Коап ст42

Трудовой кодекс Республики Беларусь
Статья 42. Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя

Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем в случаях:

1) ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, сокращения численности или штата работников;

2) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы;

3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы;

4) систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания;

5) прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;

6) неявки на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании. За работниками, утратившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;

7) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;

8) совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;

9) однократного грубого нарушения требований по охране труда, повлекшего увечье или смерть других работников.

Юридическая ответственность за нарушение трудовой дисциплины

Трудовая дисциплина выступает объектом ряда правонарушений, за которые может наступать юридическая ответственность разных видов — административная, криминальная, дисциплинарная, материальная.

Ряд нарушений в трудовом правоотношении тянет применение административной ответственности, причем это касается не только нанимаемых работников, но и работодателя, например правонарушения в области охраны труда — нарушение требований законодательства о работе и охране здоровья на производстве (ст. 41 КоАП), уклонение от участия в переговорах относительно заключения коллективного договора, соглашения (ст. 41-1 КоАП), нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения (ст. 41-2 КоАП), непредоставление информации для ведения коллективных переговоров и осуществление контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений (ст. 41-3 КоАП), нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм (ст. 42 КоАП) и т.п..

Уголовный кодекс Украины предусматривает уголовную ответственность за ряд нарушений трудовых обязанностей должностными лицами. В частности, незаконное освобождение трудящегося из работы или невыполнение решения суда о восстановлении на работе из личных мотивов, а так же другое грубое нарушение законодательства о работе, содеянном должностным лицом государственного или общественного предприятия, учреждения или организации наказывается исправимыми роботами на срок до 1 года или лишениям права занимать определенные должности на срок к Из лет (ст. 133 УК Украины); отказ в приеме на работу по мотивам беременности или отказ в приеме на работу матери, которая имеет грудной ребенка, а так же снижение заработной платы или освобождение женщины из работы по тем же мотивам наказываются исправимыми роботами на срок до 1 года или лишениям права занимать определенные должности на срок до 2 лет (ст. 134 УК Украины); умышленное ущемление должностным лицом прав и охраняемых законом интересов гражданина, связанное с преследованием его за подачу в установленном порядке предложений, заявлений, жалоб или за критику, которая содержится в них, а так же за выступление с критикой в другой форме наказывается лишением права занимать определенные должности на срок до 1 года или штрафом в размере от 50 до 120 минимальных размеров заработной платы, а если такие действия послужили причиной важную вреда правам и охраняемым законом интересам гражданина — лишением свободы на срок до 2 лет или исправимыми роботами на срок от 1 до 2 лет, или лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет (ст. 134-1 УК Украины); нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форы собственности, собственником-гражданином-владельцем предприятия или уполномоченной им лицом, если это нарушение создавало опасность для жизни или здоровье граждан, наказывается исправимыми роботами на срок до 1 года, или штрафом до 15 минимальных размеров заработной платы; такое самое действие, если оно послужило причиной несчастные случаев с людьми, — лишением свободы на срок до 4 лет (ст. 135 УК Украины). Трудовое право в своей структуре предусматривает два вида ответственности: дисциплинарную и материальную. Ответственность за трудовым правом — отдельный вид юридической ответственности, которая состоит в предусмотренному нормами трудового права обязанности работника отвечать за содеянное трудовое правонарушение и понести соответствующие санкции. Основанием такой ответственности есть трудовое правонарушение — виновное противоправное действие, которое состоит в невыполнении или нарушении трудовых обязанностей работником. Трудовое правонарушение состоит из двух разновидностей: дисциплинарного проступка и трудового имущественного правонарушения. Общим для этих правонарушений есть несоблюдения именно трудовых обязанностей работником. Однако особенности каждого из указанных видов правонарушения предопределяют применение двух видов ответственности в рамках трудового права — дисциплинарной и материальной.

На мысль Л.А. Сироватської, отличие таких правонарушений вызванная тем, что: 1) сфера действия норм о материальной ответственности работников значительно более широкая от сферы действия санкций дисциплинарного характера, поскольку дисциплинарные санкции применяются лишь за дисциплинарный проступок, а материальная ответственность наступает и при административном правонарушении, и при криминальном преступлении, если последние связанные с причинением вреда предприятию, с которым работник находится в трудовых отношениях; 2) дисциплинарные санкции могут быть замененные другими мерами воздействия, поскольку они за своей сутью являются уголовными, а санкции материальной ответственности, которые есть правовідновлюючими, не могут быть замененные; 3) дисциплинарные санкции требуют наличия акта их. применение со стороны уполномоченных органов, в то время как обязанность работника возместить вред может быть реализованный и без такого акта (Сыроватская Л.А. Ответственность за нарушение трудового законодательства. — Г.: Юрид. лит., 1990. — С. 44-45).

Дисциплинарная ответственность — это один из видов юридической ответственности. Она заключается в обязанности работника отвечать перед владельцем или уполномоченным им органом за совершенный им дисциплинарный проступок и понести дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормами трудового права. Т.е. в трудовом правоотношении владелец имеет дисциплинарную власть относительно работника, и работник несет дисциплинарную ответственность именно перед владельцем (работодателем), а не перед государством (государственным органом), как это имеет место при административной и уголовной ответственности.

Правовой механизм дисциплинарной ответственности состоит из правовых норм, которые предусматривают основание дисциплинарной ответственности, дисциплинарные взыскания, порядок их наложения, снятие и обжалование. В законодательстве выделяется два вида дисциплинарной ответственности: общая и специальная.

Статья 42 ЗК РФ. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков (действующая редакция)

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

своевременно производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

не препятствовать организации — собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 42 ЗК РФ

В комментируемой статье определяется перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков. Указанный перечень представлен в ЗК РФ открытым.

Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к юридической ответственности в соответствии с законодательством РФ. Согласно положениям ст. 8.8 КоАП РФ использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Показательным в данном случае является Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 августа 2003 г. N А38-1579-14/176-2003. Решением арбитражного суда кассационной инстанции было оставлено без изменения решение арбитражного суда первой инстанции, которым было признано законным и обоснованным решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о привлечении к административной ответственности крестьянского хозяйства за использование земель по нецелевому назначению, выразившегося в строительстве жилого дома без разрешительных документов на земле сельскохозяйственного назначения.

Комментируемой статьей закрепляется обязанность собственников (владельцев, пользователей) земельных участков использовать эти участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде в целом. Данная норма корреспондирует с положениями ст. ст. 36 и 58 Конституции РФ. Часть 2 ст. 36 Конституции РФ гласит о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Положениями ст. 58 устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Земля является одним из компонентов природной среды, обеспечивающих в совокупности с другими компонентами (воды, растительный мир, атмосферный воздух и др.) благоприятные условия для существования жизни на Земле. Поскольку состояние земель во многом определяет состояние окружающей среды в целом, то нерациональное использование и загрязнение земель могут привести к негативным изменениям во всей биосфере.

В перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков комментируемая статья включает обязанность сохранять специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством РФ. К числу специальных знаков следует отнести межевые знаки, предназначенные для закрепления границ административно-территориальных образований и границ земельных участков; наземные знаки астрономо-геодезических, геодезических, нивелирных и гравиметрических пунктов; маркшейдерские, водохозяйственные или водоохранные информационные знаки; знаки, определяющие границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов; знаки санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий; лесоустроительные или лесохозяйственные знаки; другие знаки, установление которых предусматривается законодательством РФ.

В случае уничтожения специальных знаков собственник земельного участка, а также иное лицо, не являющееся собственником земельного участка, могут быть подвергнуты мерам административного взыскания. Так, уничтожение межевых знаков границ земельных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ст. 7.2 КоАП РФ).

К числу основных обязанностей собственников (лиц, не являющихся собственниками) земельных участков комментируемой статьей отнесена обязанность проведения мероприятий по охране земель. В рамках исполнения указанной обязанности собственником (лицом, не являющимся собственником) земельного участка могут проводиться следующие мероприятия по:

сохранению почв и их плодородия;

защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

сохранению достигнутого уровня мелиорации;

рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Одним из мероприятий по охране земель является рекультивация нарушенных земель, направленная на восстановление их сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей использования.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при проведении всех видов строительных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

В случае если требуется восстановление плодородия почв, то рекультивация предусматривает последовательно два этапа: технический и биологический.

Неисполнение обязанности по проведению мероприятий по охране земель может привести к тому, что правонарушитель будет привлечен к юридической ответственности. Так, согласно ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Собственники земельных участков, а также лица, не являющиеся собственниками земельных участков, при использовании земельных участков обязаны осуществлять мероприятия по охране лесов, водных объектов и других природных ресурсов. Порядок использования и охраны лесов устанавливается Лесным кодексом РФ, порядок использования и охраны водных объектов — Водным кодексом РФ, отношения по использованию и охране недр регулируются Федеральным законом «О недрах», условия охраны объектов животного мира определяются Федеральным законом «О животном мире».

Из содержания комментируемой статьи следует, что собственники земельных участков, а также лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны выполнять требования, предусмотренные не только комментируемым Кодексом, но и иными федеральными законами. Так, п. 2 ст. 16 Федерального закона «О геодезии и картографии» устанавливается обязанность собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых размещены геодезические пункты, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области геодезии и картографии и его территориальные органы о всех случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов, а также предоставлять возможность подъезда (подхода) к геодезическим пунктам при проведении геодезических и картографических работ. Обязанности собственников земельных участков, а также лиц, не являющихся собственниками земельных участков, закреплены также и в других федеральных законах.

всем плательщикам на общей системе налогообложения

налогоплательщикам предложен налоговый компромисс, который заключается в добровольной уплате 5 % недоплаты НДС и/или налога на прибыль за периоды до 1 апреля 2014 г. и «прощении» остальных 95 % с освобождением от любых видов ответственности

Вступает в силу:

с 17 января 2015 года

То, о чем говорили еще с мая прошлого года, произошло – принят и опубликован Закон о налоговом компромиссе. Он дополняет Переходные положения НКУ новым подр. 9 2 , а также вносит изменения в КоАП, КАС, УК и УПК.

Налоговый компромисс (не путать с налоговой амнистией для физлиц) призван помочь прежде всего тем налогоплательщикам, у которых за спиной уже маячат налоговики, готовые по команде «фас» признавать сделки фиктивными, и у кого нет ни денег на уплату санкций, ни желания ввязываться в судебные тяжбы. Да и, чего греха таить, раньше работа с «площадками» была поставлена контролирующими органами на поток, да так, что мало кто из плательщиков может похвастаться тем, что абсолютно чист перед законом.

Первый законопроект о налоговом компромиссе мы уже анализировали. А в июле прошедшего года, накануне Дня бухгалтера, даже провели у себя в пресс-центре «ЛІГА» публичные дебаты с участием главы ГФСУ Игоря Билоуса.

Впоследствии законопроект еще дважды вносили в парламент, и при каждом следующем представлении ставка налогового компромисса снижалась (начали с 15 %, а пришли к 5 %), а условия освобождения от ответственности конкретизировались. Давайте посмотрим, что мы получили в итоге.

В чем заключается компромисс?

Налоговый компромисс заключается в освобождении от юридической ответственности налогоплательщиков и их должностных лиц за занижение налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 года с учетом срока давности 1095 дней.

Чтобы получить такую «индульгенцию», плательщик должен просто представить уточняющий расчет, в котором отразить завышение расходов и/или налогового кредита по НДС. А определив сумму недоплаты налогов, возникшей по этой причине, – уплатить в бюджет всего лишь 5 % от нее. Остальные 95 % недоплаты в случае достижения компромисса автоматически считаются погашенными. Такая «прощеная» сумма даже не считается доходом плательщика – это специально оговорено в Законе о налоговом компромиссе.

При этом плательщик и его должностные лица освобождаются от всех видов ответственности (административной, уголовной, финансовой), а проверки по уточненным операциям в дальнейшем не проводятся (но только по таким операциям – другие проверять налоговикам никто не запрещает).

Уточнение плательщиком налоговых обязательств не влияет на размер налоговых обязательств его контрагентов.

На первый взгляд все достаточно просто. Но если вчитаться в текст Закона о налоговом компромиссе, открываются некоторые нюансы, которые плательщикам необходимо учитывать, принимая решение о том, идти ли на компромисс с государством в лице фискальных органов и в каком объеме.

Каких налоговых обязательств касается компромисс?

Налоговый компромисс, как уже было сказано, касается недоплаты только по двум налогам: НДС и налогу на прибыль. Это и понятно, ведь именно по ним обязательства оптимизировали с помощью «площадок».

На сроки возникновения недоплаты следует обратить особое внимание. В п. 1 нового подр. 9 2 р. ХХ НКУ идет речь о налоговых обязательствах за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 г. с учетом сроков давности, установленных ст. 120 НКУ, т. е. 1095 дней. И ничего не сказано о том, как именно учитывать эти сроки.

Возможно, у кого-то будет соблазн, просто «отмотав» 1095 дней назад от вышеуказанной даты, решить, что речь идет о промежутке со 2 апреля 2011-го по 31 марта 2014 года включительно. Однако напомним, что п. 102.1 НКУ дает право налоговому органу самостоятельно определять налоговые обязательства не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации*.

* Впрочем, есть основания, при которых указанный срок в 1095 дней не применяется. В частности, это происходит в случае, если должностные лица плательщика налогов осуждены за уклонение от уплаты налогового обязательства, которого касается проверка (пп. 102.2.2 НКУ). Но этот крайний случай просто выпадает из сферы применения налогового компромисса – исходя из изменений, внесенных в УПК, прекращение уголовного процесса на основании достижения налогового компромисса возможно только до вынесения решения судом.

В таком случае что может заставить плательщиков представлять в 2015 году уточняющий расчет за налоговые периоды 2011 года, если даже сами налоговики уже не вправе их проверять? Стало быть, фактически сейчас речь может идти об уточнении обязательств за налоговые периоды, разве что начиная с 2012 года. Решающим здесь будет то, истекли ли на момент представления уточняющего расчета 1095 дней после окончания предельного срока представления налоговой декларации за уточняемый период.

В процедуре налогового компромисса речь сейчас может идти об уточнении обязательств за налоговые периоды, начиная с 2012 года, по которым не истек срок давности 1095 дней.

Кроме тех недоплат, по которым плательщик сам осознает, что «грешен», и не хотел бы, чтобы они вскрылись при проверке с соответствующими доначислениями и санкциями, Закон о налоговом компромиссе предусматривает дополнительно три категории налоговых обязательств, по которым возможно достижение налогового компромисса (п. 7 подр. 9 2 р. ХХ НКУ):

• несогласованные суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль и/или НДС, определенные в налоговых уведомлениях-решениях, относительно которых идет процедура судебного и/или административного обжалования;

• плательщик налогов получил налоговое уведомление-решение, по которому налоговые обязательства не согласованы;

• у плательщика налогов независимо от процедуры налогового компромисса по решению налогового органа начата документальная проверка или составлен акт по результатам проверки.

То есть независимо от того, на какой стадии находится ваше общение с налоговиками – только идет документальная проверка, уже составлен акт, получено налоговое уведомление-решение, и даже если оно уже обжалуется – вы вправе уточнить такие налоговые обязательства в рамках процедуры налогового компромисса.

А вот что не учитывается для целей налогового компромисса, так это уже проведенные корректировки расходов и налогового кредита через уточняющие расчеты, которые одновременно соответствуют трем критериям:

1) представлены в порядке, установленном ст. 50 НКУ (там как раз и говорится об «обычных» уточняющих расчетах, которые не следует путать с «компромиссными»);

2) уточняют показатели налоговых деклараций за отчетные периоды, предшествовавшие 1 апреля 2014 года;

3) по результатам представления таких уточняющих расчетов было уменьшено налоговое обязательство.

У плательщика по результатам применения налогового компромисса не могут возникать или увеличиваться ошибочно и/или излишне уплаченные денежные обязательства.

Процедура налогового компромисса

В целом на достижение налогового компромисса отводится чуть больше 5 месяцев. Процедура включает в себя нижеследующие этапы.

1. На представление уточняющего расчета дается 90 календарных дней со дня вступления в силу Закона о налоговом компромиссе (п. 12 подр. 9 2 р. ХХ НКУ).

Специальную форму уточняющего расчета для целей налогового компромисса должен утвердить Минфин. А до тех пор Закон о налоговом компромиссе разрешает представлять уточняющий расчет по действующей на момент представления форме как отдельный документ, с пояснением мотивов его представления для применения налогового компромисса и с перечнем операций, относительно которых осуществляется уточнение показателей налоговой декларации.

2. Процедура достижения налогового компромисса длится не более 70 календарных дней со дня представления уточняющего расчета (п. 3 подр. 9 2 р. ХХ НКУ).

3. В течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета, контролирующий орган принимает решение о необходимости проведения документальной внеплановой проверки, о чем уведомляет плательщика по процедуре, прописанной в ст. 42 НКУ. Проверка должна касаться только операций, относительно которых начата процедура налогового компромисса (абз. 4 п. 3 подр. 9 2 р. ХХ НКУ).

3.1. Если налоговики уведомили плательщика об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, то сумма задекларированных обязательств считается согласованной.

3.2. Если проверка все же проводится, то ее результатом может быть один из двух вариантов:

выявлены нарушения – составляется уведомление-решение. Плательщик имеет право начать процедуру административного и/или судебного обжалования – в таком случае налоговый компромисс не применяется;

не выявлены нарушения – составляется справка, подтверждающая правомерность определения сумм в уточняющем расчете.

4. Плательщик уплачивает налоговые обязательства, определенные в уточняющем расчете и/или налоговом уведомлении-решении, в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем согласования. День согласования – это день получения документа: уведомления об отсутствии необходимости проведения документальной проверки; справки, подтверждающей правомерность определения сумм налоговых обязательств в уточняющем расчете; налогового-уведомления решения, принятого по результатам проверки

5. Налоговый компромисс считается достигнутым после уплаты налогоплательщиком согласованного обязательства.

Освобождение от ответственности

Положения, касающиеся освобождения от ответственности налогоплательщика, достигшего налогового компромисса, прописаны не только в новом подр. 9 2 р. ХХ НКУ. Вняв многочисленным замечаниям, авторы Закона о налоговом компромиссе внесли изменения в кодексы, регламентирующие привлечение к административной и уголовной ответственности.

Плательщик, достигший налогового компромисса, освобождается от ответственности по ст. 212 УК и ст. 163 1 КоАП.

Статью 212 УК дополнили частью пятой, согласно которой деяния не считаются умышленным уклонением от уплаты налогов, если плательщик достиг налогового компромисса в отношении соответствующих операций.

Ст. 163 1 КоАП дополнили частью третьей, согласно которой те же действия не считаются нарушением установленного порядка ведения налогового учета.

В п. 11 2 КАС теперь сказано, что достижение налогового компромисса является основанием для примирения сторон на любой стадии административного процесса.

А согласно дополнениям в ст. 284 УПК уголовное производство по ст. 212 УК закрывается в случае достижения налогового компромисса.

И все вроде бы хорошо. Но в процедуре достижения налогового компромисса смущают два момента:

1. Не определены четкие основания для проведения проверки, что дает возможность контролерам попытаться выдавить из плательщиков больше, чем то, что они задекларируют сами.

2. В случае несогласия плательщика и обжалования налогового уведомления-решения налоговый компромисс не применяется. А это значит, что плательщик не освобождается не только от доначислений в полном объеме, но и от санкций. И это дает контролерам дополнительный козырь к предыдущему пункту.

Хочется верить, что это просто срабатывает излишняя подозрительность, вызванная прежним опытом взаимодействия с контролирующими органами. Но что-то подсказывает, что процедура налогового компромисса может стать для многих плательщиков настоящим испытанием на прочность нервов.

Державна служба з лікарських засобів у Волинській області інформує, що в результаті проведення працівниками БНОН МВ УМВС України у Волинській області оперативно – профілактичного відпрацювання «Батискаф» в аптечних установах області були зафіксовані факти відпуску рецептурних лікарських засобів без рецепта лікаря, що є порушенням вимог чинного законодавства.

Відповідно до п. 4 наказу МОЗ України від 14.05.2003 № 211 «Про внесення змін і доповнень до наказів МОЗ України» відпуск лікарських засобів здійснюється відповідно до умов відпуску, визначених в інструкціях про медичне застосування лікарських засобів.

Згідно наказу МОЗ України від 19.07.2005 р. № 360 «Про затвердження Правил виписування рецептів та вимог-замовлень на лікарські засоби і вироби медичного призначення, Порядку відпуску лікарських засобів і виробів медичного призначення з аптек та їх структурних підрозділів, Інструкції про порядок зберігання, обліку та знищення рецептурних бланків та вимог-замовлень», а отже мав місце факт порушення ст. 42-4 Кодексу України про адміністративні правопорушення.

За матеріалами працівників БНОН МВ УМВС України у Волинській області особи, які вчинили правопорушення притягнуті до адміністративної відповідальності за ст. 42-4 КУпАП ( продаж лікарських засобів без рецепта у заборонених законодавством випадках )

Відповідно до ст. 244-8 Глави 17 КУпАП «Підвідомчість справ про адміністративні правопорушення» складання протоколу та застосування санкцій адміністративного стягнення покладено на Держлікслужбу України та її територіальні органи в особі Головного державного інспектора України з лікарських засобів та його заступників, головних державних інспекторів з лікарських засобів в Автономній Республіці Крим, областях, містах Києві та Севастополі та їх заступників, державних інспекторів з лікарських засобів.

Просимо керівників суб’єктів господарської діяльності провести роз’яснювальну роботу серед спеціалісів структурних підрозділів щодо недопущення фактів відпуску рецептурних лікарських засобів без рецепта лікаря. Копії протоколів проведених нарад направити до Державної служби з лікарських засобів у Волинській області.