Коллективный договор республики беларусь

Содержание:

Рассылка новостей журнала «Отдел кадров»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 1, январь 2006

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Вопросы, возникающие в организации при заключении коллективного договора

Рубрика «Коллективные трудовые отношения»

А.П. ЧИЧИНА помощник Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь

Коллективный договор предусма­тривает условие о том, что работ­никам, работающим по контракту, устанавливаются такие меры сти­мулирования труда, как увеличение тарифной ставки на 5 % и предоставление 3 календарных дней оплачиваемого отпуска. Наниматель при приеме на работу высококвалифицированного специалиста в контракте предусмотрел более высокие дополнительные меры стимулирова­ния труда. Правомерно ли это?

Минимальный уровень прав и гарантий для работников устанавливается законода­тельством о труде: размер выходного пособия (ст. 48 ТК), оплата труда работников (ст. 56 ТК), продолжительность основного минимально­го отпуска (ст. 155 ТК) и др. Соглашением и коллективным договором этот уровень может быть повышен. В соглашении и коллективном договоре могут устанавливаться дополни­тельные, более льготные по сравнению с законодательством условия труда для работников. В ст. 362 ТК закреплено важнейшее требова­ние: условия коллективного договора, согла­шения, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными.

По соглашению между работником и нани­мателем в индивидуальном трудовом договоре, например в контракте, также могут устанавли­ваться дополнительные, более льготные по сравнению с законодательством, соглашением, коллективным договором условия труда. Инди­видуальные условия труда не могут ухудшать положение работника по сравнению с зако­нодательством, соглашением, коллективным договором. Если условия трудового договора ухудшают правовое положение работника по сравнению с законодательством, соглашением, коллективным договором, то такие условия признаются недействительными независимо от того, кто является их инициатором — работ­ник или наниматель.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что наниматель вправе при при­еме на работу высококвалифицированного специалиста предусмотреть в контракте более высокие дополнительные меры стимулирова­ния труда.

На практике достаточно часто имеют место ситуации, когда работник находится одно­временно в сфере действия коллективного договора и своего индивидуального трудового договора, а один из указанных документов определяет лучшие условия. В случае если трудовой договор содержит более благопри­ятные для работника условия труда, больший объем прав по сравнению с коллективным договором, то действует трудовой договор.

Каков срок действия коллективно­го договора при смене собствен­ника имущества организации и смене руководителя этой организации?

Данный вопрос часто возникает на практике. Последствия смены собственника имущества организации и смены ее руководителя совер­шенно разные. Если меняется руководитель организации (руководитель, который подписал коллективный договор, увольняется, и заключа­ется трудовой договор с новым руководителем), то это не отражается на судьбе коллективного договора. Он сохраняет свое действие.

Согласно ч. 4 ст. 367 ТК при смене соб­ственника имущества организации действие коллективного договора сохраняется в тече­ние трех месяцев. В этот период стороны вправе начать коллективные переговоры о заключении нового коллективного догово­ра, о сохранении, изменении или дополнении прежнего.

Помощь: Коллективный договор: форма и содержание

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР: ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

Понятие и правовое значение коллективного договора

Трудовым кодексом РБ (далее — ТК) определено понятие коллективного договора применительно к социально-экономическим условиям нашей страны. В ст.361 ТК содержится определение коллективного договора как локального нормативного акта, регулирующего трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Локальный нормативный акт — это акт, принимаемый в установленном порядке непосредственно в организации и содержащий «местные» нормы права, т.е. нормы, применяемые у конкретного нанимателя. Локальные нормативные акты могут приниматься нанимателем самостоятельно или с участием (по согласованию, совместно) профсоюзов (иной общественной организации). К локальным нормативным актам, кроме коллективного договора, относятся: правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, должностные инструкции работников, графики работ (сменности), графики отпусков, положения и инструкции по охране труда и техники безопасности (ст.194 ТК); положения о формах, системах и размерах оплаты труда (ст.63 ТК) и т.д.

При разработке, обсуждении коллективного договора стороны обязаны максимально точно и полно определять условия осуществления трудовой деятельности у данного нанимателя.

Коллективный договор, являясь важнейшим локальным нормативным актом, имеет «смешанную» юридическую природу: во-первых, это правовой акт, устанавливающий согласие нанимателя и работников как социальных партнеров конкретной организации и закрепляющий локальные нормы, которые повышают социальные гарантии. Таким образом, коллективный договор, — это не только правовой акт, но и акт социального партнерства на уровне организации между работниками и нанимателями.

Во-вторых, коллективный договор является морально-политическим актом, поскольку определяет такие условия поведения сторон морально-политического характера, как, например, привлечение работников к активному участию в управлении организаций и т.д.

Законодательство обязывает стороны вести коллективные переговоры, однако требования об обязательном заключении коллективного договора оно не содержит. Коллективный договор заключается только в том случае, если стороны придут к соглашению (договорятся) об этом и о соответствующих условиях договора.

Объективная целесообразность заключения коллективного договора предопределяется функциями этого документа:

— защита интересов обеих сторон и обеспечение их сбалансированности;

— упорядочение трудовых отношений и развитие системы дополнительных социально-правовых гарантий в тесной связи с результатами экономической деятельности;

— разрешение возникающих противоречий на основе компромисса без использования силовых методов давления.

Наиболее важным преимуществом регулирования трудовых отношений на основе коллективного договора является многовариантность и гибкость в принятии решений.

Стороны коллективного договора

Коллективный договор является двусторонним. Одной из его сторон являются работники организации в лице их представительного органа. В качестве второй стороны коллективного договора выступает наниматель или уполномоченный им представитель.

От сторон коллективного договора необходимо отличать субъектов-исполнителей, которые определены коллективным договором как ответственные за выполнение конкретного обязательства по данному договору.

Форма коллективного договора

Статья 366 ТК обязывает стороны соблюдать только письменную форму коллективного договора.

Текст коллективного договора должен быть отпечатан на пишущей машинке или набран на ПЭВМ. Текст печатается, как правило, на одной стороне листа. Подчистки не допускаются, приписки и иные исправления должны быть оговорены.

Очень четко и разборчиво необходимо указывать представителей сторон коллективного договора, их полномочия.

Листы, на которых изложен текст коллективного договора, должны быть пронумерованы. Номера страниц проставляются арабскими цифрами без слова «страница (стр.)» и знаков препинания. Нумерация начинается со второй страницы (первая страница не нумеруется).

Если в тексте коллективного договора перечисляются фамилии, наименования структурных подразделений и т.д., то их, как правило, располагают в алфавитном порядке.

Текст коллективного договора целесообразно делить на разделы, пункты, подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами (в этом случае номер каждой составной части включает все номера соответствующих составных частей более высокого уровня деления). Так, номер раздела состоит из одного числа: 1; 2; 3 и т.д., а номер пункта — из номера соответствующего раздела и номера пункта, разделенных точкой: 1.1; 2.4; 6.15 и т.д. При более мелком делении сохраняется тот же принцип нумерации. Например, если подпункт 3 входит в пункт 2 раздела 6, то его номер будет 6.2.3.

Разделы должны иметь заголовки, отражающие существо содержания.

В коллективных договорах стороны для исполнения обязательств должны определять реальные сроки. Для обозначения сроков исполнения необходимо использовать конкретные даты — «до 1 июля 2006 г.», «к 1 сентября 2006 г.». Не следует указывать такие временные периоды — «в IV квартале 2006 г.», «в I полугодии 2006 г.», «в мае 2006 г.» и т.д. Нельзя указывать и такие сроки исполнения, как «немедленно», «в кратчайший срок» и т.д.

Нотариального удостоверения коллективных договоров не требуется.

Содержание коллективного договора

Содержание коллективного договора — это согласованные сторонами условия (положения) регулирования социально-трудовых отношений в данной организации. Эти условия определяют права, обязанности сторон, а также ответственность за их нарушение.

Коллективный договор может содержать положения об (о):

1) организации труда и повышении эффективности производства;

2) нормировании, формах, системах оплаты труда, иных доходов работников;

3) размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;

4) продолжительности рабочего времени и времени отдыха;

5) создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;

6) заключении и расторжении трудовых договоров;

7) обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;

8) регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;

9) строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;

10) организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;

11) предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

12) улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;

13) создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;

14) минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;

15) ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;

16) гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;

17) ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;

18) других трудовых и социально-экономических условиях.

Отметим, что это примерный перечень вопросов, по которому стороны могут включать в коллективный договор взаимные обязательства.

Структура и содержание коллективного договора определяются сторонами на добровольной основе с учетом соблюдения норм законодательства, реальности обеспечения принимаемых обязательств и равноправия сторон.

Содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с Генеральным, тарифными и местными соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также согласно ТК в предусмотренных им случаях.

Заключение коллективного договора позволяет улучшить правовое положение работников по сравнению с законодательством.

Законодательные акты, и прежде всего ТК, служат «ориентиром» (рекомендацией) при составлении коллективного договора. К примеру, частью 2 ст.45 ТК, частью 2 ст.46 ТК, частью 1 ст.120 ТК предусмотрена возможность включения в коллективный договор категории работников, имеющих предпочтение в оставлении на работе в связи с сокращением численности (штата); получения предварительного согласия профсоюза на расторжение трудового договора по инициативе нанимателя; привлечения работников без их согласия к сверхурочным работам.

Трудовой кодекс обязывает включать в коллективные договоры определенные условия, например о поощрениях работников за труд (ст.196), о предоставлении ежемесячно одного свободного от работы дня матери, воспитывающей двоих и более детей в возрасте до 16 лет (часть 2 ст.265); о размерах пониженных норм и сроках их действия для работников, принимаемых на работу по окончании общеобразовательных, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, курсов, прошедших обучение непосредственно на производстве (часть 2 ст.278); о минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки (часть 2 ст.392).

Структура коллективного договора

Структура коллективного договора определяется по усмотрению сторон в ходе коллективных переговоров.

На практике оправдала себя следующая структура коллективного договора (наименования разделов и их последовательность):

— производственно-экономическая деятельность организации;

— дополнительные компенсации, гарантии и вознаграждения работников;

— режим труда и отдыха;

— гарантии социально-экономических прав работников при проведении разгосударствления и приватизации;

— социальная защита молодежи;

— социальная защита пожилых людей, ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионеров, инвалидов;

— жилищное строительство. Постановка на учет и распределение жилья. Компенсация, льготы;

— медицинское обслуживание. Организация отдыха и санаторно-курортного лечения. Дополнительное пенсионное страхование;

— культурно-массовая, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа;

— ответственность сторон за неисполнение (нарушение) условий договора;

— контроль за выполнением договора;

— разрешение коллективных трудовых споров;

— приложения к договору.

Как показывает практика, коллективные договоры, заключаемые у отдельных нанимателей, содержат по сравнению с ТК иные условия прекращения трудового договора, которые следует рассматривать как дополнительные гарантии для работников.

Коллективный договор, заключенный на одном из предприятий, содержит условие о том, что расторжение трудового договора с работниками — членами профсоюза по любому основанию, когда решение о расторжении принимает наниматель (в т.ч. по пп.2, 5, 7 ст.35 ТК), производится только с согласия профкома, за исключением случаев совершения работником виновных действий.

Данное условие можно рассматривать как условие, улучшающее правовое положение работников — членов профсоюза по сравнению с законодательством. Следует отметить также, что это условие коллективного договора соответствует нормативным предписаниям части 2 ст.10 Закона РБ от 22.04.1992 № 1605-XII «О профессиональных союзах», которая предусматривает, что профсоюзы защищают трудовые права граждан-членов профсоюза при заключении или расторжении трудовых договоров.

Предлагаем несколько примеров реализации на практике указанного выше условия коллективного договора.

Наниматель уведомил работника, трудовой договор с которым был заключен на неопределенный срок, о заключении контракта. Работник письменно отказался подписать контракт в связи с тем, что ему до выхода на пенсию осталось доработать 3 года, а наниматель предложил контракт сроком только на 1 год. В этом случае профсоюз вправе защитить интересы работника и не дать согласия на его увольнение по п.5 ст.35 ТК (за отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда), поскольку п.49 Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2006-2008 годы установлено, что стороны соглашения рекомендуют включать в отраслевые и местные соглашения, а также в коллективные договоры положения, предусматривающие заключение (продление) контрактов с работниками, которым осталось три и менее лет до пенсии, на срок не менее чем до достижения ими пенсионного возраста. Эти положения обеспечиваются нормой ст.362 ТК, согласно которой Генеральное соглашение является основой для тарифных и местных соглашений, коллективных договоров.

При определении срока контракта наниматели должны подходить к каждому работнику индивидуально, а не формально. При этом следует иметь в виду, что в последнее время приняты Указы Президента РБ от 23.08.2005 № 392, от 02.06.2006 № 369 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180» и постановление Совета Министров РБ от 31.10.2005 № 1201 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь по вопросам заключения контрактов», нормы которых предусматривают определенные гарантии для наиболее незащищенных категорий работников и направлены на защиту интересов работников при определении сроков контрактов.

Наниматель уведомил работника, трудовой договор с которым был заключен на неопределенный срок, о заключении контракта. Работник письменно отказался подписать контракт на основании того, что у нанимателя фактически отсутствует причина (экономического, организационного или производственного характера) перевода его на контракт. В данной ситуации у профсоюза также существует возможность защитить интересы работника и не дать согласия на его увольнение по п.5 ст.35 ТК (за отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда), поскольку в п.20 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» разъяснено, что при отсутствии доказательств, подтверждающих обоснованные производственные, организационные или экономические причины, увольнение работника по п.5 ст.35 ТК является незаконным.

Наниматель уведомил работника, трудовой договор с которым был заключен на неопределенный срок, о заключении контракта. Работник письменно отказался подписать контракт в связи с тем, что наниматель предложил срок контракта 1 год, а работник желает заключить контракт на 5 лет. В этом случае профсоюз вправе дать свое согласие на увольнение работника по п.5 ст.35 ТК (за отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда), но при условии, что наниматель выполнил все нормативные предписания ст.32 ТК.

У работника Иванова И.И. 20 октября 2006 г. истекает срок контракта. 2 октября 2006 г. наниматель уведомил его о предстоящем увольнении по п.2 ст.35 ТК (истечение срока контракта). 4 октября 2006 г. Иванов И.И. обратился в профком с просьбой защитить его трудовые права и не давать согласие на увольнение по п.2 ст.35 ТК, поскольку он добросовестно отработал у данного нанимателя в течение 5 лет (срок, на который был заключен контракт при приеме на работу) и не имел взысканий. На место Иванова И.И. наниматель желает принять на работу Петрова П.П., который имеет более низкую квалификацию. Иванов И.И. считает, что при таких обстоятельствах он имеет преимущественное право на данную работу.

В сложившейся ситуации профсоюз вправе защитить интересы Иванова И.И. и не дать своего согласия на его увольнение по п.2 ст.35 ТК.

Отметим, что в коллективном договоре могут устанавливаться и другие дополнительные, более льготные по сравнению с законодательством условия труда для работников. Подтверждением этому может служить включение в коллективный договор нормы об обязанности нанимателя письменно предупредить работника об увольнении в связи с истечением срока контракта за месяц. При этом в случае несоблюдения нанимателем месячного срока предупреждения при увольнении по п.2 ст.35 ТК работнику выплачивается компенсация в размере среднемесячного заработка. Данное условие коллективного договора можно определить как улучшающее положение работника по сравнению с законодательством, поскольку оно определяет работнику более длительный период — не менее месяца (а по Указу Президента РБ от 23.08.2005 № 392 — не менее двух недель) для поиска работы у другого нанимателя. При этом выплата компенсации в размере среднемесячного заработка (в случае несоблюдения нанимателем срока предупреждения) также является льготным условием для работника, поскольку законодательством такие выплаты не предусмотрены.

Анна Чичина, помощник Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь

Для более детального изучения см. Пособие

От редакции: Подпункты 1.2 и 1.7 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2005 № 1201 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь по вопросам заключения контрактов» на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2007 № 604 утратили силу.

В постановление Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» на основании постановления Пленума Верховного Суда РБ от 26.06.2008 № 5 внесены изменения.

Рассылка новостей журнала «Заработная плата»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 2, февраль 2018

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Коллективный договор в вопросах и ответах

Рубрика «Документарий»

С.С. Семенихина, юрист

Коллективный договор является правовым актом социального партнерства, регулирующим трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, касающиеся:

  • защиты трудовых и социально-экономических интересов сторон;
  • оперативного разрешения возникающих разногласий между трудящимися и нанимателем;
  • предоставления работникам дополнительных гарантий по сравнению с законодательством.

В данной статье вы найдете ответы на основные вопросы, связанные с разработкой и заключением коллективного договора.

Согласно ст. 361 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) коллективный договор — это локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.

Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).

Статьей 366 ТК для коллективного договора определена обязательная письменная форма. При этом в тексте не должно быть исправлений и ошибок, искажающих его смысл.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 2 (146), февраль 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР: СУЩНОСТЬ И ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ

Локальным нормативным актом, регулирующим трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работником является коллективный договор, цель которого – обеспечение устойчивого экономического развития, продуктивной занятости работников, регулирование трудовых и связанных с ними отношений на основе социального партнерства.

Локальным нормативным актом, регулирующим трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работником является коллективный договор, цель которого – обеспечение устойчивого экономического развития, продуктивной занятости работников, регулирование трудовых и связанных с ними отношений на основе социального партнерства.

Коллективный договор может заключатся в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях.

В соответствии со ст.367 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор заключается на срок, который определяют стороны, но не менее чем на один год и не более чем на три года. По истечении 3 лет с момента подписания он теряет свою юридическую силу. Коллективный договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он подписан. Его действия распространяются на работников, от имени которых он не заключался (вновь принятых и др.), при условии, что они выразят согласие на это в письменной форме.

Заключая коллективный договор, стороны прилагают взаимные усилия для осуществления модернизации и технического перевооружения производства, совершенствования политики маркетинга, увеличения объемов выпускаемой продукции и повышения ее качества, роста производительности труда, укрепление трудовой и исполнительной дисциплины, экономии и эффективного использования трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с действующим законодательством положения об условиях труда и его оплаты, социально и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантии и компенсации предоставляемые нанимателем. Признавая, что без создания необходимых условий для удовлетворения духовных потребностей работающих и членов их семей, обеспечения реальных возможностей для приобщения их к культуре и искусству, физкультуре и спорту невозможны высокая эффективность производства, социальное благополучие коллектива, наниматель отчисляет денежные средства профсоюзным организациям для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, возрождения национальной культуры и утверждения здорового образа жизни в размере не менее 0,15% от фонда оплаты труда работников.

Коллективный договор подписывается уполномоченными представителями сторон. При этом должна быть подписана каждая страница коллективного договора. Подписанный коллективный договор регистрируется в соответствии со ст. 370 Трудового кодекса Республики Беларусь в управлении по труду, занятости и социальной защите Смолевичского райисполкома. Для регистрации коллективного договора наниматель предоставляет следующие документы: заявление с просьбой о регистрации, копии документов, подтверждающие полномочия сторон, не менее трех экземпляров коллективного договора, один из которых остается в органе, осуществившем регистрацию. Все необходимые документы направляются в регистрирующий орган в течение одного месяца со дня заключения коллективного договора. Изменения и дополнения в коллективный договор вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном законодательством.

В коллективном договоре рекомендуется предусматривать следующие разделы:

4.Дополнительные компенсации, гарантии и вознаграждения работникам.

5.Режим труда и отдыха.

8.Гарантии социально-экономических прав работников при проведении разгосударствления и приватизации.

9.Жилищное строительство. Постановка на учет и распределение жилья. Компенсации и льготы.

11.Медицинское обслуживание. Организация отдыха и санаторно-курортного лечения. Дополнительное пенсионное страхование.

12.Социальная защита молодежи.

13.Социальная защита пожилых людей, ветеранов предприятия, ВОВ, пенсионеров, инвалидов.

14.Культурно-массовая , физкультурно-оздоровительная, спортивная работа.

15.Обеспечение правовых гарантий деятельности профкома.

16.Заключительные положения. Ответственность Сторон за неисполнение (нарушение) условий Договора.

17.Контроль за выполнением Договора. Разрешение коллективных трудовых споров.

18.Все работники, в том числе впервые принятые, должны быть ознакомлены нанимателем с действующим у него коллективным договором.

Контроль за исполнением коллективного договора осуществляется сторонами, а также специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля. За неисполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством.

Сектор трудовых отношений управления по труду, занятости и социальной защите Смолевичского райисполкома.

Медиагалерея

Федерация профсоюзов Беларуси. Мы-вместе!

Наши партнеры

Информационный портал федерации профсоюзов Беларуси

Если вы нацелены на быстрое достижение исполнения должником своих обязательств, вы предпочтете:

Какие мероприятия, по вашему мнению, могут повысить авторитет профсоюзной организации и привлечь новых членов профсоюза?

  • Работа по заключению коллективного договора

Туризм и отдых

База отдыха «Белое озеро»

База отдыха «Белое озеро»

База отдыха «Белое озеро»

Коллективный договор

БЕЛОРУССКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ (ПРОФСОЮЗА)

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

Методические рекомендации и материалы для разработки

коллективных договоров в 2016 году

Минск

2015

СОДЕРЖАНИЕ

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ, ПРИНЯТИЮ И КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

Цель, принципы и основа для заключения коллективного договора

Стороны коллективного договора

Порядок ведения коллективных переговоров

Разрешение разногласий, возникающих в ходе коллективных переговоров

Подписание и регистрация коллективного договора

Сфера и срок действия коллективного договора

Контроль за исполнением коллективного договора

Ответственность за неисполнение коллективного договора

Гарантии и компенсации участникам коллективных переговоров

Приложение 1. Требование о проведении коллективных переговоров

Приложение 2. Протокол заседания профсоюзного комитета

Приложение 3. Протокол заседания комиссии по кол. Переговорам

Приложение 4. Примерный план мероприятий профсоюзного комитета

Приложение 5 Протокол (профсоюзного, общего) собрания (конференции)

Приложение 6. Примерна форма акта о выполнении коллективного договора

II. МАКЕТ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

Общие положения 23

Дополнительные компенсации, гарантии и вознаграждения работникам

Режим труда и отдыха

Социальные гарантии, жилищно-бытовые условия, предоставление льгот и компенсаций

Медицинское обслуживание. Организация отдыха и санаторно-курортного лечения

Обеспечение правовых гарантий деятельности профкома и профсоюзного актива

Заключительные положения. Контроль за исполнением коллективного договора

Порядок разрешения коллективных трудовых споров

Нормативные правовые акты, используемые при разработке коллективных договоров

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ

ПО ПОДГОТОВКЕ, ПРИНЯТИЮ И КОНТРОЛЮ

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

Цель, принципы и основа для заключения коллективного договора.

1.Методические рекомендации и материалы разработаны на основе Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», других нормативных правовых актов и устанавливают примерный порядок ведения коллективных переговоров по подготовке, принятию, подписанию и регистрации коллективного договора, контроля за его исполнением, а также возбуждения и разрешения коллективных трудовых споров о неисполнении условий коллективного договора.

2.Методические рекомендации предназначены для использования в практической работе профсоюзными комитетами организаций любых организационно-правовых форм.

3.Коллективно-договорное регулирование отношений между нанимателем и работниками осуществляется непосредственно в организациях.

4.Целью принятия коллективного договора является обеспечение социально-экономической защиты работников через установление соответствующего уровня оплаты труда, полной и продуктивной занятости, здоровых и безопасных условий труда, эффективной, прибыльной работы организации.

5.Коллективный договор – это локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками (часть первая статьи 361 Трудового кодекса Республики Беларусь).

6.Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с действующим законодательством положения об условиях труда и его оплаты, социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантии и компенсации, предоставляемые нанимателем.

7.Коллективный договор регулирует трудовые и связанные с ними отношения между работниками и нанимателем на основе норм, установленных в нормативных правовых актах, в Генеральном, Тарифном и местном соглашениях, а также норм, установленных по соглашению сторон непосредственно в коллективном договоре.

8.Основными принципами социального партнерства при заключении коллективного договора согласно статье 353 Трудового кодекса Республики Беларусь являются:

8.2.соблюдение норм законодательства;

8.3.полномочность принятия обязательств;

8.4.добровольность принятия обязательств;

8.5.учет реальных возможностей принятия реальных обязательств;

8.6.обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;

8.7.отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;

8.8.взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

Стороны коллективного договора.

9.В соответствии со статьей 363 Трудового кодекса Республики Беларусь сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель.

10.Представительство интересов работников согласно части первой статьи 354 Трудового кодекса Республики Беларусь могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства. Так как действующим законодательством не установлены иные органы работников, представлять интересы работников имеют право только профсоюзы.

11.Представительство интересов работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместители. Кроме этого, следует учесть, что согласно части третьей статьи 356 Трудового кодекса Республики Беларусь не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, а также лицами, представляющими нанимателя.

12.Представителями интересов нанимателя в соответствии со статьей 355 Трудового кодекса Республики Беларусь выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций.

13.В соответствии со статьей 356 Трудового кодекса Республики Беларусь представительные органы работников и нанимателей, как стороны коллективных трудовых отношений, вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициаторами коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора.

14.Действующим законодательством сторонам предоставлено право самим определять время начала коллективных переговоров, а следовательно, и подготовки нового проекта коллективного договора. При этом профсоюзной организации следует иметь в виду, что для обеспечения наиболее полной защиты трудовых и социально-экономических прав работников необходимо определить время начала переговоров с таким расчетом, чтобы окончательно согласовать проект коллективного договора до окончания срока действующего коллективного договора.

15.Каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению коллективного договора, которые другая сторона обязана начать в семидневный срок. Коллективные переговоры могут быть начаты в иной срок по соглашению сторон (статья 357 Трудового кодекса Республики Беларусь). Примерная форма требования приведена в Приложении 1.

16.Статья 357 Трудового кодекса Республики Беларусь предусматривает для ведения коллективных переговоров создание на равноправной основе комиссии из равного числа уполномоченных представителей сторон.

17.Количество представителей от каждой из сторон переговоров устанавливается по взаимной договоренности сторон. Количество представителей от каждой стороны должно быть не менее трех человек.

18.Персональный состав комиссии по коллективным переговорам от профсоюзной организации утверждается на заседании профсоюзного комитета. Пример оформления протокола заседания профсоюзного комитета приведен в Приложении 2.

19.В случае подготовки к заключению первого коллективного договора (вновь созданная организация или профсоюзная организация, где коллективный договор не заключался) и распространения его действия на всех работников полномочия на ведение переговоров профсоюзному комитету необходимо получить на собрании (конференции) работников организации.

20.Руководитель организации, в свою очередь, принимает меры по созданию комиссии – издает приказ о назначении представителей нанимателя в комиссию по коллективным переговорам.

21.Выписка из протокола заседания профсоюзного комитета и копия приказа по организации будут являться документами, подтверждающими полномочия сторон на ведение коллективных переговоров.

22.На первой встрече представители сторон договариваются о регламенте переговоров, обмениваются информацией, оговаривают функции председательствующего, порядок ведения протокола и другие процедурные вопросы.

23.На заседаниях комиссии функции председательствующего выполняют поочередно сопредседатели сторон коллективных переговоров.

24.На последующих встречах представители сторон рассматривают проект коллективного договора, разъясняют и уточняют свои позиции по проекту. Если в ходе переговоров возникают разногласия по каким-либо вопросам, каждая сторона вправе взять перерыв для дополнительного изучения вопроса и поиска компромиссных решений.

Порядок ведения коллективных переговоров.

При этом следует иметь в виду, что согласно статье 357 Трудового кодекса Республики Беларусь стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке.

25.Каждое заседание комиссии обязательно протоколируется. Пример оформления протокола заседания комиссии приведен в Приложении 3.

26.Профсоюзному комитету целесообразно подготовить свой вариант проекта коллективного договора, взяв за основу нормы Генерального, Тарифного и местного соглашений и действующий в организации коллективный договор. В коллективном договоре рекомендуется предусматривать работникам дополнительные трудовые и социально-экономические гарантии по сравнению с нормами Генерального, Тарифного и местного соглашений.

27.Процесс разработки проекта и заключения коллективного договора, как правило, состоит из следующих основных этапов:

27.1.Проведение разъяснительной работы в структурных подразделениях о значении коллективного договора, о необходимости активного участия работников в поддержке своих представителей при отстаивании ими прав и интересов работников;

27.2.Организация сбора предложений от работников (по оплате труда, условиям труда и т.д.);

27.3.Анализ и систематизация поступивших предложений работников;

27.4.Подготовка проекта коллективного договора;

27.5.Обсуждение проекта коллективного договора работниками организации;

27.6.Доработка проекта коллективного договора по результатам обсуждения;

27.7.Проведение коллективных переговоров по проекту коллективного договора;

27.8.Принятие коллективного договора на собрании (конференции) работников;

27.9.Подписание коллективного договора.

Примерный план мероприятий по подготовке, ведению переговоров и принятию коллективного договора приведен в Приложении 4.

28.В соответствии со статьей 368 Трудового кодекса Республики Беларусь проект коллективного договора обсуждается сторонами в определенном ими порядке, а также может публиковаться в печати.

29.Целесообразно, чтобы все работники (в соответствии со сферой действия договора) приняли участие в обсуждении проекта коллективного договора, поскольку его нормы и положения касаются каждого из них. Для этого следует организовать обсуждение проекта коллективного договора во всех структурных подразделениях организации.

30.Наниматель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанного проекта коллективного договора до каждого члена коллектива.

31.При необходимости следует проанализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, перспективы ее развития. Для этого следует запросить у нанимателя необходимую информацию, которую согласно части четвертой статьи 357 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан представить. Право профсоюзов на получение от нанимателей информации закреплено также и в статье 20 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах».

32.После обсуждения проекта договора профсоюзный комитет дорабатывает его с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений и представляет в комиссию по ведению коллективных переговоров.

33.После проведения представителями сторон коллективных переговоров по проекту коллективного договора он вносится на утверждение собрания (конференции).

34.Целесообразно проект нового коллективного договора выносить на собрание (конференцию) с одновременным подведением итогов выполнения действующего коллективного договора, срок действия которого истекает.

35.Одновременно на собрание (конференцию) выносятся и все разногласия сторон по проекту коллективного договора для принятия решения о достижении согласия или возбуждения коллективного трудового спора. Пример оформления выписки из протокола собрания (конференции) приведен в Приложении 5.

36.При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта стороны могут, при соответствующем решении собрания, конференции подписать коллективный договор по согласованным позициям, а неурегулированные разногласия могут быть по решению собрания (конференции) предметом дальнейших переговоров или разрешаться в соответствии с действующим законодательством (глава 36 Трудового кодекса Республики Беларусь).

37.Собрание считается полномочным, если на нем присутствовало более половины работников, а конференция – не менее двух третей делегатов.

Коллективный договор считается одобренным, если за него проголосовало более 50 процентов присутствующих на собрании (конференции).

Разрешение разногласий, возникающих в ходе коллективных переговоров.

38.При разработке проекта коллективного договора у сторон коллективных переговоров могут возникнуть разногласия по поводу включения тех или иных норм и положений в этот локальный нормативный правовой акт. Если стороны путем переговоров и поиска компромиссного, взаимоудовлетворяющего решения не смогут прийти к согласию, то возникает коллективный трудовой спор.

39.Согласно статье 377 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, дополнения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

40.Возникшие разногласия между сторонами коллективных трудовых отношений превращаются в коллективный трудовой спор при наличии следующих условий:

40.1.Если стороны не смогли их урегулировать путем коллективных переговоров;

40.2.Если требования к нанимателю были утверждены на собрании (конференции) большинством голосов присутствующих;

40.3.Если эти требования наниматель отказывается удовлетворить (полностью или частично).

41.Сторонами коллективного трудового спора согласно статье 378 Трудового кодекса Республики Беларусь являются наниматель (наниматели, объединения нанимателей) и работники в лице их представительных органов.

42.В случае возникновения между сторонами коллективных трудовых отношений разногласий по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, дополнения, исполнения либо прекращения коллективных договоров требования к нанимателю утверждаются на собрании (конференции) большинством голосов присутствующих работников (делегатов конференции). Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция — не менее двух третей делегатов.

При этом в случае возникновения разногласий при заключении, изменении или дополненииколлективного договора требования работников выдвигаются по истечении одного месяца (или иного срока, определяемого сторонами коллективного договора) с начала ведения коллективных переговоров (статья 379 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Таким образом, можно еще раз обратить внимание на целесообразность представления на собрание (конференцию) работников вместе с проектом коллективного договора и всех разногласий по нему с нанимателем. Именно собрание правомочно решить, согласиться с нанимателем или направить нанимателю свои требования с целью, при их неудовлетворении, возбудить коллективный трудовой спор. Требования работников излагаются в письменной форме.

Наниматель обязан рассмотреть требования, в письменной форме не позднее чем в десятидневный срок со дня их получения уведомить о своем решении представительный орган работников и в трехдневный срок с даты отказа в удовлетворении всех или части требований Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о возникшем коллективном трудовом споре.

Коллективные трудовые споры рассматриваются:

1) примирительной комиссией;

2) с участием посредника.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным (статья 379 Трудового кодекса Республики Беларусь).

43.В случае возникновения спорных вопросов о возможности удовлетворения нанимателем обоснованных требований (части требований) профсоюзный комитет вправе направить предложения для рассмотрения собственнику или уполномоченному им органу, а также в вышестоящие органы Профсоюза.

44.Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

45.Предпочтительнее, чтобы члены примирительной комиссии, были уже предварительно определены в коллективном договоре, а также предусмотрено освобождение их от основной работы с сохранением средней заработной платы на время работы комиссии. Порядок создания и работы примирительной комиссии предусмотрены в статьях 380, 381 Трудового кодекса Республики Беларусь.

46.В протоколах заседаний примирительной комиссии необходимо отражать присутствие членов комиссии, избрание председательствующего, обсуждаемые вопросы, мнения сторон, результаты голосования, содержание решений по каждому требованию работников.

47.При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны по соглашению между ними могут обратиться к посреднику. Этот этап не является обязательным для сторон (это их право, но не обязанность). Порядок взаимоотношений с посредником определяется по соглашению между ним и сторонами коллективного трудового спора(статья 382 Трудового кодекса Республики Беларусь).

48.При недостижении согласия по разрешению коллективного трудового спора в примирительной комиссии либо с участием посредника коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже.

(статья 382, 383 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Подписание и регистрация коллективного договора.

49.Завершающей стадией заключения коллективного договора является его подписание.

50.Согласно статье 369 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор подписывают уполномоченные представители сторон. Как правило, по поручению собрания (конференции) со стороны нанимателя договор подписывает руководитель организации, со стороны работников (членов профсоюза) – председатель профсоюзного комитета.

В соответствии с требованием этой же статьи должна быть подписана каждая страница коллективного договора.

51.Согласно статье 367 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами.

52.В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Республики Беларусь подписанный коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя.

53.В соответствии со статьей 371 Трудового кодекса Республики Беларусь для регистрации коллективного договора наниматель представляет в регистрирующий орган следующие документы:

53.1.заявление в письменной форме с просьбой о регистрации (с указанием юридического адреса, фамилии, имени, отчества – полностью), контактного телефона представителей сторон, подписавших коллективный договор; даты подписания договора; отрасли (по основному виду деятельности); формы собственности; общей численности работников организации, в том числе профсоюзной организации; наименования вышестоящего профсоюзного органа);

53.2.коллективный договор, каждая страница которого подписана уполномоченными представителями сторон, в количестве, соответствующем числу заключивших его сторон плюс один экземпляр – для регистрирующего органа;

53.3.копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора.

На практике встречаются случаи проставления печатей организации на подписи сторон, что не является нарушением, однако и не является обязательным требованием.

54.Все необходимые для регистрации документы рекомендуется направлять в регистрирующий орган в течение одного месяца со дня заключения коллективного договора.

Практика выявила многочисленные факты представления на регистрацию документов профсоюзными организациями как более заинтересованной стороной.

55.Изменения и дополнения в коллективный договор вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном Трудовым кодексом Республики Беларусь для их заключения (статья 372), то есть если коллективный договор принят на собрании (конференции), то и изменения и дополнения к нему, по общему правилу, должны вноситься после принятия на собрании (конференции).

В то же время Трудовой кодекс Республики Беларусь не устанавливает в качестве обязательной стадии заключения коллективного договора утверждение его на общем собрании (конференции) работников. Даже если в организации такая стадия определена, в процессе внесения изменений и дополнений от нее можно отказаться.

Рекомендуем предусматривать, что «изменения и дополнения в коллективный договор вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, предусмотренном для их заключения, без утверждения их на общем собрании (конференции) работников. На обсуждение общего собрания (конференции) работников выносятся изменения и дополнения, по которым у сторон возникли разногласия».

Сфера и срок действия коллективного договора.

56.Согласно части первой статьи 365 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор распространяется на Нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен.

57.Согласно части второй статьи 365 Трудового кодекса Республики Беларусь действие коллективного договора распространяется на работников, от имени которых он не заключался (вновь принятых и др.), при условии, если они выразят согласие на это в письменной форме.

58.В соответствии со статьей 367 Трудового кодекса Республики Беларусь коллективный договор заключается на срок, который определяют стороны, но не менее чем на один год и не более чем на три года и вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами и действует до заключения нового коллективного договора, если в нем не предусмотрено иное.

Контроль за исполнением коллективного договора

59.Согласно статье 375 Трудового кодекса Республики Беларусь контроль за исполнением коллективного договора осуществляется сторонами, а также профсоюзами в порядке, установленном законодательными актами.

60.Согласно статье 374 Трудового кодекса Республики Беларусь информирование работников об исполнении коллективного договора производится в сроки, установленные в коллективном договоре, но не реже одного раза в полугодие.

61.Целесообразно вопросы контроля за исполнением коллективного договора возложить на созданную в организации комиссию по ведению коллективных переговоров по его заключению.

62.Комиссия отслеживает ход выполнения коллективного договора, информирует стороны о положении дел, ежеквартально подводит итоги выполнения, которые рассматриваются на расширенных заседаниях профкома, а один раз в год – на собрании (конференции) работников (членов профсоюза) организации.

По результатам подведения итогов выполнения коллективного договора в организации составляется акт выполнения коллективного договора (далее – Акт). Акт является основным документом, свидетельствующим о результатах работы по выполнению сторонами обязательств коллективного договора, посредством которого работники информируются о его выполнении. Акт подписывается председателями (сопредседателями) комиссии от нанимателя и профсоюзного комитета, после чего рассматривается (утверждается) на расширенном заседании профкома, общем или профсоюзном собрании (конференции). Примерная форма Акта представлена в Приложении 6.

63.При осуществлении контроля стороны обязаны представлять необходимую информацию. Согласно части второй статьи 463 Трудового кодекса Республики Беларусь для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от нанимателя, государственных органов.

64.Согласно статье 16 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» профсоюзы вправе осуществлять общественный контроль за выполнением коллективного договора.

При осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за выполнением коллективного договора правовые и технические инспекторы труда Профсоюза имеют право требовать от стороны коллективного договора устранения выявленных нарушений коллективного договора посредством направления представления об устранении этих нарушений, которое обязательно для исполнения (пункт 23 Положения о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»). О принятом решении сторона, получившая представление, обязана письменно информировать в указанный срок Профсоюз.

При осуществлении общественного контроля за выполнением коллективного договора в формах, не связанных с проведением проверок, Профсоюз вправе выдать стороне коллективного договора рекомендацию по устранению установленных нарушений (подпункт 1.5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»; подпункт 15.8 пункта 15 Порядка осуществления общественного контроля руководителями и представителями Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ, и их организационных структур, подпункт 23.12 пункта 23 Положения о правовой инспекции труда, утвержденных постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 25 августа 2010 г. № 180).

О принятом решении сторона, получившая рекомендацию, обязана письменно информировать в указанный срок Профсоюз.

65.В случае отказа нанимателя, получившего представление, удовлетворить требования Профсоюза и при недостижении соглашения между ними разногласия рассматриваются в соответствии с порядком, предусмотренном законодательством о труде для разрешения коллективных трудовых споров.

Ответственность за неисполнение коллективного договора.

66.Одним из основных принципов социального партнерства является обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства.

67.Согласно статье 376 Трудового кодекса Республики Беларусь за неисполнение норм и обязательств, предусмотренных коллективным договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством, коллективным договором.

68.При разработке проекта коллективного договора рекомендуется установить в коллективном договоре конкретные меры дисциплинарной, материальной и иной ответственности за невыполнение его положений. Такими мерами могут быть: привлечение к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством о труде; лишение полностью или частично надбавок, премий и других персональных выплат; расторжение трудового договора (контракта) с руководителями, не обеспечившими выполнение обязательств коллективного договора, заслушивание нанимателя на заседании профсоюзного комитета.

Гарантии и компенсации участникам коллективных переговоров.

69.Трудовым кодексом Республики Беларусь предусмотрены определенные гарантии работникам, участвующим в коллективных переговорах. В соответствии со статьей 101 Трудового кодекса Республики Беларусь за работниками сохраняется средний заработок в случае участия в рабочее время в коллективных переговорах в порядке и на условиях, предусмотренных коллективными договорами, а при их отсутствии – по соглашению между сторонами коллективных переговоров.

70.Статья 24 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» предусматривает,что в случае, если профсоюз является участником заключенного коллективного договора, привлечение к дисциплинарной ответственности профсоюзных работников, уполномоченных профсоюзом на участие в комиссиях по коллективным переговорам, примирительных комиссиях, допускается только с предварительного согласия профсоюзного органа.

71.В коллективном договоре могут предусматриваться и другие гарантии и компенсации представителям работников: в период ведения коллективных переговоров они не могут быть переведены на другую работу, перемещены на другое рабочее место или уволены по инициативе нанимателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа Профсоюза.

Приложение 1

Требование

о проведении коллективных переговоров

На основании статьи 357 Трудового кодекса Республики Беларусь, в соответствии с решением профсоюзного комитета __________________________________________ от «__» ________201__ г. предлагаю начать коллективные переговоры по заключению коллективного договора на 201_ – 201_ годы ___ _________201__г.

Приложение 2

Белорусский профсоюз работников культуры

Наименование вышестоящей организации

Наименование профсоюзного комитета

Протокол № __

Председательствующий __________(фамилия, инициалы)

Присутствовали: члены профсоюзного комитета (фамилия, инициалы в алфавитном порядке)

Приглашенные: (фамилия, инициалы, должность)

1. О начале переговоров с нанимателем по заключению коллективного договора на 201__ – 201__ годы.

Слушали: Информацию председателя профкома «О заключении коллективного договора между…………………. на 201__ — 201__ годы.».

Профкому вступить в переговоры с нанимателем по заключению коллективного договора на 201__ – 201__годы до _____________ 201__ г.

Голосовали: «за» ______, «против» _______, «воздержались» _____.

2. О создании комиссии по коллективным переговорам.

Слушали: Информацию председателя профкома (прилагается).

Постановили: Утвердить следующий состав комиссии по коллективным переговорам от профсоюзной организации:

  1. _____________________
  2. _____________________
  3. _____________________

Голосовали: «за» ______, «против» _______, «воздержались» _________.

3. О подготовке проекта коллективного договора.

Слушали: Информацию председателя профкома (прилагается).

Постановили: Поручить профсоюзному комитету совместно с комиссией по коллективным переговорам подготовить проект коллективного договора на 201__ – 201__ годы до «___»____________201__ г.

Голосовали: «за» ______, «против» _______, «воздержались» _________.

Приложение 3

заседания комиссии по коллективным переговорам

от «__» _________ 201__ г. № __

Присутствовали члены комиссии:

  1. _____________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________
  3. _____________________________________________________________

от профсоюзной организации

  1. _____________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________
  3. _____________________________________________________________
  1. _____________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________
  3. _____________________________________________________________
  1. _____________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________
  3. _____________________________________________________________

Включить в разногласия:

  1. _____________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________
  3. _____________________________________________________________

Дата следующего заседания комиссии:

Вопросы, которые будут обсуждаться:

Приложение 4

Примерный план мероприятий

профсоюзного комитета по подготовке, ведению

переговоров и принятию коллективного договора

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Ответственный за выполнение

Отметка о выполнении

Включение в план работы профсоюзного комитета разработки коллективного договора