Коап российской федерации последняя редакция

Кодекс об Административных Правонарушениях РФ 2018

Российский кодекс последнего поколения об административных правонарушениях начал работать с 2002 года. До этого момента страна руководствовалась нормами аналогичного закона, но принятого в другой стране, то есть в РСФСР. Однако Российская федерация была образована в границах данной союзной республики СССР. Кроме того, новая страна провозгласила себя правопреемницей РСФСР, что создало основания для использования старых законов.

Статус КоАП как документа федерального уровня

Статьёй 1.1. данного кодекса допускается возможность принятия каждым субъектом федерации своего собственного кодекса об административных правонарушениях. Такой нормы нет, например, для Уголовного кодекса РФ.

В соответствии с правилами иерархии юридических документов каждый субъект федерации может руководствоваться только данным ФЗ №195, если не был принят его региональный аналог. Суть аналога состоит в том, чтобы развить некоторые положение федерального закона в соответствии с региональной спецификой. Однако документы низшего иерархического уровня не должны противоречить федеральным законам. Так что ФЗ №195 в любом случае прямо или опосредованно действует на всей территории России.

Поскольку КоАП является законом федерального уровня, он «подчиняется» только Конституции РФ и международным договорам, если они ещё не стали частью конституционных норм. Однако следует обратить внимание на формулировку из статьи 3 Гражданского кодекса РФ. В ней говорится о том, что любые нормы, касающиеся гражданского права, описанные в других законах, не должны противоречить положениям ГК РФ.

Это означает, что при пересечении некоторых норм КоАП с нормами ГК, приоритетом являются положения, содержащиеся в последнем документе.

Зачем нужен КоАП РФ

Несмотря на то, что в названии закона присутствует слово «административный», содержание разделов этого кодекса вроде бы не связано напрямую с действиями органов государственного и муниципального управления. Однако на самом деле административные нарушения, перечисленные в качестве таковых в ФЗ №195, в той или иной степени связаны с реализацией управленческих функций.

Широкий диапазон нормативов КоАП позволяет рассматривать этот закон в качестве некоего подобия Уголовного кодекса. Только КоАП РФ предусматривает наказания за правонарушения, не представляющие большой опасности для общества, но имеющие значение для отдельных физических и юридических лиц.

Однако следует подчеркнуть и большое значение этого кодекса для общества и государства, поскольку с его помощью регулируются взаимоотношения в области:

  • избирательного права;
  • экологического права;
  • охраны здоровья населения;
  • защиты интересов собственников имущества;
  • отдельных сфер хозяйственной деятельности.

Таким образом, Кодекс об административных правонарушениях регулирует взаимоотношения между физическими лицами, организациями и органами государственного и муниципального управления в сферах деятельности, имеющих большое значение для обеспечения стабильного состояния общества. Эта регулирующая функция осуществляется с помощью специфической системы признаков правонарушений, ответственности и наказаний.

Новая версия КоАП РФ может легализовать криптовалюты

В прошедшую пятницу, 18 декабря, в Государственную Думу РФ была внесена новая версия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП): законопроект под номером 957581-6, состоящий из 1592 страниц (ссылка может открываться несколько минут).

На данный момент он направлен в Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, сроки рассмотрения еще не определены. В случае принятия, новый КоАП вступит в силу с 1 января 2017 года. Впрочем, за это время в текст законопроекта может быть внесено множество поправок.

Здесь мы не будем рассматривать новый Кодекс и возможные последствия его принятия в целом. В новой версии КоАП нет прямых указаний на операции с Биткоином и другими криптовалютами, однако, глава 30, содержащая статьи о выпуске (эмиссии) денежных суррогатов и операциях с ними, может быть и будет применена к криптовалютам.

Статья содержит следующие цифры:

Выпуск (эмиссия) денежных суррогатов без указания лица (лиц), осуществляющего(осуществляющих) такой выпуск (эмиссию) и (или) если такой выпуск не предусмотрен законодательством Российской Федерации либо проводится с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, (п.2) совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей или совершенные на территории более чем одного субъекта Российской Федерации, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на индивидуальных предпринимателей — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц от четырех миллионов до пяти миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Таким образом, если домашний майнер и даже ИП может отделаться сравнительно легко, то для юридических лиц штрафы поистине разорительны. Впрочем, и здесь не все однозначно:

Под денежными суррогатами в настоящей статье и в других статьях настоящего Кодекса понимаются выпускаемые (эмитируемые) на территории Российской Федерации объекты имущественных прав, в том числе в электронном виде, предназначенные для использования в качестве средства платежа и (или) обмена и непосредственно не предусмотренные в качестве официального средства платежа законодательством Российской Федерации.

Как известно, биткоины обычно генерируются на пулах, находящихся за границей, а частные майнеры выполняют только математические расчеты, непосредственно не являющиеся эмиссией.

Статья 30.39 рассматривает наказание за оборот «денежных суррогатов», где размеры штрафов практически аналогичны указанным выше за их эмиссию. В статье 30.40 предусмотрено наказание за выпуск программного обеспечения, способствующего выпуску или обороту «денежных суррогатов», то есть, например, программы для майнинга криптовалют или их приема на сайте. Размеры штрафов для физлиц по этой статье несколько ниже, для юрлиц — на том же уровне.

В целом, по сравнению с ранее опубликованными документами, суммы штрафов для физических лиц почти не претерпели изменений, в то время как для организаций увеличены на порядок. А это значит, что новый КоАП направлен в первую очередь против бизнеса, который рискнет заняться выпуском и распространением тех самых суррогатов. Возможно, государство решило показать зубы после сентябрьского демарша платежной системы Qiwi, которая фактически проигнорировала предостережения от чиновников и экспертов.

Но гораздо более интересны исключения из списка денежных суррогатов (статья 30.38, п. 2). Большая часть из них достаточно узко определена и не может быть применена к криптовалютам. Однако, интерес представляет п. 2.2:

Не являются денежными суррогатами электронные деньги, выпуск и обращение которых происходит в соответствии с положениями законодательства стран СНГ, Евросоюза, а также Великобритании;

В октябре 2015 года Суд ЕС приравнял Биткоин к валютам и освободил от НДС, что можно рассматривать как законодательное регулирование. В Великобритании подобный акт был принят еще в марте 2014 года, а также разрабатывается законопроект о регулировании криптовалютных бирж. Регулирующие меры по криптовалютам существуют и в отдельных государствах ЕС, таких как Германия и Нидерланды. В течение года подобные законы могут также быть приняты в любой из стран СНГ.

А это значит, что если на момент вступления в силу нового КоАП, криптовалюты уже будут законно обращаться в правовом поле указанных стран, то и на территории РФ они уже не могут быть признаны денежными суррогатами. Возможно, регулирующие правила будут просто скопированы с аналогичных актов, принятых в ЕС или Великобритании.

С точки зрения оптимистов, перечисленных выше лазеек в законах более чем достаточно для полной или частичной легализации криптовалют в России, или по крайней мере для создания судебного прецедента, если против какого-либо оператора криптовалют будет открыто судебное производство. Но у закона, как и у добропорядочной палки — два конца, поэтому нужную трактовку можно найти и для наказания.

Во-первых, все перечисленные статьи содержат предложение, на которое оптимисты предпочитают не обращать внимания, а именно:

Если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

Это значит, что если выпуск и оборот криптовалют будут рассматриваться как уголовные преступлления, то КоАП уже не будет иметь веса в этих делах, и наказанием станет не административный штраф, а тюремное заключение со всеми вытекающими, как того хочет Минфин.

Во-вторых, перед нами на данный момент только черновик законопроекта, который еще может быть отправлен на доработку, а также могут быть внесены поправки и после его принятия.

И в-третьих, нельзя забывать о разнице между буквой закона и правоприменительной практикой, где количество вариаций фактически безгранично.

Поэтому, к новому закону стоит отнестись с осторожностью — например, предлагаемые суммы штрафов за последние полтора года выросли в несколько раз и в данной редакции превзошли все ранее опубликованные. Даже если уголовное наказание введено не будет, предложенные меры выглядят достаточно суровыми. Sed lex — dura lex. Единственный на самом деле положительный момент в том, что с принятием любой версии закона наконец закончится период правовой неопределенности для криптовалют в России, который продолжается уже без малого два года.

Изменения КоАП РФ с 1 января 2018 года

Смотрите также:

1 января 2018 года вступает в силу новая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законодатели ввели административную ответственность за незаконное перемещение алкоголя физлицами, а также за нарушение страховщиками требований по хранению документов и информации.

Редакцию Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменили сразу несколько новых законов:

Поправки являются разноплановыми и касаются не только самой административной ответственности, но и полномочий государственных контролирующих служб и органов власти регионов.

Полномочия государственных служб и органов власти

Законодатели уточнили редакцию статьи 23.34 КоАП РФ , которая регулирует органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор. В нее добавили главных государственных инспекторов территориальных, объектовых подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору. Они теперь имеют равные полномочия с прочими.

В статье 23.77 КоАП РФ «Военная автомобильная инспекция» право открывать административные дела предоставлено в том числе заместителям начальников военной автомобильной инспекции оперативно-территориального объединения (соединения) войск национальной гвардии РФ. А новой редакцией статьи 23.85 КоАП РФ в число федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, добавлены руководители подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и их заместители.

Статьей 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что составлять протоколы об административных правонарушениях в области частной детективной деятельности разрешено должностным лицам войск национальной гвардии Российской Федерации. Пункт 6.2. этой статьи, который давал право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ и совершенных на территориях субъектов РФ:

  • Республики Крым;
  • города федерального значения Севастополя,

должностным лицам органов исполнительной власти указанных субъектов РФ, утратил силу. Также утратила силу статья 23.79.1 КоАП РФ , которая регулировала полномочия органов исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в рамках КоАП.

Информационная безопасность

Новой редакцией статьи 13.25 КоАП РФ , предусматривающей административную ответственность за нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах, определена ответственность страховщиков за неисполнение обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством, а также за непринятие мер по обеспечению хранения информации. Штрафы за такое нарушение составляют:

  • на должностных лиц — в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Незаконный провоз алкоголя

В кодексе появилась новая статья 14.17.2 КоАП РФ , которой предусмотрена административная ответственность за перемещение физическими лицами алкогольной продукции по территории России, если напитки не промаркированы в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Такую алкогольную продукцию граждане имеют право перевозить в объеме не более 10 литров на одного человека. За правонарушение предусмотрен административный штраф в размере от 3000 до 5000 рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения.

Публикации

Ужесточилась ответственность за нарушение законодательства о персональных данных

Кирилл Никитин, Старший юрист

Светлана Жердина, Юрист Группы международных проектов

Жердина, Никитин_эж-Юрист_Ужесточилась ответственность за нарушение ФЗ о персональных данных_08.2017

Целью поправок является дифференциация составов административных правонарушений в области персональных данных с учетом ущерба, причиненного нарушением. Кроме того, полномочия по возбуждению дел данной категории предоставлены органам Роскомнадзора, в то время как ранее такими полномочиями обладала только прокуратура.

При этом законом не предусмотрено возложение на операторов персональных данных новых обязанностей и/или изменение содержания существующих обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Суть поправок заключается в ужесточении ответственности за нарушение порядка обращения персональных данных.

С 1 июля 2017 года размер максимального штрафа для юридических лиц вырос с 10 000 до 75 000 руб. При этом вырос и порог минимально возможного штрафа для юридических лиц с 5000 до 15 000 руб. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», «составы коррелируются с типовыми нарушениями, которые чаще всего выявляются Роскомнадзором в ходе контрольно-надзорной деятельности».

Самый высокий штраф предусмотрен за обработку персональных данных без письменного согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ, либо в случае, если обработка персональных данных происходит с нарушением установленных законодательством РФ требований к составу сведений, включаемых в письменное согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Помимо возросшего штрафа, новая редакция ст. 13.11 КоАП РФ теперь предусматривает семь различных составов административного правонарушения в области защиты персональных данных вместо одного общего состава, предусмотренного предыдущей редакцией.

Интересно отметить, что на этапе рассмотрения законопроекта разработчиками предлагалось восемь составов административного правонарушения в данной сфере, однако один из них – обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, а также персональных данных о судимости, – был в последующем исключен.

За что штрафуют?

Новая редакция ст. 13.11 КоАП РФ, по сути, не только пересматривает размер штрафа (он, безусловно, стал более существенным), но и вводит новую систему составов административных правонарушений.

До 1 июля 2017 года ст. 13.11 КоАП РФ предусматривала ответственность даже за незначительное правонарушение, не повлекшее существенных негативных последствий. Таковыми могли являться, например, нарушения, связанные с хранением материальных носителей, содержащих персональные данные (п. 15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687).

Теперь же к административной ответственности оператора привлекут только в случае наступления неблагоприятных последствий, связанных с невыполнением условий, обеспечивающих сохранность данных при хранении материальных носителей. В качестве примеров неблагоприятных последствий ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ называет неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение.

В таблице ниже указаны новые составы административных правонарушений, а также примеры норм законодательства, нарушение которых влечет административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ.

Рекомендации для бизнеса

В связи с вышеизложенным еще раз напомним об основных правилах обращения с персональными данными.

Персональные данные – это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к определенному физическому лицу, а их обработка – это любое действие, совершаемое с персональными данными.

Обработка персональных данных всегда должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. При обработке персональных данных нужно обеспечить точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При сборе персональных данных, в том числе посредством сети Интернет, оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

1. Для удобства изложения и восприятия информации в таблице указана только суть состава административного правонарушения (кратко).

2. Далее в таблице – ПД.

3. Напомним, что индивидуальные предприниматели несут ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не предусмотрено иное (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ). Ввиду того что ч. 1 и 2 ст. 13.11 КоАП РФ не предусматривают отдельного штрафа для индивидуальных предпринимателей, размер штрафа для последних равен размеру штрафа для должностных лиц.

Готовится новая редакция КоАП РФ

В Государственной думе продолжается обсуждение в первом чтении введение нового Кодекса об Административных правонарушениях. Законопроект № 957581-6 был внесен 18 декабря 2015 года. Это полностью измененный документ регламентирующий административное производство. Новый КоАП РФ содержит 51 главу и более 1500 страниц текста.

Пояснительная записка к новому Кодексу об Административных правонарушениях

Проект нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сохраняет и развивает традиционные для отечественного законодательства подходы к правовому регулированию отношений, составляющих институт административной ответственности.

Необходимость принятия нового Кодекса обусловлена в первую очередь происшедшими после 1 июля 2002 года (дата введения в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года) изменениями в организации общественной жизни и деятельности государства, изменениями в экономике.
Эти изменения повлияли и на правовую систему: возникли новые правовые институты, менялся облик целых отраслей российского права – например, появились институты государственных закупок, контрактная система, законодательно и организационно оформились институты в сфере государственного контроля (надзора).

Разработчики проекта нового Кодекса стремились к тому, чтобы отразить в его тексте изменившееся состояние системы общественных отношений, правовой системы, судебной и иной правоприменительной практики, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изменений в законодательстве, в организации органов государственной власти, в системе федеративных отношений.

При подготовке полного текста проекта Кодекса использованы наработки ранее внесенной группой депутатов Государственной Думы Общей части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (законопроект № 703192-6), а также результаты обсуждения указанного законопроекта на самых разнообразных площадках, включая круглый стол в Государственной Думе, проведенный Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству.

В проекте осуществлена полная кодификация федерального законодательства об административных правонарушениях в Кодексе, при этом проект предусматривает также кодификацию законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одной из основных задач проекта стало обеспечение единства, последовательности и внутренней непротиворечивости регулирования всего комплекса общественных отношений, составляющих правовой институт административной ответственности.

В проекте Кодекса объединены нормы, устанавливающие:

  • общие положения законодательства об административных правонарушениях;
  • правила разграничения полномочий в области законодательства об административных правонарушениях между органами государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • принципы административной ответственности;
  • перечень видов административного наказания и правила назначения административного наказания;
  • перечень оснований и правила освобождения от административной ответственности и административного наказания;
  • административную ответственность за нарушение федерального законодательства;
  • правила осуществления производства по делам об административных правонарушениях, включая правила применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, перечни органов и должностных лиц, уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, правила рассмотрения дел об административных правонарушениях и жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, а также правила исполнения административных наказаний.

При этом особое внимание уделено вопросам подсудности дел об административных правонарушениях и правилам рассмотрения дел об административных правонарушениях и жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях. В частности, обособлена процедура судебного рассмотрения дел и жалоб. При этом рассмотрение дел об административных правонарушениях судами общей юрисдикции и арбитражными судами будет осуществляться по единым процессуальным правилам, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, в проекте оформлена со всеми специфическими чертами, включая вынесение судебных решений именем Российской Федерации, специфическая разновидность административного судопроизводства – рассмотрение судами дел об административных правонарушениях.

Среди принципиальных новелл проекта следует отметить также выделение категорий грубых административных правонарушений, значительных административных правонарушений и менее значительных административных правонарушений.

Для каждой из названных категорий административных правонарушений установлены особенности производства по делам об административных правонарушениях, максимальные административные наказания, которые могут быть установлены за административные правонарушения, отнесенные к каждой категории.
Перечень видов административного наказания расширен за счет включения в него исправительных работ, лишения специального разрешения (лицензии), административного запрета на посещение публичных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, ликвидации юридического лица или прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Такое расширение перечня видов административного наказания позволит повысить точность и эффективность реагирования государства на конкретные противоправные деяния.

Особенная часть проекта нового Кодекса, устанавливающая административную ответственность за конкретные административные правонарушения, состоит из 32 глав (в действующей редакции содержится 17 глав). Однако значительное увеличение числа глав Особенной части не означает, что в Кодексе стало почти в два раза больше составов административных правонарушений. Увеличение числа глав в первую очередь обусловлено тем, что некоторые наиболее крупные главы разделены на части.

Так, нормы, содержащиеся в главе 5 действующего Кодекса, в проекте объединены в 3 главах, устанавливающих административную ответственность соответственно за:

  • административные правонарушения, посягающие на основные права и свободы граждан (глава 7);
  • административные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме (глава 8);
  • административные правонарушения, посягающие на трудовые права граждан, права в области социального обеспечения и права социальной защиты граждан, а также на права инвалидов (глава 9).

Из главы 15 действующего Кодекса в проекте выделены две самостоятельные главы, посвященные соответственно административным правонарушениям в области финансов, налогов и сборов, а также страховых взносов (глава 29), а также административным правонарушениям в области финансового рынка (глава 30).

В ряде случаев объединены в рамках одной главы нормы, предусматривающие административную ответственность за административные правонарушения, посягающие на один и тот же родовой объект.

Так, выделены самостоятельные главы об административных правонарушениях посягающих:

  • на семью и права несовершеннолетних (глава 10);
  • на установленный порядок деятельности некоммерческих организаций и политических партий (глава 11);
  • на объекты исторического и культурного наследия (глава 14)
  • административные правонарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содержания и обслуживания жилых домов (глава 16);
  • административные правонарушения в области технического регулирования (глава 24);
  • административные правонарушения в области торговли, а также административные правонарушения, посягающие на права потребителей (глава 25);
  • административные правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей (глава 26);
  • административные правонарушения, посягающие на конкуренцию (глава 27);
  • административные правонарушения, посягающие на установленный порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также государственного оборонного заказа (глава 28);
  • административные правонарушения в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (глава 34);
  • административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (глава 36);
  • административные правонарушения в области воинской обязанности, военно-транспортной обязанности и гражданской обороны (глава 38).

В большинстве из указанных глав сохранена преемственность по отношению к действующему Кодексу. В то же время, в главах 14, 16, 30, 38 проекта имеются значительные новеллы.

При этом авторы взвешенно подходили к установлению санкций.

В целом в проекте сохраняются тенденции к расширению круга урегулированных различными федеральными законами общественных отношений, а также к более детальному и точному определению составов административных правонарушений.

Еще одна задача проекта Кодекса – повышение эффективности института административной ответственности.
Так, в проекте усилена принудительная составляющая процедуры исполнения административного наказания, включая расширение перечня применяемых мер, направленных на исполнение административного наказания, а также усиление ответственности за уклонение от исполнения административного наказания.

Вместе с тем, наряду с традиционным способом принудительного исполнения постановления о назначении административного штрафа предложен упрощенный порядок взыскания административных штрафов на небольшие суммы (до десяти тысяч рублей) путем направления для удержания по месту работы, получения периодических платежей (из заработной платы, стипендии, пенсии и пр.).

В целях обеспечения исполнения административного наказания в виде штрафа Кодекс впервые дополнен такой мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении как обеспечительный арест имущества. Данное нововведение, на наш взгляд, позволит пресекать действия лица, совершившего грубое или значительное административное правонарушение, по «уводу» имущества от обращения на него взыскания, которое производится судебными приставами-исполнителями в рамках принудительного погашения суммы административного штрафа.
Одновременно Кодекс предусматривает ряд мер, стимулирующих правомерное поведение, направленных на создание у лица, привлекаемого к ответственности, заинтересованности в сотрудничестве с органами административной юрисдикции.

Для этого в проекте Кодекса предусмотрен целый ряд механизмов, включая, в частности:

  • освобождение от административного наказания с возложением на лицо, которое ранее не привлекалось к административной ответственности, обязанности обеспечить выполнение в установленный срок правил, за невыполнение которых оно привлечено к ответственности;
  • освобождение от административной ответственности за административные правонарушения, совершенные на рынке ценных бумаг, лиц, заключивших с Банком России соглашения, предусматривающие возмещения вреда потерпевшим;
  • освобождение от административной ответственности за административные правонарушения в области конкуренции лица, исполнившего предписание федерального антимонопольного органа о перечислении в доход государства незаконного дохода от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции;
  • уменьшение размера административного штрафа в случае его добровольной уплаты — проект предоставляет «преференцию» лицу, привлеченному к административной ответственности за значительное или менее значительное административное правонарушение, в виде возможности уплатить не полную сумму назначенного штрафа, а ее половину, в случае если такую уплату штрафа он произведет в сокращенный (20-дневный) срок.

Представляется, что эти и другие подобные меры придадут институту административной ответственности необходимую для эффективной защиты общественных отношений гибкость, а также снизят количество случаев уклонения от участия в производстве по делам об административных правонарушениях и от исполнения административного наказания.
В ходе подготовки к внесению в Государственную Думу проект Кодекса был опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Текст проекта и его основные положения широко освещались в средствах массовой информации.

Состоялось публичное обсуждение проекта, в том числе на заседании Ученого совета Института государства и права РАН, секции «Публичное право» Ученого совета Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, на площадке Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите предпринимателей.

По результатам изучения поступивших отзывов и предложений в текст проекта Кодекса было внесено свыше 100 изменений, в том числе направленных на:

  • уточнение содержания ряда ключевых для проекта понятий, в том числе понятия административного правонарушения, а также категорий административных правонарушений;
  • гармонизация санкций норм Особенной части проекта, в том числе расширение сферы применения административного наказания в виде предупреждения и установления более взвешенных санкций в виде административного штрафа;
  • уточнение подведомственности и подсудности жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях арбитражным судам;
  • уточнение порядка производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрения дел об административных правонарушениях, в том числе в части определения процессуального положения Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите предпринимателей, а также уточнения порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах.

Принятие нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволит обеспечить более надежную защиту прав и свобод человека и гражданина, большую прозрачность применения мер административного наказания и процессуального принуждения, что в конечном итоге должно положительно сказаться на уровне защиты прав граждан и на деловом климате в стране.

Не пропустите последние новости, отвечайте на оригинальные опросы, вступайте в открытую группу ВКонтакте.