Коап рф ст 731 ч 2

Содержание:

Статья 7.23.1. Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Утратила силу с 1 мая 2015 года

СТ 7.23.1 КоАП РФ Утратила силу с 1 мая 2015 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 263-ФЗ.

1. Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Комментарий к Ст. 7.23.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Предметом правонарушения является стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (см. Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»).

2. Объективная сторона правонарушений (ч. 1 комментируемой статьи) выражается в нарушении установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытии информации не в полном объеме, либо предоставлении недостоверной информации.

3. Объективная сторона правонарушений (ч. 2 комментируемой статьи) выражается в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.

5. Субъектами правонарушения являются индивидуальные предприниматели, должностные лица и юридические лица.

6. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (ст. 23.55 КоАП РФ).

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 7 сентября 2011 г. N ВЧ-12/9-731 Об определении должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
от 7 сентября 2011 г. N ВЧ-12/9-731

Правовое управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта рассмотрело письмо УГАН НОТБ УФО Ространснадзора от 5 августа 2011 г. N 1/611 по вопросу разъяснений по применению статей Федерального закона от 30.12.2001 N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — КоАП РФ) и сообщает.

В соответствии со ст. 11.15.1. КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 23.36. КоАП РФ органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере транспорта рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе по ч. 1 ст. 11.15.1. КоАП РФ.

В п.п. 2, 3, 4 ч. 2 ст. 23.36., п.п. 1 ч. 2 ст. 23.42. КоАП РФ перечислены должностные лица Ространснадзора, уполномоченные рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях, среди которых отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 11.15.1. КоАП РФ.

Исходя из изложенного для определения должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 11.15.1. КоАП РФ, следует руководствоваться общими нормами ст.ст. 22.1., 22.2. КоАП РФ.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 22.1. КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 22.2. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 22.2. КоАП РФ от имени органов, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 22.1. КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе: 1) руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители; 2) руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, их заместители; 3) руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители; 4) руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители; 5) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции (постановление Десятого апелляционного Арбитражного суда от 18 июля 2011 г. по делу N А41-12934/11).

В соответствии с ч. 1 ст. 28.3. КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

В связи тем, что ч. 1 ст. 11.15.1. КоАП РФ является нормой прямого действия соответственно она не должна быть указана в статье 23.1. КоАП РФ, которая устанавливает рассмотрение дел об административных правонарушениях в судебном порядке.

На основании вышеизложенного должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в соответствии с КоАП РФ считаются правомочными рассматривать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 11.15.1. КоАП РФ.

Дополнительно сообщаем, что в Ространснадзоре действует приказ от 30 октября 2007 г. N ГК-938фс «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22 ноября 2007 г. регистрационный N 10512).

О раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Федеральным законом от 28.12.2016 № 469-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в законодательство Российской Федерации.

В новой редакции часть 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ изложена следующим образом:

Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Во исполнение требований Жилищного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее — Стандарт).

В соответствии с требованиями п.п. 5, 5.1 Стандарта, управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК, обязаны раскрывать информацию на сайте, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, данным сайтом является сайт, размещенный в сети Интернет по адресу: www.reformagkh.ru.

Также управляющие организации обязаны раскрывать информацию:

-на одном из следующих сайтов по выбору управляющей организации:

•сайт управляющей организации;

•сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, данным сайтом является сайт Жилищного комитета, расположенный в сети Интернет по адресу: www.gilkom-complex.ru;

•сайт администрации района Санкт-Петербурга .

-размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;

-предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

ТСЖ, ЖСК, ЖК обязаны раскрывать информацию путем обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (www.reformagkh.ru), а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:

— сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (www.gilkom-complex.ru);

— сайт администрации района на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность.

Пунктами 6, 15 Стандарта установлено, что информация, размещенная в сети Интернет, должна быть доступна на сайте в течение 5 лет, а копии материалов, размещаемых на информационных стендах (включая все обновления) хранятся управляющими организациями, товариществами, кооперативами, в течение 5 лет.

Контроль за исполнением требований Стандарта, на территории Санкт-Петербурга , возложен на Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга .

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса.

Статьей 7.23.1 КоАП РФ предусматривалась ответственность за нарушение требований Стандарта, соблюдение которого, в соответствие с п.6 ч.1 ст.193 Жилищного кодекса РФ отнесено к лицензионным требованиям.

Но, так как ст.7.23.1 КоАП РФ исключена с 1 мая 2015 года, то лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, допустившие нарушения требований Стандарта, подлежат привлечению к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, которой предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 331 от 27.03.2018 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» пп. «б», «в» п. 5(1) Стандарта признаны утратившими силу. В связи с этим, обязанность по раскрытию информации в соответствии с пп. «б», «в» п. 5(1) Стандарта у ТСЖ и ЖСК в настоящее время не возникает.

Необходимо обратить внимание на то, что обязанность по раскрытию информации в соответствии с пп. «а» п. 5(1) Стандарта не упразднена и является обязательной для исполнения товариществами и кооперативами.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» с целью создания правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве установлено создание государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее — Система)

Также, в связи созданием Системы, в части раскрытия информации внесены изменения в Жилищный кодекс РФ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 161 Жилищный кодекс РФ дополнена ч.10.1 в соотвествии с которой управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьями 13.19.1 и 13.19.2 предусматривающих ответственность за нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Данные статьи вступили в действие с 1 мая 2015 года, с этой же даты прекратила действие ст.7.23.1 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Согласно пункту 4 Приказа, он вступает в силу с 1 июля 2016 года.

Регламентирующие документы:

Статья 731 ГК РФ. Гарантии прав заказчика (действующая редакция)

1. Подрядчик не вправе навязывать заказчику включение в договор бытового подряда дополнительной работы или услуги. Заказчик вправе отказаться от оплаты работы или услуги, не предусмотренной договором.

2. Заказчик вправе в любое время до сдачи ему работы отказаться от исполнения договора бытового подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до уведомления об отказе от исполнения договора, и возместив подрядчику расходы, произведенные до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы. Условия договора, лишающие заказчика этого права, ничтожны.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 731 ГК РФ

1. В комментируемой статье устанавливаются основные правовые гарантии прав заказчика в договоре бытового подряда. В п. 1 сформулирован правовой запрет навязывать заказчику включение в договор бытового подряда дополнительных работ или услуг. Это положение связано с п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которому условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. Применительно к договору бытового подряда заказчик может не только отказаться от оплаты работы или услуги, не предусмотренной договором, но, если они уже оплачены, он вправе потребовать возврата уплаченной суммы (п. 3 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»).

2. Заказчик, как установлено в п. 2 комментируемой статьи, имеет право в любой момент до сдачи работы отказаться от исполнения договора. Аналогичное право потребителя закреплено в ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Соответственно, для прекращения договора по указанному основанию встречного волеизъявления подрядчика не требуется. Данное право может быть осуществлено потребителем в любое время в пределах срока действия договора, но до сдачи работы.

Для реализации рассматриваемого права потребитель должен довести до сведения исполнителя свою волю в форме соответствующего извещения. Форма такого извещения в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» не устанавливается, поэтому потребитель может выбрать как устную, так и письменную форму.

Кроме права заказчика (потребителя) на отказ от исполнения договора п. 2 комментируемой статьи и ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» фактически устанавливают и его обязанность по возмещению подрядчику (исполнителю) определенных сумм. Вместе с тем в части порядка определения размера данных сумм названные нормы несколько расходятся. Так, по п. 2 комментируемой статьи заказчик должен уплатить подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до уведомления об отказе от исполнения договора, и возместить подрядчику расходы, произведенные до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы. В то же время в ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» ведется речь лишь о возмещении фактически понесенных расходов исполнителя, связанных с исполнением обязательств по договору.

3. Применимое законодательство:

— Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»;

— Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025;

— Постановление Правительства РФ от 11.04.2001 N 290.

4. Судебная практика:

— Определение Красноярского краевого суда от 28.04.2014 N 33-3909/2014, Б-57;

— Постановление Президиума Новгородского областного суда от 03.02.2014 N 44г-1.

Статья 19.14 КоАП РФ. Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих (действующая редакция)

Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 19.14 КоАП РФ

1. Согласно Федеральному закону от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Указанный перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Под драгоценными камнями подразумеваются природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Указанный перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом.

2. Применительно к комментируемой статье под правилами извлечения драгоценных металлов, драгоценных камней подразумевается порядок их добычи, сортировки, классификации (оценки), производства, аффинажа и рекуперации, установленный Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Данным Федеральным законом указанные понятия определяются следующим образом:

добыча драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы;

добыча драгоценных камней — извлечение драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней;

сортировка и первичная классификация драгоценных камней — завершающая часть процесса обогащения, позволяющая на основании утвержденных коллекций типовых образцов и классификаторов выделить из извлеченного минерального сырья драгоценные камни, а также разделить их на отдельные сорта, соответствующие принятым на мировом рынке;

первичная оценка драгоценных камней — завершающая часть технологического процесса обогащения, обеспечивающая оценку драгоценных камней на основании прейскурантов, применяемых для оценки аналогичных сортов минерального сырья на мировом рынке;

производство драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы;

аффинаж драгоценных металлов — процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам;

рекуперация драгоценных камней — извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации по иным причинам инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) до качества, соответствующего техническим условиям или классификатору алмазов.

В соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» под использованием драгоценных металлов и драгоценных камней понимается использование драгоценных металлов и драгоценных камней в производственных, научных и социально-культурных целях; под специальным учетом подразумевается ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями организаций и индивидуальных предпринимателей, не предполагающее взимания сбора за внесение указанных организаций и индивидуальных предпринимателей в этот реестр.

3. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ составляет часть золотовалютных резервов РФ и представляет собой совокупность драгоценных металлов и драгоценных камней, полученных из следующих источников:

— драгоценных металлов и драгоценных камней, приобретенных у субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней за счет средств федерального бюджета, в том числе по договорам поставок, заключаемым указанными субъектами с организациями, осуществляющими аффинаж драгоценных металлов;

— уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, приобретенных у субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней за счет средств федерального бюджета;

— принудительно изъятых в установленном законом порядке драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий;

— приобретенных у организаций, осуществляющих скупку изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

— скупленных у граждан драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий;

— лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней;

— кладов драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий;

— бесхозяйных драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий;

— драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий, переданных государству по праву наследования и дарения;

— изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней государственных наград бывшего СССР, предназначенных для выдачи в установленном порядке награжденным лицам (законным представителям награжденных лиц) или подлежащих сдаче на государственное хранение в соответствии с законодательством РФ о государственных наградах;

— изготовленных из драгоценных металлов и драгоценных камней подарков, полученных гражданами РФ в связи с государственной деятельностью;

— драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий из них, зачисляемых в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ по иным основаниям, установленным законодательством РФ.

4. Согласно Правилам учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. N 731, указанные Правила распространяются на все юридические лица, в том числе воинские части и воинские формирования, а также на граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующих изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни.

Правила учета и хранения ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, а также ведения отчетности об их использовании предусматриваются положениями об этих фондах.

Порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении определен Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. N 68н.

5. В соответствии с Положением об Алмазном фонде Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 15 ноября 1999 г. N 1524, Алмазный фонд РФ является составной частью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и представляет собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Алмазный фонд РФ неделим, является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению в любой форме и иному обременению, в том числе сдаче в аренду.

Учет, хранение и инвентаризация ценностей Алмазного фонда РФ осуществляются Минфином России. Реставрация указанных ценностей осуществляется названным Министерством на основании решений Правительства РФ. Ценности Алмазного фонда РФ могут быть использованы исключительно в целях экспонирования или научного изучения в Российской Федерации и за ее пределами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

6. Согласно Правилам осуществления государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 371, государственный контроль за качеством сортировки и оценки драгоценных камней осуществляют Гохран России и Российская государственная пробирная палата при Минфине России. Государственный контроль проводится на основании классификаторов, прейскурантов и других нормативных документов, а также образцов и эталонов, действующих в Российской Федерации, в соответствии с правилами, утвержденными Минфином России.

7. Правила проверки состояния Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. N 705. Неисполнение, ненадлежащее исполнение указанных Правил квалифицируются в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

8. Осуществление федерального пробирного надзора и государственного контроля за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации возложено на Российскую государственную пробирную палату — федеральное учреждение при Минфине России.

Согласно Положению о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Приказом Минфина России от 29 мая 1998 г. N 91 (в ред. Приказа Минфина России от 13 мая 1999 г. N 108), Российская государственная пробирная палата выполняет, в частности, функции федерального пробирного надзора, включающего апробирование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом РФ ювелирных и других бытовых изделий, изготовленных из драгоценных металлов, как отечественного производства, так и ввозимых на территорию РФ для продажи, проведение экспертизы оттисков пробирных клейм, контрольных анализов и технической экспертизы драгоценных металлов и продукции из них, а также лома и отходов драгоценных металлов, экспертизу и диагностику драгоценных камней, экспертизу по постановлениям органов дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда.

9. Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент неисполнения указанных выше правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов и камней или изделий, их содержащих, а также правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней и изделий.

Деятельность по осуществлению банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ).

Неисполнение указанных правил лицензиатом рассматривается как нарушение требований и условий лицензирования и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, предусмотренным данной статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).

Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством РФ, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, квалифицируются как преступление (ч. 1 ст. 191 УК).

Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере, содержит признаки преступления, предусмотренного ст. 192 УК.

10. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Российской государственной пробирной палаты при Минфине России, указанными в ч. 2 ст. 23.54 КоАП, а применительно к нарушениям правил реализации, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней или изделий, их содержащих, — также и должностными лицами органов Госторгинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.49 КоАП (см. комментарии к данным статьям).

11. Индивидуальные предприниматели (см. п. 4 данного комментария) не являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного рассматриваемой статьей (см. также ч. 3 ст. 2.1 КоАП).