Коммерческая тайна в гк рф

Содержание:

Статья 1465 ГК РФ. Секрет производства (ноу-хау)

Новая редакция Ст. 1465 ГК РФ

1. Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

2. Секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.

Комментарий к Ст. 1465 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит легальное понятие секрета производства. Критерием отнесения сведений к секретам производства в соответствии с законом являются следующие свойства:

— наличие действительной или потенциальной коммерческой ценности, т.е. сведения имеют стоимость, что предопределяется характером сведений;

— неизвестность этих сведений третьим лицам;

— отсутствие законных оснований для свободного доступа для третьих лиц к сведениям, при этом под третьими лицами следует понимать участников гражданского оборота, но не уполномоченных органов государственной власти, которые в силу своих полномочий вправе требовать предоставления тех или иных сведений;

— введение в отношении таких сведений режима коммерческой тайны.

Понятие коммерческой ценности можно вывести из содержания понятия коммерческой тайны, определенного в п. 1 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне», в соответствии с которым существенным признаком таковой является возможность для ее обладателя при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

С учетом того что ценность секрета производства поставлена в зависимость от факта неизвестности соответствующих сведений любым третьим лицам, относимость тех или иных сведений к числу секретов производства на стадии возникновения права определяется исключительно обладателем такой информации. Единственным формальным, объективным критерием является введение в установленном ФЗ «О коммерческой тайне» порядке соответствующего режима (режима коммерческой тайны), все иные критерии в той или иной степени являются оценочными. Видится, что законом установлена опровержимая презумпция относимости сведений, в отношении которых введен режим коммерческой тайны к секретам производства. В рамках судебного разбирательства, например, о действительности договора о передаче исключительных прав, указанная презумпция может быть опровергнута с тем, чтобы отказать оспариваемому договору в предоставлении правового режима, определенного частью четвертой ГК РФ для объектов интеллектуальной собственности.

К числу секретов производства может быть отнесено практически любое решение производственного характера: от пропорции смешения поваром специй при приготовлении фирменного блюда, компонентов, используемых для приготовления того или иного аромата, организациями, занимающимися производством парфюмерии, секретов «волшебства» фокусника (например, технологии проведения представлений Дэвидом Копперфилдом) до способа продаж, разработанного конкретной компанией, или алгоритма совершения действий, выработанного юридической фирмой, позволяющим наиболее эффективно взыскивать долги. Иначе правовая конструкция секрета производства позволяет обеспечить правовую защиту результату интеллектуальной деятельности, который имеет коммерческую ценность, однако не отвечает признакам ни одного из объектов интеллектуальных прав либо по тем или иным причинам использование режима соответствующего результата интеллектуальной деятельности является нецелесообразным.

2. При разрешении вопроса о предоставлении тем или иным сведениям правового режима секрета производства следует исходить из предположения о том, что, если таковые в соответствии с ФЗ «О государственной тайне» могут быть отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, в распространении на такую информацию, пусть даже отвечающую признакам секрета производства, правового режима, определенного гл. 75, следует отказать; конкуренция между нормами гражданского законодательства о коммерческой тайне и положениями законодательства о государственной тайне должна быть разрешена в пользу последнего, так как оно использует свои инструменты и механизмы для обеспечения конфиденциальности соответствующих сведений, преследует иные цели и регулирует иные отношения, нежели определенные в ст. 2 ГК РФ.

Также следует отметить, что никакой иной вид тайны, в том числе медицинская, адвокатская, связи и т.д., кроме коммерческой, не может быть отнесен к секретам производства.

3. Секреты производства своим происхождением по большей части обязаны объектам патентных прав. Зачастую сведения, относимые к числу секретов производства, отвечали признакам объектов патентных прав, а некоторые и нет, однако коммерческой ценностью обладали. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев для внедрения того или иного патентоспособного результата интеллектуальной деятельности требуются специальные познания, способы, методы, которые по тем или иным причинам не охраняются патентом, однако имеют коммерческую ценность, поскольку позволяют более эффективно использовать запатентованный объект. В связи с этим существует проблема отграничения объекта патентных прав от секрета производства. Видится, что любой объект промышленной собственности, не получивший признания со стороны государства, в установленном законом порядке отвечает признакам секрета производства в том случае, если в отношении последнего введен правовой режим коммерческой тайны. После предоставления правового режима объекта патентных прав применение правового режима гл. 75 исключается как по причинам правового порядка, так и по соображениям целесообразности (объекты патентных прав пользуются несравненно более эффективной защитой).

Видится, что вполне логичным и отвечающим интересам субъекта будет формирование правового режима секрета производства в отношении патентоспособного объекта промышленной собственности до момента выполнения формальностей, необходимых для предоставления соответствующего режима.

Другой комментарий к Ст. 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации

В отличие от условий патентной охраны научно-технических результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и др.), Кодекс не устанавливает каких-либо конкретных требований к собственно содержанию сведений, относящихся к секретам производства. Основная характеристика — коммерческая ценность. Именно это качество секрета производства определяет его оборотоспособность, т.е. пригодность конкретных сведений (знаний) для обращения на товарных принципах коммерческого оборота, для получения конкурентных преимуществ в процессе экономического использования.

Коммерческая ценность секрета производства обусловлена прежде всего его закрытостью от третьих лиц (его «секретностью»). Соответственно, основной предпосылкой, необходимой для защиты охраняемого права на секрет производства, является его неизвестность третьим лицам. Обладатель секрета производства должен закрыть свободный доступ к соответствующим сведениям и ввести в отношении таких сведений режим коммерческой тайны, под которым понимается «режим конфиденциальности, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ и услуг или получить иную коммерческую выгоду» (п. 1 ст. 3 Закона о коммерческой тайне).

Признание тех или иных сведений секретом производства является прерогативой правообладателя. Исключения из этой общей нормы установлены в ст. 5 Закона о коммерческой тайне, где перечислены сведения, в отношении которых не допускается режим коммерческой тайны. Этот перечень может быть расширен иными федеральными законами.

Меры по охране конфиденциальности, обязанность соблюдения которых возложена на обладателя секрета производства, достаточно детально определены в Законе о коммерческой тайне. В соответствии со ст. 10 Закона такие меры должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Там же предусмотрена обязанность предпринимателя представлять эти сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других организаций, обладающих таким правом в соответствии с законодательством.

Принятые по охране меры считаются «разумно достаточными», если исключен доступ к охраняемой информации любых лиц без согласия ее обладателя и при этом обеспечена возможность использования секрета производства без нарушения режима коммерческой тайны. Охраняемый секрет производства не подлежит государственной регистрации (хотя подобные проекты обсуждались). Такая регистрация противоречит основному принципу охраны секретов производства — сохранению конфиденциальности.

Статья 1465. Секрет производства (ноу-хау)

1. Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

2. Секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.

Комментарий к Ст. 1465 ГК РФ

1. Относительно правовой природы секретов производства, торговых секретов, секретов промысла и им подобных издавна ведутся споры . При этом возобладали две основные позиции: первая сводится к тому, что на ноу-хау распространяется режим исключительных прав (иногда говорят об их особом по сравнению с другими видами интеллектуальной собственности «квазиабсолютном характере» ), вторая — к тому, что на ноу-хау распространяется лишь фактическая монополия его создателя . Споры в науке вызывает вопрос и о соотношении секретов производства (ноу-хау), информации, коммерческой тайны, которые с 1 января 2008 г. не рассматриваются в качестве объектов гражданских прав.

———————————
См. подробнее о терминологии: Дозорцев В.А. Понятие секрета промысла («ноу-хау») // Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей / Исследовательский центр частного права. М.: Статут, 2003.

О различных точках зрения на понятие секрета производства (ноу-хау) и соотношении его с понятиями информации, объектов исключительных прав см.: Ливадный Е.А. Ноу-хау как результат интеллектуальной деятельности и информация (работа подготовлена для СПС «КонсультантПлюс», 2006); а также: Международная передача технологий: правовое регулирование / Отв. ред. М.М. Богуславский. М., 1985; Еременко В.И. Об интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2002. N 5; Огородов Д.В. Правовые отношения в информационной сфере. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002; Рузакова О.А. Правовой режим и особенности передачи ноу-хау // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2002. N 5. С. 26 — 34; Войниканис Е.А., Якушев М.В. Информация. Собственность. Интернет: Традиция и новеллы в современном праве. М.: Волтерс Клувер, 2004.

Дозорцев В.А. Информация как объект исключительного права // Дело и право. 1996. N 4. С. 27 — 43; N 5. С. 23 — 28; Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. С. 13, 413 — 415; Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Проспект, 2003. С. 682 — 683.

Зенин И.А. Рынок и право интеллектуальной собственности в СССР // Вопросы изобретательства. 1991. N 3; Степанова О.А. Договоры об использовании идеальных результатов интеллектуальной деятельности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 5; Еременко В.И. Правовое регулирование конкурентных отношений в России и за рубежом: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2001. С. 11 — 12.

Информацию в контексте ноу-хау, незапатентованных изобретений, полезных моделей называют «дополнительным объектом интеллектуальной промышленной собственности, который потенциально патентоспособен, но по каким-либо причинам не может быть запатентован в установленном порядке… Предлагается в отношении дополнительных объектов устанавливать режим коммерческой тайны вместо режима патентной защиты прав» . Так, В.А. Дозорцев определял права на служебную или коммерческую тайну как «квазиабсолютные» и предлагал различать права на ноу-хау и права на информацию .

———————————
Сенников Н.Л. Дополнительные объекты права интеллектуальной промышленной собственности // Юридический мир. 2006. N 1, 2 // СПС «КонсультантПлюс».

Система правового регулирования товарных информационных отношений // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 1997. N 9. С. 4.

Дозорцев В.А. Информация как объект исключительного права // Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М.: Статут, 2003.

Часть четвертая ГК РФ разрешила вышеназванные споры путем закрепления за секретом производства (ноу-хау) исключительного права.

2. Комментируемая глава и ее положения являются новеллой законодательства об интеллектуальных правах. Впервые в отношении секретов производства (ноу-хау) вводится режим исключительного права, что основывается в первую очередь на положениях Соглашения ТРИПС, согласно п. 2 ст. 39 которого физическим и юридическим лицам предоставляется возможность препятствовать тому, чтобы информация, правомерно находящаяся под их контролем, без их согласия была раскрыта, получена или использована другими лицами способом, противоречащим честной коммерческой практике, при условии, что такая информация:

а) является секретной в том смысле, что она в целом или в определенной конфигурации и подборе ее компонентов не является общеизвестной и легко доступной лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобной информацией;

б) ввиду своей секретности имеет коммерческую ценность и

в) является объектом надлежащих в данных обстоятельствах мер, направленных на сохранение ее секретности со стороны лица, правомерно контролирующего эту информацию.

Вступление в силу положений данной главы повлекло необходимость прекращения действия ст. 139 ГК РФ, а также внесения соответствующих изменений в ст. 128 ГК РФ, в Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

Определяя соотношение норм комментируемой главы и Закона о коммерческой тайне, судам следует учитывать, что режим коммерческой тайны, перечень не подлежащих охране сведений и порядок предоставления составляющей коммерческую тайну информации определяются в соответствии с Законом о коммерческой тайне.

3. В российском законодательстве до недавнего времени отсутствовало определение понятия «ноу-хау», за исключением Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., которые рассматривали ноу-хау в качестве секрета производства. В соответствии со ст. 151 Основ обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имел право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами при условии, что:

— информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

— к этой информации нет свободного доступа на законном основании;

— обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Этими признаками Гражданский кодекс РФ характеризовал служебную и коммерческую тайну (ст. 139).

До 1 января 2008 г. в науке не было единства в определении понятия «ноу-хау». Существовали различные точки зрения по данному вопросу, начиная с того, что ноу-хау — это только технические достижения, и до понимания ноу-хау как общих навыков в коммерции или профессии .

———————————
Склярофф М. Некоторые юридические аспекты защиты интеллектуальной собственности с позиций законодательства и физики // Коммерциализация интеллектуальной собственности: проблемы и решения. М., 1996. С. 108 — 118.

4. Признаки секретности производства отражены в комментируемой статье:

— секрет производства (ноу-хау) — это секретные сведения. Через категорию «сведения» раскрывается понятие «информация». В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

— секрет производства (ноу-хау) охватывает сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере (патентоспособные объекты, которые разработчик решил сохранить в тайне), сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, а также производственные, технические, экономические, организационные и другие сведения;

— неизвестность сведений третьим лицам;

— действительная или потенциальная коммерческая ценность в силу такой неизвестности;

— у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании. Сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне, а следовательно, и к секретам производства, определяются законодательством, в частности п. 1 ст. 89 и ст. 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 5 Закона о коммерческой тайне и др.;

— введение режима коммерческой тайны обладателем таких сведений. Понятие коммерческой тайны определено в ст. 3 Закона о коммерческой тайне как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

К мерам по введению режима коммерческой тайны относятся:

— определение правообладателем перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

— ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

— учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

— регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

— нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства) и др.

Секреты производства (ноу-хау) не подлежат государственной регистрации. Исключительное право на секрет производства возникает с момента получения (разработки) сведений, подпадающих под признаки, перечисленные в комментируемой статье.

5. Ноу-хау упоминается и в иных нормативных правовых актах, в частности в ст. 257 НК РФ, при определении стоимости амортизируемого имущества в качестве нематериального актива.

Для признания ноу-хау нематериальным активом необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика.

Коммерческая тайна — ГК РФ. Составляющие коммерческой тайны

Практически любое юридическое лицо обладает сегодня рядом сведений, которые не подлежат публичному разглашению. Подобные сведения составляют, согласно ГК РФ, коммерческую тайну. Некоторые положения российского Гражданского кодекса и Федерального закона «О коммерческой тайне» будут подробно рассмотрены в этой статье.

Что представляет собой коммерческая тайна?

ГК РФ отражает представленное понятие в статье 139. Согласно закону, к информации, составляющей тайну коммерческого характера (инсайд), относятся следующие сведения:

  • охрана конфиденциальности, производимая ее собственником;
  • информация, имеющая характер коммерческой ценности в силу своей неизвестности для посторонних лиц;
  • сведения, подлежащие защите от публичной огласки на законных основаниях.

В соответствии с законом, можно обозначить следующие признаки коммерческой тайны:

  • полезность и ценность информации;
  • ограниченная доступность;
  • введен специальный режим охраны информации.

Детализацию рассматриваемого понятия можно найти не только в российском Гражданском кодексе, но и во многих других нормативных актах. В частности, стоит отметить ФЗ «Об инсайдерской информации» и «О коммерческой тайне».

Правовое положение тайной информации

Какое место в гражданском праве занимает информация, имеющая непубличный характер? Согласно закону, в саму тайну входят сведения, которые сами по себе являются самостоятельным объектом области гражданского права. Об этом гласит статья 128 ГК РФ. Коммерческая тайна может содержать в себе информацию разнохарактерного типа — вроде планов, разработок, ноу-хау, информационных баз и т. д. Ко всем этим сведениям требуются отдельные подходы и способы защиты, регламентирующиеся различными нормативными актами.

Отдельно стоит выделить субъекты, составляющие коммерческую тайну. Согласно закону, это:

  • ее обладатели в лице юридических лиц и ИП;
  • разного рода конфиденты — работники, должностные лица, контрагенты и т. д.

Какие полномочия представленных лиц составляют законное право на коммерческую тайну? Вот на что указывает ГК РФ:

  • требование обеспечения государственной защиты при нарушении законных прав;
  • возможность формировать, распространять или передавать информацию рассматриваемого типа;
  • право использования тайны для получения выгоды от деятельности предпринимательского характера;
  • возможность требовать от посторонних лиц соблюдать соответствующие правила, которые помогли бы обеспечить представленные правомочия.

Стоит также отметить, что тайная информация коммерческого типа может быть заключена в самые разные виды и формы. О каждой из них будет рассказано далее.

Формы коммерческой тайны

От чего могут зависеть объемы и формы тайных сведений коммерческого типа? Специалисты в области юриспруденции указывают на следующие нюансы:

  • специфика профессиональной деятельности организации, ее масштаб и структура;
  • разнообразие сегментов в операционной системе;
  • особенности используемых технологий, а также методов и способов производственного процесса.

Какие именно сведения из состава коммерческой информации чаще всего подлежат процедуре засекречивания? Вот на что указывает Закон «О коммерческой тайне»:

  • разного рода алгоритмы и формулы, которые применяются в процессах технологического типа;
  • содержание организуемых работ строительного или научно-исследовательского типа;
  • конструктивные характеристики производимой или поступаемой продукции;
  • условия, на которых были заключены финансовые контракты долгосрочного типа;
  • коды и комбинации в системе охраны, а также многое другое.

В любом случае, соответствующая информация засекречивается, если она наносит организационный ущерб, лишает предприятие конкурентных преимуществ или же имеет какие-то другие негативные последствия.

Какие сведения не относятся к коммерческой тайне?

В статье 5 ФЗ «О коммерческой тайне» представлен ряд сведений, которые не могут составлять тайную информацию коммерческого типа. Вот что здесь стоит отметить:

  • документы, подтверждающие факт внесения записей об ИП или юридических лицах в соответствующие государственные реестры;
  • документы, предоставляющие право на реализацию предпринимательской деятельности;
  • сведения о составе имущества государственного учреждения, муниципального или государственного предприятия;
  • информация о загрязнении природы, о санитарной, радиационной или противопожарной обстановке;
  • о количестве работников и системе оплаты труда;
  • информация об условиях аукционов, конкурсов и прочих мероприятий, связанных с приватизацией государственной или региональной собственности;
  • информация о перечне граждан, которым предоставлена возможность осуществлять трудовую деятельность без доверенности;
  • факты нарушения законодательства.

Последние изменения в рассматриваемый Федеральный закон были внесены в 2014 году, а потому есть вероятность, что в ближайшее время список, представленный в статье 5, обновится.

О полномочиях обладателя коммерческой тайны

Какими правами обладает владелец тайной информации коммерческого характера? Ответ на этот вопрос предоставляет статья 6.1 ФЗ «О защите коммерческой тайны». Так, здесь стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • Использование информации, которая составляет коммерческую тайну.
  • Формирование, изменение, установление и отмена статуса тайны в соответствии с положениями о коммерческой тайне ГК РФ 2016 года.
  • Разрешение или запрет на доступ к тайной информации.
  • Требование от соответствующих лиц соблюдения ряда правил.
  • Защита своих прав в установленном законом порядке.
  • Требование от лиц защиты конфиденциальности по той или иной информации и т. д.

Таким образом, законные права обладателя тайны коммерческого характера довольно широки.

Коммерческая тайна и коммерческая информация: есть ли разница?

Равнозначны ли понятия организационной тайны и тайной информации в рассматриваемой сфере? Однозначного ответа на этот вопрос в области юриспруденции еще не дано. При этом большая часть специалистов считает, что понятие тайны несколько меньше, и оно составляет информационную систему. Так, сама информация коммерческого характера делится на следующие группы:

  • технологическая — ее составляют способы и методы формируемых или применяемых технологий;
  • организационная — здесь могут присутствовать данные о самой компании, о ее деятельности, уставном капитале, учредителях и т. д;
  • финансовая и планово экономическая — в содержание входят бизнес-планы, справки, отчеты, инвестиционные разработки и т. д;
  • аналитическая — сюда входят результаты анализа конкурентоспособности, маркетинговых исследовательских работ и т. д.

Коммерческая информация имеет формы закрытого доступа, ограниченного распространения и общедоступности. Именно первые две формы составляют инсайд, то есть коммерческую и служебную тайну. ГК РФ 2016 года (4 часть) регламентирует все необходимые нормы, связанные с представленным явлением.

Формирование коммерческой тайны

Составлением перечня сведений, относящихся к числу коммерческой тайны, занимается либо руководство организации, либо специальная инсайдерская комиссия. Сам перечень формируется по определенному алгоритму, согласно которому вначале необходимо исключить из общей информационной массы сведения общедоступного характера. Исключение происходит в соответствии со списком, представленным выше (по статье 5 № 98-ФЗ). Проверка же оставшихся данных происходит по целому ряду критериев:

  • степень выгодности использования тайны коммерческого характера;
  • уровень незащищенности информации нормами патентного или авторского права;
  • засекречивание информации не должно противоречить требованиям закона.

Предусматриваются в данном случае и другие критерии. Однако формируются они непосредственно обладателем коммерческой тайны. Прописываются критерии в локальном акте той или иной организации.

Увольнение за разглашение коммерческой тайны

ГК РФ (от 2017-2016 года), Трудовой кодекс, отдельные федеральные законы — все эти нормативные акты гласят о том, что разглашение тайны коммерческого характера является строгим нарушением установленной организационной дисциплины. В статье 81 ТК РФ как раз говорится об увольнении за нарушение рассматриваемой нормы. Но всегда ли работодателю можно применять эту статью? На самом деле, нет. Так, если работник ранее добровольно обязался не разглашать тайну, либо же сведения стали ему известны в ходе рабочего процесса, то увольнение как вид санкции, конечно же, последует.

В других случаях — вроде неумышленного разглашения или разглашения под сильным давлением, работодатель может оставить работника на своем трудовом месте. Если же руководитель организации «горит» желанием уволить провинившегося подчиненного, а последний противится, то самому работодателю придется доказать в суде вину работника, сам факт нарушения и соблюдение законности процедуры увольнения подчиненного.

Завладение коммерческой тайной

В заключение стоит рассказать об основных способах изъятия тайной информации коммерческого типа. Руководителям организаций или «хранителям инсайдов» стоит обратить внимание:

  • на промышленный шпионаж — довольно распространенный вид недобросовестной конкуренции;
  • на хищение тайных сведений или их перехват;
  • на подкуп компаний-конкурентов, а также другие виды незаконной деятельности.

Получив тайные сведения, недобросовестные конкуренты могут использовать шантаж, ведение торговых войн, заключение незаконной купли-продажи и многое другое.

Статья 139 ГК РФ. Утратила силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ.

Новая редакция Ст. 139 ГК РФ

Утратила силу с 1 января 2008 г.

Комментарий к Ст. 139 ГК РФ

1. Комментируемая статья признает информацию объектом гражданских прав и обязанностей только в том случае, если информация является служебной или коммерческой тайной.

Для признания таковой информация должна отвечать указанным в рассматриваемой норме признакам:

а) коммерческая (товарная) ценность (например, технологии, способы, ноу-хау и т.д.);

б) неизвестность третьим лицам;

2. Кроме гражданского законодательства отношения, связанные с коммерческой тайной, регулируются и специальным законодательством.

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Другой комментарий к Ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Статья 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609; 2003. N 2. Ст. 167; далее — Закон об информации) дает правовое определение информации как «сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». В этой же статье содержится определение документированной информации как зафиксированной на материальном носителе информации с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

По степени доступа информация подразделяется на открытую информацию и информацию с ограниченным доступом, распространение которой возможно в условиях конфиденциальности или секретности.

К открытой информации относятся:

массовая информация — сообщения информационного характера, подготавливаемые и распространяемые средствами массовой информации (СМИ) и (или) через Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услуг, предлагаемых потребителям;

официальные документы — законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы. Эта информация создается в порядке законотворческой и иной правовой деятельности;

обязательно предоставляемая документированная информация — осязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, данные документов, предоставляемые органами статистики, налоговая, регистрационная и другая информация. Такая информация создается юридическими и физическими лицами в порядке учета и отчетности и направляется в обязательном порядке разным органам и организациям в соответствии с действующим законодательством.

Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом в целях защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну. В Законе об информации она подразделена на государственную тайну и конфиденциальную информацию (ст. ст. 8 и 10). При этом из многочисленных видов конфиденциальной информации в Законе упомянута лишь личная и семейная тайна, персональные данные, тайна переписки, телефонных, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127) определены шесть видов такой информации:

1) персональные данные;

2) тайна следствия и судопроизводства;

3) служебная тайна;

4) профессиональная тайна;

5) коммерческая тайна;

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Гражданско-правовому регулированию подлежит не всякая информация, а лишь та, которая обладает действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам и отсутствия свободного доступа к ней на законных основаниях и владелец которой принимает меры по сохранению ее конфиденциальности. Таким образом, ГК предусматривает защиту заинтересованных лиц от разглашения принадлежащей им информации без соответствующего разрешения. Состав сведений, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются в специальном законодательстве.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283) определяет коммерческую тайну как конфиденциальность информации, позволяющую ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. В соответствии с названным Законом понятием информации, составляющей коммерческую тайну, охватывается научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

2. В п. 2 комментируемой статьи установлено общее правило, согласно которому информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными как ГК, так и другими законами. Большое значение имеет такой способ защиты, как возмещение причиненных убытков. Обязанность их возмещения может быть возложена на работника, разглашающего служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору или контракту, либо на любых других лиц, которым соответствующие сведения стали известны благодаря заключенным с потерпевшим гражданско-правовым договорам (покупатели, подрядчики, арендаторы, участники хозяйственных товариществ и обществ и т.п.). Для тех и других условием возникновения обязанности возместить убытки служит то, что трудовым договором, контрактом или гражданско-правовым договором на них была возложена обязанность не разглашать соответствующие сведения. В отношении работников набор таких сведений может быть утвержден актом юридического лица, а для всех остальных лиц — зафиксирован в заключаемом ими гражданско-правовом договоре.

Возможны и другие способы защиты рассматриваемых прав. В частности, можно указать на расторжение не только трудовых, но и гражданско-правовых отношений, а при наличии определенных предпосылок могут быть также использованы и некоторые другие, указанные в ст. 12 ГК (см. комментарий к ней) способы защиты.

Коммерческая тайна

В Трудовом кодексе РФ коммерческая тайна упоминается в ст. 57, 81,243.

Закон, регулирующий отношения, связанные с коммерческой тайной, претерпевший значительные изменения в связи с введением в действие Части четвертой ГК РФ,[38] – Федеральный закон РФ от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».[39]

Коммерческая тайна, безусловно, отличается от государственной тайны: она не определена перечнем, поскольку всегда разная применительно к различным организациям. Сроки действия коммерческой тайны определяются в каждом конкретном случае лицом, подписавшим документ, в виде определенной даты, или «бессрочно», или «до заключения контракта». Государственная тайна подлежит защите со стороны государства соответствующими органами, а коммерческая тайна – службой безопасности предприятия. При этом следует иметь в виду, что коммерческие секреты могут быть государственными секретами, однако государственные секреты не могут быть коммерческой тайной, поскольку в противном случае шла бы торговля государственными интересами.[40]

Понятие «коммерческая тайна» сравнительно недавно появилось в российском законодательстве, точнее, это произошло 12 июня 1990 г., когда был принят Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности».[41]

В литературе по поводу определения понятия «коммерческая тайна» высказывались различные мнения: экономист М. Г. Лапуста,[42] авторы экономических словарей А. Н. Азрилиян,[43] Б. А. Райзберг[44] и другие ученые.

Однако законы, принятые позднее, изменили ситуацию в этом вопросе.

Федеральные законы «О коммерческой тайне» в ред. от 24 июля 2007 г. № 98-ФЗ, «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ[45] и вступившая в силу с 1 января 2008 г. ч. 4 ГК РФ ввели новые понятия и изменили содержание прежних, относящихся к данному вопросу. Статья 139 ГК РФ, определявшая коммерческую тайну, утратила силу. В п. 1 ст. 3 Закона «О коммерческой тайне» она определяется как «режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду». Статья 1225 главы 69 части четвертой ГК РФ в числе результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации называет секреты производства (ноу-хау). Они признаются как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 1465).

Что же касается трудового законодательства, то в нем в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ изменений, касающихся коммерческой тайны, не произошло.

В Трудовом кодексе не содержится собственного определения понятия коммерческой тайны (в необходимых случаях субсидиарно применялись действовавшая ранее ст. 139 ГК РФ и определение, которое было дано в первоначальной редакции Закона «О коммерческой тайне»). Поэтому следует уяснить содержание понятия «секреты производства (ноу-хау)» и соотнести его с понятием «коммерческая тайна», которое наряду с ним осталось в законодательстве и, что для нас особенно важно, – в Трудовом кодексе РФ.

При анализе указанных определений интересующих нас понятий можно прийти к следующим выводам.

Прежде всего, обращает на себя внимание несоответствие в определении коммерческой тайны по Закону «О коммерческой тайне» и по соответствующим статьям части четвертой ГК РФ. Согласно п.1 ст. 3 закона № 98-ФЗ коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации (а не сама информация). В п. 2 этой же статьи коммерческая тайна, по сути дела, отождествляется с секретами производства: «информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства)…». Из содержания же ст. 1465 ГК РФ следует, что любая информация, в отношении которой введен режим конфиденциальности, относится к секретам производства. В литературе справедливо отмечается, что в связи с этим широко использующиеся в законодательстве и в практической деятельности выражения «сведения, относящиеся к коммерческой тайне», «информация, составляющая коммерческую тайну» стали некорректными. Даже определения ст. 3 Закона № 98-ФЗ, пишет О. А. Яковлева, содержат внутреннее противоречие. С одной стороны, коммерческая тайна, как уже было сказано, определена как режим конфиденциальности (п. 1 ст. 3). С другой стороны, в п. 2 той же статьи определяется термин «информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства)». Если в последнее определение подставить значение термина «коммерческая тайна» из п. 1 ст. 3 Закона № 98-ФЗ, получается бессмыслица: «…информация, составляющая режим конфиденциальности информации…». В связи с этим представляется целесообразным соответствующее изменение действующих нормативных актов, в частности Закона № 98-ФЗ, ст. 183 Уголовного кодекса РФ, Трудового кодекса РФ и еще целого ряда нормативных актов.[46]

Кроме того, «если сегодня Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, ее передачей и охраной конфиденциальности, то с 1 января 2008 г. предметом данного Закона являются отношения, связанные только с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении секретов производства (ноу-хау)», считает В. Н. Лопатин.[47] Таким образом, сфера отношений, регулируемых Законом «О коммерческой тайне», значительно сокращается. Иным образом теперь определяется и характер информации, составляющей коммерческую тайну. Часть 1 ст. 1 Закона «О коммерческой тайне» в новой редакции указывает, что данный Закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау). Вряд ли можно признать удачной эту формулировку. По мнению Р. Е. Головацкого и Я. Карнакова,[48] новые нормы существенно сужают сферу действия Закона, ограничивая ее защитой лишь секретов производства, что само по себе является несколько странным. Ведь в таком случае в число конфиденциальной не попадает информация, которая не связана с производственной деятельностью, но которую на практике относят к конфиденциальной (например, сведения о заседаниях органов управления организации, о заказчиках, партнерах, методах изучения рынка и т. д.).

Действующая редакция закона рассматривает секреты производства как одну из разновидностей информации, составляющей коммерческую тайну, что представляется более логичным.

Можно констатировать, что единообразного определения понятия коммерческой тайны в действующем законодательстве нет. Очевидно, в трудовых отношениях должно применяться определение понятия коммерческой тайны, данное в Законе № 98-ФЗ, поскольку данный закон, в отличие от ГК РФ, содержит нормы, регулирующие трудовые отношения, и согласно ст. 5 ТК РФ в этой части включается в трудовое законодательство.

Статья 139 ГК РФ определяла коммерческую тайну как информацию, обладающую набором специфических признаков, позволяющих отнести ее к таковой. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» характеризует коммерческую тайну как информацию, которая обладает конфиденциальностью, но не разъясняет сам термин «конфиденциальность». Между тем то значение, которое ему придается в обыденной жизни, позволяет его трактовать как «секретность», «неизвестность третьим лицам».

Секретность информации, безусловно, обеспечивается рядом мер, препятствующих разглашению такой информации, несанкционированному ознакомлению с нею третьих лиц. В связи с этим конфиденциальность – секретность, действительно, следует рассматривать, прежде всего, как режим охраны информации, позволяющий ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Определение режима коммерческой тайны содержится в ст. 3 Закона «О коммерческой тайне»: это комплекс правовых организационных и иных мер, направленных на сохранение в тайне сведений, составляющих коммерческую тайну, т. е., по сути, опять-таки практически то же самое, что и конфиденциальность.

Анализируя дефиниции, можно констатировать, что по Закону № 98-ФЗ коммерческая тайна – это правовой режим охраны информации, инструмент ее защиты, близкий, например, к патентованию – режиму охраны таких патентоспособных объектов, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Такое определение, однако, противоречило бы ст. 139 ГК РФ, которая рассматривала коммерческую тайну как саму информацию, а не как режим ее охраны, но эта статья, как уже сказано, отменена Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», чем законодатель устранил противоречие. В то же время, определяя коммерческую тайну как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду закон в словосочетании «режим коммерческой тайны» допускает, на наш взгляд, некоторую скрытую тавтологию.

В новой редакции закона термин «секреты производства» трактуется весьма широко. Под информацией, составляющей коммерческую тайну (секреты производства), понимаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.

Вряд ли это удачная попытка законодателя увязать коммерческую тайну с введением в части четвертой ГК РФ нового правового института – секрета производства (ноу-хау). Тем более, с одной стороны, признается исключительное право на секрет производства, обеспечиваемое ответственностью за его нарушение (ст. 1472 ГК РФ), а с другой – тот же секрет производства охраняется в режиме коммерческой тайны, за нарушение которого также предусмотрена ответственность (ст. 14 Закона «О коммерческой тайне»). Выходит, что лицо, разгласившее секрет производства, дважды будет нести ответственность за одно и то же деяние, что противоречит общеправовым принципам, ст. 50 Конституции РФ и правовым позициям Конституционного Суда РФ.[49]

Согласно ст. 5 Закона «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении определенных, перечисленных там сведений.

В то же время государственные и муниципальные предприятия в процессе приватизации и до его начала не могут относить к коммерческой тайне данные о размерах имущества предприятия и его денежных средствах, о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия.[50]

Итак, коммерческая тайна – это преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы.

Обладателем коммерческой тайны является физическое или юридическое лицо, обладающее на законном основании информацией, составляющей коммерческую тайну, и соответствующими правами в полном объеме.

Таким образом, право на коммерческую тайну – это фактор обеспечения определенной свободы предпринимательства, защиты своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну – это ограничение государственных возможностей вмешиваться в экономику.

Относя определенные сведения к категории коммерческой тайны, работодатель, прежде всего, должен иметь в виду, что под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрываться сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушений, а также то, что в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию не всегда выгодно с экономической точки зрения.

Трудовое законодательство «реагирует» на коммерческую тайну, содержит определенные нормы о правах и обязанностях субъектов коммерческой тайны.

Согласно действующему трудовому законодательству в трудовой договор может быть включено условие о том, что работник обязан не разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную, иную тайну (ст. 57 ТК РФ). В случае нарушения этого условия он может привлекаться как к материальной, так и к дисциплинарной ответственности. Так, согласно п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя, а работник уволен в связи с разглашением им охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей.

В литературе высказываются предложения, что в организации должен быть принят локальный акт, содержащий перечень информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются сам работодатель и его контрагенты, и работник должен быть ознакомлен с ним под расписку, например, Положение о сохранности коммерческой тайны предприятия или Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.[51]

Формально работодатель может принять такой локальный акт без согласования с профсоюзом. Однако, имея в виду, что на момент вступления в силу Трудового кодекса РФ вообще не предполагалось принятие такого рода локального акта, следует внести соответствующие изменения в ТК РФ и предусмотреть обязательный учет мнения профсоюза в данной ситуации.[52]

В обязанности работодателя входит создание работнику необходимых условий для соблюдения им установленного режима коммерческой тайны. Организация труда работника и создание необходимых условий для исполнения им своей трудовой функции являются обязанностями работодателя. В связи с этим работодатель должен обеспечить работника необходимым оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для работы с информацией, составляющей коммерческую тайну. А если необходимость оформления допуска к коммерческой тайне возникла после заключения трудового договора, должна быть, на наш взгляд, применена ст. 74 ТК РФ.