуатации основных, подсобных и вспомогательных строений и сооружений промышленных, горнодобывающих, транспортных и иных предприятий, их подъездных путей, инженерных сетей, административно-бытовых строений, иных сооружений.
2. Земли промышленности могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
3. Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными нормами и проектной документацией, а отвод земельных участков осуществляется с учетом очередности их освоения.
4. Предоставление земельных участков для нужд, связанных с пользованием недрами, проводится после оформления в установленном порядке прав пользования недрами и восстановления земель согласно утвержденному проекту рекультивации на ранее отработанных площадях в установленные сроки.

Статья 67. Земли транспорта.
1. К землям транспорта относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, морского, речного, авиационного, трубопроводного транспорта и городского электротранспорта для выполнения возложенных на них задач по эксплуатации, ремонту и развитию объектов транспорта.
2. Земли транспорта могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

Статья 68. Земли железнодорожного транспорта.
К землям железнодорожного транспорта относятся земли полос отвода железных дорог под железнодорожным полотном и его обустройством, станциями со всеми строениями и сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, путевого, грузового и пассажирского хозяйства, сигнализации и связи, водоснабжения, канализации; под защитными и укрепляющими насаждениями, служебными, культурно-бытовыми строениями и иными сооружениями, необходимыми для обеспечения работы железнодорожного транспорта.

Статья 69. Земли морского транспорта.
1. К землям морского транспорта относятся земли под:
а) морскими портами с набережными, площадками, причалами, вокзалами, строениями, сооружениями, оборудованием, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота;
б) гидротехническими сооружениями и средствами навигационной обстановки, судоремонтными заводами, мастерскими, базами, складами, радиоцентрами, служебными и культурно-бытовыми строениями и иными сооружениями, обслуживающими морской транспорт.
2. На подходах к портам (каналам), мостовым, кабельным и воздушным переходам, водозаборным и иным объектам в соответствии с законом могут устанавливаться ограничения в использовании земель.

Статья 70. Земли речного транспорта.
К землям речного транспорта относятся земли под:
а) портами, специализированными причалами, пристанями и затонами со всеми техническими сооружениями и оборудованием, обслуживающими речной транспорт;
б) пассажирскими вокзалами, павильонами и причалами;
в) судоходными каналами, судоходными, энергетическими и гидротехническими сооружениями, служебно-тех-ническими строениями;
г) берегоукрепляющими сооружениями и насаждениями; г1) узлами связи, радиоцентрами и радиостанциями;
д) строениями, береговыми навигационными знаками и другими сооружениями для обслуживания водных путей, судоремонтными заводами, ремонтно-эксплуатационными базами, мастерскими, судоверфями, отстойно-ремонтными пунктами, складами, материально-техническими базами, инженерными сетями, служебными и культурно-бытовыми строениями, иными объектами, обеспечивающими работу речного транспорта.

Статья 71. Земли автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
1. К землям автомобильного транспорта относятся земли под сооружениями и оборудованием энергетического, гаражного и топливораздаточного хозяйства, автовокзалами, автостанциями, линейными производственными сооружениями, служебно-техническими строениями, станциями технического обслуживания, автозаправочными станциями, автотранспортными, транспортно-экспедиционными предприятиями, авторемонтными заводами, базами, грузовыми дворами, площадками контейнерными и для перецепки, служебными и культурно-бытовыми строениями и иными объектами, обеспечивающими работу автомобильного транспорта.
2. К землям дорожного хозяйства относятся земли под проезжей частью, обочиной, земляным полотном, декоративным озеленением, резервами, кюветами, мостами, тоннелями, транспортными развязками, водопропускными сооружениями, подпорными стенками, расположенными в пределах полос отвода другими дорожными сооружениями и оборудованием, а также земли, находящиеся за пределами полос отвода, если на них размещены сооружения, обеспечивающие функционирование автомобильных дорог, а именно:
а) параллельные объездные дороги, паромные переправы, снегозащитные сооружения и насаждения, противола-винные и противоселевые сооружения, улавливающие съезды;
б) площадки для стоянки транспорта и отдыха, предприятия и объекты службы дорожного сервиса;
в) дома (в том числе жилые) и сооружения дорожной службы с производственными базами;
г) защитные насаждения.

Статья 72. Земли авиационного транспорта.
1. К землям авиационного транспорта относятся земли под:
а) аэропортами, аэродромами, обособленными сооружениями (объектами управления воздушным движением, радионавигации и посадки, очистными и иными сооружениями), служебно-техническими территориями со строениями и сооружениями, обеспечивающими работу авиационного транспорта;
б) вертолетными станциями, включая вертолетодромы, служебно-техническими территориями со всеми строениями и сооружениями;
в) ремонтными заводами гражданской авиации, аэродромами, вертолетодромами, гидроаэродромами и другими площадками для эксплуатации воздушных судов;
г) служебными объектами, обеспечивающими работу авиационного транспорта.
2. На приаэродромной территории в соответствии с законом вводится особый режим использования земель.

Статья 73. Земли трубопроводного транспорта.
1. К землям трубопроводного транспорта относятся земельные участки, предоставленные под наземные и надземные трубопроводы и их сооружения, а также под наземные сооружения подземных трубопроводов.
2. Вдоль наземных, надземных и подземных трубопроводов устанавливаются охранные зоны.

Статья 74. Земли городского электротранспорта.
К землям городского электротранспорта относятся земли под обособленными трамвайными путями и их обустройством, метрополитеном, путями и станциями фуникулеров, канатными дорогами, эскалаторами, трамвайно-троллей-бусными депо, вагоноремонтными заводами, сооружениями энергетического и путевого хозяйства, сигнализации и связи, служебными и культурно-бытовыми строениями и иными сооружениями, необходимыми для обеспечения работы городского электротранспорта.

Статья 75. Земли связи.
1. К землям связи относятся земельные участки, предоставленные под воздушные и кабельные телефонно-теле-графные линии и спутниковые средства связи.
2. Земли связи могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
3. Вдоль воздушных и подземных кабельных линий связи , проходящих мимо населенных пунктов, а также вокруг излучающих сооружений телерадиостанций и радиорелейных линий устанавливаются охранные зоны.

Статья 76. Земли энергетической системы.
1. Землями энергетической системы признаются земли, предоставленные под электрогенерирующие объекты (атомные, тепловые, гидроэлектростанции, электростанции с использованием энергии ветра и солнца и других источников), под объекты транспортировки электроэнергии к пользователю.
2. Земли энергетической системы могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
3. Вдоль воздушных и подземных кабельных линий электропередачи устанавливаются охранные зоны.

Статья 77. Земли обороны.
1. Землями обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, образованных в соответствии с законодательством Украины.
2. Земли обороны могут находиться в государственной и коммунальной собственности.
3. Вокруг военных и других оборонных объектов в случае необходимости создаются защитные, охранные и другие зоны с особыми условиями пользования.
4. Порядок использования земель обороны устанавливается законом.

Использование земли промышленности

Осуществление любой промышленной деятельности трудно представить без использования земли, которая являет­ся основой для размещения зданий, строений, сооружений различного целевого предназначения.

Земли, используемые для хозяйственной деятельности и расположенные за чертой поселения, объединены в единую категорию — земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее — земли промышленности и иного специального назначения) (гл. XVI Земельного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 87 ЗК РФ, землями промышленно­сти и иного специального назначения) признаются земли, ко­торые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информати­ки, объектов для обеспечения космической деятельности, объ­ектов обороны и безопасности, осуществления иных специ­альных задач и права на которые возникли у участников зе­мельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Россий­ской Федерации.

Земли промышленности и иного специального назначе­ния в зависимости от характера специальных задач, для ре­шения которых они используются или предназначены, под­разделяются на:

  1. земли промышленности;
  2. земли энергетики;
  3. земли транспорта;
  4. земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  5. земли для обеспечения космической деятельности;
  6. земли обороны и безопасности;
  7. земли иного специального назначения.

В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных мате­риалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объ­ектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Зе­мельные участки, которые включены в состав таких зон, у соб­ственников земельных участков, землепользователей, земле­владельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды дея­тельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Земли промышленности и иного специального назначе­ния, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими косми­ческую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечи­вающими статус и защиту Государственной границы Россий­ской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Консти­туции Российской Федерации, являются федеральной собст­венностью.

Порядок использования отдельных видов земель про­мышленности и иного специального назначения, а также ус­тановления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется:

  1. Правительством РФ в отношении указанных земель, на­ходящихся в федеральной собственности;
  2. органами исполнительной власти субъектов РФ в отно­шении указанных земель, находящихся в собственности субъектов РФ;
  3. органами местного самоуправления в отношении ука­занных земель, находящихся в муниципальной собст­венности.

Необходимо отметить, что п. 6 ст. 87 ЗК РФ допускает возможность предоставления земель данной категории в без­возмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Согласно ст. 88 ЗК РФ землями промышленности при­знаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) экс­плуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основани­ям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объек­тов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в пункте 1 ст. 88 ЗК РФ земель.

Размеры земельных участков, предоставляемых для целей, указанных выше целей определяются в соответствии с утвер­жденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией. Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разра­ботки полезных ископаемых предоставляются после оформле­ния горного отвода, утверждения проекта рекультивации зе­мель, восстановления ранее отработанных земель.

Землями энергетики (ст. 89 ЗК РФ) признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников зе­мельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Россий­ской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и объек­тов энергетики могут предоставляться земельные участки для:

  1. размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материа­лов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, об­служивающих их сооружений и объектов;
  2. размещения воздушных линий электропередачи, назем­ных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других соору­жений и объектов энергетики.

Для обеспечения деятельности организаций и эксплуа­тации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей.

Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор ли­ний связи, обслуживающих электрические сети, устанавлива­ются Правительством Российской Федерации.

Статья 90 ЗК РФ устанавливает, что землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуа­тации объектов автомобильного, морского, внутреннего вод­ного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспор­та и права на которые возникли у участников земельных от­ношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, феде­ральными законами и законами субъектов РФ.

В целях обеспечения деятельности организаций и экс­плуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

  1. размещения железнодорожных путей;
  2. размещения, эксплуатации, расширения и реконструк­ции строений, зданий, сооружений, в том числе желез­нодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконст­рукции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
  3. установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода желез­ных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим ли­цам для сельскохозяйственного использования, оказания ус­луг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузоч-но-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых скла­дов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материа­лов) и иных целей при условии соблюдения требований безо­пасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством РФ. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуа­тации объектов автомобильного транспорта и объектов дорож­ного хозяйства могут предоставляться земельные участки для:

  1. размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;
  2. размещения автовокзалов и автостанций, других объек­тов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития на­ земных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;
  3. установления полос отвода автомобильных дорог.

Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в установленном ЗК РФ порядке в аренду граж­данам и юридическим лицам для размещения объектов до­рожного сервиса и наружной рекламы. На полосах отвода ав­томобильных дорог, за исключением предусмотренных зако­нодательством случаев, запрещаются:

  • строительство жилых и общественных зданий, складов;
  • проведение строительных, геолого-разведочных, топо­графических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений;
  • распашка земельных участков, покос травы, порубка и повреждение многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта;
  • установка наружной рекламы, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения.

Для создания нормальных условий эксплуатации феде­ральных автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог земельных участков с установ­лением особого режима их использования, включая строи­тельство зданий, строений и сооружений, ограничение хозяй­ственной деятельности в пределах придорожных полос, уста­новку рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, находящихся в пределах таких придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации об особом режиме использования этих земельных участков. По­рядок установления и использования таких придорожных по­лос и полос отвода федеральных автомобильных дорог опре­деляется Правительством РФ.

Земли промышленности

Под землями промышленности понимаются те земли, которые используются государством для реализации нужд, связанных с обеспечением деятельности организаций и компаний, осуществляющих эксплуатацию объектов промышленности.

Под землями промышленности понимаются те земли, которые используются государством для реализации нужд, связанных с обеспечением деятельности организаций и компаний, осуществляющих эксплуатацию объектов промышленности. Данная категория земель выделена в отдельную категорию земельных участков, поэтому к ней применяются и особые нормы.

Правовое положение земель промышленности

Правовой режим земель промышленности определяется и действующим Земельным кодексом РФ, и различными федеральными законами (в том числе законами на уровне субъектов федерации), которые содержат определение и в которых определено использование данных земель для промышленных целей.

Для того чтобы в полной мере реализовать статью 87 Земельного кодекса России, для земельных участков промышленного назначения установлены особые правила использования. Так, допускается строительство, реконструкция и возведение различных зданий, сооружений и прочих объектов недвижимости, которые необходимы организациям и компаниям, осуществляющим промышленную деятельность.

Кроме того, не запрещается установление границ санитарных и охранных зон таких земельных участков, которые находятся в управлении и обслуживании соответствующих компаний.

Земельные участи для реализации промышленных нужд выделяются государством, как на правах собственности, так и на правах аренды или пользования без указания конкретного срока использования.

Размеры земель для промышленных нужд устанавливаются в строгом соответствии с проектной документацией или же соответствующими нормативно-правовыми актами. Данный вопрос чаще всего регулируется на уровне муниципалитета, в ведомстве которого находятся земельные участки. Именно органы муниципальной власти разрабатывают проектную документацию или утверждают предложенный организацией, которая будет осуществлять промышленную деятельность, план.

На размер участка, который будет выделен под промышленные нужды, влияет и конкретный вид деятельности, и количество расположенных зданий, сооружений и построек, размер необходимой санитарной зоны, в пределах которой не могут быть выделены участки под частное или жилое строительство, для сельскохозяйственных и прочих нужд.

Земельные участки, выделенные под промышленность, могут быть предоставлены пользователям в порядке аренды или собственности, в порядке бессрочного пользования в том случае, если это не препятствует нормальному и целевому использованию земли. Кроме того, если на участке расположены объекты федеральной собственности, то передача прав или части прав на такой участок остается на усмотрение федеральных исполнительных органов власти.

Федеральная собственность на земли промышленности

Согласно действующему законодательству некоторые земельные участки промышленного назначения находятся исключительно в федеральной собственности и не являются подведомственными муниципалитету. К ним относятся:

  • те организации и объекты, главная цель которых защита и контроль целостности границы государства;
  • те организации и объекты, которые осуществляют транспортное сообщение любого типа;
  • те объекты и организации, которые занимаются космической деятельностью;
  • те объекты и организации, первоочередная задача которых оборона и безопасность, как всего государства, так и его части;
  • объекты атомной энергетики, а также любой другой энергетической системы федерального уровня (муниципальные объекты в данный список не входят).

Все земельные участки, отведенные под описанные выше нужды, не подведомственны муниципальным нормативно-правовым актам, находятся на контроле у федеральных органов исполнительной власти, ими же регулируются и обеспечиваются.

Так, государственный земельный контроль имеет право в порядке плановой или неплановой проверки запросить документацию у землепользователей, проверить исполнение норм земельного законодательства, в случае обнаружения нарушений – вынести и проследить за исполнением предписаний.

Перевод земель из категории федерально-промышленных в любую другую возможен только в том случае, если это предусмотрено нормами действующего законодательства. Так, нередко охранные объекты переводятся в разряд транспортных или же атомных. В свою очередь земли атомной энергетики после использования нуждаются в длительном восстановлении, поэтому их переход в другую категорию невозможен в течение долгого времени по экологическим мотивам и соображений безопасности.

Установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель промышленности

Зоны с особыми условиями использования достаточно четко перечислены в Градостроительном кодексе РФ, а некоторые аспекты их использования указаны и в Земельном кодексе РФ. Однако ни один из этих нормативно-правовых актов в полной мере не охватывает всех вопросов, касающихся таких зон.

Наиболее полно установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования прописаны в Постановлении Правительства РФ № 384. Действующими правилами установлено, что целями таких зон является безопасность и защита со стороны государства и его представителей на местном уровне земель в ходе промышленной деятельности.

Землеустройство санитарно-охранных зон земель промышленности возложено, согласно Постановлению РФ №384, на Федеральное агентство кадастра. Именно представители этой структуры обязаны установить, какого размера будет санитарно-охранная зона, что в нее будет входить, как она будет расположена, кем обслуживаться. Как показывает практика, санитарно-охранные зоны находятся в обслуживании у тех организаций, которые осуществляют промышленную деятельность.

После установления границ санитарно-охранной зоны и иной зоны, которая подразумевает особые условия использования, на кадастровый план и документацию наносятся соответствующие выкопировки. Документация в обязательном порядке содержит не только текстовое, но и графическое описание границ и объектов промышленных земель и прилегающих к ним территорий, в том числе и санитарно-охранных зон. Кроме того, земельному участку присваивается соответствующий кадастровый номер.

Подготовка документации для санитарно-защитных и прочих зон, требующих особых условий использования, требуются для обеспечения и поддержки безопасности населения.

Те, кто являются собственниками земельных участков, находящихся в зоне санитарно-защитных зон и прочих особых зон, или в промышленной зоне, не могут в полной мере владеть и распоряжаться своими участками. На них накладываются ограничительные права, о которых собственников извещают заранее путем отправки специального уведомления в течение 15 (календарных) дней с момента присвоения землям соответствующего статуса.

Предоставление земельных участков для разработки полезных ископаемых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности

Земельным законодательством предусмотрены некоторые правила организации предоставления земли под разработку и добычу полезных ископаемых. Однако пункт 4 статьи 88 Земельного кодекса России, в котором описывались все вопросы, связанные с деятельностью организаций, горнодобывающих и нефтегазовых, утратил свою силу с 1 марта 2015 года.

Сейчас организация земель под разработку полезных ископаемых осуществляется на общих условиях, как и для всех земельных участков промышленности. Размер определяется в соответствии с необходимой для этого документацией и планами, участку присваивается кадастровый номер, он выделяется в плане района или субъекта, устанавливаются санитарные и охранные зоны, обслуживание и использование участка находится на контроле у государства, если иное не предусмотрено какими-то нормативно-правовыми актами муниципалитета.

Контроль за разработкой полезных ископаемых соответствующими организациями, такими, как горнодобывающие и нефтегазовые, осуществляется на уровне федеральной власти и субъектов федерации.

При этом нефтегазовые компании, как и горнодобывающие, не могут находиться в собственности только частных лиц. Одним из собственников организации обязательно является государство или его представитель, который и осуществляет контроль за реализацией и исполнением норм законодательства.