Как выписать счет-фактуру на аренду муниципального имущества

Как выписать счет-фактуру на аренду муниципального имущества

2.7. Аренда федерального имущества

При аренде федерального имущества, а это встречается на практике довольно часто, организация, арендующая федеральное недвижимое имущество, становится налоговым агентом по удержанию и перечислению налога на добавленную стоимость, исчисленного с суммы арендной платы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика (в нашем случае налогоплательщиком является арендодатель федерального имущества, то есть органы государственной власти и управления Российской Федерации, органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления) и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Таким образом, налоговые агенты перечисляют в бюджет налоги за счет средств, удерживаемых из сумм арендной платы, подлежащих перечислению согласно условиям договора третьим лицам.

Согласно пункту 3 статьи 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговые агенты (арендаторы) обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Причем налоговыми агентами могут являться и организации, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕНВД, упрощенная система). В этом случае они также обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ. Исходя из вышеуказанных норм НК РФ сумма арендной платы, предусмотренная договором с органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, должна определяться с учетом НДС.

Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, и уплатить не позднее вышеуказанного срока, удержанную из средств, подлежащих перечислению налогоплательщику, соответствующую сумму НДС. Налог уплачивается по местонахождению налогового агента.

Согласно пункту 4 статьи 164 НК РФ сумма налога определяется по расчетным ставкам 10/110 % или 18/118 %.

В случае если арендодателями федерального имущества являются лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду, например, федеральные государственные унитарные предприятия, образовательные учреждения, которые не являются органами государственной власти и управления, то арендодатели самостоятельно исчисляют и уплачивают в бюджет сумму НДС при оказании услуги по предоставлению в аренду федерального имущества.

Следует учитывать, что организация может исчислять и уплачивать НДС как налогоплательщик и как налоговый агент, причем код бюджетной классификации по НДС и в том, и в другом случае одинаков. Однако, если образовалась переплата по НДС, уплачиваемому организацией в качестве налогоплательщика, то, несмотря на это организация обязана уплатить НДС бюджет, но в качестве налогового агента, так как статусы организации будут различаться. В соответствии с Приказом Минфина РФ от 24.11.2004 г. № 106н „Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ“ в случае перечисления НДС, исчисляемого по собственной реализации, организация указывает в платежном поручении в реквизите 101 статус плательщика 01 – организация, в случае перечисления НДС по аренде федерального имущества арендатор ставит в платежном поручении в реквизите 101 статус плательщика 02 – налоговый агент.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты. Согласно пункту 3 статьи 166 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 НК РФ покупателями – налоговыми агентами. Данная норма применяется при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 статьи 166 НК РФ, и при их приобретении был удержан и уплачен налог из доходов налогоплательщика.

Статьей 172 НК РФ предусмотрен ряд условий, при соблюдении которых организация вправе применить налоговые вычеты. Они предоставляются, если есть в наличии счет-фактура, товар или услуга приняты к учету и в случае налогового агента НДС был удержан и перечислен в бюджет.

Таким образом, организация вправе предъявить к вычету удержанную из суммы арендной платы, перечисленной арендодателю, если арендованное помещение используется в деятельности, облагаемой НДС, стоимость арендной платы отражена в расходах и оплачена арендодателю. Что касается наличия счета-фактуры в данном случае, то Налоговый кодекс не содержит специальной нормы по поводу выписки счетов-фактур налоговыми агентами. По общему правилу статья 172 НК РФ для принятия НДС к вычету требует наличия счета-фактуры, выставляемой налогоплательщиком (поставщиком) при реализации товаров (работ, услуг) в адрес покупателя. В рассматриваемом случае налогоплательщиком (арендодателем) является орган государственной власти, а организация – арендатором, которая выполняет функции налогового агента по удержанию и уплате налога. Поэтому налоговые органы считают, что счет-фактуру налоговый агент должен составлять самостоятельно. Следуя требованиям налоговых органов, организация-арендатор должно оформить сама себе счет-фактуру на сумму арендных платежей, отразить ее в книге продаж и принять ее к вычету, зарегистрировав в книге покупок.

Подобный нонсенс попытался разрешить Конституционный суд РФ, в Определении № 384-О от 2 октября 2003 года которого, применительно к порядку выставления счетов-фактур было указано следующее: поскольку органы государственной власти и управления Российской Федерации, органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления – в отличие от других арендодателей (частных лиц) – не выписывают счета-фактуры, то в данном случае необходимо учитывать, что счет-фактура является не единственным документом, дающим право на вычет по НДС. Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, вычет может представляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость. Правда, Конституционный суд, к сожалению, не уточнил, какие именно документы могут быть предоставлены для подтверждения вычета по НДС в рассматриваемом случае.

Требование об оформлении счетов-фактур при аренде государственного и муниципального имущества было впервые изложено в письме Госналогслужбы России от 20 марта 1997 г. № ВЗ-2-03/260 „О применении счетов-фактур при расчетах по НДС при аренде государственного и муниципального имущества“, которым налоговые органы пользуются и по сей день, используя приведенный в вышеуказанном письме порядок оформления счетов-фактур в разъясняющих письмах (письмо Управления МНС по г. Москве от 26 декабря 2003 г. № 24–11/72147). Данный порядок предписывает арендатору государственного (муниципального) имущества, составить счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой „аренда государственного или муниципального имущества“, затем зарегистрировать его в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС. В книге покупок этот счет-фактуру арендатор может зарегистрировать „только в части арендного платежа, который подлежит включению в данном отчетном периоде в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. В соответствующей доле подлежит возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость“. Таким образом, получается, что при предварительной оплате за продолжительный период времени в бюджет должна быть перечислена сумма НДС в полном объеме, а к вычету может быть предъявлена только сумма НДС, относящаяся к сумме отнесенной на расходы арендной платы. Учитывая, что данные документы являются ненормативными актами, то они не могут являться обязательными для исполнения налогоплательщиком или налоговым агентом в данной ситуации. Тем не менее, это не мешает налоговым органам требовать соблюдения данного порядка выставления счетов-фактур от организаций, арендующих государственную и муниципальную собственность, и предъявлять претензии вплоть до штрафных санкций за отсутствие выписанных налоговым агентом самому себе счетов-фактур.

Если организация не желает спорить с проверяющими органами по поводу принятия к вычету сумм НДС, уплаченных в бюджет при перечислении арендной платы, то можно посоветовать соблюдать предложенный порядок выставления счетов-фактур и возмещения по ним НДС из бюджета.

Требования заключаются в следующем:

· налоговый агент (организация) выставляет счет-фактуру в момент перечисления в бюджет арендной платы и налога на добавленную стоимость;

· налоговый агент (организация) составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой „Аренда федерального имущества“;

· счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером арендатора (организации).

Что касается заполнения реквизитов выдаваемых налоговым агентом счетов-фактур, то никаких разъяснений не давалось. Каких-либо разъяснений по поводу заполнения реквизитов счета-фактуры налоговые органы не дают. В таком случае целесообразно выставлять счета-фактуры в соответствии с общепринятым порядком:

в строке (1) указывается порядковый номер счета-фактуры в соответствии с утвержденным в организации порядком нумерации счетов-фактур;

в строках (2), (2а), (2б), (3), которые предусмотрены для заполнения соответствующих реквизитов продавца, указываются реквизиты арендодателя;

в строках (4), (5), (6), (6а), (6б), предусмотренных для заполнения соответствующих реквизитов покупателя, указываются реквизиты организации – арендатора, налогового агента;

в графе 1 „Наименование товара“ указывается: „Аренда федерального имущества по договору № __от_________за __ квартал 200__ г.“;

при заполнении графы 5 „Стоимость товаров (работ, услуг), всего без налога“ возможны варианты, поскольку при исчислении налога в рассматриваемом случае применяется ставка 18/118 %. В данной графе целесообразно поставить прочерк или указать сумму арендной платы с учетом налога;

в графе 7 „Налоговая ставка“ указывается ставка 18/118 %;

в графе 8 „Сумма налога“ – сумма налога исходя из суммы арендной платы с учетом НДС, умноженной на налоговую ставку 18/118 %;

в графе 9 „Стоимость товаров (работ, услуг), всего с учетом налога“ – сумма арендной платы с учетом НДС.

Если при проверке налоговые органы сочтут, что счета-фактуры выставлены с нарушениями, то ничто не мешает налоговому агенту самостоятельно внести требуемые исправления, поскольку им же и выписан счет-фактура, и предъявить налоговому органу до вынесения решения. В таком случае судебные органы будут на стороне организации, так как подтверждением правомерности указанного точки зрения служит великое множество судебных дел, разрешенных в пользу организаций.

Как показывает практика, органы государственной власти предпочитают заключать договоры с условием перечисления арендной платы авансовым платежом за квартал. В этом случае счет-фактура выставляется налоговым агентом в момент перечисления арендной платы, регистрируется в книге продаж на полную сумму, включается в налоговую декларацию и перечисляется в бюджет сумма НДС со всей перечисленной за квартал авансом арендной платы. В книгу покупок включается только та сумма арендной платы, которая отнесена на расходы за текущий месяц.

В последующие месяцы квартала, за которые арендная плата уже внесена, счета-фактуры не выставляются.

Как выписать счет-фактуру на аренду муниципального имущества

Вопрос: Как отразить в бухгалтерском учете уплату арендной платы за муниципальное имущество и начисление НДС.

Ответ: В соответствии с п.3 ст.161 Налогового кодекса РФ организации, арендующие муниципальное имущество у органов местного самоуправления, признаются налоговыми агентами по НДС. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Налоговая база по каждому арендованному объекту имущества определяется как сумма арендной платы с учетом НДС. Согласно п.4 ст.164 НК РФ при удержании НДС налоговыми агентами в соответствии со ст.161 НК РФ сумма налога должна определяться расчетным методом исходя из налоговой ставки, равной 18/118.

Исчисленная сумма НДС уплачивается в полном объеме налоговым агентом за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику-арендодателю (п.4 ст.173 НК РФ).

Предположим, что в 2006 г. организация ежемесячно уплачивает за аренду объекта недвижимости, находящегося в муниципальной собственности, 118 000 руб. (с учетом НДС).

Согласно условиям договора аренды арендная плата за текущий месяц уплачивается не позднее 5-го числа этого месяца.

5 января 2006 г. организацией была внесена арендная плата за январь в размере 100 000 руб. НДС в сумме 18 000 руб. уплачен в бюджет 15 январь 2006 г.

В бухгалтерском учете организации в феврале 2006 г. будут сделаны следующие проводки:

Дебет 76 — Кредит 51

— 100 000 руб. — перечислена арендная плата за февраль;

Дебет 19 — Кредит 68

— 18 000 руб. — отражен НДС, подлежащий уплате в бюджет; выписан счет-фактура; зарегистрирован в книге продаж (118 000 руб. х 18/118).

Дебет 68 — Кредит 51

— 18 000 руб. — НДС перечислен в бюджет;

28 января: Дебет 26 — Кредит 76

— 100 000 руб. — признана в расходах арендная плата за январь;

Дебет 68 — Кредит 19

— 18 000 руб. — сумма НДС, фактически уплаченная в бюджет, принята к вычету; счет-фактура зарегистрирован в книге покупок.

Налоговое законодательство не обязывает налоговых агентов выставлять счета-фактуры в случае аренды государственного имущества. Налоговый агент может принять к вычету сумму НДС на основании документов, подтверждающих факт удержания и уплаты налога (см. Определение Конституционного суда РФ от 02.10.2003 N 384-О).

Однако налоговые органы считают, что счет-фактура в таких случаях должен быть составлен (см. Письма УМНС России по г. Москве от 26.12.2003 N 24-11/72147, от 10.09.2003 N 24-11/49353).

Его должен выписать сам себе арендатор, сделав на нем пометку «Аренда государственного или муниципального имущества». Счет-фактура подписывается руководителем организации-арендатора и ее главным бухгалтером.

В строке «Продавец» счета-фактуры необходимо указать арендодателя имущества, в строке «Покупатель» — арендатора (Письмо УМНС России по г. Москве от 29.11.2002 N 24-11/58282).

При оказании услуг (в том числе в случае предоставления имущества в аренду) строки «Грузоотправитель» и «Грузополучатель» заполнять не нужно (в них ставятся прочерки) (см. Письмо Минфина России от 23.09.2004 N 03-04-11/158).

На наш взгляд, удобнее выписывать счет-фактуру в двух экземплярах: первый экземпляр будет храниться в журнале учета полученных счетов-фактур, а второй — в журнале учета выставленных счетов-фактур.

Графу 5 табличной части счета-фактуры, в которой отражается стоимость услуги без НДС, арендатор не заполняет. В графе 7 он должен указать расчетную ставку (18/118), в графе 8 — сумму удержанного налога, а в графе 9 — сумму выплаченного арендодателю дохода (общую сумму арендной платы, включая НДС).

Обязана ли Администрация выписывать счета-фактуры за аренду помещения

Вопрос-ответ по теме

Мы арендаторы арендуем у Администрации помещение, Администрация работает с НДС. Мы за них платим НДС и декларацию, отчитываемся в налоговую каждый квартал. Обязана ли Администрация выписывать нам счета-фактуры за аренду помещения?

сообщаем следующее: В данном случае Вы выступаете в роли налогового агента по НДС. Если услуги по передаче государственного (муниципального) имущества в аренду облагаются НДС, счет-фактуру обязана оформить организация – налоговый агент по НДС. То есть, в Вашем случае счет-фактуру Вы оформляете сами. Счет-фактуру составьте с пометкой «Аренда государственного (муниципального) имущества». При этом счет-фактура, составляемый налоговый агентом, заполняется в особом порядке. В строке 2 «Продавец» налоговый агент указывает наименование арендодателя. В строке 2а «Адрес» должен быть указан адрес (в соответствии с учредительными документами) арендодателя (указанного в договоре с налоговым агентом), за которого налоговые агенты исполняют обязанность по уплате налога. В строке 2б «ИНН/КПП продавца» должны быть проставлены ИНН и КПП продавца или арендодателя (указанного в договоре с налоговым агентом), за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога. При составлении счета-фактуры на услуги аренды в строках 3 «Грузоотправитель и его адрес» и 4 «Грузополучатель и его адрес» налоговый агент ставит прочерки. В строке 5 «К платежно-расчетному документу» нужно указать номер и дату платежного документа, подтверждающего оплату имущества или перечисление арендной платы.

Далее укажите: в графе 1 – наименование услуги; в графе 7 – расчетную ставку налога; в графе 9 – сумму показателя графы 5 и показателя, рассчитанного как произведение показателя графы 5 и налоговой ставки, деленное на 100; в графе 8 – сумму налога, рассчитанную как произведение граф 9 и 7, в рублях и копейках без округления. После заполнения всех обязательных реквизитов счета-фактуры, оформленного на бумаге, его должны подписать руководитель и главный бухгалтер организации – налогового агента (другие лица, уполномоченные на это распоряжением руководителя или доверенностью от имени организации). Составленный таким образом счет-фактуру Вы регистрируете в журнале учета счетов-фактур и в книге продаж на дату составления. В книге покупок данный счет-фактура Вы регистрируете по мере возникновения права на налоговый вычет.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Рекомендация:Как налоговому агенту принять к вычету удержанный НДС

Заполнять счета-фактуры нужно только по тем сделкам, которые облагаются НДС. Если организация является налоговым агентом в операциях, освобожденных от налогообложения, составлять счета-фактуры по таким операциям не требуется. Об этом сказано в письме Минфина России от 19 марта 2014 г. № 03-07-09/11822.

Общие требования, предъявляемые к оформлению счетов-фактур, установлены пунктами 5, 5.1 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Особенности заполнения некоторых показателей счетов-фактур налоговыми агентами указаны в приложениях 1 и 2 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Оформить счет-фактуру можно на бумаге и (или) в электронном виде (абз. 2 п. 1 ст. 169 НК РФ). Электронный формат счета-фактуры утвержден приказом ФНС России от 5 марта 2012 г. № ММВ-7-6/138.

Счет-фактуру, оформленный налоговым агентом, следует регистрировать в части 1 журнала учета счетов-фактур и в книге продаж на дату составления (п. 1 приложения 3, п. 15-16 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). В части 2 журнала учета счетов-фактур такие документы не регистрируются (п. 9 приложения 3 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). В книге покупок счет-фактура, составленный налоговым агентом, регистрируется по мере возникновения права на налоговый вычет (п. 23 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

В строке 2 «Продавец» налоговые агенты, приобретающие товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 2 ст. 161 НК РФ), а также налоговые агенты, арендующие государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления или приобретающие (получающие) на территории России государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (п. 3 ст. 161 НК РФ), приводят полное или сокращенное наименование продавца или арендодателя (указанного в договоре с налоговым агентом), за которого они исполняют обязанности по уплате налога.

В строке 2а «Адрес» должен быть указан адрес (в соответствии с учредительными документами) продавца или арендодателя (указанного в договоре с налоговым агентом), за которого налоговые агенты исполняют обязанность по уплате налога.

В строке 2б «ИНН/КПП продавца» должны быть проставлены:

прочерк – если счет-фактуру заполняет налоговый агент, приобретающий товары (работы, услуги) у иностранной организации, которая не состоит в России на налоговом учете (п. 2 ст. 161 НК РФ);

ИНН и КПП продавца или арендодателя (указанного в договоре с налоговым агентом), за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога, во всех остальных случаях (п. 3 ст. 161 НК РФ).

При составлении счета-фактуры на выполненные работы (оказанные услуги) в строках 3 «Грузоотправитель и его адрес» и 4 «Грузополучатель и его адрес» налоговые агенты, приобретающие работы (услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 2 ст. 161 НК РФ), а также налоговые агенты, арендующие государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления или приобретающие (получающие) на территории России государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (п. 3 ст. 161 НК РФ), ставят прочерки.

Если у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, приобретаются товары, то в строке «Грузоотправитель и его адрес» нужно указать наименование и почтовый адрес грузоотправителя, а в строке «Грузополучатель и его адрес» – наименование и почтовый адрес грузополучателя.

Некоторые особенности имеет порядок заполнения строки 5 «К платежно-расчетному документу».

При приобретении (получении) или аренде государственного (муниципального) имущества в этой строке нужно указать номер и дату платежного документа, подтверждающего оплату имущества или перечисление арендной платы.

При приобретении работ (услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, в строке 5 укажите номер и дату платежного документа, подтверждающего перечисление удержанной суммы НДС в бюджет.

При приобретении товаров у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, в строке 5 укажите номер и дату платежного документа, подтверждающего оплату приобретенных товаров.

Если оплата производилась в безденежной форме, в строке 5 укажите прочерк.

В строке 7 «Валюта: наименование, код» укажите наименование валюты согласно Общероссийскому классификатору валют и ее цифровой код (подп. «м» п. 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Если в договоре цена товара (работы, услуги) указана в валюте и его оплата также производится в валюте, налоговый агент может составить счет-фактуру в валюте (п. 7 ст. 169 НК РФ).

При заполнении граф счета-фактуры налоговые агенты, приобретающие товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 2 ст. 161 НК РФ), а также налоговые агенты, арендующие государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления или приобретающие (получающие) на территории России государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (п. 3 ст. 161 НК РФ), должны придерживаться следующих правил.

При полной оплате товаров (работ, услуг) графы счета-фактуры следует заполнять в порядке, установленном пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

При частичной оплате в графах 2–4 ставятся прочерки, а графы 10–11 не заполняются.

Как при полной, так и при частичной оплате (в т. ч. при безденежной форме расчетов) укажите:

в графе 1 – наименование поставляемых товаров, имущественных прав (описание работ, услуг);

в графе 7 – расчетную ставку налога (10/110 или 18/118) или запись «Без НДС»;

в графе 9 – сумму показателя графы 5 и показателя, рассчитанного как произведение показателя графы 5 и налоговой ставки в размере 10 или 18 процентов, деленное на 100;

в графе 8 – сумму налога, рассчитанную как произведение граф 9 и 7, в рублях и копейках без округления (письмо Минфина России от 1 апреля 2014 г. № 03-07-РЗ/14417);

в графе 6 – сумму акциза, а если товар не является подакцизным, то укажите «Без акциза».

После заполнения всех обязательных реквизитов счета-фактуры, оформленного на бумаге, его должны подписать руководитель и главный бухгалтер организации – налогового агента (другие лица, уполномоченные на это распоряжением руководителя или доверенностью от имени организации).* Если налоговым агентом является предприниматель, он должен лично подписать счет-фактуру и указать в нем реквизиты своего свидетельства о регистрации. Такой порядок установлен пунктом 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

Применительно к составлению прежних форм счетов-фактур аналогичные разъяснения содержались вписьме ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.

При начислении налога, а также при выдаче аванса (частичной оплаты), в том числе в неденежной форме, налоговые агенты, приобретающие товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 2 ст. 161 НК РФ), а также налоговые агенты, арендующие государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления или приобретающие (получающие) на территории России государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (п. 3 ст. 161 НК РФ), составляют счет-фактуру и регистрируют ее в книге продаж (п. 15 раздела II приложения 5 кпостановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). При предъявлении НДС к вычету в соответствии с пунктом 3 статьи 171 Налогового кодекса РФ ранее выставленные счета-фактуры на аванс (частичную оплату) они регистрируют в

Как выписать счет-фактуру на аренду муниципального имущества

Я вела учет как налоговый агент.
У вас услуга полученная, а значит и НДС входящий есть, и счет-фактура тоже (которую вы себе сами выписываете).
Вы НДС получаете, как от поставщика в Д 19, и, соответственно его зачитываете.
А НДС, который вы начисляете, как агент, вы перечисляете потом в бюджет.
Вот и все.

А счет-фактура у вас попадает в книгу покупок (как 19 счет) и в книгу продаж (как счет 76).
База на другом компе. Посмотрю вечером, что и в каком порядке проводила.

Я бы создала документ «Отражение НДС к вычету», отметила крыжиком «Использовать документ как запись книги покупок» и «Формировать проводки», счет учета НДС 19.04. Сформируется проводка Д 68.02 К 19.04

При проведении документа «Отражение НДС к вычету» сумма в книгу покупок попадает и в налоговую декларацию, но проводки при этом не делает, хотя галочку ставлю.
(((((:'(

На основании Поступления вводите Счет-фактуру полученную (т.к. её отсюда и печатать надо).
После фактической оплаты НДС в бюджет за агента проводите запись книги покупок.

С/ф от поступления сделать невозможно. Если стоит галочка в договоре, что договор в качестве налогового агента, то где кнопка с/ф высвечивается «С/ф не требуется»
(((

Счет-фактура полученный вводится не по кнопке, а отдельным документом Счет-фактура полученный, на основании Поступление товаров, услуг.
Ничего подобного, программа не дает ввести документ, говорит, что второй раз выписывание счет-фактуры не допускается.

НДС при аренде государственного имущества плательщиком УСН

Компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), освобождены от уплаты большинства налогов и платежей, в том числе НДС. Соответственно, такие субъекты не подают и декларацию по этому налогу. Однако есть исключения, то есть ситуации, когда перечислить НДС и подать отчетность в органы ФНС организациям на УСН все же придется. Например, в случае налогового агентства при аренде государственного имущества. Именно об этой ситуации, которая является достаточно распространенной, поговорим далее.

Когда при аренде госимущества возникает налоговое агентство по НДС

Статья 24 Налогового кодекса России определяет налогового агента как лицо, которое удерживает и перечисляет в бюджет налог из доходов другого лица. Именно такой порядок уплаты НДС установлен в случае аренды федерального и муниципального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации.

При этом важно понимать, что компания является налоговым агентом, если заключила договор аренды непосредственно с государственным или муниципальным органом.

Если арендодателем выступает бюджетное учреждение, ГУП либо МУП, то обязанностей налогового агента по НДС у арендатора не возникает — указанные организации сами являются плательщиками НДС. При аренде у казенных предприятий налогового агентства также не возникнет, поскольку на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ НДС они не платят.

По поводу земельных участков мнения специалистов расходятся:

  • Одни считают, что раз сдача государством в аренду природных ресурсов, к которым относятся земельные участки, не облагается НДС (подпункт 17 пункта 2 ст.149 НК РФ), то и обязанностей налогового агента у арендатора не возникает.
  • Другие настаивают на том, что сдавать отчетность арендующая компания все-таки должна.
  • Официальная же точка зрения Налоговой службы по этому вопросу отсутствует.

Как рассчитать сумму налога

Для расчета НДС обратимся к пункту договора аренды, в котором прописана сумма, подлежащая уплате арендатором. Тут есть 2 варианта: НДС может быть выделен либо не выделен в составе платы за аренду.

В первом случае сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118. Исчисленный налог перечисляется в бюджет, а арендодатель получает сумму, указанную в договоре, за минусом НДС. В случаях же, когда налог не входит в сумму арендной платы либо вообще не упоминается в договоре, налоговому агенту придется уплатить его из собственных средств. При этом НДС рассчитывается по ставке 18% от стоимости аренды, указанной в договоре. То есть фактически для арендатора стоимость аренды увеличивается на сумму исчисленного налога.

Документальное оформление

Когда налоговый агент исчисляет сумму НДС с аренды госимущества, он должен выставить счет-фактуру. Сделать это лучше в срок, установленный для плательщиков НДС, то есть в течение пяти календарных дней — таковы рекомендации ФНС.

Правила заполнения счета-фактуры утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137. В нашем случае счет-фактура составляется в одном экземпляре, в качестве продавца указывается арендодатель, а подписывать документ должна компания, которая осуществляет обязанности налогового агента, то есть арендатор. Счет-фактуру необходимо зафиксировать в Книге продаж в том квартале, в котором возникла обязанность налогового агента. При этом в соответствии с Приложением к Приказу ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/[email protected], операции следует присвоить код 06.

Уплата налога

Сумма налога, подлежащего уплате за истекший период, перечисляется в бюджет тремя равными частями не позднее 25 числа каждого из трех месяцев следующего квартала. Важный момент: в платежном документе необходимо правильно указать статус плательщика. В данном случае компании и индивидуальные предприниматели должны выбрать код 02 — налоговый агент .

Если компания применяет УСН, объектом которой являются доходы минус расходы, то сумма уплаченного НДС отражается в качестве затрат в Книге доходов и расходов. Запись об операции следует сделать в том периоде, когда налог был перечислен в бюджет.

Отчетность налогового агента по НДС

Организации, которые не являются плательщиками НДС, а подают отчетность в качестве налогового агента, заполняют в декларации лишь разделы 2 и 9. В следующей таблице мы привели данные, которые необходимо указать в разделе 2: