Комментарий 69 коап рф

Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ

1. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. То же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ. Действие настоящего примечания распространяется на административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 6.9 КоАП РФ

1. Факт совершения правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, должен быть подтвержден (помимо протокола об административном правонарушении) справкой медицинской организации о наличии в организме правонарушителя следов потребления наркотического средства (психотропного вещества), рапортом уполномоченного сотрудника полиции, протоколом об административном задержании.

2. Комментируемая статья устанавливает альтернативные виды санкций, при применении которых не следует забывать, что в отношении физического лица административная ответственность дифференцируется в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию наказания.

Так, Постановлением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Татарстан, гражданин иностранного государства Х. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного ареста сроком на 10 суток с административным выдворением за пределы России. Х. обратился с жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на то, что при назначении наказания не были учтены обстоятельства дела.

Удовлетворяя жалобу, Верховный Суд РФ исходил из того, что в силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Из материалов дела следовало, что на территории России у Х. проживает несовершеннолетний сын — гражданин РФ, который является инвалидом, а также супруга.

Согласно российскому законодательству въезд в Россию иностранному гражданину не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в стране такой гражданин подвергался административному выдворению за пределы страны, — в течение пяти лет с момента такого выдворения, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Х. на уважение семейной жизни. Санкция ст. 6.9 КоАП РФ является альтернативной, при этом с учетом конкретных обстоятельств дела назначение Х. административного наказания в виде административного выдворения противоречит требованиям индивидуализации наказания, учета степени общественной опасности содеянного и достижения целей наказания (см. подробнее Постановление Верховного Суда РФ от 17.06.2013 N 11-АД13-8).

Комментарии к СТ 6.9 КоАП РФ

Статья 6.9 КоАП РФ. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача

Комментарий к статье 6.9 КоАП РФ:

1. В соответствии с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. M., 1994. Вып. XLVII. С. 133 — 157) каждая Сторона с учетом своих конституционных положений и основных принципов своей правовой системы принимает такие меры, которые могут потребоваться для того, чтобы признать правонарушениями согласно своему законодательству, когда они совершаются преднамеренно, хранение, приобретение или культивирование любого наркотического средства или психотропного вещества для личного потребления в нарушение положений Конвенции 1988 г., Конвенции ООН 1961 г. с поправками или Конвенции 1971 г.

Статьей 40 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп.) в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Понятие наркотических средств и психотропных веществ определено в ст. 1 названного Федерального закона (см. комментарий к ст. 6.8 Кодекса).

2. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области охраны здоровья населения.

Следует иметь в виду, что УК РФ не установлена уголовная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Привлечение физического лица к административной ответственности является превентивной мерой, направленной на сохранение его здоровья путем раннего выявления заболевания наркоманией, предотвращение злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.

По данной статье не квалифицируются административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, связанные с потреблением наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ч. 3 ст. 20.20 и ст. 20.22 Кодекса).

3. Объективную сторону данного правонарушения составляют совершенные в нарушение установленного порядка действия по употреблению без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 (с изм. и доп.).

Лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения или употребило наркотическое средство или психотропное вещество, может быть направлено органами прокуратуры, органами дознания, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следователем или судьей на медицинское освидетельствование (ст. 44 названного Федерального закона).

4. Субъект правонарушения по ч. 1 данной статьи — физическое лицо (гражданин РФ), достигшее 16-летнего возраста.

5. Субъект правонарушения по ч. 2 данной статьи — иностранный гражданин или лицо без гражданства (см. п. 5 комментария к ст. 6.8).

6. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только умышленно. Виновный сознает, что он производит противоправные действия, предвидит их вредные последствия и желает их либо сознательно допускает.

7. Норма примечания к данной статье Кодекса об освобождении от административной ответственности лица, добровольно обратившегося в лечебно-профилактическое учреждение в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, и направлении такого лица с его согласия на медицинское и социальное восстановление соответствует положениям подп. «с» п. 4 ст. 3 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, предусматривающим при малозначительности правонарушения случаи применения мер перевоспитания либо социальной реинтеграции, а также, если правонарушитель является наркоманом, его лечения и последующего наблюдения за ним.

8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ст. 23.1).

Протоколы о совершении указанных правонарушений по данной статье составляются сотрудниками органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3) и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 83 ч. 2 ст. 28.3).

Статья 6.9 КоАП РФ. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (действующая редакция)

1. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. То же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ. Действие настоящего примечания распространяется на административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 6.9 КоАП РФ

1. Субъектом данного административного правонарушения может быть только физическое лицо.

Лицо вправе потреблять наркотические средства, психотропные вещества, отпущенные в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения по рецептам, содержащим назначение указанных средств, веществ, выписанным на специальных бланках. Форма, порядок регистрации, учета, хранения бланков рецептов определяются Минздравом России (п. 1, 2 ст. 26 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»).

Потребление наркотических средств, психотропных веществ с нарушением указанного порядка рассматривается в качестве противоправного деяния и квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.

2. Административная ответственность в соответствии с данной статьей КоАП наступает за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.20 (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах), ст. 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах) КоАП (см. комментарии к указанным статьям).

По смыслу комментируемой статьи понимается проступок, выразившийся в потреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения лечащего врача. Согласно ст. 58 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 под лечащим врачом понимается врач, оказывающий медицинскую помощь пациенту в период его наблюдения и лечения в амбулаторно-поликлиническом или больничном учреждении. Лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования.

3. О понятиях наркотических средств, психотропных веществ см. комментарий к ст. 6.8.

4. При совершении данного правонарушения предусмотрена возможность освобождения лица от административной ответственности в следующих случаях: при добровольном обращении лица в лечебно-профилактическое учреждение для лечения, а также при направлении лица с его согласия на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение.

Применительно к ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» под наркоманией понимается заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Под больным наркоманией понимается лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с указанным Федеральным законом, поставлен диагноз «наркомания».

5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 и ч. 3 указанной статьи).

Комментарий к статье 6.9 КОАП РФ. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ

1. Незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ подразумевает потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

На основании статьи 40 ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 25.10.2006) «О наркотических средствах и психотропных веществах» в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, при этом общий порядок отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам закреплен в статье 25 данного Закона. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.05.2005 N 330 утвержден Перечень должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам, зарегистрированный в Минюсте РФ 10.06.2005 N 6711. К вышеуказанным лицам относятся: заведующий аптечной организацией; заместитель заведующего аптечной организацией; заведующий отделом аптечной организации; заместитель заведующего отделом аптечной организации; провизор аптечной организации; фармацевт аптечной организации.

Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ либо организация, содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ и др. содержит состав преступления в рамках статей 230, 232 и др. УК РФ.

2. Исключениями, которые содержатся в данной статье, выступают случаи, предусмотренные ч. 3 ст. 20.20, то есть потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, а также ст. 20.22 — появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (см. комментарии к указанным статьям КоАП РФ).

3. При совершении данного правонарушения предусмотрена возможность освобождения лица от административной ответственности в следующих случаях: при добровольном обращении лица в лечебно-профилактическое учреждение для лечения, а также при направлении лица с его согласия на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение.

5. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями на основании процессуальных документов (см. комментарии к статьям 23.1 и 28.3 КоАП РФ).

6. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, установленный порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов и общественный порядок.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выраженные в незаконном потреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Субъектом правонарушения выступают физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Субъективная сторона деяния выражается в форме прямого умысла.

Комментарий 69 коап рф

Прием и выдача документов по судебным делам

ул. К. Либкнехта, 4, г. Нытва

тел. (34272) 3-03-53

ул. Ленина, 27, г. Оханск

тел. (34279) 3-19-54

о практике привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.9 КоАП РФ

1. Применение положений о действии закона во времени.

В настоящее время положения ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ изложены в редакции ФЗ от 03.02.2015 № 7-ФЗ, вступившего в силу с 15 февраля 2015 года:

«Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».

Таким образом, с 15 февраля 2015 года административно наказуемым является не только потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, но и потребление потенциально опасных психоактивных веществ.

В этой связи с понятийный аппарат Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» дополняется понятиями « новые потенциально опасные психоактивные вещества », под которыми понимаются вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в России запрещен, и « оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ » — производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, использование, ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ, а также сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ (их продажа, дарение, обмен либо отчуждение этих веществ другим лицам любыми способами).

(Для сведения – в связи с появлением указанных понятий введена также уголовная ответственность за совершение соответствующих действий).

2. Компетенция по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.9 КоАП РФ.

В силу ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, относится к компетенции мировых судей.

Вместе с тем, поскольку санкция ч. 2 ст. 69 КоАП РФ (предусматривает ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства и введена Федеральным законом от 28.12.2010 № 417-ФЗ) предусматривает наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, то в силу ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела о таких правонарушениях рассматриваются судьями районных судов.

3. Подготовка дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, для рассмотрения.

Помимо общих положений КоАП РФ необходимо учитывать, что в силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

При этом с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 16.04.2014 № 7-АД13-8, в случае, если одновременно с направлением протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, в суд не будет доставлено лицо, привлекаемое к административной ответственности (либо иным образом не будет обеспечена его явка), то с учетом положений ч. 4 ст. 29.6, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении на стадии подготовки к рассмотрению дела вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ (ст. 29.1 КоАП РФ).

Кроме того, необходимо учитывать специальные сроки рассмотрения указанной категории дел, а именно в силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

4. Поскольку санкция ст. 6.9 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде административного выдворения, то при решении вопроса о применении данного вида наказания необходимо исходить из общих условий привлечения иностранных граждан (лиц без гражданства) к административной ответственности, а именно учитывать положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г .) о том, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни; не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

5. Существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.9 КоАП РФ имеет дата совершения такого правонарушения.

Как следует из диспозиции ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ правонарушением является сам факт потребления запрещенных веществ. При указанных обстоятельствах дата такого потребления должна быть указана в протоколе об административном правонарушении, как обстоятельство в силу ч. 2 ст. 28.2 и п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ подлежащее доказыванию, а также как обстоятельство необходимое для определения срока давности привлечения к административной ответственности.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан составляет один год.

6. Нытвенским районным судом за период 2012-2015 (два месяца) годов рассмотрена одна жалоба на постановление мирового судьи судебного участка № 104 Нытвенского муниципального района, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 103 Нытвенского муниципального района Пермского края, от 27 августа 2013 года, которым Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ с назначением административного наказание в виде административного ареста сроком на пять суток.

Постановление оставлено без изменения, жалобы Р. без удовлетворения (дело № 12-80/2013).

7. За период 2012-2015 (два месяца) годов в Нытвенский районный суд для рассмотрения в качестве суда первой инстанции поступило три дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, все в 2014 году.

Основанием для направления указанных дел в районный суд послужил вывод должностных лиц о проведении по каждому из трех дел административных расследований, что было оформлено соответствующим определением, а потому о подсудности с учетом положений ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ данных дел районному суду.

В связи с тем, что материалы каждого из дел не содержали в себе сведений о фактическом проведении административного расследования (экспертизы не назначались, иные процессуальные действия, требующие существенных временных затрат, не производились), указанные дела были переданы по подсудности в мировой суд.

8. Результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ мировыми судьями судебных участков № 103, 104 Нытвенского муниципального района за период 2013-2015 (два месяца), свидетельствуют о следующем.

Принимая во внимание положения ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ о рассмотрении дел об административных правонарушениях влекущих административный арест в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, подавляющее количество дел мировыми судьями рассмотрено с нарушением установленного законом срока. Вместе с тем, в каждом таком случае должностными лицами, составившими протокол об административном правонарушении, не была обеспечена явка лица, привлекаемого к административной ответственности, в суд, что и стало причиной нарушения указанных сроков.

В каждом случае рассмотрения дел об административных правонарушениях в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, наказание в виде административного ареста не назначалось, что не противоречит требованиям КоАП РФ, в том числе положениям ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ, а также не свидетельствует о нарушении прав участников судебного разбирательства, при том, что о месте и времени рассмотрения дел они были извещены в каждом случае надлежащим образом.

9. С 25 мая 2014 года вступили в силу изменения КоАП РФ, внесенные Федеральным законом № 313-ФЗ от 25 ноября 2013 года, позволяющие суду освобождать лиц, привлекаемых к административной ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ, от административной ответственности (см. примечание к статье 6.9 КоАП РФ), а также возлагать при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ч. 2.1. ст. 4.1 КоАП РФ).

9.1. Применение примечания к ст. 6.9 КоАП РФ.

Первое основание для освобождения от административной ответственности – лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение.

При применении данного основания следует учитывать, что добровольным необходимо считать такое обращение в медицинскую организацию, которое было осуществлено лицом до возбуждения дела об административном правонарушении и, соответственно, до его рассмотрения (см., например, Постановление Пермского краевого суда от 11.08.2011 по делу N 44а-636-2011).

Процессуально-временной критерий, когда дело об административном правонарушении считается возбужденным, установлен положениями ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ (в том числе дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении).

Второе основание для освобождения от административной ответственности – лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

При применении данного основания необходимо учитывать, что из буквального смысла второй части примечания к ст. 6.9 КоАП РФ следует, что лицо освобождается от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, если оно, признанное в установленном порядке больным наркоманией, согласно быть направленным на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение.

На территории Российской Федерации в настоящее время действует не признанная утратившей силу Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденная Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704, из содержания которой следует, что диагноз наркологического заболевания устанавливается в амбулаторных и в стационарных условиях врачом психиатром-наркологом.

Таким образом, для применения второго основания освобождения от административной ответственности необходимо установить, признано ли лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, больным наркоманией в установленном порядке. Данное обстоятельство может подтверждаться соответствующим медицинским документом, например, справкой ГБУЗ «Пермский краевой наркологический диспансер».

В случае освобождения лица, в отношении которого ведется административное производство, от административной ответственности в соответствии с названным примечанием к ст. 6.9 КоАП РФ, необходимо учитывать, что в этом случае согласно ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ выноситься постановление о прекращении производства по делу, копия которого в соответствии с положениями ч. 5 ст. 29 КоАП РФ направляется в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации.

9.1. В случае возложения обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (в соответствии с ч. 2.1. ст. 4.1 КоАП РФ) необходимо учитывать следующее.

Указанная обязанность может быть возложена как на лицо, которое признано больным наркоманией в установленном порядке, так и на лицо, потребляющее наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача.

В первом случае (когда лицо признано больным наркоманией в установленном порядке) также необходимо руководствоваться указанной выше Инструкцией, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704, при этом на такое лицо необходимо возлагать обязанность пройти лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию.

Во втором случае, когда лицо в установленном порядке больным наркоманией не признано, но является потребителем наркотических средств, возлагаемая обязанность должна заключаться в прохождении диагностики, по результатам которой могут быть проведены профилактические мероприятия, лечение, реабилитация.

9.2. Во всех случаях направления лиц рассматриваемой категории на диагностику, профилактику, лечение либо реабилитацию (независимо от того, было это осуществлено с согласия лица и в порядке примечания к ст. 6.9 КоАП РФ либо путем возложения судом такой обязанности в порядке ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ) необходимо учитывать, что за уклонение от прохождения диагностики, профилактики, лечения и реабилитации предусмотрена административная ответственность, установленная ст. 6.9.1 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 25.11.2013 № 313-ФЗ и действует с 25 мая 2014 года).

Таким образом, при принятии судом решения о направлении лиц рассматриваемой категории на диагностику, профилактику, лечение либо реабилитацию, в целях обеспечения результативности принимаемых судом мер по профилактике наркомании и возможности привлечения к ответственности по ст. 6.9.1 КоАП РФ лиц, уклоняющихся от таких мер, целесообразно устанавливать срок, в течение которого лицо, признанное больным наркоманией либо потребляющее наркотические средства без назначения врача, должно пройти, соответственно, диагностику, профилактику, лечение и реабилитацию.

С учетом письма Пермского краевого суда от 22.05.2014 № 10-07.3/3982, поступившим в Нытвенский районный суд 23.05.2014 вх. № 3396, указанный срок должен быть разумным, учитывать конкретные обстоятельства дела, режим работы медицинской организации, ее удаленность от места жительства лица, в отношении которого применяются профилактические меры. Рекомендуемый данным письмом срок – 10 дней с момента вступления постановления в законную силу.

Справка составлена судьей Сайфутдиновым Ю.Н. 19 марта 2015 года