Комментарии ст 65 тк рф

Комментарии ст 65 тк рф

Комментарий К. Я. Ананьевой

Ст. 19 КЗоТа содержала общий запрет требовать от работника документы, не предусмотренные законодательством Перечня таких документов российское законодательство не давало, что приводило нередко на практике к необоснованному его расширению.

Ст. 65 ТК не только устанавливает запрет требовать от лица, поступающего на работу, документы, помимо предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, но и дает перечень необходимых документов, которые обязан потребовать работодатель В их числе:

– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

– трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

– страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

– документы воинского учета для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

– документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (врачи, водители и др.).

В установленных законодательством случаях с учетом специфики работы от поступающих на работу должны быть потребованы и иные документы. Например, при приеме инвалидов – индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная МСЭК (ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г.). Лицо, поступающее на государственную службу, обязано предъявить справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении (ФЗ РФ «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г.). Непредставление таких сведений является основанием для отказа в назначении на должность государственного служащего.

При поступлении гражданина на работу впервые работодатель обязан оформить трудовую книжку и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Комментарий К. Н. Гусова

§ 1. В отличие от прежнего КЗоТ РФ (ст. 19) Трудовой кодекс в ч. 1 комментируемой статьи содержит перечень документов, которые лицо, поступающее на работу, обязано предъявлять работодателю. К таким документам относится паспорт. Он выдается всем гражданам Российской Федерации, достигшим четырнадцатилетнего возраста и проживающим на территории РФ (см. п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444). Лица, уволенные из Вооруженных Сил РФ, предъявляют также военный билет; удостоверение личности для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов).

§ 2. Вторым документом является трудовая книжка. О ней подробнее см. ст. 66 ТК и комментарий к ней.

§ 3. В числе необходимых документов – страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Работодатель вправе потребовать ОТ лица при приеме на работу такое свидетельство в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1401).

§ 4. Для лиц, подлежащих призыву на военную службу, необходимыми являются документы воинского учета: а) у граждан, пребывающих в запасе, – военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета; б) у граждан, которые подлежат призыву на военную службу, – удостоверение граждан, подлежащих призыву на военную службу.

§ 5. При приеме на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, гражданин предъявляет документ об образовании, получении соответствующей квалификации или наличии специальных знаний. Например, диплом о высшем медицинском образовании, аттестат о среднем образовании, диплом об окончании ПТУ, удостоверение на право вождения автобуса, троллейбуса, трамвая, свидетельство киномеханика и др.

§ 6. В соответствии с ч. 2 ст. 65 Кодекса в отдельных случаях с учетом специальных работ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора других дополнительных документов.

Например, при приеме на работу лиц моложе 18 лет и для некоторых других категорий работников (врачи, педагоги) работодатель вправе потребовать от них предъявления соответствующей справки о состоянии здоровья. Подробнее см. ст. 213 ТК и комментарий к ней.

При приеме на работу инвалидов необходима рекомендация МСЭК, при приеме на работу по конкурсу на замещение вакантных должностей -письменная характеристика с последнего места работы. Для государственного служащего при назначении на руководящую должность необходимо представление декларации о его доходах и медицинское заключение о состоянии здоровья.

§ 7. Необходимо помнить, что законодатель запрещает требовать от лица, поступающего на работу, другие документы, помимо предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Это является важной юридической гарантией.

§ 8. Если гражданин впервые заключает трудовой договор, то работодатель заводит на него трудовую книжку и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Комментарий С. А. Панина

1. В части первой ст. 65 Кодекса содержится общий перечень документов, которые работодатель вправе по требовать от любого лица, поступающего на работу. Такими документами являются:

а) паспорт гражданина РФ, который в соответствии с Указом Президента РФ от 13.03.97 № 232 (СЗ РФ, 1997, № 11, ст. 1301) является основным документом, удостоверяющим его личность.

Паспорт может быть заменен иным документом, удостоверяющим личность гражданина, однако ст. 65 Кодекса не устанавливает каким именно. Представляется, что в данном случае работодателем может быть принят во внимание перечень документов, удостоверяющих личность гражданина, необходимых для осуществления регистрационного учета.

В соответствии с п. 5 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.95 № 713 (СЗ РФ, 1995, № 30, ст. 2939), кроме паспорта документами, удостоверяющими личность гражданина, необходимыми для регистрационного учета, являются:

свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 16 летнего возраста;

заграничный паспорт – для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории РФ;

удостоверение личности – для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);

военный билет – для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту;

справка об освобождении из мест лишения свободы – для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина;

б) трудовая книжка (кроме случаев, когда работник поступает на работу по совместительству или трудовой договор заключается впервые);

в) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Пунктом 15 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (СЗ РФ, 1996, № 14, ст. 1401) установлено, что работодатель вправе потребовать от поступающего на работу застрахованного лица не только предъявления страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, но и представления сведений, необходимых для ведения учета;

г) документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.

В соответствии с п. 23 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 25.12.98 № 1541 (СЗ РФ, 1999, № 1, ст. 192), при приеме на работу работодатель вправе потребовать у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, – удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. При приеме указанных документов гражданам выдается расписка;

д) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

2. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, при поступлении на работу необходимо представление дополнительных документов.

Например, лица, поступающие на государственную службу, обязаны предъявить медицинское заключение о состоянии здоровья и справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении (ст. 21(4) Федерального закона от 31.07.95 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» – СЗ РФ, 1995, п. 31, ст. 2990).

Лица моложе 18 лет и некоторые другие категории работников принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра (ст. 213 и 266 Кодекса), поэтому работодатель вправе потребовать от них предъявления соответствующей справки о состоянии здоровья.

От лица, поступающего на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, работодатель вправе потребовать представления дополнительных документов для оформления допуска к государственной тайне.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (Ведомости РФ, 1992, № 17, ст. 888) основанием для заключения частным детективом трудового договора с объединением частных Детективов служит лицензия на работу в качестве частного детектива.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (СЗ РФ, 1998, № 26, ст. 3009) лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

Комментарий Е. А. Шаповал

Законодательно определен, а также расширен перечень документов, предъявляемых гражданином при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ). Напомним, что ранее перечень таких документов был установлен п. 6 Типовых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР по согласованию с ВЦСПС 20.07.84 № 213 (далее – Типовые правила внутреннего трудового распорядка). Теперь наряду с паспортом, трудовой книжкой, документом об образовании, если работа требует наличия специального образования, работодатель вправе требовать от лица, устраивающегося на работу, также страховое свидетельство государственного пенсионного страхования и документы воинского учета. Иные документы, кроме указанных в ст. 65 ТК РФ, можно требовать при приеме на работу лишь в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования оформляются работодателем.

В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.

Комментарий к статье 65 Трудового Кодекса РФ

1. Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ.

Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ.

Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.

Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828.

2. В соответствии с п. 14 Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719) воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;
б) граждане, пребывающие в запасе:
мужского пола, пребывающие в запасе;
уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;
не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
прошедшие альтернативную гражданскую службу;
женского пола, имеющие военно-учетные специальности.

Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется на основании Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно п. 4 ст. 8 названного Закона документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине: а) фамилия, имя и отчество; б) дата рождения; в) место жительства; г) семейное положение; д) образование; е) место работы; ж) годность к военной службе по состоянию здоровья; з) профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях; и) основные антропометрические данные; к) прохождение военной или альтернативной гражданской службы; л) прохождение военных сборов; м) владение иностранными языками; н) наличие военно-учетных и гражданских специальностей; о) наличие спортивного разряда кандидата в мастера спорта, первого спортивного разряда или спортивного звания; п) возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела; р) наличие судимости; с) бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на период мобилизации и на военное время.

Гражданам, пребывающим в запасе, выдается военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а гражданам, подлежащим призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

3. Права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации определены Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713. Работодатель не имеет права требовать от работника документы, подтверждающие его регистрацию.

4. Работодатель имеет право в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»: потребовать от застрахованных лиц при приеме их на работу предъявить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и представить ему сведения, определенные ст. 9 упомянутого Федерального закона, для представления их в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ; дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ.

5. При поступлении на муниципальную службу гражданин в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» представляет:
1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;
2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
3) паспорт;
4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
5) документ об образовании;
6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ;
8) документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
9) заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;
10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
11) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Сведения, представленные в соответствии с названным Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу.

В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу.

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта РФ.

Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы.

Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

6. Работодатель и заказчик работ (услуг) в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
1) постоянно проживающих в Российской Федерации;
2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

7. Образовательное учреждение на основании лицензии выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании и (или) квалификации (ст. 27 Закона РФ «Об образовании»). Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.

Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов утв. Приказом Минобрнауки России от 10 марта 2005 г. N 65.

Инструкция о выдаче документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации и академической справки (справки об обучении в образовательном учреждении) утв. Приказом Минобразования России от 22 мая 2000 г. N 1509.

Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации, заполнении и хранении соответствующих бланков документов утв. Приказом Минобрнауки России от 23 марта 2007 г. N 92.

Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ.

Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении по программам последующего уровня образования.

Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу. В Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы): 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование — бакалавриат; 6) высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура; 7) послевузовское профессиональное образование.

Формы документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации утв. Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2006 г. N 340.

8. В отдельных случаях с учетом специфики работы ТК, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Например, в соответствии со ст. 324 ТК заключение трудового договора с лицами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, допускается при наличии у них медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях. Также может требоваться справка об отсутствии судимости. Ее необходимо представлять лицам, поступающим на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами (Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 892); педагогическим работникам (ст. 53 Закона РФ «Об образовании»); авиационному персоналу (ст. 52 ВК); работникам ведомственной охраны (Федеральный закон «О ведомственной охране»).

Приказом МВД России от 1 ноября 2001 г. N 965 утв. Инструкция о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости. Приводим текст с нумерацией документа.

Приложение
к Приказу МВД России
от 1 ноября 2001 г. N 965

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ СПРАВОК
О НАЛИЧИИ (ОТСУТСТВИИ) У НИХ СУДИМОСТИ

Приложение 1
к Инструкции о порядке
предоставления гражданам
справок о наличии (отсутствии)
у них судимости

Приложение 2
к Инструкции о порядке
предоставления гражданам
справок о наличии (отсутствии)
у них судимости

9. См. также ст. 283 ТК.

10. Постановлением Минтруда России от 29 апреля 2003 г. N 23 утв. Порядок подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.

11. В соответствии с комментируемой статьей работодатель не имеет права требовать от работника представления заявления о приеме на работу, а также помещать заявление в личное дело.

12. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. N 65-ст.

Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД) утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 299.

Статья 65 ТК РФ. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

Новая редакция Ст. 65 ТК РФ

Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;

справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которая выдана в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования оформляются работодателем.

В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.

Комментарий к Статье 65 ТК РФ

Еще одна группа ограничений охватывает ситуации, связанные с предъявлением со стороны работодателя требований о предоставлении работником документов, необходимых для заключения трудового договора и документального оформления приема на работу. В этой связи прокомментируем статью 65 Трудового кодекса РФ, определяющую базовый перечень документов, которые лицо, поступающее на работу, обязано предъявить работодателю. К числу таких документов отнесены:

паспорт (иной аналогичный документ), удостоверяющий личность поступающего на работу;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

документы воинского учета — для военнообязанных, а также лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Вместе с тем в отдельных случаях для заключения трудового договора может предусматриваться необходимость предъявления лицом, поступающим на работу, дополнительных документов. Соответствующие требования на этот счет устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ исходя из специфики работы (трудовой функции), которую предполагается поручить лицу, поступающему на работу.

Требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ запрещается. В связи с последним замечанием подчеркнем, что работодатель с целью получения от лица, поступающего на работу, каких-либо дополнительных документов в связи с заключением трудового договора не вправе ссылаться на какие-либо иные нормативно-правовые акты, за исключением перечисленных выше, поскольку подобные требования не могут быть установлены ни законами субъекта РФ, ни постановлениями министерств (ведомств), ни решениями органов территориальной (местной) власти.

Следует отметить, что Федеральным законом N 90-ФЗ в комментируемую статью была добавлена часть 5, согласно которой в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.

Другой комментарий к Ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В соответствии со ст. 65 ТК РФ работник должен представить, а работодатель обязан потребовать документы, необходимые для заключения трудового договора. При этом работодатель не вправе требовать от работника представления документов, не предусмотренных законодательством.

Документы, которые работник должен предъявить при заключении трудового договора, можно разделить на две группы.

В первую группу входят документы, предъявляемые каждым при поступлению на любую работу. Вторую группу составляют документы, предъявляемые в случае, если лицо, поступающее на работу, обладает специфическими, определяемыми законом качествами либо если такими особенностями обладает работа, для выполнения которой заключается трудовой договор.

2. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность), трудовую книжку и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Специального законодательства, определяющего виды документов, удостоверяющих личность, не существует. Имеются нормативные акты, довольно подробно регламентирующие статут паспорта гражданина РФ, а также акты, определяющие указанные документы в связи с необходимостью решения иных задач.

Паспорт — основной документ, удостоверяющий личность гражданина России на территории РФ (см. Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»).

Сведениями о личности гражданина являются фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. Отметки, производимые в паспорте (об отношении к воинской обязанности, о регистрации и расторжении брака, о детях, не достигших 14-летнего возраста, в том числе отметки о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета), не относятся к сведениям о личности гражданина, поэтому их наличие или отсутствие не может служить основанием для работодателя при заключении или отказе в заключении трудового договора (см. п. п. 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»).

В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» документом, заменяющим паспорт гражданина, является документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории РФ для ее граждан такими документами являются:

военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством РФ;

документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, по которому гражданин РФ осуществляет въезд в РФ в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из РФ и въезда в РФ (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории России);

паспорт моряка (удостоверение личности моряка);

справка установленной формы, выдаваемая гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемым и обвиняемым, в порядке, утверждаемом Правительством РФ.

Для иностранных граждан — документ, удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание в РФ в соответствии с федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в РФ.

За пределами территории РФ документами, заменяющими паспорт гражданина РФ, являются документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, по которым граждане России осуществляют въезд в РФ, а также иные документы, по которым граждане РФ вправе пребывать на территории иностранного государства в соответствии с международным договором РФ.

3. Другим документом, обязательно предъявляемым работником при заключении трудового договора, является трудовая книжка. В исключение из этого общего правила трудовая книжка не предъявляется в случае ее отсутствия (когда работник впервые поступает на работу), а также при поступлении на работу по совместительству (см. ст. 66 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования выдается каждому застрахованному лицу Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами. В нем указываются страховой номер индивидуального лицевого счета, дата регистрации в качестве застрахованного лица и его анкетные данные (см. п. 1 ст. 7 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»).

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

5. Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора должны предъявить документы воинского учета.

В силу Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1541, основными документами воинского учета являются:

для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);

для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Для осуществления воинского учета руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:

а) проверять при приеме на работу (учебу) у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. При приеме указанных документов гражданам выдается расписка;

б) устанавливать, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете;

в) направлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет, в соответствующий орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства;

г) обеспечивать полноту и качество воинского учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, из числа работающих (обучающихся) в организациях (в образовательных учреждениях);

д) сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, — с учетными данными органа местного самоуправления;

е) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, встающих на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

ж) своевременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на период мобилизации и на военное время;

з) ежегодно представлять в соответствующие военные комиссариаты в сентябре списки юношей 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;

и) оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат;

к) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) в военные комиссариаты для постановки на воинский учет;

л) сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты о всех гражданах, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу, и принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений);

м) направлять по запросам военного комиссара сведения о численности работников организаций, в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время.

6. Документ об образовании, квалификации или о наличии специальных знаний должен представить работник при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Например, заключение трудового договора, предполагающего работу в качестве водителя автомобиля, возможно только при наличии соответствующего документа (водительского удостоверения, подтверждающего право данного лица на управление транспортным средством соответствующего класса и грузоподъемности). О порядке и условиях получения права на управление транспортными средствами см. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В соответствии со ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. правом на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью обладают лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности (см. Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 499, и Номенклатуру работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, утвержденную Приказом Минздрава России от 26 июля 2002 г. N 238).

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация) или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (см. Положение о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в РФ лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 1995 г. N 119; Приказ Минздрава России от 26 июля 2000 г. N 284 о специальных экзаменах для указанных лиц и Временный перечень образовательных учреждений, в которых создаются постоянно действующие комиссии для проведения специальных экзаменов для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации, утвержденный Приказом Росздравнадзора от 9 июня 2006 г. N 1383-пр/06).

В силу ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие необходимый образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденными Правительством РФ (см. ст. 331 и комментарий к ней). Наличие соответствующего образования подтверждается документом об образовании.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» устанавливает, что частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность (ст. ст. 4, 6). Руководителем охранного предприятия может быть лицо, имеющее высшее образование (ст. 12).

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами (ст. 15).

Постановлением Госстандарта России от 14 июля 2000 г. N 46 «О создании и государственной регистрации Системы добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р» предусмотрен сертификат компетентности эксперта.

7. Работодатель не вправе требовать, чтобы работник прошел предварительный медицинский осмотр и представил соответствующую медицинскую справку. Однако из этого общего правила есть исключения (см. ст. 69 ТК РФ и комментарий к ней).

Обязанность прохождения медицинского осмотра определяется одним из трех факторов: либо личностными особенностями работника, либо особенностями той работы, для выполнения которой заключается трудовой договор, либо спецификой места применения труда работника.

Так, в соответствии со ст. 266 ТК РФ лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (см. ст. 266 ТК РФ и комментарий к ней).

Предварительный при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры проходят работники транспорта, предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций.

Заключение трудового договора с лицами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, допускается при наличии у них медицинского заключения об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях (см. ст. 324 ТК РФ и комментарий к ней).

Характер некоторых видов труда предъявляет особые требования к состоянию не только физического, но и психического здоровья работника. В связи с этим законодательство устанавливает дополнительные требования к лицу, стремящемуся занять соответствующую должность или выполнять определенную работу (см. ст. 69 ТК РФ и комментарий к ней).

8. Указ Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» предусматривает представление лицами, замещающими соответствующие должности, сведений о доходах, которые рассматриваются в устанавливаемом Указом Порядке.

Сведения о доходах, в частности, должны быть представлены при поступлении на государственную (ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») и муниципальную (ст. 12 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации») службы.

9. В ряде случаев заключению трудового договора с некоторыми категориями работников предшествует проведение определенных действий и оформление соответствующих документов.

Так, работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта (ст. 328 ТК РФ). Следовательно, в данном случае заключение трудового договора возможно при наличии трех видов документов: о прохождении профессионального отбора, профессиональной подготовки и предварительного медицинского осмотра, проводимого в особом, формализованном порядке.

Проведение профессионального отбора, а в ряде случаев и прохождение предварительной профессиональной подготовки предусмотрены и для некоторых других категорий работников.

10. Специфика личности работника либо поручаемой ему работы является основанием для введения административно-разрешительного порядка вступления в трудовые отношения. Такой порядок, в частности, установлен при заключении трудового договора с иностранными гражданами, а также для выполнения работ, связанных с допуском к государственной тайне.

11. О правовом статусе иностранных граждан в сфере трудового права см. ст. 11 ТК РФ и комментарий к ней.

12. Руководствуясь Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне», Правительство РФ устанавливает, что граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Допуск граждан к государственной тайне на территории РФ и за ее пределами осуществляется руководителями соответствующих организаций в установленном порядке. Руководители организаций несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей (Постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне»).

Таким образом, для рассматриваемой группы случаев характерно определенное административное ограничение договорной свободы, когда при наличии обоюдной воли к заключению трудового договора, одной из сторон или каждой из них законом вменяется в обязанность получить некоторые дополнительные документы или произвести дополнительные действия, что является необходимым условием вступления в трудовое правоотношение.

13. В порядке конкурсного подбора кадров поступают на работу лица творческих профессий (актеры, музыканты), а также лица, замещающие должности профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях. В порядке конкурса замещаются вакантные государственные должности государственной службы (ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ»).

В отдельных ведомствах РФ действуют особые нормативные акты о проведении конкурса.

Конкурсный порядок подбора кадров установлен для замещения должностей работниками определенных профессий.

Правовое регулирование конкурса осуществляют и субъекты Федерации.

Наконец, конкурсный порядок подбора кадров может быть предусмотрен уставом (положением) организации, в котором определены перечни должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности (см. ст. 18 ТК РФ и комментарий к ней).