Классный час права человека и их защита

Классный час: Права гражданина и их защита

Ход дискуссии

1. Вступительное слово, в котором указывается объём изучаемых вопросов:

— Что такое права человека?

— Основные источники прав человека.

— Кто и как нарушает права человека?

— Как можно защитить свои права?

Каждый человек имеет Право на гражданство.

Всеобщая декларация прав человека, т.15

Права человека – это комплекс прав и свобод, во многом определяющих правовой статус человека в обществе и государстве, который является главным показателем уровня демократичности общества.

Права человека в целом могут быть определены, как права, принадлежащие человеку с рождения, без которых он не может жить как полноценное человеческое существо. Человек постоянно стремится к такой жизни, в которой уважение защита его человеческого достоинства будут гарантированы. Права и свободы позволяют человеку в полной мере использовать свой разум, интеллект, талант.

«Через права и свободы мы все подтверждаем, что мы – одно человеческое общество. Права человека являются общим языком человечества. Принимая этот язык, все народы получают возможность понимать друг друга и стать авторами собственной истории», – отметил Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций, выступая на Всемирной конференции по правам человека демократии и развитии общества. 10 декабря 1948 года в Париже Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека. Этот исторический документ сформулировал основы прав человека, соединив воедино все наработки по этому вопросу за период развития человека.

Принятие Всеобщей декларации прав человека дало мощный толчок развитию международного правозащитного движения, а 10 декабря отмечается во всём мире как Международный день прав человека.

Представления о правах человека на разных этапах человеческой истории имели разные формы и содержание. Одним из первых и самых древних является принцип равенства и его применение в отношениях между людьми.

Фактически история прав человека – это распространение принципа правового равенства на всё большее количество людей и ситуаций.

Первой по времени формой равенства является так называемый «принцип Талиона» – принцип наказания-возмездия: «равным за равное».

Наиболее универсальной явилась французская Декларация прав человека и гражданина. Она призывала к освобождению от эксплуатации, в том числе к освобождению французского гражданина от абсолютизма.

Проблема прав человека имеет довольно значительную историю и в Беларуси. Связывается она с появлением памятников права – опубликованных сводов закона. Одними из первых таких памятников являются свод княжеских постановлений XI – XII вв. «Русская правда», Полоцкие и Смоленские грамоты XIII–XIV вв., которые закрепляли права отдельных категорий жителей этих земель.

К правам и свободам человека относятся в первую очередь те, без которых он не может стать личностью, которые необходимы ему для сохранения человеческого достоинства.

Выделяется пять групп:

— гражданские права и свободы,

Понятия основных прав и свобод базируются на двух положениях.

1. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и своих правах, они наделяются разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства.

2. Каждый человек должен владеть правами и свободами, которые провозглашают международное и национальное законодательство, в первую очередь, Билль о правах человека.

ВЫВОД: У каждого человека изначально есть права, а государство призвано охранять их от незаконных посягательств. Права гражданина охватывают сферу его отношений с государством, причём гражданин рассчитывает на охрану и защиту своих прав от постороннего вторжения, на активное содействие государства в их реализации.

Для дискуссии следующие проблемы:

Можно ли считать, что существование гражданского общества и правового государства создаёт условия для гарантированного соблюдения прав человека?

— В 1948 году на Генеральной Ассамблее ООН был принята Всеобщая декларация прав человека. Что требуется от государства, чтобы эти права могли реализовать граждане?

— Ежегодно страны, входящие в состав ООН, представляют отчёты о положении детей. Какие предложения, касающиеся защиты прав детей, вы включили бы в отчёт о положении детей в Беларуси?

— Какие примеры из мировой истории о вопиющем пренебрежении права человека на жизнь вам известны?

— Существует ли правовая норма, согласно которой педагог должен присутствовать во время следствия и судебного разбирательства по делу ученика?

3. Практическая работа.

Перед учащимися – тексты Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребёнка. Ученики самостоятельно читают и сравнивают документы. Особое внимание уделить статьям:

Всеобщая декларация прав человека – ст.3, 12,15

Конвенция ООН «О правах ребёнка» – ст.6, 7, 9

ВЫВОД: Конвенция о правах ребёнка конкретизирует права человека в отношении ребёнка.

Составляется и разрабатывается заметка о рабстве детей в современном мире.

4. Для завершения дискуссии ученики высказывают своё мнение по следующим суждениям:

– свобода есть возможность делать всё, что захочется;

– свобода есть независимость от норм, установленных людьми;

– свобода есть право делать всё, что дозволено законом;

– свобода ограничена свободой других людей.

5. Дискуссия заканчивается рефлексией: «Я считаю, что права и свободы человека нарушаются тогда, когда. »

Что есть гражданственность? –

Не надо вопрошать,

Как воздухом дышать

Гражданственность всё то,

В чём разум века светит,

Зову времени ответит

Чему даётся власть

И в бедах возвышать

Что есть гражданственность?

Дети — пушечное мясо. Как избавить их от своего прошлого?

Джо Беккер, член организации «Хьюман Райте Уотч», один из авторов доклада о детях-солдатах, объясняет, почему их реабилитация имеет решающее значение для установления мира. Лучшие программы успешно сочетают современную детскую психологию с традиционными обычаями.

Интервью Шираза Сидхвы –

журналиста «Курьера ЮНЕСКО»

Каково общее количество детей-солдат?

Более 300 тысяч детей, не достигших 18 лет, сражаются в правительственных войсках и повстанческих группировках более 40 стран по всему миру. Помимо этого, тысячи их ровесников готовы встать под ружье в более чем 85 странах. Большинству их детей-солдат от 15 до 18 лет, а самому младшему, как вы­яснилось, всего 7 лет.

Детей призывают в армию в связи с нехваткой взрослых солдат? Или это просто более безжалостная форма детского труда?

Чем продолжительней конфликт, тем больше вероятности, что в нем будут участвовать дети. Дети – дешевое пушечное мясо, они доверчивее, их легче, чем взрослых, приучить к атмосфере бездумных убийств и безоговорочному подчинению. Нам рассказывали о детях, кото­рые бросались под обстрел, даже не пони­мая, что под пулями можно погибнуть. Во время пограничной войны с Эритреей в 1999-2000 г.г. эфиопские правительствен­ные войска, как сообщалось, насильно заби­рали в армию тысячи учащихся, отлавливая их на рынках и в деревнях, часть из них потом была брошена в атаки через минные поля.

Что же заставляет детей идти на войну?

Многие из тех, кому довелось испытать на себе или быть свидетелем насилия со сторо­ны государственных властей, идут в армию, чтобы чувствовать себя защищенными и про­кормить свои семьи, но это редко удается. В гражданской войне, такой, как в Гватемале, жертвами часто становятся дети-туземцы или принадлежащие к малым народам. Их также нелегально переправляют через грани­цы – дети из Руанды и Уганды воевали в Демократической Республике Конго, а пакистан­ских детей использовали в Афганистане.

Повстанческая группировка «Тамильские тиг­ры» использовала девочек как террористок-са­моубийц в Шри-Ланке, потому что они вызыва­ли меньше подозрений. Известны ли Вам дру­гие подобные примеры с призывом девочек в армию?

В армию набирают преимущественно мальчиков, однако в некоторых конфликтах до трети детей-солдат составляют девочки. Очень многих заставили силой или обманом влить­ся в повстанческие отряды в Северной Уган­де и Сьерра-Леоне; их использовали как бой­цов и как сексуальных рабынь. Привлекали де­вочек и к участию в гражданской войне в Сальвадоре.

Как отражается на детях участие в военных действиях? Помимо очевидного физического риска, смогут ли они когда-нибудь преодолеть психологическую травму?

Последствия носят драматический харак­тер. Я беседовал с детьми – бывшими солдата­ми, которые страдают припадками и ночными кошмарами, связанными с их военным про­шлым, они вздрагивают, если кто-то просто подходит к ним сзади. Они ежеминутно наче­ку и готовы к атаке. Годами дети принимали участие в боевых действиях, но не умеют ни читать, ни писать, у них нет навыков и умений, ко­торые пригодились бы им в мирной жизни.

Что можно сделать для того, чтобы эти дети ни в коем случае не были выброшены из жиз­ни, даже когда они в большинстве своем негра­мотны и не имеют никакой профессии?

Если им окажут поддержку и дадут шанс получить образование или профессию, они могут стать вполне благополучными членами общества. Важно, чтобы на местах были долгосрочные программы. В Либерии была проведена мгновенная демобилизация детей-солдат, но подготовили недостаточно программ по их реабилитации, поэтому дело кончилось тем, что многие вернулись в армию или влились в бандитские группировки. В других местах, например, в Анголе или Сьерра-Леоне, вновь разгораются конфликты.

Сейчас успешно проводят­ся программы в Мозамбике и Северной Уганде. Лучшие из них объединяют в себе совре­менные методы психологии детского развития с традиционными обычаями и ритуалами при участии местных общин. В программу вклю­чаются очищающие ритуалы, которые помога­ют детям почувствовать, что все их военные переживания остались в прошлом. В Мозамби­ке и Сьерра-Леоне дети навещали семьи тех людей, кого они изувечили или убили, работа­ли во искупление своей вины на полях или на строительстве школ.

Доноры вкладывают сейчас больше средств в крайне важное дело налаживания мирной жизни, но для сколько-нибудь серьезного решения этой проблемы необходима бо­лее существенная поддержка.

Глобальный доклад о детях-солдатах, 2001.

Дети-солдаты

Бесконечные гражданские и этнические войны в Мьянме привели на поле боя едва ли не самое громадное в мире количество детей, которые оказались один на один с побоями, убийствами и процветающей наркоторговлей.

Бертиль Линтнер – обозреватель журнала «Фаристерн икономик ревю»

Бранг Йа (вымышленное имя) было всего 16 лет, когда его в 1997 г. зачислили в бирманскую армию. Но такое решение принял не он сам. Он ехал к матери, живущей на севере Мьянмы, когда полиция задержала его за от­сутствие документов в городе Мандалей.

Спустя два месяца представители воен­ной полиции посетили его в тюрьме и предло­жили вариант «свободы» – вступление в ар­мию. Он дал согласие из страха провести в за­ключении не один год. Один из офицеров отметил, что у него «самый подходящий воз­раст для начала военной подготовки». Одна­ко когда он вместе с другими освобожденны­ми узниками прибыл в военный тренировоч­ный лагерь в городе Швебо на севере страны, оказалось, что там было несколько рекрутов даже девятилетнего возраста; были попытки сбежать из лагеря, но ни одна не удалась.

Пройдя через одну из непрекращающих­ся гражданских войн между тысячами этнических групп, Бранг Йа ухитрился сбежать через джунгли в Таиланд, где и рассказал о своих злоключениях. С 1988 г., когда военные жес­токо подавили общенациональное восстание за демократию, численность вооруженных сил Мьянмы выросла более чем вдвое, с при­мерно 185 тыс.чел. до 450 тыс. на сегодняш­ний день. Официально провозглашенная зада­ча состоит в том, чтобы создать 500-тысяч­ную армию для подавления широко распространившихся этнических конфлик­тов и пресечения всяческого недовольства. Мьянма (бывшая Бирма) – единственное государство в Восточной Азии, которое не со­кращает, а увеличивает численность своей армии. Этот стремительный рост обеспечи­вается за счет набора в армию детей. Общее число детей-солдат трудно подсчитать. Но по оценкам наблюдателей, по крайней мере, 50 тыс.детей находятся на воинской службе. Многие из этих мальчишек были похищены или насильно записаны в Татмадо (бирман­ское название вооруженных сил), и около половины из них служат в частных армиях различных этнических групп. По мнению ор­ганизации «Коалиция за прекращение ис­пользования детей-солдат» (см. Интервью), Мьянма наряду с другими африканскими государствами является одним из крупнейших в мире рекрутеров детей-солдат». Согласно документу ЮНИСЕФ от 1992 г., 14-летние де­ти призываются в армию официально. Детей, собранных в военные лагеря для подготов­ки, называют «Йе Ниунт Лунге» или «храбры­ми подростками».

Зачастую предполагается, что такие ново­бранцы должны выполнять те же задачи, что и взрослые бойцы, а если они не справляются, их могут избить или убить. Иногда детей по­сылают непосредственно в бой, в том числе в опасные лобовые атаки, в которых погиба­ют сотни бойцов. Кого-то используют для ры­тья окопов, приготовления пищи, в качестве носильщиков амуниции и боеприпасов. По данным доклада «Лишенные детства наве­ки?», подготовленного НПО «Образы Азии», со штаб-квартирой в Чианг Май, большинст­во детей-солдат никогда не посещали школу или очень скоро были отчислены из нее.

Армия – «твой дом родной»

«Многим из нас было всего 14-15 лет, – рассказывает ребенок-солдат, на которого ссылается доклад. – Среди нас было три или четыре бойца всего по 12 лет. они не могли как следует держать ружье, такие были ма­ленькие, но должны были делать все то же, что и настоящие солдаты. 12-летний Чико служил денщиком у капрала. Однажды он был избит капралом до полусмерти и отправлен в госпиталь. Дело кончилось тем, что он ослеп и был наполовину парализован. я своими глазами видел, как его избивали. ».

Особенно беззащитны уличные дети и си­роты, но им внушают, что армия – их единст­венное спасение. Согласно докладу ЮНИСЕФ, был выявлен по крайней мере один военный лагерь близ Кенгтунга в восточном штате Шан, в котором готовили и использовали в ка­честве носильщиков, «живых щитов» или «жи­вых миновзрывателей» детей от 7 лет. В докла­де «Образы Азии» приводятся другие приме­ры жестокости по отношению к бирманским детям-бойцам. 14-летний Аунг Тай рассказы­вает о пьяном командире батальона, застре­лившем трех спящих мальчишек за то, что они не проснулись по его команде. «Они не могли проснуться, потому что всю ночь де­лали кирпичи и устали до изнеможения», – говорит Аунг Тай.

Мьянма: основные данные

Население (млн.чел.): 45

Площадь (тыс.кв.км) 677

ВНП на душу населения($): 1,027

Продолжительность жизни (лет) 56

Грамотность среди взрослых (%) 84

в возрасте до 15 лет (% от общего числа жителей) 33

Данные за 1999 г. Источники: Всемирный Банк, ПРООН.

В докладе сообщается, что большинство детей-солдат либо присутствовали при убий­ствах, либо были вынуждены сами убивать и грабить. Во время наступательной опера­ции в Маучи, штат Кайя, Ай Муинт вместе с группой мальчишек-солдат «вошли в дерев­ню и расстреляли всех жителей, потому что считали их своими врагами». «Мы забрали всех их свиней и цыплят, все добро. потом по­дожгли деревню. Мы собрали всех женщин, изнасиловали их, а потом убили».

Некоторые дети-солдаты вступают в ар­мию добровольно, чтобы защитить от нее же свою семью или обеспечить родным столь не­обходимый кусок хлеба. Однако эти желан­ные «блага» редко им достаются, особенно когда юные бойцы оказываются вдали от род­ных селений. Дети-рекруты получают уре­занное довольствие, а то и вообще ничего по причине безудержной коррупции в армии. «Они вынуждены слишком быстро взрос­леть», – говорит Ма Ми Суу Рвинт, девушка-сол­дат из милиции сопротивления общебирман­ского студенческого демократического фрон­та, рассказ которой приводится в докладе.

«Я вступил в армию в 1993 г. в 16 лет, – го­ворит Тай Линг Аунг, сын рыбака, признания ко­торого включены в доклад. – Моя семья была очень бедной и я был вынужден вступить в ря­ды Татмадо, чтобы поддержать родных. ». Тя­желое положение бирманских детей было ос­вещено в последних докладах Всемирного бан­ка и Банка азиатского развития. Отсутствие образовательных возможностей для юных ре­крутов только усложняет тяжелые экономи­ческие и социальные проблемы, грозящие этой стране.

С 1948 г., когда Мьянма обрела независимость от Великобритании, ряд этнических меньшинств, которые составляют 40% населения, ведут борьбу за свою автономию или полное отделение. Эта трагедия рассматривается в качестве глав­ной причины, почему Мьянма, страна, у которой нет реальных внешних врагов, уже в 1950-е гг. приступила к созданию мощной армии. В 1962 г. армия совершила государственный переворот, ус­тановила в стране свою диктатуру и стала править с помощью дек­ретов, упразднив хрупкую бир­манскую парламентскую систему. Военные ввели также губитель­ную систему под названием «Бир­манский путь к социализму», кото­рая превратила это некогда одно из самых процветающих госу­дарств в Азии в политического и экономического банкрота.

Бирманский путь к социализму

Ежегодные резолюции ООН с призывами к военным властям начать диалог с оппозици­ей принесли малоощутимые результаты, не­смотря на недавние усилия специального пред­ставителя ООН в Мьянме Разали Исмаила.

Со времени восстания 1988 г. военные власти подписали соглашение о прекращении огня с более чем 20-ю армиями этнических повстанцев, тем самым «введя процесс в закон­ные рамки». Уровень противостояния и число детей-призывников должны были бы пони­зиться. Тем не менее, многие прекратившие боевые действия отряды продолжают наби­рать детей в свои ряды.

Худшая из этих нарушителей – торгующая наркотиками объединенная Ва Стейт Арми (ОВСА), которая контролирует большую часть территории, прилегающей к границе с Китаем. Эта группа прекратила борьбу с правительст­вом после заключения мирного договора в 1989 г. Теперь лидеры группы стали часто посещать столицу страны Рангун, город Манда­лей и другие, здесь у них вложены солидные средства в недвижимость, гостиничный биз­нес и обрабатывающую промышленность. Но видимо, у них все еще остается потребность в вооруженных силах для охраны многочислен­ных лабораторий по производству героина и метамфеталина, которые были созданы на контролируемой ОВСА территории. По данным международных агентств по борьбе с наркотиками, ОВСА является наиболее хорошо вооруженной организацией по сбыту наркотиков в мире. Более половины этой двад­цатитысячной армии составляют дети, многим из которых по 9-12 лет.

В числе этнических армий, не прекратив­ших борьбу с правительством, есть Националь­ный союз Карен (НСК); известно, что он наби­рает и посылает в бой совсем маленьких детей. В начале 2000 г. еще одна группа, гораздо мень­шая по численности, – каренская милиция под названием «Армия Господня», привлекла вни­мание всего мира, напав на больницу в Ратча-бурн, городе на границе Бирмы с Таиландом. Отрядом этих партизан командовали 12-летние братья-близнецы, Джон и Лютер Хтоо, а войско их состояло преимущественно из каренских ребятишек, осиротевших в граж­данскую войну. С самого рождения они не видели ничего, кроме насилия. И эта трагическая ситуация, видимо, будет сохраняться, пока в Мьянме ведется война.

Дети-невольники

Луиза Коррадини и Азбель Лопес, журналисты «Курьера ЮНЕСКО»

В пять утра, задолго до того, как большинство школьников встанет с кровати, чтобы идти на уроки, 12-летний Абула босиком отправляется в шестикилометровый путь по грязной каменистой дороге к месту своей работы на кофейной планта­ции в Буафле, в Кот д’Ивуаре.

Когда он, промокший и усталый, при­ходит туда, десятник указывает ему, где он сегодня будет трудиться. «Работать надо быстро, а то, если мы не выполним норму, нас накажут и не дадут есть, – го­ворит он. – Если мы не можем работать из-за болезни, нас могут избить, Однажды я видел, как они пытали двух моих друзей, кото­рые хотели убежать. В конце концов оба они умерли».

Абулу освободила организация «Анти-слейвер интернешнл», основанная в Лондоне в 1839 году, счита­ющая себя самой первой НПО в мире.

Наряду с другими международными организациями, такими, как МОТ, ЮНИСЕФ, Ев­росоюз, НПО добилась значительных ус­пехов в борьбе с детским рабством; они не довольствуются тем, что ставят прави­тельства и международные организации в известность о наиболее отвратитель­ных формах и случаях детского рабства. Самое ценное в их деятельности – это высвобождение из рабства и последую­щая реабилитация десятков детей, став­ших жертвами самых жестоких форм экс­плуатации.

НПО Севера и Юга работают в тесном взаимодействии. Организации Юга соби­рают и документируют факты, а Севера – делают их достоянием широкой общест­венности и помогают организовать международные кампании. Самой яркой из них стал Марш против использования труда детей в 1998 году, когда перед штаб-квартирой МОТ в Женеве собрались группы из Азии, Латинской Америки и Африки, чтобы заклеймить всякую эксплуатацию детей в мире.

«Анти-слейвер интернешнл» оказы­вает давление на правительства и от­дельных политических лидеров с целью заставить их включить пункт о борьбе против использования труда детей в свои политические программы. Она поддер­живает постоянный контакт с НПО Юга и финансирует программы по изучению истинного положения дел в части ис­пользования труда детей. Одной из таких НПО является «Дети-работники в Азии» (ДРА) со штаб-квартирой в Бангкоке, которая недавно предала широкой гласности случай нещадной эксплуатации одной девочки. 14-летняя Деви Лина Сари из Медана, в Индонезии, также поднималась, как Абула в Африке, до рассвета, чтобы успеть к началу рабо­ты на сахарной плантации. Вот ее рас­сказ: «Я выхожу из дома в 6 утра каждый день, кроме воскресенья. Начинаю рабо­тать в 7 часов, а заканчиваю в 4 часа дня. В полдень у меня часовой перерыв».

Как и всякий ребенок ее возраста, она с удовольствием бы поиграла с друзьями, но после восьмичасовой рубки сахарного тростника она настолько вымотана, что думает только об отдыхе. «Если я поре­жусь своим мачете, хозяин заплатит за лечение, но потом вычтет эти деньги из моего заработка. Если я больна и не могу работать, мне ничего не платят».

Когда ДРА устанавливает факт экс­плуатации ребенка, один из ее предста­вителей вместе с полицейским и работ­ником службы социальной помощи вызволяет ребенка и передает родителям (если ребенка увели насильно), в реаби­литационный центр или в какую-нибудь семью, готовую по доброй воле принять его (в том случае, если его продали в рабство собственные родители). Детям, перенесшим психическую травму на почве пребывания в рабстве, требуется от трех до шести месяцев на реабилитацию.

Самая худшая форма эксплуатации детей – сексуальная. 12-летнюю гондурасскую девочку по имени Мария выкрали из дома, продали в Гватемалу и оттуда перевезли в Мексику, где ее купил владелец бара. Он превратил ее в проститутку, заставляя обслуживать по 20 муж­чин в день.

Эта трагедия стала известна благодаря осно­ванной в 1981 году организации «Каса Альянса», которая теперь является филиалом нью-йоркской НПО «Ковенант Хаус». Сначала она занималась реабилитацией бездомных детей в Латинской Америке, но в послед­ние четыре года сосредоточила свои уси­лия на вскрытии фактов сексуальной и коммерческой контрабанды людей и экс­плуатации детей, включая порнографию, секс-туризм и детскую проституцию.

Это большая работа, но она доказала свою эффективность: специальный судья Коста-Рики по делам, связанным с пре­ступлениями сексуального характера, признает, что две трети рассматриваемых им уголовных дел были доведены до суда благодаря «Каса Альянса».

Классный час «Права ребёнка» (8 класс)

классного часа для учащихся 8-го класса «Право быть ребёнком»

Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни;

воспитывать уважение к правам других людей;

способствовать осознанию ответственности за свои права.

Презентация (Приложение 1), компьютер, проектор, экран,

памятки для учащихся «Знай свои права»

Форма: беседа, решение задач-ситуаций

Ход классного часа

— Чтение отрывка из книги А.Усачева «Всеобщая декларация для детей и взрослых» — Приключения Маленького Человека:

Большие люди удивительно безграмотны, — подумал Маленький Человек.

– Надо это исправить.

И однажды Маленький Человек вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках: «Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры».

Вскоре вокруг плаката собрались горожане.

– Глупость какая-то написана, — заявил один Большой гражданин.

– Люди не могут рождаться равными. Я, например. Когда родился, весил 4 кг 500 г, а мой сосед всего 3 кг 100 г, а вы.

– Послушайте! – сказал Маленький Человек. — Рождаться равными – это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными – значит рождаться людьми. Маленькими и голыми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.

? Как вы понимаете смысл плаката? Что вы возразите Маленькому Человеку?

Объявление темы классного часа и цели (слайд 1 презентации)

А) Знакомство с правами ребёнка

— Ребята, 20 ноября – всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка» (слайд 2).

— Как вы думаете, почему же был принят специальный документ, защищающий права ребенка?

(Работа сл слайдами 3 — 6, демонстрирующими проблемы голода, продажи детей, физической и других угроз их жизни…).

Вывод: Дети требуют защиты потому, что имеют меньшие возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Они нуждаются в особой защите.

— Обмен мнениями учащихся по вопросам:

— Какими правами вы пользуетесь?

— Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?

— А приходилось ли вам нарушать права других людей?

– Существует немало документов, в которых обозначены права детей. Это и Семейный Кодекс, и Уголовный Кодекс РФ. Документ, о котором мы с вами сегодня говорим – это Конвенция о правах ребенка.

В Конвенции — 54 статьи, и они касаются, прежде всего, прав детей, а также обязательств государств по защите прав детей. Наше государство приняло на себя обязательства выполнять этот документ.

— Работа со слайдами

Итак, внимание на экран. Статья 1 Конвенции даёт определение «ребёнок» (слайд 7)

Далее учитель называет основные права детей и работает со слайдами 8 – 24:

— Вопросы по ходу демонстрации слайдов:

— Как понимаете данное право?

— В чём оно проявляется?

— Как обеспечивается данное право?

(Пример работы со слайдом №10: В статье 6 Конвенции записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если он крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы.

— Как вы думаете, справедливо ли поступали жители Спарты?

— Объясните свою точку зрения.

Вывод: Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. Провёл 70 сражений и все выиграл. Свой знаменитый поход через Альпы Суворов совершил в 69 лет).

2. Связь прав и обязанностей (слайд 25)

— Почему вы видите равновесие на весах?

— О чём это говорит?

— Почему не бывает прав без обязанностей?

3. Организации по защите прав ребёнка

– Куда же можно обратиться в случае нарушения ваших прав? (Слайд 26)

А) «Литературно-правовая викторина»

1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»

(Ответ: статья, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством — ст. 31)

2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным?

(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)

4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено?

(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы).

5 ситуация: В классе остались две девочки, освобождённые от урока физкультуры. Они начали рисовать, и вдруг обнаружилось, что у них не оказалось ластика. Одна из девочек решила взять у подружки Оли, которая в это время занималась физкультурой. Девочка стала рыться в портфеле Оли. Она нашла блокнот и стала читать. Затем ей попался дневник и она начала его читать тоже. В это время входит Оля: «Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?

А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель: На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?

(Учащиеся высказывают свое мнение).

Б) Викторина «Права литературных героев»

Ребята, давайте вместе с Вами постараемся ответить на вопросы ещё одной викторины и узнать, знаете ли Вы, в каких сказках были нарушены права литературных героев

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»).

Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? («Ледяная избушка»).

В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Белоснежка и семь гномов», «Квартет»).

В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? («Айболит»).

В какой сказке было нарушено право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? («По щучьему велению, по моему хотенью»).

В) Дерево эмоций

— Ребята, на доске – дерево без листьев. Давайте дополним его листочками разного цвета. У меня на столе зелёные, жёлтые и красные листья. Если вам понравился классный час, был для вас значимым, вы прикрепите зелёный листок, если не очень — жёлтый, если совсем классный час ничего не дал – прикрепите красный листок.

Г) Заключительное слово учителя:

Спасибо за участие в нашем разговоре! Я надеюсь, что он не прошёл бесследно. Хочу обратить ваше внимание на то, что правильно пользоваться своими правами не менее важно, чем их просто знать. Но в первую очередь их надо знать, поэтому я раздам сейчас каждому ПАМЯТКУ « Знай свои права» (Приложение 2).

Сейчас, сидя за партами в школе, вы пользуетесь правом на образование. Именно это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права. А ещё подробнее узнать о правах и о том, как ими пользоваться, можно на Интернет-сайте pravadetey.ru. (слайд 27)

ЗНАЙ СВОИ ПРАВА
(из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Классный час на тему:
Классный час на тему: «Права человека в современном мире»

Классный час на тему: «Права человека в современном мире»

Цели:

  • объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;
  • сформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;
  • закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации;
  • сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Декларацией.

Предварительный просмотр:

  • объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;
  • сформировать уважительное отношение школьников к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;
  • закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации;
  • сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Декларацией.
  • права человека;
  • принципы прав человека;
  • поколения прав человека;
  • толерантность;
  • декларация;
  • Всеобщая декларация прав человека;
  • механизм защиты прав человека;
  • правовой статус личности.

Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права.

— Что такое право? (система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними)

— Кто следит за выполнением этих правил? (государство)

Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он — человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.

— О каких принципах прав человека я упомянула? Что означает слово «принципы»? (права естественны, неотъемлемы; взаимосвязаны; универсальны.)

— Какими правами обладает человек?

— Но кроме прав у нас есть и обязанности. Какие?

— Какие документы закрепляют права человека?

Первый документ по правам человека появился в 1215 г. под названием «Великая хартия вольностей». Этот документ обеспечивал права английских феодалов.

Следующий документ появился в 1776 г. в Америке – «Декларация независимости», в 1789 г. появляется французская «Декларация прав человека и гражданина».

Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь, свободу и счастье.

В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная организация, созданная вскоре после окончания Второй мировой войны.

— Что это за организация?

— В 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.

— В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс — Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире.

— Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека.

Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли ее главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.

Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положения виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.

Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.

Декларация — это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод.

Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

Кроме того, на основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений.

«Всеобщая декларация прав человека» закрепила права на: жизнь, свободу, неприкосновенность, равенство перед законом, владение имуществом, защиту от вмешательства в личную жизнь, труд, образование и т.д.

По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.

В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.

10 декабря 2008 года закончилась кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека, которая началась год назад, 10 декабря 2007 года.

Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и равенства для всех, а также напоминание того, что цель воплощения Декларации в реальность для всех и каждого пока еще остается не достигнутой.

Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств?

Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь?

Что Вы знаете об правах и свободах личности? Назовите конкретные права, используя свой багаж знаний.

Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и неотчуждаемы. Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставив частицу «не». (Например, «НЕ каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях». Что из этого следует? Какие права будут нарушены?)

Возможно ли достижение полного равенства между людьми? Как вы понимаете равенство прав и обязанностей?

Очень тесно связана со «Всеобщей декларацией прав человека» «Конвенция о правах ребенка».

Что это за документ? (базовый документ по защите прав детей во всем мире).

В отличие от «Всеобщей декларации прав человека», которая лишь рекомендует и провозглашает права человека, «Конвенция о правах ребенка» требует обязательного выполнения прав всех детей.

В «Конвенции о правах ребенка» сформулированы права всех детей независимо от их национальности, цвета кожи, пола, религии.

Какие права есть у ребенка? (право на жизнь, гражданство, образование, отдых, заботу родителей, развитие талантов, способностей, личности, на общение и т.д.)

Кому предназначены эти важные документы: «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка»?

«Конкурс знатоков права»

Определить, имеет ли место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права в данной ситуаций:

1 гр. – хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребенка;

2 гр. – два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;

3 гр. – неизвестные ограбили квартиру;

1 гр. – милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;

2 гр. – вас не приняли на работу без объяснения причины;

3 гр. – в поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь;

ЗАДАНИЕ 2. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Распределить в два столбика права и обязанности школьника:

  1. бесплатное образование
  2. активность в приобретении знаний
  3. уважать мнение всех учащихся и учителей
  4. удобное рабочее место
  5. посещать школу в предназначенное для этого время
  6. зашита личной собственности
  7. посещение школьных мероприятий
  8. не пропускать занятия без уважительных причин
  9. вести себя корректно на переменах и уроках
  10. деловое сотрудничество с учителем
  11. соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
  12. беречь школьное имущество

ЗАДАНИЕ 3. «МОЖЕТ — НЕ МОЖЕТ»

Выбрать те действия, которые по закону может совершить 16-летний гражданин без согласия родителей.

  1. купить мотоцикл
  2. продать мотоцикл
  3. прогулять стипендию с друзьями
  4. заложить в ломбард свои золотые сережки
  5. продать свой CD-плеер
  6. открыть счет в банке
  7. зарегистрировать авторское право на компьютерную программу
  8. заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном журнале
  9. быть председателем кооператива
  10. вступить в брак
  11. работать по трудовому договору
  12. обучаться вождению автомобиля на дорогах

ЗАДАНИЕ 4. «НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

ЗАДАЧА: в день своего 16-летия Айрат Хисмеев пригласил своих младших друзей Юрия Рыжкова, Николая Загоскина, Рустема Галеева в парк культуры и отдыха. Там они распили принесенные Айратом две бутылки вина и несколько бутылок пива. После этого, не обращая внимания на предупреждение прогуливающихся в парке граждан, они стали выражаться нецензурными словами, оскорблять людей, которые делали им замечания, а затем стали приставать к прогуливающимся девушкам. Наряд милиции доставил их в отделение и составил протокол, указав, что они нарушали общественный порядок и спокойствие граждан.

Какое правонарушение совершили ребята?

К какому виду ответственности относится данное правонарушение?

Будет ли мере наказания одинакова для всех и почему

ОТВЕТЫ: 1.мелкое хулиганство; 2. административная ответственность; 3. мера наказания будет разной. Хисмеев понесет ответственность в полной мере, т.к. достиг возраста наступления административной ответственности

Подведение итогов игры.

«Права человека — это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.

Всеобщая декларация прав человека — важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час поможет подросткам разобраться в себе, найти ответы на вопросы, касающиеся самоопределения и социализации.

Классный час профессиональной направленности, предназначен для студентов ССУЗов, обучающихся по профессиям и специальностям в области ИТ.

Классный час на теме: «Правила поведения в коллективе».

Данная разработка может быть использована классными руководителями, работающими в 5-ых классах. Классный час знакомит учеников с историей правил дорожного движения и включает игру «Звездный час».

В материале раскрыты правила поведения в общественных местах и разбор различных жизненных ситуаций.

Человек, попадая в зону работы железнодорожного транспорта, подвергается повышенной опасности.Чтобы свести к минимуму смертельные и несчастные случаи необходимо знать и соблюдать правила безопас.

Классный час на тему «Правила поведения в школе&raquo.