Коап ст813

Содержание:

Кодекс РК Об административных правонарушениях
Статья 813. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

Орган (должностное лицо) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела должностным лицом;

3) имеются ли ходатайства, в том числе по делам с участием несовершеннолетнего, о рассмотрении дела в суде по месту жительства несовершеннолетнего и отводы;

4) извещены ли о месте и времени рассмотрения дела лица, указанные в статьях 744, 745, 746, 747 и 748 настоящего Кодекса.

2. Исключен Законом РК от 28.12.2017 № 127-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Сноска. Статья 813 с изменениями, внесенными законами РК от 29.12.2014 № 272-V (вводится в действие 01.01.2015); от 28.12.2017 № 127-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Гражданский Кодекс Республики Беларусь
Статья 813. Хранение в камерах хранения транспортных организаций

1. Находящиеся в ведении транспортных организаций общего пользования камеры хранения обязаны принимать на хранение вещи пассажиров и других граждан независимо от наличия у них проездных документов. Договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций признается публичным договором (статья 396).

2. В подтверждение принятия вещи на хранение в камеру хранения (кроме автоматических камер) поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон. В случае утраты квитанции или номерного жетона сданная в камеру хранения вещь выдается поклажедателю по представлении доказательств принадлежности ему этой вещи.

3. Срок, в течение которого камера хранения обязана хранить вещи, определяется актами республиканских органов государственного управления, изданными в соответствии с частью второй пункта 2 статьи 738 настоящего Кодекса, если соглашением сторон не установлен более длительный срок. Вещи, не востребованные в указанные сроки, камера хранения обязана хранить еще в течение тридцати дней. По истечении этого срока невостребованные вещи могут быть проданы в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 789 настоящего Кодекса.

4. Убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, сданных в камеру хранения, в пределах их стоимости, определяемой поклажедателем при сдаче на хранение, подлежат возмещению хранителем в течение двадцати четырех часов с момента предъявления требования об их возмещении.

Ваше право

Юридический интернет портал

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 13.8. Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений

1. Непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.

2. Представление плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, содержащих недостоверные данные, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, если это повлияло или в обстоятельствах, при которых нарушение совершено, могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства, –

влечет наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин.

Примечание. Не является административным правонарушением, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, если установленный срок превышает два рабочих или календарных дня, а просрочка представления документов и иных сведений составила не более одного рабочего дня.

Кодекс РК Об административных правонарушениях
Статья 811. Порядок сокращенного производства по делу об административном правонарушении

1. При обнаружении административного правонарушения и установлении совершившего его лица уполномоченное лицо, имеющее право составлять протокол об административных правонарушениях в соответствии со статьей 804 настоящего Кодекса, возбуждает административное производство и разъясняет лицу право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной в санкции статьи суммы штрафа в течение семи суток.

Уполномоченное лицо, составившее протокол, вручает лицу копию протокола об административном правонарушении с квитанцией установленного образца.

Если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, лицо имеет право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток с момента надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа с квитанцией установленного образца.

2. В случае оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток дело считается рассмотренным по существу, решение – вступившим в законную силу, а лицо – привлеченным к административной ответственности.

Пересмотру не подлежат дела, рассмотренные по правилам настоящей главы, за исключением случаев, предусмотренных главой 47 настоящего Кодекса.

3. В случае неиспользования или ненадлежащего использования права, предусмотренного частью первой настоящей статьи, производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке.

Сноска. Статья 811 с изменениями, внесенными законами РК от 29.12.2014 № 272-V (вводится в действие 01.01.2015); от 28.12.2017 № 127-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 813 ГК РФ. Последствия утраты обеспечения обязательств заемщика (действующая редакция)

При невыполнении заемщиком предусмотренных договором займа обязанностей по обеспечению возврата займа, а также при утрате обеспечения или ухудшении его условий по обстоятельствам, за которые займодавец не отвечает, займодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата займа и уплаты причитающихся на момент возврата процентов за пользование займом, если иное не предусмотрено договором займа. Причитающиеся за пользование займом проценты уплачиваются заемщиком по правилам пункта 2 статьи 811 настоящего Кодекса.

Комментарий к ст. 813 ГК РФ

1. Если условием договора займа является его обеспеченность, то комментируемая статья возлагает на заемщика обязанность не только предоставить заимодавцу соответствующее обеспечение своих обязательств, но и способствовать его сохранности, препятствуя утрате или ухудшению. За неисполнение указанной обязанности законодатель предусмотрел санкцию в виде предоставления кредитору права требовать досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов.

Ухудшение условий обеспечения заемного обязательства включает в свой состав широкий спектр возможностей, например обращение поручителя в суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом), а равно применение в отношении его процедур банкротства.

Термин «причитающиеся проценты» вызывает неоднозначное толкование. В судебной практике сложилась позиция, согласно которой если заимодавец вправе потребовать досрочного возврата суммы займа или ее части вместе с причитающимися процентами (при невыполнении обязанностей по обеспечению возврата суммы займа либо утрате обеспечения или ухудшении его условий), то проценты в установленном договором размере можно взыскать за период до дня, когда в соответствии с договором должна быть возвращена сумма займа.

В отличие от п. 2 ст. 811 ГК РФ, норма комментируемой статьи является диспозитивной и может быть изменена в договоре: можно прямо отменить право заимодавца требовать досрочного исполнения заемщиком его основных обязанностей, предусмотреть вместо него неустойку и т.п.

2. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 N 13/14;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 12.07.2012 N 42;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 147;

— Определение ВАС РФ от 31.10.2012 N ВАС-14455/12;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2009 по делу N А56-20143/2008;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 N 18АП-740/13;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.10.2010 N Ф07-10252/2010 по делу N А56-79259/2009;

— Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 N 06АП-609/12;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.07.2012 N Ф03-2402/12 по делу N А73-11268/2011;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2009 N А56-20143/2008;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 N 08АП-1702/2009;

— Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 N 01АП-3190/08;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2010 N Ф07-11682/2010 по делу N А56-40121/2009.

Ст 813 коап

Статья 813. Последствия утраты обеспечения обязательств заемщика

При невыполнении заемщиком предусмотренных договором займа обязанностей по обеспечению возврата суммы займа, а также при утрате обеспечения или ухудшении его условий по обстоятельствам, за которые займодавец не отвечает, займодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором.

Комментарий к статье 813

Договор займа может сопровождаться соглашением сторон об обеспечении его исполнения путем, например, залога имущества заемщика. И если последний уклоняется от передачи по условиям договора заложенного имущества займодавцу, тот вправе требовать досрочного возврата долга.
Аналогичное правомочие возникает у займодавца в случае утраты обеспечения (в частности, гибели предмета залога, оставленного в силу договора у заемщика), а также ухудшения его условий (например, резкого падения рыночных цен на предмет залога) по обстоятельствам, за возникновение которых займодавец не отвечает.
Помимо требования о досрочном возврате денег или иных вещей займодавец при возмездном займе имеет право на получение с заемщика процентов в полном объеме.
Приведенные правила диспозитивны, а потому подлежат применению, если в договоре не предусмотрено иное.

Статья 13.19.2. Неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства

СТ 13.19.2 КоАП РФ

1. Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации лицом, являющимся администратором общего собрания, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на физических лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющими коммунальные услуги и (или) осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, иными организациями, которые обязаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Комментарий к Ст. 13.19.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарий к Статье 13.19.2 КоАП РФ временно недоступен.

Статья 13.19. Непредоставление первичных статистических данных

СТ 13.19 КоАП РФ

1. Непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 13.19 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предоставления статистической информации. Данное правонарушение посягает на право уполномоченного органа государственной власти получать от субъектов социально-экономической деятельности информацию, необходимую для статистических наблюдений и подготовки официальной статистической информации о положении дел в стране.

Правовой основой единой государственной политики в сфере официального статистического учета являются нормы Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики в Российской Федерации».

2. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации.

Нарушение порядка представления вышеуказанной информации может выражаться либо в непредставлении соответствующих отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, либо в нарушении сроков их представления.

При наличии признаков правонарушения, предусмотренных комментируемой статьей, дополнительная квалификация деяния по ст. 19.7 КоАП РФ не требуется.

3. Субъектами ответственности за данное правонарушение могут быть должностные и приравненные к ним лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом и неосторожностью.

5. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Рассмотрение дел об административных правонарушениях по комментируемой статье осуществляют должностные лица органов государственного статистического учета (ст. 23.53 КоАП РФ).

Статья 813 ГК РФ. Последствия утраты обеспечения обязательств заемщика (действующая редакция)

При невыполнении заемщиком предусмотренных договором займа обязанностей по обеспечению возврата займа, а также при утрате обеспечения или ухудшении его условий по обстоятельствам, за которые займодавец не отвечает, займодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата займа и уплаты причитающихся на момент возврата процентов за пользование займом, если иное не предусмотрено договором займа. Причитающиеся за пользование займом проценты уплачиваются заемщиком по правилам пункта 2 статьи 811 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 813 ГК РФ

1. Если условием договора займа является его обеспеченность, то комментируемая статья возлагает на заемщика обязанность не только предоставить заимодавцу соответствующее обеспечение своих обязательств, но и способствовать его сохранности, препятствуя утрате или ухудшению. За неисполнение указанной обязанности законодатель предусмотрел санкцию в виде предоставления кредитору права требовать досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов.

Ухудшение условий обеспечения заемного обязательства включает в свой состав широкий спектр возможностей, например обращение поручителя в суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом), а равно применение в отношении его процедур банкротства.

Термин «причитающиеся проценты» вызывает неоднозначное толкование. В судебной практике сложилась позиция, согласно которой если заимодавец вправе потребовать досрочного возврата суммы займа или ее части вместе с причитающимися процентами (при невыполнении обязанностей по обеспечению возврата суммы займа либо утрате обеспечения или ухудшении его условий), то проценты в установленном договором размере можно взыскать за период до дня, когда в соответствии с договором должна быть возвращена сумма займа.

В отличие от п. 2 ст. 811 ГК РФ, норма комментируемой статьи является диспозитивной и может быть изменена в договоре: можно прямо отменить право заимодавца требовать досрочного исполнения заемщиком его основных обязанностей, предусмотреть вместо него неустойку и т.п.

2. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 N 13/14;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 12.07.2012 N 42;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 147;

— Определение ВАС РФ от 31.10.2012 N ВАС-14455/12;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2009 по делу N А56-20143/2008;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 N 18АП-740/13;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.10.2010 N Ф07-10252/2010 по делу N А56-79259/2009;

— Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 N 06АП-609/12;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.07.2012 N Ф03-2402/12 по делу N А73-11268/2011;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2009 N А56-20143/2008;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2009 N 08АП-1702/2009;

— Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2008 N 01АП-3190/08;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2010 N Ф07-11682/2010 по делу N А56-40121/2009.

Коап ст813

Документ : О возможности использования жилья в качестве офиса: правовые и налоговые аспекты Часть I

О возможности использования жилья
в качестве офиса: правовые и налоговые аспекты

(Часть I. Часть II — см. в консультации от 14.07.08 г.)

Проблемы, связанные с использованием жилого помещения в качестве офиса, освещались на страницах нашего журнала не единожды.

Что же изменилось с тех пор и как субъектам хозяйствования относиться к противоречивым нормам законодательства, препятствующим законному применению жилых помещений для “офисных” нужд? Ответам на эти вопросы и посвящена данная публикация.

Одним из главных вопросов, которые до сих пор тревожат бухгалтеров, является вопрос о необходимости перевода такого жилого помещения (квартиры) из жилого фонда в нежилой. Данная необходимость следует из норм Жилищного кодекса Украинской ССР (далее — ЖК), согласно которым при использовании жилого помещения под офис его нужно перевести в нежилой фонд (ст. 4 и 8).

Вопрос аренды квартиры под офис уже рассматривался ранее. В частности, обращалось внимание на то, что при неблагоприятном развитии ситуации может грозить нарушителям нормы ЖК. Напомним: во-первых, это админштраф по ст. 150 КоАП за использование жилых помещений не по назначению (от 1 до 3 нмдг — для граждан и от 3 до 7 нмдг — для должностных лиц). Во-вторых, вполне возможно было признание договора аренды недействительным в судебном порядке на основании ст. 48 старого ГК.

Следует отметить, что в настоящее время угроза админштрафа(1) по ст. 150 КЗоТ (заметим, не столь уж и большого) осталась.

Что касается “недействительных” последствий, то в современной интерпретации, по мнению большинства специалистов, опасность представляет ч. 2 ст. 813 ГК(2), в соответствии с которой:

“Если нанимателем является юридическое лицо, оно может использовать жилье лишь для проживания в нем физических лиц”.

Мы обращали внимание на то, что эта норма вовсе не означает, что юрлица ограничены в аренде жилых помещении и могут заключать договоры только для проживания физлиц.

Дело в том, что требования ч. 2 ст. 813 ГК касаются договоров найма (аренды) жилья, имеющих специальный характер, отличающий их от других договоров аренды (найма). Такой наем жилья регулируется, подчеркнем, главой 59 ГК. Этот специальный характер обусловлен целью заключения данного договора: обеспечить проживание физлиц (ст. 810 ГК). Именно на эти статьи (813 и 810) ссылается Госкомпредпринимательства в своем письме от 08.06.2004 г. № 3841, утверждая при этом, что для сдачи квартиры в аренду для устройства в ней офисного помещения необходимо перевести такую квартиру в нежилой фонд.

А вот иные договоры найма (аренды) целевым назначением не связаны. Поэтому, если смелое юрлицо желает арендовать квартиру не в целях проживания, оно имеет возможность заключить договор найма (аренды), подпадающий под действие главы 58 “Наем (аренда)”(3) (а не 59) ГК,- договор найма здания или другого капитального сооружения либо их отдельной части (см. параграф 4 главы 58).

Кстати, обойти запрет, установленный в ч. 2 ст. 813 ГК можно, например заключив договор ссуды (гл. 60 ГК), если собственником жилья, передаваемого в ссуду, является учредитель юридического лица, либо внести в уставный фонд юрлица право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из учредителей.

Так или иначе, определенный риск для признания недействительным договора аренды под офис непереведенной в нежилой фонд квартиры все же есть. Несмотря на это ГНАУ относится к данному вопросу достаточно демократично. К примеру, в своем письме от 19.11.2004 г. № 10516/6/15-1116 налоговики разъяснили, что если операция по аренде квартиры физического лица соответствует нормам ЖК, то она является хозяйственной для плательщика налога. То есть ГНАУ не возражает не только против возможности заключения договора аренды квартиры под офис, но даже и против отнесения в состав валовых затрат расходов на оплату арендной платы.(4)

В связи с этим вызывает интерес, при каких же условиях операция по аренде жилья (квартиры) под офис соответствует нормам ЖК? Напомним, что это пресловутая статья 6 ЖК, определяющая целевое назначение квартиры — для постоянного проживания граждан и запрещающая предоставление помещений в жилых домах для нужд промышленного характера. Практически повторяет статью 6 ЖК и часть 1 статьи 383 ГК:

“Собственник жилого дома, квартиры имеет право использовать помещение для собственного проживания, проживания членов своей семьи, других лиц и не имеет права использовать его для промышленного производства”.

Заметим, что подобное ограничение содержится также в п. 3 Правил пользования помещениями жилых домов, утвержденных Постановлением КМУ от 08.10.92 г. №572 (с последующими изменениями).

По мнению Госкомпредпринимательства, высказанному в письме от 31.07.2007 г. №5620, “граждане, которые используют жилое помещение в соответствии с его назначением (проживают в нем), соблюдают правила пользования жилыми помещениями (не используют жилые помещения для осуществления хозяйственной деятельности промышленного характера), не наносят ущерб окружающей среде, не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства, — могут использовать жилое помещение для осуществления предпринимательской и другой деятельности”.

В нашем комментарии к этому письму подчеркивалось, что Комитет сделал правильные выводы из ЖК — в отличие от других ведомств (Госстроя и Госкомжилкоммунхоза), которые ссылались на СНиП 2.08.01-89 “Жилые здания” и утверждали, будто использование жилых помещений в качестве офисов возможно только после перевода жилых помещений в нежилые и при размещении их на цокольном, первом или втором этажах с отдельным входом.(5) Причем эти другие просто игнорировали тот факт, что ЖК говорит в запрещающей части о нуждах промышленного характера, а не о любом использовании в предпринимательской деятельности.

И действительно, офис — это не помещение для промышленного производства, поэтому при использовании жилья под офис ст. 383 ГК как бы не нарушается. Точнее — в отношении использования квартиры под офис нет ни запрета, ни нарушения.

Что касается термина “промышленное производство”, то его близкое определение содержится в Национальном классификаторе Украины “Классификация видов экономической деятельности” ДК 009: 2005, утвержденном приказом Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 г. №375 (далее — КВЭД). Так, в п. 3.1 КВЭД указано:

“Процесс промышленного производства — это процесс переработки (механической, химической, ручной и т. п.), который используется для изготовления новой продукции (потребительских товаров, полуфабрикатов и товаров производственного назначения); переработки бывших в употреблении товаров в сырье; предоставления промышленных услуг”.

Далее в п. 3.1 КВЭД упоминается, что вспомогательные виды экономической деятельности — это виды экономической деятельности, которые осуществляются преимущественно в сфере обслуживания производства (управление производством, бухучет, транспортировка, складирование, закупка, сбыт, ремонт, техническое обслуживание и т. п.)

Определение же офисного помещения можно найти в ст. 1 (п. 6) Закона “О защите прав потребителей”:

“Офисное помещение — любое помещение (здание и т. п.), в котором находится субъект хозяйствования или его филиал, или его структурное подразделение, или представительство”.

На наш взгляд, офисное помещение (офис) используется преимущественно для осуществления вспомогательных видов экономической деятельности, например для управления производством, ведения бухгалтерского и налогового учета, поэтому “промышленный характер” ему, в принципе, не грозит. А раз так, то нормы, запрещающие использование жилых помещений для размещения в них офисов, можно обходить стороной.(6)

Интересно, что в отличие от строгих норм ЖК нормы Закона от 29.11.2001 г. № 2866-111 “Об объединении сособственников многоквартирного дома” (далее — Закон № 2866) разрешают передачу в аренду жилого помещения “для осуществления хозяйственной, предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности физическому или юридическому лицу, если такая деятельность не противоречит установленным нормам использования помещений в жилых домах и не наносит ущерба интересам собственников (пользователей) и окружающей среде” (ч. 1 ст. 26).

А Госкомпредпринимателъства в информационном письме от 11.05.2002 г. № 1-211/2564 разъяснил, что помещения, расположенные в жилых домах, могут использоваться для устройства офисных помещений и иных помещений хозяйственного назначения (магазинов, косметических салонов, парикмахерских, мастерских и т. п.) по согласованию с обществом сособственников многоквартирного дома.(7) Если такое общество не создано, необходимость согласования устройства офисного помещения с собственниками квартир многоквартирного дома действующим законодательством не предусмотрена.(8)

Аналогичное мнение по поводу согласования с обществом сособственников было высказано и замначальника юридического управления Госкомпред-принимательства А. Награбовым.

Кроме того, он подчеркнул, что, если принять во внимание нормы Законов “О приватизации государственного жилого фонда”, “О собственности” и ГК, в случае если в жилом доме есть приватизированные квартиры, при переоборудовании помещений такого дома под офисы, торговые организации и т. п. с использованием мест общего пользования дома необходимо согласие собственников приватизированных квартир.

Проблемам перевода жилых помещений в нежилые посвящено разъяснение Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины (от 01.04.2006г.), из которого следует, что строго по закону перевести жилые помещения в нежилые очень сложно.

К сожалению, тех, кто решится переводить квартиру в нежилой фонд, ждут свои законодательные заморочки.

Дело в том, что из статей 7 и 8 ЖК следует, что допускается перевод в нежилые только непригодных для проживания жилых помещений, а в исключительных случаях подобный перевод может осуществляться только по решению исполкомов местных советов.

Кстати, ВХС Украины в своем информационном письме от 07.06.2005г. № 01-8/1051 разъяснил, что положения части первой ст. 8 ЖК относительно порядка перевода жилых домов и жилых помещений в домах государственного и общественного жилого фонда в нежилые могут применяться и к жилым домам, квартирам, принадлежащим физическим и юридическим лицам на праве частной собственности.

А как обстоят дела по вопросу “жилое-нежилое” у сособственников?

Вспомним абз. 2 ст. 26 Закона № 2866:

“При необходимости может быть осуществлен перевод помещения в нежилое на срок действия договора аренды или постоянно в порядке, установленном законодательством”.

Отлично, дело, как говорится, за малым: узнать где искать порядок временного перевода жилого помещения в нежилое на срок действия договора аренды, а также определить рамки “необходимости”.(9)

Как видим, и у сособственников “переводных” проблем тоже хватает, хоть и другого характера.

В итоге можем констатировать, что данный вопрос до сих пор не является урегулированным. В связи с этим субъекты хозяйствования по-прежнему стоят перед выбором: переводить или не переводить? Первое рискованнее, второе сложнее.

Однако, с нашей точки зрения, гораздо более актуальным является вопрос, связанный с налоговыми последствиями использования под офис квартиры, (не) переведенной из жилого помещения в нежилое.

(1) Налагается административными комиссиями при исполкомах.

(2) См. главу “Наем (аренда) жилья” (ст. 810-826) ГК

(3) См. Главу 58 “Наем (аренда)” (ст. 759-809) ГК

(4)Хотя мнение налоговиков по этому вопросу стабильным считать нельзя. Впрочем, мы еще вернемся к этому в части, посвященной налогообложению. (5)Например, в письме Госкомжилкоммунхоза от 20.04.2004 г. № 4/6-721 как раз сделана ссылка на СНиП 2.08.01-89. В нашем комментарии к письму отмечалось, что СНиП никакого отношения к этому иметь не могут, поскольку касаются строительства домов, а не перевода жилых помещений в нежилые.

6) Хотя при желании, конечно, в офисе можно заниматься и производством. Здесь, однако, мы рассматриваем “правильное”, то есть непромышленное, использование жилого помещения.

7) Без подобного разрешения размещать офисы и т. п. можно только в случае, если договор был заключен до создания такого общества.

8) Кстати, такое согласование Законом№ 2866 отнюдь не предусмотрено. Однако Госкомпредпринимательства где-то его увидел.

9) В принципе, рамки “необходимости” и порядок перевода можно найти в вечно живом ЖК — в его статьях 6, 7 и 8.

“Бухгалтер” №25, июль (I) 2008 г.
Подписной индекс 74201