Конституционное право как наука понятие предмет метод

Понятие, предмет и методы конституционного права

Понятие конституционного права

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т. е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки. Вначале остановимся на понятии «конституционное право» как отрасли российского права.

Конституционное право России как отрасль права — составная часть национальной правовой системы нашей страны, совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняют и защищают права и свободы человека и учреждают в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе функционального разделения.

Главная задача и смысл конституционного права России — найти баланс свободы народа и власти государства.

Конституционное право регулирует фундамент отношений, складывающихся в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества. К его предмету относятся те отношения, которые можно называть базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер.

Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений. В сфере отношений человека (общества) и государства он связан с охраной прав и свобод человека; в сфере властеотношений — с устройством государства и государственной власти.

Баланс этих отношений обеспечивается принципами, выражающими качественную определенность, формы организации и функционирования государства и общества, а также механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества. Именно такого рода общественные отношения составляют предмет конституционного права. В Конституции РФ оформление в качестве составляющих предмета конституционного права получили важнейшие общественные отношения, складывающиеся по поводу основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, учреждения и функционирования государственного механизма, местного самоуправления.

Следовательно, конституционное право России — ведущая отрасль национального права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы.

Во-вторых, конституционное право — это наука. С одной стороны, она изучает конституционное право определенной страны (в данном случае — России), а с другой — является частью международной науки, которая обогащается теорией и практикой различных стран (в том числе России). Наука — это не система норм, а научные представления о действующем конституционном праве, его истории, теории; выводы, гипотезы. Они отражены в различных книгах, статьях, научных докладах, приобретают заостренную форму в научных дискуссиях. Источниками науки являются также нормативные акты (например, в Конституции РФ содержится официальное доктринальное положение о человеке как высшей ценности, определяющее суть правового регулирования), официальные документы (послания Президента РФ парламенту), конституционно-правовая практика (решения Конституционного Суда РФ, а также особые мнения его судей). В России развивается наука о конституционном праве как таковом (иногда его называют «общее конституционное право», иногда — «сравнительное конституционное право»), совершенствуются знания о конституционном праве зарубежных стран и о российском конституционном праве.

В-третьих, российское конституционное право — это учебная дисциплина. Студенты и другие обучающиеся изучают основы действующего конституционного права, основы науки о нем, конституционно-правовую практику.

Предмет конституционного права

Понятие «конституционное право» многозначно. Это и отрасль права, и наука, и учебная дисциплина. Являясь отраслью публичного права, конституционное право занимает особое место в системе российского права, что определяется его предметом и содержанием.

Предметом конституционного права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения. Конституция закрепляет и регулирует наиболее важные отношения во всех сферах жизни общества и государства. Следовательно, конституционные отношения — это наиболее значимые отношения, которые определяют природу государства и общества.

Объект конституционных отношений — предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Вопрос о предмете конституционного права, о пределах конституционного регулирования был и остается дискуссионным. В отечественной юридической науке есть два подхода к определению предмета конституционного права, т. е. круга общественных отношений, регулируемых конституционным правом. Согласно первому подходу (он является преобладающим) предмет конституционного права определяется весьма широко, в его содержание включаются установления как конституции, так и законов и подзаконных нормативных актов, конкретизирующих и развивающих конституционные положения. При таком подходе предмет конституционного права неоправданно расширяется, а значение конституционных установлений принижается, по существу, они низводятся до норм текущего (отраслевого) законодательства.

Второй подход нацелен на сужение предмета конституционного прав, определяемого в основном предметом и содержанием конституции как особого нормативного правового акта. Такой подход к определению предмета конституционного права является более предпочтительным. Он обусловлен современной тенденцией формирования системы российского права, появлением, в частности, в публичном праве новых отраслей права.

Конституция есть результат общественного развития. В своем историческом развитии ее содержание претерпело существенные изменения, связанные с динамикой общественных отношений. Можно выделить следующие основные этапы эволюции содержания конституций, или ее поколений.

Первое поколение — с конца XVIII в. до Первой мировой войны; второе — между Первой и Второй мировыми войнами; третье — с 1945 г. до конца 1980-х гг.; четвертое — с начала 1990-х гг. по настоящее время.

См.также: История конституции

В современном мире конституции национальных суверенных государств при всем разнообразии их содержания регулируют следующие группы общественных отношений:

  • учреждение и оформление государства как суверена на своей территории и в мировом сообществе;
  • признание народовластия, форм его осуществления, принципов организации и деятельности правового государства, форм правления и государственного устройства;
  • формирование основ функционирования гражданского общества, статуса его институтов (партий, общественных объединений, церкви, СМИ и др.);
  • провозглашение и гарантирование, осуществление, охрана и защита основных прав, свобод и обязанностей личности;
  • установление условий участия государства в международных отношениях, принципов внешней политики, взаимоотношение международного и внутригосударственного (национального) права.

Регулирование указанных групп общественных отношений и определяет предмет конституционного права. В то же время простое их перечисление не раскрывает особенности предмета конституционного права. Для общественных отношений, входящих в предмет регулирования конституционного права, характерно то, что они являются существенными, коренными, основополагающими во взаимоотношениях общества, государства и личности. Именно они находят либо исчерпывающее регулирование в самой конституции, либо конституционные установления составляют основу (базу) для последующего их регулирования в текущем (отраслевом) законодательстве.

Однако это не исключает того, что предметом конституционного регулирования могут быть отношения, не являющиеся существенными, основополагающими (можно сказать, что это «случайный» элемент в содержании конституции). Включение этих отношений в предмет регулирования конституционного права осуществляется по воле государства, придает им конституционную форму, но не превращает их в основополагающие по своей социальной природе.

Таким образом, предметом конституционного права Российской Федерации являются коренные, основополагающие общественные отношения, охватывающие публичную самоидентификацию народа и общества, учреждение суверенного государства, принципы организации и функционирования государственной власти во взаимосвязи с местным самоуправлением, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина и иные существенные основы взаимоотношений личности, общества и государства.

Предмет конституционного права расширяется в федеративных государствах. В отечественной литературе высказано мнение о существовании конституционно-уставного права субъектов РФ, занимающего в нем далеко не «периферийное положение». Рациональное зерно в суждениях о конституционно-уставном праве субъекта РФ заключается в том, что в них не игнорируются конституции и уставы субъектов РФ как учредительные акты, которые конкретизируют и дополняют единое конституционное пространство в Российской Федерации. Конституционно-уставное право наряду с общими чертами в каждом субъекте РФ имеет специфические особенности. В целом конституционно-уставное право субъектов РФ обогащает предмет и содержание единого конституционного права Российской Федерации.

Методы конституционного права

Методы конституционного права — совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

В конституционном праве РФ преобладают императивные методы, предписывающие поступать только определенным образом (например, представление лица на должность Генерального прокурора осуществляется только Президентом РФ). Императивные методы осуществляются в различных формах:

  • управомонения (наделение органов государства определенными полномочиями для выполнения их задач);
  • субординации (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту РФ);
  • обязывания (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении Государственной Думой двух вотумов недоверия в течение трех месяцев);
  • требования (необходим 21-летний возраст для кандидатов в депутаты Государственной Думы);
  • запрещения (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций);
  • санкции вплоть до репрессий (законодательство о контртеррористических операциях).

Диспозитивные методы, оставляющие выбор поведения на усмотрение субъектов конституционно-правовых отношений (например, Президент РФ может принять отставку Правительства РФ, а может и не принимать), методы координации, согласования (например, согласительные процедуры, осуществляемые Президентом РФ при разрешении спора между субъектами Федерации) в конституционном праве не относятся к числу основных (диспозитивные методы являются основными, например, в гражданском праве).

Характеристика методов конституционного права

Характеристика методов, способов воздействия конституционного права на общественные отношения в отечественной научной литературе крайне скупа. Чаще всего данный вопрос ограничивается описанием конституционных норм, устанавливаемых ими прав, запретов, обязанностей и особенностей их воздействия на участников общественных отношений. Такой подход явно неэффективен.

Методы конституционного права как отрасли публичного права не могут быть отделены от методов политико-государственного руководства обществом. Основным, ведущим методом воздействия конституционного права на общественные отношения является метод учреждения (установления), т. е. метод позитивного провозглашения, утверждения конституционных ценностей. Данный метод характеризуется тем, что учреждаемые конституционные установления обладают непререкаемостью, верховенством и высшей юридической силой, действуют постоянно.

Метод конституционного учреждения (установления) подкрепляется действием таких методов государственного руководства обществом, как убеждение, поощрение и принуждение.

Ведущим методом воздействия конституционного права на поведение субъектов общественных отношений является метод убеждения. Это обусловлено тем, что конституция по своему содержанию выражает компромисс тех общественных сил, которые участвовали в ее разработке и принятии. Легитимность конституции есть гарантия эффективности методов убеждения в действии и реализации конституции и по правилам конституции. В современном российском праве все острее встает вопрос о воспитании уважения к конституции, об отношении к ней как высшей правовой ценности, воплощающей государственную идеологию, национальную идею общественного согласия.

В воздействии конституционного права на общественные отношения метод убеждения дополняется методом поощрения (стимулирования). Этой цели служат предоставление дополнительных превенций, субсидий, льгот, поощрений и наград для субъектов конституционного права.

Методом воздействия конституционного права на общественные отношения служит и метод принуждения. Государство охраняет и защищает действие и реализацию конституции, в том числе и принудительными мерами. Примером действия метода принуждения может служить институт конституционной и конституционно-правовой ответственности органов публичной власти, высших должностных лиц за нарушение Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, за неисполнение решений судов, основанных на положениях Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ.

Конституционное право, как и любая иная отрасль права, воздействует на общественные отношения присущими ему правовыми способами, зависящими от содержания видов конституционно-правовых установлений (положений), от мер их обеспечения (гарантирования), охраны и защиты.

Конституционные установления (положения) как нормативно-правовые средства регулирования поведения субъектов общественных отношений не исчерпываются конституционными принципами и нормами. Нормативно-правовой инструментарий в конституционном праве намного богаче. Наряду с конституционными принципами и конституционными нормами он включает нормативно закрепленные цели, задачи, легальные определения, презумпции, фикции, преюдиции, символы, конструкции. Все указанные конституционные установления составляют систему, что позволяет регулировать общественные отношения в многообразном измерении. При этом, естественно, они имеют собственную специфику воздействия на общественные отношения.

К конституционным способам воздействия на поведение субъектов общественных отношений следует отнести установление статусов физических и юридических лиц, общественных объединений, компетенции органов публичной власти и должностных лиц, средств их обеспечения (гарантирования), охраны и защиты.

В реализации статусов субъектов конституционного права используются способы дозволения, обязывания и запрещения.

Дозволительные предписания разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ «по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе».

Запрещающие предписания не дозволяют субъектам конституционного права осуществлять определенные действия. В ч. 5 ст. 13 Конституции РФ закреплено: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Обязывающие предписания регламентируют обязанность осуществлять определенные действия. Как записано в ст. 58 Конституции РФ, «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Использование методов и способов воздействия конституции и конституционного права в целом на общественные отношения есть сознательный, творческий процесс, направленный на оптимальное их сочетание в целях повышения эффективности действия и поведения субъектов конституционно-правовых отношений. Такое сочетание в конечном счете объективно обусловлено природой и характером предмета правового регулирования, системой складывающихся разнообразных общественных отношений, теми целями и задачами, которые стоят перед гражданским обществом и правовым государством в конкретный исторический период их функционирования и развития в контексте достижений мирового общественного прогресса.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Конституционное право как наука представляет собой систему знаний об отрасли конституционного права, т.е. научные сведения, взгляды, теории, концепции о данной отрасли, ее возникновении и развитии, проблемах и перспективах совершенствования (рис. 2).

Рис. 2. Конституционное право как наука

Предмет науки конституционного права основывается на предмете конституционного права как отрасли, включающем:

• основы конституционного строя Российской Федерации;

• основы правового статуса личности;

• систему государственной власти;

• систему местного самоуправления.

Кроме того, в предмет науки конституционного права входят:

• учение о понятии отрасли конституционного права, ее предмете, системе, источниках, конституционно-правовой ответственности;

• история развития отрасли, включая конституционное законодательство Союза ССР и в России во время ее пребывания в составе СССР; современные проблемы конституционно-правового регулирования;

• понятие, предмет, источники и методология науки конституционного права, тенденции ее развития;

• учение о конституции, ее сущности, юридических свойствах, месте в правовой системе, истории развития.

Таким образом, система науки конституционного права шире системы одноименной отрасли. Наука не просто повторяет систему действующего права, а критически его оценивает, сравнивает с конституционным правом зарубежных стран и предлагает более эффективные модели правового регулирования. С развитием государства конституционно-правовая наука тоже развивается, обогащается новыми концепциями, которые в свою очередь влияют на государствен но-правовую жизнь.

Наука конституционного права изучает одноименную отрасль при помощи определенных методов. Если предмет науки отвечает на вопрос «что познается», то методология науки — «как познается», т.е. какие методы используют исследователи для познания конституционно-правовых норм и отношений. При этом под методами понимаются способы, приемы, применяемые для получения научных знаний. Совокупность методов образует методологию науки (рис. 3).

Рис. 3. Методы научного познания

Наука конституционного права использует общефилософские методы, в частности материалистический, который исходит из взаимосвязи и постоянного развития конституционно-правовых явлений.

Среди общенаучных методов выделяют логический, исторический, системный и функциональный.

Логический метод основан на применении мыслительного анализа (разложение целого на части) и синтеза (соединение частей в целое), индукции (получение общего знания на основе частного) и дедукции (получение частного знания на основе общего) и других законах логики — восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, абстрагирование.

^ Например, избирательный процесс может быть представлен как последовательно сменяющие друг друга этапы, а совокупность отдельных стадий, связанных с принятием и обнародованием закона, образует законодательный процесс. На основе изучения Конституции Республики Татарстан можно получить общее представление об учредительных актах субъектов РФ, а на основе общих признаков субъектов Федерации возможно определить признаки конкретного субъекта РФ.

Исторический метод позволяет рассматривать конституционно-правовые явления (например, федерализм, парламентаризм, гражданство) в развитии, выявлять преемственность и закономерности правового регулирования, а на их основе — перспективы совершенствования законодательства. Конституционно-правовая наука изучает историю развития конституции, конституционно-правового законодательства.

Системный метод основан на подходе к отрасли права как системному целостному образованию. Поэтому все конституционно-правовые явления должны рассматриваться во взаимосвязи. Так, исследуя права человека и гражданина, необходимо иметь представление о политическом режиме, государственных правозащитных институтах и пр.

Функциональный метод дает возможность изучить функции, социальное назначение конституционно-правовых явлений, т.е. рассмотреть их в динамике. Например, исследуются функции Президента РФ, полномочия Государственной Думы, права и обязанности депутата, процесс объединения субъектов РФ и т.п.

Наука конституционного права применяет достижения юридических и общественных наук, а также технических и естественных наук, т.е. частнонаучные методы. К ним относятся следующие методы: формально-юридический; сравнительно-правовой; статистический; конкретно-социологический; эксперимента и др.

Формально-юридический метод позволяет проанализировать содержание исследуемого нормативного материала, толковать правовые нормы, выявлять юридические факты, определять юридические понятия и категории, систематизировать конституционно-правовые явления.

Сравнительно-правовой метод заключается в сопоставление государственно-правовых явлений России на разных этапах ее развития, а также России и зарубежных стран, в сравнении организации государственной власти в субъектах РФ, регионального законодательства с целью выявления сходства и различия между ними и т.д.

Статистический метод направлен на получение определенных количественных показателей для получения доказательств наличия или отсутствия связей между анализируемыми явлениями, а также для анализа факторов, влияющих на данное явление.

^ Например, статистика применяется для выявления качественного состава депутатского корпуса, анализа причин неучастия избирателей в выборах, оценки эффективности деятельности органов власти [1] и др. Обрабатывая полученные показатели, наука обосновывает политико-правовые и организационные меры, которые могут способствовать преодолению негативных явлений.

Конкретно-социологический метод — это приемы и методы отбора, переработки, анализа информации о конституционно-правовой практике: анализ документов, опросы, обсуждение проектов законов, изучение судебной практики Конституционного Суда РФ и других судов, иной правоприменительной практики (работы избирательных комиссий, Уполномоченного по правам человека и т.п.), общественного мнения о деятельности партий и т.д.

Метод эксперимента позволяет проверить научные гипотезы, подтвердить или опровергнуть проекты государственно-правовых решений (учреждение суда присяжных, проведение единого государственного экзамена, применение ювенальных технологий и др.).

Итак, методология науки конституционного права весьма многообразна. Применение того или иного метода познания зависит от предмета и целей исследования.

Научные исследования в области конституционного права основываются на многочисленных и разнообразных источниках. Под источниками науки понимаются информационные материалы о конституционно-правовых явлениях.

Выделяют несколько видов источников:

К нормативным источникам науки конституционного права относятся все источники одноименной отрасли. Наука изучает законодательство, анализирует содержащиеся в них юридические конструкции, выявляет степень их эффективности, предлагает пути совершенствования. Источниками науки являются и ранее действовавшие в России нормативные правовые акты, а также конституционное законодательство зарубежных стран, международные правовые акты, служащие сравнительным материалом для исследователей, обогащающим российскую науку.

Теоретические источники включают научные труды отечественных и зарубежных авторов, содержащие различные концепции и выводы, зачастую диаметрально противоположные. К таким трудам относятся монографии, диссертации, научные статьи, иные публикации не только по конституционному праву РФ, но и по теории государства и права, конституционному праву зарубежных стран, иным юридическим наукам, а также философии, социологии, филологии и др. Их исследование обогащает науку и вооружает государственно-правовую практику.

Наука использует публицистические источники, к которым относятся статьи и выступления в СМИ, Интернете по общественно-политическим проблемам.

Наука не должна быть схоластичной, т.е. оторванной от жизни. Поэтому ее источниками служат материалы конституционно-правовой практики. Анализ практики деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, реализации конституционных прав и свобод гражданами помогает выявить проблемы в законодательстве и наметить пути его совершенствования.

Наука конституционного (государственного) права возникла значительно позднее других юридических наук. Ее появление было связано с отпочкованием от философии, социологии и других наук.

Сложилась следующая периодизация науки конституционного права:

I этап — дореволюционный (середина XIX в. — октябрь 1917 г.);

II этап — советский (1917 г. — вторая половина 1980-х гг.);

III этап — современный (вторая половина 1980-х гг. — настоящее время).

В дореволюционный период, несмотря на отсутствие конституции, наука государственного права существовала и развивалась, исследовались государство, его институты, организация верховной власти, учреждение Императорской Фамилии, права и преимущества членов Императорского Дома и членов Царствующего Дома, порядок престолонаследия, регентство, история развития монархии в России и др. После принятия в 1906 г. Основных законов Российской империи предмет государственного права расширился за счет исследований теории правового государства, народного представительства, парламентаризма. Среди выдающихся представителей российской государственно-правовой науки А.С. Алексеев, А.И. Васильчиков, В.М. Гессен, А.Д. Градовский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин, М.И. Коркунов, С.А. Котляревский, Б.Э. Нольде, М.И. Свешников, Б.Н. Чичерин и многие другие.

Советский период развития науки конституционного (государственного) права начался после Октябрьской революции 1917 г., объявившей единственную господствующую идеологию — марксизм-ленинизм. Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью отброшены, а новые, стесненные рамками официальной идеологии, были призваны обосновывать партийно-государственные решения. В этот период сложились концепции диктатуры пролетариата, социалистического государства, руководящей роли рабочего класса и коммунистической партии в социалистическом государственном строительстве, пролетарского интернационализма, социалистического федерализма и др. Идеологическое насилие над наукой государственного права не остановило ее прогрессивного развития по многим теоретическим проблемам, среди которых предмет, источники и система государственного права; народный, государственный и национальный суверенитет; политическая система; народное представительство; правовой статус личности; государственное устройство и др. Значительный вклад в развитие науки на этом этапе внесли ученые-государствоведы: С.А. Авакьян, Г.В. Ба-рабашев, В.И. Васильев, Л.Д. Воеводин, Д.Л. Златопольский, И.П. Ильинский, И.Д. Левин, В.Т. Кабышев, А.И. Ким, М.Г. Кириченко, Е.И. Козлова,

B. Ф. Коток, С.С. Кравчук, И.Н. Кузнецов, Н.Я. Куприц, О.Е. Кутафин, Б.М. Лазарев, А.И. Лепешкин, А.И. Лукьянов, В.О. Лучин, Н.А. Михалева, А.А. Мишин, В.С. Основин, В.А. Пертцик, Б.А. Страшун, Ю.А. Тихомиров, Б.Н. Топорнин, Е.И. Фарбер, В.Е. Чиркин, К.Ф. Шеремет, Б.В. Щетинин, Б.С. Эбзеев и другие. Многие из них вносят большой вклад в исследование современных проблем конституционного права.

Современный период науки конституционного права ознаменовался коренными государственными реформами, изменениями Конституции 1978 г., распадом СССР, в составе которого находилась Россия, принятием новой Конституции РФ 1993 г. Возникли новые научные концепции в области основ конституционного строя, гарантий прав и свобод человека и гражданина, федерализма, разделения властей, парламентаризма, законодательного процесса, местного самоуправления и др. В числе исследователей названных теоретических проблем А.С. Автономов, М.В. Баглай, И.Н. Барциц, Н.А. Богданова, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, Т.Д. Зражевская, Л.В. Лазарев, Г.Н. Комкова, А.Н. Кокотов, В.А. Кряжков,

C. Д. Князев, В.В. Игнатенко, М.А. Митюков, С.Э. Несмеянова, Л.А. Нуд-ненко, Ж.И. Овсепян, А.Е. Постников, В.И. Фадеев, Т.Я. Хабриева, Ю.Л. Шульженко и многие другие.

  • [1] См., например: Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 35. Ст. 4774.

Образовательный портал — все для студента юриста.

II. Конституционное право как наука.

1. Понятие конституционного права как науки.

Конституционное право как наука — это система научного знания, взглядов и представлений о системе норм права регулирующих общественных отношениях в сфере взаимодействия государства и личности.

2. Цели конституционного права как науки.

Цели конституционного права как науки:

— Познание новейших тенденций в сфере общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права.

— Прогнозирование развития конституционно-правовых отношений.

— Выработка предложений по совершенствованию конституционного права как отрасли.

3. Предмет конституционного права как науки.

Предмет конституционного права как науки — это совокупность элементов конституционного права как отрасли, которые изучает конституционное право как наука.

Предмет конституционного права как науки составляют:

— Система институтов государства.

4. Методы конституционного права как науки.

Метод конституционного права как науки — это система методов, средств и способов познания конституционного права как отрасли.

Система методов КП как науки:

Всеобщие (философские) методы:

— метод диалектического материализма.

— метод исторического материализма.

5. Источники конституционного права как науки.

Система источников конституционного права как науки:

— Нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы.

— Практика конституционно-правовых отношений.

Понятие, предмет и метод конституционного права

Конституционное право — категория многоплановая. В правоведении она рассматривается в трёх аспектах[1]:

· как отрасль права т.е. упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих группу однородных общественных отношений, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти;

· как наука, — это совокупность различных теорий, взглядов, идей по вопросам государственно-правового характера, связанных с предметом данной отрасли права; изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты;

· как учебная дисциплина, — это предмет преподавания, курс, основанный на достижениях данной науки.

Конституционное право как одна из основных теоретико-правовых дисциплин изучается сейчас во всех юридических вузах. Изучение курса конституционного права призвано способствовать глубокому уяснению студентами:

‑ содержания, места и роли этой важнейшей отрасли права в правовой системе современного Российского государства;

‑ сущности и основных этапов развития Конституции России, ее юридических свойств;

‑ понятия и содержания основ конституционного строя РФ;

‑ правового положения человека и гражданина в нашем государстве;

‑ системы органов государственной власти в России, их структуры и организации деятельности;

‑ конституционных основ местного самоуправления.

Конституционное право как отрасль права — составная часть общей правовой системы России. Эта отрасль права, как и другие (административное, гражданское, уголовное и т.д.) является совокупностью правовых норм, правил поведения, установленных и охраняемых государством.

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти[2].

Главной задачей конституционного права является нахождение баланса между властью, необходимой для организации общества и свободой[3].

Для юридического анализа и правовой оценки той или иной ситуации необходимо, прежде всего, уяснение вопроса о том, нормами какой отрасли права регулируются данные общественные отношения. Деление права на отрасли помогает изучению права, совершенствованию правовых норм.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Следовательно, для уяснения понятия конституционного права необходимо определить его предмет и метод.

Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения, на которые направлено воздействие группы норм той или иной отрасли права.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

а) отношения по поводу устройства государства и организации государственной власти;

б) отношения между человеком и государством.

Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется путём установления основополагающих положений, принципов, определяющих качественную характеристику государства. Это – народовластие, государственный суверенитет, разделение властей, форма правления, форма государственно-территориального устройства. Это также ‑ определение субъектов государственной власти и способов её реализации.

Конституционно-правовые нормы устанавливают систему и виды органов государственной власти и местного самоуправления, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, полномочия, формы деятельности; регламентируют отношения между ними.

Установленные конституционно-правовыми нормами основы взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти определяют форму правления страны, а между центральными и региональными органами государственной власти ‑ форму государственно-территориального устройства.

Отношения между человеком и государством регулируются многими отраслями права: трудовым, гражданским, административным и др. Конституционное право устанавливает в этой сфере взаимоотношений лишь основополагающие принципы правового статуса личности, основные права, свободы и обязанности.

Права и свободы принадлежат человеку от рождения, они не могут быть ограничены ни государством, ни его основным законом. Нормы конституционного права России закрепляют неотъемлемость прав и свобод, провозглашают их высшей ценностью и устанавливают обязанности государства по их охране и защите.

Следует отметить, что конституционное право обычно не регулирует отношений человека и общества, не устанавливает основ общественного строя и гражданского общества. В принципе в конституционном праве (есть, конечно, исключения) ни в какой форме не закрепляется руководство государства обществом. Общество независимо от государства стоит над ним. Взаимоотношения между обществом и государством должны строится на признании свободы человека и институтов гражданского общества.

Под методом правового регулирования понимается совокупность приёмов, способов, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников. Как и любая отрасль права, конституционное право присущими ему правовыми методами воздействует на общественные отношения.

Методы регулирующего воздействия конституционного права на общественные отношения разнообразны и зависят от характера содержащегося предписания. Конституционное право применяет следующие правовые методы воздействия на общественные отношения:

‑ возложение обязанностей и ответственности;

Управомочивающие нормы конституционного права закрепляют компетенцию государственных органов, права субъектов федерации и т.п. Так, например, ст. 73 Конституции РФ устанавливает, что “вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти”. Эти нормы содержат установления, закрепляющие правомочия соответствующих субъектов правоотношений.

В конституционно-правовом регулировании общественных отношений встречается метод обязывания. Например, в соответствии со ст. 108 Конституции РФ принятый федеральный конституционный закон в течении четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Эти нормы закрепляют обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием.

Конституционному праву присущ и метод дозволения. Например: “Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации” (ч. 2 ст.117 Конституции РФ); “По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе” (ч. 3 ст.66 Конституции РФ). Предписания, содержащиеся в этих нормах, не управомочивают, не обязывают, но разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению.

В конституционном праве нередко применяется и метод запрещения. Например: “Никто не может присваивать власть в Российской Федерации” (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ); “Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию” (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ); “Создание чрезвычайных судов не допускается” (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ). Предписания в данном случае запрещают субъектам конституционного права осуществлять названные действия.

Конституционное право, применяя названные методы регулирования, обеспечивает нормальное функционирование институтов государственной власти, гарантирует народовластие. Посредством различных методов регулирования гарантируются и основные права и свободы человека и гражданина.

Зная предмет и методы конституционно-правового регулирования, можно сформулировать наиболее полное определение конституционного права. Это ведущая отрасль российского права, представляющая систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию государственной власти и местного самоуправления, отношения между человеком и государством. В этом определении указаны наиболее существенные отношения, регулируемые нормами конституционного права. Конституционное право отдельных стран может иметь своим предметом и более широкий круг отношений.

Дата добавления: 2014-12-06 ; просмотров: 1401 . Нарушение авторских прав