Конституция 1889 права и свободы

Конституция 1889 года

Переход к современным институтам конституционной монархии составлял общее требование правительственных партий и большинства высших сановников. В этом усматривалось и желаемое сближение с Западом. Конституционализм был одним из ориентиров уже в период Реставрации. Однако, как замечал Ито, «страна носила до того неконституционный и строго феодальный характер, что не было никакой возможности на развалинах ее истории создать сразу конституцию».

В 1880 г. почти единовременно прошло несколько съездов крупных общественных движений за народные права (только движение Айкокусы представляло до 100 тыс. членов местных клубов). Съезды настойчиво обращались с петициями о конституции. Это вызвало особый закон (1880 г.), запрещавший подачу петиций иначе как в органы местного управления. Движение Коккэй домэй на 2-м своем съезде постановило силой добиться конституции. В ответ последовал императорский указ (1881 г.) с обещанием в течение 10 лет даровать писаную конституцию.

Разработка конституции шла в узком правительственном кругу около 8 лет. С 1884 г. существовало Бюро (сэйдо) по изучению конституционных проблем из 4 сановников во главе с Ито X. (Иноуэ К., Ито М., Канэко К.). К 1888 г. Бюро разработало проект, большое влияние на принципы и даже текст которого оказала Прусская конституция 1850 г. Проект был обсужден в правительственных кругах, одобрен новым правительственным органом – Тайным советом (во главе с Ито). После рассмотрения императором конституция (в 76 ст.) была опубликована законом от 11 февраля 1889 г. Предполагалось, что она вступит в действие с ноября 1890 г.

Конституция 1889 г. была октроированной , и ее гарантировала только торжественная клятва императора. В клятве оговаривалось, что старинные прерогативы короны не отменяются с конституцией и что династия будет вечно соблюдать провозглашенные принципы.

С принятием конституции Япония преобразовалась в подлинно конституционную монархию. Однако императорская и правительственная власти занимали в ней преобладающее, сравнительно с представительством народа, место.

Император обладал полнотой государственной власти, которую в делах законодательства ограничивало народное представительство, а в управлении – самостоятельный статус правительства. Он считался главой государства, особа его была священной и неприкосновенной. Права монарха основывались на исторической традиции и передавались в его династии. За императором сохранялись значительные законодательные полномочия : издания законов при согласии парламента, законодательного вето на решения парламента, утверждения и обнародования законов, издания законодательных постановлений во время роспуска парламента или перерывов в его работе, а также вообще актов «для предотвращения народных бедствий». Только по императорскому представлению могла пересматриваться конституция. Император созывал и распускал парламент. Исполнительная власть юридически полностью оставалась за монархом: он был вправе издавать исполнительные распоряжения, организовывать администрацию, начальствовал армией и флотом, жаловал титулы, объявлял военное и осадное положение. Внешнеполитическая сфера также полностью осталась в руках монархии: император единолично утверждал международные договоры, заключал мир, объявлял войну. Ему же принадлежали и верховные судебные полномочия как главе государства: право амнистии и помилования.

Отдельная глава конституции посвящалась правам и обязанностям подданных (ст. 18-32). Само институирование обязанностей граждан засвидетельствовано здесь едва ли не впервые в конституционном праве XIX в. Подданные обязывались платить налоги и служить в армии (в возрасте старше 20 лет). Общегражданского равенства как такового не провозглашалось (Япония сохраняла сословный строй, хотя уже неофеодальный по существу). Равенство гарантировалось только в отношении доступа к должностям. Закреплялись свобода передвижения, личная неприкосновенность, право на судебное разбирательство, неприкосновенность жилища, писем, собственности. Эти свободы не были абсолютными, а уравновешивались «точно предписанными законом случаями» и мерами, «которые необходимо принять для общего блага». Из политических свобод гарантировались свобода вероисповедания, слова, печати, собраний и союзов, петиции. Однако все эти свободы не касались общего статуса императора и его прав, а также военных уставов.

Конституционная доктрина предполагала безусловное предпочтение национальных и государственных интересов гражданским правам и свободе. Даже неприкосновенность собственности не считалась абсолютной. По этому поводу Ито (один из главных авторов конституции) заметил: «Право собственности подвластно государству. Поэтому оно подчиняется ограничивающим законам. Оно ненарушимо действительно, но должно быть ограничено».

Парламент – коккай – был двухпалатным. Конституция предусмотрела только общие принципы его организации и главные полномочия. Верхняя – Палата пэров – формировалась по императорским решениям, вне конституции. Ее составляли, во-первых, члены императорского дома, титулованная знать, а также лично назначенные монархом (если в возрасте старше 30 лет, то пожизненно), во-вторых – выбранные от земельных собственников по городам и префектурам на 7 лет. Количественно состав палаты не был регламентирован (в начале XX в. он достигал 400 чел.) Нижняя – Палата представителей – избиралась населением. Порядок формирования палаты и ее организацию также предусматривали только специальные законы.

Согласно Закону о выборах (1889 г.) избирательным правом пользовались мужчины старше 25 лет, платящие налог с имущества , свыше 15 иен в год (таких в стране было около 460 тыс.). Были и другие ограничения для военнослужащих, студентов, проживающих на месте не менее полутора лет. Выборы проводились по многомандатным и одномандатным округам (на 130 тыс. чел. – 1 депутат, всего 109 округов). Таким образом первые десятилетия в Палате представителей был 381 депутат.

По принципам своей работы Палата представителей была поставлена под контроль правительства. Президент и вице-президент Палаты назначались императором из представленных кандидатов. Палата подразделялась на 4 секции со своими председателями. Правительство могло прервать заседания на срок до 15 дней, потребовать слова в Палате в любое время, по требованию правительства могли быть и тайные заседания. Коккай обязана была оказывать предпочтение законопроектам из правительства. Для депутатов существовали дисциплинарные наказания, вплоть до исключения из депутатов. (То же правило было и для пэров.)

По конституции, основными полномочиями коккай было утверждение законов: «Каждый закон требует согласия коккай» (ст. 37). Однако реально парламент занимался принятием петиции и просительными адресами к императору. Законодательная инициатива осталась у правительства. Для запроса министру требовалось согласие 30 депутатов (т.е. 1/10 состава), причем министр вправе был «мотивированно» не отвечать.

Конституция закрепила основы судебной организации: законность, несменяемость и публичность судопроизводства. Однако чиновники подлежали только своей административной юстиции.

Конституция провозглашалась верховным законом: все законы и порядки в государстве должны соответствовать ей. Оговаривалось, что указы монарха не должны изменять законов.

Конституция 1889 года в Японии.

Конституцию Японии 1889 создали по образцу прусской.Было установлено верховную власть императора. Его личность считалась священной инеприкосновенной. Как глава государства он имел право объявлять войну и мирзаключать договоры, утверждать и издавать законы, созывать и распускатьпарламент, назначать и увольнять общественных и военных чиновников высокогоранга.

В 80-х pp. возникли политические партии (либеральная партия и партияреформ). Они еще не имели массовой базы, четкой организационной структуры и скореенапоминали политические клубы, опиравшихся на различные группы землевладельцев,промышленников.

В конце XIX ст. в Японии возникли профсоюзы. В 1896 г. произошел первый рабочий забастовку.Но становление профсоюзного и рабочего движения очень затруднена изособенности социальной структуры японского общества. Помешать этомупроцессу стояли полицейский террор и взаимоотношения между рабочими и предпринимателями,в которых значительную роль играли традиционные нормы поведения: почитаниестаршим, преданность хозяину, пожизненный наем на работу, коллективнаясобственность.

Созданную 1901 первое социалистическоеорганизацию под руководством Сена Катай правительство запретило, несмотря на ее лояльноеотношение к власти.

Жестоких преследований понеслаанархо-синдикалистские организация, выступавшая за «прямые действия», в том числе и за проведение всеобщих забастовок. Лидера этой организацииКотоку и его товарищей были казнены.

К началу первой мировой войны вЯпонии не было легальных рабочих организаций (партий, профсоюзов), кромепрофсоюзы, созданной самими предпринимателями.

Конституция 1889 г. укрепляла монархический строй. Провозглашая особу императора «священной и неприкосновенной», она представляла ему неограниченные права главы государства – права объявления войны и заключения мира, заключения договоров, утверждения и издания законов, созыва и роспуска парламента, назначения и увольнения всех гражданских и военных должностных лиц, а также верховное командование армией и флотом. Парламент состоял из палаты пэров и палаты представителей. В верхней палате были представлены члены императорской фамилии, титулованной аристократии, крупнейших налогоплательщиков и лиц, назначавшихся императором. Согласно избирательному закону, опубликованному одновременно с конституцией, нижняя палата избиралась мужчинами старше 25 лет, уплачивавшими не менее 15 иен прямого налога. Активным избирательным правом пользовались лица не моложе 25 лет, пассивным – не моложе 30 лет.

Парламент пользовался правом законодательной инициативы, утверждения бюджета и пр., однако, согласно конституции, кабинет министров нес ответственность не перед парламентом, а перед императором. В случае отклонения парламентом бюджета правительство могло не уходить в отставку, а принимало бюджет предыдущего года. Таким образом, парламент лишался возможности воздействовать на политику правительства. Конституция определила высший консультативный орган при императоре – Тайный совет.

Конституция 1889 г. представляла собой юридическое оформление союза помещиков и буржуазии под эгидой реакционной монархии. Парламентская буржуазная оппозиция добивалась ликвидации «клановых» правительств – бюрократии и военщины из Сацума и Тёсю. Однако на основе агрессивной внешней политики оппозиция довольно быстро нашла общий язык с правящими кругами.

§ 3. Конституция 1889 г.

55), что ставило исполнительную власть в независимое положение от парламента — высшего органа законодательной власти. К полномочиям кабинета министров относилось осуществление непосредственного управления страной: ведение государственных дел, разработка законопроектов,

-подготовка указов для проведения в жизнь конституции и законов,
-руководство отраслями государственного управления, представление парламенту проектов государственного бюджета (ст. 9, 38, 55, 68, 71).
Важную роль в системе органов исполнительной власти играл и Тайный совет. Он представлял собой расширенный кабинет, в состав которого входили все министры и 15 дополнительных членов, назначаемых императором. Тайный совет собирался по требованию императора для обсуждения важнейших государственных дел (ст. 56).
Большое значение в системе исполнительной власти Японии имел гэнро (совет старейшин) — внеконституционный совещательный орган при императоре. В состав гэнро входили представители аристократии. Данный орган сохранял свое- значение до 30-х годов XX в., во многом определяя направление внутренней и внешней политики Японского государства.
Судебная власть по Конституции 1889 г. осуществлялась судами от имени императора и согласно законам (ст. 57).
Императору предоставлялось право амнистии, помилования и смягчения наказания (ст. 16).
В целом складывание буржуазной судебной системы Японии началось еще до принятия Конституции и продолжалось после вступления ее в силу. Реорганизация судебной сферы, предпринятая в 70-90-е годы XIX в., привела к формированию достаточно стройной системы судебной власти в Японии. Высшая судебная власть сосредоточивалась в Верховном императорском суде, председатель которого назначался императором. В его компетенцию входило осуществление высшей апелляции, разъяснение законов, рассмотрение наиболее важных дел.
По территориальному уровню суды делились на местные, решавшие большинство уголовных и гражданских дел своего района, губернские и окружные — апелляционные по приговорам судов низшей инстанции. В период реформ в Японии появилась и прокуратура. В 1874 г. она получила право поддерживать обвинение в суде и опротестовывать приговоры. Кроме этого, серьезному реформированию подверглась сфера уголовного процесса. В конце XIX в. в Японии был принят Уголовно-процессуальный кодекс, который основывался на принципах гласного и непосредственного судопроизводства, «свободной оценки доказательств», права обвиняемого на защиту и пр.
Отдельная глава Конституции была посвящена правам и обязанностям подданных. Она содержала ряд общедемократических положений.
Провозглашались
свобода выбора и перемены местожительства (ст. 22); неприкосновенность собственности и жилища (ст. 17, 25); тайна переписки (ст. 26); равный доступ к занятию гражданских и военных должностей (ст. 19); защита от неправосудных арестов (ст. 23, 24);
-свобода слова, совести, печати, собраний и союзов (ст. 28, 29) и др.
Однако некоторые положения этого раздела содержали оговорки, которые ограничивали реализацию названных прав и свобод японского гражданина на практике.
Таким образом, буржуазная революция и последовавшие за ней реформы способствовали утверждению в Японии новых капиталистических отношений. За 30 лет с начала реформ Япония превратилась в ничем не уступающую западным странам державу. Перейдя к новому строю жизни, она стала искать рынки сбыта для продукции своей индустрии, сырьевую базу для работы своей промышленности, территории для расселения избыточной армии труда. Как европейцы и американцы, она стремилась завести колонии, и с конца XIX — начала XX вв. выступает в качестве самой деятельной экспансионистской державы.

uristinfo.net

§ 2. Конституция 1889 г

Введение конституционной монархии. Завершением реформ явилось принятие Конституции. Ее создатели провели большую подготовительную работу, тщательно изучив конституционный опыт многих стран. Они не стремились сконструировать что-либо принципиально новое. Признавалось целесообразным использовать конституционные нормы других государств, апробированные на практике и наиболее адекватно отвечающие целям правящих кругов Японии. Будущая конституция должна была юридически закрепить статус императора как главы государства, наделенного чрезвычайно широкими полномочиями, особенно в области военной и исполнительной власти, при разделении законодательной власти между ним и парламентом. Объективно конституции предстояло закрепить компромисс между доминирующим в государстве дворянством во главе с императором, контролировавшим исполнительную власть и вооруженные силы, и буржуазией, допускаемой к участию в законотворчестве и частично контролю за бюджетом. Наиболее подходящими для решения этих задач были признаны прусская Конституция 1850 г. и германская Конституция 1871 г. Они и послужили образцом для Конституции Японии.
В 1889 г. работа над первой в истории страны конституцией была завершена. Особа императора объявлялась священной и неприкосновенной. Как глава государства он наделялся верховной властью — мог объявлять войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение, сосредоточивая в своих руках чрезвычайные правомочия; в качестве верховного главнокомандующего он наделялся правом устанавливать структуру и численный состав вооруженных сил, включая оклады личного состава; в сфере государственного гражданского управления он определял структуру министерств, назначал, увольнял всех должностных лиц, устанавливал их оклады.
Император назначал министра-президента (главу исполнительной власти), а по его представлению — остальных министров, которые фактически не зависели от парламента, так как Конституцией не предусматривалось право вынесения вотума недоверия.
Император осуществлял законодательную власть совместно с парламентом, созывал парламент и закрывал его, отсрочивал парламентские заседания, распускал нижнюю палату — палату депутатов. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона (эти указы представлялись парламенту на ближайшей сессии; если они не получали его одобрения, то объявлялись недействительными на будущее время). Он имел право амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах.
Парламент должен был состоять из двух палат — палаты пэров и палаты депутатов. В палату пэров входили члены императорской фамилии, титулованная знать (во многом для этого несколько ранее были введены европейские титулы — князья, маркизы, графы, виконты, бароны), а также лица, назначенные императором. Палата депутатов состояла из лиц, победивших на выборах.
Законом 1890 г. право участия в выборах в нижнюю палату предоставлялось японским подданным, мужчинам, невоеннослужащим, достигшим 25 лет, уплачивающим не менее 15 иен прямого налога и проживающим в определенной местности не менее полутора лет.
Обе палаты и правительство наделялись правом законодательной инициативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством. Введение нового налога было возможно только на основании закона. Согласие парламента требовалось на заключение государственного займа или принятие каких-либо иных финансовых обязательств, если это дополнительно обременяло государственный бюджет. Парламент утверждал ежегодный бюджет. Если он отказывался его утверждать, то правительство могло применить бюджет предшествовавшего года.
Депутаты получали право парламентской неприкосновенности, но только за мнение, высказанное в палате. В остальном на них распространялось действие законов. Допускался и арест депутатов в случае “задержания на месте преступления или наказуемого деяния, связанного с внутренними или внешними волнениями”.
Непосредственное государственное управление осуществлял кабинет министров, возглавляемый министром-президентом. Его фактическое положение, определенное Конституцией, было зависимым от императора и его приближенных.
Конституция предусматривала учреждение так называемого Тайного совета, призванного по указанию императора обсуждать ва
жнейшие государственные дела.
Отдельная глава Конституции была посвящена правам и обязанностям подданных. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собраний и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям, тайна переписки и т. д. Однако установленные Конституцией ограничения фактически сводили эти права на нет (например, тайна переписки могла быть нарушена в определенных законом случаях (ст. 26), подобные ограничения сопровождали каждое провозглашенное право или свободу).
Послеконституционное развитие Японии. Конституция окончательно юридически закрепила победу революции Мэйдзи, заложила государственно-правовые основы дальнейшего развития страны и, как показала последующая история, создала условия для превращения Японии в агрессивное милитаристское империалистическое государство. Военные получали постоянную поддержку дворянства, а вскоре и окрепшей монополистической буржуазии. Особенно сильны были их позиции в учреждениях, являвшихся оплотом знати, находившихся вне контроля общественности, но оказывавших большое влияние на политику, функционировали Тайный совет и генро (не предусмотренный Конституцией совещательный орган при императоре, состоявший в основном из знати, поддержавшей борьбу против сёгуната). В 1895 г. был законодательно подтвержден порядок, по которому на посты военного и военно-морского министров назначались только чины высшего военного и военно-морского- командования. Таким образом, военные круги получили дополнительную возможность давления на правительство и парламент. С 70-х годов XIX в. Япония встала на путь агрессивных войн и колониальных захватов.
В области внутригосударственных нововведений наиболее заметным явлением была реорганизация судебной системы на европейских началах. Важной вехой в этом процессе, начавшемся еще в 70-е годы, явился закон 1890 г., в соответствии с которым учреждались единые для всей страны суды. Территория Японии была поделена на приблизительно равные по численности населения округа, в каждом из которых создавался местный суд. Судам предстояло разрешать большинство уголовных и гражданских дел. Следующими инстанциями стали губернские суды, семь апелляционных судов и Высокий имперский суд, в компетенцию которого входили рассмотрение установленных законом наиболее важных дел, высшая апелляция, а также разъяснение законов. Судьями могли быть лица, имеющие юридическое образование и соответствующий практический опыт. Устанавливалась несменяемость судей, не предусматривались различные финансово-административные меры воздействия на них. Одновременно конкретизировался статус прокуратуры, расширялись ее правомочия. На нее возлагались руководство предварительным расследованием, поддержание обвинения в суде, опротестовывание приговоров и осуществление надзора за судами. Несколько позже было уточнено правовое положение адвокатуры.
В 1890 г. получил новую редакцию Уголовно-процессуальный кодекс. Судебное следствие должно было основываться на принципах гласности, устности, состязательности.
Но позитивное значение судебной реформы минимизировалось расширением правомочий жандармско-полицейского аппарата, получившего право контролировать всю гражданскую жизнь страны.

Конституция 1889 права и свободы

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Тадагава, С.
Конституция Японии 1889 г. и «модернизация»
страны /С. Тадагава.
//Правоведение. -2002. — № 4 (243). — С. 193
— 199
Статья находится в издании «Правоведение :» Материал(ы):

    Конституция Японии 1889 г. и «модернизация» страны.
    Тадагава, С.

Конституция Японии 1889 г. и «модернизация» страны*

1. Реставрация Мэйдзи

Конституция Японии 1889 г. была первой в истории страны. Она действовала до 1947 г., т. е. до вступления в силу нынешней Конституции 1946 г. Первая Конституция Японии была конституцией только номинально, не в том смысле, какой вкладывает в это понятие, например, ст. 16 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

О понятиях «реставрация Мэйдзи» и «революция Мэйдзи». В 1868 г. закончился период сёгуната и к власти вновь пришла семья тэнно. Согласно разъяснению словаря-справочника «История государства и права», «Конституция Японии 1889 г. явилась результатом «Революции (реставрации) Мэйдзи». » 1 В целом такое истолкование удачно, но выражение «революция (реставрация) Мэйдзи» является не вполне адекватным переводом японского слова Мэйдзи-исин. Мэйдзи, или дословно «яркое правление», — это, как известно, официальное название периода правления императора Муцухито (1867-1912) с 1868 г., 2 а исин означает просто «всеобщее обновление». Но чтобы понять смысл всего выражения в целом, нужно уяснить, что такое император Японии.

Титул «император Японии» — это перевод японского слова тэнно, исконный смысл которого — «король неба». Согласно «Нихон секи», созданному в VIII в. японскому аналогу «Повести временных лет», основатель династии Джимму тэнно взошел на престол в 660 г. до н. э. 3 С тех пор семья тэнно непрерывно царствует в Японии, 4 по крайней мере, духовным образом. Иначе говоря, династия продолжалась по нисходящей мужской линии 5 и обладала громадным религиозным авторитетом среди японского населения, но не всегда имела реальную, политическую власть. С этой точки зрения, я предпочитаю термин «реставрация Мэйдзи» термину «революция Мэйдзи», хотя в широком смысле слова это событие было своего рода революцией.

2 . Причины и развитие реставрации Мэйдзи

Открытие страны и заключение неравноправных договоров. Впервые европейцы прибыли в Японию в середине XVI в. Это были, главным образом, проповедники-иезуиты из Португалии. Японскому правительству не нравилось быстрое расширение католицизма в юго-западной части страны, и оно решило изгнать европейцев, а в 1639 г. запретило пропаганду любой христианской конфессии 6 и разрешило только голландским купцам посещать порт Нагасаки. В то же время японцам, которые оказались за границей, воспретили возвращаться домой.

После более чем двухвековой изоляции правительство было вынуждено открыть страну. В середине XIX в. Японию охватил массовый голод. Городская беднота и крестьяне поднимали бунты, феодальная власть зашаталась. В то же время расцвет индустриального капитализма в передовых странах Запада потребовал расширения зарубежных рынков в Азии. Соперничая друг с другом, США, Англия и Франция пытались открыть ворота Японии. Узнав о результатах опиумной войны между Англией и Китаем (1839-1842), сёгунат оценил мощь вооруженных сил европейцев и в конце концов вынужден был изменить свою прежнюю позицию.

Американский коммодор К. Перри (Matthew Calbraith Perry) ввел свои корабли в залив Эдо, где теперь находится Токио, и в 1854 г. высадил на берег десант вооруженных моряков.

В июле 1858 г. под жестким нажимом со стороны коммодора К. Перри был подписан японо-американский договор о торговле. Помимо открытия ряда новых портов, он устанавливал привилегии экстерриториальности американцев в гражданских и уголовных делах, вводил крайне невыгодные для японцев тарифы и пошлины. В том же году Япония вынужденно заключила аналогичные неравноправные торговые договоры с Англией, Францией и Россией. 7 Конечно, это ограничило суверенитет Японии.

Переход власти от династии Токугавы к династии тэнно. В период сёгуната Токугавы Япония была разделена приблизительно на 200 княжеств, а правительство страны находилось в ее центре, в Эдо. В середине XIX в., когда феодальная власть начала утрачивать устойчивость, богатые юго-западные княжества (Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн) стали сопротивляться правительству в Эдо под лозунгом, что японцам нужно уважать династию тэнно, а не Токугавы. Тэнно был использован этими княжествами для борьбы за власть, но сам лозунг оказался очень эффективным. И в 1868 г. после сложной политической и вооруженной борьбы коалиционные юго-западные силы во главе с тэнно победили правительство Токугавы.

Задачи новой власти. Новая власть стремилась, во-первых, уничтожить почти все старое и традиционное, наверное кроме авторитета тэнно, и построить новую централизованную государственную систему. Например, она упразднила бывшие княжества и ввела систему губерний, определила Токио новой столицей, ликвидировала дискриминацию в социальном положении между сословиями (самураями, крестьянами, ремесленниками и торговцами), опубликовала декрет о стрижке традиционных причесок, украшающих мужчин (тёнмагэ), провела реформу календаря и т. д. 8

Во-вторых, очень важно было скорректировать неравноправные договоры с европейскими державами и США. Для решения этой задачи в 1871 г. новое правительство решило послать большую делегацию во главе с Томами Ивакурой, тогда одним из самых влиятельных политиков, в Америку и Европу.

Делегации из маленькой и слаборазвитой восточной страны тогда не удалось добиться чего-то существенного. Зато, посетив 12 стран почти за 2 года, она очень внимательно ознакомилась с их государственными учреждениями, культурой, промышленностью и т. п. 9 И вывод членов делегации, очевидно, был таков: Японии тоже обязательно нужно стать сильной, развитой страной в Азии по примеру западных держав и США. Такую идею коротко выражает тогдашний японский лозунг «дацу-а ню-о», т. е. «преодолев уровень развития Азии, достичь уровня развития Европы». Знаменательно, что в состав делегации входили Тосимити Окубо (из бывшего княжества Сацума) и Хироси Ито (из бывшего княжества Тёсю), оба в дальнейшем постарались стремительно «модернизировать» страну. Т. Окубо был убит противником из-за угла в 1878 г., а X. Ито в 1885 г. стал первым в Японии премьер-министром в связи с учреждением правительства современного типа.

После возвращения делегации стала более заметна тенденция европеизации почти во всех областях жизни в Японии. В 1874 г. численность европейских и американских преподавателей, ученых, инженеров и других специалистов превысила 500 человек. Поощрялось ношение европейской одежды. В столич­ном парадном дворце Рокумэйкан часто устраивались балы по-европейски. С помощью европейских юристов, в том числе Г. Буассонада (Gustave Emile Boissonade de Fontarabie) из Парижского университета и К. Рёслера (Karl Friedrich Hermann Roesler) из Германии, началось составление важнейших законов, которые были необходимы для строительства нового государства. В 1880 г. под руководством Г. Буассонада составлены первые японские кодексы нового времени — Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (так называемые старый УК и Тизай-хо). А в 1884г. К. Рёслер закончил составление проекта Коммерческого кодекса.

Возникновение народного движения за свободу и демократию. В процессе европеизации страны в Японии, как и в Европе, возникло народное движение за свободу и демократию. Его можно сравнить с движением декабристов в России. Лидер нового движения Тайсукэ Итагаки (из бывшего княжества Toed) в 1874 г. опубликовал декларацию, требующую учреждения демократически выбранного парламента; стали публиковаться проекты конституции, написанные демократами. Самый известный и самый прогрессивный из них был составлен Эмори Ужи (уроженцем Тосы) в 1881 г. Он настаивал на том, чтобы парламент был однопалатным, чтобы женщины участвовали в выборах наравне с мужчинами, чтобы были гарантированы основные права человека, в том числе на сопротивление правительству.

3. Конституция Японии 1889 г.

Составление «Конституции Великой Японской Империи» 1889 г. Лидеры нового режима Т. Ивакура, Т. Окубо, X. Ито и др. все-таки думали, что в конце концов и Японии понадобятся свои конституция и парламент. Проблема состояла только в том, какими они должны быть: монархическими или демократическими. Опыт, полученный во время реставрации Мэйдзи, убеждал руководителей страны в том, что стабильность и развитие Японии не могут быть достигнуты без династии тэнно, стоящей на самом высоком месте в иерархии политического авторитета.

В 1881 г. X. Ито узнал, что у одного из влиятельных лидеров старого правительства Сигэнобу Окумы 10 (из бывшего княжества Хидзэн) подготовлена программа очень быстрого учреждения парламента (за 2—3 года) наподобие английского. X. Ито считал, что такая программа очень вредна для осуществления реформы, и устранил С. Окуму из тогдашнего правительства, сразу опубликовав декларацию от имени Мэйдзи-тэнно, что они подготовят Конституцию и учредят Парламент через 10 лет.

Как раз в то время правительству было преподнесено «мнение» Г. Рёслера, о том, что монарх играет очень важную роль, имея призвание мирить богатых и бедных, находясь на нейтральной позиции и т. д. Он высоко оценил прусскую Конституцию 1850 г. Это «Мнение» понравилось X. Ито.

В следующем году он был специально послан в Германию и Австрию, чтобы изучать конституции этих стран. Там он слушал лекции Л. фон Штейна (Lorenz von Stein) в Венском университете и Р. фон Гнейста (Rudorf von Gneist) в Берлинском университете. После возвращения X. Ито из-за границы в 1883 г. началась работа по составлению проекта японской конституции. X. Ито помогали Г. Рёслер и А. Моссе (Albert Mosse), ученик Р. фон Гнейста, направленный в Японию по его рекомендации. Таким образом, национально-исторический и религиозный авторитет тэнно был, образно выражаясь, прикрыт европейским известно, японцы — составители Конституции иногда серьезно расходились во мнениях с европейскими советниками. Например, японцы хотели вписать исторический эпитет «непрерванная за многотысячелетнее время» к словам «династия тэнно». А европейцы, в том числе К. Рёслер, были против этого, говоря, что в конституции мифологического или исторического описания не должно быть. Однако японцам такой эпитет был необходим, чтобы подчеркнуть божественность тэнно, и они настояли на своем.

Конституция была октроирована 11 февраля 1889 г. и введена в действие 29 ноября 1900 г., когда собрался первый парламент. Она была названа «Конституцией Великой Японской Империи». 11 Принятие Конституции устранило одно из препятствий к тому, чтобы европейские державы и Америка признали Японию передовой, «модернизированной» страной. Специфические черты Конституции Японии 1889 г. таковы. Во-первых, эта Конституция является октроированной. Это означает, что первоначально существует право монарха и Конституция устанавливается именно правом монарха.

Во-вторых, принципы конституционализма ограничены тем, что парламент не может мешать осуществлению права монарха.

В-третьих, не принят принцип формирования кабинета политической партией, лидирующей в парламенте.

В-четвертых, субъекты прав и свобод были определены не как граждане, а как подданные; каталог и содержание их прав и свобод ограничены.

Обзор основных положений Конституции Японии 1889 г. по главам. Знаменательно, что именно первая глава Конституции посвящена тэнно. В ней определено, что император является самым авторитетным лицом во всей Японии не только в политическом отношении, но и с точки зрения традиционной национальной религии. С одной стороны, можно даже сказать, что как член «непрерванной за многотысячелетнее время» династии (ст. 1) он — живой бог. 12 Соответственно его особа священна и неприкосновенна (ст. З). 13 С другой стороны, император одновременно никем не заменяемый глава государства (ст. 4) и сосредоточивает в себе все права властелина, которые происходят от верховной власти: он устанавливает законы в согласии с парламентом (ст. 5), приказывает опубликовывать и осуществлять их (ст. 6) и заставляет подданных соблюдать их (ст. 57). И роль парламента, кабинета и суда заключается в конечном счете просто в содействии императору.

Кроме того, император непосредственно руководит группой людей, которая функционирует как действительное орудие осуществления его воли, т. е. бюрократией и военными (ст. 10). Он стоит во главе вооруженных сил (ст. 11), единолично определяет отношения Японии с зарубежными государствами (ст. 13), как милостивый государь жалует подданным ордена и т. п. (ст. 15), санкционирует амнистию (ст. 16) и т. д.

Глава II является очень важной с точки зрения характеристики этой Конституции, поскольку в нее включены права и обязанности подданных. В отличие от граждан у подданных признаются только те права, которые пожаловал властелин, за ними не признаны права и свободы природные, или врожденные. Хотя в Конституции перечислены свобода выбора и перемены местожительства (ст. 22), свобода вероисповедания (ст. 28), свобода слова, печати, публичных собраний и образования союзов (ст. 29), в формулировках всех этих статей наличествуют ограничения, например, предусматривающие осуществление права «в границах закона». Интересно, что в этой Конституции в первую очередь указаны обязанности подданных: служить на военной службе (ст. 20) и платить налоги (ст. 21) и лишь затем перечислены их права.

Глава III включает статьи о парламенте Империи. Парламент состоит из двух палат: палаты пэров и палата депутатов (ст. 33). В первую вошли представители самого верхнего аристократического слоя, а во вторую избирались представители богатой части народа. Таким образом, парламент был далек от большинства народа. Более того, парламент только составляет законы, но они не действуют без санкций императора (ст. 6). Наконец, палату депутатов распускает именно тэнно (ст. 7).

Глава IV называется «О министрах и государственном совете». В ней не встречаются слова «кабинет», «правительство», поскольку министры помогают императору, каждый в отдельности (ст. 55), они не могут представить общее мнение кабинета.

Глава V посвящена судебной власти. В ней особо показательно такое выражение, как: «Судебная власть осуществляется судами именем императора. » (ст. 57).

Темой главы VI являются финансы. Правительство может в случае настоятельной нужды и тому подобных обстоятельств принять необходимые финансовые меры, пользуясь авторитетом императора, т. е. путем издания императорского указа (ст. 70).

В главу VII, последнюю, включены дополнительные постановления. В ней самое важное значение имеет то, что никто кроме императора не вправе вносить изменения в Конституцию (ст. 73) — ни парламент, ни народ не могут проявить даже инициативу изменения основного закона государства. 14

В Конституции отсутствовала глава о местном самоуправлении.

Конечно, эту Конституцию нельзя назвать демократической. Крайне показательно, что на следующий год после ее опубликования с целью еще более широкой пропаганды божественности тэнно и его династии, а также для предотвращения распространения идей свободы и демократии правительство утвердило основные принципы школьного воспитания в форме императорского указа, который носит название «Кёику-тёкуго». Этот «Указ об образовании» содержал компактное изложение основ конфуцианского учения и в конечном счете преследовал цель воспитать в подданных готовность жертвовать собой ради защиты святого государства во главе с тэнно.

14 В действительности в Конституции 1889 г. не было никаких изменений до принятия новой Конституции в 1946 г.

В японском языке есть такое выражение, как «нама-биракэ», что означает «цивилизованно, но не полностью». Данная характеристика вполне применима и к Конституции 1889 г.: первая японская конституция и вообще Япония в то время была «модернизированной, но не полностью».

Такова, на наш взгляд, краткая история составления Конституции Японии 1889г. и «модернизации» страны. В действующей послевоенной Конституции Японии 1946 г. тэнно перестал быть главой государства, он определен просто как символ государства и единства народа, не имеющий никакой политической власти.

монархическим конституционным одеялом. Хотя, как

* Пер. автора. Под ред. А. В. Ильина.

** Профессор Университета Васэда (Токио).

1 История государства и права: Словарь-справочник/ Отв. ред. М. И. Сизяков. М., 1997. С. 165.

2 После реставрации Мэйдзи было решено, что период правления тэнно должен иметь только одно название. Так что мы, японцы, обычно используем название периода правления для упоминания монархов, которые правили после этой реставрации. Например, Мэйдзитэнно, Тайсё тэнно, Сева тэнно и т. д.

3 Нихон секи — Анналы Японии / Пер. со старояп. и комм. Л. М. Ермаковой и А. Н. Мещерякова. Т. 1: Свитки I-XVI. СПб.,1997. С. 192.

4 По крайней мере, после 15-го тэнно, которого зовут Одзин, т. е. начиная с III в. н. э., династия действительно существовала (The Kodansha Bilingual Encyclopedia of Japan. Tokyo , 1998. P. 121).

5 Как исключение бывали и женщины-тэнно особенно в VI—VIII вв.

6 Запрет пропаганды христианства был отменен в 1873 г. Кстати сказать, в Японии издревле существовала традиционная национальная религия синтоизм, или по-японски синто, сущность которой заключается в уважении, или культе, предков народа. А в 538 г. в Японию через Корею пришла одна из мировых религий — буддизм. Вскоре он был воспринят семьей memo и получил статус государственной религии. Но интересно, что реставрация Мэйдзи имела и характер реставрации синтоизма в стране.

7 Кстати, первая делегация России во главе с А. Е. Лаксманом приехала в Японию гораздо раньше, еще в 1792 г. Она дружелюбно предложила установить торговые отношения между двумя странами и терпеливо ждала ответа от сёгуната, но безуспешно.

8 Ср. с реформами петровского времени в России.

9 Дневники осмотра Америки и европейских стран Чрезвычайным и полномочным послом / Под ред. К. Кумэ: В 100 т. Токио, 1878. (на яп. яз.) — Кстати, делегация посетила Россию в конце марта — середине апреля 1873 г.

10 Основатель Университета Васэда.

11 Ito Н., count. Commentaries on the Constitution of the Empire of Japan / Translated by Miyoji Ito. Tokyo, 1889; Дурденевский В. Н., Лудшувейт Е. Ф. Конституции Востока: Египет, Турция, Персия, Афганистан, Индия, Китай, Монголия, Япония. Л., 1926. С. 162 и сл.

12 После Второй мировой войны, в январе 1946 г., император Сева тэнно выступил с публичным отрицанием своей божественности.

13 Ср. со ст. 43 титула III «О короле» Конституционной хартии Пруссии (1850): «Личность короля неприкосновенна». Аналогично в ст. 5 главы 1 «О существе верховной самодержавной власти» раздела первого Основных государственных законов Российской империи (1906): «Особа Государя Императора священна и неприкосновенна».

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: CD-ROM for Windows. 2001.

Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост., авт. введ. и вступ. ст. В. В. Маклаков. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2001.

Конституции и законодательные акты буржуазных государств. XVII— XIX вв. / Сост. Н. Н. Блохин; Под ред. П. Н. Галанзы. М., 1957.

Полное собрание законов Российской империи. Собр. третье. Т. XXVI. 1906. Отд. I. СПб., 1909.

Свой законов Российской империи: В 5 кн. Кн. 1. СПб., 1912.

Япония от А до Я: Популярная иллюстрированная энциклопедия. М., 2000.

Большая мировая энциклопедия: CD-ROM for Windows. Токио: Изд-во «Хэйбонся», 2000 (на яп. яз.).

История японского законодательства / Сост. X. Маки и А. Фудзивара. Токио: Изд-во «Сэйрин-сёин», 2000 (наяп. яз.).

Компактный свод японских законов на 2001 г. Токио: Изд-во «Иванамисётэн», 2000 (на яп. яз.).

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст статьи, значит в каталоге есть только библиографическое описание.